Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 20.06.2017 по делу N 33-6806/2017
Требование: О включении в общий непрерывный стаж работы периода работы в должности начальника караула пожарной части.
Обстоятельства: Решением органа Пенсионного фонда РФ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду недостаточности требуемого специального стажа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 20.06.2017 по делу N 33-6806/2017
Требование: О включении в общий непрерывный стаж работы периода работы в должности начальника караула пожарной части.
Обстоятельства: Решением органа Пенсионного фонда РФ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду недостаточности требуемого специального стажа.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. по делу N 33-6806/2017
Судья Шикин А.В.
20 июня 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Будько Е.В., Винокуровой Н.С.,
при секретаре: К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Винокуровой Н.С.,
дело по апелляционной жалобе Щ.В.М.
на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 31 января 2017 года
по иску Щ.В.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда по <адрес> ФИО2 <адрес> о включении в специальный стаж периодов работы,
установила:
Щ.В.М. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по <адрес> ФИО2 <адрес> о включении в общий непрерывный стаж работы период работы в ООО "Отряд пожарной охраны-2" в должности начальника караула пожарной части N с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В обоснование иска Щ.В.М. указал, что в октябре 2016 года он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО2 <адрес> с заявлением о назначении мне досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему работу в пожарных частях.
ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес>, согласно которому мне было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду недостаточности требуемого специального стажа. Также было указано, что выписка из индивидуального лицевого счета истца не содержит сведений об особых условиях труда за период с 12.12.2009 г. по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако данный отказ Управления Пенсионного Фонда РФ по <адрес> считает незаконным и необоснованным.
Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 31 января 2017 года в удовлетворении исковых требований Щ.В.М. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истцом поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявителем указано, выводы суда первой инстанции противоречат обстоятельствам дела. Полагает, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с наличием требуемого по закону специального страхового стажа.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Исходя из принципа диспозитивности и в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 6, ст. 17 ч. 1, ст. 18, 19, 46 Конституции РФ - каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Так, согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2003 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Щ.В.М., ДД.ММ.ГГГГ был принят в УПО УВД Горьковского облисполкома на должность оперативного дежурного Павловского отряда ППО.
ДД.ММ.ГГГГ истец Щ.В.М. назначен на должность старшего инженера по работе с ПСО и ДПД Павловской ППИ Павловского ОППО.
ДД.ММ.ГГГГ Щ.В.М. уволен с занимаемой должности в связи с ликвидацией предприятия.
ДД.ММ.ГГГГ истец принят в Богородское ПЗП вторсырья на Павловский участок в качестве мастера. ДД.ММ.ГГГГ - уволен в связи с сокращением штатов.
ДД.ММ.ГГГГ истец назначен на должность начальника караула ППЧ-67 ПАЗ, ПАСС УВД ФИО2 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ - 14-ОПО было переименовано в 14-ОГПС УГПС ГУВД ФИО2 <адрес>;
01.01.2002 г. - Государственная противопожарная служба МВД РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
24.09.2003 г. - Управление Государственной противопожарной службы МЧС России ФИО2 <адрес> было реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ФИО2 <адрес>;
27.02.2004 г. - 14-ОГПС преобразован в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ФИО2 <адрес>;
01.01.2005 г. - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ФИО2 <адрес> реорганизовано в Главное управление МЧС России по ФИО2 <адрес>;
26.10.2004 г. - Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ФИО2 <адрес> преобразовано в 14 отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ФИО2 <адрес>;
14.12.2009 г. - был уволен в порядке перевода в ООО "ОПО-2";
15.12.2009 г. - принят в 267 пожарную часть на должность начальника караула в порядке перевода из 14 отряда Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ФИО2 <адрес>;
01.01.2011 г. - 14-й отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ФИО2 <адрес> ликвидирован в связи с реорганизацией, архивные материалы переданы в 26-ОФПС ГУ "ЦОД ФПС по ФИО2 <адрес>";
01.01.2012 г. - ГУ ЦОД ФПС по ФИО2 <адрес> реорганизовано в Федеральное государственное казенное учреждение "26 отряд федеральной противопожарной службы по ФИО2 <адрес>";
По настоящее время работает в должности начальника караула 267 - пожарной части в Обществе с ограниченной ответственностью "Отряд пожарной охраны-2".
В сентябре 2016 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с особыми условиями труда.
Решением ГУ УПФ РФ по <адрес> ФИО2 <адрес> от 06.10.2016 г. Щ.В.М. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа продолжительностью в 25 лет.
При этом ответчиком в специальный страховой стаж истца не был включен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись указанным решением ответчика, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения и признания решения ответчика незаконным.
Судебная коллегия полагает указанное решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 цитируемого Федерального Закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года N 437, предусмотрена должность начальника караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурных смены (караула), дежурного помощника начальника пожарной части (команды). Таким образом, в силу системного толкования положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, для возникновения права на льготное назначение страховой пенсии по пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ необходимо выполнение трудовой функции не просто в противопожарной службе на соответствующей должности, но и отнесение указанной службы к ведению Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Вместе с тем, истец осуществляет свою трудовую функцию в ООО "Отряд пожарной охраны-2", что не подпадает под действие приведенной нормы.
Довод апелляционной жалобы Щ.В.М. о том, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, проработавшие не менее 25 лет в должностях противопожарной службы без деления на сотрудников федерального органа исполнительной власти или ведомственного, поскольку функциональные обязанности федеральных сотрудников и сотрудников юр.лиц являются одинаковыми и разграничиваются только объемом работ, в зависимости от территориальности обслуживания, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, по следующим основаниям.
Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, в свою очередь суд такими полномочиями не обладает.
Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2011 г. N 1172-О-О, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2008 г. "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 2009 года N 552-О-О, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников других противопожарных служб, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Кроме того, при проверке судебного решения судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на следующее.
Согласно ст. 3 ФЗ РФ от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального Закона, страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 8 ФЗ РФ N 27-ФЗ).
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 6 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании суда апелляционной инстанции, истец зарегистрирован в системе обязательного государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, за спорный период трудовой деятельности истца работодатель, оплачивая обязательные платежи за истца, не отразил льготный характер работы истца, дополнительные тарифы не оплачивал, в пенсионный орган документов по льготному характеру работы истца не передавал.
Таким образом, сам работодатель не признавал до судебного разбирательства за истцом права на льготное исчисление спорного периода.
Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в иске.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе заявителя, аналогичны позиции истца, занятой в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которые уже были предметом исследования в суде первой инстанции, и которым дана надлежащая и правильная по существу оценка. Данные доводы не нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Павловского городского суда Нижегородской области от 31 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.