Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2022 N 88а-23541/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.03.2022 по делу N 33а-3029/2022, 2а-2955/2021
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным представления.
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемое представление выдано надзорным органом с превышением предоставленных ему полномочий, при отсутствии на то оснований, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.03.2022 по делу N 33а-3029/2022, 2а-2955/2021
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным представления.
Обстоятельства: Истец указал, что оспариваемое представление выдано надзорным органом с превышением предоставленных ему полномочий, при отсутствии на то оснований, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.
Решение: Отказано.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2022 г. по делу N 33а-3029/2022
Дело N 2а-2955/2021
УИД: 52RS0016-01-2021-004329-79
Судья - Кравченко Е.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей Есыревой Е.В.,Жилкина А.М.,
при секретаре судебного заседания М.,
с участием представителя администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области Щ., старшего инспектора ОНД и ПР С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Есыревой Е.В. административное дело
по апелляционной жалобе администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области
на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2021 года
по административному иску администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области к начальнику ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Ф., ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области, УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области по Нижегородской области, ГУ МЧС России по Нижегородской области о признании незаконным и отмене представления [номер] от 07.07.2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенного начальником отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Ф.,
установила:
Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области обратилась в суд с указанным иском, в котором просила признать незаконным и отменить представление [номер] от 07.07.2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенного начальником отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Ф.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области к начальнику ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Ф., ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области, УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области по Нижегородской области, ГУ МЧС России по Нижегородской области о признании незаконным и отмене представления N 135/48 от 07.07.2021 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенного начальником отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Ф. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех обстоятельств по делу, и просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было установлено, что земельные участки, на которых допущена свалка отходов и не произведен покос травы находятся в муниципальной собственности муниципальных образований городского поселения "город Кстово" или Кстовского муниципального района и не были предоставлены доказательства, что именно администрация Кстовского муниципального района обязана осуществлять покос травы. В материалах дела отсутствуют сведения о границах территорий на основании кадастрового учета, где зафиксировано нарушение.
Главный государственный инспектор Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Ф. подал возражения на жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области Щ., доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, решение суда отменить и вынести новое решение.
Старший инспектор ОНД и ПР ФИО13 не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Учитывая требования
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положения
статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
В силу
ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, законность обжалуемого решения, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с
ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (
статья 1 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Федеральный
закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
(часть 1 статьи 1); устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля
(пункт 1 части 2 статьи 1).
В
пункте 17 части 4 статьи 1 названный закон предусматривает, что при осуществлении определенных видов государственного контроля (надзора), в частности федерального государственного пожарного надзора, особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Федеральный
закон "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Раскрывая основные понятия, применяемые в указанных выше целях, Федеральный
закон "О пожарной безопасности" определяет, что федеральный государственный пожарный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности
(абзац двенадцатый статьи 1).
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с
частью 1 статьи 6.1 названного федерального закона применяются положения Федерального
закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных данной
статьей и включающих применение риск-ориентированного подхода, при котором осуществляется отнесение объекта защиты, территории или земельного участка к определенной категории риска.
Таким образом, государственный надзор за выполнением организациями и гражданами требований пожарной безопасности, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков осуществляется в том числе в рамках выездных проверок с учетом особенностей организации и проведения таких проверок, в случае невозможности осуществления проверки соблюдения требований пожарной безопасности в рамках документарных проверок и в целях необходимости обязательного подтверждения достоверности соблюдения указанными лицами установленных законодательством требований и представленных сведений.
Согласно
статье 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
статья 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
К вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (
пункты 8,
10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
Из материалов дела усматривается, что в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области ОН и ПР по Кстовскому району Нижегородской области была проведена внеплановая выездная проверка в период с 24.05.2021 г. по 18.06.2021 г. в соответствии с распоряжением главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Ф. от 19.05.2021 г. N 96, с целью контроля выполнения администрацией предписания по устранению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности N 52/1/35 от 08.05.2020 г., которое заявителем не оспаривалось.
По результатам проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- на территориях общего пользования г. Кстово допущено устройство свалок горючих отходов, по адресам: [адрес] ([адрес]), [адрес] -в нарушение
п. 69 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "О противопожарном режиме";
- не произведен покос травы земельных участков общего пользования, расположенных в границе населенного пункта г. Кстово, а именно овраги вдоль [адрес], левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков с левой и правой стороны по шоссе Центральное промзоны, - в нарушение
п. 67 указанных выше Правил.
Главным государственным инспектором Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Ф. 07.07.2021 г. администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области было внесено представление N 135/48 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в соответствии с которым [дата] г. в [дата] час. на территории [адрес] нарушила требования пожарной безопасности, а именно: на территориях общего пользования [адрес] допущено устройство свалок горючих отходов, по адресам: [адрес] -в нарушение
п. 69 Правил противопожарного режима, утв. Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "О противопожарном режиме"; не произведен покос травы земельных участков общего пользования, расположенных в границе населенного пункта [адрес], - в нарушение
п. 67 указанных выше Правил.
Администрации района предписано в месячный срок устранить допущенные нарушения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое представление соответствует требованиям законодательства, содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены, вынесено при наличии к тому оснований и в пределах предоставленных ГУ МЧС России по Нижегородской области полномочий, с соблюдением процедуры принятия, является исполнимым, в связи с чем, не нарушает права и законные интересы административного истца.
При этом суд, исследовав представленные доказательства, установил соблюдение должностным лицом порядка и сроков проведения внеплановой проверки, составления документов надзорного реагирования.
Как видно из материалов дела, представление содержит конкретный перечень выявленных нарушений, требования нормативных правовых актов, в соответствии с которыми должны быть осуществлены действия, направленные на прекращение и устранение нарушений, и сроки их исполнения.
Отвергая доводы административного истца о несогласии с содержанием представления, касающегося перечня выявленных нарушений, суд обоснованно указал, что это само по себе не свидетельствует об их отсутствии, напротив, выводы должностного лица надзорного органа подтверждаются представленными материалами проверки.
Исходя из того, что административным истцом, вопреки требованиям
части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено доказательств несоответствия оспариваемого представления положениям нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения, суд обоснованно не установил правовых условий для удовлетворения административных исковых требований администрации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они сделаны с учетом правильного применения норм материального закона, основаны на установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу
части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно
части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статья 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ включает в себя перечень первичных мер пожарной безопасности, одними из которых являются: реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Доводы административного истца о том, что судом первой инстанции не установлено, что земельные участки, на которых допущена свалка отходов и не произведен покос травы находятся в муниципальной собственности муниципальных образований городского поселения город Кстово или Кстовского муниципального района, а также суду не были представлены доказательства, что именно администрация Кстовского муниципального района обязана осуществлять покос травы, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего:
На основании ч. 1.1 ст. 22 Устава муниципального образования городское поселение город Кстово Кстовского района Нижегородской области, полномочия по решению вопросов местного значения отнесены к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области.
Земельные участки, на которых допущена свалка отходов и не произведен покос травы, согласно онлайн-сервису Росреестра "Публичная кадастровая карта" (https: //pkk.rosreestr.ru/), являются неразмежеванными.
Согласно
п. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса РФ", отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
пунктом;
органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим
пунктом;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном
пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно
ст. 11 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со
ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, исходя их вышеизложенных положений норм действующего законодательства, доводы администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области являются неубедительными и подлежат отклонению. За не устранение требований пожарной безопасности администрация неоднократно привлекалась к административной ответственности.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области с решением суда, аналогичны доводам, приведенным в обоснование заявленных требований, и не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда.
Решение суда является законным и обоснованным, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований, перечисленных в
части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 309,
311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
определила:
решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 01 апреля 2022 года.