Главная // Актуальные документы // Актуальные документы (обновление 2025.02.03-2025.03.01) // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
М.: ФГБУ "Институт стандартизации", 2024
Примечание к документу
Документ вводится в действие с 01.06.2025.

Взамен ГОСТ 23961-80.
Название документа
"ГОСТ 23961-2024. Межгосударственный стандарт. Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 05.12.2024 N 1849-ст)

"ГОСТ 23961-2024. Межгосударственный стандарт. Метрополитены. Габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава"
(введен в действие Приказом Росстандарта от 05.12.2024 N 1849-ст)


Содержание


Введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 5 декабря 2024 г. N 1849-ст
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МЕТРОПОЛИТЕНЫ
ГАБАРИТЫ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ,
ОБОРУДОВАНИЯ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Subways. Constraction, equipment
and rolling stock clearances
ГОСТ 23961-2024
МКС 93.060
Дата введения
1 июня 2025 года
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений" (АО "ЦНИИПромзданий"), Акционерным обществом "Мосинжпроект" (АО "Мосинжпроект") совместно с ОАО "НИПИИ "Ленметрогипротранс"; ГУП "Московский Метрополитен"; АО "Метрогипротранс"; АО "Моспромпроект", ГУП "Петербургский метрополитен"; Тоннельной Ассоциацией России под научным руководством д.т.н. Д.С. Конюхова, д.т.н. И.Я. Дормана при участии А.В. Панфилова, Т.Е. Мозжухиной, П.В. Кочеткова, А.М. Потокиной, Я.А. Рейсбих, А.А. Бочанаева, И.В. Муравьева, А.В. Ефремова, Е.В. Рытниковой, Е.В. Ивановой, Л.Б. Никандрова, Э.И. Ханукова, П.А. Якимова, В.Ю. Шибалева, к.т.н. Д.А. Цюпы, М.В. Королева, Е.А. Стрекаловского
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 ноября 2024 г. N 179-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Азербайджан
AZ
Азстандарт
Армения
AM
ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
Беларусь
BY
Госстандарт Республики Беларусь
Россия
RU
Росстандарт
Таджикистан
TJ
Таджикстандарт
Узбекистан
UZ
Узбекское агентство по техническому регулированию
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2024 г. N 1849-ст ГОСТ 23961-2024 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2025 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 23961-80
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Введение
Настоящий стандарт разработан в целях реализации требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, обеспечению безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, безопасности для пользователей зданий и сооружений, энергетической эффективности зданий и сооружений, безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду. Кроме того, настоящий стандарт обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", повышение уровня гармонизации нормативных требований с европейскими и международными нормативными документами, приведение к единообразию методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки, взаимную согласованность действующих нормативных документов в сфере строительства, снижение стоимости и сроков строительства, внедрение новых материалов и технологий.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на габариты приближения строений, оборудования и подвижного состава линий метрополитенов.
1.2 Установленные настоящим стандартом габариты необходимо применять при проектировании и строительстве новых линий метрополитена, сооружений и устройств на них, реконструкции существующих линий метрополитена, сооружений и устройств на них, проектировании, изготовлении, модернизации и ремонте подвижного состава для метрополитенов.
2 Термины, определения, сокращения и обозначения
2.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1 габарит подвижного состава (rolling stock gauge): Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии при максимальной вместимости.
2.1.2 габарит приближения оборудования (equipment clearance): Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части оборудования и устройств за исключением края станционной и служебной платформ или служебного мостика, элементов автоматических станционных дверей и частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава (например, скоба путевого автостопа, контактный рельс).
2.1.3 габарит приближения строений (constraction clearance): Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава и оборудования, не должны попадать никакие части станционных сооружений и строительных конструкций, кроме лестниц с торцов пассажирских платформ, лотковой части обделки, обжатой на породу, упоров тоннельных затворов с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж.
2.1.4 геометрический вынос подвижного состава (geometric offset of rolling stock): Отклонение частей подвижного состава относительно оси пути в кривой, определяемое расположением его продольной оси по хорде, проходящей через направляющие сечения.
2.1.5 контактный рельс (conductor rail): Вид контактной сети, предназначенный для контакта с рельсовыми токоприемниками подвижного состава.
2.1.6 направляющие сечения (guiding sections): Сечения, проходящие через оси колесных пар для двухосных единиц подвижного состава, через вертикальные оси шкворней тележек для четырехосных и по оси пятников кузова шестиосных.
2.1.7 проектное очертание подвижного состава (rolling stock design outline): Поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, внутри которого должны находиться все расположенные в рассматриваемом сечении элементы конструкции проектируемого подвижного состава, имеющие номинальные размеры.
2.1.8 пространство между габаритом приближения строений и габаритом приближения оборудования (space between structure gauge and rolling stock clearance): Пространство, установленное для размещения устройств пути, автоматики и телемеханики для движения поездов, связи, электроснабжения, освещения, электромеханических устройств, а также дорожки для прохода обслуживающего персонала, путей вывода людей при нештатной остановке поезда в тоннеле, пешеходных мостиков и платформ на перегонах между станциями и других эксплуатационных обустройств.
2.1.9 пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава (space between the equipment gauge and rolling stock clearance): Пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава, установленное для перемещений подвижного состава, вызываемых отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также динамическими колебаниями подвижного состава на рессорах; для размещения края станционной и служебной платформы или служебного мостика и частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава (например, скоба путевого автостопа, контактный рельс).
2.1.10 станция (station): Комплекс сооружений и устройств, позволяющих производить операции по приему, отправлению подвижного состава и обслуживанию пассажиров.
2.1.11 станция закрытого типа (platform screen doors station): Станция, пассажирский зал которой отделен от путевых тоннелей стенами (колоннами) с автоматическими станционными дверями.
2.1.12 строительное очертание подвижного состава (construction outline of rolling stock): Поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, подлежащее расчету для всех характерных сечений, наружу которого не должна выступать ни одна часть подвижного состава в этих сечениях, в его ненагруженном состоянии при нахождении на прямом горизонтальном пути и при совмещении его продольной, вертикальной, срединной плоскости с осью пути.
