Открытое акционерное общество
Проектно-конструкторский и технологический
институт промышленного строительства
ОАО ПКТИпромстрой

 

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор, к.т.н.

____________ С.Ю. Едличка

«___» ____________2004г.

 

УТВЕРЖДАЮ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УСТАНОВКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАЧТОВЫХ ПОДЪЕМНИКОВ

104-04

Главный инженер,

___________ А.В. Колобов

Начальник отдела

___________ Б.И. Бычковский

2004

Разработаны Открытым акционерным обществом «Проектно-конструкторский и технологический институт промышленного строительства» авторским коллективом в составе к.т.н. СЮ. Едлички, А.В. Колобова, Б.И. Бычковского, А.С. Рязановой, О.А. Савиной.

Разработаны впервые.

В рекомендациях изложены требования строительных норм и правил, стандартов, «Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» Госгортехнадзора России и другой нормативно-технологической документации, которыми должны руководствоваться специалисты строительных, проектно-технологических и других организаций.

СОДЕРЖАНИЕ

1 ВВЕДЕНИЕ

2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

3 СТРОЙГЕНПЛАН

4 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАЧТОВЫХ ПОДЪЕМНИКОВ

5 ПОДБОР, ПРИВЯЗКА И УСТАНОВКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАЧТОВЫХ ПОДЪЕМНИКОВ

6 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАЧТОВЫХ ПОДЪЕМНИКОВ

7 ГРАНИЦЫ ЗОН, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ СТРОИТЕЛЬНОГО МАЧТОВОГО ПОДЪЕМНИКА

8 УКАЗАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЕ СТРОИТЕЛЬНОГО МАЧТОВОГО ПОДЪЕМНИКА

9 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение А (обязательное) Акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории организации

Приложение Б (обязательное) Наряд-допуск на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов

 

1 ВВЕДЕНИЕ

1.1 Настоящие «Рекомендации по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников» определяют требования проекта производства работ по подбору, привязке, установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников, используемых при возведении, отделке и ремонте зданий и сооружений.

1.2 «Рекомендации по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников» предназначены для инженерно-технических работников проектных, строительных и строительно-монтажных организаций, владельцев строительных подъемников, а также специалистов других организаций, занятых на новом строительстве, расширении, реконструкции и ремонте зданий и сооружений с использованием строительных мачтовых подъемников, а также проведении отделочных работ и производстве каменной кладки независимо от принадлежности или формы собственности.

1.3 Настоящие «Рекомендации по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников» распространяются на грузовые и грузопассажирские подъемники с канатным или реечным приводом.

1.4 При разработке «Рекомендаций по установке и эксплуатации строительных мачтовых подъемников» (далее «Рекомендации») были учтены требования следующих документов:

- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;

- СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;

- ПБ 10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников», Госгортехнадзор России, М., 2000;

- СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»;

- ГОСТ 12.1.051-90 «ССБТ. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В»;

- ГОСТ 12.3.033-84 «ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации»;

- ГОСТ Р 12.4.026-2001 «ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний»;

- ГОСТ 12.4.059-89 «ССБТ. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия»;

- ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00 «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок»;

- «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденные приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 г. № 6;

- «Правил устройства электроустановок» (7-е издание);

- «Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 В», утвержденные постановлением Совета Министров СССР 11 октября 1972 г. № 667;

- «Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В», утвержденные постановлением Совета Министров СССР 26 марта 1984 г. № 255;

- ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313.

2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

2.1 Настоящие «Рекомендации» предусматривают использование при строительстве или реконструкции объектов грузовых и грузопассажирских строительных мачтовых подъемников с канатным и реечным приводом в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ (ППР).

Строительные мачтовые подъемники предназначены для подъема груза и (или) людей на рабочие отметки строящихся или реконструируемых зданий и сооружений.

Грузовой подъемник предназначен для подъема на рабочие отметки только грузов. Грузовые подъемники, допускающие выход человека на грузовую платформу, оборудуются устройствами, обеспечивающими безопасность людей при их нахождении на платформе во время погрузки (разгрузки). Возможность выхода людей на платформу должна быть записана в паспорте подъемника.

Грузопассажирский подъемник предназначен как для подъема грузов, так и для подъема рабочих на высотные отметки. Для подъема рабочих на рабочие места при строительстве или реконструкции и ремонте зданий и сооружений высотой 25 м и более применение грузопассажирского подъемника обязательно.

2.2 Настоящие «Рекомендации» устанавливают требования к монтажу и эксплуатации строительных подъемников, используемых при возведении, отделке и ремонте зданий и сооружений.

2.3 Установка строительных подъемников, организация и выполнение строительно-монтажных работ с их применением должны осуществляться в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ (ППР).

2.4 Эксплуатация строительных мачтовых подъемников, подконтрольных Федеральному горному и промышленному надзору России (федеральной службе по технологическому надзору России), должна осуществляться согласно ФЗ №184 от 27.12.02 в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов.

Эксплуатация грузоподъемных машин и других средств механизации, подконтрольных органам Госгортехнадзора России, должна производиться с учетом требований нормативных документов, утвержденных этим органом.

2.5 Подъемники, приобретаемые за рубежом, должны соответствовать требованиям ПБ 10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» и иметь сертификат соответствия установленного образца в соответствии с Перечнем технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации (Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.1998 №928 «О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации»).

