Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2023 N 88-13537/2023 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Московский областной суд.
Название документа
Апелляционное определение Московского областного суда от 05.12.2022 по делу N 33-39548/2022
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: 1) О выселении, признании утратившим право пользования; 2) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Ответчик проживает и зарегистрирован в спорной квартире, однако в настоящее время не состоит в трудовых (служебных) отношениях с противопожарной службой, в связи с чем утратил право занимать спорную квартиру, которая подлежит освобождению.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

Апелляционное определение Московского областного суда от 05.12.2022 по делу N 33-39548/2022
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: 1) О выселении, признании утратившим право пользования; 2) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Ответчик проживает и зарегистрирован в спорной квартире, однако в настоящее время не состоит в трудовых (служебных) отношениях с противопожарной службой, в связи с чем утратил право занимать спорную квартиру, которая подлежит освобождению.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Содержание


МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья: Суворова Е.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Кирщиной И.П.,
судей Рубцовой Н.А., Федуновой Ю.С.,
при помощнике судьи С.,
с участием прокурора Ворошиловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по <данные изъяты> к Т. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении без предоставления другого жилого помещения,
по апелляционной жалобе Т.,
по апелляционному представлению Наро-Фоминского городского прокурора на решение Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,
объяснения явившихся лиц,
установила:
Главное управление МЧС России по <данные изъяты> обратилось в суд с иском к Т., в котором просили признать ответчика утратившим право пользования служебным жилым помещением по адресу: <данные изъяты> (далее спорная квартира), выселении из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета по указанному адресу.
В обоснование иска указали, что спорная квартира предоставлялась с <данные изъяты> Т. в связи с трудовыми отношениями, является специализированным (служебным), расположена в здании пожарного депо, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, передано в оперативное управление Главному управлению МЧС России по <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимость.
Ответчик проживает и зарегистрирован в спорной квартире, однако в настоящее время не состоит в трудовых (служебных) отношениях с Государственной противопожарной службой, в связи с чем утратил право занимать спорную квартиру, которая подлежит освобождению.
Главное управление МЧС России по <данные изъяты> обратилось к ответчику с уведомлением о необходимости освободить служебную квартиру и сняться с регистрационного учета (предупреждение о выселении из жилого помещения N <данные изъяты> от <данные изъяты>.), однако добровольно освободить служебное жилое помещение и сняться с регистрационного учета ответчик отказывается.
В судебном заседании представитель истца ГУ МЧС России по <данные изъяты> К. исковые требования поддержала, на удовлетворении настаивала.
Ответчик Т. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца, заявил о пропуске срока исковой давности. Не оспаривал, что прекратил трудовые отношения еще <данные изъяты>. Другого жилого помещения у него нет.
Решением суда исковые требования Главного управления МЧС России по <данные изъяты>, удовлетворены.
В апелляционной жалобе Т., а также в апелляционном представлении Наро-Фоминский городской прокурор просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, поскольку ответчик относится к числу лиц, не подлежащих выселению из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, а суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Т. проходил службу в должности начальника караула Наро-Фоминской пожарной охраны.
На период прохождения службы ему было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>.
По сведениям поквартирной карточки, Т. с <данные изъяты>. и до настоящего времени зарегистрирован в спорном жилом помещении, и как установлено судом проживает в указанном жилом помещении.
Согласно выписке из ЕГРН, спорная квартира находится в собственности Российской Федерации, принадлежит ГУ МЧС России по <данные изъяты>.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что спорное жилое помещение находится на территории действующей пожарной части и не может использоваться для предоставления жилья по договору социального найма и не подлежит приватизации. Поскольку Т. не является сотрудником 19 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по <данные изъяты>, он обязан освободить спорное жилое помещение, о чем было направлено уведомление, которое получено ответчиком лично.
