Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2022 N 88а-23098/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.03.2022 по делу N 33а-3028/2022, 2а-2642/2021
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным действия (бездействия) должностного лица, об обязании совершить действие.
Обстоятельства: Требования в оспариваемом предписании сформулированы ясно и однозначно, в связи с чем их смысл не вызывает затруднений. Вместе с тем при наличии затруднений истец имеет право обратиться к государственному органу за разъяснением неясных требований предписания и определением конкретного перечня мероприятий для устранения нарушений.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 23.03.2022 по делу N 33а-3028/2022, 2а-2642/2021
Категория: Споры с прочими органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным действия (бездействия) должностного лица, об обязании совершить действие.
Обстоятельства: Требования в оспариваемом предписании сформулированы ясно и однозначно, в связи с чем их смысл не вызывает затруднений. Вместе с тем при наличии затруднений истец имеет право обратиться к государственному органу за разъяснением неясных требований предписания и определением конкретного перечня мероприятий для устранения нарушений.
Решение: Отказано.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2022 г. по делу N 33а-3028/2022
Дело N 2а-2642/2021
УИД 52RS0016-01-2021-003867-10
Судья Кравченко Е.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей: Гущевой Н.В., Сильновой Н.Г.
при секретаре судебного заседания М.,
с участием: старшего инспектора ОНД и ПР по Кстовскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Нижегородской области С.И.П., представителя администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области Щ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гущевой Н.В. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2021 г. по административному делу по административному иску администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области к начальнику ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Ф.К.Н., заместителю начальника ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Ш.М.В., старшему инспектору ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области С.И.П., ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области, УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области по Нижегородской области, ГУ МЧС России по Нижегородской области о признании незаконными действий заместителя начальника ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области - заместителя главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Ш.М.В. и старшего инспектора ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области - государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору С.И.П. по выдаче предписания [номер] от 18.06.2021 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, о признании незаконными и отмене распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки [номер] от 19.05.2021, вынесенного начальником отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Ф.К.Н., акта проверки [номер] от 18.06.2021, предписания [номер] от 18.06.2021, вынесенных заместителем начальника отдела ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области Ш.М.В. и старшим инспектором ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области С.И.П. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
установила:
Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее также - Администрация) обратилась в Кстовский городской суд Нижегородской области с вышеуказанным административным иском.
В обоснование требований Администрация, ссылаясь на положения ст. ст. 1, 37, 38 Федерального закона N 69-ФЗ, ст. ст. 17, 18 Федерального закона N 294-ФЗ, п. 67 и п. 69, п. 73 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1479 от 16.09.2020, указала, что действия по проведению внеплановой выездной проверки и указанные выше распоряжение, акт проверки и предписание являются незаконными, нарушающими права и законные интересы администрации и подлежат отмене.
По мнению административного истца, административным ответчиком не было установлено, что земельные участки, на которых допущена свалка отходов и не произведен покос травы, находятся в муниципальной собственности муниципальных образований городского поселения "город Кстово" или Кстовского муниципального района и не были предоставлены доказательства, что именно администрация Кстовского муниципального района обязана осуществлять покос травы, сведений о границах территорий на основании кадастрового учета, где зафиксировано нарушение, не имеется.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ, Администрация указала, что из акта проверки и предписания невозможно определить достоверно, в каком месте вдоль трассы не произведен покос травы и возможно ли его производить в данном месте, в связи с чем, возникают затруднения с исполнением предписания.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2021 г. отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указано, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
От отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кстовскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийный бедствий по Нижегородской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, просят в ее удовлетворении отказать.
Представитель администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области Щ. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Старший инспектор ОНД и ПР по Кстовскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Нижегородской области С.И.П. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст. ст. 55 - 57 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ), в суд не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции по настоящему делу таких нарушений не допущено.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 8, п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу статей 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К нормативным документам данной нормой отнесены национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ, государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований (ч. 2).
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры (ч. 2.6).
Из материалов дела следует и судом установлено, что по результатам проведения внеплановой выездной проверки 08.05.2020 начальником ОНД и ПР по Кстовскому району в адрес Администрации было вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 08.05.2020, согласно которому, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" администрации указано на необходимость устранения указанных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе такой проверки, а именно,
1. Противопожарное расстояние от границ застройки населенного пункта <...> (от зданий, расположенных на участках с кадастровыми номерами [номер] и [номер]) до лесных насаждений составляет менее 50 м, чем нарушены требования ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.14 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
2. Не обеспечены кольцевым противопожарным водопроводом с установкой пожарных гидрантов территории, входящие в границы населенного пункта г. Кстово (ТИЗ "Медик", ТИЗ "Престижный", ООО "Восточный", ул. Лесная и ул. Столбищенская (промзона), чем нарушены ст. 63, ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 9.10, п. 9.11 СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водопровода. Требования пожарной безопасности", п. 9.29, п. 9.30 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
3. На территориях общего пользования г. Кстово допущено устройство свалок горючих отходов, по адресам: <...> между домами N 3 по пер. Советский и д. N 2Б по ул. Талалушкина, 37а; Волжская, 17; ул. Березовая около ГСК, ул. Третья, <...> (около гаражей, расположенных рядом со школой-интернат); ул. Пригородная, 35а; около ГСК "Автогородок N 4"; около ГСК "Автолюбитель"; откос берега р.Волги; ул. Коминтерна, напротив <...> напротив д. N 7, д. N 18, д. N 73-б; полуразрушенные (бесхозные) сараи по адресам: <...> чем нарушены требования п. 69 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "О противопожарном режиме".