2.6 Каждый подъемник должен быть снабжен следующей эксплуатационной документацией, выполненной на русском языке:

- паспортом (ПС);

- руководством по эксплуатации (РЭ), включающим техническое описание и инструкцию по эксплуатации;

- инструкцией по монтажу.

2.7 Паспорт должен быть составлен в соответствии с приложением 2 ПБ 10-518-02. В паспорт на конкретный подъемник из перечня сведений, содержащихся в форме паспорта, включаются сведения, которые относятся к данному типу подъемника. При необходимости в паспорт могут быть внесены дополнительные сведения, характеризующие специфику конкретного подъемника.

2.8 В паспорте подъемника должны содержаться сведения о допустимом районе установки по ветровой нагрузке, принимаемом в соответствии с установленными государственными стандартами и определяющем скорость ветра нерабочего состояния. В паспорте также должна указываться скорость ветра рабочего состояния, при превышении которой работа подъемника должна быть прекращена.

2.9 Электрооборудование подъемников, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах, должно выполняться во взрыво- и пожароопасном исполнении, что должно быть оговорено в паспорте.

2.10 Руководство по эксплуатации должно быть разработано в соответствии с установленными государственными стандартами и с учетом требований, изложенных в Рекомендациях.

В руководстве, наряду с другими сведениями, должны быть указаны:

- периодичность технического обслуживания и ремонта;

- возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;

- предельные нормы браковки ответственных деталей;

- способы регулировки тормозов;

- способы регулировки и испытания ловителей;

- перечень быстроизнашивающихся деталей;

- указания по приведению подъемника в безопасное положение в нерабочем состоянии;

- требования безопасности в аварийных ситуациях;

- порядок проведения технического освидетельствования;

- срок службы (ресурс) подъемника.

2.11 Ускорение (замедление) при движении кабины в режиме эксплуатации не должно превышать 4 м/с2.

2.12 Конструкция мачтовых и шахтных подъемников должна обеспечивать монтаж (демонтаж) мачты, шахты и настенных опор с помощью собственных механизмов.

2.13 Прочность и устойчивость подъемника и его составных частей должна быть подтверждена расчетом.

2.14 При комплектовании подъемников из узлов и деталей, изготовленных несколькими организациями, оформление эксплуатационной документации осуществляет организация-изготовитель, комплектующая подъемник. Паспорт подъемника составляется по документам организаций, изготавливающих отдельные узлы. Эти документы необходимо хранить в организации, комплектующей подъемник.

2.15 Все объекты, на которых эксплуатируются грузоподъемные машины, подлежат регистрации в соответствии с «Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371.

2.16 Зона нахождения кабины (противовеса) грузопассажирского подъемника на нижней посадочной площадке со всех сторон должна быть ограждена на высоту не менее 2000 мм. Указанное ограждение для грузового подъемника не требуется.

2.17 Между движущимися и неподвижными элементами подъемника должны выдерживаться следующие расстояния безопасности:

- между порогом кабины (трапа) и порогом пола посадочной площадки - не более 50 мм;

- между кабиной и мачтой - не менее 20 мм;

- между кабиной и противовесом - не менее 50 мм.

2.18 В тех случаях, когда невозможно выдержать предусмотренное настоящими Рекомендациями расстояние между порогом погрузочной площадки и порогом кабины, допускается устройство выхода из кабины на площадку через трап, управление которым должно быть предусмотрено из кабины после ее остановки.

2.19 Открывание двери кабины должно проводиться после приведения трапа в рабочее положение или принудительно вместе с перемещением трапа.

2.20 Закрывание кабины должно производиться до приведения трапа в исходное рабочее положение или принудительно вместе с перемещением трапа.

2.21 С боковых сторон трап должен иметь перила высотой не менее 1000 мм.

2.22 Крыша кабины, на которую возможен выход людей, по периметру должна быть оборудована перилами высотой не менее 1000 мм. Допускается не устанавливать перила на участке, прилегающем к мачте. Расстояние от края крыши до перил - не более 150 мм. Перила должны иметь поручень, сплошную обшивку по низу высотой 100 мм и планку, расположенную на середине высоты перил. Допускается перила выполнять съемными.

2.23 Грузовая платформа должна быть ограждена со всех сторон. Допускается платформу ограждать с трех сторон при условии наличия устройств, предотвращающих возможное смещение груза за габариты платформы. При этом ограждением с одной стороны может служить запирающее устройство входного и выходного проемов. Ограждения в виде перил должны быть выполнены с высотой не менее 1000 мм со сплошной обшивкой по низу на высоту не менее 200 мм. Для платформ, на которые исключен выход людей, высота ограждения может быть уменьшена до 500 мм.

3 СТРОЙГЕНПЛАН

3.1 На стройгенплане наносятся места установки строительных мачтовых подъемников, зоны их действия.

3.2 Привязка подъемников производится к осям здания (сооружения), а при реконструкции - к наружным поверхностям стен, как показано на рисунке 1.

4 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАЧТОВЫХ ПОДЪЕМНИКОВ

4.1 Исходными материалами для разработки проектов производства работ с использованием строительных мачтовых подъемников должны служить:

- техническое задание на разработку проектно-технологической документации с использованием строительных мачтовых подъемников;

- утвержденный в установленном порядке проект организации строительства;

- техническое заключение о грунтах;

- генплан с существующими и проектируемыми зданиями, сооружениями, подземными и надземными сетями и коммуникациями;

- необходимая рабочая документация, утвержденная к производству работ (планы, разрезы, фасады и т. п.);

- материалы и результаты технического обследования действующих предприятий, зданий и сооружений при их реконструкции или ремонте;

- требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ с использованием строительных мачтовых подъемников в условиях действующего объекта.

