Standardization in Russian Federation. Interstate standards. Rules of developing, application, renovation and cease of application in the Russian Federation

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
1.8-
2011

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Правила проведения в Российской Федерации
работ по разработке, применению, обновлению
и прекращению применения

Москва

Стандартинформ

2011

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ФГУП «ВНИИНМАШ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июня 2011 г. № 160-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 1.8-2004

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2012 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в части 1 статьи 16 Федерального закона « О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в годовом (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

Содержание

1 Область применения. 3

2 Нормативные ссылки. 3

3 Общие положения. 4

4 Правила проведения работ по разработке стандартов в Российской Федерации. 5

4.1 Организация разработки стандарта. 5

4.2 Разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации. 6

4.3 Разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации. 8

4.4 Подготовка к принятию стандарта. 10

5 Правила рассмотрения в Российской Федерации разрабатываемых в других государствах проектов межгосударственных стандартов и изменений к ним.. 13

6 Правила применения в Российской Федерации межгосударственных стандартов. 16

7 Правила проведения работ в Российской Федерации по обновлению межгосударственных стандартов. 16

7.1 Организация работ по обновлению стандарта. 16

7.2 Разработка изменения к стандарту и введение его в действие в Российской Федерации. 17

7.3 Проведение пересмотра стандарта. 18

7.4 Внесение поправки в действующий стандарт. 19

8 Правила прекращения применения в Российской Федерации межгосударственных стандартов. 19

8.1 Основания для прекращения применения стандарта. 19

8.2 Подготовка к прекращению применения стандарта. 20

8.3 Опубликование и использование информации о прекращении действия межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации. 21

Приложение А (рекомендуемое) Изложение и оформление проектов межгосударственных стандартов на основе действующих национальных стандартов Российской Федерации. 22

Приложение Б (обязательное) Правила подготовки уведомления о разработке проекта межгосударственного стандарта. 23

Приложение В (обязательное) Правила подготовки уведомления о разработке проекта изменения к межгосударственному стандарту. 25

Приложение Г (обязательное) Правила подготовки уведомления о возможности отмены (прекращения применения) действующего в Российской Федерации межгосударственного стандарта. 25

Библиография. 26

(Измененная редакция, Изм. № 2).

ГОСТ Р 1.8-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению,
обновлению и прекращению применения

Standardization in the Russian Federation. Interstate standards.
Rules of developing, application, renovation and cease of application in the Russian Federation

Дата введения - 2012-01-01

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов, а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации.

Примечание - В настоящем стандарте применены термины, которые установлены в статье 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [6] и межгосударственном стандарте на термины и определения в области стандартизации [5].

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

1.2 Настоящий стандарт не распространяется на соответствующие работы с межгосударственными стандартами на оборонную продукцию, правила проведения которых установлены в специальных стандартах.

1.3 Установленные в настоящем стандарте правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, могут быть также применены при рассмотрении в Российской Федерации проектов правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, если их разрабатывают в других странах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.0-2015 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.2-2015 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 1.1 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены

ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.7-2014 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ 1.3 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов

ГОСТ 1.4 Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

3 Общие положения

3.1 Разработку, применение и обновление межгосударственных стандартов (далее - стандарты*) осуществляют в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности (далее - Соглашение)** , если эти работы отвечают экономическим и политическим интересам Российской Федерации, способствуют ее техническому и технологическому лидерству в Евразийском экономическом союзе и направлены на достижение целей стандартизации и решение ее задач, которые установлены в статье 3 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [6].

_________

* За исключением случаев, когда необходимо дополнительно указать на межгосударственный статус стандартов.

** Соглашение заключено правительствами стран Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 г. в Москве (с дополнениями и изменениями от 22 ноября 2007 г., принятыми в Ашхабаде).

3.2 Разработку, применение и обновление стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации на основе соблюдения ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0-2015 (разделы 3 и 4) и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в статье 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [6].

3.1, 3.2 (Измененная редакция, Изм. № 1, 2 ).

3.3 Стандарты разрабатывают с учетом приоритетных направлений развития национальной и межгосударственной систем стандартизации.

(Новая редакция, Изм. № 2).

3.4 (Исключен, Изм. № 2).

3.5 Положения, устанавливаемые в стандарте, должны соответствовать требованиям ГОСТ 1.2-2015 (пункт 3.1.5 и подпункты 3.1.5.1 и 3.1.5.2).

При использовании международного или регионального стандарта, а также международного документа, не являющегося международным стандартом, для разработки межгосударственного стандарта соблюдают условия и правила, установленные в ГОСТ 1.3.

(Новая редакция, Изм. № 2).

3.6 Положения, устанавливаемые в стандарте, не должны противоречить федеральным законам, иным правовым актам и нормативным правовым актам Российской Федерации, а также техническим регламентам Евразийского экономического союза, которые относятся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, а также положениям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, и сводам правил.

Если положения действующих межгосударственных стандартов, национальных стандартов Российской Федерации и сводов правил устарели и противоречат положениям, устанавливаемым в разрабатываемом проекте стандарта, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов и сводов правил.

Примечания

1 Указанную комплексность работ по стандартизации обеспечивают при подготовке программы национальной стандартизации.

2 Работы по обновлению межгосударственных стандартов проводят в соответствии с разделом 7, а их отмену - в соответствии с разделом 8.

3 Работы по обновлению национальных стандартов Российской Федерации проводят в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2016 (раздел 5), а их отмену - в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2016 (раздел 7).

4 Работы по обновлению сводов правил осуществляют в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации [1].

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

3.7 При разработке, обновлении и отмене стандартов используют Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации и Автоматизированную информационную систему Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС), а документы представляют в электронно-цифровой форме (за исключением специально оговоренных случаев).

Примечания

1 До принятия решения федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации о переходе национальной системы стандартизации на исключительное применение ФГИС проект межгосударственного стандарта оформляют по ГОСТ 1.5-2001 (раздел 5).

2 В Российской Федерации доступ к работе в АИС МГС имеет организация, уполномоченная на это федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

(Новая редакция, Изм. № 2).

4 Правила проведения работ по разработке стандартов в Российской Федерации

4.1 Организация разработки стандарта

4.1.1 Разработку стандарта осуществляют на основании программы национальной стандартизации, которую формируют в соответствии с порядком учета предложений о разработке национальных стандартов, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [7], и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с правилами ее разработки, установленными МГС [2]. При этом используют соответствующие автоматизированные информационные системы.

В обоснованных случаях допускается осуществлять разработку стандарта без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации (по решению МГС), но с обязательным включением в программу национальной стандартизации.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.1.2 Разработку стандарта организуют федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации и секретариат российского технического комитета по стандартизации или секретариат российского проектного технического комитета по стандартизации (далее - российский ТК), за которым закреплен данный объект или аспект стандартизации.

Примечания

1 Если на Российскую Федерацию возложено ведение секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), который имеет общую область деятельности с российским ТК, то, как правило, ведение секретариата МТК поручают секретариату данного российского ТК.

2 Здесь и далее, где упоминается российский ТК, соответствующие работы и иные функции может выполнять его подкомитет (если это предусмотрено в положении о данном комитете) или проектный ТК (ПТК).

