РМД 32-18-2016 Санкт-Петербург
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ МОЩЕНИЯ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВОЙ ЗАСТРОЙКИ
Предисловие
1 Разработан Ассоциацией производителей вибропрессованных изделий для строительства мощения и благоустройства (АПВИ)
2 Внесен отделом мониторинга и стандартизации Управления перспективного развития Комитета по строительству
3 Согласован Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по благоустройству, Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
4 Одобрен и рекомендован к применению в строительстве на территории Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по строительству от 20.09.2016 N 157
Актуализированная редакция РМД 32-18-2012 Санкт-Петербург
Введение
Настоящие Рекомендации разработаны с целью создания руководства по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации дорожных покрытий из камней и плит мощения на территориях жилой и общественно-деловой застройки.
Документ разработан на основе отечественного и зарубежного опыта по устройству мощения. Требования к бетонным вибропрессованным камням/плитам мощения проработаны с участием заводов-изготовителей таких изделий. Помимо традиционных (нежестких) дорожных одежд с покрытием из камней мощения, в документе описываются жесткие конструкции, выполненные с применением растворов на основе вяжущих.
Дорожные покрытия из камней/плит мощения рассматриваются в комплексе с основанием. В документе содержаться требования к физико-механическим свойствам слоев дорожной одежды и методика их контроля в процессе строительства. Приводятся рекомендации по уплотнению слоев основания дорожной одежды с покрытием из камней/плит мощения.
Рекомендации предназначены для специалистов, связанных с вопросами благоустройства: заказчикам, архитекторам, проектировщикам, строителям и эксплуатационникам.
Авторский коллектив: к.т.н. Костиков Ю.Б., Маслова Е.Е. (раздел 5.1), к.т.н. Гунин С.О. (раздел 7.8), д.т.н. Шестопалов А.А. (раздел 8.1), Мошенжал А.В. и Резяпкин И.П.(Альбом дорожных конструкций).
Ответственный исполнитель:
к.т.н. Ю.Б. Костиков, (812) 953-89-35, kostikovspb@mail.ru.
1 Область применения
Рекомендации по применению мощения при устройстве дорожных покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки (далее - Рекомендации) распространяются на проектирование, монтаж и эксплуатацию существующих, вновь строящихся, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту покрытий из натуральных и искусственных камней, включая мощение:
- пешеходных коммуникаций (тротуары, аллеи, дорожки, тропинки);
- общественных пространств (свободных от транспорта территорий общего пользования, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений);
- транспортных проездов (элементы системы транспортных коммуникаций, не выделяемые красными линиями улично-дорожной сети города).
Применение настоящего документа становится обязательным для всех участников градостроительной деятельности, при включении требований о применении этого документа в задание на проектирование объекта, утвержденное в установленном порядке.
2 Нормативные ссылки
В настоящем документе приведены ссылки на следующие нормативные документы:
Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений | |
Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* | |
Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 | |
Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1) | |
Стандарты организаций. Общие положения | |
Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия (Взамен ГОСТ 8269.0-97 в части методов физико-механических испытаний. Поправка ИУС 2-90) | |
Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик | |
Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия | |
Камни бортовые из горных пород. Технические условия | |
Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия | |
Песок для строительных работ. Методы испытаний | |
Песок для строительных работ. Технические условия | |
Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия | |
Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие положения | |
Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости | |
Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном переменном замораживании, оттаивании | |
Бетоны. Дилатометрический метод ускоренного определения морозостойкости (ИУС 1-3-2004) | |
Бетоны. Структурно-механический метод ускоренного определения морозостойкости | |
Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия. (Поправка ИУС 6-2001) | |
Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам | |
Смеси бетонные. Методы испытаний | |
Бетоны. Метод определения водопоглощения | |
Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения | |
Бетоны. Методы определения истираемости | |
Плиты бетонные тротуарные. Технические условия | |
Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности | |
Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля. (Поправки ИУС 5-89, ИУС 9-2009) | |
Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности | |
Изделия строительно-дорожные из природного камня | |
Грунты. Классификация | |
Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации | |
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов | |
Бетоны. Ультразвуковой метод определения морозостойкости (ИУС 1-2-89) | |
Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Общие положения | |
Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений. Элементы заводского изготовления. (Поправка ИУС 12-90) | |
Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций | |
Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов (Изменения N 1 и N 2). | |
Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня | |
Изделия дорожно-строительные из природного камня | |
Оценка прочности нежестких дорожных одежд // Отраслевые дорожные нормы. - М., 2002 - 85 с | |
Проектирование нежестких дорожных одежд // Отраслевые дорожные нормы. - М., 2001 - 83 с. | |
СТО 58357155-001-2015 |
Камни и плиты мощения бетонные вибропрессованные. Технические условия |
СТО 93688437-001-2015 |
Растворы на основе вяжущих tubag. Технические требования. |
Кирпич керамический клинкерный для мощения. Технические условия | |
Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства. - М., 2013 г | |
СТО 45569200-001-2016 |
Фрикционный противогололедный материал из плотных горных пород. Технические условия |
Закон Санкт-Петербурга от 14.02.2014 N 23-9 (ред. от 14.02.2014 г.) |
О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 22.01.2014 г.) |
Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 г. N 891-180 |
О благоустройстве в Санкт-Петербурге (принят ЗС Санкт-Петербурга 23.12.2015 г.) |
Примечание - При пользовании Рекомендациями необходимо проверять действие ссылочных документов по ежегодному Указателю "Нормативные документы по строительству, действующие на территории Российской Федерации" и руководствоваться измененными документами или документами, введенными взамен отмененных.
3 Термины и определения
В целях настоящих Рекомендаций приняты следующие термины и их определения:
Мощение - обязательная составная часть внешнего благоустройства городских территорий. В понятие мощения городских территорий входит:
- устройство твердого покрытия проезжей части, пешеходных тротуаров, дорожек, площадок, автостоянок и мест парковки и т.п.;
- устройство отмостки, водостоков, поребриков, подпорных и ограждающих стенок, защитных ограждений деревьев;
- устройство ступеней и пандусов для пешеходного движения.
Камень мощения бетонный - строительное изделие, изготовленное из бетона и предназначенное для устройства дорожных покрытий. Размеры камней мощения должны быть: высота сечения (толщина) - не менее 40 мм, площадь опорной поверхности - не более 0,05 м и длина не более 28 и 30 см соответственно для прямоугольных в плане и фигурных камней.
Плита мощения бетонная - строительное изделие, изготовленное из бетона и предназначенное для устройства дорожных покрытий. Размеры плит для мощения должны быть: высота сечения (толщина) - не менее 60 мм, площадь опорной поверхности не более - 0,36 м, длина грани - не более 60 см.
Камень брусчатый колотый - малогабаритное объемное изделие из природного камня, изготовленное с помощью скалывающего инструмента, имеющее форму усеченной пирамиды с параллельными прямоугольными верхним и нижним основаниями, перпендикулярными оси, или форму прямоугольного параллелепипеда; все поверхности изделия - колотые, за исключением лицевой поверхности, которая может быть тесаной или иметь различные фактуры.
Камень брусчатый пиленый - изделие из природного камня в форме куба или прямоугольного параллелепипеда, изготовленное при раскрое заготовок режущим инструментом; все поверхности изделия - пиленые, за исключением лицевой поверхности, которая может иметь различные фактуры.
