ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
|
||
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р (ИСО/МЭК 19796-1:2005) |
Информационная технология
ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА.
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КАЧЕСТВА И МЕТРИКИ
Часть 1
Общий подход
ISO/I
ЕС
19796-1:2005
Information technology -
Learning,
education and training - Quality management,
assurance and metrics - Part 1: General approach
(MOD)
|
Москва |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»
Сведения о стандарте
1. ПОДГОТОВЛЕН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 967-ст
4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005 «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход» (ISO/IEC 19796-1:2005 «Information technology - Learning, education and training - Quality management, assurance and metrics - Part 1: General approach»), при этом потребности национальной системы образования и особенности национальной стандартизации учтены путем изменения содержания отдельных структурных элементов, которые выделены курсивом или заключены в рамку из тонких линий, а информация с объяснением причин включения этих положений приведена в указанных структурных элементах в виде примечаний.
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДГ
5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого совместного Технического комитета «Информационные технологии» (СТК 1) ИСО/МЭК, объединяющего в настоящее время 37 Подкомитетов (ПК).
В 1999 г. в составе СТК 1 ИСО/МЭК был образован 36-й Подкомитет (ПК 36) «Информационные технологии в обучении, образовании и подготовке».
В составе ПК 36 образованы семь рабочих групп (РГ), разрабатывающих международные стандарты по следующим направлениям:
- РГ1 - терминология;
- РГ2 - технологии коллективной работы;
- РГ3 - информационная поддержка преподавателя;
- РГ4 - управление и доставка контента;
- РГ5 - обеспечение качества;
- РГ6 - международные стандартизированные профили;
- РГ7 - культурная/языковая/гуманитарная деятельность.
От Российской Федерации функции постоянно действующего национального рабочего органа СТК 1 ИСО/МЭК ПК 36 выполняет ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)», активно участвующий в разработке международных стандартов, осуществляющий разработку комплекса национальных стандартов ИКТО.
Разрабатываемый ПК 36 международный стандарт ИСО/МЭК 19796 состоит из пяти частей, объединенных общим названием «Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики». В настоящее время разработаны две части указанного международного стандарта:
- Часть 1. Общий подход (ИСО/МЭК 19796-1:2005);
- Часть 3. Эталонные методы и метрики (ИСО/МЭК 19796-3:2009).
В стадии разработки следующие три части стандарта:
- Часть 2. Гармонизированная модель качества;
- Часть 4. Лучшие практики и руководство по реализации (Технический отчет);
- Часть 5. Руководство по использованию ИСО/МЭК 19796-1 (Технический отчет).
Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1:2005, из которого исключен ряд информативных приложений и включены комментарии и дополнения, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации и гармонизацию с комплексом национальных стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
В целях эффективного применения настоящего стандарта в российской системе образования разработано Руководство по применению настоящего стандарта ГОСТ Р 53723-2009, учитывающее его взаимосвязь со второй и третьей частями стандарта и содержащие методические основы для соблюдения основополагающих требований стандарта.