4.1.3 При выборе разработчика или при формировании рабочей группы для разработки стандарта соблюдают правила, установленные ГОСТ 1.2-2015 (пункты 3.2.3 и 3.2.4).

4.1.2, 4.1.3 (Новая редакция, Изм. № 2).

4.2 Разработка первой редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации

4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункты 3.3.2 - 3.3.6).

В случае разработки стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, в пояснительной записке к проекту стандарта указывают, применение каких структурных элементов (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений) стандарта обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.2.2 Рассмотрение первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации проводят в форме публичного обсуждения.

Если в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта использован действующий национальный стандарт Российской Федерации без изменения его содержания, то допускается не проводить его публичное обсуждение и не публиковать уведомление о разработке данного проекта. Соответствующее решение принимает секретариат российского ТК.

Примечания

1 Замена нормативных ссылок на другие действующие только в Российской Федерации стандарты и/или документы соответствующим текстом или исключение этих ссылок является отклонением, что приводит к необходимости публичного обсуждения проекта межгосударственного стандарта.

2 Рекомендации по изложению и/или оформлению проекта межгосударственного стандарта на основе действующего национального стандарта Российской Федерации приведены в приложении А.

4.2.3 До начала срока публичного обсуждения проекта стандарта в Российской Федерации разработчик направляет в секретариат российского ТК данный проект и пояснительную записку к нему в электронном виде в формате (*.DOC) или (*.PDF).

4.2.4 Секретариат российского ТК проверяет проект стандарта на соответствие:

- правилам построения, изложения и оформления, которые установлены в ГОСТ 1.5 или в ГОСТ 1.3 (при разработке на основе международного или регионального стандарта, иного международного документа);

- федеральным законам, иным правовым актам и нормативным правовым актам Российской Федерации, которые распространяются на тот же объект и аспект стандартизации, а также техническим регламентам Евразийского экономического союза;

- целям, задачам и принципам стандартизации, которые установлены в статьях 3 и 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [6];

- терминологии, установленной в данной области стандартизации на межгосударственном уровне, а при ее отсутствии терминологии, установленной в Российской Федерации на национальном уровне.

Секретариат российского ТК также определяет, как увязано содержание проекта стандарта с содержанием разрабатываемого технического регламента, утвержденных (принятых) ранее стандартов и сводов правил, которые действуют в Российской Федерации на национальном уровне*, а также с содержанием международных стандартов, распространяющихся на тот же объект и аспект стандартизации.

_________

* Если они взаимосвязаны с разрабатываемым стандартом и при этом не подлежат пересмотру, изменению или отмене.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.2.4.1 (Исключен, Изм. № 2).

4.2.4.2 Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то секретариат российского ТК оценивает также обоснованность выбора такой формы гармонизации. Для обеспечения этой работы разработчик представляет в секретариат российского ТК вместе с указанными в 4.2.3 документами используемый международный (региональный) стандарт и его перевод на русский язык (если отсутствует русская версия данного стандарта).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.2.5 При положительных результатах проверки проекта стандарта секретариат российского ТК сообщает разработчику о возможности начать процедуру его публичного обсуждения и направляет данный проект и пояснительную записку к нему в электронном виде в редактируемом (*.DOC) и нередактируемом (*.PDF) форматах в организацию, уполномоченную национальным органом по стандартизации на работу в АИС МГС (см. 3.7).

При отрицательных результатах проверки проекта стандарта секретариат российского ТК предлагает разработчику устранить выявленные недостатки и доработать проект стандарта до начала его обсуждения.

4.2.6 Организация, уполномоченная национальным органом по стандартизации на работу от Российской Федерации в АИС МГС, размещает в этой системе на стадии «Рассмотрение» проект стандарта и пояснительную записку к нему в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункт 3.3.8).

4.2.5, 4.2.6 (Измененная редакция, Изм. № 2).

4.2.7 Разработчик готовит уведомление о разработке проекта стандарта в соответствии с приложением Б и направляет его в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для размещения в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации размещает уведомление о разработке проекта стандарта на своем официальном сайте и может отклонить данное уведомление, если разработка этого стандарта противоречит целям и задачам стандартизации и (или) не соответствует принципам стандартизации, которые установлены в статьях 3 и 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [6].

Если тема о разработке данного стандарта не включена в программу национальной стандартизации, то содержание уведомления о разработке проекта стандарта согласовывают с секретариатом российского ТК, за которым закреплен данный объект стандартизации.

(Новая редакция, Изм. № 2).

4.2.8 Публичное обсуждение первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации осуществляют в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.2-2016 (пункт 4.2.1 - 4.2.3). При этом уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта не публикуют.

Примечание - Дату завершения публичного обсуждения проекта межгосударственного стандарта приводят в пункте 8 уведомления о разработке проекта стандарта.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.3 Разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее рассмотрение в Российской Федерации

4.3.1 После наступления даты окончания рассмотрения первой редакции проекта стандарта организация, уполномоченная федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на работу от Российской Федерации в АИС МГС, направляет поступившие от других государств отзывы в секретариат российского ТК в срок, не превышающий пяти рабочих дней после этой даты.

Секретариат российского ТК проводит работы в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункт 3.4.1).

(Новая редакция, Изм. № 2).

4.3.2 Разработчик рассматривает отзывы, поступившие от заинтересованных лиц Российской Федерации и других государств, оценивает целесообразность учета высказанных в них замечаний и предложений, а также готовит окончательную редакцию проекта стандарта с учетом результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта в Российской Федерации (см. ГОСТ Р 1.2-2016 (подраздел 4.3)). При этом разработчик готовит сводку отзывов на первую редакцию, которые поступили от других государств, в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункт 3.4.2), а также сводку замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных лиц Российской Федерации, по форме, установленной ГОСТ Р 1.2-2016 (приложение Г).

По согласованию с секретариатом российского ТК допускается объединение указанных сводок, если это направлено на обоснование значительных отличий между первой и окончательной редакциями проекта стандарта.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.3.3 После подготовки окончательной редакции проекта стандарта разработчик оформляет пояснительную записку к ней, включая в соответствующий раздел сведения о результатах публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта в Российской Федерации и краткую характеристику полученных замечаний и предложений, а также подробную информацию об учете наиболее принципиальных из них.

Примечание - Вместо изложения указанных сведений в пояснительной записке может быть использована объединенная сводка отзывов по Российской Федерации и другим странам.

4.3.4 Разработчик представляет окончательную редакцию проекта стандарта, пояснительную записку к нему, сводки отзывов и оригиналы отзывов в секретариат российского ТК.

4.3.5 Российский ТК проводит экспертизу окончательной редакции проекта стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2016 (пункт 4.5).

4.3.5.1 Если на Российскую Федерацию возложено ведение секретариата МТК, то организация, выполняющая соответствующие функции, организует рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта членами данного МТК и голосование по проекту на очном или заочном заседании МТК в соответствии с ГОСТ 1.4-2015 (пункт 7.5.3 и приложение В).

Допускается проведение совместного заседания российского ТК и МТК при условии раздельного голосования полноправных членов этих комитетов.

4.3.5.2 При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта в российском ТК или МТК секретариат комитета может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до представления в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

4.3.6 После рассмотрения проекта стандарта членами российского ТК его секретариат готовит заключение российского ТК с мотивированным предложением федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации разместить проект стандарта для голосования в АИС МГС или отклонить его. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК.

