Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2021 N 88-14189/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Белгородского областного суда от 23.03.2021 N 33-1632/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении; 2) О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец просит суд признать незаконным решение комиссии об исключении его из списка на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.


Апелляционное определение Белгородского областного суда от 23.03.2021 N 33-1632/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении; 2) О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец просит суд признать незаконным решение комиссии об исключении его из списка на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2021 г. N 33-1632/2021
УИД 31RS0016-01-2020-007617-36
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.,
судей Фурмановой Л.Г., Переверзевой Ю.А.,
при секретаре С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Главному управлению МЧС России по Белгородской области об оспаривании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списках на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 22 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения истца М., его представителя Ж., судебная коллегия,
установила:
М. в период с 01.09.1999 г. по 02.11.2017 г. проходил службу в ГУ МЧС России по Белгородской области, состоял в должности начальника отделения государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области (УНД и ПР ГУ МЧС России по Белгородской области).
Решением комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области N 18 от 30.12.2016 г. М. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 21.12.2016 г. с составом семьи 1 человек.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области N 6 от 06.10.2017 г. внесены изменения в учетное жилищное дело М., установлен состав семьи 2 человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с приказом ГУ МЧС России по Белгородской области от 02.11.2017 г. N 47-НС М. уволен со службы по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 3 ст. 83 Федерального закона РФ от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в Федеральной противопожарной службе), на основании заключения ВВК ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Белгородской области" N 1774 от 27.10.2017 г.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области N 7 от 29.11.2017 г. М. составом семьи 2 человека снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. п. "д" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369.
Дело инициировано иском М., который просил: - признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области N 7 от 29.11.2017 г. об исключении его из списка на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья составом семьи 2 человека; - обязать ГУ МЧС России по Белгородской области восстановить его составом семьи 2 человека в списках очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи первоначального заявления в прежней очередности.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 22.12.2020 г. заявленные М. исковые требования удовлетворены, постановлено: - признать незаконными и отменить решение комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области N 7 от 29.11.2017 г. в части снятия М. составом семьи 2 человека с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; - обязать ГУ МЧС России по Белгородской области восстановить М. составом семьи 2 человека на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи заявления с 30.12.2016 г. в прежней очередности (л.д. 127-130).
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ МЧС России по Белгородской области просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указал, что суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что на момент увольнения М. со службы и принятии жилищной комиссией ГУ МЧС России по Белгородской области оспариваемого решения о его снятии с учета составом семьи 2 человека на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, предусмотренные п. п. 10, 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369, основания, исключающие снятия истца с учета, отсутствовали. При принятии решения в части признания незаконным указанного решения жилищной комиссии МЧС России по Белгородской области, суд в нарушение требований ст. 198 ГПК РФ не указал, каким положениям закона не соответствует решение комиссии. Также отмечает, что суд оставил без должной правовой оценки то обстоятельство, что истец избрал ненадлежащий способ защиты (л.д. 131-134).
Ответчик МЧС России по Белгородской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени слушания дела в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ посредством размещения информации о движении дела на сайте суда, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Истец М. и его представитель Ж. указали на необоснованность доводов апелляционной жалобы ответчика по приведенным в письменных возражениях основаниям (л.д. 146-147).
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также порядка и условий обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя, который с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, обладает достаточно широкой дискрецией при установлении в этих целях, как нормы предоставления, так и учетной нормы площади жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ), который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 01.09.1999 г. по 02.11.2017 г. М. проходил службу в ГУ МЧС России по Белгородской области, состоял в должности начальника отделения государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области (УНД и ПР ГУ МЧС России по Белгородской области).
21.12.2016 г. М. обратился в единую жилищную комиссию МЧС России по Белгородской области с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения составом семьи один человек (л.д. 37-41).
Решением комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области N 18 от 30.12.2016 г. М. был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплат для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. п. 1 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ с 21.12.2106 г. составом семьи один человек (л.д. 67-70).
В связи с регистрацией брака 10.06.2017 г. и, соответственно изменением состава семьи, М. 07.09.2017 г. обратился в единую жилищную комиссию МЧС России по Белгородской области с заявлением о внесении изменений в учетное дело по составу семьи и по потребности в общей площади жилого помещения, в котором просил считать его очередником на получение единовременной социальной выплаты составом семьи два человека.
Решением заседания комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области, оформленным в форме протокола заседания N 6 от 06.10.2017 г., утвержденным начальником ГУ МЧС России по Белгородской области от 06.10.2017 г. внесены изменения в учетное дело М., постановлено считать его поставленным на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи два человека (л.д. 71-75).