Плита мощения из природного камня - прямоплоскостные изделия квадратной или прямоугольной формы из природного камня с различными фактурами лицевой поверхности, полученные при раскрое заготовок режущим инструментом.
Клинкерный кирпич (клинкер) - керамическое изделие определенной формы и размера, применяемое для мощения и изготовляемое из глины или глинистых материалов с добавками или без них.
Доборные камни/плиты - камни/плиты специальной формы для выполнения определенной функции в готовом покрытии, например для оформления краев дорожного покрытия.
Лицевая поверхность - поверхность камня мощения или плиты, предназначенная для образования поверхности дорожного покрытия.
Дорожная одежда c покрытием из плит/камней мощения - многослойная конструкция, воспринимающая внешнюю нагрузку и передающая ее на подстилающий грунт. Дорожная одежда состоит из покрытия, выполненного из камней мощения (плит), несущего и (при необходимости) дополнительного слоя основания, а также грунта земляного полотна.
Основание - часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна (СНиП 2.05.02).
Основание может быть выполнено из различных материалов: щебня; песчаноцементной смеси; щебня, укрепленного цементом, или расклинцованного песчаноцементной смесью, дренирующего (дренажного) бетона. Дополнительные слои основания (морозозащитные, теплоизоляционные, дренирующие и др.) - слои между основанием и верхом рабочего слоя земляного полотна, обеспечивающие морозоустойчивость и дренирование дорожной одежды и верхней части земляного полотна (СНиП 2.05.02). Дополнительные слои основания выполняются из дренирующих и не подверженных пучению материалов (песок, шлак и др.).
Дренирующий (дренажный) бетон (раствор) - крупно- или среднезернистый бетон (раствор), хорошо пропускающий воду и не поддающийся разрушению под влиянием температуры, воды и замораживания.
Покрытие из плит/камней мощения - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая воздействие от автомобильного и/или пешеходного движения (истирающие, ударные и сдвигающие нагрузки), и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
Покрытие включает собственно покрытие из камней мощения или плит высотой сечения 40-100 мм, заполнение швов между искусственными камнями, подстилающий слой толщиной 3...5 см в уплотненном состоянии.
Мостовая - дорожное покрытие капитального типа из штучных плит/камней мощения из естественных или искусственных материалов.
Мостовая булыжная - дорожное основание или покрытие переходного типа из штучных материалов - булыжного камня или грубоколотой каменной шашки.
Бортовой камень - строительное изделие, изготовленное из бетона или из изверженных, осадочных и литых горных пород, и предназначенное для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т.п.
Квартал - выделяемый в составе проекта планировки территории элемент планировочной структуры территории Санкт-Петербурга;
Улица - выделенная в красных линиях территория общего пользования, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, обслуживания и упорядочения застройки, прокладки инженерных коммуникаций, размещения объектов благоустройства, имеющая собственное наименование, используемое при формировании адресов недвижимости;
Площадь - элемент планировочной структуры, представляющий собой территорию общего пользования, расположенный на пересечении магистральных улиц, перед объектами транспортной инфраструктуры, предназначенный для перераспределения движения пешеходов и транспорта, имеющий собственное наименование, используемое при формировании адресов недвижимости;
Внутриквартальный проезд - расположенная в границах квартала территория общего пользования, обеспечивающая подъезды к отдельным земельным участкам внутри элемента планировочной структуры;
Пешеходные коммуникации - тротуары, аллеи, дорожки, тропинки, обеспечивающие пешеходные связи и передвижения на территории города и сельских поселений. При проектировании пешеходных коммуникаций на территории города следует обеспечивать: минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями, непрерывность системы пешеходных коммуникаций, возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения. В системе пешеходных коммуникаций следует выделять основные и второстепенные пешеходные связи [14]*.
________________
* Примечание. Здесь и далее квадратными скобками обозначены ссылки на литературу (см. раздел "Библиография" на стр.94-95).
Основные пешеходные связи обеспечивают связь жилых, общественных, производственных и иных зданий с остановками общественного транспорта, учреждениями культурно-бытового обслуживания, рекреационными территориями, а также связь между основными пунктами тяготения в составе общественных зон и объектов рекреации [14].
Второстепенные пешеходные связи обеспечивают связь между застройкой и элементами благоустройства (площадками) в пределах участка территории, а также передвижения на территории объектов рекреации (сквер, бульвар, парк, лесопарк). Ширина второстепенных пешеходных коммуникаций принимается порядка 1,0-1,5 м [14].
Общественные пространства - свободные от транспорта территории общего пользования, в том числе пешеходные зоны, площади, улицы, скверы, бульвары, а также наземные, подземные, надземные части зданий и сооружений (галереи, пассажи, атриумы и другие), специально предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга, проведения массовых мероприятий, организации пешеходных потоков на территориях массового посещения общественного, делового назначения, объектов пассажирского транспорта.
Доступность - свойство элемента обустройства территории обеспечивающее беспрепятственное движение по ней инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом обеспечения их безопасности.
Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве (инвалиды, инвалиды-колясочники, люди с временным нарушением здоровья, пожилые люди, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом).
Тактильная информация - информация, которая предназначена для тактильного и визуального восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту).
Тактильный наземный (дорожный) указатель - средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющих инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
Технический тротуар - это полоса с искусственным покрытием (буферный элемент городской магистрали), расположенная на примагистральной территории вдоль дорожного полотна.
Технологический тротуар - это полоса с искусственным покрытием (шириной 0,45 м), расположенная вдоль бортового камня для предотвращения попадания земли с прилегающих газонов.
Интуитивная навигация - система организации элементов благоустройства, оптимальное направление передвижения пешеходов по специально обустроенному для этих целей пространству.
4 Общие положения
4.1 Применение мощения в проектах благоустройства
Использование мощения для благоустройства территорий муниципальных образований предусмотрено "Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" (Приказ Минрегиона России от 27.12.2011 N 613) [14]. Методические рекомендации устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований. Некоторые положения рекомендаций, в части, касающихся мощения:
- Для дорожных покрытий основных пешеходных коммуникаций и общественных пространств рекомендуется предусматривать мощение камнями/плитами. Не допускается применение в качестве покрытия кафельной, метлахской плитки, гладких или отполированных плит из искусственного и естественного камня.
- На дорожках скверов, бульваров, садов населенного пункта рекомендуется предусматривать твердые виды покрытия. Рекомендуется мощение камнями/плитами.
- Покрытие площадок для отдыха рекомендуется проектировать в виде мощения. При совмещении площадок отдыха и детских площадок не допускается устройство твердых видов покрытия в зоне детских игр.
- Для участков детских садов и школ в качестве твердых видов покрытий рекомендуется применение мощения из камней/плит.
- На транспортных проездах следует использовать асфальтобетонные покрытия или покрытия из камней/плит мощения.
Требования к мощению, как к элементу благоустройства могут также содержаться в правовых актах и проектной документации (далее - документы по благоустройству): ландшафтных сценариях; архитектурно-художественных регламентах; типовых решениях элементов благоустройства; нормативах благоустройства; правилах проведения работ по благоустройству, правилах уборки, содержания и эксплуатации объектов благоустройства, пользования объектами благоустройства), проектах комплексного благоустройства, проектах рядового благоустройства (Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2015 г. N 891-180 "О благоустройстве в Санкт-Петербурге).