4.3.7 При положительном заключении российского ТК по проекту стандарта осуществляют его редактирование и нормоконтроль в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2016 (подразделы 4.3, 4.4).

4.3.8 При отрицательном заключении российского ТК по проекту стандарта секретариат этого ТК направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации следующие документы:

- заключение российского ТК с мотивированным предложением отклонить проект стандарта;

- оригинал окончательной редакции проекта стандарта, представленный разработчиком;

- пояснительную записку к окончательной редакции проекта стандарта;

- сводку замечаний и предложений, полученных в Российской Федерации по первой редакции проекта стандарта;

- сводку отзывов по другим странам;

- протоколы заседаний российского ТК и МТК;

- оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.

4.3.4 - 4.3.8 (Новая редакция, Изм. № 2).

4.3.9 Секретариат российского ТК направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации следующие документы:

- заключение российского ТК с мотивированным предложением национальному органу Российской Федерации по стандартизации разместить проект стандарта для голосования в АИС МГС;

- проект стандарта в электронном виде в редактируемом (*.DOC) и нередактируемом (*.PDF) форматах;

- копию с экземпляра проекта стандарта со штампом «В НАБОР»;

- пояснительную записку к окончательной редакции проекта стандарта в редактируемом (*.DOC) и нередактируемом (*.PDF) форматах;

- сводку замечаний и предложений, полученных в Российской Федерации по первой редакции проекта стандарта;

- сводку отзывов по другим странам в редактируемом (*.DOC) и нередактируемом (*.PDF) форматах;

- протоколы заседаний российского ТК и МТК;

- документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (при условии его проведения);

- оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.4 Подготовка к принятию стандарта

4.4.1 Решение о готовности окончательной редакции проекта стандарта для голосования принимает федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

В случае принятия положительного решения окончательную редакцию проекта стандарта размещают в АИС МГС для голосования вместе с пояснительной запиской к проекту стандарта и сводкой отзывов на первую редакцию.

Примечание - Голосование по проекту стандарта в АИС МГС - по ГОСТ 1.2-2015 (пункты 4.3 и 4.4).

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.4.1.1 На основании сделанного в заключении мотивированного предложения российского ТК федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение об отклонении проекта стандарта. В этом случае проект стандарта (вместе с документами, поступившими с ним) возвращают разработчику, представившему данный проект, с письмом, содержащим обоснование решения об отклонении проекта стандарта.

Примечание - Копию указанного письма направляют в секретариат ТК, который представил проект данного стандарта.

4.4.1.2 Проект стандарта также может быть отклонен национальным органом Российской Федерации по стандартизации на основании выводов в отношении недостаточного учета результатов экспертизы или замечаний и предложений, высказанных в отзывах на первую редакцию проекта стандарта.

4.4.1.1, 4.4.1.2 (Измененная редакция, Изм. № 2).

4.4.2 Подведение итогов голосования осуществляют в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункт 4.4).

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.4.2.1 При положительных результатах голосования по проекту стандарта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации поручает организации, уполномоченной на работу от Российской Федерации в АИС МГС, разместить стандарт и документы, необходимые для регистрации принятого стандарта в Бюро по стандартам МГС.

(Новая редакция, Изм. № 2).

4.4.2.2 В случае отрицательных результатов голосования по проекту стандарта его дорабатывают в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункт 4.5.2). Затем секретариат российского ТК рассматривает доработанный проект стандарта, организует его рассмотрение членами данного комитета в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2016 (пункт 4.3.3) и членами МТК в соответствии с 4.3.5.1. После проведения редактирования и нормоконтроля доработанного проекта стандарта (в случае положительных решений российского ТК и МТК) в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2016 (подразделы 4.5, 4.6) секретариат российского ТК направляет данный проект в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации вместе с документами, указанными в 4.3.9, а также со сводкой замечаний и предложений, поступивших в процессе голосования, и протоколами заседаний российского ТК и МТК по рассмотрению доработанного проекта стандарта.

По решению национального органа Российской Федерации по стандартизации доработанный проект стандарта повторно размещают для голосования в АИС МГС вместе с пояснительной запиской к проекту стандарта и сводкой замечаний и предложений, поступивших в процессе первоначального голосования.

Примечание - Для облегчения рассмотрения и издательского редактирования доработанного проекта стандарта в электронном виде рекомендуется выделить исправленный текст маркером.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.4.2.3 При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта проводят работы, указанные в 4.4.2.1. При этом в комплект направляемых (размещаемых) документов включают сводку замечаний и предложений, поступивших в процессе первоначального голосования.

4.4.2.4 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение об оформлении на основе этого проекта стандарта (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) национального стандарта Российской Федерации с целью его дальнейшего утверждения. Это решение доводят до сведения национальных органов, рассматривавших проект стандарта, и Бюро по стандартам.

4.4.3 Если в соответствии с ГОСТ 1.2-2015 (пункт 4.6) голосование по проекту стандарта выносят на заседание МГС, то предварительно проводят мероприятия с целью снятия разногласий согласно ГОСТ 1.2-2015 (пункт 4.6.1).

В случае принятия стандарта на заседании МГС осуществляют работы в соответствии с 4.4.2.1.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

4.4.4 В качестве окончательной редакции проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному или региональному стандарту.

4.4.4.1 Данное предложение направляют в секретариат соответствующего российского ТК и рассматривают на заседании этого комитета. В случае одобрения этого предложения комитетом его секретариат обращается в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации с предложением разместить данный стандарт в АИС МГС с целью принятия в качестве межгосударственного стандарта. При этом секретариат российского ТК направляет в национальный орган по стандартизации пояснительную записку, в которой изложено данное предложение с соответствующим обоснованием, для размещения ее в АИС МГС вместе с национальным стандартом.

Если объект стандартизации не закреплен ни за одним из действующих ТК, то предложение о принятии национального стандарта Российской Федерации в качестве межгосударственного стандарта направляют непосредственно в национальный орган по стандартизации.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.4.4.2 Организация, уполномоченная национальным органом Российской Федерации по стандартизации на работу в АИС МГС, размещает в этой системе национальный стандарт Российской Федерации и пояснительную записку с предложением о его принятии в качестве межгосударственного стандарта.

4.4.4.3 Если соответствующее предложение исходит от национального органа по стандартизации другого государства, но не противоречит национальным интересам Российской Федерации, то федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации дает согласие на его реализацию и поручает уполномоченной им организации проголосовать в АИС МГС за принятие национального стандарта Российской Федерации в качестве межгосударственного стандарта.

Примечание - В этом случае размещение национального стандарта Российской Федерации в АИС МГС для голосования осуществляет национальный орган, выдвинувший данное предложение.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

4.4.4.4 При положительных результатах голосования по принятию национального стандарта Российской Федерации в качестве межгосударственного стандарта по предложению Российской Федерации организация, уполномоченная федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, переоформляет данный национальный стандарт в межгосударственный стандарт, идентичный международному стандарту, с соблюдением правил, установленных в ГОСТ 1.3-2014 (раздел 6).

4.4.4.5 Оформленный в соответствии с 4.4.4.4 стандарт размещают в АИС МГС для регистрации в Бюро по стандартам МГС.