2.1.13 уровень головок рельсов (top of rails): Плоскость, горизонтальная относительно верха головок рельсов.
Примечания
1 На прямых участках трассы - горизонтальная линия, касательная к верху головок рельсов.
2 На участках трассы, требующих устройства возвышения наружного рельса в тоннелях и закрытых наземных участках, - горизонтальная линия с отклонением от нее на половину возвышения вверх наружного рельса, вниз внутреннего рельса.
3 На открытых участках трассы, требующих устройства возвышения наружного рельса - горизонтальная линия с отклонением от нее на величину возвышения вверх наружного рельса.
2.2 Сокращения и обозначения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения и обозначения:
ДАС - двери автоматические станционные;
УГР - уровень головок рельсов;
Cмк - габарит приближения строений, установленный для тоннелей кругового очертания;
Cмкд - габарит приближения строений, установленный для тоннелей кругового очертания в двухпутном исполнении в зоне служебных мостиков и платформ;
Cмп - габарит приближения строений, установленный для тоннелей, сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах;
Cмпп - габарит приближения строений, установленный для тоннелей прямоугольного очертания, сооружений и устройств наземных и надземных участков в зоне служебных мостиков и платформ;
Cмс - габарит приближения строений для станций в границах пассажирских платформ;
Cмз - габарит приближения строений для станций закрытого типа;
Oм - габарит приближения оборудования;
Oмк - габарит приближения оборудования, установленный для тоннелей кругового очертания;
Oмп - габарит приближения оборудования, установленный для тоннелей, сооружений и устройств наземных и надземных участков на перегонах;
Oмс - габарит приближения оборудования для станций в границах пассажирских платформ;
Oмз - габарит приближения оборудования для станций закрытого типа;
M - габарит подвижного состава, в том числе путевых и других машин в транспортном положении, предназначенных для эксплуатации на линиях метрополитена;
a - 1/2 ширины водоотводного лотка;
q - смещение оси габарита во внутреннюю сторону кривой относительно оси пути.
3 Общие положения
3.1 Настоящий стандарт устанавливает:
- габариты приближения строений;
- габарит приближения оборудования;
- габарит подвижного состава;
- строительное очертание подвижного состава;
- проектное очертание подвижного состава;
- пространство между габаритом приближения строений и габаритом приближения оборудования;
- пространство между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава;
- расстояния между осями смежных путей.
3.2 Для двухпутных тоннелей допускается совмещать Cмк и Cмп и принимать минимальное совмещенное очертание габарита приближения строений.
3.3 Пространство между габаритом подвижного состава и его строительным очертанием установлено для перемещений подвижного состава, вызываемых:
- допускаемыми в эксплуатации конструктивными зазорами при максимальных износах;
- наклонами кузова при асимметрии нагрузки, неравномерной осадке рессор и выборе зазора в скользунах;
- наклонами кузова из-за поломки элемента центральной рессоры.
Кроме того, дополнительно следует учитывать перемещения кузова вследствие боковой качки, крена и геометрических выносов в кривых участках, превышающие аналогичные перемещения кузова расчетного вагона.
3.4 Пространство между строительными и проектными очертаниями подвижного состава установлено для компенсации плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.
4 Габариты приближения строений
4.1 Габариты приближения строений должны соответствовать для однопутных тоннелей указанным на рисунках 1 - 3 при расположении контактного рельса слева от оси пути и на рисунке 4 - при расположении контактного рельса слева или справа от оси пути.
Габарит Cмс (см. рисунок 4) допускает расположение контактного рельса слева или справа от оси пути.
4.2 Габарит приближения строений Cмк (см. рисунок 1) установлен для прямых участков пути и кривых радиусом 200 м и более.
В кривых участках пути ось габарита должна быть смещена относительно оси пути во внутреннюю сторону кривой на величину q, мм, определяемую по формулам (1) и (2) при рельсах типов Р50 и Р65.
; (1)
, (2)
где 1700 - расстояние от центра габарита до точки, лежащей в плоскости касательной к головкам рельсов посередине пути, соответственно, при рельсах типа Р50, мм;
1670 - расстояние от центра габарита до точки, лежащей в плоскости касательной к головкам рельсов посередине пути, соответственно, при рельсах типа Р65, мм;
- тангенс угла наклона пути к горизонтали, определяемый по формуле (Б.20).
В кривых участках пути радиусом менее 200 м применение габарита Cсм должно быть обосновано размещением необходимого технологического оборудования и кабелей.
Ширину водоотводного лотка в границах укладки железобетонных полушпал и блоков с упругими элементами в чехлах следует принять не менее 400 мм на перегонах, не менее 700 мм в границах перегонного затвора и не менее 900 мм на станциях, продольный уклон дна водоотводного лотка - не менее .
Размер a устанавливают в зависимости от конструкции пути с учетом требований к конструктивным особенностям подрельсового основания.
За ось габарита следует принимать линию, проходящую через середину пути перпендикулярно к плоскости, касательной к головкам рельсов, на прямых участках пути и кривых участках без возвышения. Ось габарита совпадает с осью пути.
Габариты тоннелей кругового очертания диаметрами более 5200 мм следует определять расчетом, но принимать не менее габарита Cмк.
- линия приближения дорожки для прохода обслуживающего персонала;
- линия приближения водоотводного лотка;
- линия приближения основания пути или лотковой части обделки, обжатой на породу
--------------------------------
<*> Приведенные числовые значения размеров применяются при укладке в путь рельсов типа Р50. Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.
Рисунок 1 - Габарит Cмк для тоннелей
кругового очертания на перегонах
4.3 Очертание габарита приближения строений Cмп (см. рисунок 2), расположенное выше УГР, установлено для прямых участков пути. Для кривых участков пути поперечные размеры этого очертания следует увеличивать в соответствии с А.1.