ГОСТ Р 53625-2009
(ИСО/МЭК 19796-1:2005)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационная технология ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ Часть 1 Общий подход Information
technology. Learning, education and training. Quality management, assurance
and metrics. Part 1. |
Дата введения - 2011-01-01
1. Область примененияВ первой части стандарта определен общий подход к менеджменту качества и обеспечению качества применительно к области обучения, образования и подготовки с применением информационно-коммуникационных технологий. Указанная область в обобщенном виде может быть определена как электронное обучение в образовательных учреждениях всех уровней и в организациях, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров. Основные положения стандарта применимы к различным формам организации электронного обучения (мобильное, сетевое, автономное, смешанное, совместное и др.) и видам дистанционных образовательных технологий. Настоящий стандарт определяет порядок разработки модели процесса, представляющей собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с применением дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения. В качестве основы в стандарте использована эталонная структура для описания подходов к обеспечению качества, являющаяся универсальной моделью процесса. Для сравнения различных подходов к обеспечению и оценке качества рекомендовано использовать эталонные критерии качества. Первую часть стандарта рекомендуется использовать совместно с Руководством по ее применению (ГОСТ Р 53723). Примечание - В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 изменено содержание раздела в целях учета специфики российской системы образования. |
2. Нормативные ссылкиВ настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения ГОСТ Р 53723-2009 Информационные технологии. Руководство по применению ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. |
3. Термины и определенияВ настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р 52653. Примечание - В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 раздел дополнен ссылкой на национальный стандарт ГОСТ Р 52653, содержащий принятую в российской системе образования терминологию. |
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АООР - американское общество по подготовке и развитию (American Society for Training and Development - ASTD);
АП - анализ потребностей (Needs Analysis - NA);
AC - анализ структуры (Framework Analysis - FA);
BMK - всеобщий менеджмент качества (Total quality management - TQM);
ДИН - германский институт стандартизации (нем. Deutsches Institut fuer Normung - DIN);
ЕСКП - европейская система кредитных переводов (European Credit Transfer System - ECTS);
ЕФМК - европейский фонд менеджмента качества (European foundation for quality management - EFQM);
ИИЭР - институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (Institute of Electrical and Electronics Engineers - IEEE);
КП - концепция/проект (Conception/design - CD);
ПО - процесс обучения (Learning process - LP);
OO - оценка/оптимизация (Evaluation/optimization - EO);
PE - реализация (Implementation - IM);
РИ - разработка/изготовление (Development/production - DP);
ЭКК - эталонные критерии качества (Reference quality criteria - RQC);
ЭСПК - эталонная структура для описания подходов к качеству (Reference Framework for the Description of Quality Approaches - RFDQ);
УИ - уникальный идентификатор.
5. Разработка общего подхода5.1. ЭтапыРазработка общего подхода к качеству для организации, осуществляющей образовательную деятельность с применением электронного обучения, должна выполняться в соответствии со следующими этапами (приложение ДА, рисунок ДА.1): а) объединение подходов к качеству, содержащихся в стандартах, профилях и лучших практиках; б) анализ и сравнение подходов к качеству на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) и эталонных критериев качества (ЭКК); в) разработка гармонизированной модели; г) локализация и адаптация гармонизированной модели в соответствии с национальными, отраслевыми и корпоративными требованиями. 5.2. Принципы и требованияРазработка общего подхода к качеству должна выполняться на основе применения основополагающих принципов и требований (приложение ДА, рисунок ДА.2) с учетом взаимосвязи подходов к качеству на основе эталонных структур: а) всеобщего менеджмента качества; б) стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000; в) региональных и национальных документов по стандартизации; г) региональных и национальных объединений и организаций в области образования и электронного обучения; д) нормативных документов образовательных учреждений (организаций) и корпоративных структур. Примечание - В настоящем стандарте по отношению к международному стандарту ИСО/МЭК 19796-1 введен дополнительный раздел 5, определяющий поэтапный характер разработки общего подхода к качеству. |
Модель процесса должна быть детально разработана в соответствии с эталонной структурой для описания подходов к качеству (ЭСПК). Модель процесса должна представлять собой процессно-ориентированную структуру для описания, сравнения и анализа подходов к качеству. Эта структура должна применяться как метамодель для детальной разработки подходов к менеджменту качества и обеспечению качества.
Для разработки модели процесса и ее процессно-ориентированной структуры могут использоваться следующие подходы.
Подход 1. Описание подхода к качеству
Выбирают подход к менеджменту качества и обеспечению качества К1.
Идентифицируют процессы, соответствующие К1.
Описывают К1 в соответствии со структурой, используя категории описания.
Подход 2. Сравнение подходов к качеству
Выбирают подходы к менеджменту качества и обеспечению качества [К1 ... КN].
Идентифицируют процессы, соответствующие [К1 ... КN].
