Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2022 по делу N 88-10549/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Липецкого областного суда от 22.12.2021 N 33-4494/2021 по делу N 2-А661/2021
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа, дающего право для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.


Апелляционное определение Липецкого областного суда от 22.12.2021 N 33-4494/2021 по делу N 2-А661/2021
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ответчика истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа, дающего право для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2021 г. N 33-4494/2021
Дело N 2-А661/2021
Судья: Королева С.Е.
Докладчик: Нагайцева Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.
судей Долговой Л.П., Фроловой Е.М.,
при ведении протокола секретарем К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 4 октября 2021 г., которым постановлено:
"Обязать Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области включить М. в стаж, необходимой для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 06.12.1995 по 31.01.2008 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10.12.2020".
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
установила:
М. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Добровском районе Липецкой области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование требований истец ссылался на то, что решением N от 18 мая 2021 г. УПФР в Добровском районе Липецкой области отказало ему в досрочном назначении страховой пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с недостаточностью стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. В расчет льготного стажа ответчиком не был включен период работы с 06.12.1995 по 31.12.2008 в 24 Пожарной части ГПС УГПС в должности водителя. Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просил обязать ответчика включить период работы с 06.12.1995 по 31.12.2008 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 10.12.2020.
В ходе рассмотрения дела судом произведена замена ответчика УПФР в Добровском районе Липецкой области (межрайонное) на его правопреемника ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области в связи с реорганизацией учреждения в форме присоединения.
Истец М. и его представитель Ш. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области С. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что согласно Списку, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются водители (шоферы) автомобиля (пожарного). В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости истцу не может быть включен период работы с 06.12.1995 по 31.12.2008 в связи с тем, что в трудовой книжке указана профессия водитель, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в данном периоде не проставлен код особых условий труда (27-ПЖ).
Суд постановил решение об удовлетворении требований, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на отсутствие оснований для включения спорного периода в специальный стаж, так как истец не представил документальных доказательств, подтверждающих работу в спорный период с федеральной противопожарной службе в должности, предусмотренной Списком от 18 июня 2002 г. N 437, в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица спорный период отражен без указания кода льготных условий труда. Кроме того, при включении в специальный стаж периода работы с 06.12.1995 по 31.01.2008, как решил суд, у истца отсутствует 25 лет необходимого специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Истец М., представитель ответчика ГУ- ОПФР по Липецкой области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии с требованиями ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца М. адвоката Буркова Ю.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Согласно указанному Списку, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются водители (шоферы) автомобиля (пожарного), код позиции 11442.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 10.12.2020 М., <...> года рождения, обратился в ГУ- УПФР в Добровском районе Липецкой области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии.
Решением N от 18 мая 2021 г. М. отказано в установлении страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с недостаточностью льготного стажа работы в государственной противопожарной службе, продолжительность стажа работы истца на должностях государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти составила 11 лет 11 месяцев 10 дней, вместо необходимых 25 лет.
В специальный стаж М. не засчитан период работы с 06.12.1995 по 31.12.2008 в 24 Пожарной части ГПС УГПС в должности водителя в связи с тем, что в трудовой книжке указана профессия истца "водитель", что не соответствует Списку от 18 июня 2002 г. N 437; согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица после даты регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в данном периоде не проставлен код особых условий труда (27-ПЖ).
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции проверял условия труда истца в спорный период, учитывая, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуется водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
Согласно записям в трудовой книжке, М. с 06.12.1995 по 31.12.2008 работал в 24 Пожарной части ГПС УГПС в должности водителя; с 01.01.2009 по 31.10.2014 в ГУ ЦУС ФПС по Липецкой области в должности водителя; с 01.11.2014 по 30.06.2019 переведен на должность водителя автомобиля (пожарного); с 01.07.2019 по 10.12.2020 в ГУ МЧС России по Липецкой области в должности водителя автомобиля (пожарного).
Из уточняющей справки Главного управления МЧС России по Липецкой области от 20.01.2021 г. следует, что с 06.12.1995 г. М. работал на пожарах Государственной противопожарной службы в качестве водителя пожарного автомобиля, водителя автомобиля.
М. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 6 августа 1998 года.
В сведениях индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы М. с 01.01.1998 г. по 31.12.2008 г. представлен работодателем без указания кода особых условий труда.