4. Не произведен покос травы земельных участков общего пользования, расположенных в границе населенного пункта г. Кстово, а именно, овраги вдоль ул. Островского; левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков) трассы М-7 "Волга" от д. N 106 по ул. Советская до д. N 2 корп. 1 по ул. Магистральная; левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков) с левой и правой сторон по шоссе Центральное промзоны, чем нарушены требования п. 67 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "О противопожарном режиме" (л.д. 66-68).
19.05.2021 главным государственным инспектором Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Ф.К.Н. вынесено распоряжение [номер] о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, проверка проводится в рамках Федерального государственного пожарного надзора, номер функции в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных муниципальных услуг (функций) N 10001495160".
Задачами проверки явилось: предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, предметом проверки является: выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора). Проверка проводится в рамках контроля за выполнением администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области предписания по устранению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности N 53/1/35 от 08.05.2020.
Срок проведения проверки установлен - 20 рабочих дней, начало проверки с 24.05.2021, окончание проверки: не позднее 18.06.2021.
Правовыми основаниями проведения проверки явились п. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6, п. 4 ч. 5 ст. 6.1, ст. 19, ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В процессе проверки указано на необходимость проведения следующих мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки: рассмотрение документов юридического лица, обследование используемой при осуществлении деятельности территории (л.д. 18-19, 38-40).
18.06.2021 ОНД и ПР по Кстовскому району Нижегородской области составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица [номер], из которого следует, что указанным уполномоченным органом была проведена внеплановая выездная проверка на основании указанного выше Распоряжения [номер] от 19.05.2021 в отношении администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, дата и время проведения проверки: 25.05.2021, 16.06.2021, 18.06.2021, общая продолжительность проверки: 20 рабочих дней.
Указанная проверка проводилась заместителем начальника ОНД и ПР по Кстовскому району - заместителем главного государственного инспектора Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору Ш.М.Н., старшим инспектором ОНД и ПР по Кстовскому району - государственным инспектором Кстовского района Нижегородской области по пожарному надзору С.И.П.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения администрацией Кстовского муниципального района Нижегородской области обязательных требований:
1. На территориях общего пользования г. Кстово допущено устройство свалок горючих отходов, по адресам: <...> между домами N 3 по пер. Советский и д. N 2Б по ул. Талалушкина, 37а; Волжская, 17; ул. Березовая около ГСК, ул. Третья, <...> (около гаражей, расположенных рядом со школой-интернат); ул. Пригородная, 35а; около ГСК "Автогородок N 4"; около ГСК "Автолюбитель"; откос берега р.Волги; ул. Коминтерна, напротив <...> напротив д. N 7, д. N 18, д. N 73-б; полуразрушенные (бесхозные) сараи по адресам: <...> чем нарушены требования п. 69 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "О противопожарном режиме".
2. Не произведен покос травы земельных участков общего пользования, расположенных в границе населенного пункта г. Кстово, а именно, овраги вдоль ул. Островского; левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков) трассы М-7 "Волга" от д. N 106 по ул. Советская до д. N 2 корп. 1 по ул. Магистральная; левая и правая обочина (территория от дороги до земельных участков) с левой и правой сторон по шоссе Центральное промзоны, чем нарушены требования п. 67 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "О противопожарном режиме".
По результатам указанной проверки, выявлены факты невыполнения администрацией предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В частности, выявлено невыполнение п. 3, п. 4 предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 08.05.2020 [номер] (л.д. 14-15, 42-56, 110-122).
По результатам проведения внеплановой выездной проверки 18.06.2021 указанными выше должностными лицами, составившими акт проверки ОНД и ПР по Кстовскому району, в адрес администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области было вынесено предписание [номер] по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 18.06.2021 г., согласно которому, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" администрации указано на необходимость устранения указанных выше нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе такой проверки (л.д. 16-17, 57-59).
Суд первой инстанции, разрешая административные исковые требования администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 (действовал с 27.01.2017 г. по 12.07.2021 г., утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 09.06.2021 N 372) утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
В силу указанного Регламента предметом федерального государственного пожарного надзора является:
исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара (п. 5).
Органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией:
1)организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;
4) принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении: руководителей органов местного самоуправления (п. 6).
Результатом исполнения государственной функции является:
1) составление акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя; 2) выдача предписания об устранении нарушений, предписания по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (п. 13).
Согласно п. 90 в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны): с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (пп. 1).
В соответствии с п. 96 Регламента в предписании об устранении нарушений указываются:
1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты и (или) территории (земельного участка);
2) перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
4) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного лица органа власти, объекта защиты, физического лица - правообладателя, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
5) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
В предписании по устранению несоответствия (п. 97) указываются:
1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты; 2) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов; 3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи; 4) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
Из буквального толкования приведенных выше норм права не следует, что об устранении выявленных нарушений указываются конкретные мероприятия, подлежащие проведению в целях устранения выявленных нарушений. Судебная коллегия отмечает, что для исполнения предписания административный истец вправе самостоятельно определить круг организационных мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа в силу положений пп. 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направленных на устранение выявленных нарушений в целях исполнения предписания.
Кроме того, как следует из текста оспариваемого предписания, требования, изложенные в них, сформулированы ясно и однозначно, в связи с чем, уяснение их смысла не должно вызвать у Администрации Кстовского муниципального района затруднений. Вместе с тем, при наличии затруднений у административного истца с уяснением смысла требований предписания, Администрация имеет право обратиться к государственному органу за разъяснением не ясных ему требований предписания и определения конкретного перечня организационных мероприятий для устранения нарушений, в том числе и с участием заинтересованных в обеспечении пожарной безопасности лиц. Доказательств неисполнимости предписания административным истцом в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии закону действий и документов, оспариваемых административным истцом, надлежащим образом мотивировав это в решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании законодательства.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемом решении, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
определила:
решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 декабря 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 марта 2022 года.