Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Московского областного суда от 17.01.2022 по делу N 33-1971/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец проходил службу у ответчика, приказом уволен, дополнительные дни отдыха за работу сверх нормального числа рабочих часов на момент увольнения со службы ему предоставлены не были.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Московского областного суда от 17.01.2022 по делу N 33-1971/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец проходил службу у ответчика, приказом уволен, дополнительные дни отдыха за работу сверх нормального числа рабочих часов на момент увольнения со службы ему предоставлены не были.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Содержание
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2022 г. по делу N 33-1971/2022(33-38643/2021)
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду УИД 50RS0016-01-2021-003821-04, а не УИД 50RS0042-01-2021-004831-58. | |
Судья Касьянов В.Н. | Уникальный идентификатор дела 50RS0042-01-2021-004831-58 |
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Рыбкина М.И., Гирсовой Н.В.,
при помощнике судьи И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2022 г. апелляционную жалобу Т. на решение Королевского городского суда Московской области от 16 сентября 2021 г. по делу по иску Т. к Главному управлению МЧС России по Московской области о взыскании оплаты труда, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
объяснения истца, представителя ответчика,
установила:
Т. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Московской области о взыскании оплаты труда, компенсации морального вреда, указав, что с 01 августа 2002 г. по 02 июля 2021 г. проходил службу в 80 ПСЧ 18 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Московской области в должности начальника караула в звании капитан внутренней службы. Приказом Главного управления МЧС России по Московской области от 28.06.2021 N 70-НС со 02 июля 2021 уволен с федеральной противопожарной службы по
п. 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. За период службы с 2018 года по 2020 год истцом переработано 580 часов, а именно: в 2018 году 195 часов; в 2019 году 160 часов; в 2020 году 225 часов. Дополнительные дни отдыха за работу сверх нормального числа рабочих часов на момент увольнения со службы ему предоставлены не были. В связи с изложенным истец просил суд взыскать с ответчика денежную компенсацию сверх нормального числа рабочих часов в 2018 году за 195 часов переработки; в 2019 году за 160 часов переработки; в 2020 году за 225 часов переработки, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Королевского городского суда Московской области от 16 сентября 2021 г. в удовлетворении иска Т. отказано.
В апелляционной жалобе Т. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в
Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (
часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
часть 1 статьи 1,
часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
статьи 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
При разрешении настоящего дела суд первой инстанции руководствовался положениями
части 18 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
частями 1 и
2 статьи 2,
статей 54,
55,
части 4 статьи 73 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
частью 1 статьи 104,
статьи 237,
части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации,
Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденным Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195,
Порядком привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденным Приказом МЧС России от 24.09.2018 г. N 410, верно установил юридически значимые обстоятельства дела и правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Т.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Т. с 01 августа 2002 г. по 02 июля 2021 г. проходил службу федеральной противопожарной службе.
Приказом ГУ МЧС России по МО N 70-НС от 28.06.2021 со 02 июля 2021 Т. уволен со службы в федеральной противопожарной службе по
пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как указывает истец, за период службы с 2018 года по 2020 год им отработано сверх нормальной продолжительности рабочего времени 580 часов, а именно: в 2018 году 195 часов; в 2019 году 160 часов; в 2020 году 225 часов, при этом дополнительные дни отдыха за работу сверх нормального числа рабочих часов на момент увольнения со службы ему предоставлены не были.
Из материалов дела следует, что 18.06.2020 г., 02.07.2020 г., то есть до увольнения со службы в федеральной противопожарной службе Т. обращался с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха в счет компенсации за отработанное время сверх установленной продолжительности служебного времени.
Из ответа заместителя начальника Главного управления МЧС России по Московской области от 26.01.2021 г. N ИГ-139-248 следует, что в результате проведенного анализа фактически отработанного Т. рабочего времени за 2018-2020 годы можно сделать вывод, что оснований для предоставления дополнительных дней отдыха в счет компенсации за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не имеется.