________________
Текст документат соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
4.2 Преимущества использования мощения
4.2.1 Основные характеристики дорожных покрытий из камней/плит мощения
Покрытие из плит и камней мощения обладает рядом преимуществ в части ремонтопригодности, экологичности и эстетическим свойствам (см. таблицу 4.1).
Срок службы дорожных покрытий из плит/камней мощения зависит от используемых материалов, эксплуатационных нагрузок, качества строительства, условий содержания и ремонта.
Сравнение дорожных конструкций (рис.4.1) с точки зрения LCA (метод оценки жизненного цикла в контексте использования ресурсов первичной энергии), показывает, что благоприятные общие решения могут быть достигнуты с дорожными покрытиями из бетонных камней [25].
Рисунок 4.1 - Дорожные конструкции тротуаров
Таблица 4.1 - Основные характеристики дорожных покрытий из камней/плит мощения
Характеристики |
Описание |
Несущая способность (восприятие внешних нагрузок) |
Несущая способность дорожных покрытий из камней/плит мощения не зависит от температуры окружающего воздуха. |
Технологичность строительства |
Имеется возможность механизированной укладки камней/плит в покрытие. Производительность укладчика до 800 м в смену. |
Ремонтопригодность |
Камни мощения многократно используются. Покрытие разбирается и восстанавливается обратно при прокладке и ремонте подземных коммуникаций. При ремонте не требуются специальные машины. |
Экологичность |
Бетон, естественные каменные материалы не выделяет в атмосферу вредных веществ. Возможно изготовление камней/плит мощения с фотокаталитической поверхностью [26] для очистки воздуха от вредных веществ. |
Эстетический вид |
Применение плит и камней мощения разнообразных цветов, форм и различной обработкой лицевой поверхности позволяет производить визуальное зонирование пространства, сформировать определенный зрительный образ городского пространства. |
Водопроницаемость |
Покрытия могут быть водопроницаемые или водонепроницаемые. Специальные водопроницаемые (дренирующие) покрытия снижают нагрузку на ливневую систему. |
4.2.2 Экономическая эффективность применения мощения
При выборе того или иного типа дорожного покрытия инженеры-проектировщики должны учитывать их обобщенный технико-экономический показатель. Обобщенный показатель объединяет следующие данные: 1) перспективную грузонапряженность и работу перевозок; 2) транспортные расходы; 3) размер затрат на приобретение подвижного состава; 4) стоимость постройки или реконструкцию дороги; 5) стоимость ремонта и ежегодного содержания дороги, c учетом стоимости капитального ремонта, производимого в течение срока службы дороги; 6) срок службы одежды; 7) размер ежегодной амортизации.
Для наглядной оценки экономической эффективности предлагается использовать годовой размер дорожных расходов D [11].
Годовой размер дорожных расходов слагается из первоначальных затрат на постройку данного участка дороги, приходящихся на год ее службы, расходов по ежегодному ее содержанию и ремонту и амортизационных отчислений, которые должны быть накоплены к тому году, когда возникает необходимость исправлять дорожное покрытие, и которые были бы достаточны для производства этой работы. В виде формулы размеры дорожных расходов могут быть представлены следующим образом:
,
где А - стоимость первоначального устройства дорожного покрытия (руб/м);
p - процент отчисления на расширенное воспроизводство;
Б - средняя годовая стоимость ремонта и содержания (руб/м);
О - остаточная стоимость дорожного покрытия по окончании срока его службы (руб/м);
- площадь дороги (м);
r - коэффициент, определяющий ежегодный размер амортизации и представляемый по формуле:
,
где n - число лет службы.
Расчеты показывают, что мощеные дорожные покрытия при стоимости их первоначального устройства больше, чем асфальтобетонные, имеют меньший дорожный расход. Существенное влияние на результат оказывают:
- остаточная стоимость дорожного покрытия по окончании срока его службы, которая для асфальтовых покрытий равна нулю;
- стоимость ремонта и содержания дорожного покрытия.
Особенно важно для достижения экономического эффекта правильно производить работы по вскрытию и восстановлению мощеных покрытий. При производстве вскрытий дорожных покрытий из камней мощения для ремонта и прокладки подземных сооружений требуется следить за тщательной разборкой покрытия без раскалывания отдельных камней, которые затем не должны сваливаться в кучу, а складываться в правильные штабели. Следует стремиться к максимальному использованию старых камней, предварительно очистив их поверхности от песка, раствора и других загрязнений (см. раздел 9.5).
5 Изделия для мощения
5.1 Бетонные (искусственные) плиты/камни мощения
Требования к бетонным (искусственным) плитам/камням приведены в ГОСТ 17608 и стандарте Ассоциации производителей вибропрессованных изделий для строительства мощения и благоустройства СТО 58357155-001-2016 "Камни и плиты мощения бетонные вибропрессованные. Технические условия". Стандарт устанавливает основные характеристики бетонных вибропрессованных изделий, общие технические требования к ним, общие правила приемки, маркировки, транспортирования, хранения и эксплуатации.
Стандарт является более подробным и совершенным документом, чем ГОСТ 17608. Поэтому, дальнейшая информация по вибропрессованным камням и плитам приведена из СТО 58357155-001-2016.
5.1.1 Классификация и условные обозначения
А) По назначению изделия подразделяются на классы и подклассы в соответствии с таблицей 5.1.
Таблица 5.1 - Классы изделий по назначению
Класс |
Подкласс |
Назначение |
Рекомендуемые условия эксплуатации |
А |
А |
Портовые территории, контейнерные терминалы, аэродромы (рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов) |
Сильное водонасыщение с применением антиобледенителей |
|
А |
Автомобильные дороги, транспортные проезды, автозаправочные станции с повышенной интенсивностью движения |
Зоны умеренного водонасыщения с применением антиобледенителей |
В |
B |
Тротуары городских улиц и дорог, пешеходные площади со средней интенсивностью движения, посадочные площадки общественного транспорта |
Умеренное водонасыщение без антиобледенителей |
|
B |
Тротуары во внутриквартальных проездах, пешеходные площади с малой интенсивностью движения |
Слабое водонасыщение без антиобледенителей |
Б) по технологии производства: однослойные или двухслойные;
В) по виду лицевой поверхности: с гладкой, текстурной (рельефной) или механически обработанной;
Г) по форме в плане: квадратные; прямоугольные; шестиугольные; сложной формы (К - квадратные; П - прямоугольные; МФ - мультиформатные; Ш - шестиугольные; Ф - фигурные плиты);
Д) по цвету: неокрашенные (серые из обычного бетона); цветные (окрашенные в лицевом слое или объемно окрашенные).
Изделия обозначают марками. Марку устанавливает Производитель в своем каталоге продукции. Марка должна включать в себя: форму, размеры, цвет лицевой поверхности, класс изделия.
5.1.2 Основные характеристики
Физико-механические свойства изделий должны соответствовать показателям, приведенным в таблице 5.2.
