Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2022 по делу N 88-33503/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 21.06.2022 N 33-6985/2022 по делу N 2-236/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец ссылается на подачу в период службы заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 21.06.2022 N 33-6985/2022 по делу N 2-236/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец ссылается на подачу в период службы заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Отказано.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июня 2022 г. N 33-6985/2022
Судья Рубинская О.С. | Дело N 2-236/2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Столбова Е.М., Соколова Д.В.
при секретаре судебного заседания Г.
с участием Ш.А., представителя ГУ ФСИН России по Нижегородской области - С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соколова Д.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Ш.А.
на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 12 января 2022 года
по иску ШАА к ГУ ФСИН России по Нижегородской области о признании незаконным отказа комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты
установила:
Ш.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к ГУ ФСИН России по Нижегородской области, просил суд:
- признать незаконным отказ комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУ ФСИН России по Нижегородской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Нижегородской области, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в постановке на учет Ш.А.;
- признать за Ш.А. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- обязать ГУ ФСИН России по Нижегородской области поставить Ш.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 4 февраля 2021 года представил в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУ ФСИН России по Нижегородской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Нижегородской области, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - комиссия ГУ ФСИН России по Нижегородской области) документы, предусмотренные
постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Согласно письма ГУ ФСИН России по Нижегородской области от 07.05.2021 комиссия решила отказать истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием оснований, предусмотренных
статьями 4,
6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Истец не согласен с данным решением комиссии, поскольку в соответствии с действующим законодательством право на единовременную социальную выплату (ЕСВ) сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты. Истец обращался в комиссию в 2017 году (в период прохождения службы в системе ГУ ФСИН России по Нижегородской области) с заявлением на получение ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения. Основанием для отказа в постановке на учет послужило совершение истцом в 2015 году действий, повлекших ухудшение жилищных условий. С 20.03.2008 по настоящее время истец зарегистрирован по адресу <...> (общежитие, находящееся на балансе ГУ ФСИН России по Нижегородской области).
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 января 2022 года в удовлетворении исковых требований Ш.А. отказано.
В апелляционной жалобе Ш.А. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, в обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, считая свои права и законные интересы нарушенными, заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ш.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ГУ ФСИН России по Нижегородской области С. возражала относительно апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Третье лицо Ш.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.
При таких обстоятельствах в соответствии со
статьями 167,
327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие третьего лица.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном
главой 39 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Выслушав истца и представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Ш.А., [дата] года рождения, проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности инспектора отдела охраны ФКУ ИК-17 ГУ ФСИН России по Нижегородской области, в звании капитана внутренней службы.
Приказом ГУ ФСИН по Нижегородской области от 23.05.2017 [номер]-лс был уволен 26.05.2017 по
пункту "б" части 1 статьи 58 (по достижении предельного возраста). Выслуга лет истца по состоянию на день увольнения в календарном исчислении составила 25 лет 8 месяцев 1 день, в льготном исчислении 41 год 2 месяца 21 день (л.д. 49).
4 февраля 2021 истцом поданы в комиссию комиссия ГУ ФСИН России по Нижегородской области заявление (рапорт), (порядковый номер в книге учета заявлений (рапортов) [номер]) и документы, указанные в
постановлении Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 [номер], для решения вопроса о постановке (отказе в постановке) его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (л.д. 22-88).
Решением комиссии оформленной протоколом от 30.04.2021 [номер] истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием оснований, предусмотренных
статьями 4,
6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ по мотивам того, что Ш.А. приказом ФКУ ИК-17 ГУ ФСИН России по Нижегородской области от 23.05.2017 уволен с 26.05.2017 и не принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года в федеральном органе исполнительной власти, в котором проходил службу.