Согласно ответу заместителя начальника Главного управления МЧС России по Московской области от 09.04.2021 г. N ИГ-139-1463 в результате проведенного анализа, из фактически отработанного Т. служебного времени по итогам учтенного периода, календарного года, переработки и прохождения службы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не имеется, вследствие чего предоставить выходные дни в счет компенсации за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не представляется возможным.
Отношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и ее прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, регулируются Федеральным
законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ служебное время определено как период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
В силу
частей 2,
9 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова.
Согласно
части 6 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
С учетом положений
части 10 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены
частями 5,
6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 55 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ предусмотрено, что режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
В соответствии с
частью 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Частью 1 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность введения в организации суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденным Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195, регламентированы основания и порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Так, пунктом 96 указанного Порядка определено, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал).
Согласно
пункту 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24 сентября 2018 г. N 410 (далее - Порядок), продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
В соответствии с
пунктом 11 Порядка сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, предоставляется дополнительное время отдыха, равное продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику федеральной противопожарной службы, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется дополнительный день отдыха.
В силу
пункта 15 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, руководителем (начальником) подразделения МЧС России.
В соответствии с
пунктом 18 Порядка по просьбе сотрудника федеральной противопожарной службы вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", с изменениями, внесенными Приказами МЧС России от 28.11.2013
N 764, от 11.02.2015
N 66, от 26.05.2015
N 261 и от 30.03.2016
N 156.
В силу
пункта 94 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195, денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (за сверхурочную работу) выплачивается на основании рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (
пункт 98 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции проанализировал приведенные положения законодательства и исходил из вывода о том, что для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на получение денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни, работы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, на получение денежной компенсации; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю.
При этом выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также дополнительная работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут быть компенсированы не позднее календарного года, следующего за учетным периодом.
Требование о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени носит заявительный характер.
Из материалов дела следует, что истец Т. 18.06.2020 г. и 02.07.2020 г. обращался с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу; с рапортами о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу истец Т. не обращался.
Таким образом, Т. не было реализовано в установленном
частью 6 статьи 54 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ,
пунктом 18 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24 сентября 2018 г. N 410, и
пунктом 94 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21 марта 2013 г. N 195, заявительном порядке право на получение денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.
По смыслу приведенных выше положений законодательства, в отсутствие рапорта сотрудника федеральной противопожарной службы о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу основания для выплаты такой компенсации отсутствуют.
Кроме того, отказывая в удовлетворении иска Т. в части взыскания денежной компенсации за сверхурочную работу в 2018 и 2019 годах, суд по ходатайству представителя ответчика применил последствия пропуска истцом срока исковой давности, поскольку о нарушении своего предполагаемого права на получение денежной компенсации за указанный период истец должен был узнать не позднее календарного года, следующего за соответствующим учетным периодом, в связи с чем установленный
частью 4 статьи 73 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ трехмесячный срок обращения в суд истец пропустил, так как срок на реализацию права на получение компенсации за сверхурочную работу за 2018 год истек 31 декабря 2019 года, срок на обращение в суд с соответствующим требованием истек 01 апреля 2019 года, а срок на реализацию права на получение компенсации за сверхурочную работу за 2019 год истек 31 декабря 2020 года, срок на обращение в суд с соответствующим требованием истек 01 апреля 2021 года. Настоящий иск направлен в суд почтой 6 июля 2021 года, то есть по истечении срока на обращение в суд, при этом доказательств наличия уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении иска Т. по существу правильным.
Доводы апелляционной жалобы Т. с учетом приведенных выше положений законодательства о порядке реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на получение денежной компенсации за сверхурочную работу и установленных по делу обстоятельств не опровергают правильность обжалуемого решения суда об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу, поскольку с рапортом о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу истец в установленном порядке не обращался, однако обращение с таким рапортом является необходимым условием для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на получение денежной компенсации за сверхурочную работу.
Поскольку исходя из предмета заявленных требований судом не установлено факта нарушения ответчиком трудовых прав истца, оснований для компенсации морального вреда в силу
статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации не имеется.
Предусмотренные
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Т. отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 327 -
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Королевского городского суда Московской области от 16 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.