Описывают [К1 ... КN] в соответствии со структурой, используя категории описания.
Определяют метрики для сравнения [К1 ... КN].
Выполняют анализ и сравнение.
Подход 3. Гармонизация подходов к качеству
Используют подход 2.
Объединяют [К1 ... КN] в согласованную модель.
На основе реализации указанных подходов должна быть разработана модель процесса, соответствующая выбранному организацией подходу к качеству. Разработанное общее описание модели процесса в виде процессно-ориентированной структуры в последующем должно быть детализировано в соответствии с профилированием требований и критериев для процессов менеджмента и обеспечения качества.
Для классификации и документирования процессов, составляющих процессно-ориентированную структуру для описания согласованной модели, должна использоваться дескриптивная модель. В таблице 1 представлена унифицированная структура дескриптивной модели, которая может быть использована для описания любого основного процесса. В таблице 1 представлен пример описания основного процесса - «Разработка курса».
Таблица 1 - Дескриптивная модель для описания процессов
Описание |
Пример |
|
УИ |
Уникальный идентификатор |
УИ 1234 |
Категория |
Основной процесс |
Разработка курса |
Название процесса |
Название процесса |
Выбор метода |
Описание |
Описание процесса |
В этом процессе оцениваются и выбираются дидактическая концепция и методы |
Связи |
Связь с другими процессами |
Перед выбором метода должен быть выполнен анализ целевой группы для обучения; АС.6 |
Подпроцессы/подаспекты |
Подпроцессы/подаспекты/задачи |
Идентификация метода, альтернативы метода, присвоение приоритета методу |
Цель |
Цель процесса |
Обоснованный выбор одной или большего числа дидактических концепций |
Метод |
Методология для этого процесса. |
Выбор метода должен базироваться на целевой группе для обучения. Методы выбираются исходя из опыта преподавателей |
Ссылки на руководящие указания/документы |
||
Результат |
Ожидаемый результат процесса |
Спецификация методов. |
Документы |
||
Действующие субъекты |
Ответственные/участвующие субъекты |
Дидактическое построение команды |
Метрика/критерии |
Оценка и метрика для этого процесса |
Эталонные критерии качества (приложение ДБ) |
Стандарты |
Используемые стандарты |
|
Аннотация/пример |
Дополнительная информация, примеры использования |
- |
Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) должно соответствовать классификации и структуре процессов и подпроцессов, установленных в [3]. Классификация процессов представлена в таблице 2 и включает семь процессов жизненного цикла для электронного обучения.
Таблица 2 - Эталонная структура для описания подходов к качеству (ЭСПК)
Категория |
Подпроцессы |
|
АП |
Анализ потребности |
Классификация |
АС |
Анализ структуры |
Классификация |
КП |
Концепция/проект |
Классификация |
РИ |
Разработка/изготовление |
Классификация |
РЕ |
Реализация |
Классификация |
ПО |
Процесс обучения |
Классификация |
ОО |
Оценка/оптимизация |
Классификация |
Описание процессов должно выполняться в соответствии с дескриптивной моделью (см. 6.1). В таблицах 3 - 9 приведены примеры описания основных процессов.
