Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 02.05.2017 по делу N 33-5003/2017
Требование: О возложении обязанности включить в специальный стаж период работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
Обстоятельства: Истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии, в его специальный стаж не был включен спорный период работы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 02.05.2017 по делу N 33-5003/2017
Требование: О возложении обязанности включить в специальный стаж период работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
Обстоятельства: Истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии, в его специальный стаж не был включен спорный период работы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 мая 2017 г. по делу N 33-5003/2017
Судья Лапина О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Захаровой С.В., Винокуровой Н.С.,
при секретаре К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В.
дело по апелляционной жалобе М.
на решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 07 февраля 2017 года по гражданскому делу
по иску М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тоншаевскому району Нижегородской области о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию,
установила:
М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тоншаевскому району Нижегородской области о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
Исковые требования М. мотивированы тем, что он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако в назначении данной пенсии ему было отказано.
Ответчик не включил в его специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пожарного Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. Истец считает, что 110 - пожарная часть по охране р.п. Тоншаево, где он работал в спорный период времени, в Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области не передавалась, она являлась структурным подразделением указанного Комитета лишь в части финансирования, функциональная принадлежность же 110-ПЧ по охране р.п. Т. МЧС России по Нижегородской области всегда оставалась за ГУ МЧС России по Нижегородской области. Поэтому истец в спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся работником федеральной противопожарной службы, в связи с чем, и с достижением 50-летнего возраста на момент обращения с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии, истец имел необходимый специальный стаж 25 лет работы.
В связи с изложенным М. просил суд возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, период работы в должности пожарного 110 - пожарной части по охране р.п.Т. МЧС России по Нижегородской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию в связи с работой на должностях государственной противопожарной службы с первого дня обращения к ответчику.
Решением Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 07 февраля 2017 года исковые требования М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Тоншаевскому району Нижегородской области о возложении обязанности включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию - оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе М. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Истец указывает, что являлся в спорный период работником федеральной противопожарной службы, в связи с чем имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ М. обратился в ГУ УПФ РФ по Тоншаевскому району Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 пп. 18 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии ГУ УПФ РФ по Тоншаевскому району Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. (протокол N) в назначении досрочной страховой пенсии М. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж истца ответчиком не был включен период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 110-ПЧ Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Тоншаевского района, являющейся структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, поскольку указанный Комитет не относится к ведомству МЧС России.
С данным решением М. не согласился, что и послужило основанием для его обращения в суд с указанными исковыми требованиями.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований о включении вышеуказанного периода в специальный стаж, учитываемый для досрочного назначения страховой пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что 110-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области по охране Тоншаевского района, в которой работал истец, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, являющегося органом исполнительной власти Нижегородской области, а, следовательно, не входила в состав МЧС России, в связи с чем пришел к выводу о том, что М. в указанный период осуществлял свою деятельность в государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации, не являлся в указанный период сотрудником федеральной противопожарной службы.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия исходит из следующего.
Норма пенсионного обеспечения работников государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы. Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Ранее действовавшая норма - подп. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" предусматривала аналогичные положения.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из материалов дела следует, что согласно трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГГГ М. принят на работу в Тоншаевскую ППЧ-122 на должность начальника караула.
ДД.ММ.ГГГГ Тоншаевская ППЧ-122 преобразована в ПЧ-110 на основании приказа УГПС УВД N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец переведен на должность пожарного в ПЧ-110.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа Президента РФ N 1309 государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
24 сентября 2003 года на основании Директивы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС РФ реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.
19.07.2004 года на основании приказа ГУ ГОиЧС N 372 110-ПЧ по охране р.п. Тоншаево передана в подчинение управления по делам ГО и ЧС Тоншаевского района главного управления Нижегородской области.
01 января 2005 года на основании Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 года N 487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области.
01 января 2005 года в связи с ликвидацией Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Тоншаевского района 110 - ПЧ по охране р.п. Тоншаево передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области на основании приказа от 17.12.2004 г. N 657.
