Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2022 N 88а-23093/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Брянского областного суда от 16.06.2022 N 33-1483/2022 (УИД 32RS0027-01-2021-005845-07)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании провести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Доказан факт нарушения требований правил пожарной безопасности в помещениях исправительного учреждения, несоблюдение которых ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в зданиях исправительного учреждения.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Брянского областного суда от 16.06.2022 N 33-1483/2022 (УИД 32RS0027-01-2021-005845-07)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: Об обязании провести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Доказан факт нарушения требований правил пожарной безопасности в помещениях исправительного учреждения, несоблюдение которых ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в зданиях исправительного учреждения.
Решение: Удовлетворено.

БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июня 2022 г. N 33-1483/2022
УИД 32RS0027-01-2021-005845-07
Председательствующий - судья Любимова Е.И.
Дело N 2-5083/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей областного суда Фроловой И.М., Алейниковой С.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ФИО5 на решение Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N УФСИН России по о возложении обязанности по проведению работ по устранению нарушений пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по, УФСИН России по ФИО5, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры ФИО4, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка устранения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской по адресу: выявленных в марте 2021 года нарушений законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации объекта с массовым пребыванием граждан. В ходе обследования режимных корпусов и здания медико-санитарной части ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по с привлечением сотрудника ГУ МЧС России по выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ начальнику УФСИН России по вынесено представление.
Ранее, ОНДПР по ГУ МЧС России по в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по в ноябре 2018 года выявлены данные нарушения, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ N и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, должных мер направленных на устранение в полной мере выявленных нарушений не принято.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой области с привлечением специалиста ГУ МЧС России по повторно проведена выездная проверка, по результатам которой установлено, что выявленные ранее нарушения требований пожарной безопасности устранены частично.
До настоящего времени нарушения устранены не в полном объеме.
Уточнив требования, истец просил суд обязать Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N" Управления федеральной службы исполнения наказаний России по, расположенное по адресу:, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ произвести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности:
в здании первого режимного корпуса: выполнить работы по расширению эвакуационного выхода со второго этажа здания до ширины не менее 0,8 метра, с цокольного этажа высотойне менее 1,9 метра;
провести работы по созданию второго эвакуационного выхода с цокольного, первого и второго этажей здания;
обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
в здании медико-санитарной части:
обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
в здании второго режимного корпуса: провести работы по созданию вторых эвакуационных выходов со второго и третьего этажа здания;
обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
Решением Советского районного суда от 09 декабря 2021 г. исковые требования прокурора к Федеральному казенному учреждению Следственный Изолятор N УФСИН России по о возложении обязанности по проведению работ по устранению нарушений пожарной безопасности удовлетворены.
Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение Следственный Изолятор N УФСИН России по в срок не позднее 01.10.2022 г. провести работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности:
в здании первого режимного корпуса:
выполнить работы по расширению эвакуационного выхода со второго этажа здания до ширины не менее 0,8 метра, с цокольного этажа высотой не менее 1,9 метра;
провести работы по созданию второго эвакуационного выхода с цокольного, первого и второго этажей здания;
обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
в здании медико-санитарной части: обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
в здании второго режимного корпуса: провести работы по созданию вторых эвакуационных выходов со второго и третьего этажа здания; обеспечить дублирование сигналов о возникновении пожара системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ФИО5 просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Прокурор ФИО6 в своих возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ГУ МЧС России по не явился по неизвестной суду причине, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по, УФСИН России по ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры ФИО4, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и не подлежит отмене.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является Федеральная служба исполнения наказаний России.
Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, установлено, что ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правовую, социальную защиту и личную безопасность работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания; ведомственную экспертизу обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
УФСИН России по является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, в том числе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по, являющегося самостоятельным юридическим лицом.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются помимо Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", также Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", иными, принимаемыми в соответствии с названными Федеральными законами нормативными правовыми актами (ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Как устанавливает Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства; противопожарный режим включает в себя, среди прочего, порядок содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; при этом федеральный государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, он осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ определяет пожарную безопасность, как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, которое в частности достигается через соблюдение установленных в соответствующих правилах требований пожарной безопасности и совершения действий, направленных на пресечение нарушений требований пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", данный Федеральный закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных данным Федеральным законом.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В случае, если положениями данного Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 данного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ).
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных данным Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Судом установлено, что в марте 2021 г. в ходе обследования режимных корпусов и здания медико-санитарной части ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по с привлечением сотрудника ГУ МЧС России по выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ начальнику УФСИН России по вынесено представление.
Ранее, ОНДПР по ГУ МЧС России по в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по в ноябре 2018 года выявлены данные нарушения, о чем составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ N и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, должных мер направленных на устранение в полной мере выявленных нарушений не принято.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой области с привлечением специалиста ГУ МЧС России по повторно проведена выездная проверка, по результатам которой установлено, что выявленные ранее нарушения требований пожарной безопасности устранены частично.
В период рассмотрения дела ОНДПР по была проведена выездная плановая проверка объектов защиты помещений УФСИН России по - первого, второго режимных корпусов СИЗО-1, медико-санитарной части, административного корпуса, класса ОМГ, в ходе которой выявлено, что нарушения устранены частично.