Таблица 5.2 - Физико-механические свойства изделий
Наименование показателя |
Значение показателя для изделий | |||
|
Класс А |
Класс В | ||
|
А |
А |
B |
B |
|
Основные (обязательные) | |||
Класс бетона по прочности на сжатие, не менее |
В35 |
В30 |
В25 |
В22,5 |
Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе*, не менее |
В4,4 |
В4,0 |
В3,6 |
В3,2 |
Марка бетона по морозостойкости, не ниже |
F200 |
F200 |
F200 |
F150 |
Истираемость бетона, г/см, не более |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
Водопоглощение, % по массе, не более |
4 |
5 |
6 |
6 |
|
Дополнительные (рекомендуемые) | |||
Рекомендуемая толщина, мм, не менее |
100 |
80 |
60 |
40 |
Сопротивление удару, см, не менее |
100 |
80 |
-- |
-- |
Сцепление между двумя слоями бетона двухслойных изделий |
Отрыв не должен происходить по зоне контакта | |||
Коэффициент хим. стойкости (маслобензостойкость) |
К > 0,8 |
0,5 < К< 0,8 |
-- |
-- |
Коэффициент размягчения |
0,85 |
0,8 |
--- |
--- |
Солестойкость, %, не более |
5 |
6 |
8 |
--- |
Примечания: |
Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе должно составлять не менее: 70% - в теплый период года; 90% - в холодный период года; то же, для мелкозернистого бетона - 90% в любое время года.
Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105, в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.
Изделия классов А1 и А2, к которым по условиям эксплуатации предъявляют повышенные требования по коррозионной стойкости, должны быть маслобензостойкими.
Изделия классов А1 и А2, к которым по условиям эксплуатации предъявляют особые требования, должны быть антистатичными и (или) безыскровыми.
Однослойные изделия, в зависимости от технического задания, допускается производить из тяжелого или мелкозернистого бетона.
Для повышения прочности, жесткости и трещиностойкости изделий допускается применять дисперсное армирование синтетическими волокнами.
5.1.3 Требования к геометрическим размерам и отклонениям от них
Изделия могут изготавливаться как с фасками и без них. Фаски представляют собой скосы верхних кромок брусчатки с размерами от 2 до 5 мм. При укладке и эксплуатации фаски имеют различные преимущества и недостатки.
Для облегчения укладки, с целью соблюдения ширины шва, на изделиях могут быть сделаны выступы толщиной не более 5 мм по длине и ширине.
Рисунок 1 - Фаски и выступы на камнях мощения
________________
Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Значения отклонения фактических размеров изделий от номинальных не должны превышать предельных, указанных в таблице 5.3.
Таблица 5.3 - Значения отклонений фактических размеров изделий от номинальных
Наименование отклонения геометрического |
Наименование геометрического |
Предельное |
Отклонение от линейного размера |
Длина |
±3,0 |
|
Ширина |
±3,0 |
|
Толщина |
±5,0 |
Отклонение от прямолинейности профиля лицевой поверхности |
- на заданной длине |
|
Отклонение от плоскостности поверхности |
Плоскостность поверхности |
<5,0 |
Отклонение от перпендикулярности |
Перпендикулярность профиля |
|
|
|
|
5.1.4 Требования к лицевой поверхности
Категория лицевой гладкой поверхности изделий - А6 по ГОСТ 13015. Качество рельефных, шероховатых, зернистых поверхностей, поверхностей с обнажением заполнителей должно соответствовать эталону отделки (в виде поверхности целого изделия или его фрагмента), утвержденному предприятием-изготовителем изделия или согласованному с Потребителем.
К договору на поставку цветных изделий по согласованию между заказчиком и производителем могут быть приложены образцы цветов. При производстве возможны отклонения по тону цвета, поэтому при укладке рекомендуется комбинировать изделия из разных транспортных поддонов или партий.
Допускается наличие известкового налета, который является результатом процесса гидратации цемента.
Загрязнения в виде жировых и ржавых пятен на лицевой поверхности не допускается.
Поверхность камней и плит не должна быть скользкой и травмоопасной. Методы оценки сцепных свойств дорожного покрытия из плит/камней мощения с пневматической шиной автомобиля или подошвой обуви пешехода отсутствуют. Методика измерения коэффициента сцепления на дорожных покрытиях из бетонных плит/камней мощения согласовывается и принимается совместно заинтересованными сторонами.
5.1.5 Маркировка
Маркировка должна соответствовать ГОСТ 13015. Маркировочные надписи и знаки указываются на этикетке, Маркировочная надпись должна содержать следующие маркировочные знаки:
- торговый знак предприятия-изготовителя или его краткое наименование;
- условное обозначение изделия;
- обозначение стандарта;
- штамп ОТК;
- номер партии;
- дату изготовления продукции;
- количество изделий на транспортном поддоне.
При маркировке изделий допускается нанесение дополнительных сведений, в том числе информационного и рекламного характера.
Способ маркировки должен обеспечивать сохранность маркировочных надписей и знаков до монтажа изделий и указываться в технологической документации.
5.1.6 Упаковка
Упаковка изделий должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 13015 и настоящего стандарта.
Изделия укладываются на многооборотные транспортные поддоны или на подкладки согласно схемам складирования, принятым в утвержденной технической документации. Допускается изменять упаковку при обеспечении сохранности при транспортировке.
Поддон с изделиями для обеспечения сохранности и предотвращения рассыпания изделий оборачивается стрейч-пленкой или закрепляется лентами в горизонтальном направлении и снабжается этикеткой. Допускаются иные способы упаковки, обеспечивающие сохранность изделий.
Этикетка устанавливается таким образом, чтобы избежать ее повреждения в процессе хранения и транспортировки поддона.
5.2 Изделия строительно-дорожные из природного камня
Плиты и камни из естественных каменных материалов должны соответствовать ГОСТ 32018-2012 "Изделия дорожно-строительные из природного камня". Стандарт устанавливает основные виды и размеры строительно-дорожных изделий, требования к горным породам, применяемым для изготовления изделий, а также правила приемки и методы контроля качества изделий. Основные типоразмеры.
Для мощения рекомендуется использовать плиты и камни с шероховатой поверхностью, получаемой в результате термической или механической обработки (бучардирование, пескоструйная обработка). Следует заранее уточнить производственные возможности поставщика изделий. Размеры плит (соотношения длины и ширины, высоты (толщины) к длине) рекомендуется согласовать с производителем. Для тактильных наземных указателей рекомендуется использовать контрастные цвета изделий по сравнению с примыкающей к ним поверхностью мощения (см. раздел 6).
Марка |
Тип поверхности |
Форма |
Размеры |
Назначение | ||
|
|
|
Высота |
Ширина, |
Длина, |
|
1. Брусчатые камни | ||||||
КГК |
Колотая |
|
50-150 |
50-300 |
50-300 |
Для покрытий на |
КГП |
Пиленая |
|
50-150 |
50-300 |
50-300 |
автодорогах, садово-парковых дорожках и т.п. |
2. Плиты мощения | ||||||
- |
Колотая |
|
50-100 |
свыше |
свыше |
Для покрытий на пешеходных зонах, парковых дорожках и т.п. |
- |
Пиленая |
|
50-100 |
свыше |
свыше |
Для покрытий на |
5.3 Булыжный камень
Булыжный камень представляет собой окатанные водой или ледниками обломки горных пород и имеет овальную форму. Сбор булыжного камня производят главным образом в полосе валунных отложений.
Площадь верхней поверхности камня должна быть больше нижней, а высота камня - не более его двойной толщины - 12-18 см (см. также п.8.3.3) [5, 11, 20].
Булыжный камень делят на четыре сорта А, Б, В и Г, для каждого из них камень должен иметь средние размеры по высоте соответственно 18, 16, 14 и 12 см. Для каждого сорта должно быть камней по высоте меньше средней не более 30%. Булыжный камень должен быть из однородной по структуре горной породы. Считается негодным булыжный камень из выветрившихся пород, c трещинами, прослойками и раковинами.
