Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2022 N 88-20709/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Липецкого областного суда от 02.03.2022 N 33-401/2022 по делу N 2-2950/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании денежной компенсации за питание, доплат.
Обстоятельства: Обязанности входили в должностную инструкцию отдела по медицинскому обеспечению, за которые истец получал заработную плату и дополнительные выплаты стимулирующего характера.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Липецкого областного суда от 02.03.2022 N 33-401/2022 по делу N 2-2950/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании денежной компенсации за питание, доплат.
Обстоятельства: Обязанности входили в должностную инструкцию отдела по медицинскому обеспечению, за которые истец получал заработную плату и дополнительные выплаты стимулирующего характера.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2022 г. N 33-401/2022
Судья Мясникова Н.В. Дело N 2-2950/2021
Докладчик Нагайцева Л.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Долговой Л.П., Климко Д.В.,
при ведении протокола помощником судьи Дудкиной И.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Ш. на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 15 ноября 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ш. к Областному казенному учреждению "Управлению государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" о взыскании доплат, денежной компенсации за питание, компенсации за отпуск, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда - отказать".
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с иском к областному казенному учреждению "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области", с учетом уточнения исковых требований, о взыскании компенсационных доплат к заработной плате, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Ш. указала, что 18.05.2015 г. была принята на должность медицинской сестры отдела по медицинскому обеспечению и закреплена за спасательным постом N 1 по обслуживанию района центрального пляжа поисково-спасательной службы г. Липецка поисково-спасательного отряда на водных объектах Липецкой области. 18.02.2016 года трудовой договор был изложен в новой редакции, с указанием должностных обязанностей, а также выплат компенсационного характера в соответствии с нормами действующего законодательства. Приказом от 19.12.2016 г. N 547 "О медицинском обеспечении поисково-спасательных служб на водных объектах поисково-спасательного отряда на водных объектах Липецкой области на 2017 год" с 01.01.2017 года ее закрепили не только за спасательным постом N 1 по обслуживанию района Центрального пляжа, но и за поисково-спасательной службой Матырского водохранилища. На основании указанного приказа в период с 01.01.2017 г. по 31.10.2020 г. она исполняла обязанности медицинской сестры на двух постах поисково-спасательного отряда на водных объектах Липецкой области. Доплата за увеличение объема работ при расширении зоны обслуживания работодателем не производилась. Истица считает, что за период работы с расширением зон обслуживания и увеличения объема работ ответчик должен ей произвести доплату в размере 352450 руб.
Пунктом 20 приказа МЧС России от 14.12.2019 г. N 747 установлено, что при спасении водолазом, другим работником тонущего и извлечения его из воды с признаками жизни, водолазу и другому работнику производится доплата в размере 2 минимальных размеров оплаты труда за каждого спасенного. 01.06.2015 года она прошла аттестацию и получила книжку спасателя, в книжку спасателя вносятся сведения об участии в спасательных работах. В 2020 году она спасла 7 тонущих, но гарантированную оплату за участие в спасательной операции не получила, в связи с чем просила взыскать с ответчика 169820 руб. за спасение тонущих.
Приказом МЧС России от 28.12.2015 г. N 700 "О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России" работникам, осуществляющим непосредственное руководство водолазными спусками и их медицинское обеспечение предусмотрена доплата в размере 15% суммы почасовой оплаты каждого водолаза, работавшего под водой (находившегося в барокамере под давлением).
Приказом МЧС России от 14.12.2019 г. N 747 вышеуказанный
приказ утратил силу и установлена доплата работникам, осуществляющим медицинское обеспечение водолазных спусков в размере 5% от суммы почасовой оплаты каждого водолаза, работавшего под водой. Ей указанная доплата не производилась. За период с 2017 года по 2020 год Ш. просила взыскать с ответчика компенсацию за медицинское обеспечение спусков в размере 424 148 руб. 08 коп.