4.2 Проектные решения и мероприятия, которые должны быть отражены в составе проектов производства работ, определяются требованиями ПБ 10-518-02 «Правила устройства и эксплуатации строительных подъемников». В данной работе рассматриваются только вопросы, связанные с установкой и эксплуатацией грузовых и грузопассажирских подъемников.

4.3 Проекты производства работ и технологические карты на строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы с использованием строительных мачтовых подъемников разрабатываются руководителями и специалистами, прошедшими подготовку и аттестованными в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Федеральной службой по технологическому надзору России, и имеющими соответствующие удостоверения.

4.4 Проект производства работ утверждается руководителем генподрядной строительной (строительно-монтажной) организации, а по производству монтажных и специальных работ - руководителем соответствующей субподрядной организации по согласованию с генподрядной организацией. Утверждающие ППР лица должны быть аттестованы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Госгортехнадзором России. Проекты производства работ с использованием строительных мачтовых подъемников по реконструкции, расширению и техническому перевооружению действующего предприятия, здания, сооружения должны быть согласованы с руководителем или с ответственным представителем этого предприятия.

Проекты производства работ с использованием строительных мачтовых подъемников согласовываются с их владельцами силами генподрядной (подрядной) организации.

4.5 При разработке проектных решений по организации строительных и производственных площадок, участков работ необходимо выделять опасные для людей зоны. Зоны действия опасных производственных факторов, связанные с технологией и условиями производства работ при использовании грузоподъемных машин, должны определяться согласно СНиП 12-03-2001 в ПОСе, а остальные - в ППР. Отступления от решений, принятых в ПОС, при разработке ППР не допускаются без согласования с организацией, разработавшей ПОС.

4.6 Чертежи проектов организации строительства и проектов производства работ рекомендуется выполнять в масштабе 1:50 - 1:200, а отдельные детали в масштабе 1:10 - 1:20, стройгенплан - в масштабе 1:500.

4.7 Проект производства работ должен быть передан на строительную площадку до начала выполнения тех работ, на которые он разработан.

4.8 Перед началом выполнения строительно-монтажных работ с применением строительных мачтовых подъемников на территории организации генеральный подрядчик (субподрядчик) и администрация организации, эксплуатирующая (строящая) этот объект, оформляют акт-допуск по форме приложения А.

4.9 На выполнение работ с применением грузоподъемных машин в зонах действия опасных или вредных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск по форме приложения Б.

4.10 До начала производства строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с применением строительных подъемников, выполняемых в темное время суток, строительная площадка (участок работ) должна быть освещена в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.046-85.

4.11 Перед началом работ строительных мачтовых подъемников необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых могут действовать опасные факторы, связанные с характером выполняемых работ. На границах опасных зон должны быть установлены сигнальные ограждения и знаки безопасности.

4.12 Согласно ст. 4.5.12. ПБ 10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» работы с применением подъемников должны выполняться по проекту производства работ, в котором в частности должны предусматриваться:

- соответствие устанавливаемых подъемников условиям работ по грузоподъемности и высоте подъема;

- условия установки подъемника на площадке;

- условия безопасной работы нескольких подъемников, в т. ч. совместной работы грузовых и грузопассажирских подъемников совместно с работой фасадных подъемников, а также совместной работы указанных подъемников и башенных кранов;

- мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник (ограждение площадки, монтажной зоны и т. п.).

4.13 Проекты производства работ с использованием строительных подъемников, технологические карты на погрузочно-разгрузочные работы и другие технологические регламенты должны быть утверждены руководителем организации, выполняющей работы, и выданы на стройплощадку за 2 месяца до начала выполнения предусмотренных там работ.

4.14 Лица, ответственные за безопасное производство работ строительными подъемниками, операторы (машинисты) и стропальщики должны быть ознакомлены с проектом производства работ под роспись до начала производства работ.

5 ПОДБОР, ПРИВЯЗКА И УСТАНОВКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАЧТОВЫХ ПОДЪЕМНИКОВ

5.1 Строительные мачтовые подъемники устанавливаются в непосредственной близости от конструкций возводимого или возведенного (реконструируемого) здания или сооружения. Подобранный к установке на объекте грузопассажирский подъемник должен быть зарегистрирован в территориальных органах Госгортехнадзора и иметь соответствующие документы. Грузовые подъемники в органах Госгортехнадзора регистрации не подлежат. До их установки на объекте владельцем присваивается подъемнику инвентарный номер с регистрацией в журнале учета.

5.2 Подбор строительного мачтового подъемника производится по двум основным параметрам: грузоподъемности и высоте подъема, а грузовых подъемников, оборудованных грузозахватными приспособлениями (монорельсом, укосиной и др.), кроме этого - по вылету.

Грузоподъемность подъемника - это масса груза и (или) людей, на подъем которого рассчитано грузонесущее устройство (кабина, грузовая платформа, монорельс, укосина и др.) и подъемник в целом. Грузоподъемность строительного мачтового подъемника устанавливается заводом-изготовителем и указывается в его паспорте.