Очертание габарита Cмп, расположенное ниже УГР, установлено для прямых и кривых участков пути.
Размер a следует устанавливать в зависимости от конструкции пути с учетом требований к конструктивным особенностям подрельсового основания.
- линия приближения колонн;
- линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;
- линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;
- линия приближения основания пути на бетонном слое;
- линия приближения основания пути на щебеночном балласте
--------------------------------
<*> Приведенные числовые значения размеров применяются при укладке в путь рельсов типа Р50. Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.
Рисунок 2 - Габарит Cмп для тоннелей прямоугольного
очертания, сооружений устройств наземных
и надземных участков на перегонах
- линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;
- линия приближения служебного мостика и платформы;
- линия приближения основания пути на бетонном слое;
- линия приближения основания пути на щебеночном балласте
--------------------------------
<*> Приведенные числовые значения размеров применяются при укладке в путь рельсов типа Р50. Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.
<**> Высоту платформы от УГР принимают не менее 1100 мм.
<***> Ширину прохода по платформе принимают не менее 700 мм.
Рисунок 3 - Габарит Cмпп для тоннелей прямоугольного
очертания, сооружений и устройств наземных
и надземных участков в зоне служебных мостиков и платформ
4.4 Очертание габаритов приближения строений Cмс (см. рисунок 4), расположенное выше УГР (кроме линии приближения колонн), установлено для прямых участков пути. Поперечные размеры правой части этого очертания и расстояние до перил на платформах, расположенных в кривых участках пути, увеличивают в соответствии с А.1.
Координаты верхнего края платформ на станциях на кривых участках пути следует принимать в соответствии с А.2.
Очертание габарита Cмс, расположенное ниже УГР, а также расстояние по горизонтали до линии приближения колонн установлено для прямых и кривых участков пути.
Размер a следует устанавливать в зависимости от конструкции пути с учетом требований к конструктивным особенностям подрельсового основания.
Размер 3150 мм допускается применять для стен служебных помещений, расположенных на пассажирских платформах, на длине до 10 м от их торца.
При оборудовании платформенного участка системой ДАС расстояние от линии приближения колонн до оси пути составляет 1750 мм.
- линия приближения перил на мостах и эстакадах, а также подпорных стен на открытых наземных участках линий;
- линия приближения основания пути на бетонном слое;
- линия приближения основания пути на щебеночном балласте;
- линия приближения перил на платформах;
- линия приближения водоотводного лотка при укладке верхнего строения пути на бетонном слое;
- линия приближения колонн
--------------------------------
<*> Приведенные числовые значения размеров применяются при укладке в путь рельсов типа Р50. Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.
<**> При размещении контактного рельса со стороны путевой стены размер 1350 мм увеличивают на 150 мм.
Рисунок 4 - Габарит Cмс для станций
в границах пассажирской платформы
4.5 Габариты приближения строений для двухпутных тоннелей должны соответствовать указанным на рисунке 5.
В двухпутных тоннелях, в местах изменения типа обделки с круглого на прямоугольное, в местах внутреннего усиления обделок и в других случаях невозможности использования одного из габаритов Cмкд и Cмп допускается комбинировать габариты Cмкд и Cмп и принимать минимальное совмещенное очертание габарита приближения строений.
- линия приближения водоотводного лотка;
- линия приближения служебного мостика и платформы;
- линия приближения зоны эвакуационного прохода;
- линия приближения дорожки для прохода обслуживающего персонала;
- линия приближения основания пути
--------------------------------
<*> Приведенные числовые значения размеров применяются при укладке в путь рельсов типа Р50. Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.
<**> Расстояние от оси тоннеля до УГР. Для тоннелей диаметром более 9400 мм следует определять расчетом.
<***> Размер может быть изменен с учетом используемой конструкции верхнего строения пути.
<*4> Высоту платформы от УГР принимают не менее 1100 мм.
<*5> Ширину прохода по платформе принимают не менее 700 мм.
Рисунок 5 - Габарит Cмкд для тоннелей кругового очертания
в двухпутном исполнении в зоне служебных мостиков и платформ
4.6 Расстояние между осями смежных путей на прямых участках, а также на кривых радиусом 500 м и более должно быть не менее:
- на главных путях в двухпутных тоннелях кругового и прямоугольного очертания без промежуточных опор - 3400 мм;
- мостах и эстакадах - 3700 мм;
- главных путях наземных участков и в местах укладки перекрестных съездов, а также путях для оборота составов - 4000 мм;
- парковых путях - 4200 мм;
- парковых путях, предназначенных также для обращения подвижного состава железных дорог колеи 1520 - 4800 мм;
- деповских путях (в здании) - 4500 мм.
Для кривых участков пути радиусом менее 500 м указанные расстояния, кроме расстояний на парковых путях, следует увеличивать с учетом максимально допускаемых скоростей движения поездов на перспективу в соответствии с А.3.
5 Габарит приближения оборудования
5.1 Габарит приближения оборудования на прямых участках пути должен соответствовать габариту Oм, указанному на рисунках 6 - 7.
Размеры по вертикали до точек д, е, ж, з допускается принимать уменьшенными на 30 мм для тоннелей кругового очертания при обращении вагонов в случае укладки в путь рельсов типа Р65.
Нижнее очертание габарита по линии в-р-с-т следует применять в местах отсутствия контактного рельса, а при наличии контактного рельса - по линии а-б.
Ширина желоба между боковой рабочей гранью головки ходового рельса и устройствами, расположенными внутри колеи, должна быть не менее 90 мм.
Ширина желоба между рельсом и контррельсом должна быть не менее 42 мм при условии обеспечения плавного отвода до ширины 90 мм в начале и конце контррельса.