Из представленных ответчиком муниципальных контрактов за 2017, 2018, 2019, 2020, заключенных с МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Липецка", следует, что за выполнение мероприятий по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах г. Липецка ответчику были перечислены денежные средства. Безопасность людей на водных объектах обеспечивалась посредством возложения на истицу и иных работников дополнительных обязанностей. Она несла непосредственное дежурство в составе дежурной смены, состоящей из двух матросов-спасателей и медицинской сестры, на Центральном пляже г. Липецка, во время дежурства постоянно находилась на территории пляжа и наблюдала за купающимися, чтобы более оперативно оказать помощь в случае необходимости, за выполнение данных работ никаких доплат не получила, в связи с чем просила взыскать с ответчика доплату за обеспечение безопасности людей на водных объектах за период с 2016 по 2020 годы в сумме 294000 руб.
Учитывая, что ей присвоен статус спасателя, ей положено обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований. Компенсацию продовольственного пайка за период с 2015 года по 2020 год в размере 101315 руб. истица просит взыскать с работодателя.
Федеральным законом от 22.08.1995 года предусмотрено ежегодное предоставление спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований очередного отпуска в количестве 30 суток. При увольнении ей не была произведена оплата компенсации за неиспользованный отпуск за 2015 - 2016 годы в сумме 1886 руб. 58 коп.
За задержку выплат истец просила взыскать денежную компенсацию за период с 26.01.2021 года по 28.06.2021 года в сумме 46984 руб. 78 коп.
Считая, что действиями работодателя по невыплате причитающихся сумм ей причинены нравственные страдания, истец просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В судебном заседании Ш., ее представитель адвокат Кострыкина Е.А. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ОКУ "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" Д. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что по условиям трудового договора истица была принята на должность медицинской сестры отдела по медицинскому обеспечению. Приказом ОКУ "УГПСС Липецкой области" от 19.12.2016 года N 3547 с 01.01.2017 года Ш. закреплена за спасательным постом N 1 по обслуживанию Центрального пляжа поисково-спасательной службы г. Липецка поисково-спасательного отряда на водных объектах Липецкой области, поисково-спасательной службой Матырского водохранилища поисково-спасательного отряда на водных объектах Липецкой области. В период с 01.01.2017 г. по 31.10.2020 г. Ш. выполняла свои непосредственные обязанности, предусмотренные трудовым договором и должностными инструкциями по должности медицинской сестры отдела по медицинскому обеспечению на одном из закрепленных за ней спасательных постов в течение установленной продолжительности рабочего дня. Выполняемая работа не выходила за пределы, определенные трудовым договором, расширения зоны обслуживания, а также увеличения объема работы, определенных трудовым договором, не происходило, в связи с чем оснований для соответствующей компенсационной выплаты не имеется. Оснований для выплаты Ш. денежных средств за спасение тонущего на основании
приказа МЧС России от 14.12.2019 г. N N 747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России" не имеется, поскольку ОКУ "УГПСС Липецкой области" не является органом, организацией (учреждением) или подразделением системы МЧС России, в связи с чем на правоотношения сторон не распространяется действие данного
приказа, в том числе и в отношении условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера. По тем же основаниям не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании доплаты за медицинское обеспечение водолазных спусков в соответствии с
приказом МЧС России от 28.12.2015 г. N 700 "О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России". Кроме того, истица осуществляла медицинское обеспечение водолазных спусков в силу своих должностных обязанностей, закрепленных в должностной инструкции. В период исполнения должностных обязанностей Ш. в 2020 году зарегистрировано 5 несчастных случаев на воде, что не является подтверждением спасения тонущих и извлечения их из воды именно истцом. Учитывая тот факт, что Ш. в силу своих должностных обязанностей обязана оказывать лечебно-профилактическую, первую помощь обратившимся, сам факт отражения ее фамилии в актах по спасению утопающих не является основанием для осуществления доплат. Возражал против удовлетворения требований Ш. о взыскании доплаты за обеспечение безопасности людей на водных объектах за период с 2016 по 2020 годы по тем основаниям, что дополнительных обязанностей по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах, кроме тех, которые предусмотрены трудовым договором, на истца возложено не было. Нахождение Ш. в составе дежурной смены на своем рабочем месте - спасательном посту N 1 по обслуживанию района Центрального пляжа в период установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени не является закреплением за Ш. каких-либо дополнительных обязанностей. Ведение журналов предусмотрено должностной инструкцией истца. Возражал против требований о взыскании денежной компенсации за питание и оплаты дополнительных дней отпуска, ссылаясь на то, что Ш. в должности профессионального спасателя не работала, факт выдачи одежды, прохождение аттестации и получение книжки спасателя при отсутствии фактического участия в аварийно-спасательных работах не является основанием для закрепления за Ш. социальных гарантий и льгот спасателя. В связи с необоснованностью заявленных требований возражал против удовлетворения требований о взыскании компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Ш. просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, подлежащие доказыванию, дана неверная трактовка юридически значимым событиям и документам, неправильно применены нормы материального права, при рассмотрении дела и изготовлении процессуальных документов нарушены нормы процессуального права.