ДД.ММ.ГГГГ М. переведен на должность пожарного 110 - пожарной части по охране р.п. Тоншаево Главного управления МЧС России по Нижегородской области, где проработал по ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время М. работает в должности пожарного 110-ПСЧ ФПС по охране Тоншаевского района ФГКУ "28 отряд ФПС по Нижегородской области".
15.12.2004 г. Правительство РФ своим постановлением N 779 утвердило Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и правительством Нижегородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации последствий (т. 1 л.д. 34 - 35).
Как следует из отзыва ФГКУ "28 отряд ФПС по Нижегородской области" на судебный запрос, в связи с введением ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ..." Нижегородская область, являющаяся субъектом Российской Федерации, для выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности должна была создать противопожарную службу субъекта Российской Федерации. Поскольку на территории субъекта на тот момент уже существовала достаточная численность Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительство Нижегородской области заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - ГУ МЧС России по Нижегородской области. Выполнение Главным управлением МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта. В связи с чем Правительством Нижегородской области и было создано юридическое лицо Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, через которое на протяжении 2005, 2006 годов Правительство Нижегородской области осуществляло финансирование пожарных частей, в том числе 110-ПЧ Главного управления МЧС России по Нижегородской области (т. 1 л.д. 73 - 75).
Согласно Положению о Комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.11.2004 г. N 238, Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Нижегородской области, является иным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности (п. 1.1). Комитет подчиняется Правительству Нижегородской области и ответственен перед ним за выполнение порученных задач. Положение о Комитете, структура Комитета, предельная численность работников Комитета и размер ассигнований на их содержание утверждаются Правительством Нижегородской области (п. 1.4). В соответствии с основными задачами Комитет организует деятельность подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил на территории Нижегородской области (п. 3.14); осуществляет в установленном порядке делопроизводство, архивное хранение документов и материалов (3.16); проводит аттестацию аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований Нижегородской области (3.19); управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на гражданскую оборону, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, организует и проводит конкурсы по размещению заказов на закупку товаров, работ и услуг для нужд Нижегородской области, строительство (ремонт) объектов, необходимых для реализации полномочий (3.23) (т. 1 л.д. 131 - 136).
Согласно Положению 110 пожарной части ГУ МЧС России по Нижегородской области по охране Тоншаевского района от 01.01.2005 года 110-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области по охране Тоншаевского района является структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, при этом организационной основой деятельности управления являются планы работы Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области и 110-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области по охране Тоншаевского района (т. 1 л.д. 91 - 98).
Письмом Главного управления МЧС России по Нижегородской области N 1032-11-9 от 26.01.2017 г. также подтверждается, что финансирование 110-ПЧ Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Тоншаевского района в спорный период производилось за счет средств областного бюджета (т. 2 л.д. 1 - 3).
Согласно информации, предоставленной Межрайонной ИФНС России N 13 по Нижегородской области от 30.12.2016 г., у Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области до 05.04.2007 г. состояло на учете обособленное подразделение 110 - пожарная часть Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Тоншаевского района, с КПП 523431001 (т. 1 л.д. 116).
Совокупность приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что в спорный период 110-ПЧ ГУ МЧС России по Нижегородской области по охране р.п. Тоншаево являлась структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, подчинялась ему, то есть вошла в состав противопожарной службы Нижегородской области, финансировалась из средств областного бюджета и выполняла функции противопожарной службы субъекта РФ, работа в которой не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия доказательств, достоверно свидетельствующих о трудовой деятельности истца в федеральной противопожарной службе, пенсионный орган обоснованно отказал истцу во включении указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы М. о том, что в спорный период он являлся работником федеральной противопожарной службы, в связи с чем имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подлежат отклонению судебной коллегией как несостоятельные, не нашедшие свое подтверждение при рассмотрении дела.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия находит, что обжалуемое решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, в связи с чем оснований для его отмены в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тоншаевского районного суда Нижегородской области от 07 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.