Из представленных в материалах дела сведений, из Акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент проверки имеются нарушения, требующие устранения, в частности:
в первом режимном корпусе:
- ширина эвакуационного выхода со второго этажа здания менее 0,8 кв. м,
- высота эвакуационного выхода из цокольного этажа здания менее 1,9 кв. м,
- с цокольного, первого и второго этажей здания отсутствует второй эвакуационный выход;
- из здания не обеспечено дублирование сигналов о возникновении пожара системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работника объекта.
Во втором режимном корпусе:
- со второго и третьего этажей здания отсутствует второй эвакуационный выход;
- из здания не обеспечено дублирование сигналов о возникновении пожара системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работника объекта.
В здании МСЧ:
- не обеспечено дублирование сигналов о возникновении пожара системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работника объекта.
В отношении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по выдано предписание о необходимости устранения нарушений с установлением срока ДД.ММ.ГГГГ.
Сведений об оспаривании данного предписания не представлено.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся нарушения создают реальную угрозу жизни, здоровью осужденных, сотрудников, иных лиц, находящихся в исправительном учреждении, создают угрозу повреждения имущества.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Допрошенный в судебном заседании суда апелляционной инстанции в качестве специалиста ГУ МЧС России по ФИО7 пояснил, что ответчиком до настоящего времени предписание по проведению работ по устранению нарушений пожарной безопасности не исполнено. Исполнение предписания может быть проверено только в момент проведения внеплановой проверки по истечении срока исполнения предписания - ДД.ММ.ГГГГ, либо при проверке прокуратуры с участием сотрудника ГУ МЧС России по как специалиста на предмет исполнения решения суда. На момент вынесения решения суда первой инстанции ответчиком не были устранены нарушения, указанные в предписании.
Указанные в предписании мероприятия, являются устранимыми, исходя из того, что спорное здание является памятником архитектуры. Согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" необходимо произвести расчетное обоснование, либо - устранить нарушения. Нарушения, влияющие на угрозу безопасности и здоровью граждан, затрагивающие геометрические размеры: ширина дверей, высота дверей, перепады высот и другие, могут быть устранены либо физически, либо практически. Математическая модель устранения нарушений просчитывает уровень обеспечения пожарной безопасности на объекте. Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. В данной норме конкретно указано, что из зданий должны дублироваться данные сигналы.
Таким образом, доводы жалобы о частичном исполнении предписания по проведению работ по устранению нарушений пожарной безопасности на момент вынесения решения судом первой инстанции подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку опровергаются показаниями, допрошенного в суде апелляционной инстанции специалиста ГУ МЧС России по ФИО7
Доводы жалобы о том, что не подлежат применению нормы Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 247.1325800.2016 "Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", СП 1.13130.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", поскольку здание первого режимного корпуса введено в эксплуатацию в 1780 году, здание второго режимного корпуса - в 1905 году, а что здание СИЗО N является объектом культурного наследия регионального значения "Тюремный замок", судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
В целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 утвержден свод правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного указанным Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии с пунктами 61, 63, 64 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты; проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта защиты.
При указанных обстоятельствах, поскольку вышеуказанными положениями закона установлено, что на руководителей организаций возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, суд обоснованно возложил на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по обязанность по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности здание первого режимного корпуса, здание медико-санитарной части, здание второго режимного корпуса с учетом того обстоятельства, что несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает права осужденных, персонала исправительного учреждения и должностных лиц.
На основании изложенного, ответ ВНИИПО от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором указано - "если на объекте защиты не были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, то к указанному объекту применяются требования нормативных документов, в соответствии с которыми он был запроектирован", не имеет правового значения при рассмотрении данного дела.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные впункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Как следует из содержания ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ планируемые и проводимые работы на объекте культурного наследия подлежат проведению организациями, имеющими соответствующие допуски (лицензии), проведение работ, проектная документация подлежит согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, при необходимости проведения работ, связанных с реконструкцией, ремонтом объекта защиты, отнесенного к объектам культурного наследия, требуется согласование с уполномоченным органом, при этом Закон N 73-ФЗ прямо предусматривает необходимость содержать такой объект в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Вместе с тем не представлено сведений невозможности проведение работ по устранению нарушений по причине отсутствия согласования с Управлением по охране и сохранению историко-культурного наследия.
Также отклоняются доводы подателя жалобы о недостаточном финансовом обеспечении и закупке товаров через конкурентные процедуры, что делает невозможным в установленные сроки исполнить возложенную на ответчиков обязанность, как несостоятельные.
Данные доводы были заявлены ответчиками в суде первой инстанции, и оценены судом при вынесении судебного постановления, обоснованно отклонены, поскольку не влекут отмену принятого решения, так как указанное обстоятельство не освобождает ответчиков от обязанности соблюдать требования противопожарного законодательства.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда. Соблюдение требований санитарного законодательства и законодательства об охране здоровья граждан не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия своевременного финансирования и межбюджетных ассигнований.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, подробно изложенная в решении суда, с которой судебная коллегия согласилась. Тот факт, что суд не согласился с доводами возражений ответчика, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ФИО5 - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Е.В.СИДОРЕНКОВА
Судьи
И.М.ФРОЛОВА
С.А.АЛЕЙНИКОВА
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.