При слабом и среднем движении транспорта применяется камень высотой от 12 см до 18 см. При интенсивном движении следует использовать камень высотой 11-15 см.
5.4 Резиновая тротуарная плитка и брусчатка
Резиновая плитка - эластичное, упругое, ударопоглощающее покрытие, обладающее амортизирующими и ортопедическими свойствами. Поверхность резиновой плитки представляет собой шероховатую, приятную на ощупь, нескользящую поверхность, обладает отличным сцеплением с подошвой, предохраняет суставы от чрезмерных нагрузок.
Резиновую тротуарную плитку и брусчатку рекомендуется применять для покрытий площадок с повышенным риском получения травм: детские площадки, игровые зоны, аттракционы.
Травмобезопасное покрытие выполняется в форме резиновых плит 500х500 мм, толщиной 40 мм. Плитка способна защитить детей от получения травм при падении с высоты до 1,3 м.
Плитка может быть уложена на любую поверхность: песок, песчаную смесь, отсев, бетон, асфальт. Плитки между собой соединяются специальными пластиковыми втулками. Покрытие можно собрать в прямом порядке или со смещением.
5.5 Клинкерный кирпич
Клинкерный кирпич для мощения должен соответствовать ГОСТ 32311-2012 "Кирпич керамический клинкерный для мощения". Стандарт устанавливает технические требования, правила приемки и методы испытания кирпича.
Клинкерный кирпич используется для устройства тротуаров, садово-парковых дорожек, пешеходных зон и площадей, а также для настила полов балконов, лоджий, террас и др.
Некоторые типовые размеры клинкерной брусчатки, а также предельные допустимые отклонения от них представлены в таблице 5.7.
Таблица 5.7 - Типовые размеры клинкерной брусчатки и предельные допустимые отклонения от них
Формат |
Длина, мм |
Ширина, мм |
Толщина, мм | ||||
|
Номинал |
Предельное |
Номинал |
Предельное |
Номинал |
Предельное | |
1НФ |
250 |
±2 |
120 |
±2 |
65 |
±1 | |
0,51НФ |
200 |
±2 |
100 |
±2 |
50 |
±1 |
Физико-механические характеристики клинкерного кирпича представлены в таблице 5.8.
Таблица 5.8 - Физико-механические характеристики клинкерного кирпича
Размер, мм |
200х100х50 |
Вес, кг |
2,1-2,4 |
Класс средней плотности |
2 |
Водопоглощение |
менее 2,5% |
Морозостойкость |
не менее F300 |
Предел прочности при изгибе |
более 8 МПа |
Истираемость |
не более 0,5 г/см |
Кислотостойкость |
не менее 95% |
5.6 Полимер-песчаные изделия
Полимер-песчаные камни/плиты изготавливаются из песка и полимерных добавок. Изделия выпускаются по стандартам предприятий-изготовителей. В основном, на рынке представлены плиты размерами в плане 300х300 мм и толщиной (высотой) 35 и 25 мм. Полимер-песчаные изделия могут использоваться для мощения придомовых территорий - пешеходных дорожек и площадок. Достаточного опыта применения таких изделий на городских территориях не имеется. Поэтому, в процессе выбора того или иного вида покрытия, рекомендуется внимательно ознакомиться с технической документацией на изделия, протоколами испытаний, сертификатами и возможностями по их производству в требуемом объеме.
5.7 Сопутствующие изделия
Совместно с мощением могут использоваться сопутствующие изделия:
- доборные камни и плиты (предпочтительно использовать в местах подрезки);
- бортовые камни (гранитные, бетонные), металлические и пластиковые полосы для фиксации краев мощения;
- элементы ливневой системы (открытые и закрытые водосборные лотки, дождеприемники); могут быть выполнены из бетона, пластика или полимербетона в зависимости от назначения территории, где они будут установлены и действующих внешних нагрузок;
- осветительное оборудование, например, лампы со встроенной светодиодной подсветкой в виде элементов мощения;
- системы грязезащиты перед входными группами в здания;
- крышки люков подземных инженерных коммуникаций;
- элементы системы снеготаяния (электрической или водяной);
- пластиковые подставки (шайбы) под бетонные плиты для эксплуатируемых кровель;
- якоря для фиксации плит от смещения при воздействии нагрузки от автотранспорта;
- фиксаторы одинаковой ширины шва (для "зеленых" и дренирующих швов).
Срок службы сопутствующих изделий должен быть равен сроку службы прилегающего покрытия.
6 Оформление поверхности земли средствами мощения
6.1 Колористика мощения
Внешний вид дорожного покрытия определяется размерами и формой камней, размерами и формой швов (см. разделы 7.2 и 7.3), цветом и текстурой поверхности камней.
Благодаря использованию современных приемов мощения, при зрительном восприятии и перемещении по поверхности для человека формируется не только ощущение комфортности среды, но и может создаваться ее определенный зрительный образ. Однако, максимальное наполнение поверхности земли разными цветовыми линиями и фигурами из современной палитры материалов мощения не является главным смыслом ее ландшафтного оформления [13].
При определении цветового решения поверхности земли следует учитывать архитектурную колористку фасадов зданий и сооружений, архитектурно-пространственное единство среды.
Принципиальный дизайн цветов, используемых при проектировании мощения показан на рис.6.1.
Рис.6.
1. Принципиальный дизайн цветов, используемых при проектировании мощения
Из-за острого, в общем случае, угла обозрения размеры камней трудноразличимы, а текстура просматривается только при влажном покрытии. В сухую погоду цветовые различия между камнями близких цветов слаборазличимы. Для обеспечения контрастных эффектов при любой погоде, рекомендуется использовать чередование камней, особенно цветных, с различной лицевой поверхностью (гладкой, текстурной, с различными видами механической обработки); чередование камней различной геометрической формы. Для улучшения сочности цвета (создания эффекта мокрой поверхности) могут применяться специальные составы - гидрофобизаторы, очистители поверхности и грязеотталкивающие жидкости (см. разделы 7.7 и 8.5).
На однотонном мощении особенно четко выделяется любое загрязнение. Поэтому, для объектов, где есть необходимость замаскировать незначительные пятна и следы, которые могут возникнуть от машинных масел, топлива, еды, напитков и т.д. - рекомендуется применять разноцветное мощение.
Для применения мощения в проектах, которые будут проходить оценку по системе LEED (The Leadership in Energy & Environmental Design (LEED) - в переводе "Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании" - является рейтинговой системой для энергоэффективных и экологически чистых зданий), при выборе цвета лицевой поверхности камней/плит следует учитывать их коэффициент отражения солнечных лучей (SRI) [29]. Коэффициент отражения солнечных лучей является мерой относительного нагрева дорожных покрытий и учитывает поглощенную солнечную энергию и тепло, излучаемое в атмосферу. Коэффициент отражения солнечных лучей не определяется отечественными нормами. C целью снижения потребности в энергии охлаждения зданий и ограничения городского эффекта локального перегрева предпочтительно использовать светлые цвета мощения.
6.2 Формирование доступной среды для маломобильных групп населения средствами мощения
Мощение, за счет возможности комбинации различных цветов и фактур изделий, наиболее оптимальный вид дорожного покрытия для формирования доступной среды для маломобильных групп населения. Дизайн поверхности земли с применением мощения позволяет выполнить зонирование пространства - обозначать пешеходную зону, разделить транспортные и пешеходные потоки.