4.4.4.4, 4.4.4.5 (Новая редакция, Изм. № 2).

4.4.4.6 При отрицательных результатах голосования по принятию национального стандарта Российской Федерации в качестве межгосударственного стандарта по предложению Российской Федерации его доработку не осуществляют, а данный стандарт продолжает действовать только на национальном уровне.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

5 Правила рассмотрения в Российской Федерации разрабатываемых в других государствах проектов межгосударственных стандартов и изменений к ним

5.1 После размещения (обновления) в АИС МГС программы работ по межгосударственной стандартизации (или после поступления уведомления о разработке стандарта, проводимой в другом государстве в инициативном порядке) федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в месячный срок определяет юридическое или физическое лицо, ответственное за рассмотрение каждого из проектов стандартов и изменений, разрабатываемых в других государствах.

5.1.1 Ответственным за рассмотрение проекта стандарта в Российской Федерации определяют юридическое лицо, ведущее секретариат TK, за которым в Российской Федерации закреплен соответствующий объект стандартизации или сфера деятельности, или лично ответственного секретаря данного TK, а при отсутствии TK - юридическое или физическое лицо, имеющее в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Примечание - Таким юридическим лицом, как правило, является научно-исследовательская организация, специализирующаяся по данному виду продукции, услуг, технологии или другому объекту стандартизации, например, выполняющая функции головной организации по стандартизации в соответствующей отрасли (секторе) экономики, или один из ведущих специалистов данной организации.

Ответственного за рассмотрение проекта изменения применяемого в Российской Федерации межгосударственного стандарта определяют в указанном выше порядке, если в таком качестве невозможно назначить лицо, которое ранее было ответственным за рассмотрение проекта данного стандарта перед его принятием.

5.1.2 Если проект стандарта разрабатывается в рамках МТК, ведение секретариата которого возложено на другое государство, то ответственным за рассмотрение такого стандарта в Российской Федерации считается российский полномочный представитель в данном МТК.

5.1.3 (Исключен, Изм. № 2).

5.2 Лицо, ответственное за рассмотрение проекта, готовит уведомление о разработке проекта стандарта в другом государстве в соответствии с приложением Б и направляет данное уведомление в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для размещения на его официальном сайте в сети Интернет с целью организации публичного обсуждения проекта данного стандарта в Российской Федерации в течение срока рассмотрения в странах первой редакции этого проекта, который указан в программе работ по межгосударственной стандартизации.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

5.3 Органы власти любого уровня, юридические и физические лица, заинтересованные в рассмотрении проекта данного стандарта, направляют соответствующие запросы лицу, ответственному за его рассмотрение.

5.4 После размещения в АИС МГС первой редакции проекта стандарта, разрабатываемого в другом государстве, организация, уполномоченная национальным органом Российской Федерации по стандартизации на работу в АИС МГС, в двухдневный срок направляет этот проект лицу, ответственному за его рассмотрение.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.5 Лицо, ответственное за рассмотрение, в десятидневный срок со дня получения проекта стандарта рассылает его в соответствии с запросами на рассмотрение.

5.5.1 Если ответственным за рассмотрение определено юридическое лицо, ведущее секретариат ТК, то данный секретариат рассылает проект стандарта также членам данного ТК. При необходимости проект стандарта может быть рассмотрен на заседании этого комитета.

5.5.2 (Исключен, Изм. № 2).

5.6 После получения проекта стандарта органы исполнительной власти, юридические и физические лица, рассматривают его, составляют отзывы (с замечаниями и предложениями) на проект стандарта и направляют их лицу, ответственному за рассмотрение проекта, не позднее чем через один месяц со дня получения проекта стандарта.

5.7 Каждый член ТК в срок, не превышающий два месяца со дня поступления проекта стандарта на рассмотрение, проводит следующую работу:

- оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность (техническую, экономическую, социальную или иную) его применения в Российской Федерации;

- определяет соответствие проекта стандарта правилам построения, изложения и оформления, которые установлены ГОСТ 1.5 или ГОСТ 1.3 (при разработке на основе международного или регионального стандарта, иного международного документа), законодательству Российской Федерации, в том числе техническим регламентам, целям и принципам национальной стандартизации, принятой в Российской Федерации терминологии;

- определяет, как увязано содержание проекта стандарта с содержанием утвержденных (принятых) ранее стандартов и сводов правил, которые действуют в Российской Федерации на национальном уровне*, а также содержанием международных стандартов, распространяющихся на тот же объект и аспект стандартизации;

________

* Если они взаимосвязаны с разрабатываемым стандартом и при этом не подлежат пересмотру, изменению или отмене.

- готовит отзыв на проект стандарта и направляет его в секретариат ТК.

5.6, 5.7 (Измененная редакция, Изм. № 2).

5.7.1 Секретариат ТК готовит на основе отзывов членов ТК и отзывов, поступивших от иных органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, сводку этих отзывов и обобщенный отзыв от Российской Федерации на проект стандарта. По решению председателя ТК обобщенный отзыв может быть рассмотрен на заседании этого комитета.

Секретариат ТК направляет обобщенный отзыв от Российской Федерации на проект стандарта в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации вместе со сводкой отзывов и протоколом заседания ТК, на котором рассматривался обобщенный отзыв (если оно проводилось).

5.7.2 Если рассмотрение проекта стандарта проводилось при отсутствии ТК, то работы, указанные в 5.7 и 5.7.1, выполняет лицо, ответственное за рассмотрение.

5.7.1, 5.7.2 (Введены дополнительно, Изм. № 2).

5.8 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает обобщенный отзыв на проект стандарта и в случае согласия с содержанием данного отзыва поручает организации, уполномоченной на работу в АИС МГС, разместить его в этой системе.

5.9 После размещения в АИС МГС окончательной редакции проекта стандарта, разрабатываемого в другом государстве, организация, уполномоченная на работу в этой системе, направляет данный проект (с пояснительной запиской к нему и сводкой отзывов) лицу, ответственному за рассмотрение.

5.8, 5.9 (Измененная редакция, Изм. № 2).

5.10 Лицо, ответственное за рассмотрение, оценивает полноту учета в окончательной редакции проекта стандарта замечаний и предложений, высказанных в обобщенном отзыве от Российской Федерации на первую редакцию данного проекта. При этом российский ТК проводит экспертизу окончательной редакции проекта стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2016 (подраздел 4.5). По результатам рассмотрения проекта лицо, ответственное за рассмотрение, готовит заключение на проект стандарта с мотивированным предложением проголосовать за или против его принятия в данной редакции и направляет его в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

(Новая редакция, Изм. № 2).

5.11 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает заключение на проект стандарта, принимает по нему решение и дает указание организации, уполномоченной на работу в АИС МГС, на заполнение бюллетеня для голосования в этой системе, а при голосовании против принятия проекта стандарта в данной редакции - на присоединение к нему файла с соответствующим обоснованием, которое приведено в заключении лица, ответственного за рассмотрение.

