Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 25.04.2017 по делу N 33-4838/2017
Требование: О признании незаконным решения, понуждении к совершению действий.
Обстоятельства: Истец считает, что действия по временной регистрации в квартире не могут расцениваться как действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, поскольку как до временной регистрации по указанному адресу, так и после нее на каждого члена его семьи приходилось менее 15 кв. м общей площади жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 25.04.2017 по делу N 33-4838/2017
Требование: О признании незаконным решения, понуждении к совершению действий.
Обстоятельства: Истец считает, что действия по временной регистрации в квартире не могут расцениваться как действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, поскольку как до временной регистрации по указанному адресу, так и после нее на каждого члена его семьи приходилось менее 15 кв. м общей площади жилого помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. по делу N 33-4838/2017
Судья Телкова Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Винокуровой Н.С., Захаровой С.В.,
при секретаре: К.О.,
с участием: Р.А., представителя ГУФСИН России по Нижегородской области - П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Щербакова М.В.
дело по апелляционной жалобе Р.А.
на решение Советского районного суда г. Н. Новгорода от 30 января 2017 г. по гражданскому делу
по иску Р.А. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий,
установила:
Истец обратился в суд с настоящим иском, в обоснование требований указав, что он является старшим прапорщиком внутренней службы, диспетчером специальных перевозок дежурной части отдела организации службы ФКУ УК ГУФСИН России по Нижегородской области, стаж службы на ДД.ММ.ГГГГ. составил 19 лет и 4 дня.
ДД.ММ.ГГГГ. им были собраны и направлены в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необходимые документы.
Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. указанная комиссия отказала ему в постановке на учет, в связи с совершением действий повлекших ухудшение жилищных условий.
По мнению истца, данный отказ является незаконным, в связи с ошибочностью выводов комиссии о совершении им действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Членами его семьи являются: жена - К.С. и дочь - Р.С., ДД.ММ.ГГГГ. рождения.
Р.А. зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>. В данной квартире также зарегистрированы его мать - Р.Л., являющаяся нанимателем, и дочь - Р.С. На каждого зарегистрированного приходится по 11,06 кв. м общей площади.
Супруга К.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>. В указанной квартире ей принадлежит на праве собственности 1/6 доля. В данной квартире зарегистрированы 5 человек, на каждого зарегистрированного приходится по 13,26 кв. м общей площади.
Также Р.А. принадлежит на праве совместной собственности с матерью квартира общей площадью 17,7 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, в которой зарегистрированы два человека: его бывшая супруга и сын от первого брака. На каждого зарегистрированного приходится по 8,85 кв. м.
В связи с тем, что при подготовке документов для обращения за получением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья представителем ГУФСИН России по Нижегородской области ему было указано о необходимости регистрации всех членов семьи по одному адресу, он и члены его семьи оформили временную регистрацию по адресу: <адрес>, поскольку в квартире по адресу: <адрес> было отказано в регистрации супруги.
Считает, что действия по временной регистрации в квартире по адресу: <адрес>, не могут расцениваться, как действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, поскольку как до временной регистрации по указанному адресу, так и после нее на каждого члена его семьи приходилось менее 15 кв. м общей площади жилого помещения.
На основании изложенного с учетом изменения исковых требований просил суд признать незаконным отказ комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области в постановке Р.А., ДД.ММ.ГГГГ. р., на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ГУФСИН России по Нижегородской области поставить Р.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с момента вынесения решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - ДД.ММ.ГГГГ.; взыскать с ГУФСИН России по Нижегородской области в пользу Р.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Советского районного суда г. Н. Новгорода от 30 января 2017 г. постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Р.А. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области о признании незаконным решения, понуждении к совершению действий отказать".
В апелляционной жалобе Р.А. поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что он, либо члены его семьи, ухудшили свои жилищные условия, является несостоятельным и не подтверждается материалами дела, поскольку до временной регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, у него и членов его семьи также приходилось менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на человека.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Р.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ГУФСИН России по Нижегородской области - Пятница С.В. просила решение суда оставить без изменения апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Из материалов дела следует, что Р.А., истец по делу, является старшим прапорщиком внутренней службы, диспетчером специальных перевозок дежурной части отдела организации службы ФКУ УК ГУФСИН России по Нижегородской области, стаж службы на ДД.ММ.ГГГГ года составил 19 лет 00 месяцев 04 дня.