Выслушав объяснения истца Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей ОКУ "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" Д. и Ч., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно
части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (
часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями 5 и
6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормами Трудового
кодекса Российской Федерации работникам предусмотрена повышенная оплата труда за работу в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (
статьи 146 -
149 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений, заработная плата работникам определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права. Работникам, осуществляющим трудовую деятельность в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время и т.д.), предусмотрены гарантии по оплате труда в повышенном размере.
Частями первой и
третьей статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (
статья 151 названного кодекса).
Согласно
статье 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.02.2015 Ш. была принята на работу в государственное (областное) бюджетное учреждение "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" на должность медицинской сестры отдела по медицинскому обеспечению. 25.01.2021 г. трудовой договор со Ш. расторгнут по инициативе работника по
пункту 3 части первой ст. 77 ТК РФ.
На основании постановления администрации Липецкой области от 11.08.2020 N 462 с 01.01.2021 учреждение переименовано в областное казенное учреждение "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области", сокращенное наименование ОКУ "Управление ГПСС Липецкой области".
По условиям заключенного сторонами трудового договора от 18.02.2015 N 1698 Ш. принята на должность медицинской сестры в отдел по медицинскому обеспечению.
Согласно пункту 5.1 трудового договора работнику установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, установленных в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации и Коллективным договором.
Работнику установлена нормальная продолжительность рабочего времени, сменный режим работы согласно графику, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 год. Режим работы (рабочие дни и выходные, время начала и окончания работы) определяется коллективным договором, внутренним трудовым распорядком, действующими у работодателя, либо трудовым договором. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором и законодательством Российской Федерации (раздел 6 трудового договора).
18 февраля 2016 года сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, вступающее в силу с 01.01.2017 года.
Согласно дополнительному соглашению Ш. выполняет работу в структурном подразделении "отдел по медицинскому обеспечению" по должности "медицинская сестра".
Пунктом 1.3 дополнительного соглашения предусмотрено, что работник обязуется лично выполнять работу в соответствии с условиями трудового договора, должностной инструкции, локальными нормативными актами работодателя: проводить медицинское наблюдение и контроль за здоровьем водолазов согласно "Единых правил безопасности труда на водолазных работах"; проводить ежедневный медицинский осмотр водолазов и капитан-механиков с соответствующей отметкой в журнале, а в случае выявления признаков заболевания не допускать водолазов к спуску; контролировать дезинфекцию водолазного снаряжения и оборудования; проводить медицинское обеспечение водолазных спусков и подводных работ; оказывать квалифицированную помощь водолазам при профессиональных заболевания(включая лечебную декомпрессию), знать адреса и телефоны ближайших компрессионных камер и пути доставки к ним; организовывать проведение ежегодного медицинского освидетельствования водолазов с установлением глубины погружений; систематически повышать профессиональную квалификацию, в том числе по оказанию помощи пострадавшим и лечению заболеваний водолазов; вести правильный учет и хранение медикаментов, не допускать использование медицинского имущества не по назначению; участвовать в разработке и проведении профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде; вести служебную и отчетную документацию согласно номенклатуре дел отдела по медицинскому обеспечению, поисково-спасательной службы на водных объектах, заполнять медицинский раздел водолазных книжек; оказывать лечебно-профилактическую, первую помощь обратившимся; вести журнал регистрации оказания первой медицинской помощи, журнал медицинского обеспечения водолазов, журнал медицинского осмотра дежурной смены, журнал по санитарной проверки производственных помещений, журнал медицинского осмотра водителей перед выходом в рейс, журнал учета актов о несчастных случаях на воде; качественно и своевременно выполнять свои должностные обязанности определенные трудовым договором и должностной инструкцией; проходить по мере необходимости, но не реже 1 раза в год оценку выполнения утвержденных показателей и критериев оценки деятельности для определения размера выплаты стимулирующего характера и другие обязанности.
