Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2023 N 88а-9188/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 05.10.2022 по делу N 33а-12300/2022
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным распоряжения.
Обстоятельства: Истец полагает, что распоряжение принято с нарушением требований действующего законодательства.
Решение: Отказано.

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 05.10.2022 по делу N 33а-12300/2022
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным распоряжения.
Обстоятельства: Истец полагает, что распоряжение принято с нарушением требований действующего законодательства.
Решение: Отказано.


Содержание


НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2022 г. по делу N 33а-12300/2022
Судья - Песков В.В.
 
УИД: 52RS0039-01-2022-000454-25
N 2а-398/2022 (1 инстанция)
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ворониной Т.А.
судей Кулаевой Е.В., Сильновой Н.Г.
при секретаре судебного заседания П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Кулаевой Е.В. административное дело
по апелляционной жалобе администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области
на решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 22 июня 2022 года
по административному исковому заявлению администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области к отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Лысковскому округу о признании распоряжения незаконным,
установила:
администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области обратилась в Лысковский районный суд Нижегородской области с настоящим административным иском. В обоснование иска указали, что предметом внеплановой выездной проверки администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области является соблюдение требований пожарной безопасности органами власти. Истец указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" с 25 марта 2022 года установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления. Подпунктом "а" пункта 3 постановления N 336 предусмотрено, что по ряду оснований внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры. Перечень оснований для проведения внеплановых проверок без согласования с органами прокуратуры приведен в подпункте "б" пункта 3 постановления N 336. По мнению истца из распоряжения не представляется возможным установить, согласовывалось ли проведение данной проверки с органами прокуратуры или проверка проводится по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 3 постановления N 336. По указанным основаниям административный истец считает, что распоряжение принято с нарушением требований действующего законодательства.
На основании изложенного, администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области просит суд признать незаконным полностью распоряжение от 21 апреля 2022 года N 40 о проведении внеплановой выездной проверки администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области, вынесенного начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Лысковскому муниципальному округу М. ФИО8.
Решением Лысковского районного суда Нижегородской области от 22 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области к отделению надзорной деятельности и профилактической работы по Лысковскому округу о признании распоряжения незаконным, отказано.
В апелляционной жалобе администрация Лысковского муниципального округа Нижегородской области просят решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 22 июня 2022 года отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование указано, что судом не правильно применены нормы материального и процессуального права.
От отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Лысковскому муниципальному округу поступил отзыв на апелляционную жалобу с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе, приобщенные в ходе судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменный отзыв, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Статьей 46 Конституции РФ гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период" от 19 января 2022 года, в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период и пожароопасный сезон, решено провести надзорные профилактические мероприятия, касающиеся соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности в населенных пунктах, на объектах социальной инфраструктуры, энергетики и транспорта, имеющих общую границу с лесными участками и подверженных угрозе перехода на них природных пожаров (п. 2.4). Протокол вышеуказанного оперативного совещания утвержден Президентом Российской Федерации от 27 января 2022 года N Пр-195.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
21 апреля 2022 года главным государственным инспектором Лысковского муниципального округа Нижегородской области по пожарному надзору было вынесено распоряжение N 40 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении, заявленных требований. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые административным истцом действия и документы соответствуют требованиям законодательства.
Данные выводы судебная коллегия находит правильными и обоснованными. Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Из представленных материалов дела следует, что отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Лысковскому муниципальному округу Нижегородской области по Лысковскому муниципальному округу Нижегородской области управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Нижегородской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки органа государственной власти - администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области от 21 апреля 2022 года N 40 (л.д. 13-15).
Проверка проводилась с целью контроля за соблюдением требовании пожарной безопасности во исполнение протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводковый период" от 19.01.2022, утвержденного Президентом Российской Федерации от 27 января 2022 года N ПР-195, в соответствии с указанием МЧС России от 01 марта 2022 года N М-АМ-31. Срок проведения проверки с 26 апреля 2022 года по 27 мая 2022 года.
Из представленных судебной коллегии материалов проверки установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
27 мая 2022 года был составлен акт проверки органа местного самоуправления N 40. Проверка проходила на основании распоряжения N 40 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области в течение 20 рабочих дней (с 26.04.2022 года по 27.05.2022 года).
2 мая 2022 года главным государственным инспектором Лысковского муниципального округа Нижегородской области по пожарному надзору было вынесено предписание N 40/1, 3 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в отношении администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области.
08 июня 2022 года главным государственным инспектором Лысковского муниципального округа Нижегородской области был составлен протокол N 57 об административном правонарушении в области пожарной безопасности.
21 июля 2022 года главным государственным инспектором Лысковского муниципального округа Нижегородской области по пожарному надзору было вынесено постановление N 57 о признании администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области виновной по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации с назначением административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Обосновывая заявленные исковые требования о незаконности действий административного ответчика при принятии распоряжения о проведении внеплановой выездной проверке, административным истцом указано, что внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры, в силу положений п. п. п. 3 Постановления N 336 Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", что в данном случае выполнено не было.
Отказывая в удовлетворении, заявленных требовании, суд первой инстанции отклонил данный довод как необоснованный.
Соглашаясь с позицией суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Раскрывая основные понятия, применяемые в указанных выше целях, Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет, что федеральный государственный пожарный надзор - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (абзац двенадцатый статьи 1).
Согласно статье 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
К вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункты 8, 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Правительство Российской Федерации приняло постановление от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336), которое вступило в силу со дня его официального опубликования, то есть с 10.03.2022.
Пунктом 3 Постановления N 336 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания) установлено, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ, внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по изложенным в данном пункте основаниям, в частности без согласования с органами прокуратуры - по поручению Президента Российской Федерации; по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления; по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации; по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия); при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644 утвержден административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, согласно которому предметом федерального государственного пожарного надзора является:
- исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности;
- проведение мероприятий, в том числе профилактических, по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара (пункт 5).
Результатом исполнения государственной функции является составление акта проверки и выдача предписания об устранении нарушений, предписания по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (пункт 13).
В силу пункта 90 Регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа государственного пожарного надзора, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны): с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому, уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину; в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (подпункт 1).
Пунктами 96, 97 Регламента определены форма и содержание предписания об устранении нарушений.
Протокол оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводковый период" от 19 января 2022 года, утвержденный Президентом Российской Федерации от 27 января 29022 года N ПР-195 имеет статус поручения Президента Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм права, вступившее в силу решение Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах повышению пожарной безопасности и снижению возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период" от 19 января 2022 года, утвержденное Президентом Российской Федерации от 27 января 2022 года N Пр-195, имеет статус поручения Президента РФ и не требует согласования с органами прокуратуры.
Приведенные выше обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что порядок проведения проверки нарушен не был, поскольку она проведена на основании поручения Президента Российской Федерации, что соответствует вышеуказанным положениям.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что требования пожарной безопасности установлены в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров.
Довод апеллянта о неверном применении к спорным правоотношениям Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, подлежит отклонению, поскольку основан на субъективном толковании данной нормы. Необходимо отметить, что приведенные в решении суда первой инстанции правовые нормы были проанализированы, правильно применены в их взаимосвязи.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела определены правильно, выводы, изложенные в решении суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела и нашедшим свое подтверждение в рамках апелляционного производства по делу.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, основаны на законе, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Нарушений норм материального, процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам,
определила:
Решение Лысковского районного суда Нижегородской области от 22 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение принято 12 октября 2022 года.