Грузоподъемность строительного подъемника Q должна быть больше или равна массе поднимаемого груза Ргр, т.е. QPгр. Высота подъема подъемников определяется по вертикали от уровня стоянки до грузонесущего устройства, находящегося в верхнем положении:

- при подъеме груза и (или) рабочих в кабине или на платформе - до уровня пола грузонесущего устройства;

- при подъеме груза на грузозахватном устройстве - до опорной поверхности крюка.

Требуемая высота подъема hп, определяемая в зависимости от условий строительства и типа строительного подъемника, должна быть меньше или равна высоте подъема строительного подъемника Н, указанной в его паспорте, т.е. hпH.

Вылет определяется расстоянием по горизонтали от оси грузозахватного приспособления до оси мачты (шахты), как показано на рисунке 2. Рабочий вылет Rр не должен превышать вылет грузозахватного приспособления L, установленный паспортом строительного подъемника, т.е. RрL.

5.3 До установки подъемника спланировать площадку и забетонировать плиту с установкой анкерных болтов по кондуктору или опорной раме. Площадка, где устанавливается подъемник, должна быть горизонтальной, пазухи фундаментов должны быть засыпаны и уплотнены в соответствии с требованиями строительных норм и правил до плотности грунта по проекту. Под опорную раму подъемника должна быть выполнена монолитная железобетонная плита или уложены сборные железобетонные дорожные плиты, или специальная плита в соответствии с требованиями инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя.

5.4 Крепление строительного мачтового подъемника к конструкциям каркаса зданий производится после выполнения всех узлов каркаса здания в соответствии с рабочим проектом.

Крепление подъемника к зданию производится по проекту, разработанному для данного здания, при условии: прочность монолитных конструкций каркаса здания и его узлов к началу эксплуатации подъемника должна быть не менее 70% от проектной прочности; возможность эксплуатации подъемника при меньшей прочности бетона монолитных конструкций здания и его узлов согласовывают с проектной организацией - автором проекта здания.

Возможность крепления подъемника к конструкциям здания и места крепления должны быть согласованы с проектной организацией, разрабатывающей проект на данное здание (или разрабатывающей проект его реконструкции). При необходимости проектный институт разрабатывает проект обеспечения устойчивости здания от воздействия нагрузок, создаваемых подъемником.

5.5 Разрешение на пуск в работу грузопассажирского мачтового подъемника согласно ст. 4.2.1 ПБ-318-02 необходимо в следующих случаях:

- перед пуском в работу вновь зарегистрированного подъемника;

- после монтажа на новом месте;

- после реконструкции;

- после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций подъемника с применением сварки.

О предстоящем пуске в работу грузопассажирского мачтового подъемника владелец обязан уведомить территориальный орган Госгортехнадзора не менее чем за 5 дней.

Разрешение на пуск в работу грузовых подъемников выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников на основании документации организации-изготовителя и результатов технического освидетельствования.

5.6 На схемах привязки подъемника должны показываться:

- существующая ситуация с имеющимися и проектируемыми подземными, наземными и воздушными коммуникациями и участком возводимого здания (сооружения), его осями, отметками проемов и перекрытий;

- подъемники с кабиной (платформой) в верхнем и нижнем положении с горизонтальной и вертикальной привязкой;

- опорная плита или фундамент с горизонтальной и вертикальной привязкой;

- опасные зоны (от подъемника и здания) и сигнальное ограждение вдоль них;

- складирование материалов и других грузов;

- пандус и козырек у входа в кабину грузопассажирского подъемника;

- площадки и пандусы на этажах и крыше;

- навес для моториста грузового подъемника;

- ограждение краев перекрытий и покрытий при отсутствии ограждающих конструкций (вдоль фасада здания);

- закрывающиеся проемы;

- временные дороги (подъезды к подъемнику) и пешеходные дорожки;

- крепление подъемников.

5.7 Установка строительных подъемников должна производиться согласно ПБ 10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» в соответствии с проектом производства работ, разрабатываемым специализированными организациями и лицами, аттестованными в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

5.8 Подъемники должны устанавливаться стационарно в непосредственной близости от возводимого сооружения. Допускается установка грузового подъемника на рельсовом пути при оборудовании подъемника соответствующим ходовым устройством.

5.9 Стационарно установленный подъемник должен быть размещен на горизонтальной выровненной площадке, выполненной в соответствии с эксплуатационной документацией, в которой должны быть приведены требования по подготовке площадки под установку подъемника (степень уплотнения, уклон, водоотвод и др.).

5.10 Место установки и размещение подъемника, установка настилов, ограждений дверей на этажах должны приниматься с учетом типа грузонесущего устройства и должны быть определены проектом производства работ на строительной площадке с привязкой к сооружению.

5.11 Рельсовый путь передвижного грузового подъемника должен выполняться в соответствии с проектом или требованиями, изложенными в эксплуатационной документации. При отсутствии указаний по устройству пути в указанных документах рельсовый путь должен выполняться согласно требованиям нормативных документов на рельсовые пути башенных кранов.

6 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАЧТОВЫХ ПОДЪЕМНИКОВ

6.1 К эксплуатации допускаются строительные подъемники, прошедшие регистрацию в территориальных органах Госгортехнадзора.

6.2 Регистрация объектов, на которых установлены подъемники, проводится в соответствии с «Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 г. №1371.

6.3 В органах Госгортехнадзора по письменному заявлению владельца при наличии паспорта подлежат регистрации грузопассажирские подъемники.