Работнику устанавливается заработная плата, состоящая из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с Трудовым
кодексом Российской Федерации и Коллективным договором в размере: должностной оклад 7180 рублей в месяц; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы в размере 70% от максимального размера надбавки, установленной по соответствующей должности. По результатам деятельности работника, на основании протокола комиссии, в течение первых 6 месяцев размер выплат может быть пересмотрен. В дальнейшем размер вышеуказанных выплат пересматривается согласно регламенту работы комиссии не реже 1 раз в год.
Согласно п. 4.1.3 работнику производятся выплаты компенсационного характера, установленные действующим законодательством Российской Федерации и Коллективным договором: за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных - размер выплаты устанавливается по соглашению сторон, факторы, обусловливающие получение выплаты - табеля учета использования рабочего времени; при сверхурочной работе размер выплаты за время фактической работы за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, исчисляемом из должностного оклада (тарифной ставки), факторы обусловливающие получение выплаты - табеля учета использования рабочего времени; при работе в ночное время размер выплаты из расчета 35% оклада (тарифной ставки) за каждый час работы в ночное время; при работе в выходные и нерабочие праздничные дни оплата в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Разделом 4.1.4 дополнительного соглашения предусмотрены выплаты стимулирующего характера в порядке, установленном коллективным договором (том1, л.д. 16-20).
В должностной инструкции медицинской сестры отдела по медицинскому обеспечению, с которой Ш. ознакомлена под роспись в листке ознакомления, предусмотрены обязанности, аналогичные пункту 1.3 дополнительного соглашения к трудовому договору (том 1, л.д. 120-146).
В соответствии со статьями 2, 4 Закона Липецкой области от 07.10.2008 N 182-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных учреждений" оплата труда работников областных государственных учреждений осуществляется по отраслевой системе оплаты труда исходя из видов экономической деятельности различных категорий работников учреждений.
Отраслевая система оплаты труда состоит из тарифной части оплаты труда, компенсационных и стимулирующих выплат и устанавливается настоящим Законом, нормативными правовыми актами администрации Липецкой области, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Должностные оклады, порядок их установления и другие условия оплаты труда работников областных государственных учреждений, обеспечивающих безопасность населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, устанавливаются согласно приложению 9.5 к настоящему Закону. В приложении 9.5 установлены должностные оклады специалистов и служащих указанных учреждений.
Постановлением администрации Липецкой области от 28.12.2010 N 483 "О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам областных государственных учреждений, обеспечивающих безопасность населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров" утвержден Перечень видов выплат компенсационного характера согласно приложению 1, к которым относятся, в том числе, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: при выполнении работ различной квалификации; при совмещении профессий (должностей); при увеличении объема работы, расширении зон обслуживания, при сверхурочной работе, при работе в ночное время, при работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
Постановлением администрации Липецкой области от 11 апреля 2019 г. N 199 данное постановление признано утратившим силу в связи с принятием постановления администрации Липецкой области от 11 апреля 2019 г. N 198 "О компенсационных и стимулирующих выплатах работникам областных государственных учреждений, обеспечивающих безопасность населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров".
Приложением 1 к данному постановлению утвержден Перечень и размеры выплат компенсационного характера работникам областных государственных учреждений, обеспечивающих безопасность населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров.
Согласно пункту 3 Приложения 1 при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, конкретный размер выплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
В ОКУ "Управление ГПСС Липецкой области" действует коллективный договор, заключенный в 2018 году.
