Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.01.2018 по делу N 33-441/2018
Требование: О признании незаконным решения органа исполнения наказаний, обязании поставить на учет для получения выплаты.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.01.2018 по делу N 33-441/2018
Требование: О признании незаконным решения органа исполнения наказаний, обязании поставить на учет для получения выплаты.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Требование удовлетворено частично.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 января 2018 г. по делу N 33-441/2018(15806/2017)
Судья Телкова Е.И.
23 января 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Будько Е.В., Савинова К.А.,
при секретаре: К.О.Р.,
с участием: представителя истца П.Н.П., представителя ответчика ГУФСИН России по Нижегородской области К.О.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько Е.В.
дело по апелляционной жалобе П.Н.И.
на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 21 июня 2017 года
по иску П.Н.И. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий,
установила:
П.Н.И. обратился в суд с названными требованиями к ГУФСИН России по Нижегородской области, указав, что на основании ст. 12 ГК РФ, ст. 131, 132 ГПК РФ, с п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1, ч. 4, 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ имеет право на получение единовременной социальной платы для приобретения или строительства жилого помещения, с 2005 года состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с необеспеченностью собственным жилым помещением.
Истец просил суд признать незаконным решение комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области от 20.06.2016 г. о постановке П.Н.И. с членами семьи в составе семьи двух человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N 12 от 20.06.2016 г.) в части даты постановки на учет с 20.06.2016 г., а также в части состава семьи в количестве двух человек; обязать ГУФСИН России по Нижегородской области поставить П.Н.И. с членами семьи в составе семьи трех человек (П.Н.И., П.Г., П.О.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20.05.2015 г.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 21 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований П.Н.И. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий отказано в полном объеме.
Определением Советского районного суда г. Н. Новгорода от 02 октября 2017 года исправлены описки, допущенные в решении от 21 июня 2017 года: изложив абзац 2 на стр. 5 мотивировочной части решения суда в следующей редакции:
"Поскольку у суда не имеется оснований для признания оспариваемого решения комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области о постановке на учет П.Н.И. с членами семьи в составе двух человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N 12 от 20.06.2016 г.) незаконным, то отсутствуют основания и для удовлетворения остальных исковых требований истца, в части возложения на ГУФСИН России по Нижегородской области обязанности поставить истца с определенным составом членом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20.05.2015".
В апелляционной жалобе П.Н.И. содержится требование об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает, что ответчик ненадлежащим образом исполнил требования апелляционного определения Нижегородского областного суда от 16.02.2016 г., что привело к более поздней постановке заявителя в очередь для получения единовременной выплаты и с иным составом семьи. Из положений п. 7 Порядка формирования и работы комиссии следует, что очередность постановки сотрудников на учет определяется по дате подачи соответствующего заявления и его регистрации в книге учета заявлений, поэтому у ответчика имелась обязанность поставить истца на учет с членами семьи в составе из трех человек с 20.05.2015 г., то есть с даты обращения, а не с 20.06.2016 г.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепляет условие предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенной категории государственных служащих в случае совершения ими (членами их семей) действий, повлекших ухудшение жилищных условий, - такие служащие принимаются на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Данное требование, основанное на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, распространяется на соответствующую категорию государственных служащих независимо от времени отчуждения ими жилого помещения. Подобное правовое регулирование, согласующееся с конституционным принципом равенства прав граждан, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 года N 2488-О и от 24 марта 2015 года N 692-О).
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Из совокупности изложенных правовых норм следует, что сотрудник принимается на учет для получения единовременной социальной выплаты при наличии условий, предусмотренных законом, определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и его право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550, вступившим в действие 14.12.2014, предусмотрено:
Пунктом 6 Порядка: - в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии: комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; комиссии образовательных организаций ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в образовательных организациях ФСИН России и их филиалах и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно п. 7 Порядка Комиссии осуществляют следующие функции:
- принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.
- принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
Следовательно, именно Комиссия принимает решение о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
Иное толкование, в том числе и изложенное истцом и его представителем, основано на неправильной трактовке указанных норм.
Согласно п. 7 Постановления Правительства от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", секретарь комиссии уведомляет гражданина о принятом комиссией решении в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, территориальных органов, учреждений и организаций, в которых проходят службу (проходили службу) сотрудники.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, П.Н.И. 20 мая 2015 года подал заявление (рапорт) и документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, для решения вопроса о постановке (отказе в постановке) его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Комиссии (протокол N 11 от 30 июля 2015) П.Н.И. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (п. 2 часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
П.Н.И. обратился с иском в суд об отмене данного решения. Решением Советского районного суда 24 ноября 2015 года отказ ГУФСИН России по Нижегородской области в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты признан законным.
Апелляционным определением Нижегородского областного суда 16 февраля 2016 года решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 24 ноября 2015 года отменено в части отказа П.Н.И., удовлетворении исковых требований к ГУФСИН России по Нижегородской области о признании незаконным отказ комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В отмененной части судом апелляционной инстанции принято новое решение, которым признан незаконным отказ комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области в постановке П.Н.И. с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N 11 от 30 июля 2015 года), на ГУФСИН России по Нижегородской области возложена обязанность поставить П.Н.И. с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Исполнительный лист поступил в ГУФСИН России по Нижегородской области 14.06.2016 г.
Во исполнение определения судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 февраля 2016 года ГУФСИН России по Нижегородской области (протоколом N 12 от 20.06.2016) поставила истца и его супругу П.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 20.06.2016, о чем истец был уведомлен (письмом N 53/ТО/57-56 от 16.01.2017).
При разрешении спора суд первой инстанции, исходил из положений п. 7.2.5. приказа ФСИН России от 16.10.14 N 550 "Об утверждении порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов УИС по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством РФ членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", которыми установлено, что - ежегодно, до 1 февраля, а также при подготовке директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложений о предоставлении единовременной выплаты комиссии проводят уточнение сведений о сотрудниках и гражданах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, с внесением соответствующих изменений в Книгу учета граждан и учетные дела указанных лиц.
Поскольку на заседании Комиссии при рассмотрении представленных истцом документов 20 июня 2016 года было установлено, что на момент исполнения решения суда дочери истца ПОН, ДД.ММ.ГГГГ г.р. исполнилось 23 года, студентом очного отделения ВУЗа она не является, в силу чего не является членом семьи истца применительно к закону от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, поэтому на учет на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец был поставлен с супругой П.Г.
Судебная коллегия Нижегородского областного суда признает данный вывод суда первой инстанции основанными на правильном толковании и применении норм материального права.
Однако, судебная коллегия не согласна с выводами суда первой инстанции о правильной постановке истца на учет с даты рассмотрения комиссией после получения исполнительного листа - 20.06.2016, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставления сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Согласно п. 7.2.2 Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16.10.14 N 550, комиссия ФСИН принимает решение о постановке на учет и снятии с него. Комиссия ведет Книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из изложенного следует, что учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы на учет для получения выплаты осуществляется в порядке очередности, то есть право истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения было нарушено ответчиком 30.07.2015 г. с даты принятия незаконного решения комиссией, а не с даты подачи рапорта - 20.05.2015 г.
При таких обстоятельствах, исковые требования П.Н.И. в части требования о принятии его на учет подлежат удовлетворению частично, а именно: П.Н.И. подлежит быть принятым на учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы на учет для получения выплаты с даты 30.07.2015 г,
Судебная коллегия отмечает, что в остальной части доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекшего вынесение незаконного решения, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 21 июня 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании решения комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области от 20.06.2016 г. в части даты постановки на учет с 20.06.2016 г.
Вынести в отмененной части новое решение, которым исковые требования П.Н.И. в указанной части удовлетворить частично: обязать ГУФСИН России по Нижегородской области поставить П.Н.И. с членами семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 30.07.2015 г.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.