Из плит/камней мощения могут быть выполнены и обозначены:
- тактильные наземные (дорожные) указатели;
- автомобильные стоянки для инвалидов;
- зоны отдыха инвалидов;
- приподнятые наземные пешеходные переходы;
- входные зоны в здания.
Все плиты/камни дорожного покрытия должны быть плотно подогнаны друг к другу (расстояние между ними не должно превышать 5 мм), а при невозможности - стыки между элементами покрытия должны быть заполнены твердым материалом, например, растворами на основе вяжущих (см. разделы 7.3, 8.3).
Поверхность мощения не должна быть скользкой. Материал поверхности покрытия и его структура должны обеспечивать необходимые сцепные свойства при любых погодных условиях.
Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках или проход других маломобильных групп населения не должен превышать 5%. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2%. Уклон при устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд должен быть не более 1:12.
Поверхностный сток воды на пешеходных путях должен устраиваться так, чтобы водоприемники и решетки не выходили на пешеходные пути.
На существующих или предполагаемых маршрутах движения инвалидов по зрению следует предусматривать тактильные наземные указатели (направляющие и предупреждающие), технические требования к которым установлены ГОСТ Р 51671 "Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов" и ГОСТ Р 56305-2014 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования".
Тактильные наземные направляющие указатели представляют собой набор модульных тактильных элементов, c продольными рифами, выполненных в виде непрерывной полосы, составляющей часть поверхности тротуара, пешеходной дорожки или пешеходного перехода, располагаемой вдоль маршрута движения инвалидов и информирующей их о рекомендуемых вариантах направления движения или о наличии наземного пешеходного перехода.
Тактильные наземные предупреждающие указатели представляют собой набор модульных тактильных элементов с конусообразными или квадратными рифами, располагаемых перед подземными и наземными пешеходными переходами и другими препятствиями. Предупреждающие указатели следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.
Пример плит/камней мощения с тактильными указателями в виде конусообразных и продольных рифов показаны на рис.6.2. Глубина рифов должна быть 7 мм.
Рисунок 6.2 - Пример плит/камней мощения с тактильными указателями
Дорожные указатели из модульных плит, установленные на тротуаре, должны выступать над его поверхностью не более, чем на 10 мм с плавным переходом, скосом.
Цвет тактильных наземных указателей должен контрастировать с окружающей их поверхностью тротуара (см. рис.6.1, б).
Срок службы указателей должен быть равен сроку службы прилегающего покрытия.
При проектировании тактильных наземных указателей следует предварительно уточнить у предприятий-изготовителей наличие в их ассортименте модульных тактильных элементов и возможности по их производству. Пример размещения тактильных наземных указателей показан на рис.6.3.
Рисунок 6.3 - Пример размещения тактильных наземных указателей.
1 - камень бортовой гранитный; 2 - камень бортовой бетонный; 3 - камни/плиты с конусообразными рифами (предупреждающие указатели), 4 - камни/плиты с продольными рифами (направляющие указатели); 5 - мощение тротуара; 6 - камни мощения белого цвета; 7 - камни мощения черного цвета; 8 - препятствие.
Размещение автомобильных стоянок (в том числе парковок), оборудованных местами для личных автомобилей инвалидов и определение планировки этих мест, осуществляется по СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СП 35-105-2002 "Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения".
Примеры расположения тактильных наземных указателей приведены в CП 59.13330.2012, ОДМ 218.2.007-2011 (Приложение Б "Типовые схемы размещения и обустройства мест стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов").
При выборе вариантов мощения автомобильных стоянок следует руководствоваться требованиями п.7.2.3 "Рисунок мощения" настоящего документа, а также следующими положениями:
- наиболее предпочтительная раскладка камней мощения - "елочка 45" вдоль оси парковки;
- высота камней мощения должна быть не менее 80 мм;
- разметка может выполняться с применением контрастных камней мощения красного и белого цвета.
Наземные нерегулируемые пешеходные переходы, согласно ГОСТ Р 52289, должны быть обозначены разметкой по ГОСТ Р 51256 и дорожными знаками по ГОСТ Р 52290, а также обозначены техническими средствами визуальной и/или тактильной информации по ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51261 и ГОСТ Р 52131.
Приподнятый пешеходный переход - специально устроенное возвышение на проезжей части дороги для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно оси дороги. Приподнятый пешеходный переход и приподнятую зону перекрестка рекомендуется выполнять на автомобильных дорогах, расположенных вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок, на улицах местного значения, в жилых кварталах городов.
Для мощения следует применять камни толщиной 100 мм. Могут быть использованы камни с зацеплением (криволинейной в плане формы) или прямоугольной формы. При выборе варианта раскладки камней следует руководствоваться требованиями п.7.2.3 "Рисунок мощения" настоящего документа. В случае применения камней прямоугольной формы - предпочтительная раскладка "ёлочка 45".
В пределах тротуаров, пешеходных дорожек и лестниц могут быть предусмотрены доступные для инвалидов зоны отдыха. Зоны отдыха должны быть выделены с использованием тактильных поверхностей и применением контрастных цветов.
Для устройства дорожных покрытий площадок для отдыха могут быть использованы плиты/камни мощения высотой 50 мм.
Перед входными дверями зданий и сооружений на расстоянии 500 мм на подступающих к ним дорожках оборудуют площадки с покрытием, резко отличающимся от покрытия основной дорожки (ГОСТ Р 56305-2014).
Входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения должна иметь подогрев.
Незрячие, помимо тактильных наземных указателей направляющего назначения могут использовать для ориентации бортовые камни. Помимо помощи в ориентации бортовой камень предотвращает выход незрячего с тротуара. Поэтому, тротуар может быть огражден бортовым камнем. Высоту бортовых камней по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м.
В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара не должна превышать 0,015 м.
На пешеходных переходах рекомендуется применять пониженный бортовой камень ярко-желтого или белого цвета. Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата, передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках, места возможного схода-захода на тротуар. Для сохранения долговечности разметки следует использовать бортовые камни, лицевой слой которых выполнен из цветного бетона ярко-желтого или белого цвета.
6.3 Комбинированные и дренирующие покрытия
Комбинированные покрытия представляют собой сочетание плит/камней мощения c газонным покрытием или с природными сыпучими материалами (песок, щебень, песок из отсевов дробления щебня и др.). Для устройства комбинированных покрытий применяются специальные плиты/камни или комплекты камней (рис.6.4). Помимо изделий из бетона для устройства комбинированных покрытий могут применяться пластиковые газонные решетки.
На площадках с пешеходным движением малой интенсивности или как элемент укрепления допускается устройство покрытий из камней мощения с "зелеными" швами. Эти швы увеличенной ширины предназначены для заполнения смесью, содержащей растительный грунт. При использовании покрытия с "зелеными" швами их ширина назначается проектировщиком. Рекомендуемая ширина таких швов - не менее 50 мм. Для устройства "зеленых" швов могут использоваться специальные фиксаторы (из дерева, пластмассы), которые позволяют соблюдать одинаковую ширину швов при укладке.
Для устройства комбинированных покрытий и "зеленых" швов подойдут травы: устойчивые к неблагоприятным условиям, устойчивые к вытаптыванию, образующие плотную дернину, хорошо переносящие стрижку, образующие качественный зеленый покров (например, овсяница красная c добавлением райграса однолетнего, горец птичий (спорыш), лапчатка травянистая (гусиный лук)).