Пунктом 9.3 коллективного договора предусмотрено, что работники, включенные в перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный Правительством Российской Федерации, в соответствии с Федеральным
законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", обеспечиваются питанием при несении дежурства с соответствии с нормами, установленными нормативно-правовым актом администрации области. По заявлению работника возможна выплата денежной компенсации за питание в размере стоимости продуктового набора.
Приложением N 1 к коллективному договору установлен распорядок рабочего дня отдела по медицинскому обеспечению, в соответствии с которым у медицинских сестер начало рабочего дня - 9.00, окончание рабочего дня - 18.00, в купальный период начало и окончание рабочего дня определяется приказом в связи со сложившейся оперативной обстановкой.
Положением об оплате труда работников Управления ГПСС Липецкой области (приложение N 2 к коллективному договору) установлены должностные оклады работников в соответствии с законом Липецкой области от 07.10.2008 N 182-ОЗ, выплаты компенсационного характера в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28.12.2010 N 483, в том числе за работу при увеличении объема работ, расширении зон обслуживания.
Пунктом 2.5 Положения предусмотрено, что при увеличении объема работы, расширении зон обслуживания, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника производится доплата, устанавливаемая по соглашению сторон (том 8, л.д. 147-168).
29 апреля 2019 г. на общем собрании трудового коллектива с 01.07.2019 приняты изменения в коллективный договор, новая редакция Положения об оплате труда (том 8, л.д. 169-185).
В данном положении предусмотрено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, конкретный размер выплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (пункт 2.3).
Согласно выпискам из штатного расписания Управления ГПСС Липецкой области, в период с 01.02.2016 г. по 2021 год в штате отдела по медицинскому обеспечению имелось 8 штатных единиц медицинских сестер (том 8, л.д. 22-27). Из них за поисково-спасательной службой г. Липецка было закреплено 3 медицинских сестры, остальные медицинские сестры закреплены за поисково-спасательными службами районов области.
На основании приказов Управления ГПСС Липецкой области от 18.02.2015 г. N 55, от 21.12.2015 г. N 598 Ш. была закреплена за спасательным постом N 1 по обслуживанию района Центрального пляжа поисково-спасательной службы г. Липецка (том 1, л.д. 159-163).
Приказом от 19.12.2016 N 547 "О медицинском обеспечении поисково-спасательных служб на водных объектах поисково-спасательного отряда на водных объектах Липецкой области на 2017 год" в целях медицинского обеспечения водолазных работ, проведения тренировочных спусков, оказанию первой медицинской помощи населению при возникновении происшествий на акваториях Липецкой области, согласно
приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.04.2007 года N 269 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ" с 01.01.2017 года Ш. определена ответственной и закреплена за спасательным постом N 1 по обслуживанию района Центрального пляжа поисково-спасательной службы г. Липецка, поисково-спасательной службой Матырского водохранилища.
В дальнейшем на основании приказов от 01.12.2017 N 633 "О медицинском обеспечении поисково-спасательных служб на водных объектах поисково-спасательного отряда на водных объектах Липецкой области на 2018 год", от 13.11.2018 года N 603 "О медицинском обеспечении поисково-спасательных служб на водных объектах поисково-спасательного отряда на водных объектах Липецкой области на 2019 год", от 25.11.2019 года N 839 "О медицинском обеспечении поисково-спасательных служб на водных объектах поисково-спасательного отряда на водных объектах Липецкой области на 2020 год" Ш. ежегодно назначалась ответственной и закреплялась за спасательным постом N 1 по обслуживанию района Центрального пляжа поисково-спасательной службы г. Липецка и поисково-спасательной службой Матырского водохранилища.
С указанными приказами Ш. была ознакомлена.
По мнению истца, в связи с тем, что первоначально при приеме на работу она была закреплена только за спасательным постом N 1 по обслуживанию района Центрального пляжа ПСС г. Липецка, а с 2017 года - за двумя постами, за период с 01.01.2017 по 30.10.2020 г. она имеет право на ежемесячную доплату к заработной плате за увеличение объема работ и расширение зоны обслуживания в размере должностного оклада, что составляет 352450 рублей.
