Transportation of non-ferrons metal ingots and cathodes in load units. General requirements

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

 

ПАКЕТЫ ТРАНСПОРТНЫЕ ЧУШЕК,
КАТОДОВ И СЛИТКОВ
ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

ГОСТ 21399-75

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗ А ССР

ПАКЕТЫ ТРАНСПОРТНЫЕ ЧУШЕК, КАТОДОВ
И СЛИТКОВ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Общие требования

Transport packs of nonferrous metal pigs, cathodes
and ingots.

General requirements

ГОСТ
21399-75

Срок действия с 01.01.77

до 01.01.91

 

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к пакетам транспортных цветных металлов (чушки алюминиевые по ГОСТ 11070-74, цинк по ГОСТ 3640-79, свинец по ГОСТ 3778-77, сплавы на свинцовой основе по ГОСТ 1292-81, сплавы на медной основе по ГОСТ 4116-75, бронза оловянная по ГОСТ 614-73, латуни по ГОСТ 1020-77, катоды медные по ГОСТ 546-79, слитки медные по ГОСТ 193-79, катоды никелевые по ГОСТ 849-70, чушки сурьмы по ГОСТ 1089-82, сплавы алюминиевые литейные в чушках массой 15 кг по ГОСТ 1583-73, силумин по ГОСТ 1521-76, чушки первичного магния по ГОСТ 804-72, чушки магниевые по ГОСТ 2581-78).

1. ТРЕБОВАНИЯ К ПАКЕТАМ

1.1. Пакет должен обеспечивать:

сохранность груза при транспортировании, складировании и хранении;

стабильность формы и размеров при перевозке и погрузочно-разгрузочных работах;

возможность механизированного выполнения погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ;

максимальное использование грузоподъемности транспортных средств;

формирование устойчивых штабелей.

1.2. Размеры пакетов чушек, катодов и слитков цветных металлов устанавливаются стандартами на соответствующий вид цветного металла.

1.3. Масса пакетов цветных металлов при загрузке контейнеров и крытых вагонов не должна превышать 1500 кг.

1.4. Транспортная маркировка должна соответствовать требованиям ГОСТ 14192-77.

1.2 - 1.4. (Измененная редакция, Изм. № 2).

1.5 - 1.7. (Исключены, Изм. № 2).

1.8. При длительном хранении чушек и слитков в пакетах на две чушки или два слитка верхнего ряда каждого пакета должна быть нанесена несмываемой краской маркировка с указанием товарного знака предприятия - изготовителя, марки металла, количества чушек (слитков) в пакетах, массы пакета брутто и нетто в кг.

При длительном хранении катодов в пакетах на верхнем катодном листе каждого пакета должна быть нанесена несмываемой краской маркировка с указанием товарного знака предприятия - изготовителя, марки металла, номера партии, массы пакета брутто и нетто в кг.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

1.9. Пакеты, предназначенные для перевозки водным транспортом, должны маркироваться по ГОСТ 14192-77.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.10 - 1.12. (Исключены, Изм. № 2).

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПАКЕТОВ

2.1. Формирование пакетов должно производиться на предприятии - изготовителе, расформирование - на предприятии - потребителе продукции.

2.2. Пакеты чушек цинка и свинца должны быть обвязаны поясами стальной упаковочной ленты по ГОСТ 3560-73, натянутыми и скрепленными в замок. Допускается применять ленты по ГОСТ 6009-74 и ГОСТ 503-81.

Свободный конец ленты в поясе срезают под углом 90°. Длина свободного конца после обрезки не должна превышать 50 мм.

При формировании пакетов из чушек цинка допускается применять поддонные чушки.

2.3. Пакеты из чушек алюминия и его сплавов должны быть обвязаны алюминиевой катанкой диаметром не менее 9 мм по ГОСТ 13843-68.

При формировании пакета узел обвязки должен располагаться на боковой стороне пакета.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4. Пакеты из катодов меди и никеля должны быть обвязаны стальной проволокой диаметром не менее 6 мм по ГОСТ 3282-74 или стальной упаковочной лентой по ГОСТ 3560-73.