Рисунок 6 - Габарит Oм. Верхнее очертание габарита Oм
- основное очертание габарита приближения оборудования;
- линия приближения контактного рельса;
- линия приближения порога и настилов;
- линия приближения шины автостопа в поднятом положении;
- линия приближения скобы пикетоотметчика;
- для мест установки автостопа на перегонах из железобетонных блоков и чугунных тюбингов, в которых отсутствует межреберное пространство или под конструкцией автостопа находятся ребра тюбинга, применяют габарит приближения автостопа по линии, отнесенной к "стесненным условиям";
- линия приближения датчиков автоведения (действительно и для правой части);
- линия приближения пункта подключения кабелей к контактному рельсу;
- линия приближения нижней постели шпалы при укладке бетонного основания пути в тоннелях кругового очертания
--------------------------------
<*> Приведенные числовые значения размеров применяются при укладке в путь рельсов типа Р50. Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.
<**> Размер допускается увеличивать до 890 мм в местах установки уплотнителей на порогах.
Рисунок 7 - Габарит Oм. Нижнее очертание габарита Oм
5.2 Размеры верхнего очертания, а также расстояние от оси пути до точки p нижнего очертания габарита Oм в кривых участках пути следует увеличивать на величины перемещений расчетного вагона (длина кузова - 18,2 м, база вагона - 12,6 м и база тележки - 2,1 м) в соответствии с приложением Б.
5.3 Размеры нижнего очертания габарита Oм (кроме размеров до точки p) действительны также и для кривых участков пути радиусом 200 м и более.
Для кривых участков пути радиусом менее 200 м расстояния по горизонтали до точек нижнего очертания габарита со стороны внутренней нитки следует дополнительно увеличивать:
- при радиусе кривой менее 100 м - на 20 мм;
- радиусе кривой от 100 до 124 м - на 16 мм;
- радиусе кривой от 125 до 149 м - на 11 мм;
- радиусе кривой от 150 до 199 м - на 6 мм.
5.4 В пространстве между габаритами Cмк и Oм в кривых участках радиусом 350 м и менее не допускается переход кабелей по своду с одной стороны тоннеля на другую.
5.5 Элементы конструкций и оборудования системы ДАС должны размещаться за пределами габарита приближения подвижного состава, за исключением расстояния от оси пути до полотна раздвижных автоматических дверей, которое следует принимать равным 1505 мм (с допуском +50 мм), и расстояния от оси пути до скоб безопасности, установленных на створках, которое следует принимать равным 1430 мм (с допуском +20 мм).
5.6 Для станций закрытого типа габариты приближения строений и приближения оборудования должны соответствовать указанным на рисунках 8 - 9.
- габарит приближения строений;
- габарит приближения оборудования
Рисунок 8 - Габариты приближения строений Cмз и приближения
оборудования Oмз станций закрытого типа
- основное очертание габарита приближения оборудования;
- линия приближения контактного рельса;
- линия приближения путевых устройств автоведения;
- линия приближения порога и настилов. В местах установки уплотнителей на порогах допускается увеличение размера от 880 до 890 мм со стороны, противоположной контактному рельсу;
- линия приближения путевой скобы автостопа в поднятом положении;
- линия приближения скобы пикетоотметчика;
a - наименьшая ширина желоба между рельсом и контррельсом - 44 мм
Рисунок 9 - Нижнее очертание габарита приближения
оборудования Oмз станций закрытого типа
6 Габарит подвижного состава
Габарит подвижного состава, а также путевых и других машин в транспортном положении, предназначенных для эксплуатации на линиях метрополитена, должен соответствовать указанному на рисунках 10 и 11.
Габариты путевых и других машин в рабочем положении следует устанавливать с учетом технологии выполняемых ими работ, безопасности эксплуатационной работы и сохранности оборудования, расположенного в соответствии с габаритом приближения оборудования Oм.
- только для зеркал заднего вида, видеокамер и другого дополнительного оборудования на внешней стороне кузова вагонов без изменения габаритов подвижного состава
Рисунок 10 - Габарит M. Верхнее очертание габарита M
- для токоприемника и индуктора автоведения расстояние от УГР до верхней плоскости индуктора автоведения должно быть не более 137 мм;
- для токоприемника в рабочем положении;
- только для скобы автостопа;
- только для корпуса редуктора
Рисунок 11 - Габарит M. Нижнее очертание габарита M
7 Совмещенные габариты приближения строений и оборудования
Совмещенные габариты приближения строений и приближения оборудования должны соответствовать [1] и указанным на рисунках 12 - 15.
- основное очертание габарита приближения оборудования;
- линия приближения контактного рельса;
- линия приближения порога и настилов;
- линия приближения шины автостопа в поднятом положении;
- линия приближения основания пути на бетонном слое;
- для мест установки автостопа на перегонах из железобетонных блоков и чугунных тюбингов, в которых отсутствует межреберное пространство или под конструкцией автостопа находятся ребра тюбинга, применяют габарит приближения автостопа по линии, отнесенной к "стесненным условиям";
- линия приближения датчиков автоведения (действительно и для правой части);
- линия приближения пункта подключения кабелей к контактному рельсу;
- линия приближения нижней постели шпалы при укладке бетонного основания пути в тоннелях кругового очертания
--------------------------------
<*> Приведенные числовые значения размеров применяются при укладке в путь рельсов типа Р50. Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.
Рисунок 12 - Совмещенные габариты приближения строений Cмк
и приближения оборудования Oмк
- основное очертание габарита приближения оборудования;
- линия приближения контактного рельса;
- линия приближения порога и настилов;
- линия приближения шины автостопа в поднятом положении;
- линия приближения основания пути на бетонном слое;
- линия приближения основания пути на щебеночном балласте;
- для мест установки автостопа на перегонах из железобетонных блоков и чугунных тюбингов, в которых отсутствует межреберное пространство или под конструкцией автостопа находятся ребра тюбинга, применяют габарит приближения автостопа по линии, отнесенной к "стесненным условиям";
- линия приближения датчиков автоведения (действительно и для правой части);
- линия приближения пункта подключения кабелей к контактному рельсу
--------------------------------
<*> Приведенные числовые значения размеров применяются при укладке в путь рельсов типа Р50. Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.