Таблица 3 - Описание процесса «Анализ потребностей»
УИ: АП. Процесс: анализ потребностей. Описание: идентификация и описание требований, спроса и ограничений образовательного проекта. Связь: нет |
|
Подпроцессы/подаспекты |
АП.1. Инициирование |
АП.2. Идентификация заинтересованных сторон |
|
АП.3. Определение целей |
|
АП.4. Анализ спроса |
|
Цель |
Описать потребности и спрос, которые будут учтены в образовательном проекте |
Метод |
Описание качества функционирования |
Результат |
Документирование требуемых целей, задач, потребностей и требований к образовательному проекту |
Действующие субъекты |
Руководитель проекта; специалисты, обучаемые, спонсоры |
Метрики / критерии |
Указатели |
Нормативные документы |
|
Аннотация/пример |
- |
Таблица 4 - Описание процесса «Анализ структуры»
Категория |
УИ: АС. Процесс: анализ структуры. Описание: идентификация структуры и контекста образовательного процесса. Связь: АП, КП |
Подпроцессы/подаспекты |
АС.1. Анализ внешнего контекста |
АС.2. Анализ кадровых ресурсов |
|
АС.3. Анализ целевых групп |
|
АС.4. Анализ институционального и организационного контекстов |
|
АС.5. Планирование графика работ и бюджета |
|
АС.6. Анализ среды |
|
Цель |
Описать соответствующие факторы для образовательного проекта |
Метод |
Методы эмпирического социального исследования; методы юридического и экономического исследований и анализа |
Результат |
Документирование и подтверждение соответствующих параметров |
Действующие субъекты |
Руководитель проекта, специалисты |
Метрики/критерии |
Проверка правдоподобия, консультации экспертов |
Нормативные документы |
- |
Аннотация/пример |
- |
Таблица 5 - Описание процесса «Концепция/проект»
Категория |
УИ: КП. Название процесса: концепция/проект. Описание: концепция и проект образовательных процессов. Связь: нет |
Подпроцессы/подаспекты |
КП.1. Цели обучения |
КП.2. Концепция содержания |
|
КП.3. Дидактическая концепция/методы |
|
КП.4. Роли и виды деятельности |
|
КП.5. Организационная концепция |
|
КП.6. Техническая концепция |
|
КП.7. Концепция проекта среды и взаимодействия |
|
КП.8. Концепция среды |
|
КП.9. Концепция коммуникаций |
|
КП.10. Концепция тестов и оценки |
|
КП.11. Концепция сопровождения |
|
Цель |
Запланировать и разработать концепции для образовательного процесса |
Метод |
Применение Руководств по разработке |
Результат |
Концепция и проект образовательных процессов |
Действующие субъекты |
Консультант, разработчики средств информации |
Метрики/критерии |
- |
Нормативные документы |
- |
Аннотация/пример |
- |
Таблица 6 - Описание процесса «Разработка/изготовление»
Категория |
УИ: РИ. Процесс: разработка/изготовление. Описание: реализация концепций. Связь: КП |
Подпроцессы/подаспекты |
РИ.1. Реализация контента |
РИ.2. Реализация проекта |
|
РИ.3. Реализация сред |
|
РИ.4. Техническая реализация |
|
РИ.5. Сопровождение |
|
Цель |
Реализовать концепции |
Метод |
Руководство по реализации |
Результат |
Образовательные продукты и услуги |
Действующие субъекты |
Специалисты по информационным технологиям, авторы, разработчики |
Метрики/критерии |
- |
Нормативные документы |
- |
Аннотация/пример |
- |
Таблица 7 - Описание процесса «Реализация»
Категория |
УИ: РЕ. Процесс: реализация. Описание: описание реализации технологических компонентов. Связь: нет |
Подпроцессы/подаспекты |
РЕ.1. Тестирование ресурсов обучения |
РЕ.2. Адаптация ресурсов обучения |
|
РЕ.3. Приведение в действие ресурсов обучения |
|
РЕ.4. Организация применения |
|
РЕ.5. Техническая инфраструктура |
|
Цель |
Реализовать соответствующие технологические компоненты, используемые в процессе обучения |
Метод |
Изменение/конфигурирование/управление контентом |
Результат |
Среда обучения, включая все образовательные ресурсы |
Действующие субъекты |
Руководитель проекта, менеджер по информационным технологиям |
Метрики/критерии |
Тестирование бета-версий и системы |
Нормативные документы |