Катоды допускается упаковывать скрепляющими полосами, нарезанными из тех же катодов, пропущенными через сквозные отверстия в каждом катоде.

Допускается стяжка никелевых пакетов стальными прутками диаметром 10 - 14 мм, концы которых должны быть загнуты вокруг кромок верхних и нижних листов на угол не менее 180°.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.5. Количество упаковочных лент, проволоки или катанки, а также поперечное сечение упаковочной ленты должно обеспечивать надежность крепления груза в пакетах при транспортировании и многократных перевалках в любых климатических условиях.

2.6. Материал скрепляющих средств пакетирования не должен изменять товарный вид продукции.

2.7. Рекомендуемые схемы укладки и скрепления чушек алюминия, цинка, свинца, сурьмы, медных слитков, катодов никеля и медных катодов в пакеты приведены в приложении (черт. 1 - 12).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.8. При перегрузке в морских и речных портах допускается формировать пакеты в блоки с использованием плоских поддонов по ГОСТ 9078-84 или специальных захватных приспособлений.

2.9. При транспортировании пакетов цветных металлов воздушным транспортом способ скрепления пакетов должен быть согласован с органами гражданской авиации.

2.10. (Исключен, Изм. № 2).

3. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ПАКЕТОВ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

3.1. Цветные металлы в пакетах перевозят:

железнодорожным транспортом - в крытых вагонах;

водным транспортом - в трюмах морских и речных судов;

автомобильным транспортом - на бортовых автомобилях, прицепах, полуприцепах;

воздушным транспортом - грузовыми самолетами и вертолетами на поддонах и деревянных настилах;

в универсальных и специализированных контейнерах - всеми видами транспорта.

Пакеты цветных металлов допускается перевозить на открытом железнодорожном подвижном составе и на верхней палубе судна только по согласованию сторон.

Транспортирование пакетов цветных металлов осуществляется автомобильным, железнодорожным, водным и морским транспортом в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на транспорте данного вида.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.2. Размещение и крепление пакетов на транспортных средствах должны обеспечивать возможность погрузки и выгрузки средствами механизации.

3.3. Погрузка (выгрузка) пакетов на транспортные средства должна производиться механизированным способом с помощью погрузочно-разгрузочных механизмов, обеспечивающих сохранность пакета, груза и транспортного средства.

Наибольшая статическая нагрузка, действующая на пол вагона от колеса погрузчика с грузом, должна быть не более 17 кН (1,8 тс); динамическая нагрузка 21 кН (2,2 тс).

При погрузке пакетов цветных металлов массой более 1 т на пол крытых вагонов должны укладываться металлические листы толщиной 3 - 4 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.4. (Исключен, Изм. № 2).

3.5. Способы размещения и крепления пакетов в транспортных средствах и контейнерах должны исключать перемещение груза в процессе транспортирования и наваливание пакетов на двери.

При транспортировании пакетов должно осуществляться соответствующее крепление пакетов (в виде деревянных прокладок, упорных брусков и т.д.), исключающее повреждение пола, стен и дверей в пути следования.

3.6. При транспортировании по железной дороге размещение и крепление пакетов производят в соответствии с техническими условиями погрузки и крепления грузов, утвержденными Министерством путей сообщения СССР.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.7. Для обеспечения механизированной погрузки пакетов катодных листов в крытые вагоны и контейнеры и выгрузки из них каждый пакет должен устанавливаться на две предварительно уложенные подкладки сечением не менее 50´50 мм, длиной подкладка должна быть не менее 0,75 ширины катода и не должна выступать за габариты пакета и длиной от 800 до 900 мм. Подкладки должны устанавливаться вдоль направления движения погрузчика.

Допускается обвязка пакетов проволокой вместе с подкладками.

Подкладки и прокладки должны изготовляться из пиломатериалов не ниже третьего сорта по ГОСТ 8486-86 или ГОСТ 2695-83.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.8. Суммарная масса пакетов не должна превышать грузоподъемности транспортного средства.