Организация, уполномоченная на работу в АИС МГС, сообщает итоги голосования национальному органу Российской Федерации по стандартизации для принятия решения по данному стандарту согласно 6.2 или 5.12.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.12 Если межгосударственный стандарт принят национальными органами по стандартизации других государств, а федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации проголосовал против принятия этого стандарта в данной редакции, то федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта проекта национального стандарта Российской Федерации, в котором должны быть учтены ее национальные интересы и выделены (идентифицированы) все различия с соответствующим межгосударственным стандартом, а также указаны причины, обусловившие эти различия. При этом рекомендуется соблюдать правила оформления модифицированных стандартов, установленные в ГОСТ Р 1.7-2014 (раздел 7).

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

5.13 Рассмотрение в Российской Федерации проекта изменения, разрабатываемого в другом государстве, осуществляют в соответствии с 5.2 - 5.11. При этом ответственным за его рассмотрение определяют лицо, которое было ранее ответственным за рассмотрение проекта действующего стандарта. Если эта процедура ранее не проводилась, то ответственного за рассмотрение определяют в соответствии с 5.1.1 или 5.1.2.

5.13.1 Если принятое изменение было разработано в другом государстве и перед его введением в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации необходимо внести изменения во взаимосвязанные с ним национальные стандарты Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2016 (подраздел 5.2), то данное изменение может быть введено в действие только одновременно с введением в действие соответствующих изменений к этим национальным стандартам, но с учетом правила, установленного в 7.2.8.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.13.2 Если национальными органами других государств принято изменение к межгосударственному стандарту, а федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации проголосовал против этого, то федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может принять решение о разработке на основе данного межгосударственного стандарта (до внесения в него указанного изменения) проекта национального стандарта Российской Федерации. При этом в данном национальном стандарте Российской Федерации рекомендуется выделить (идентифицировать) все различия с измененным межгосударственным стандартом, а также указать причины, обусловившие эти различия. При этом рекомендуется использовать методы оформления модифицированных стандартов по ГОСТ Р 1.7-2014 (раздел 7).

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

5.13.3 При утверждении национального стандарта, разработанного в соответствии с указанным в 5.13.2 решением, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение об одностороннем прекращении применения межгосударственного стандарта в Российской Федерации с соблюдением правил, установленных в 8.2.3.

6 Правила применения в Российской Федерации межгосударственных стандартов

6.1 Принятые межгосударственные стандарты, за которые проголосовал федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, применяют в Российской Федерации в качестве национальных стандартов непосредственно без переоформления после их введения в действие в соответствии с правилами, установленными в 6.2. При этом соблюдают правила, которые установлены в частях 1 и 3 статьи 26 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [6].

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

6.2 После размещения в АИС МГС зарегистрированного Бюро по стандартам межгосударственного стандарта федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации готовит и принимает организационно-распорядительный документ о введении принятого стандарта в действие для его применения в качестве национального стандарта Российской Федерации и отмене противоречащих ему национальных стандартов Российской Федерации, правил и/или рекомендаций по стандартизации.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

6.3 (Исключен, Изм. № 2).

6.4 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации дает указание на размещение на своем официальном сайте в сети Интернет уведомления о принятом межгосударственном стандарте, который введен в действие для применения в качестве национального стандарта Российской Федерации, и на опубликование данного уведомления в очередном номере ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» (далее - ИУС).

6.5 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации обеспечивает официальное опубликование межгосударственного стандарта, введенного им в действие для применения в качестве национального стандарта Российской Федерации, в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [3].

6.6 Если межгосударственный стандарт не введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации, то данный стандарт может применяться в межгосударственных отношениях для изготовления и поставки продукции на экспорт в страны, в которых действует данный стандарт, или для оказания услуг для этих стран, и в иных случаях, обусловленных договорами (контрактами), а также для подтверждения соответствия требованиям действующего в Российской Федерации технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза), если данный стандарт включен в соответствующий перечень.

6.4 - 6.6 (Измененная редакция, Изм. № 2).

6.7 Если межгосударственный стандарт оформлен на основе национального стандарта Российской Федерации, идентичного международному стандарту (см. 4.4.4), то данный национальный стандарт отменяют одновременно с введением в действие указанного межгосударственного стандарта для применения в качестве национального стандарта Российской Федерации.

(Новая редакция, Изм. № 2).

7 Правила проведения работ в Российской Федерации по обновлению межгосударственных стандартов

7.1 Организация работ по обновлению стандарта

7.1.1 Обновление межгосударственного стандарта, действующего в качестве национального стандарта Российской Федерации, осуществляют в соответствии с правилами, установленными ГОСТ 1.2- 2015 (пункт 5.1.1) и ГОСТ Р 1.2-2016 (раздел 5). При этом основанием для обновления стандарта могут быть, наряду с критериями, указанными в ГОСТ Р 1.2-2016 (пункт 5.1.1), также предложения других государств, применяющих данный стандарт, или возникновение противоречия целям и/или принципам межгосударственной стандартизации, установленным в Соглашении и ГОСТ 1.0-2015 (разделы 4 и 5).

Не допускается разработка нового национального стандарта Российской Федерации на объект и аспект стандартизации, на которые распространяется действующий в Российской Федерации межгосударственный стандарт. В этом случае необходимо проводить работы по обновлению данного межгосударственного стандарта путем его пересмотра или внесения в него изменения. Только в случае, когда такое обновление межгосударственного стандарта не получило поддержку национальных органов других государств, применяющих данный стандарт, (см. 7.2.7, 7.2.11 и 7.3.7), допускается оформление вместо межгосударственного стандарта нового национального стандарта Российской Федерации.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

7.1.2 Если стандарт, который предложено обновить, разработан в другом государстве, а федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации поддерживает данное предложение, то соответствующее предложение от Российской Федерации направляют в секретариат МТК, за которым закреплен данный стандарт, или в национальный орган по стандартизации государства - разработчика стандарта (если стандарт разрабатывался вне рамок МТК).

7.1.3 Обновление межгосударственного стандарта, действующего в Российской Федерации в качестве национального стандарта, может быть осуществлено путем его пересмотра или разработки изменения к существующему стандарту. Реализацию предложений по обновлению стандарта осуществляют на основании программы национальной стандартизации и программы работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с правилами ее разработки, установленными МГС [2]. При необходимости разработка изменения к стандарту может быть осуществлена без включения соответствующей темы в программу работ по межгосударственной стандартизации, но с обязательным включением в программу национальной стандартизации.

7.1.2, 7.1.3 (Новая редакция, Изм. № 2).

7.2 Разработка изменения к стандарту и введение его в действие в Российской Федерации

7.2.1 Изменение к стандарту (далее - изменение) разрабатывают в случаях, предусмотренных в ГОСТ 1.2-2015 (пункты 5.2.1 и 5.2.2).

7.2.2 Разработку изменения проводят с соблюдением правил, установленных в разделе 4 и в ГОСТ 1.2-2015 (пункты 5.2.2 - 5.2.7). При этом срок рассмотрения первой редакции проекта изменения в Российской Федерации, включая его публичное осуждение, должен быть не менее чем два месяца со дня его размещения в АИС МГС, а уведомление о разработке проекта изменения подготовлено по правилам, установленным в приложении В.

Примечание - При необходимости одновременно с разработкой данного изменения осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам, в том числе к национальным стандартам Российской Федерации.

7.2.3 Если проект изменения разрабатывают в другом государстве, то ответственным за рассмотрение данного проекта в Российской Федерации определяют лицо, которое было ранее ответственным за рассмотрение проекта действующего стандарта. Если эта процедура не проводилась, то ответственного за рассмотрение определяют в соответствии с 5.1.1 или 5.1.2.