6.4 При эксплуатации подъемника не должны нарушаться требования, изложенные в его паспорте и руководстве по эксплуатации. Запрещается перемещение грузов, масса которых превышает грузоподъемность, указанную в паспорте.

6.5 Находящиеся в эксплуатации подъемники должны быть снабжены табличками с указанием регистрационного номера, грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования, наименования владельца и номера его телефона.

6.6 Рядом с проемами здания организацией, эксплуатирующей мачтовые подъемники, должны быть закреплены знаки с цифрами, указывающими номер этажа.

6.7 В случае оборудования грузового подъемника трапами рабочие должны при достижении платформой проема перевести трап в рабочее положение и только после этого производить разгрузочно-погрузочные работы.

6.8 В целях обеспечения содержания грузоподъемных машин в исправном состоянии и безопасных условий их работы на стройплощадке владелец строительных мачтовых подъемников, а также руководитель организации, эксплуатирующей строительные мачтовые подъемники, в зависимости от имеющегося парка машин, обязаны:

- назначить инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией строительных подъемников;

- назначить инженерно-технического работника, ответственного за содержание строительных подъемников в исправном состоянии;

- назначить приказом лицо, ответственное за безопасное производство работ строительными подъемниками в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ в каждой смене;

- назначить стропальщиков.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ строительными мачтовыми подъемниками, может назначаться из числа мастеров, прорабов, начальников цехов, участков.

Все назначенные лица должны иметь соответствующую квалификацию, пройти проверку знаний ими правил устройства и безопасной эксплуатации строительных мачтовых подъемников и иметь удостоверение установленной формы.

6.9 Организации, эксплуатирующей грузопассажирские и грузовые подъемники, необходимо:

- разработать и выдать на места ведения работ подъемниками технологические карты погрузки и разгрузки грузов, а также проекты производства работ (ППР), включая при необходимости устройство пандусов и ограждений этажных проемов;

- ознакомить (под роспись) с технологическими картами и ППР лиц, ответственных за безопасное производство работ мачтовыми подъемниками;

- вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых подъемником грузов с указанием их массы;

- обеспечить порядок проведения технических обслуживании и ремонтов согласно требованиям руководства по эксплуатации;

- обеспечить соблюдение технологических карт и ППР при производстве работ подъемниками с установкой при необходимости выносных площадок на этажах;

- установить порядок обмена сигналами между машинистом и рабочими на этажах, который должен быть внесен в производственную структуру машиниста.

6.10 Место производства работ по перемещению грузов подъемниками должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ. Проект электроосвещения разрабатывает подрядная организация либо по ее заданию - специализированная организация.

6.11 Нахождение людей под поднимаемым грузонесущим устройством запрещается на все время работы подъемника. При необходимости пребывания обслуживающего персонала под кабиной или платформой при ремонте положение грузонесущего устройства должно быть зафиксировано.

6.12 Нижняя погрузочная (посадочная) площадка грузовых (грузопассажирских) подъемников должна иметь навес на высоте не менее 2 м.

6.13 Работа подъемника должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую, при температуре, ниже предусмотренной паспортом, при снегопаде, дожде или тумане, а также в темное время суток - при отсутствии необходимого освещения.

6.14 Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов подъемниками их владелец и организация, производящая работы, обеспечивают соблюдение следующих требований:

- работы с применением подъемников должны выполняться по проекту производства работ.

- по окончании работы или в перерыве грузонесущее устройство не должно оставаться в подвешенном состоянии, а вводное устройство должно быть отключено и заперто на замок;

- при необходимости осмотра, регулировки механизмов и электрооборудования, ремонта должно отключаться вводное устройство (рубильник).

6.15 При работе подъемника не допускается:

- перемещение людей (для грузовых подъемников);

- перемещать и останавливать грузовую платформу по сигналу сторонних лиц;

- использование концевых выключателей в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;

- использование подъемника при неисправностях, указанных в руководстве по эксплуатации;

- подача груза в проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок, предусмотренных проектом производства работ исходя из обеспечения требований безопасности. Ограждения площадок, устройство пандусов и меры безопасности при работе на площадках должны быть оговорены в проекте производства работ.

7 ГРАНИЦЫ ЗОН, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ СТРОИТЕЛЬНОГО МАЧТОВОГО ПОДЪЕМНИКА

7.1 При работе строительных мачтовых подъемников выделяются:

- зона обслуживания подъемника;

- опасная зона, возникающая от перемещаемых подъемником грузов;

- опасная зона, возникающая от перемещения подвижных рабочих органов самого подъемника.

Площадь, находящаяся под перемещающимся грузонесущим устройством, является опасной зоной.

Границы опасной зоны для подъемников принимаются:

- для грузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5 м (п.7.2.9 СНиП 12-03-2001);

- для грузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы согласно рисунку 3. Граница опасной зоны принимается согласно графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении как вблизи строящегося здания.

Граница опасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяется согласно графику определения минимального расстояния отлета груза при его падении как при перемещении груза краном с учетом габарита наибольшего груза согласно приложению Г СНиП 12-03-2001.

7.2 Перед началом работы строительного мачтового подъемника необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых могут действовать опасные факторы, связанные с работой подъемника и перемещаемыми им грузами

7.3 Площадь, находящаяся под поднимаемым грузонесущим устройством, является опасной зоной. Граница опасной зоны, в пределах которой возможно возникновение опасности в связи с падением предметов, определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.