Рисунок 13 - Совмещенные габариты приближения строений Cмп
и приближения оборудования Oмп
- основное очертание габарита приближения оборудования;
- линия приближения контактного рельса;
- линия приближения порога и настилов;
- линия приближения шины автостопа в поднятом положении;
- линия приближения основания пути на бетонном слое;
- линия приближения основания пути на щебеночном балласте;
- для мест установки автостопа на перегонах из железобетонных блоков и чугунных тюбингов, в которых отсутствует межреберное пространство или под конструкцией автостопа находятся ребра тюбинга, применяют габарит приближения автостопа по линии, отнесенной к "стесненным условиям";
- линия приближения датчиков автоведения (действительно и для правой части);
- линия приближения пункта подключения кабелей к контактному рельсу
--------------------------------
<*> Приведенные числовые значения размеров применяются при укладке в путь рельсов типа Р50. Размер следует увеличить на 30 мм при укладке в путь рельсов типа Р65.
Рисунок 14 - Совмещенные габариты приближения строений Cмс
и приближения оборудования Oмс
- основное очертание габарита приближения оборудования;
- линия приближения контактного рельса;
- линия приближения порога и настилов
Рисунок 15 - Совмещенные габариты приближения строений Cмз
и приближения оборудования Oмз для станций закрытого типа
8 Строительное и проектное очертания подвижного состава
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду рисунок 10, а не рисунок 16.
8.1 Максимально допускаемые поперечные размеры Boi строительного очертания подвижного состава метрополитенов следует определять путем уменьшения размеров по горизонтали габарита M (см. рисунок 16) с каждой стороны на величину необходимых горизонтальных ограничений габарита Eв или Eн (поперечных перемещений подвижного состава при вписывании в кривую расчетного радиуса с учетом наибольших допускаемых износов ходовых частей) по формуле
Boi = Bi - E, (3)
где Boi - расстояние по горизонтали от оси пути до искомой i-й точки строительного очертания, мм;
Bi - расстояние по горизонтали от оси пути до i-й точки габарита подвижного состава M, мм;
E - одно из указанных выше горизонтальных ограничений габарита подвижного состава Eв или Eн (внутреннее или наружное), мм.
8.2 Расстояния по вертикали до точек верхнего очертания габарита M (рисунок 10, кроме точки 11) являются одновременно и максимальными расстояниями по вертикали до соответствующих точек строительного очертания верхней части подвижного состава в ненагруженном состоянии при колесах наибольшего диаметра.
Размеры строительного очертания нижней части подвижного состава (кроме токоприемника) по вертикали следует определять путем увеличения размеров по вертикали габарита M (рисунок 11) в точках 11, 12, 13, 14, 15 - 27 на величину вертикальных ограничений (понижений соответствующих частей подвижного состава, возможных в процессе эксплуатации, вследствие максимального нормируемого износа ходовых частей, равномерной осадки рессор и их прогиба от расчетной нагрузки и динамических колебаний).
Размеры строительного очертания токоприемника по вертикали необходимо определять с учетом следующих требований:
- токоприемник нового вагона в верхнем положении не должен выходить по высоте за пределы линии 13-13' нижнего очертания габарита M (рисунок 11);
- нижняя плоскость токоприемника должна быть выше линии 15-15' нижнего очертания габарита M на величину возможного понижения токоприемника вследствие износа колесных пар за период между регулировками высоты токоприемника.
8.3 Методика определения строительных размеров подвижного состава приведена в приложении В.
8.4 Проектное очертание подвижного состава следует определять путем уменьшения его строительного очертания на величину соответствующих плюсовых допусков при изготовлении и ремонте подвижного состава.
8.5 Вписывание проектируемого подвижного состава в габарит M следует осуществлять посредством совмещения на одном чертеже строительного и проектного очертаний подвижного состава и внешнего контура соответствующих его частей (кузова, тележки и укрепленных на них деталей).
Для наиболее приближенной к габариту точки, вписываемой в габарит части подвижного состава, необходимо указать координаты: горизонтальная - от продольной, вертикальной, серединной плоскости подвижного состава; вертикальная - от УГР.
Кроме того, на схеме расположения надкузовного и подкузовного оборудования должны быть указаны расстояния от проверяемых сечений рассматриваемой части подвижного состава до направляющих сечений.
8.6 Запрещается выпуск предприятием-изготовителем единиц подвижного состава с нарушением строительного очертания.
Приложение А
(обязательное)
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ РАЗМЕРОВ ГАБАРИТОВ
ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ, ПРИВЯЗОК ВЕРХНЕГО КРАЯ ПЛАТФОРМ
И РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ ОСЯМИ СМЕЖНЫХ ПУТЕЙ В КРИВЫХ УЧАСТКАХ
А.1 Поперечные размеры габарита Cмп (см. рисунок 2), а также поперечные размеры правой части габарита Cмс (см. рисунок 4) и расстояние до перил на платформах в кривых участках пути следует увеличивать:
- с внутренней стороны кривой - на величину dвн, мм, по формуле
dвн = bR + bh; (А.1)
- с наружной стороны кривой - на величину dнар, мм, по формуле
dнар = bR - bh, (А.2)
где bR - максимальный геометрический вынос расчетного вагона в кривой данного радиуса, мм;
bh - горизонтальное перемещение расчетного вагона при его наклоне от возвышения наружного рельса, мм.
Величины bR и bh следует принимать в соответствии с таблицами А.1 и А.2.
При определении расстояний от оси пути до стен тоннелей прямоугольного очертания величину bh следует принимать:
- для наружной стороны кривой при H = 1000 мм,
- для внутренней - при H = 3260 мм.