7.2.1 - 7.2.3 (Новая редакция, Изм. № 2).

7.2.4 - 7.2.6 (Исключены, Изм. № 2).

7.2.7 При отрицательных результатах голосования по проекту изменения, разработанного в Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает вопрос о целесообразности доработки данного проекта или о прекращении применения самого межгосударственного стандарта на территории Российской Федерации в одностороннем порядке с одновременным введением в действие национального стандарта Российской Федерации, оформленного на основе действовавшего межгосударственного стандарта с внесенным в него проектом изменения. В последнем случае проводят работы в соответствии с 8.2.2.

7.2.8 Принятое МГС изменение вводят в действие на территории Российской Федерации в порядке, указанном в 6.2, 6.4. При этом изменение вводят в действие в Российской Федерации не ранее трех месяцев, но не позднее одного года со дня регистрации изменения в Бюро по стандартам МГС.

7.2.7, 7.2.8 (Новая редакция, Изм. № 2).

7.2.9 Уведомление о введении изменения в действие в Российской Федерации и текст изменения публикуют в ИУС и размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

В обоснованных случаях вместо публикации текста изменения осуществляют новое опубликование стандарта, включающее это и все предыдущие изменения и/или поправки к этому стандарту.

7.2.10 (Исключен, Изм. № 2).

7.2.11 Если национальными органами других государств принято изменение, разработанное в другом государстве, а федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации проголосовал против этого, то им может быть принято решение об одностороннем прекращении применения измененного межгосударственного стандарта в Российской Федерации и о разработке на основе данного межгосударственного стандарта (до внесения в него изменения) проекта национального стандарта Российской Федерации. В этом случае рекомендуется идентифицировать все различия национального стандарта и измененного межгосударственного стандарта, а также указать причины, обусловившие эти различия, используя методы оформления модифицированных стандартов по ГОСТ Р 1.7-2014 (раздел 7).

(Введен дополнительно, Изм. № 2).

7.3 Проведение пересмотра стандарта

7.3.1 Пересмотр стандарта осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания, структуры и/или наименования, в том числе в случаях, указанных в ГОСТ 1.2-2015 (пункт 5.3.1).

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

7.3.2 При пересмотре стандарта соблюдают правила, установленные в разделе 4 и ГОСТ 1.2-2015 (пункты 5.3.2 - 5.3.5).

Примечание - При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта осуществляют работы по пересмотру взаимосвязанных с ним стандартов или по внесению в них изменений, в том числе соответствующие работы с национальными стандартами Российской Федерации.

(Новая редакция, Изм. № 2).

7.3.3 (Исключен, Изм. № 2).

7.3.4 Если работы по пересмотру стандарта проводят в другом государстве, то ответственным за рассмотрение проекта стандарта, разработанного взамен действующего, определяют лицо, которое было ранее ответственным за рассмотрение проекта действующего стандарта. Если эта процедура не проводилась, то ответственного за рассмотрение определяют в соответствии с 5.1.1 или 5.1.2.

7.3.5 Стандарт, принятый взамен действующего стандарта, вводят в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации, регистрируют и публикуют в соответствии с 6.1 - 6.5.

7.3.6 В случае отрицательных результатов голосования по проекту стандарта, разработанного в Российской Федерации взамен действующего стандарта, дальнейшие работы осуществляют в порядке, аналогичном указанному в 7.2.7.

7.3.7 Если национальными органами других государств принят стандарт, разработанный в другом государстве, взамен действующего межгосударственного стандарта, а федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации проголосовал против этого, то им может быть принято решение об одностороннем прекращении применения данного межгосударственного стандарта в Российской Федерации и о разработке на его основе (до пересмотра) проекта национального стандарта Российской Федерации. В этом случае рекомендуется идентифицировать все различия национального стандарта и пересмотренного межгосударственного стандарта, а также указать причины, обусловившие данные различия, используя методы оформления модифицированных стандартов по ГОСТ Р 1.7-2014 (раздел 7).

(Новая редакция, Изм. № 2).

7.4 Внесение поправки в действующий стандарт

7.4.1 Поправку в межгосударственный стандарт, действующий в Российской Федерации в качестве национального стандарта, готовят в случаях, указанных в ГОСТ 1.2-2015 (пункты 5.4.1 - 5.4.3). При этом соблюдают установленные требования к ее содержанию.

7.4.2 Поправку в межгосударственный стандарт готовят, рассматривают, утверждают и публикуют в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2016 (раздел 6).

7.4.1, 7.4.2 (Новая редакция, Изм. № 2).

7.4.3, 7.4.4 (Исключены, Изм. № 2).

8 Правила прекращения применения в Российской Федерации межгосударственных стандартов

8.1 Основания для прекращения применения стандарта

8.1.1 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение о прекращении действия межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в связи с его отменой МГС.

Примечание - Правила осуществления отмены межгосударственных стандартов - по ГОСТ 1.2-2015 (раздел 6).

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

8.1.2 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение о прекращении применения в качестве национального стандарта Российской Федерации в одностороннем порядке в случае, предусмотренном ГОСТ 1.0-2015 (пункт 8.8), а также в случаях, указанных в 7.2.7, 7.2.11, 7.3.6, 7.3.7 и 8.2.6).

(Новая редакция, Изм. № 2).

8.2 Подготовка к прекращению применения стандарта

8.2.1 Мотивированные предложения об отмене межгосударственного стандарта (прекращении его применения в качестве национального стандарта Российской Федерации) заинтересованные органы власти любого уровня, юридические и физические лица Российской Федерации направляют в секретариат российского ТК, за которым закреплен данный объект стандартизации или сфера деятельности, или в секретариат соответствующего МТК (если данный секретариат ведет Российская Федерация), или российскому полномочному представителю в МТК (если его секретариат ведет другое государство), или непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

8.2.2 Рассмотрение и публичное обсуждение предложений об отмене стандарта (прекращении его применения) и согласование возможности отмены (прекращения применения) данного стандарта в Российской Федерации организуют и осуществляют по ГОСТ Р 1.2- 2016 (раздел 7).

На основании результатов рассмотрения в российском ТК данного предложения и его публичного обсуждения федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации оценивает целесообразность отмены (прекращения применения) стандарта и принимает соответствующее решение.

Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о прекращении применения межгосударственного стандарта в одностороннем порядке оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом, а уведомление о прекращении применения межгосударственного стандарта в Российской Федерации в одностороннем порядке (с указанием его причины) направляют в Бюро по стандартам МГС, а также в национальные органы по стандартизации государств - участников Соглашения, применяющих данный стандарт, не позднее чем за два месяца до даты прекращения применения.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

8.2.3 При согласии федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации с предложением об отмене межгосударственного стандарта проводят работы в соответствии с 8.2.4 или 8.2.5 (в зависимости от закрепления данного стандарта), а также в соответствии с 8.2.8 или 8.2.6 (в зависимости от результатов голосования).

(Новая редакция, Изм. № 2).

8.2.4 Если предлагается отменить межгосударственный стандарт, закрепленный за национальным органом Российской Федерации по стандартизации (за МТК, секретариат которого ведет Российская Федерация), то пояснительную записку с обоснованием целесообразности реализации такого предложения размещают в АИС МГС для голосования.