7.4 По контуру опасной зоны выставляется сигнальное ограждение, отвечающее требованиям ГОСТ 23407-78, и знаки безопасности.

7.5 Границу опасной зоны обозначают на местности знаками в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001, предупреждающими о работе строительного мачтового подъемника. Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники.

8 УКАЗАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЕ СТРОИТЕЛЬНОГО МАЧТОВОГО ПОДЪЕМНИКА

8.1 Для обслуживания механизмов и электрооборудования подъемников, для обеспечения безопасности труда к ним должен быть обеспечен удобный и безопасный доступ.

8.2 Подъем на крышу производить после демонтажа башенных кранов. Оголовок подъемника во время работы кранов должна быть ниже монтажного горизонта не менее чем на 0,5 м. К месту управления подъемником должна быть подведена сигнализация со всех этажей. Нахождение людей в опасной зоне от действия подъемника запрещается. В нерабочее время кабина подъемника должна находиться в нижнем положении, а рубильник и шкаф электропитания обесточены и закрыты на замок.

8.3 На этажах против остановки кабины подъемника устанавливать двери на высоту проема (h=l,8 м) и шириной 1,2 м. Двери должны иметь специальные затворы, устанавливаемые для пассажирского подъемника с наружной стороны двери, а для грузового - с внутренней. Двери в проемах здания открывают (закрывают) при грузопассажирском подъемнике машинист, а при грузовом подъемнике - рабочие, ответственные за приемку грузов на этажах. Двери проемов, независимо от типа подъемника и условий установки, должны всегда открываться во внутрь помещения. При установке подъемника у балкона или лоджии нужно использовать балконную дверь, установив на ней с наружной стороны задвижку или шпингалетный затвор. Проход от подъемника к балконной двери огородить с двух сторон ограждением высотой 1,2 м от уровня пола платформы до самой низкой точки верхнего горизонтального элемента в соответствии с ГОСТ 12.4.059-89.

Таблица масс перемещаемых грузов должна вручаться машинисту и вывешиваться у места загрузки подъемника.

8.4 Крепление подъемника к зданию осуществляется индивидуальным креплением по отдельному проекту в зависимости от его высоты. Подъемник должен быть заземлен.

8.5 Для эксплуатации грузового подъемника назначить приказом по строительной организации:

- из числа ИТР лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками;

- ответственного за эксплуатацию электрохозяйства;

- ответственного за охрану труда и пожарную безопасность по строительной организации;

- ответственных за прием груза на этажах из числа рабочих и ИТР. приказом по управлению механизации:

- из числа ИТР технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией подъемника;

- аттестованного моториста по электробезопасности не ниже II группы;

- электромеханика и оператора по диспетчерскому обслуживанию на строительной площадке.

Лиц, работающих на подъемнике, ознакомить с правилами под роспись.

Над рабочим местом моториста, находящимся за пределами опасной зоны, установить защитный навес 1,0×1,5 м из досок толщиной 40 мм.

Между мотористом и рабочим, производящим приемку грузов, должна быть установлена двусторонняя визуальная связь (или подведена сигнализация).

При эксплуатации подъемников на площадках, с которых производится загрузка или разгрузка кабины (платформы), должны быть вывешены правила пользования подъемником, определяющие способ загрузки, способ сигнализации, порядок обслуживания дверей дежурными работниками, запрещение выхода людей на платформу грузовых строительных подъемников и прочие указания по обслуживанию подъемника. У всех мест загрузки или разгрузки кабины или платформы строительного подъемника должны быть сделаны надписи, указывающие массу предельного груза, допускаемого к подъему или спуску.

Над местом загрузки подъемника с открытой платформой на высоте 2,5-5 м должен быть установлен защитный двойной настил из досок толщиной не менее 40 мм.

Вдоль опасной зоны выставить предупредительные знаки. Нахождение людей в опасной зоне подъемника в период подъема грузов запрещается. Запрещается также работать на неисправном подъемнике и выходить на грузовую площадку.

8.6 У входа в кабину грузопассажирского подъемника у первой остановки (на поверхности земли) устраивается пандус и защитный козырек, аналогичный козырьку входа в здание.

8.7 Напротив остановки кабины грузопассажирского подъемника должны устанавливаться двери высотой 1800 мм и шириной не менее 1200 мм для того, чтобы выдвижная площадка или трап подъемника смогли войти во внутрь проема.

При высоте проема менее 1800 мм необходимо обеспечить безопасный вход в проем (устроить наклонные козырьки с обеих сторон проема; козырек со стороны кабины не доходит до нее на 350 мм; обить козырьки и верх проема мягким материалом, установить предупреждающие знаки, покрасить козырьки в сигнальные цвета, провести дополнительный инструктаж).

Производство погрузочно-разгрузочных работ при высоте проема менее 1400 мм запрещается.

При строительстве зданий, имеющих балконы (лоджии), устанавливать подъемники необходимо у этих балконов с целью использования балконных дверей для прохода в здание. При этом запрещается складирование грузов на площадках балконов (лоджий).

В случае установки подъемника у здания, в котором отсутствуют поэтажные ограждающие конструкции (в том числе парапет на крыше), в обе стороны от установленных дверей вдоль фасада здания не менее чем на 2 м в каждую сторону устраивается сплошное ограждение по перекрытию на высоту 1,6 м, отвечающее требованиям ГОСТ 12.4.059-89.