ДД.ММ.ГГГГ г. Р.А. обратился в ГУФСИН России по Нижегородской области с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Состав семьи 3 человека: Р.А., супруга К.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь Р.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Представление комплекта документов подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной секретарем комиссии ФИО21
Согласно выписки из протокола заседании комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N Р.А. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действия, повлекших ухудшение жилищных условий, на основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
О принятом решении истец уведомлен письмом N.
Считая отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, необоснованным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований истца, суд первой инстанции сославшись на нормы части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы..., утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, исходил из того, что Р.А. совершил действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, повлекшие ухудшение жилищных условий, в связи, с чем основания для постановки Р.А. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (также пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Как следует из материалов дела, в заявлении о постановке на учет истец указал, что членами его семьи являются: жена ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Р.А. имеет постоянную регистрацию по адресу: г <адрес>.
Указанную квартиру он занимает на основании договора социального найма жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного его матерью Р.Л.
В квартире с истцом, согласно выписки из домовой книги, зарегистрированы по месту жительства два человека: Р.Л., мать истца, с ДД.ММ.ГГГГ года, Р.С., дочь истца, с ДД.ММ.ГГГГ года. Общая площадь квартиры составляет 33,2 кв. м, на каждого зарегистрированного приходится по 11,06 кв. м.
К.С., супруга истца, имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, где ей принадлежит 1/6 доля в праве собственности. Квартира имеет общую площадь 66,3 кв. м, на долю К.С. приходится 11.05 кв. м общей площади.
Одновременно с этим Р.А. принадлежит на праве совместной собственности с матерью Р.Л. жилое помещение, общей площадью 17,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (ст. 31 ЖК РФ).
Таким образом, в силу приведенных выше положений, поскольку истец постоянно зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес> вместе со своей матерью, то для определения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на 1 члена семьи необходимо учитывать все жилые помещения, имеющиеся у истца, его матери, его супруги и его несовершеннолетней дочери.
Следовательно, для расчета общей площади на 1 члена семьи будут учитываться квартиры по адресу: <адрес> принадлежащая истцу и его матери на праве совместной собственности (17,7 кв. м), по адресу: <адрес>, занимаемая истцом, его матерью и его несовершеннолетней дочерью по договору социального найма (33,2 кв. м) и 1/6 доля в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности супруге истца (11,05 кв. м), общая суммарная площадь которых составляет (17,7 + 33,2 + 11.05) 61,95 кв. м, где из расчета 4 членов семьи (в соответствии с п. 11 Правил) на одного члена семьи приходится более 15 кв. м.
При таких обстоятельствах, условие, определенное в п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, об обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м не выполняется, в связи, с чем у истца отсутствовали основания для принятия его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ., т.е. за полтора месяца до подачи документов в комиссию, истец вместе со своей супругой и несовершеннолетней дочерью временно регистрируются с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. по месту пребывания в квартире, общей площадью 17,7 кв. м, по адресу: <адрес>, где также были зарегистрированы постоянно ФИО24 (бывшая супруга) и ФИО25 (сын от первого брака), в связи, с чем у истца, возникают условия необходимые для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, установленные как п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (без учета площади жилых помещений, приходящихся на его мать)), так и п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей).
Вместе с тем, с момента совершения указанных действий по временной регистрации в квартире по адресу: <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ.) и до момента обращения в комиссию для постановки на учет (ДД.ММ.ГГГГ.) пять лет не прошло.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, правомерно признав обоснованным довод ответчика о том, что истцом совершены действия, связанные с временной регистрацией его и членов семьи в квартире по адресу: <адрес> повлекшие ухудшение жилищных условий истца, обоснованно отказал Р.А. в удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконным отказа комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет.
По указанным выше основаниям, судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы заявителя об ошибочности выводов суда первой инстанции об ухудшении им своих жилищных условий, так как до временной регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>, у него и членов его семьи также приходилось менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на человека.
Иных доводов, влияющих на правильность принятого судебного постановления, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение основано на представленных сторонами доказательствах, исследованных и оцененных судом, по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом правильного определения предмета доказывания и распределении бремени доказывания по смыслу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене или изменению решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Н. Новгорода от 30 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.