Подведение итогов голосования по отмене стандарта в АИС МГС федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации осуществляет на основе информации, автоматически формируемой в данной системе по истечении срока голосования.

Примечание - Критерии результатов голосования по отмене стандарта установлены в ГОСТ 1.2-2015 (пункт 6.6).

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

8.2.5 Если предлагается отменить межгосударственный стандарт, закрепленный за национальным органом по стандартизации другого государства (за МТК, секретариат которого ведет другое государство), то федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации направляет предложение об отмене межгосударственного стандарта в секретариат данного МТК, а при его отсутствии - в национальный орган государства, за которым закреплен данный стандарт.

8.2.6 Если предложение Российской Федерации об отмене межгосударственного стандарта не получило одобрения у национальных органов по стандартизации всех государств - участников Соглашения, применяющих данный стандарт, то федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение об одностороннем прекращении его применения в качестве национального стандарта Российской Федерации.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

8.2.7 Если предложение об отмене межгосударственного стандарта размещено в АИС МГС национальным органом другого государства - участника Соглашения или секретариатом МТК, который ведет другое государство, то рассмотрение этого предложения и его публичное обсуждение в Российской Федерации осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.2- 2016 (раздел 7). По их результатам федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации дает указание организации, уполномоченной им на работу в АИС МГС, на размещение в этой системе бюллетеня голосования с соответствующим решением.

При голосовании против отмены стандарта к бюллетеню присоединяют файл с обоснованием этого решения.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

8.2.8 Решение федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о прекращении применения стандарта в Российской Федерации в связи с его отменой оформляют путем принятия соответствующего организационно-распорядительного документа.

(Новая редакция, Изм. № 2).

8.3 Опубликование и использование информации о прекращении действия межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации

8.3.1 Уведомление о прекращении действия межгосударственного стандарта в качестве национального стандарта Российской Федерации в связи с его отменой или в одностороннем порядке, а также уведомление об утверждении национального стандарта Российской Федерации, распространяющегося на тот же объект и аспект стандартизации, публикуют в очередном номере ИУС, размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет и учитывают при подготовке ежегодно публикуемого информационного указателя «Национальные стандарты».

8.3.2 (Исключен, Изм. № 2).

8.3.3 Опубликование официальной информации об отмене межгосударственного стандарта (прекращении его действия в одностороннем порядке) является основанием прекращения ссылок на данный стандарт при разработке и обновлении нормативной или технической документации, а также в договорах и контрактах, за исключением случая, когда действие межгосударственного стандарта прекращено в одностороннем порядке, но этот стандарт продолжает действовать в других странах.

В последнем случае данный стандарт может быть применен в межгосударственных отношениях для изготовления продукции с целью ее поставки только в эти страны или для оказания услуг для этих стран. Возможны и иные случаи применения не действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов, если это предусмотрено ее законодательством.

Примечания

1 Условия применения для подтверждения соответствия требованиям технического регламента межгосударственного стандарта, в том числе действие которого прекращено в Российской Федерации в одностороннем порядке, установлены Федеральным законом «О техническом регулировании» [8].

2 Порядок и условия применения межгосударственных стандартов, не действующих в качестве национальных стандартов Российской Федерации, установлены также в соответствующем нормативном правовом акте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации [9].

(Новая редакция, Изм. № 2).

8.3.4 (Исключен, Изм. № 2).

Приложение А
(рекомендуемое)

Изложение и оформление проектов межгосударственных стандартов на основе
действующих национальных стандартов Российской Федерации

А.1 При оформлении проекта межгосударственного стандарта на основе действующего национального стандарта Российской Федерации в общем случае осуществляют следующее:

- титульный лист оформляют по ГОСТ 1.5-2001 (приложение А);

- на каждой странице вместо обозначения национального стандарта приводят информацию по ГОСТ 1.5-2001 (пункт 6.2.3);

- предисловие излагают согласно ГОСТ 1.5-2001 (подраздел 3.3);

- первую страницу оформляют по ГОСТ 1.5-2001 (приложение Ж);

- на последней странице приводят подписи исполнителей работы по оформлению проекта межгосударственного стандарта, а при необходимости - подписи председателя и ответственного секретаря МТК, за которым закреплен данный объект или аспект стандартизации;

- на последней странице при указании кода классификатора стандартов вместо сокращения «ОКС» (Общероссийский классификатор стандартов) приводят сокращение «МКС» (Межгосударственный классификатор стандартов)*, а также исключают код иного общероссийского классификатора, который приведен в библиографических данных национального стандарта Российской Федерации.

_________

* При этом код не меняют, так как данные классификаторы идентичны.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

А.2 Если в используемом в качестве основы национальном стандарте Российской Федерации даны нормативные ссылки на другие национальные стандарты Российской Федерации, то при оформлении проекта межгосударственного стандарта реализуют один из следующих вариантов:

- рассматривают возможность одновременного представления на принятие в качестве межгосударственных стандартов всех ссылочных национальных стандартов**;

_________

** Такая возможность возникает в случае, когда все ссылочные национальные стандарты входят в комплекс стандартов и/или взаимосвязаны между собой.

- заменяют каждую ссылку положением или приложением, которое может адекватно заменить соответствующее содержание ссылочного стандарта (его раздела, подраздела, пункта, подпункта, приложения);

- вместо ссылки на конкретный национальный стандарт Российской Федерации указывают, что соответствующее ему требование или правило устанавливают в национальных стандартах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

В последнем случае после принятия данного межгосударственного стандарта при введении его в действие в Российской Федерации в качестве национального стандарта указанную информацию сопровождают сноской, в которой приводят обозначение и наименование конкретного ссылочного национального стандарта Российской Федерации (см. ГОСТ 1.5-2001, подраздел 3.15 и приложение Г).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

А.3 Если все указанные в А.2 случаи не могут быть реализованы в отношении какой-либо ссылки на национальный стандарт Российской Федерации в силу объективных причин, то в межгосударственном стандарте данную ссылку исключают вместе с положением (его частью), в котором она приведена.

При введении данного межгосударственного стандарта в действие в Российской Федерации в качестве национального стандарта информация о ссылочном национальном стандарте может быть приведена в сноске как другие информационные данные Российской Федерации (см. ГОСТ 1.5-2001, подраздел 3.15 и приложение Г).

А.4 Если в используемом в качестве основы национальном стандарте Российской Федерации даны справочные ссылки на документы, информация о которых приведена в элементе «Библиография», то в межгосударственный стандарт эти ссылки не включают, за исключением справочных ссылок, которые разрешены согласно ГОСТ 1.5-2001 (пункт 4.8.5 и подпункт 4.8.5.2). При этом в элементе «Библиография» оставляют информацию только о тех ссылочных документах, ссылки на которые сохранены в основной части стандарта, а сохраненным ссылочным документам присваивают новые номера для обеспечения сквозной нумерации.

А.3, А.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).

Приложение Б
(обязательное)

Правила подготовки уведомления о разработке
проекта межгосударственного стандарта

Б.1 Уведомление о разработке проекта межгосударственного стандарта оформляют в соответствии с рисунком Б.1.

Рисунок Б.1

_________

* При размещении уведомления на сайте эту информацию не приводят.