Валидация программного обеспечения, например, в соответствии с требованиями ИИЭР; ГОСТ Р ИСО 9000 |
Аннотация/пример |
- |
Таблица 8 - Описание процесса «Процесс обучения»
Категория |
УИ: ПО. Процесс: процесс обучения. Описание: реализация и применение процесса обучения. Связь: нет |
Подпроцессы/подаспекты |
ПО.1. Администрирование |
ПО.2. Виды деятельности |
|
ПО.3. Экспертиза уровней компетенции |
|
Цель |
Осуществить процесс обучения |
Метод |
В соответствии с выбранной дидактической концепцией и методами |
Результат |
Завершенный процесс обучения, образования и подготовки |
Действующий субъект |
Обучаемые, инструкторы, наставники |
Метрики/критерии |
Эффективность использования, удовлетворенность пользователей |
Нормативные документы |
- |
Аннотация/пример |
- |
Таблица 9 - Описание процесса «Оценка/оптимизация»
УИ: ОО. Процесс: оценка/оптимизация. Описание: описание методов оценки, принципов и процедур. Связь: нет |
|
Подпроцессы/подаспекты |
ОО.1. Планирование ОО.2. Реализация ОО.3. Анализ ОО.4. Оптимизация/улучшение |
Цель |
Описать процесс оценки образовательного процесса |
Метод |
Методы оценки (опросные листы, отслеживание траектории пользователя, обратная связь с пользователем) |
Результат |
Выполнить оценку образовательного процесса; оптимизировать и улучшить образовательный процесс |
Действующий субъект |
Эксперты по оценке, обучаемые, преподаватели |
Метрики/критерии |
- |
Нормативные документы |
|
Аннотация/пример |
- |
Принятый организацией общий подход к качеству электронного обучения будет соответствовать требованиям данного стандарта при условии, что для всех процессов и подпроцессов, включенных в структуру модели процесса, разработаны описания, соответствующие эталонной структуре для описания подходов к качеству (ЭСПК).
При необходимости модель процесса может быть модифицирована за счет исключения из эталонной структуры отдельных процессов или включения в нее новых процессов, не указанных в данном стандарте, но имеющих важное значение для обеспечения гарантий качества. Описание этих процессов может содержать дополнительные сведения о подпроцессах и элементах данных.
В приложениях ДА и ДБ приведена справочная информация, необходимая для более полного понимания требований стандарта.
Приложение ДА
|
Приложение ДБ
|
Категория эталонных критериев качества |
Число критериев |
Число дескриптивных критериев |
|
1 |
Общие условия |
101 |
32 |
2 |
Технические аспекты |
103 |
23 |
3 |
Хранение и обработка данных |
37 |
14 |
4 |
Функциональное назначение |
69 |
29 |
5 |
Теоретические аспекты |
80 |
17 |
6 |
Кодирование информации |
59 |
3 |
7 |
Специальные режимы представления |
31 |
0 |
Всего |
480 |
118 |
В совокупности каталог представляет исчерпывающий перечень эталонных критериев качества, необходимых для оценки и сравнения различных видов продуктов с учетом национальной специфики и вариативности форм электронного обучения. Каталог эталонных критериев качества должен служить основой для построения профилей, необходимых для анализа и оценки процессов, включенных в модель процесса. В рамках принятого профиля для отдельных эталонных критериев качества могут быть установлены приоритеты, например, определяющие категорию «обязательные критерии». Кроме того, представленные в каталоге критерии классифицированы на дескриптивные и оценочные, что позволяет более эффективно использовать их для описания и сравнения продуктов и процессов.
Профилирование критериев целесообразно выполнять с учетом решаемых типовых задач:
- анализ и сравнение продуктов и процессов для электронного обучения;
- сертификация продуктов и процессов для электронного обучения.
В таблице ДБ.2 в качестве примера приведено описание критерия 5.4.2.4 [3] (раздел 5 - функциональные возможности, подраздел 4 - связь, пункт 2 - асинхронная передача данных, подпункт 4 - поддержка асинхронной связи при использовании возможностей дополнительной публикации для учеников).