Из вышеуказанного решения следует, что комиссией установлена общая продолжительность службы истца в учреждениях и органах в календарном исчислении более 25 лет. Состав семьи 1 (один) человек: бывший сотрудник (пенсионер). Ш.А. с 20.03.2008 постоянно зарегистрирован по адресу [адрес]. Согласно копии заявления от 20.03.2008 ФКУ ЛИУ-3, здание воинской части, расположенное по адресу [адрес], ранее находилось на балансе ФКУ ЛИУ-10 на праве оперативного управления и являлось общежитием. Согласно справке Администрации Восходовского сельсовета от 02.02.2021 [номер], здание находится на балансе ГУ ФСИН России по [адрес]. С 07.07.2016 по 05.07.2018 Ш.А. имел временную регистрацию по адресу: [адрес], р. [адрес]. Дом общей площадью 72,6 кв. м, принадлежит на праве собственности теще. По этому адресу были зарегистрированы: супруга, ШАА и сын, на каждого зарегистрированного приходилось по 24,2 кв. м, (более 15 кв. м). С документами предоставлен договор найма жилого помещения от 07.07.2016, согласно которому Ш.А. снимает дом с 07.07.2016 по 05.07.2018 по адресу [адрес], р. [адрес]. Дом на праве собственности принадлежит теще. Также у Ш.А. имеется временная регистрация с 05.12.2019 по 04.12.2021 по адресу [адрес], д. Дерябино, [адрес]. Дом общей площадью 72,8 кв. м, принадлежит на праве собственности В. (родство не установлено). В доме временно зарегистрированы: ШАА, супруга и сын, на каждого зарегистрированного приходится по 24,2 кв. м, (более 15 кв. м). Ш.А. 10.03.2017 подавались документы в комиссию ГУ ФСИН России по Нижегородской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Комиссия приняла решение об отказе. Ш.А. обратился в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода с требованиями о незаконном отказе комиссии в принятии его на учет. Однако суд согласился с решением комиссии, и Ш.А. было отказано в удовлетворении его требований (л.д. 90-91).
Материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 07.12.2016 в удовлетворении иска Ш.А. к ГУ ФСИН России по Нижегородской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от 24.05.2016, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано в полном объеме (л.д. 73-75).
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 декабря 2017 года Ш.А. отказано в удовлетворении иска ГУ ФСИН России по Нижегородской области о признании решения комиссии незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты, понуждении к постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения (л.д. 77-80).
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями
статей 4,
6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, суд первой инстанции установив, что рапорт и документы о постановке на учет на получение ЕСВ были поданы истцом в комиссию ГУ ФСИН России по Нижегородской области, как сотрудником, уволенным со службы с правом на пенсию, доказательств того, что истец был принят в период прохождения службы на учет в качестве имеющего право на получение ЕСВ или был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходил службу не представлены, пришел к выводу, что решение ответчика об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ является законным и обоснованным, вследствие чего отказал истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, при этом учитывает следующее.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что следует из
части 1 статьи 1 названного закона (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г.)
Так, в соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ). Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (
часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные
правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (
пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно
пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный
пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в
пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (
пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с
пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в
пункте 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных
частями 1 и
3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
Таким образом, в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права при разрешении спора о правомерности отказа комиссии ГУ ФСИН России по Нижегородской области в постановке Ш.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты подлежат установлению имеющие значение для дела обстоятельства, а именно:
- наличие у Ш.А. как сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы предусмотренных
частями 1 и
3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ обязательных условий для возникновения права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- отсутствие с его стороны указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Доказательствами по делу подтверждено, что истец Ш.А. на момент обращения в комиссию ГУ ФСИН России по Нижегородской области сотрудником проходящим службу в учреждении уголовно-исполнительной системы не являлся, был уволен со службы с правом на пенсию.
Таким образом, у Ш.А. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что право на единовременную социальную выплату (ЕСВ) сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, подлежат отклонению, так как вторым необходимым условием принятия на учет на право получения ЕСВ является факт обращения с заявлением о принятии на учет сотрудником в период прохождения службы, чего не имеет место быть в рассматриваемом случае.
Как следует из пункта 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017 сотрудники органов уголовно-исполнительной системы сохраняют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при увольнении со службы с правом на пенсию при условии их обращения с заявлением о постановке на учет для получения указанной меры социальной поддержки в период прохождения службы.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истец обращался в комиссию ГУ ФСИН России по Нижегородской области в 2017 году с заявлением на получение ЕСВ на приобретение или строительство жилого помещения, то есть в период прохождения службы в системе ГУ ФСИН России по Нижегородской области правового значения не имеет, так как истцу было отказано в постановке на соответствующий учет и как следствие у него не возникало право на получение исправшиваемой меры социальной поддержки, что подтверждено судебными постановлениями вступившими в законную силу. На момент обращение с заявлением о постановке на учет в комиссию ГУ ФСИН России по Нижегородской области 4 февраля 2021 года указанное право у истца не возникло (отсутствует).
Названные обстоятельства являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, о чем в обжалуемом решении имеются подробные суждения, основанные на правильном толковании норм материального права.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со
статьями 56,
57 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции исследованы все значимые по делу обстоятельства, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ШАА - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22 июня 2022 года.