8.8 Для выхода людей из кабины подъемника и выгрузки материалов в оконные проемы на уровне нижней части оконного проема устраивают приемную площадку на ширину проема и длиной, не менее 1 м с пандусом, угол наклона которого не должен быть более 30о.

8.9 Приемную площадку и пандус выполняют в соответствии с проектом специализированной организации. Аналогично устраивают площадку с пандусом через парапет при выходе на крышу. У площадки и пандуса должно быть перильное ограждение. Выходить на грузовую платформу строительного подъемника запрещается.

8.10 К месту управления грузопассажирским подъемником должна быть подведена сигнализация со всех этажей, либо подъемник оборудуют телефонной или радиосвязью с каждым этажом (с каждой приемной площадкой). Линия связи должна быть независимой от электропитания подъемника.

В здании рядом с проемами с наружной и внутренней сторон стен или ограждений должны быть нанесены цифры, соответствующие номерам этажей.

8.11 Аппарат управления грузового подъемника должен устанавливаться в месте с достаточной видимостью погрузочно-разгрузочных площадок и за пределами опасной зоны от строящегося здания и подъемника. Места установки определяются в ППР.

8.12 Не разрешается загружать подъемник сосредоточенным грузом, масса которого превышает 200 кг.

8.13 Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией подъемников владелец подъемника должен назначить специалиста по надзору за безопасной эксплуатацией подъемника. Допускается возлагать обязанности этих специалистов на работников инженерных центров или специализированных организаций по заключенному с ними договору.

Ответственность за содержание подъемников в исправном состоянии владелец должен возложить на специалиста, в подчинении которого находится персонал, обслуживающий подъемник.

8.14 Для эксплуатации подъемников должны быть назначены: приказом по строительно-монтажной организации лица, ответственные за эксплуатацию электрохозяйства на строительной площадке, лица, занятые приемкой груза на этажах, моторист грузового подъемника, а также стропальщики на подъемник, имеющий консольную стрелу, приказом по организации владельца грузопассажирского подъемника - машинисты.

8.15 К управлению подъемником допускаются лица, прошедшие обучение и имеющие соответствующее удостоверение на право управления данным типом подъемника. Запрещается передавать управление подъемником другим лицам или работать на неисправном подъемнике.

8.16 На все грузы, поднимаемые подъемником, составляют таблицу масс грузов, которую вручают проводнику-машинисту, рабочим, производящим загрузку, и вывешивают у мест загрузки и выгрузки подъемника. В таблице указываются масса единицы груза, способы затаривания, максимальное количество грузов и их общая предельная масса, допускаемая к подъему или спуску.

При определении предельной массы груза, перемещаемой грузопассажирским подъемником, необходимо учитывать, что в кабине должен находиться машинист-проводник, поэтому величина предельной массы груза должна быть меньше грузоподъемности подъемника на 100 кг.

8.17 Для грузовых подъемников, имеющих консольную стрелу, в составе ППР должны разрабатываться схемы строповки грузов с таблицей масс грузов и применяемых грузозахватных приспособлений.

8.18 Сигнальное ограждение, выставляемое по контуру опасной зоны подъемников, должно отвечать требованиям ГОСТ 23407-78.

8.19 Подъездные пути, площадки складирования грузов и навес размером 1,0×1,5 м для моториста (для грузового подъемника) должны находиться за пределами опасной зоны.

8.20 Приближение подъемника, его кабины или платформы грузового подъемника к зданию или его выступающим частям определяется эксплуатационной документацией заводов-изготовителей.

8.21 Совместная работа строительного подъемника с грузоподъемными кранами производится в соответствии с таблицей совместной безопасной работы, при этом монтажная консоль подъемника всегда должна быть ниже монтажного горизонта не менее чем на 0,5 м.

Перемещение стрелы крана с грузом на крюке над подъемником возможно только при неработающем подъемнике.

На период работы крана в зоне работы подъемника последний должен быть отключен, а ключи от шкафа электропитания, рубильника, дверей кабины, нижнего ограждения подъемника должны находиться у машиниста подъемника. Работа подъемника прекращается при условии, если расстояние от опасной зоны крана до подъемника менее 2 м, опасная зона при этом определяется по высоте перемещения над уровнем выхода из кабины.

Для обеспечения совместной безопасной работы кранов и подъемников предусматривается установка единого рубильника для кранов и подъемников - в одном положении рубильника работает только кран, в другом - только подъемник, в третьем -линия обесточена и механизмы не работают. Установка в соответствующее положение рубильника производится лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами.

При совместной работе крана и подъемника на монтажном горизонте у подъемника может устраиваться световая сигнализация, которая включается с включением электропитания подъемника, и во время ее свечения крановщик не должен подводить к подъемнику груз на величину опасной зоны, предусмотренной в ППР. По мере возведения здания сигнализация переставляется с одного монтажного горизонта на другой. Световая сигнализация должна быть хорошо видна из кабины крана.

8.22 О совместной работе грузопассажирского подъемника и башенного крана в соответствии с графиком их работы с машинистом-проводником и машинистом крана производится специальный инструктаж с записью в журналы этих машин.

8.23 Основные правила пользования подъемником должны быть вывешены на площадках, с которых загружают или разгружают кабину.

