Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 16.01.2018 по делу N 33-400/2018
Требование: О признании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 16.01.2018 по делу N 33-400/2018
Требование: О признании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2018 г. по делу N 33-400/2018(***15762/2017)
Судья Дьяченко И.В.
16 января 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Будько Е.В., Савинова К.А.,
при секретаре: К.,
с участием: представителя истца П.Д.АА. - адвоката Курсаниной Н.В., представителя ответчиков ФСИН России и ГУФСИН РФ по Нижегородской области Пятница С.В.,
дело по апелляционной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области
на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 12 октября 2017 года
по иску П.Д.АА. к ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России об оспаривании решения,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько Е.В.,
установила:
П.Д.АА. обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что он занимает должность инженера отдела маркетинга и материально-технического снабжения производства УОТЗ ГУФСИН России по Нижегородской области. 06.11.2013 года истец обратился с рапортом в Территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Нижегородской области для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. Согласно прилагаемой к иску справки, с рапортом истец подал весь пакет документов, необходимый при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369. Как сообщили истцу, в территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Нижегородской области рапорт и пакет документов был направлен для рассмотрения в ФСИН России. В соответствии с п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369, на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил комиссия в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течении 1 месяца со дня принятии указанного решения. О принятом решении в установленный срок П.Д.АА. никто не сообщал. 02.07.2016 года после неоднократных запросов истцом был получен ответ, что решением комиссии ФСИН России от 21.10.2014 года (протокол N 17), истцу отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 года N 369, при этом ни решения, ни выписки к ответу на запрос не прилагается. 19.07.2016 года П.Д.АБ. направил заявление о направлении ему копии решения от 21.10.2014 года и выписки из протокола N 17. 30.08.2016 года П.Д.АБ. получил выписку из протокола. С принятым решением он не согласен, так как все документы, предусмотренные п. 5 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369, П.Д.АА. предоставил 06.11.2013 года. Решение было принято с нарушением срока, получено им лишь 30.08.2016 года.
Истец просил суд поставить П.Д.АА. и членов его семьи на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 21.10.2014 г.
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 12 октября 2017 года постановлено:
Исковые требования П.Д.АА. к ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России об оспаривании решения удовлетворить частично.
Признать решение комиссии ФСИН России (выписка из протокола N 17 от 21.10.2014 года) об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России рассмотреть в установленном законом порядке рапорт (заявление) П.Д.АА. от 06 ноября 2013 года.
В остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Заявителем жалобы указано, что в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 4 Федерального Закона N 283 для определения (отсутствия) и факта ухудшения жилищных условий сотрудником или членом его семьи необходимо представлять правоустанавливающие документы, которые могут подтвердить наличие или отсутствие таких действий. В нарушение закона правоустанавливающие документы истцом на жилые помещения по адресам: г. Н.Новгород, <адрес>, г. Н.Новгород, <адрес>, Нижегородская <адрес>, не представлены. Таким образом, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку не выяснено соответствует ли истец П.Д.АА. требованиям для получения единовременной социальной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу истец П.Д.АА. указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования П.Д.АА.А. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ФСИН России рассмотреть рапорт П.Д.АА. от 06 ноября 2013 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные в оспариваемом решении комиссии ФСИН России основания для отказа в постановке П.Д.АА. на учет для получения единовременной социальной выплаты отсутствовали, так как истцом предоставлены документы, подтверждающие невозможность получения правоустанавливающих документов на жилые помещения по адресу: <адрес>; Нижегородская <адрес>, и не могут повлечь за собой отказ П.Д.АА. в реализации его права. По мнению суда, указываемое ответчиками (но не доказанное фактически) отсутствие названных правоустанавливающих документов при наличии документов, подтверждающих отсутствие у истца и членов его семьи права пользования жилым помещением по договору социального найма или права пользования жилым помещением как члена семьи собственника жилого помещения, само по себе не свидетельствует об отсутствии у П.Д.АА. права на единовременную социальную выплату и не может являться основанием для отказа в рассмотрении вопроса о постановке на учет для получения спорной выплаты.
Судебная коллегия считает, что такой вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделан с существенным нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке П.Д.АА. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило не предоставление предусмотренных п. 5 названных Правил документов, а именно: не представлены правоустанавливающие документы на жилые помещения по адресу: <адрес>; Нижегородская <адрес>, а также копия послужного списка не прошита, заверена без указания даты, копии документов, удостоверяющих личность, заверены в неустановленной форме кадровым подразделением учреждения ГУФСИН России по Нижегородской <адрес> и без указания даты, выписки из Управления Росреестра взяты не на день подачи заявления, факт совместного проживания заявителя с членами его семьи не установлен.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе П.Д.АА. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции посчитал, что доводы комиссии ФСИН России, приведенные в протоколе от 21 октября 2014 г. N 17, являются необоснованными, поскольку представленными истцом в комиссию документами, а именно: справкой областного Государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской, справкой НижТехИнвентаризация от 12.08.2013 года, справкой ООО-Центр от 05.11.2013 года, справкой федеральной службы Государственной регистрации и картографии N 886 от 22.08.2013 года, уведомлений об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 28.10.2013 года, подтверждено отсутствие у истца и членов его семьи в спорный период права пользования жилым помещением по договору социального найма или права пользования жилым помещением как члена семьи собственника жилого помещения.
Между тем в нарушение приведенных норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N "О судебном решении" выводы суда первой инстанции о том, что перечисленные документы подтверждают право истца на принятие на учет для единовременной выплаты, сделаны в отсутствие необходимых доказательств.
В материалах дела имеются сведения, что П.Д.АА. с 29 04.2009 г. постоянно зарегистрирован по адресу: Нижегородская <адрес>. в жилом помещении площадью 30,9 кв. метров, принадлежащем на праве собственности ЕДФ Факт родства не установлен.
Супруга П.Е. с 15.05.2012 года и дочь (с рождения) постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес> в жилом помещении общей площадью 61.6 кв. метра, принадлежащем на праве собственности МОГ (мать П.И.) всего зарегистрированы 4 человека, на каждого члена семьи приходится по 61,6/4 = 15,4 кв. метров площади.
Ранее супруга заявителя П.Е. с 01.03.1991 по 15.03 2012 была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, по которому документов не представлено.
В связи с этим выводы суда первой инстанции о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке П.Д.АА. на учет с составом семьи из трех человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно представление П.Д.АА. всех необходимых документов для постановки его на указанный учет.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции нельзя признать законными. Оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, однако суд первой инстанции неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права, судебная коллегия по гражданским делам в соответствии со ст. 330 ГПК РФ находит возможным отменить решение и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.Д.АА. к ФСИН России, ГУФСИН России отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 12 октября 2017 года отменить.
Вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.Д.АА. к ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России об оспаривании решения, отказать в полном объеме.