Таблица А.1
Геометрический вынос расчетного вагона в кривой радиуса R
R, м
bR, мм
R, м
bR, мм
R, м
bR, мм
R, м
bR, мм
4000
5
1000
21
350
60
150
140
3000
7
800
26
300
70
125
168
2000
10
600
35
250
84
100
210
1500
14
500
42
200
105
80
262
1200
18
400
52
175
120
60
350
Таблица А.2
Горизонтальные перемещения bh
Высота H от УГР до точек габарита
Горизонтальные перемещения bh при возвышении наружного рельса h, мм
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
3950 - 3901
25
49
74
99
123
148
173
197
222
247
271
296
3900 - 3801
24
49
73
97
122
146
171
195
219
244
268
292
3800 - 3701
24
48
71
95
119
142
166
190
214
237
261
285
3700 - 3601
23
46
69
92
116
139
162
185
208
231
254
277
3600 - 3501
22
45
67
90
112
135
157
180
202
225
247
270
3500 - 3401
22
44
66
87
109
131
153
175
197
219
241
262
3400 - 3301
21
43
64
85
106
127
149
170
191
212
234
255
3300 - 3201
21
41
62
82
103
124
144
165
186
206
227
247
3200 - 3101
20
40
60
80
100
120
140
160
180
200
220
240
3100 - 3001
19
39
58
77
97
116
136
155
174
194
213
232
3000 - 2901
19
38
56
75
94
112
131
150
169
187
206
225
2900 - 2801
18
36
54
72
91
109
127
145
163
181
199
217
2800 - 2701
18
35
52
70
87
105
122
140
157
175
192
210
2700 - 2601
17
34
51
67
84
101
118
135
152
169
186
202
2600 - 2501
16
32
49
65
81
97
114
130
146
162
179
195
2500 - 2401
16
31
47
62
78
94
109
125
141
156
172
187
2400 - 2301
15
30
45
60
75
90
105
120
135
150
165
180
2300 - 2201
14
29
43
57
72
86
101
115
129
144
158
172
2200 - 2101
14
28
41
55
69
82
96
110
124
137
151
165
2100 - 2001
13
26
39
52
66
79
92
105
118
131
144
157
2000 - 1901
12
25
37
50
62
75
87
100
112
125
137
150
1900 - 1801
12
24
36
47
59
71
83
95
107
119
131
142
1800 - 1701
11
22
34
45
56
67
79
90
101
112
124
135
1700 - 1601
11
21
32
42
53
64
74
85
96
106
117
127
1600 - 1501
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
1500 - 1401
9
19
28
37
47
56
66
75
84
94
103
112
1400 - 1301
9
18
26
35
44
52
61
70
79
87
96
105
1300 - 1201
8
16
24
32
41
49
57
65
73
81
89
97
1200 - 1101
8
15
22
30
37
45
52
60
67
75
82
90
1100 - 1001
7
14
21
27
34
41
48
55
62
69
76
82
1000 - 901
6
12
19
25
31
37
44
50
56
62
69
75
900 - 801
6
11
17
22
28
34
39
45
51
56
62
67
800 - 701
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
700 - 601
4
9
13
17
22
26
31
35
39
44
48
52
600 - 501
4
8
11
15
19
22
26
30
34
37
41
45
500 - 401
3
6
9
12
16
19
22
25
28
31
34
37
400 - 301
2
5
7
10
12
15
17
20
22
25
27
30
300 - 201
2
4
6
7
9
11
13
15
17
19
21
22
200 - 101
1
2
4
5
6
7
9
10
11
12
14
15
100 - 0
1
1
2
2
3
4
4
5
6
6
7
7
А.2 Координаты верхнего края платформ на станциях на кривых участках пути следует принимать по таблице А.3.
Координаты верхнего края служебных платформ на кривых участках пути на перегонах следует принимать по таблице А.4
Таблица А.3
Координаты верхнего края платформы
на станциях на кривых участках пути
Радиус кривой, м
Обозначение координат
Координаты верхнего края платформы, мм, при возвышении наружного рельса h, мм
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
3000
Y0
1100
1100
1100
1100
X0
1457
1457
1457
1457
Yвн
1091
1082
1072
1063
Xвн
1464
1471
1477
1484
Yнар
1109
1118
1127
1136
Xнар
1450
1443
1436
1429
2000
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1460
1460
1460
1460
1460
1460
Yвн
1091
1082
1072
1063
1054
1044
Xвн
1467
1474
1480
1487
1494
1500
Yнар
1109
1118
1127
1136
1145
1154
Xнар
1453
1446
1439
1432
1425
1418
1500
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1464
1464
1464
1464
1464
1464
1464
1464
Yвн
1091
1082
1072
1063
1053
1044
1035
1025
Xвн
1471
1478
1484
1491
1498
1504
1511
1517
Yнар
1109
1118
1127
1136
1145
1154
1163
1172
Xнар
1457
1450
1443
1436
1429
1422
1414
1407
1200
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1468
1468
1468
1468
1468
1468
1468
1468
1468
1468
1468
Yвн
1091
1082
1072
1063
1053
1044
1034
1025
1015
1006
997
Xвн
1475
1482
1488
1495
1502
1508
1515
1521
1528
1534
1540
Yнар
1109
1118
1127
1136
1146
1154
1163
1172
1181
1190
1199
Xнар
1461
1454
1447
1440
1433
1426
1418
1411
1404
1396
1389
1000
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1471
1471
1471
1471
1471
1471
1471
1471
1471
1471
1471
1471
Yвн
1091
1081
1072
1063
1053
1044
1034
1025
1015
1006
996
986
Xвн
1478
1485
1491
1498
1505
1511
1519
1524
1531
1537
1543
1550
Yнар
1109
1118
1127
1137
1146
1155
1164
1172
1181
1190
1199
1208
Xнар
1464
1457
1450
1443
1436
1429
1421
1414
1406
1399
1392
1384
800
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1476
1476
1476
1476
1476
1476
1476
1476
1476
1476
1476
1476
Yвн
1091
1081
1072
1063
1053
1044
1034
1024
1015
1005
996
986
Xвн
1483
1490
1496
1503
1510
1516
1523
1529
1536
1542
1548
1555
Yнар
1109
1118
1128