4. ХРАНЕНИЕ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ В ПАКЕТАХ

4.1. Хранение цветных металлов в пакетах должно производиться в соответствии с технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

4.2. Размещение штабелей на складе и пакетов в штабеле должно обеспечивать:

устойчивость пакетов в штабеле;

максимальное использование складской площади;

беспрепятственное и безопасное маневрирование погрузочно-разгрузочных механизмов, предназначенных для выполнения складских и погрузочно-разгрузочных работ;

свободный доступ к штабелю для проведения операций учета;

соблюдение противопожарных правил и норм.

4.3. Для устойчивости и выравнивания пакетов при складировании между ними следует устанавливать прокладки.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. При погрузке, перевозке и установке пакетов на складах и в транспортные средства не допускаются удары пакета, выпадение, смещение чушек (листов) и рядов, перекосы и деформация чушек (листов) и пакета.

5.2. Места захвата пакетов конкретных видов цветных металлов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются технической документацией на пакеты этих металлов, утвержденной в установленном порядке. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается захватывать пакеты за скрепляющие средства пакетирования.

5.3. Погрузочно-разгрузочные, складские работы и транспортирование цветных металлов следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.001-74, ГОСТ 12.3.002-75, ГОСТ 12.3.009-76, а также нормами и правилами по технике безопасности для указанных работ с соответствующими категориями грузов.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.4 - 5.6 (Исключены, Изм. № 2).

5.7. Электропогрузчики, применяемые для перегрузки цветных металлов, должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ 18962-73.

5.8. (Исключен, Изм. № 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуемое

Схемы укладки и скрепления чушек алюминия в пакете

Черт. 1

Черт. 2

Схема укладки и скрепления чушек алюминия

Черт. 3

Схемы укладки и скрепления чушек цинка в пакете

Черт. 4

Черт. 5

Схема укладки и скрепления чушек цинка

Черт. 6

Схемы укладки и скрепления чушек свинца в пакете

Черт. 7

Схема укладки и скрепления чушек свинца

Черт. 8

Схема укладки и скрепления чушек сплавов на медной основе, бронзы и латуни в пакете

Черт. 9

Схемы укладки и скрепления медных катодов в пакете

Черт. 10

Черт. 11

Черт. 12

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ СССР по материально-техническому снабжению

ИСПОЛНИТЕЛИ

С. Д. Титов, канд. техн. наук; Л. В. Голубев (руководитель темы); В. А. Лифшиц

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 22.12.75 № 3969

3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения

ГОСТ 193-79

Вводная часть

ГОСТ 503-81

2.2

ГОСТ 546-79

Вводная часть

ГОСТ 614-73

Вводная часть

ГОСТ 804-72

Вводная часть

ГОСТ 849-70

Вводная часть

ГОСТ 1020-77

Вводная часть

ГОСТ 1089-82

Вводная часть

ГОСТ 1292-81

Вводная часть

ГОСТ 1521-76

Вводная часть

ГОСТ 1583-73

Вводная часть

ГОСТ 2581-78

Вводная часть

ГОСТ 2695-83

3.7

ГОСТ 3282-74

2.4

ГОСТ 3560-73

2.2, 2.4

ГОСТ 3640-79

Вводная часть

ГОСТ 3778-77

Вводная часть

ГОСТ 4116-75

Вводная часть

ГОСТ 6009-74

2.2

ГОСТ 6993-79

1.9

ГОСТ 8486-86

3.7

ГОСТ 9078-84

2.8

ГОСТ 11070-74

Вводная часть

ГОСТ 13843-78

2.3

ГОСТ 14192-77

1.4

ГОСТ 18962-86

5.7

5. Срок действия ограничен до 01.01.91 Постановлением Госстандарта СССР от 17.12.87 № 4631

6. Переиздание (июль 1988 г.) с Изменениями № 1, 2, утвержденными в январе 1980 г., декабре 1987 г. (ИУС 3-80, 3-88)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Требования к пакетам.. 1

2. Формирование пакетов. 2

3. Транспортирование пакетов цветных металлов. 3

4. Хранение цветных металлов в пакетах. 4

5. Требования безопасности. 4

Приложение Схемы укладки и скрепления чушек алюминия в пакете. 4