Правила пользования подъемником должны содержать способ загрузки, способ сигнализации, порядок обслуживания дверей дежурными рабочими, запрещение выхода людей на платформу грузовых строительных подъемников, запрещение загружать кабину огне- и взрывоопасными грузами и ядовитыми жидкостями в стеклянной таре без специальной упаковки и другие указания по обслуживанию подъемников.

8.24 В нерабочее время платформа грузового или кабина грузопассажирского подъемников должны находиться в нижнем положении.

8.25 Нахождение людей в опасной зоне подъемника в период перемещения грузов запрещается.

8.26 Перед началом каждой смены подъемник должен быть осмотрен машинистом (мотористом) или специально назначенным лицом.

8.27 Не реже чем через 10 дней, а также перед пуском подъемника, бездействовавшего более десяти дней, осмотр должен производиться специально назначенным лицом, осуществляющим технический надзор.

8.28 Совместная работа грузового или грузопассажирского подъемника с фасадным подъемником не допускается, если фасадный подъемник находится в пределах опасной зоны работы других подъемников.

9 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 СНиП 12-01-2004 Организация строительства.

2 СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.

3 СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

4 ГОСТ 12.1.051-90 ССБТ. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В.

5 ГОСТ 12.3.033-84 ССБТ. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации.

6 ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

7 ГОСТ 12.4.059-89 ССБТ. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия.

8 ПБ 10-518-02 Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников. Госгортехнадзор России.

9 ПОТ РМ-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.

10 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. МЧС России.

11 Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

12 Правила устройства электроустановок (7-е издание).

13 Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 В.

14 Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В.

15 Пособие по установке и безопасной эксплуатации строительных подъемников при разработке ПОС и ППР. ОАО ПКТИпромстрой, М., 2002.

16 Строительные мачтовые подъемники. Каталог-справочник. Часть 1. Подъемники отечественного производства. ОАО ПКТИпромстрой, М., 2004.Гор.

Приложение А

(обязательное)

Форма

Акт-допуск
для производства строительно-монтажных работ
на территории организации

Гор.

 

 

«

 

»

 

200

 

г.

 

(наименование организации, действующего предприятия или строящегося объекта)

 

Мы, нижеподписавшиеся, представитель организации

 

 

(Ф.И.О., должность)

представитель генерального подрядчика (субподрядчика)

 

 

(Ф.И.О., должность)

составили настоящий акт о нижеследующем.

Организация (генподрядчик) предоставляет участок (территорию), ограниченный координатами

 

 

 

(наименование осей, отметок и номер чертежа)

для производства на нем

 

 

(наименование работ)

под руководством технического персонала - представителя генерального подрядчика (субподрядчика) на следующий срок;

 

начало

«

 

»

 

 

окончание

«

 

»

 

 

До начала работ необходимо выполнить следующие мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Исполнитель

 

 

 

 

Представитель организации (генподрядчика)

 

 

(подпись)

Представитель генерального подрядчика (субподрядчика)

 

 

(подпись)

Примечание - При необходимости ведения работ после истечения срока действия настоящего акта-допуска необходимо составить акт-допуск на новый срок.

Приложение Б

(обязательное)

Форма

Наряд-допуск
на производство работ в местах действия
опасных или вредных факторов

Выдан «___»__________________200__г.

Действителен до «___»__________________200__г.

 

1. Руководителю работ __________________________________________________________ 

(Ф.И.О., должность)

 

2. На выполнение работ _______________________________________________________

 (наименование работ,

 

 ______________________________________________________________________________

место, условия их выполнения)

____________________________________________________________________________________________

 _

3. Опасные производственные факторы, которые действуют или могут возникнуть независимо от выполняемой работы в местах ее производства:

 

 

 

 

 

4. До начала производства работ необходимо выполнить следующие мероприятия:

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный исполнитель

1

2

3

4

 

 

 

 

Начало работ в___час._____мин._______________________200__г.

Окончание работ в___час._____мин._______________________200__г.

5. В процессе производства работ необходимо выполнить следующие мероприятия:

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный исполнитель

1

2

3

4

 

 

 

 

6. Состав исполнителей работ

Фамилия, имя, отчество

Квалификация, группа по ТБ

С условиями работ ознакомил, инструктаж провел

С условиями работ ознакомлен

1

2

 

 

 

 7. Наряд-допуск выдал_________________________________________________________

 (уполномоченный приказом

 ___________________________________________________________________________

 руководителя организации, Ф.И.О., должность, подпись)

 

Наряд-допуск принял__________________________________________________________

 (должность,

 ____________________________________________________________________________

Ф.И.О., подпись)

 

8. Письменное разрешение действующего предприятия (эксплуатирующей организации) на производство работ имеется.

Мероприятия по безопасности строительного производства согласованы

 

(должность, Ф.И.О., подпись уполномоченного представителя действующего предприятия или

 

эксплуатирующей организации)

9. Рабочее место и условия труда проверены. Мероприятия по безопасности производства, указанные в наряде-допуске, выполнены.

Разрешаю приступить к выполнению работ_______________________________________

 (Ф.И.О., должность, подпись, дата)

 

10. Наряд-допуск продлен до____________________________________________________

 (дата, подпись лица, выдавшего наряд-допуск)

 

11. Работа выполнена в полном объеме. Материалы, инструмент, приспособления убраны. Люди выведены. Наряд-допуск закрыт.

Руководитель работ

 

 

 

 

(дата, подпись)

Лицо, выдавшее наряд-допуск

 

 

 

 

(дата, подпись)