Рисунок 6.4. - Плиты/камни для устройства комбинированных покрытий:
а) - плиты; б) газонный камень; в) комплект камней
Для уменьшения нагрузки на канализационную систему, а также для сбора и последующего использования дождевой воды могут быть использованы дренирующие покрытия из камней/плит мощения. Дренирующие дорожные покрытия могут быть выполнены:
1) из специальных решетчатых плит/камней мощения (рис.6.4) с заполнением пустот мелким гранитным щебнем, галькой или песком из отсевов дробления щебня; а также другими мелкозернистыми материалами.
2) из камней/плит с заполнением швов специальными пористыми водопроницаемыми растворами (см. п.7.3).
3) из специальных камней мощения с увеличенными выступами на ребрах (рис.6.5).
Вода после прохождения слоев дорожной одежды с дренирующим покрытием из камней/плит может собираться в дренажном колодце и использоваться для технических нужд.
Комбинированные и дренирующие покрытия используются на участках дорог с пешеходным движением, в местах парковок автотранспорта или на дорогах с небольшой интенсивностью движения автотранспорта.
Рисунок 6.5. - Камень мощения для устройства дорожных покрытий с дренирующими швами: общий вид и раскладка в дорожном покрытии
7 Проектирование дорожных одежд с покрытиями из камней/плит мощения и клинкера
7.1 Связанные и несвязанные покрытия
Дорожная одежда с покрытием из камней/плит мощения состоит из слоев основания и покрытия (рис.7.1). Минимальные толщины слоев основания приведены в табл.7.1. Дорожное покрытие из камней/плит мощения включает: собственно камни или плиты мощения; подстилающий слой; материал заполнения швов между камнями.
Рисунок 7.1. - Принципиальная схема дорожной одежды с покрытием из камней/плит мощения: 1 - камни/плиты мощения; 2 - подстилающий слой; 3 - материал заполнения швов.
Таблица 7.1 - Минимальные толщины слоев основания
Наименование материала слоя |
Минимальная толщина слоя, см |
Щебень и гравий, не обработанные вяжущим и уложенные: |
|
Песок |
20 |
Примечания: |
Особенность мощения и его отличие от других видов дорожных покрытий - наличие большого количества мелкоштучных элементов, связанных между собой посредством материала заполнителя в швах. От исполнения и состояния швов зависит работоспособность, долговечность и эстетический вид всего покрытия. Это следует учитывать при проектировании, строительстве и эксплуатации мощеных покрытий.
Дорожные покрытия из камней/плит мощения, в зависимости от применяемых для их устройства материалов, могут быть связанными и несвязанными (табл.7.2 (а), рис.7.2).
Таблица 7.2 (а) - Классификация дорожных покрытий из камней/плит мощения
Элемент |
Дорожные покрытия из камней/плит | |||
|
Связанные |
Несвязанные | ||
|
Жесткие |
Частично жесткие (полужесткие) |
| |
Заполнение |
Водопроницаемые или |
Водопроницаемые растворы (СТО 93688437-001-2015) |
Водопроницаемые растворы (СТО 93688437-001-2015) |
Песок, песок обработанный стабилизатором |
Подстилающий слой |
Дренажный раствор |
Дренажный раствор (СТО 93688437-001-2015) |
Песок, песок из отсевов дробления (по ГОСТ 8736-93) |
Песок, песок из отсевов дробления (по ГОСТ 8736-93) |
Несущий слой |
Дренажный раствор на основе вяжущих, |
Щебень или гравий |
Щебень или гравий (по ГОСТ 8267-93) |
Щебень или гравий |
В несвязанных (нежестких) дорожных покрытиях (рис.7.2, а) камни или плиты укладываются на подстилающий слой, выполненный из песка, песка с небольшим содержанием цемента (только для естественных каменных материалов) или песка из отсевов дробления (гранитного отсева).
Для заполнения швов в мощении из бетонных камней/плит или клинкера также применяется песок. Иногда, особенно при устройстве мощения из природных материалов песок укрепляют небольшим количеством цемента.
Преимуществом несвязанных дорожных покрытий являются:
- высокая ремонтопригодность (элемент мощения может быть легко извлечен из покрытия, установлен обратно или заменен на новый);
- небольшая стоимость первоначального устройства (по сравнению со связанными покрытиями).
Недостатком таких покрытий является большое количество швов, которые нуждаются в постоянном уходе. При строительстве и эксплуатации, всегда надо стремиться, чтобы швы были заполнены материалом заполнителя. При незаполненных швах значительно снижается прочность покрытия, а также ухудшаются его санитарно-гигиенические показатели; по такому покрытию не удобно ходить. В швах могут прорастать трава, сорняки, заводиться насекомые.
Песок в швах может быть обработан стабилизатором песка, который предотвращает его эрозию (выветривание, вымывание), рост сорняков в швах, уменьшает водопроницаемость. Применение стабилизатора песка значительно улучшает показатели дорожных покрытий. Cтабилизаторы песка пока не получили широкого распространения в России.
В несвязанных конструкциях, c точки зрения прочности покрытия, важное значение играют размеры и расположение элементов (рисунок мощения).
Несвязанные конструкции рекомендуется применять при мощении искусственными (бетонными) камнями и плитами.
Рисунок 7.2 - Схемы конструкций дорожных одежд со связанными и несвязанными покрытиями
а) - нежесткая конструкция с несвязанным покрытием; б) и в) - частично жесткая конструкция со связанным покрытием; г) жесткая конструкция со связанным покрытием; 1- швы, заполненные раствором на основе вяжущих; 1* - швы, заполненные песком; 2 - камни/плиты мощения; 3 - подстилающий слой из раствора на основе вяжущих; 3* - подстилающий слой из песка; 4 - несущий слой; 4* - несущий слой из дренажного раствора, 5 - земляное полотно.
Связанные дорожные покрытия (рис.7.2 б, в, г) выполняются с использование растворов на основе вяжущих.
Растворы на основе вяжущих - растворы на основе трассово-цементных, полимерных вяжущих или вяжущих из синтетических смол. Растворы применяются для заполнения швов между элементами мощения и устройства подстилающего слоя.
Связанные дорожные покрытия могут быть жесткими или частично жесткими (полужесткими).
В жестких конструкциях подстилающий слой и заполнение швов между камнями выполняется с применением растворов на основе вяжущих. Подстилающий слой всегда выполняется из дренажного (водопроницаемого) раствора. Швы могут быть заполнены водопроницаемыми или водонепроницаемыми растворами.
В полужестких конструкциях элементы мощения укладываются на песчаный подстилающий слой, а швы заполняются растворами.
Преимущества связанных покрытий:
- стабильность швов;
- возможность дизайна покрытия за счет выбора цвета раствора для швов и мощения;
- прочность за счет применения растворов на основе вяжущих;
- применение растворов компенсирует дефекты мощения (увеличенные швы, неправильную раскладку и т.д.);
- возможность уборки покрытия уличными пылесосами и мойки под высоким давлением.
Недостатки:
- низкая ремонтопригодность (повторное использование извлеченных элементов покрытия, как правило, невозможно);
- высокая стоимость первоначального устройства.
В связанных конструкциях размер элемента и рисунок мощения не имеет важного значения для обеспечения прочности покрытия.
Связанные покрытия из камней мощения рекомендуется применять совместно камнями и плитами из естественных каменных материалов, а также клинкером при мощении [27]:
- Пешеходных зон и площадей с оригинальным оформлением (из-за того, что они более удобны при очистке и не образуют пыли). Так как в швах не может накапливаться грязь, покрытие связанной конструкции выглядит наиболее привлекательным на протяжении всего срока эксплуатации. Швы, заполненные материалом с использованием вяжущих, делают хождение по покрытию более удобным, особенно в женских туфлях на тонких каблуках (шпильках).