1137
1146
1155
1164
1173
1182
1190
1199
1208
Xнар
1469
1462
1455
1448
1441
1434
1426
1419
1412
1404
1397
1389
600
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1485
1485
1485
1485
1485
1485
1485
1485
1485
1485
1485
1485
Yвн
1091
1081
1072
1062
1053
1043
1034
1024
1014
1005
995
985
Xвн
1492
1499
1505
1512
1519
1525
1532
1538
1545
1551
1557
1564
Yнар
1109
1118
1128
1137
1146
1155
1164
1173
1182
1191
1200
1209
Xнар
1478
1471
1464
1457
1450
1442
1435
1428
1420
1413
1406
1398
500
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1492
1492
1492
1492
1492
1492
1492
1492
1492
1492
1492
1492
Yвн
1091
1081
1072
1062
1053
1043
1033
1024
1014
1004
994
985
Xвн
1499
1506
1512
1519
1526
1532
1539
1545
1552
1558
1564
1571
Yнар
1109
1118
1128
1137
1146
1155
1164
1173
1182
1191
1200
1209
Xнар
1485
1478
1471
1464
1457
1450
1442
1435
1428
1420
1412
1405
400
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1502
1502
1502
1502
1502
1502
1502
1502
1502
1502
1502
1502
Yвн
1091
1081
1072
1062
1052
1043
1033
1023
1013
1004
994
984
Xвн
1509
1516
1522
1529
1536
1542
1549
1555
1562
1568
1574
1580
Yнар
1109
1118
1128
1137
1146
1156
1165
1174
1183
1192
1201
1210
Xнар
1495
1488
1481
1474
1467
1460
1452
1445
1437
1430
1422
1415
350
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
Yвн
1090
1081
1071
1062
1052
1042
1033
1023
1013
1003
993
983
Xвн
1517
1524
1530
1537
1544
1550
1557
1563
1570
1576
1582
1588
Yнар
1109
1119
1128
1138
1147
1156
1165
1174
1184
1193
1202
1211
Xнар
1503
1496
1489
1482
1475
1468
1460
1453
1446
1438
1430
1423
300
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
1520
Yвн
1090
1081
1071
1062
1052
1042
1032
1022
1012
1002
992
982
Xвн
1527
1534
1540
1547
1554
1560
1567
1573
1580
1586
1592
1598
Yнар
1110
1119
1128
1138
1147
1156
1165
1175
1184
1193
1202
1211
Xнар
1513
1506
1499
1492
1485
1478
1470
1463
1455
1448
1440
1433
Примечание - В таблице приведены следующие координаты:
Y0 - высота платформ, измеряемая по перпендикуляру к плоскости, касательной к головкам рельсов;
X0 - расстояние от оси габарита до края платформы, измеряемое параллельно плоскости, касательной к головкам рельсов;
Yвн, Yнар - высота платформ, измеряемая по вертикали от горизонтальной плоскости, проходящей через середину пути, имеющего возвышение наружного рельса, соответственно с внутренней и наружной сторон кривой;
Xвн, Xнар - расстояния по горизонтали от оси пути (вертикальной линии, проходящей через середину пути) до края платформы соответственно с внутренней и наружной сторон кривой.
Для промежуточных значений кривых участков пути и возвышений наружного рельса координаты следует определять по линейной интерполяции.
Таблица А.4
Координаты верхнего края служебных платформ и мостиков
на кривых участках пути
Радиус кривой, м
Обозначение координат
Координаты верхнего края платформы, мм, при возвышении наружного рельса h, мм
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
4000
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1505
1505
1505
1505
1505
1505
1505
1505
1505
1505
1505
1505
1505
Yвн
1100
1091
1081
1072
1062
1052
1043
1033
1023
1014
1004
994
984
Xвн
1505
1512
1519
1525
1532
1539
1545
1552
1558
1564
1571
1577
1583
Yнар
1100
1109
1119
1128
1137
1146
1156
1165
1174
1183
1192
1201
1209
Xнар
1505
1498
1491
1484
1477
1470
1463
1455
1448
1441
1433
1426
1419
3000
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1507
1507
1507
1507
1507
1507
1507
1507
1507
1507
1507
1507
1507
Yвн
1100
1091
1081
1072
1062
1052
1043
1033
1023
1014
1004
994
984
Xвн
1507
1514
1521
1527
1534
1541
1547
1554
1560
1566
1573
1579
1585
Yнар
1100
1109
1119
1128
1137
1147
1156
1165
1174
1183
1192
1201
1210
Xнар
1507
1500
1493
1486
1479
1472
1465
1457
1450
1443
1435
1428
1421
2000
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
Yвн
1100
1091
1081
1071
1062
1052
1043
1033
1023
1013
1004
994
984
Xвн
1510
1517
1524
1530
1537
1544
1550
1557
1563
1569
1576
1582
1588
Yнар
1100
1109
1119
1128
1137
1147
1156
1165
1174
1183
1192
1201
1210
Xнар
1510
1503
1496
1489
1482
1475
1468
1460
1453
1446
1438
1431
1424
1500
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
1510
Yвн
1100
1091
1081
1071
1062
1052
1042
1033
1023
1013
1003
994
984
Xвн
1514
1521
1528
1534
1541
1548
1554
1561
1567
1573
1580
1586
1592
Yнар
1100
1109
1119
1128
1137
1147
1156
1165
1174
1183
1192
1201
1210
Xнар
1514
1507
1500
1493
1486
1479
1472
1464
1457
1510
1442
1435
1427
1200
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1518
1518
1518
1518
1518
1518
1518
1518
1518
1518
1518
1518
1518
Yвн
1100
1090
1081
1071
1062
1052
1042
1033
1023
1013
1003
993
983
Xвн
1518
1525
1532
1538
1545
1552
1558
1565
1571
1577
1584