Отказывая в удовлетворении данного требования, суд исходил из того, что по условиям трудового договора Ш. была принята на должность медицинской сестры в структурное подразделение "отдел по медицинскому обеспечению", а не на конкретный спасательный пост, в связи с чем по смыслу
статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации увеличения объема работ либо расширения зоны обслуживания по сравнению с установленными трудовым договором, что давало бы основания для компенсационной выплаты, не имелось.
Приходя к такому выводу, суд учел, что Ш. выполняла свои обязанности, установленные трудовым договором, в течение установленной продолжительности рабочего времени на одном из двух постов, чего не оспаривала в судебном заседании.
В суде апелляционной инстанции Ш. подтвердила, что один раз в несколько дней в течение рабочего дня она выезжала на служебном транспорте на пост поисково-спасательной службы Матырского водохранилища, где выполняла свою работу, установленную трудовым договором.
В указанный период в организации не было вакантных должностей медицинских сестер, не происходило увеличение зоны обслуживания поисково-спасательного отряда на водных объектах Липецкой области, что подтверждено письменными доказательствами. Истцом выполнялась только та работа, которая предусмотрена трудовым договором, должностной инструкцией и только в течение рабочего дня. Соответственно, в тот период, когда истец выезжала на пост ПСС Матырского водохранилища, работу на посту N 1 Центрального пляжа она не выполняла.
При заключении дополнительного соглашения к трудовому договору, вступившего в силу с 01.01.2017 года, стороны не предусмотрели доплату за расширение зоны обслуживания, хотя истец была ознакомлена с приказом о закреплении ее за двумя постами с 01.01.2017 г.
В период работы истца трудового спора относительно доплаты за расширение зоны обслуживания между сторонами не было.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требования Ш. о взыскании компенсационной выплаты за расширение зоны обслуживания в размере 352450 рублей.
Соглашается судебная коллегия с выводами суда первой инстанции и в части отказа в удовлетворении требований Ш. о взыскании доплаты за спасание 7 тонувших за 2020 год в размере 169820 рублей в соответствии с
пунктом 20 приказа МЧС России от 14.12.2019 N 747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России", которым предусмотрено, что при спасании водолазом, другим работником тонущего и извлечении его из воды с признаками жизни, водолазу и другому работнику производится доплата в размере 2 минимальных размеров оплаты труда.
Как видно из
преамбулы указанного приказа МЧС России, он принят в соответствии с
пунктами 8 и
9 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней службы, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
В соответствии со
ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба; противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, социальных гарантий и компенсаций личному составу этих подразделений в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (
ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности).
В соответствии с
Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 N 385, в систему МЧС России входит только федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы.
Согласно постановлению администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Положения о противопожарной службе Липецкой области" противопожарная служба Липецкой области, которая входит в состав Государственной противопожарной службы Российской Федерации, осуществляет свою деятельность, в том числе и через подразделение ОКУ "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области".
В соответствии с Уставом ОКУ "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" учреждение создано на основании постановления администрации Липецкой области от 11.08.2020 г. N путем изменения типа областного бюджетного учреждения, учредителем и собственником его имущества является Липецкая область, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет бюджета Липецкой области. (п. 4.6).
Учитывая изложенное, ОКУ "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" относится к противопожарной службе субъекта Российской Федерации Государственной противопожарной службы, не входит в систему МЧС России, оплата труда его работников осуществляется не в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, а на основании Закона Липецкой области от 07.10.2008 N 182-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных учреждений". Выплаты компенсационного и стимулирующего характера установлены приведенными выше постановлениями администрации Липецкой области, локальными нормативными актами работодателя, которые такой нормы не содержат.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что в Положении об оплате труда Управления ГПСС Липецкой области в перечне нормативных актов, на основании которых оно разработано, указан и приказ МЧС России, не может служить основанием для прямого применения данного приказа при оплате труда работников областного казенного учреждения.
