Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2023 N 88-26047/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Калужского областного суда от 03.04.2023 N 33-1225/2023 (УИД 40RS0001-01-2022-011308-41)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности по приведению в единое нормативное состояние дорожного покрытия, обеспечению уличного освещения, обеспечению расположения пожарных гидрантов.
Обстоятельства: В районе дома истца наружное уличное освещение отсутствует, опоры линий электропередачи имеются, а муниципальное образование обязано организовать освещение улиц.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Калужского областного суда от 03.04.2023 N 33-1225/2023 (УИД 40RS0001-01-2022-011308-41)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О возложении обязанности по приведению в единое нормативное состояние дорожного покрытия, обеспечению уличного освещения, обеспечению расположения пожарных гидрантов.
Обстоятельства: В районе дома истца наружное уличное освещение отсутствует, опоры линий электропередачи имеются, а муниципальное образование обязано организовать освещение улиц.
Решение: Удовлетворено в части.

КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2023 г. N 33-1225/2023
Дело N 2-1-9069/2022 40RS0001-01-2022-011308-41
Судья Лохмачева И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В.,
судей Тимохиной Н.А., Клюевой С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Клюевой С.А. дело по апелляционной жалобе П.В.ВА. на решение Калужского районного суда Калужской области от 07 декабря 2022 года по иску П.В.ВА. к Городской Управе города Калуги, управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги, управлению городского хозяйства города Калуги о возложении обязанности по приведению в единое нормативное состояние дорожного покрытия, обеспечению уличного освещения, обеспечению расположения пожарных гидрантов, взыскании судебной неустойки
установила:
22 августа 2022 года П.В.ВА. обратилась в суд с иском к Городской Управе г. Калуги, управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги, управлению городского хозяйства г. Калуги, впоследствии уточнив исковые требования, просила обязать ответчиков привести в единое нормативное состояние дорожное покрытие от домовладения по <адрес> до <адрес>, организовать уличное освещение, обеспечить расположение пожарных гидрантов в соответствие с требованиями действующего законодательства. В случае неисполнения решения суда в установленный срок присудить с ответчиков судебную неустойку в размере 3 000 руб. в день за каждый день неисполнения решения суда солидарно в пользу истца.
В обосновании требований истец указал, что улично-дорожная сеть ул. Молодежной имеет асфальто-бетонное покрытие в одной части, а в другой - щебеночное, линия наружного освещения отсутствует, пожарных гидрантов в нормативном значении нет, что нарушает права истца.
Определением Калужского районного суда Калужской области от 20 сентября 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены управление по работе с населением на территориях Калуги и МУП "КГКЭС" г. Калуги, отдел по организации защиты населения г. Калуги.
Истец П.В.ВА., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась. Ее представитель К. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчиков Городской Управы г. Калуги, управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги по доверенности А., представитель ответчика УГХ г. Калуги по доверенности О. исковые требования не признали как необоснованные.
Представитель третьего лица отдела по организации защиты населения г. Калуги Г. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Третьи лица - управление по работе с населением на территориях Калуги и МУП "КГКЭС" г. Калуги в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения спора судом извещены надлежащим образом.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 07 декабря 2022 года постановлено:
исковые требования П.В.ВА. удовлетворить частично;
возложить на Городскую Управу г. Калуги обязанность по обеспечению наружного уличного освещения по <адрес> в срок не позднее 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;
в удовлетворении требований в остальной части отказать.
В апелляционной жалобе П.В.ВА. поставлен вопрос об отмене решения ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя П.В.ВБ. - К., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Городской Управы г. Калуги, управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений города Калуги - А., возражавшего против доводов жалобы, обсудив доводы, изложенные в жалобе, а также доводы возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Как установил суд, в настоящее время отсутствует проект планировки территории и проект межевания территории дер. Лихун г. Калуги, подготовленный и утвержденный органом местного самоуправления в соответствии с требованиями статей 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из технического паспорта, в <...> имеется автомобильная дорога общего пользования местного значения, асфальтобетонного типа покрытия, протяженностью 1,382 км, с тротуарами и пешеходными дорожками протяженностью 1,296 км.
В районе дома истца дорога с асфальтобетонным покрытием отсутствует, имеется грунтовая дорога с щебеночным покрытием.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08 ноября 2007 год N 257-ФЗ (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 3 указанного Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи Федерального закона N 257-ФЗ).
В зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (статья 5 Федерального закона N 257-ФЗ).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (пункт 10 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". По смыслу пункта 2 статьи 12 Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на органы исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно статье 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Таким образом, вопросы, связанные с разработкой основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, планировка и строительство капитальных объектов относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые их решают с учетом значимости объектов для настоящего муниципального округа и с учетом наличия бюджетных средств для его строительства.