- Транспортных проездов (въездов), c целью повышения их прочности и увеличения сроков службы.
Наряду с пешеходными зонами и проездами связанные покрытия используются в следующих особых условиях [27]:
- площади, которые часто подвергаются интенсивной очистке, а именно с помощью струи воды, подметальными машинами с пылесосами или ручной метлой c приложением больших усилий;
- в зонах под крышами, так как материал для заполнения швов без использования вяжущих пересыхает и образует пыль;
- зоны, подверженные сильному воздействию воды, и расположенные на улице производственные площади,
- набережные с парапетами и спусками, где возможно превышение уровня воды и размыв швов и мощения;
- водосточные желоба, так как большое количество воды размоет швы, заполненные материалом без использования вяжущих, даже при обычных уклонах;
- бесчашные фонтаны, так как вода может размывать швы и подстилающий слой;
- поверхности с уклоном более 10%, так как ливень размывает швы, заполненные материалом без использования вяжущих;
- покрытия из камней мощения в сочетании с плитами, особенно при воздействии нагрузок от автотранспорта. Плиты и камни имеют различную деформацию в покрытии от нагрузки. Использование растворов позволяет нивелировать такие деформации.
В рабочей документации по устройству покрытий из плит/камней мощения должно быть:
- раскладка камней мощения (рисунок мощения); в том числе, в местах примыканий, обрамлений люков и т.п.;
- указаны материалы для каждого конструктивного слоя дорожной одежды, в том числе материалы для заполнения швов в покрытии;
- при необходимости приведены мероприятия по улучшению эксплуатационных свойств покрытий (п.7.7).
7.2 Дорожные одежды с несвязанными покрытиями из искусственных, натуральных камней/плит и клинкера (традиционные конструкции)
7.2.1 Назначение размеров камней/плит мощения и клинкера
Форма, размеры и раскладка камней/плит мощения оказывают влияние на такие эксплуатационные показатели дорожной одежды как прочность и ровность покрытия.
Размеры камней/плит мощения и клинкерного кирпича (клинкера) определяются проектом строительства или ремонта покрытия.
Высота камней и клинкера выбирается с учетом следующих рекомендаций:
1) минимальная высота камней мощения и клинкера дорожных покрытий основных пешеходных коммуникаций и общественных пространств - 80 мм;
2) минимальная высота камней мощения и клинкера дорожных покрытий второстепенных и пешеходных коммуникаций - 50 мм;
3) минимальная высота камней мощения и клинкера на внутриквартальных проездах, рассчитанных на движение автомобилей с нагрузкой на ось не более 6 тонн (нормативная нагрузка А6 по ГОСТ Р 52748 "Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения") - 80 мм;
4) минимальная высота камней мощения и клинкера на внутриквартальных проездах, рассчитанных на движение автомобилей с нагрузкой на ось более 6 тонн (нормативная нагрузка - А10; А11, 5 (по ГОСТ Р 52748 "Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения") или А1, А2, А3 (по ОДН 218.046-01 "Проектирование нежестких дорожных одежд") - 100 мм.
Высота бетонных плит определяется исходя из расчетов на прочность [3] (см. п.7.8). Допустимая толщина плит независимо от результатов расчета не должна быть меньше указанной в таблице 7.2(б) [30].
Высота камней/плит и клинкерного кирпича может быть пересмотрена при условии дополнительного обоснования для каждого конкретного случая применения мощения с учетом особенностей объекта, интенсивности и состава движения, опыта строительства и эксплуатации аналогичных участков мощения.
При проектировании покрытий, составленных из камней различной конфигурации и размеров, во избежание риска поломок, следует избегать применения камней более чем в 2 раза различающимися размерами в плане.
Для дорожных покрытий транспортных проездов предпочтительно применять камни мощения, так как возникающие в них изгибающие моменты от действия внешних нагрузок значительно меньше, чем в плитах.
При проектировании тротуара, c целью уменьшения пиленых стыков, необходимо стремиться к тому, чтобы ширина покрытия была равна расчетному, с учетом ширины швов, размеру в плане камня мощения. С другой стороны, проектная ширина покрытия должна приниматься во внимании при выборе изготовителя и выдаче заказа на изготовление камней мощения. Всегда следует предпочитать ширину покрытия кратной 1 м [16].
Важное практическое значение имеет использование для дорожных покрытий плит и камней одного вида, что в наибольшей степени отвечает условиям индустриализации строительства с применением наименьшего количества типоразмеров. В этом случае значительно облегчается последующий ремонт покрытия, связанный с заменой поврежденных камней/плит на новые.
Таблица 7.2.(б) - Минимально допустимая толщина плит
Характеристика |
Материал основания дорожной одежды |
Минимально допустимая толщина плит при величине их наибольшего размера в плане, мм | ||||
|
|
500 |
Св. 400 до 450 включ. |
Св. 350 до 400 включ. |
Св. 300 до 350 включ. |
До 300 включ. |
Одиночные автомобили с нагрузкой на ось 10 тонн |
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные |
100 |
90 |
80 |
70 |
60 |
Одиночные автомобили с нагрузкой на ось 6 тонн |
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные |
70 |
60 |
50 |
50 |
50 |
|
Песок |
80 |
70 |
60 |
60 |
50 |
Отсутствие |
Песок |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
7.2.2 Формы камней/плит
При выборе формы плит/камней мощения следует учесть следующее:
1) Восьмиугольные, шестиугольные и квадратные камни (элементы мощения без горизонтальной связи) обладают максимальным сопротивлением внешним воздействиям от автомобильного движения. Камни таких форм наиболее целесообразны с точки зрения минимальной протяженности швов в покрытии [5].
2) Фигурные элементы мощения (с горизонтальной (в плане) связью) лучше перераспределяют силы скольжения и качения по поверхности дорожного покрытия, чем значительно снижают нагрузку на основание. Дорожное покрытие из них обладает максимальной устойчивостью к сдвигу. Поэтому, рекомендуется применение фигурных камней мощения на участках дорог с уклоном местности и на участках дорог с автомобильным движением.
Примеры форм бетонных камней с горизонтальной связью и без неё показаны на рис.7.3.
Следует учитывать, что конструкция (форма) камня может защищаться патентным правом, поэтому при выборе конструкции камня необходимо избегать нарушения патентного законодательства.
Рисунок 7.3 - Виды искусственных камней мощения
а) без горизонтальной связи, б) с горизонтальной связью
7.2.3 Рисунок мощения
Раскладка камней/плит мощения и клинкерного кирпича имеет большое значение в дорожном покрытии, особенно при автомобильном движении, когда важно обеспечить прочность, ровность и равномерный износ дорожного покрытия. С этой точки зрения, рекомендуется вести укладку камней мощения под углом 45° к оси движения автотранспорта, чтобы все места стыков камней подвергались примерно одинаковому износу, а в контакте с колесом находилось максимальное количество элементов мощения (см. рис.7.4). Такая раскладка также уменьшает износ автомобильных покрышек и уменьшает шум от движения автомобилей. В местах, где нагрузки от транспорта незначительны, возможно использование разнообразных вариантов рисунков мощения.
НЕПРАВИЛЬНО!