По тем же основаниям суд правомерно отказал в удовлетворении требования Ш. о взыскании доплаты за медицинское обеспечение водолазных спусков за период с 2017 по 2020 год в размере 424 148 руб. 08 коп., основанного на приказах МЧС России от 28.12.2015 г.
N 700 "О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России" и от 14.12.2019 г.
N 747.
Суд правильно указал, что медицинское обеспечение водолазных спусков входит в должностные обязанности истца, доплата за это не предусмотрена ни нормативными актами Липецкой области в сфере оплаты труда работников областных учреждений, ни локальными актами работодателя.
Также судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требования Ш. о взыскании денежной компенсации продовольственного пайка в соответствии с
п. 5 ст. 25 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в сумме 101315 рублей.
Данное требование истца основано на том, что 01.06.2015 г. после прохождения аттестационно-квалификационной комиссии она получила статус спасателя и ей выдана книжка спасателя.
Пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" определено право спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований на обеспечение питанием при несении дежурств с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
В соответствии со
ст. 8 указанного Федерального закона состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусмотрено, что граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.
Принимая во внимание, что Ш., несмотря на наличие статуса спасателя, по должности не являлась спасателем профессионального аварийно-спасательного формирования и фактически не привлекалась к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, довод о наличии у нее права на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой соответствующих расходов в соответствии с
п. 5 ст. 25 Федерального закона N 151-ФЗ от 22.08.1995 года "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" судебная коллегия находит несостоятельным. Коллективным договором Управления ГПСС Липецкой области обеспечение продовольственным пайком предусмотрено только для работников, включенных в перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на штатной основе (пункт 9.3).
Судом обоснованно отказано в удовлетворении требования Ш. о взыскании доплаты за обеспечение безопасности людей на водных объектах за период с 2016 по 2020 год в сумме 294000 рублей.
В обоснование данного требования истец ссылалась на то, что между МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Липецка" и ОКУ "Управление ГПСС Липецкой области" ежегодно заключались муниципальные контракты на оказание услуг по обеспечению безопасности жизни людей на пляжах в рамках муниципальной программы "Защита населения и территории города Липецка от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение безопасного проживания граждан на 2017 - 2022 годы". Безопасность людей на водных объектах обеспечивалась посредством возложения на нее и других работников ответчика дополнительных обязанностей. Она непосредственно несла дежурство на Центральном пляже г. Липецка (пост N 1) в составе дежурной смены, состоящей из двух матросов-спасателей и медицинской сестры, постоянно находилась на территории пляжа и наблюдала за купающимися, чтобы оперативно оказать помощь в случае необходимости, вела журнал амбулаторного приема больных, за выполнение данных работ никакой доплаты не получала. Просила взыскать доплату за рабочие дни купального сезона, исходя из заработной платы медицинских сестер, которых ответчик нанимал по срочным трудовым договорам на период купального сезона (15000 руб.).
Как следует из материалов дела, указанные муниципальные контракты заключались ответчиком ежегодно на оказание услуг по обеспечению безопасности жизни людей на водных объектах города Липецка на период с июня по август и предусматривали оказание услуг не только на существующих спасательных постах, но и на других пляжах, зонах отдыха, ведение наблюдения и патрулирования акваторий и др., что связано с несением расходов на найму дополнительного персонала, приобретению инвентаря, медикаментов и др., то есть дополнительных расходов, которые не предусмотрены в рамках финансирования из областного бюджета.
Из муниципальных контрактов, других материалов дела не усматривается, что в связи с исполнением работодателем контрактов на истицу возлагались какие-либо дополнительные обязанности. Оказание первой помощи обратившимся, ведение журналов оказания первой помощи, участие в проведении профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде входит в должностные обязанности истца в соответствии с условиями дополнительного соглашения к трудовому договору, должностной инструкции.
Довод истца о том, что в соответствии с муниципальными контрактами на нее были возложены обязанности по постоянному наблюдению за купающимися, голословны и объективно ничем не подтверждены.