Исходя из приведенных норм материального права при разрешении спора суд правильно исходил из того, что истец не лишен возможности подтвердить факт выполнения работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку запись в трудовой книжке и уточняющая справка не содержат сведений о том, водителем какого автомобиля работал истец, судом по ходатайству истца истребованы сведения, за кем были закреплены пожарные автомобили в 24 Пожарной части ГПС УГПС.
Согласно ответу Главного управления МЧС России по Липецкой области от 28.09.2021 N ИВ-138-6417, в период с 01.01.1995 г. по 31.12.2008 г. в ПЧ N 24 находилось четыре единицы транспортных средств, в том числе пожарных машин: <данные изъяты> - две единицы, <данные изъяты>- одна единица, а также легковой автомобиль <данные изъяты> - одна единица. Пожарные машины <данные изъяты> были закреплены за водителями ПЧ N: Н.В.И., Я.В.А., К.Г.Ф., П.А.Н., М., Ф.В.И., М.Н.А., Ж.Ю.А.. Л. автомобиль УАЗ 469 был закреплен за водителем ПЧ N У.В.С.
На основании представленных письменных доказательств суд пришел к обоснованному выводу о том, что в спорный период истец работал водителем автомобиля пожарного Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, то есть был занят на работе, дающей право на досрочное назначение пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем у пенсионного органа не имелось оснований для исключения из специального стажа периода работы М. с 06.12.1995 по 31.12.2008 в 24 Пожарной части ГПС УГПС.
Доводы апелляционной жалобы ответчика со ссылкой на нормативно-правовые документы, свидетельствующие о том, что досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не опровергают выводов суда.
Согласно информации ГУ МЧС России по Липецкой области от 29.07.2021 N ИВ-138-5088, в период с 01.01.1995 г. по 31.12.1998 г. Пожарная часть N 24 с. Доброе Добровского района Липецкой области относилась к УГПС Управления внутренних дел по Липецкой области (л.д. 110, том 1). В соответствии с Указом Президента РФ от 9.11.2001 г.N 1300 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована Государственную противопожарную службу МЧС России с 1 января 2002 г., в соответствии с директивой МЧС России от 24.09.2003 г. N 31-23-21 с 01.10.2003 г. и до 17.10.2011 г. - 24 пожарная часть отнесена к ГПС ГУ по делам ГО и ЧС Липецкой области. Сведения об этом имеются в трудовой книжке истца (л.д. 82-84, 110 том 1)
Судебная коллегия учитывает, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, т.е. указанное разделение произошло до трудоустройства истца в 24 Пожарную часть Управления Государственной противопожарной службы, последующие периоды работы истца в той же пожарной части ответчик в бесспорном порядке засчитал в специальный стаж М. в должности водителя автомобиля (пожарного).
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, представленные в материалы дела письменные доказательства, подтверждающие льготный характер работы истца, отвечают требованиям относимости и допустимости.
При таких обстоятельствах непредставление работодателем сведений о льготных условиях труда М. в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не может служить препятствием для реализации истцом пенсионных прав.
Правильно установив обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в спорный период истец осуществлял трудовую деятельность в должности и в учреждении, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437.
С учетом периода работы с 06.12.1995 по 31.12.2008 (13 лет 00 мес.26 дней) в 24 Пожарной части ГПС УГПС и периодов работы продолжительностью 11 лет 11 мес.10 дней, засчитанных ответчиком в бесспорном порядке, специальный стаж М., достигшего возраста 50 лет, на дату обращения в пенсионный орган превышал 25 лет при наличии необходимого страхового стажа, в связи с чем суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию со дня обращения - с 10.12.2020.
Довод жалобы о том, что суд неправильно определил обстоятельства дела, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным письменным доказательствам, выводы суда соответствуют материалам дела.
Вместе с тем, в резолютивной части решения суд ошибочно включил в специальный стаж истца период работы с 06.12.1995 по 31.01.2008, в то время как спорный период работы в 24 Пожарной части ГПС УГПС имел место с 06.12.1995 по 31.12.2008, что соответствует заявленным требованиям, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Липецкого районного суда г. Липецка от 4 октября 2021 г. изменить в части периода, подлежащего включению в специальный стаж М., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указав период работы водителем автомобиля (пожарного) в 24 Пожарной части ГПС УГПС с 6 декабря 1995 г. по 31 декабря 2008 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Липецкой области - без удовлетворения.
Дата изготовления мотивированного апелляционного определения 27 декабря 2021 года.