Постановлением Городской Управы г. Калуги от 14 февраля 2020 года N 46-п утверждена муниципальная программа муниципального образования "Город Калуга" "Развитие транспортной системы и безопасность дорожного движения".
Указанной программой предусматриваются следующие цели: развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей безопасность дорожного движения, обеспечение доступности пассажирских перевозок; а также задачи муниципальной программы: приведение местной сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также мостов и иных искусственных дорожных сооружений в соответствие с нормативными требованиями к транспортно-эксплуатационному состоянию; развитие парковочного пространства, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования; обеспечение нормативного содержания улично-дорожной сети города Калуги (далее - УДС города Калуги); обеспечение безопасного, устойчивого и эффективного функционирования общественного транспорта; выполнение комплекса работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и междворовых проездов; совершенствование организации дорожного движения; развитие инфраструктуры для повышения пешеходной доступности объектов городской агломерации и безопасности дорожного движения; повышение уровня дорожной грамотности; повышение качества транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах МО "Город Калуга", на период с 2020 года по 2026 год. Программой определены объемы и источники финансирования на каждый год.
Указанной программой утвержден перечень мероприятий (основных мероприятий) муниципальной программы, предусматривающих капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также реконструкцию и строительство автомобильных дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, автомобильных дорог общего пользования местного значения, с адресным указанием объектов дорог, а также ответственного исполнителя данных видов работ, сроков начала и окончания реализации.
Из материалов дела следует, что в бюджете муниципального округа средства для капитального ремонта и строительства указанного истцом спорного участка автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием, не заложены.
В соответствии с требованиями статей 2, 4, 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 год N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8, 24 Градостроительного кодекса РФ утверждение генеральных планов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к выводу, что понуждение ответчика привести в единое нормативное состояние дорожное покрытие от домовладения по <адрес> до <адрес>, является по существу ограничением прав органа местного самоуправления на решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что противоречит статьям 12, 130 Конституции Российской Федерации.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определены и установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ).
В соответствии со статьей 62 Закона N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1).
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (ч. 2).
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (ч. 3).
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Как следует из статьи 68 Закона N 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения (ч. 1).
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (ч. 2).
Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (ч. 3).
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Согласно указанным Правилам органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения (п. 75).
По информации отдела по организации защиты населения в дер. Лихун г. Калуги располагается 360 домовладений с количеством жителей 868 человек. Противопожарное водоснабжение осуществляется из пожарного водоема, на котором в 2012 году оборудована разворотная площадка 12 х 12 м для забора воды пожарной техникой, пожарных резервуаров, установленных в 2016 году и пожарных гидрантов.
Согласно информации, предоставленной Главным управлением МЧС России по Калужской области ближайший пожарный гидрант к <адрес> располагается на расстоянии 117 метров в районе <адрес> данного населенного пункта.
Таким образом, как установил суд, пожарные гидранты, вопреки доводам апелляционной жалобы, оборудованные в соответствии с вышеприведенными нормами права в районе домовладения истца имеются.
Также из материалам дела следует, на основании муниципального контракта от 24 декабря 2021 года филиалом ПАО "Россетти Центр и Приволжье" - "Калугаэнерго" выполнены работы по установке 123 светильников в дер. Лихун г. Калуги, в районе дома истца наружное уличное освещение отсутствует, опоры линий электропередач имеются от <адрес> до <адрес>. Ответчиками данные обстоятельства не оспаривались.
Муниципальное образование в силу требований статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязано организовать освещение улиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на Городскую Управу города Калуги как надлежащего ответчика по делу обязанность по обеспечению наружного уличного освещения по <адрес>, установив срок выполнения решения - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что указанный срок является разумным с учетом сложности выполнения работ.
Учитывая характер рассматриваемого спора, сославшись на положения статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца о взыскании неустойки.
Оснований для признания выводов суда первой инстанции неправильными судебная коллегия не находит, поскольку они обоснованы, сделаны с учетом обстоятельств дела и требований законодательства, регулирующего правоотношения между истцом и ответчиком.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований в части приведения в единое нормативное состояние дорожное покрытие от домовладения по <адрес> до домовладения 93, с учетом статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" несостоятелен и основанием к отмене решения суда не является.
Апелляционная жалоба не содержит основанных на доказательствах доводов, которые могли бы являться основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калужского районного суда Калужской области от 07 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.В.ВА. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено "10" апреля 2023 года.