Учитывая, что спорное жилое помещение было предоставлено Т. в 1994 году, то отношения по пользованию жилым помещением возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР, поэтому при разрешении спора подлежат применению нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Между тем решение о предоставлении указанного жилого помещения Т. по договору социального найма уполномоченным органом не принималось и доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представлено. Длительность проживания ответчика в спорном жилом помещении не свидетельствует о возникновении права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
При этом как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком решение уполномоченного органа о предоставлении спорного жилого помещения Т. не принималось, договор найма помещения не заключался, но из представленного в материалы дела ордера <данные изъяты> серии "а" от <данные изъяты>., выданного Исполкомом Наро-Фоминского Совета народных депутатов <данные изъяты>. (л.д. <данные изъяты>) следует, что <данные изъяты> предоставлена отделению пожарной охраны Наро-Фоминского ОВД - общежитие для одиночных сотрудников отдела. Ордер выдан на основании решения исполкома Наро-Фоминского г/Совета народных депутатов от <данные изъяты>. <данные изъяты>.
Таким образом, спорная квартира была предоставлена Т. в связи со службой на период трудовых отношений, а в настоящее время он уволен из органов федеральной противопожарной службы.
Ответчик не состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, к категории лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебной квартиры без предоставления иного жилья не относится, проживает в жилом помещении без законных оснований, возникшие спорные правоотношения являются длящимися, суд пришел к выводу, что владелец жилого помещения вправе в любое время поставить вопрос о его освобождении, на это требование не распространяется исковая давность, как на требование собственника или иного владельца об устранении нарушений их прав, не связанных с лишением владения в силу абзаца 5 статьи 208 Гражданского кодекса РФ.
Статьей 13 Федерального закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, статьей 13 указанного Закона дополнен определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (<данные изъяты>). В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
В соответствии с п. 6 ст. 108, ст. 110 ЖК РСФСР не подлежали выселению из общежитий без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им жилое помещение, не менее десяти лет. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97).
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (<данные изъяты>). В этом случае к спорным правоотношениям положения ст. 108 ЖК РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Таким образом, по данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение наличия совокупности предусмотренных ст. 13 Вводного закона от <данные изъяты> N 189-ФЗ условий, при которых Т. не может быть выселен из занимаемого жилого помещения в общежитии без предоставления другого жилого помещения.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Согласно пункту 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 897, сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 данного типового положения, не могут быть выселены, в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Согласно материалам настоящего дела, Т. состоял в трудовых (служебных) отношениях с Государственной противопожарной службой с <данные изъяты> <данные изъяты> трудовых отношений составил 13 лет.
Эти нормы закона судом первой инстанции приняты во внимание не были, в связи с чем, судом первой инстанции по делу вынесено неверное решение, которое противоречит нормам закона.
Судебная коллегия считает, что решение Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> подлежит отмене.
Кроме того, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от <данные изъяты> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Как следует из материалов дела, Т. проходил службу в должности начальника караула Наро-Фоминской пожарной охраны.
На период прохождения службы ему было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>.
При этом как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком решение уполномоченного органа о предоставлении спорного жилого помещения Т. не принималось, договор найма помещения не заключался.
Однако, в данном случае основанием для предоставления спорной квартиры являлись трудовые правоотношения между истцом и ответчиком и предоставление ему в <данные изъяты> спорной квартиры, в которой Т. прожил <данные изъяты>.
Исходя из приведенных положений законодательства и статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (<данные изъяты>).
Поскольку на <данные изъяты> ответчик выслугу в <данные изъяты>, при разрешении спора о его выселении подлежали применению положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР.
С учетом изложенного, ответчик не подлежит выселению из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, Наро-Фоминский городской округ, <данные изъяты> без предоставления другого жилого помещения, решение суда от <данные изъяты>. не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а исковые требования Главного управления МЧС России по <данные изъяты> к Т. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении без предоставления другого жилого помещения не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> - отменить.
Постановить по делу новое решение.
Иск Главного управления МЧС России по <данные изъяты> к Т. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением по адресу: <данные изъяты>, снятии с регистрационного учета, выселении без предоставления другого жилого помещения - оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу Т. и апелляционное представление Наро-Фоминского городского прокурора - удовлетворить.