Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18.04.2017 по делу N 33-4363/2017
Требование: О признании незаконным отказа комиссии, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец является аттестованным сотрудником органа юстиции, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 22 лет. Истец обратился с заявлением о принятии на учет в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, но в постановке на учет супруги истца и его несовершеннолетнего сына было отказано по мотиву ухудшения ими жилищных условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 18.04.2017 по делу N 33-4363/2017
Требование: О признании незаконным отказа комиссии, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец является аттестованным сотрудником органа юстиции, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 22 лет. Истец обратился с заявлением о принятии на учет в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, но в постановке на учет супруги истца и его несовершеннолетнего сына было отказано по мотиву ухудшения ими жилищных условий.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2017 года
Судья ФИО11
18 апреля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам ФИО7 областного суда в составе:
председательствующего судьи Серова Д.В.,
судей ФИО18, Леонтенковой Е.А.,
при секретаре ФИО14,
с участием истца ФИО6, представителя ответчика ФИО8 - ФИО15
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО18,
дело по апелляционной жалобе ФИО8
на ФИО5 Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
по иску ФИО6 к ФИО8 о признании незаконным отказа комиссии и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты,
установила:
ФИО6 обратился в суд с иском к ФИО8 о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, указывая, что он является аттестованным сотрудником ГУФСИН по ФИО7 <адрес> и замещает должность начальника отдела специального учета ГУФСИН по ФИО7 <адрес>, полковник внутренней службы. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 22 лет.
В соответствии с
ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" истец как сотрудник, являющийся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Ранее истцу единовременная социальная выплата (субсидия) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в подкомиссию ГУФСИН ФИО10 по ФИО7 <адрес> в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N, с заявлением о принятии на учет в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, предоставив необходимые документы.
Согласно выписке из протокола комиссии ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 комиссии отказано в постановке на учет супруге истца и его несовершеннолетнему сыну по мотиву ухудшения жилищных условий со стороны супруги и несовершеннолетнего сына.
Истец указывает, что супруга и сын зарегистрировались по месту жительства истца: <адрес>, что не является намеренным ухудшением жилищных условий, так как все члены семьи истца проживали с истцом по указанному адресу постоянно.
В силу
п. 1 ч. 8 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" совершение сотрудником действий по вселению в жилое помещение своей супруги и несовершеннолетнего сына, мотивированных любыми причинами, не расценивается как ухудшение сотрудником своих жилищных условий.
Истец считает, что незаконным ФИО5 комиссии ФИО8 по ФИО7 <адрес> нарушено его право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в полном объеме в расчете на всех совместно проживающих с истцом членов семьи.
Истец просил суд признать незаконным отказ комиссии ФИО8 по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения им строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в части постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, совместно проживающих с истцом членов его семьи: супруги ФИО2 и несовершеннолетнего сына ФИО3, и обязать комиссию ФИО8 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения членов семьи истца, совместно проживающих с ним: ФИО2 (супруга), ФИО3 (несовершеннолетний сын) с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО5 Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО6 к ФИО8 о признании незаконным отказа комиссии и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным отказ Федеральной службы исполнения наказаний ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний ФИО10 повторно в соответствии с действующим законодательством рассмотреть заявление ФИО6 о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО6 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО8 поставлен вопрос об отмене ФИО5 суда как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права, без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ФИО6 04.09.2015 г. предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилья, в связи с чем он снят с учета для получения выплаты. Кроме того, заявитель указывает, что истцом совершены намеренные действия по ухудшению жилищных условий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам ФИО7 областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ФИО8 ФИО5 Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений.
Постановлением Президиума ФИО7 областного суда от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам ФИО7 областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала, истец полагал ФИО5 суда законным и обоснованным.
Законность ФИО5 суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном
гл. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене ФИО5 суда.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в
Постановлении N от ДД.ММ.ГГГГ "О судебном ФИО5" ФИО5 является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
ФИО5 является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое ФИО5 суда не соответствует приведенным требованиям. Разрешая спор, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил нарушение норм материального права.