Б.2 В пункте 1 уведомления после наименования стандарта в скобках приводят шифр темы из раздела «Межгосударственная стандартизация» программы национальной стандартизации.

Б.3 В пункте 2 уведомления приводят код и наименование группы (подгруппы) МКС по МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001, которая указана в проекте стандарта в составе его библиографических данных.

Б.4 В пункте 3 уведомления приводят краткую информацию о степени соответствия межгосударственного стандарта международному или региональному аналогу, используя одну из следующих формулировок:

- «разрабатываемый межгосударственный стандарт идентичен международному стандарту ______»;

- «разрабатываемый межгосударственный стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ______»;

- «разрабатываемый межгосударственный стандарт не эквивалентен примененному при его разработке международному стандарту ______»;

- «разрабатываемый межгосударственный стандарт не имеет аналогов среди международных и региональных стандартов».

Аналогичные формулировки приводят при использовании европейского стандарта в качестве основы для разработки межгосударственного стандарта.

Б.5 В пункте 4 уведомления приводят полное наименование организации, разработавшей проект межгосударственного стандарта, и официальный почтовый адрес этой организации.

В пункте 4 уведомления при разработке проекта межгосударственного стандарта в другой стране приводят краткое наименование этой страны по ОК (МК(ИСО 3166)004-97)025, а также полное наименование организации, ответственной за рассмотрение данного проекта в Российской Федерации, и официальный почтовый адрес этой организации.

Б.6 В пункте 5 уведомления приводят почтовый и электронный адреса, по которым можно запросить и получить проект межгосударственного стандарта и (или) на которые можно направить отзыв на него, или сайт в сети Интернет, на котором в свободном доступе размещен данный проект, и соответствующую рубрику этого сайта.

Примечание - После завершения публичного обсуждения проекта межгосударственного стандарта по указанному адресу (на сайте) можно также получить сводку замечаний и предложений.

Б.7 В пункте 6 уведомления приводят номер телефона, фамилию, имя, отчество и должность лица, у которого можно получить информацию о проекте межгосударственного стандарта.

Б.8 Даты начала и завершения публичного обсуждения проекта межгосударственного стандарта в пунктах 7 и 8 уведомления приводит организация, уполномоченная на ведение сайта федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации. При этом в качестве даты начала публичного обсуждения указывают дату размещения этого уведомления на сайте, а дату завершения публичного обсуждения устанавливают спустя 60 дней после даты размещения уведомления.

По предложению разработчика проекта стандарта может быть установлена иная дата завершения публичного обсуждения этого проекта, но не позднее чем спустя 90 дней после даты размещения уведомления.

Б.9 Уведомление подписывает руководитель разработки проекта межгосударственного стандарта.

Примечание - Как правило, руководителем разработки является руководитель организации, указанной в пункте 4 уведомления, или его заместитель.

Уведомление о разработке проекта межгосударственного стандарта в другой стране подписывает руководитель организации, ответственной за рассмотрение данного проекта в Российской Федерации.

Б.10 Уведомление представляют в электронной форме. До принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации иного решения допускается представление данного уведомления на бумажном носителе.

Приложение Б (Введено дополнительно, Изм. № 2).

Приложение В
(обязательное)

Правила подготовки уведомления о разработке проекта изменения к межгосударственному стандарту

В.1 Уведомление о разработке проекта изменения к межгосударственному стандарту оформляют в соответствии с рисунком В.1.

Рисунок В.1

_________

* При размещении уведомления на сайте эту информацию не приводят.

В.2 Заполнение формы уведомления о разработке проекта изменения к действующему в Российской Федерации межгосударственному стандарту осуществляют аналогично заполнению формы, установленной в приложении Б. При этом в пункте 2 уведомления о разработке проекта изменения приводят код и наименование группы (подгруппы) МКС, которая указана на последней странице стандарта в составе его библиографических данных или в проекте изменения на его первой странице. В пункте 3 уведомления приводят краткую информацию о цели разработки данного изменения.

В.3 Дату завершения публичного обсуждения проекта изменения устанавливают спустя 30 дней после даты размещения уведомления о разработке данного проекта.

По предложению разработчика проекта изменения может быть установлена иная дата завершения публичного обсуждения этого проекта, но не позднее чем спустя 60 дней после даты размещения уведомления.

В.4 Уведомление о разработке проекта изменения представляют в электронной форме. До принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации иного решения допускается представление данного уведомления на бумажном носителе.

Приложение В (Введено дополнительно, Изм. № 2).

Приложение Г
(обязательное)

Правила подготовки уведомления о возможности отмены (прекращения
применения) действующего в Российской Федерации межгосударственного стандарта

Г.1 Уведомление о возможности отмены (прекращения применения) действующего в Российской Федерации межгосударственного стандарта оформляют в соответствии с рисунком Г.1.

Рисунок Г1

________

* При размещении уведомления на сайте эту информацию не приводят.

Г.2 В пункте 2 уведомления о возможности отмены (прекращения применения) действующего в Российской Федерации межгосударственного стандарта приводят код и наименование группы (подгруппы) МКС, которая указана на последней странице стандарта в составе его библиографических данных.

Г.3 В пункте 3 уведомления приводят краткое обоснование целесообразности отмены (прекращения применения) стандарта, составленное на основе соответствующего предложения.

Г.4 В пункте 4 уведомления приводят полное наименование организации, выдвинувшей предложение об отмене (прекращении применения) стандарта, ее официальный почтовый адрес, номер телефона, фамилию, имя, отчество и должность контактного лица, указанного в этом предложении.

Г.5 В пункте 5 уведомления приводят почтовый и электронный адреса, по которым можно направить письмо о нецелесообразности отмены (прекращения применения) стандарта.

Г.6 Даты начала и завершения публичного обсуждения предложения об отмене (прекращении применения) действующего в Российской Федерации межгосударственного стандарта в пунктах 7 и 8 уведомления приводит организация, уполномоченная на ведение сайта федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации. При этом в качестве даты начала публичного обсуждения указывают дату размещения этого уведомления на сайте, а дату завершения публичного обсуждения устанавливают спустя 60 дней после даты размещения уведомления.

Г.7 Уведомление о возможности отмены (прекращения применения) действующего в Российской Федерации межгосударственного стандарта представляют в электронной форме. До принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации иного решения допускается представление данного уведомления на бумажном носителе

Приложение Г (Введено дополнительно, Изм. № 2).

Библиография

[1] Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 624

[2] ПМГ 22-2004 Правила разработки программы работ по межгосударственной стандартизации

[3] Р 50.1.004-2011 Подготовка межгосударственных стандартов для принятия и применения в Российской Федерации в качестве национальных стандартов

[4] Порядок первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста документа, разработанного и применяемого в национальной системе стандартизации, общероссийского классификатора технико-экономической и социальной информации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, утвержденный Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 июля 2016 г. № 2306

[5] ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

[6] Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

[7] Порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 апреля 2016 г. № 447

[8] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

[9] Порядок и условия применения международных, межгосударственных, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств

Библиография (Измененная редакция, Изм. № 2).

Ключевые слова: межгосударственные стандарты; правила разработки, рассмотрения, введения в действие, применения, обновления, изменения, пересмотра, прекращения применения в Российской Федерации