Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 N 58-КГ19-7
Требование: О признании права на назначение и получение пенсии по линии Министерства обороны РФ, обязании назначить и выплачивать пенсию.
Обстоятельства: Истец считает, что право на получение пенсии у него возникло с момента увольнения с военной службы и может быть им реализовано в любой момент, так как необходимая для назначения пенсии выслуга лет у него имелась.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не учел, что пенсия за выслугу лет назначается соответствующим органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в зависимости от последнего места службы лица, имеющего право на такую пенсию.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 N 58-КГ19-7
Требование: О признании права на назначение и получение пенсии по линии Министерства обороны РФ, обязании назначить и выплачивать пенсию.
Обстоятельства: Истец считает, что право на получение пенсии у него возникло с момента увольнения с военной службы и может быть им реализовано в любой момент, так как необходимая для назначения пенсии выслуга лет у него имелась.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не учел, что пенсия за выслугу лет назначается соответствующим органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в зависимости от последнего места службы лица, имеющего право на такую пенсию.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2019 г. N 58-КГ19-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2019 г. гражданское дело по иску Соловьева Александра Витальевича к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края" о признании права на назначение и получение пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, признании незаконным бездействия в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет
по кассационной жалобе военного комиссара Хабаровского края Глинина Н.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2018 г., которым решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении иска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Соловьев А.В. 27 марта 2018 г. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края" (далее также - военный комиссариат) о признании права на назначение и получение пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, признании незаконным бездействия в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований Соловьев А.В. указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, впоследствии в Вооруженных Силах Российской Федерации на различных должностях, имел специальное звание "генерал-майор".
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 2012 г. N 418 и приказом МЧС России от 9 апреля 2012 г. N 33-ВК Соловьев А.В. был уволен с военной службы с зачислением в запас по
подпункту "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу. На дату увольнения его выслуга лет на военной службе составила 35 лет 3 месяца в календарном исчислении, в льготном исчислении - 44 года 9 месяцев.
При увольнении с военной службы Соловьев А.В. с заявлением о назначении пенсии в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет не обращался, поскольку перешел на службу в Государственную противопожарную службу.
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 2012 г. N 418 и приказа МЧС России от 9 апреля 2012 г. N 49-НС Соловьев А.В. был назначен на должность начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России, ему было присвоено специальное звание "генерал-майор внутренней службы".
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 марта 2017 г. N 117-НС в редакции приказа от 2 мая 2017 г. N 159-НС Соловьев А.В. уволен с федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по
пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником.
28 августа 2017 г. Соловьев А.В. обратился в военный комиссариат Хабаровского края с заявлением о назначении пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, решение по которому ему направлено не было, в связи с чем он обратился в военную прокуратуру Восточного военного округа.
Из ответа заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона от 29 декабря 2017 г. Соловьеву А.В. стало известно, что 12 сентября 2017 г. военным комиссаром Хабаровского края в адрес военного комиссара Центрального и Железнодорожного районов Хабаровского края была направлена информация об отсутствии у Соловьева А.В. права на выбор органа, в котором он может получать пенсионное обеспечение, так как пенсионное обеспечение лиц, указанных в
статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", осуществляется в зависимости от последнего места их службы.
С решением военного комиссариата Соловьев А.В. не согласен, считает, что право на получение пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации у него возникло с момента увольнения с военной службы и может быть им реализовано в любой момент, так как необходимая для назначения пенсии выслуга лет у него имелась. В связи с отказом военного комиссариата в назначении ему пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации Соловьев А.В. был вынужден обратиться в МВД России за назначением пенсии за выслугу лет.
Ссылаясь на положения
статей 2 и
39 Конституции Российской Федерации, нормы
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в
определении от 29 сентября 2016 г. N 20145-О и в
Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, Соловьев А.В. просил признать за ним право на назначение и получение пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, признать незаконным бездействие военного комиссариата Хабаровского края в назначении ему пенсии за выслугу лет, обязать военный комиссариат Хабаровского края назначить и выплачивать ему пенсию за выслугу лет из расчета выслуги лет на дату увольнения с военной службы (9 апреля 2012 г.), с даты прекращения выплаты пенсии за выслугу лет по линии МВД России.
Представитель ответчика в суде иск не признал.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2018 г. в удовлетворении исковых требований Соловьеву А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2018 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым за Соловьевым А.В. признано право на назначение и получение пенсионного обеспечения от Министерства обороны Российской Федерации.
На федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Хабаровского края" возложена обязанность назначить и выплачивать Соловьеву А.В. пенсию за выслугу лет из расчета выслуги лет на дату увольнения с военной службы в МЧС России, с даты прекращения выплаты пенсии по выслуге лет в МВД России.
В кассационной жалобе, поданной военным комиссаром Хабаровского края Глининым Н.Е. в Верховный Суд Российской Федерации, содержится просьба об отмене апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как незаконного.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 7 мая 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 22 июля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела стороны спора. Истец Соловьев А.В. сведений о причинах неявки не представил, представитель федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Хабаровского края" представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь
статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (
статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 1976 г. Соловьев А.В. проходил военную службу, последняя занимаемая им должность на военной службе - начальник Дальневосточного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имел специальное звание "генерал-майор".
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 2012 г. N 418 и приказа МЧС России от 9 апреля 2012 г. N 33-ВК генерал-майор Соловьев А.В. был уволен с военной службы с зачислением в запас по
подпункту "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу. На дату увольнения выслуга лет Соловьева А.В. на военной службе составила 35 лет 3 месяца в календарном исчислении, в льготном исчислении - 44 года 9 месяцев.
После увольнения с военной службы (9 апреля 2012 г.) Соловьев А.В. с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации не обращался, пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации ему не назначалась.
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 2012 г. N 418 и приказа МЧС России от 9 апреля 2012 г. N 49-НС Соловьев А.В. был назначен на должность начальника Дальневосточного регионального центра МЧС России с присвоением специального звания генерала-майора внутренней службы и зачислением в кадры федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 марта 2017 г. N 117-НС с учетом изменений, внесенных приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 2 мая 2017 г. N 159-НС, Соловьев А.В. уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России с 30 апреля 2017 г. по
пункту 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 22 августа 2017 г. в связи с сокращением должности в федеральной противопожарной службе, замещаемой сотрудником.
Судом также установлено, что Соловьеву А.В. была назначена пенсия за выслугу лет по линии МВД России с учетом периода военной службы.
28 августа 2017 г. Соловьев А.В. обратился в военный комиссариат Хабаровского края с заявлением о назначении пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Данные о направлении Соловьеву А.В. военным комиссариатом Хабаровского края ответа на указанное обращение в материалах дела отсутствуют.
Согласно ответу заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона от 29 декабря 2017 г. по результатам обращения Соловьева А.В. к военному прокурору Восточного военного округа по вопросу отказа должностных лиц военного комиссариата Хабаровского края от назначения Соловьеву А.В. пенсии по выслуге лет, в нарушение требований законодательства обращение Соловьева А.В. о назначении пенсии должностными лицами военного комиссариата Хабаровского края объективно не рассмотрено и 12 сентября 2017 г. военным комиссариатом Хабаровского края Глининым Н.Н. сообщено об отсутствии у Соловьева А.В. права на выбор органа, в котором он может получать пенсионное обеспечение, так как пенсионное обеспечение лиц, указанных в
статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", осуществляется в зависимости от последнего места их службы.
Разрешая спор и отказывая Соловьеву А.В. в удовлетворении исковых требований к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края" о признании права на назначение и получение пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации, признании незаконным бездействия в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет, суд первой инстанции руководствовался положениями
статей 2,
6,
11,
14,
51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей",
пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в
Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П и
определении от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р, и пришел к выводу о том, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в
статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, определяется в зависимости от последнего места их службы, то есть вне зависимости от того, срок службы по какому ведомству составил большую часть выслуги. Поскольку Соловьев А.В. обратился за назначением пенсии по выслуге лет после увольнения из органов МЧС России, которые являлись для него последним местом службы, то органом, ответственным за его пенсионное обеспечение является МВД России.
Суд первой инстанции также указал, что право на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации возникло у Соловьева А.В. при увольнении с военной службы, однако не было им реализовано, так как с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет после увольнения с военной службы Соловьев А.В. не обращался, приняв решение продолжить службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России. В связи с этим, по мнению суда первой инстанции, право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации не может быть реализовано Соловьевым А.В. после увольнения из органов Государственной противопожарной службы МЧС России.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Соловьева А.В. о признании за ним права на назначение и получение пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации и производных от этого требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что пенсия по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации не была назначена ему по объективным причинам - в связи с поступлением Соловьева А.В. на службу в органы Государственной противопожарной службы МЧС России, что исключало бы пенсионные выплаты. Как полагал суд апелляционной инстанции, указанные обстоятельства не лишают Соловьева А.В. права на заработанное пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации, поскольку в противном случае истец был бы поставлен в неравные условия с теми, кому формально была назначена пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации и приостановлена в связи с поступлением на другую службу. Суд апелляционной инстанции отметил, что положения
статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", определяющей федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, распространяются на лиц, у которых впервые возникло право на получение пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (
часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (
часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначается в порядке, предусмотренном
Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I), согласно
пункту "а" статьи 1 этого закона, распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе.