В соответствии со
статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по ФИО5 руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с п. п. 1, 3 п. 2 ч. 1 Закона, членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
В п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. 31 и
69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, предусмотренных п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает ФИО5 о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией ФИО5 сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного ФИО5 (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В соответствии с п. 18 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
а) 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека;
б) 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек;
в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
В соответствии с п. п. "б" и "в" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты; при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО6 является аттестованным сотрудником ГУФСИН по ФИО7 <адрес> и замещает должность начальника отдела специального учета ГУФСИН по ФИО7 <адрес>, полковник внутренней службы. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 22 лет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратился в территориальную комиссию с заявлением о постановке на учет для получения единой социальной выплаты с составом семьи: ФИО2 (супруга), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын).
ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 с 20.11.2013 г. поставлен на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты с составом семьи 2 человека: заявитель и сын ФИО4, <данные изъяты> года рождения. Супруге и сыну истца - ФИО3, <данные изъяты> года рождения, отказано в постановке на учет в связи с совершением действий по ухудшению жилищных условий.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства в квартире, принадлежащей родителям истца на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>. Кроме истца в жилом помещении по указанному адресу по месту жительства были зарегистрированы родители истца ФИО16, ФИО17, сестра истца ФИО4 и сын ФИО4
Супруга истца ФИО2 и сын ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери истца ФИО17, по адресу: г. Н.Новгород, <адрес> жилого помещения <данные изъяты> кв. м.
С 01.11.2013 г. ФИО2 и ФИО3 были зарегистрированы в жилом помещении по адресу: г. Н.Новгород, <адрес> жилого помещения <данные изъяты> кв. м.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация супруги и сына истца 01.11.2013 г. в вышеуказанное жилое помещение в соответствии с
п. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не является намеренным ухудшением жилищных условий, и поскольку отказ Федеральной службы исполнения наказаний ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ N в постановке истца на учет с составом семьи 4 человека является незаконным, суд пришел к выводу о возложении на Федеральную службу исполнения наказаний ФИО10 обязанность повторно в соответствии с действующим законодательством рассмотреть заявление ФИО6 о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. При этом оснований для удовлетворения требований истца о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты членов семьи истца, совместно проживающих с ним: ФИО2 (супруга), ФИО3 (сын) с ДД.ММ.ГГГГ суд не усмотрел, исходя из того, что это является ограничением права на самостоятельное ФИО5 данного вопроса в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный
статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
По смыслу приведенных положений закона, правом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обладает сотрудник, отвечающий приведенным условиям о нуждаемости в жилом помещении, который в целях реализации права на получение единовременной выплаты принимается на учет, о чем комиссией принимается соответствующее ФИО5. Члены семьи сотрудника не являются самостоятельными субъектами данных правоотношений, их право на постановку на учет в целях получения единовременной социальной выплаты производно от права сотрудника соответствующего органа исполнительной власти.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, истец ФИО6 получил единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере <данные изъяты> <данные изъяты> руб. по платежному поручению от 04.09.2015 г. (л.д. 118), реализовав таким образом право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании договора купли-продажи от 09.10.2015 г., истец, его супруга ФИО2, и дети ФИО3 и ФИО4 являются собственниками квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <...> <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 104-107).
С момента приобретения указанного жилого помещения истец и члены его семьи перестали отвечать установленным условиям об обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, необходимым для принятия сотрудника на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При указанных данных, правовые основания для постановки членов семьи истца на учет в целях предоставления единовременной социальной выплаты и соответственно рассмотрения данного вопроса комиссией ответчика отсутствуют.
В силу
п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Как следует из материалов дела, истец обратился в суд за защитой нарушенного права, поставив вопрос о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения его супруги и несовершеннолетнего сына 20.10.2015 г., после получения единовременной выплаты с расчетом на одного члена семьи более чем, на состав семьи при количестве 3 лиц, и освоения предоставленных денежных средств.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о явном злоупотреблении правом со стороны истца, что также не было учтено судом первой инстанции, привело к ошибочным выводам и вынесению незаконного ФИО5.
На основании изложенного, ФИО5 суда на основании
п. п. 1,
4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с вынесением нового ФИО5 об отказе истцу в иске в полном объеме заявленных требований.
Руководствуясь
ст. ст. 328,
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
ФИО5 Советского районного суда г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Вынести по делу новое ФИО5:
Исковые требования ФИО6 к ФИО8 о признании незаконным отказа комиссии в постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.