27.10.2017 г. ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Белгородской области" принято заключение, оформленное свидетельством о болезни N N, которым М. признан негодным к службе по категории "Д" в связи с наличием у него, полученного в период прохождения службы заболевания с диагнозом "<данные изъяты>", исключающим возможность дальнейшего прохождения Государственной противопожарной службы.
Также данным заключением был поставлен диагноз: <данные изъяты> Данная травма квалифицирована как "военная травма", с категорией годности "В" - ограниченно годен к службе, степень ограничения - 4.
Приказом ГУ МЧС России по Белгородской области от 02.11.2017 г. N 47-НС М. уволен со службы по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 3 ст. 83 Федерального закона РФ от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в Федеральной противопожарной службе), на основании заключения ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по Белгородской области" N 1774 от 27.10.2017 г. (л.д. 80).
23.01.2018 г. М. на срок до 01.02.2019 г. установлена третья группа инвалидности по причине "военная травма".
Указанные обстоятельства увольнения истца со службы и установления названной группы инвалидности установлены судебными актами (решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 29.11.2019 г., апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 10.03.2020 г., определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.06.2020 г.) в рамках рассмотрения гражданского дела N 2-5227/2018 г. по иску М. к МЧС России, ГУ МЧС России по Белгородской области о взыскании единовременного пособия, выплате ежемесячного пособия и задолженности по выплате ежемесячного пособия в связи с повреждением здоровья (л.д. 82-87, 96-112).
При таком положении эти обстоятельства в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обязательны для суда, они не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области, оформленным в форме протокола заседания комиссии N 7 от 29.11.2017 г. М. составом семьи 2 человека снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "д" п. 15 Правил от 24.04.2013 г. N 369 (л.д. 77-79).
В соответствии с пп. "д" п. 15 указанных Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 10, 14 настоящих Правил).
Пунктом 10 Правил установлено, что в случае если несколько членов одной семьи являются сотрудниками, на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается один из членов семьи по их выбору. В случае увольнения со службы (за исключением увольнения со службы с правом на пенсию) того из членов семьи, который состоит на учете, другой член его семьи, проходящий службу в качестве сотрудника и удовлетворяющий условиям, определенным ч.ч. 1, 3 и 8 ст. 4 Закона, на основании заявления подлежит постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты исходя из даты постановки на такой учет уволенного члена семьи.
Согласно п. 14 Правил, право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Пункт 19 Правил предусматривает, что при расчете размера единовременной социальной выплаты учитывается право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв. метров сотрудникам, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, а также сотрудникам, имеющим ученую степень или ученое звание. При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер дополнительной площади определяется по одному из оснований.
Основания начисления пенсии сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы предусмотрены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту Закон РФ от 12.02.1993 г. N 4468-I).
В соответствии с абз. 4 п. "а" ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-I условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим Законом, распространяются, в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. "б" этой статьи, и их семей).
Статьей 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 установлено, что лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации; б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 1202.1993 г. N 4468-I лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.
Статьей 19 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-I установлено, что право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения и подлежит восстановлению на учете для получения указанной выплаты.
Приходя к указанным выводам, суд исходил из того, что в силу положения п. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ за истцом должно быть сохранено право на единовременную социальную выплату, он должен быть восстановлен на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку был уволен со службы с правом на пенсию по инвалидности, и в период прохождения службы принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, инвалидность наступила, и пенсия по инвалидности назначена истцу в течение трех месяцев с момента увольнения.
То обстоятельство, что пенсия по инвалидности истцу установлена после даты его увольнения, не может быть расценено, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, как подтверждение увольнения истца без права на пенсию, и как основание для лишения его права на единовременную социальную выплату.
При таком положении довод апелляционной жалобы ответчика том, что при принятии оспариваемого судебного акта, суд не привел мотивы и не указал положения закона, на основании которых пришел к выводу о признании незаконным решения жилищной комиссии МЧС России по Белгородской области N 7 от 29.11.2017 г., признается судебной коллегией несостоятельным.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку в силу ст. 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит представленным в материалы дела доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не являются основанием для отмены состоявшегося решения, так как по существу сводятся к несогласию с выводами суда об оценке доказательств, выражают субъективное мнение апеллянта о том, как должны быть оценены представленные доказательства, каким должен быть результат по делу.
В целом доводы жалобы повторяют возражения на иск, сводятся к изложению позиции стороны ответчика по обстоятельствам, являвшимся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных в материалы дела доказательствах, получивших надлежащую оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 22 декабря 2020 года по делу по иску М. к Главному управлению МЧС России по Белгородской области об оспаривании решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списках на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Белгородской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 23.03.2021 г.
Определение 26.03.2021.