Статьей 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определены виды пенсий, на которые лица, указанные в
статье 1 закона имеют право в соответствии с этим
законом. К их числу таких пенсий отнесены пенсии за выслугу лет, которые, в соответствии с
пунктом "а" части 1 статьи 5 названного закона назначаются лицам, указанным в
статье 1 закона, если они имеют предусмотренную этим
законом выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с
частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лицам, указанным в
статье 1 названного закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Пенсионерам, из числа лиц, указанных в
статье 1 названного закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (
часть 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П положение
части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I признано не противоречащим
Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названном
Постановлении, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе (
абзацы второй и
третий пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П).
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определены федеральным органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.
Так, в силу
части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, указанных в
статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:
а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в
пунктах "б" и
"в" этой статьи), лиц, указанных в
части 1 статьи 3 названного закона, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных вещество, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей;
в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны объектов при Президенте Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;
г) Федеральной службой исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;
е) Генеральной прокуратурой Российской Федерации - в отношении лиц, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации после 1 января 2017 года, а также членов их семей.
Частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предусмотрено, что лица, указанные в
статье 1 названного закона, и члены их семей (кроме указанных в
части 2 статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
По общему правилу, установленному
пунктом "а" части 1 статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, лицам, указанным в
статье 1 названного закона пенсии в соответствии с этим
законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (
часть 1 статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).
Из приведенных нормативных положений следует, что механизм реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение, включая пенсионное обеспечение, относится к компетенции законодателя, который, реализуя свои полномочия и закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеров пенсий, порядок их исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц. К числу таких лиц относятся в том числе военнослужащие и лица, проходившие службу в Государственной противопожарной службе, порядок пенсионного обеспечения которых определен специальным законом -
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Нормами названного
закона предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается этим лицам (как военнослужащим, так и лицам, проходившим службу в Государственной противопожарной службе, органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии) после увольнения со службы и носит заявительный характер. При этом пенсионное обеспечение этих лиц осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в зависимости от их последнего места службы, в частности, в отношении военнослужащих - Министерством обороны Российской Федерации, в отношении лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из Государственной противопожарной службы, - Министерством внутренних дел Российской Федерации. В случае поступления пенсионера из числа лиц, указанных в
статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Таким образом, право на получение пенсии за выслугу лет по прежнему месту службы лица, поступившего вновь на военную службу или иную правоохранительную службу, и приобретшего право на пенсию за выслугу лет по новому месту службы, может быть реализовано только в случае, если по прежнему месту службы ему такая пенсия была назначена, а ее выплата была приостановлена в связи с поступлением этого лица на военную службу или иную правоохранительную службу.
Однако суд апелляционной инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения и выплаты пенсий военнослужащим и лицам, проходившим другие виды службы (службу в органах внутренних дел, службу в Государственной противопожарной службе, службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации) при поступлении их вновь на военную службу или иную службу, указанную в
части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, пришел к ошибочному выводу о том, что поскольку пенсия по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации не была назначена Соловьеву А.В. по объективным причинам - в связи с поступлением его на службу в Государственную противопожарную службу МЧС России, он имеет право на заработанное пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации. Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции не учел, что пенсия за выслугу лет назначается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в зависимости от последнего места службы лица, имеющего право на такую пенсию.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что Соловьев А.В. поставлен в неравные условия с теми, кому формально была назначена пенсия и приостановлена в связи с поступлением на другую службу неправомерно, противоречит приведенному правовому регулированию спорных отношений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П и последующих определениях от 9 ноября 2004 г.
N 320-О, от 5 ноября 2015 г.
N 2500-О-Р, от 29 сентября 2016 г.
N 2045-О.
Мнение суда апелляционной инстанции о том, что положения
статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" распространяются на лиц, у которых впервые возникло право на получение пенсии противоречит буквальному смыслу данной
нормы закона, которая таких ограничений в правовом регулировании порядка и условий назначения пенсий в соответствии с названным
законом не содержит.
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о наличии у Соловьева А.В. права на получение пенсии по выслуге лет по его выбору независимо от последнего места его службы, нельзя признать правомерным.
С учетом приведенного выше апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно
статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь
статьями 387,
388,
390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 6 сентября 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Хабаровский краевой суд.