Таблица ДБ.2 - Описание критерия 5.4.2.4 [3]
Критерий |
Описание/реализация |
Пространство значений |
Комментарии |
|
5.4.2.4 |
Поддержка асинхронной связи на основе предоставления возможности обучаемым совместно использовать/публиковать данные |
Какой тип данных может публиковаться/совместно использоваться обучаемыми? Какой тип данных имеют публикации/авторские инструментальные средства, предлагаемые обучаемым |
а) выбор 1 (отсутствие выбора, текст без форматирования, форматированный текст, изображения, аудио, видео, другие виды); |
Возможность для обучаемых совместно использовать различные виды данных обеспечивает их общение в процессе обучения, что особенно важно для форм обучения, ориентированных на группу или проект. |
b) выбор 2 (отсутствие выбора, для текста без форматирования, для форматированного текста, для веб-страниц, для редактирования изображений, для редактирования аудиоинформации и видеоинформации, других видов информации) |
Например, каталоги веб-страниц обучаемых или совместно используемых файлов облегчают обмен данными. Основной формой обмена данными может быть обмен текстами в формате ASCII с применением электронной почты. Стандартные средства редактирования и публикации облегчают обмен данными между обучаемыми. Стандартные авторские средства и средства публикации облегчают обмен данными между учениками. Например, исключается конфликт форматов данных, когда ученики используют средства, предлагаемые продуктом для обучения, вместо использования ряда инструментальных средств |
Примечание - Настоящий стандарт дополнен приложением ДБ, в которое включены отдельные части из приложения D межгосударственного стандарта и дополнительные пояснения по специфике применения эталонных критериев качества.
Таблица ДВ.1
Обозначение ссылочного национального, межгосударственного стандарта |
Степень соответствия |
Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта |
IDT |
ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» |
|
IDT |
ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» |
|
IDT |
ИСО 9241-3:1992 «Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов. Часть 3. Требования к визуальному отображению информации» |
|
- |
- |
|
- |
- |
|
Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: - IDT - идентичные стандарты. |
Таблица ДГ.1
Структура настоящего стандарта |
Структура международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005 |
1. Область применения |
1. Область применения |
2. Нормативные ссылки |
- |
3. Термины и определения |
2. Термины и определения |
4. Сокращения |
- |
5. Разработка общего подхода |
- |
5.1. Этапы |
- |
5.2. Принципы и требования |
- |
6. Модель процесса |
3. Модель процесса |
6.1. Дескриптивная модель |
3.1. Дескриптивная модель |
6.2. Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) |
3.2. Представление модели процесса на основе эталонной структуры для описания подходов к качеству (ЭСПК) |
6.3. Описание процессов |
3.2.1. Описание процессов |
7. Соответствие требованиям стандарта |
4. Соответствие требованиям стандарта |
Приложение ДА (справочное) Поэтапная разработка общего подхода и гармонизации подходов к качеству |
- |
Приложение ДБ (справочное) Эталонные критерии качества (ЭКК) |
- |
Приложение ДВ (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте |
|
Приложение ДГ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта ИСО/МЭК 19796-1:2005 |
- |
- |
Приложение А (информативное) Пояснения по применению модели |
- |
Приложение В (информативное) Модель процесса DIN (DIN PAS 1032-1) |
- |
Приложение С (информативное) Французский кодекс установившейся практики для электронного обучения (AFNOR Z76-001) |
- |
Приложение D (информативное) Эталонные критерии качества (RQC) DIN PAS 1032-1 |
- |
Приложение Е (информативное) Гармонизированная модель менеджмента качества для обучения, образования и подготовки: отображение CELTSC и RFDQ |
- |
Приложение F (информативное) Конкретные цели качества |
- |
Приложение G (информативное) Ссылки |
Библиография |
- |
Примечание - В настоящий стандарт не включены информативные приложения А, В, С, D, Е и F, содержащие элементы зарубежных практик в области электронного обучения, применение которых в российской системе образования без значительной адаптации не представляется возможным. |
Библиография
|
Ключевые слова: качество, менеджмент качества, обеспечение качества, общий подход, образование, обучение и подготовка |