Проверяя довод истца о том, что в течение купального сезона был увеличен ее рабочий день, судебная коллегия установила, что в соответствии с Приложением N 1 к коллективному договору и на основании приказов руководителя управления ГПСС Липецкой области на летний период для медицинских сестер отдела по медицинскому и психологическому обеспечению устанавливался режим работы с 9.00 до 19.00 с перерывом на обед с 14.00 до 15.00. В связи с тем, что по условиям трудового договора и в соответствии с локальными нормативными актами у Ш., как и у других сотрудников, установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один год, по окончании учетного периода производился подсчет отработанных часов. По сведениям бухгалтерии ОКУ, расчетным листкам, за сверхурочную работу истцу предоставлялись отгулы, производилась оплата в повышенном размере в соответствии с нормами трудового законодательства и локальных нормативных актов. Требований в части оплаты сверхурочных работ истец не заявляла и это не входит в предмет проверки суда апелляционной инстанции.
В части требования Ш. о взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск при увольнении установлено, что по данному вопросу Государственной инспекцией труда в Липецкой области по заявлению Ш. проводилась проверка.
Актом проверки от 26 февраля 2021 г. установлено, что в соответствии с коллективным договором Ш. имеет право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 5 календарных дней. На день прекращения трудовых отношений Ш. имела право на денежную компенсацию ежегодного оплачиваемого отпуска, в том числе за не предоставленные ранее по 2 календарных дня за каждый рабочий год за период работы с 01.01.2017 г. В нарушение
ст. ст. 84,
1,
140,
127 Трудового кодекса Российской Федерации Ш. не выплачена подлежащая дополнительному начислению денежная компенсация неиспользованного отпуска продолжительностью 8 календарных дней с компенсацией за задержку ее выплаты.
Из материалов дела следует, что на основании предписания Государственной инспекции труда в Липецкой области работодателем начислена компенсация за неиспользованные дополнительные отпуска, компенсация за задержку ее выплаты в соответствии со
ст. 236 ТК РФ. Указанные суммы перечислены истцу платежными поручениями в марте 2021 года (том 1, л.д. 222-224), что истец подтвердила в судебном заседании, как и отсутствие дальнейших претензий к работодателю по этому вопросу. Поскольку нарушенные трудовые права были восстановлены работодателем до обращения в суд, оснований для удовлетворения требования Ш. о взыскании денежной компенсации за дополнительный отпуск в сумме 886 руб. 58 коп. не имеется, суд обоснованно отказал в удовлетворении данного требования. Отсутствие в мотивировочной части судебного постановления обоснования принятого решения не может служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
При установленных по делу обстоятельствах оснований для возложения на работодателя материальной ответственности за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в соответствии со
ст. 236 ТК РФ не имеется.
Принимая во внимание, что материалами дела установлен факт нарушения трудовых прав истца, выразившийся в неполной и несвоевременной выплате компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск при увольнении, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении требования Ш. о взыскании компенсации морального вреда.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (
статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
Учитывая характер допущенного нарушения, его длительность, конкретные обстоятельства дела, судебная коллегия считает справедливой и соразмерной компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей. Обстоятельств, свидетельствующих о причинении истцу значительных нравственных страданий допущенным нарушением, по материалам дела не установлено, тяжелых последствий для работника не наступило.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования Ш. о компенсации морального вреда и постановить в этой части новое решение, которым взыскать с ОКУ "Управление ГПСС Липецкой области" в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит
Нарушений норм процессуального права, которые в силу положений
части 4 ст. 330 ГПК РФ являются основанием к отмене решения, судом при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не была оглашена резолютивная часть решения, были проверены и опровергаются материалами служебной проверки, из которой следует, что резолютивная часть решения оглашалась судом в присутствии истца и представителя ответчика, что Ш. подтвердила в судебном заседании. То обстоятельство, что аудиозапись судебного заседания не содержит записи оглашения резолютивной части, не является основанием к отмене решения суда, как и доводы о несвоевременном изготовлении протокола судебного заседания, несвоевременном вручении их истцу.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 15 ноября 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Ш. о компенсации морального вреда.
Взыскать с ОКУ "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" в пользу Ш. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное определение изготовлено 11 марта 2022 года.