1590
1596
Yнар
1100
1109
1119
1128
1138
1147
1156
1165
1174
1184
1193
1202
1210
Xнар
1518
1511
1504
1497
1790
1483
1476
1468
1461
1454
1446
1439
1431
1000
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1521
1521
1521
1521
1521
1521
1521
1521
1521
1521
1521
1521
1521
Yвн
1100
1090
1081
1071
1062
1052
1042
1032
1023
1013
1003
993
983
Xвн
1521
1528
1535
1541
1548
1555
1561
1568
1574
1580
1587
1593
1599
Yнар
1100
1109
1119
1128
1138
1147
1156
1165
1175
1184
1193
1202
1211
Xнар
1521
1514
1507
1500
1493
1486
1479
1471
1464
1457
1449
1442
1434
800
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1526
1526
1526
1526
1526
1526
1526
1526
1526
1526
1526
1526
1526
Yвн
1100
1090
1081
1071
1062
1052
1042
1032
1022
1013
1003
993
983
Xвн
1526
1533
1540
1546
1553
1560
1566
1573
1579
1585
1592
1598
1604
Yнар
1100
1110
1119
1128
1138
1147
1156
1166
1175
1184
1193
1202
1211
Xнар
1526
1519
1512
1505
1498
1491
1484
1476
1469
1462
1454
1447
1439
600
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
Yвн
1100
1090
1081
1071
1061
1052
1042
1032
1022
1012
1002
992
982
Xвн
1535
1542
1549
1555
1562
1569
1575
1582
1588
1594
1601
1607
1613
Yнар
1100
1110
1119
1129
1138
1147
1157
1166
1175
1184
1194
1203
1212
Xнар
1535
1528
1521
1514
1507
1500
1493
1485
1478
1471
1463
1456
1448
500
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
1542
Yвн
1100
1090
1081
1071
1061
1051
1041
1032
1022
1012
1002
992
982
Xвн
1542
1549
1556
1562
1569
1576
1582
1589
1595
1601
1608
1614
1620
Yнар
1100
1110
1119
1129
1138
1148
1157
1166
1176
1185
1194
1203
1212
Xнар
1542
1535
1528
1521
1514
1507
1500
1492
1485
1478
1470
1463
1455
400
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1552
1552
1552
1552
1552
1552
1552
1552
1552
1552
1552
1552
1552
Yвн
1100
1090
1081
1071
1061
1051
1041
1031
1021
1011
1001
991
981
Xвн
1552
1559
1566
1572
1579
1586
1592
1599
1605
1611
1618
1624
1630
Yнар
1100
1110
1119
1129
1138
1148
1157
1167
1176
1185
1195
1204
1213
Xнар
1552
1545
1538
1531
1524
1517
1510
1502
1495
1488
1480
1473
1465
350
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1560
1560
1560
1560
1560
1560
1560
1560
1560
1560
1560
1560
1560
Yвн
1100
1090
1080
1071
1061
1051
1041
1031
1021
1011
1001
990
980
Xвн
1560
1567
1574
1580
1587
1594
1600
1607
1613
1619
1626
1632
1638
Yнар
1100
1110
1119
1129
1139
1148
1158
1167
1177
1186
1195
1204
1214
Xнар
1560
1553
1546
1539
1532
1525
1518
1510
1503
1496
1488
1481
1473
300
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1570
1570
1570
1570
1570
1570
1570
1570
1570
1570
1570
1570
1570
Yвн
1100
1090
1080
1070
1060
1050
1040
1030
1020
1010
1000
990
979
Xвн
1570
1577
1584
1590
1497
1604
1610
1617
1623
1629
1636
1642
1648
Yнар
1100
1110
1120
1129
1139
1149
1158
1168
1177
1186
1196
1205
1214
Xнар
1570
1563
1556
1549
1542
1535
1528
1520
1513
1506
1498
1491
1483
250
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1584
1584
1584
1584
1584
1584
1584
1584
1584
1584
1584
1584
1584
Yвн
1100
1090
1080
1070
1060
1050
1040
1030
1020
1009
999
989
978
Xвн
1584
1591
1598
1604
1611
1618
1624
1631
1637
1643
1650
1656
1662
Yнар
1100
1110
1120
1130
1139
1149
1159
1168
1178
1187
1197
1206
1215
Xнар
1584
1577
1570
1563
1556
1549
1542
1534
1527
1520
1512
1505
1497
200
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1605
1605
1605
1605
1605
1605
1605
1605
1605
1605
1605
1605
1605
Yвн
1100
1090
1080
1070
1060
1049
1039
1029
1018
1008
998
987
977
Xвн
1605
1612
1619
1625
1632
1639
1645
1652
1658
1664
1670
1677
1683
Yнар
1100
1110
1120
1130
1140
1150
1159
1169
1170
1188
1198
1207
1217
Xнар
1605
1598
1591
1584
1577
1570
1563
1555
1548
1541
1533
1526
1518
175
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1620
1620
1620
1620
1620
1620
1620
1620
1620
1620
1620
1620
1620
Yвн
1100
1090
1080
1069
1059
1049
1039
1028
1018
1007
997
986
976
Xвн
1620
1627
1634
1640
1647
1654
1660
1667
1673
1679
1685
1692
1698
Yнар
1100
1110
1120
1130
1140
1150
1160
1170
1180
1189
1199
1209
1218
Xнар
1620
1613
1606
1599
1592
1585
1578
1570
1563
1556
1548
1541
1533
150
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1640
1640
1640
1640
1640
1640
1640
1640
1640
1640
1640
1640
1640
Yвн
1100
1090
1079
1069
1059
1048
1038
1027
1017
1006
996
985
974
Xвн
1640
1647
1654
1660
1667
1674
1680
1687
1693
1699
1705
1712
1718
Yнар
1100
1110
1120
1131
1141
1151
1161
1171
1181
1190
1200
1210
1220
Xнар
1640
1633
1626
1619
1612
1605
1598
1590
1583
1576
1568
1561
1553
125
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1668
1668
1668
1668
1668
1668
1668
1668
1668
1668
1668
1668
1668
Yвн
1100
1090
1079
1069
1058
1047
1037
1026
1015
1005
994
983
972
Xвн
1668
1675
1682
1688
1695
1702
1708
1714
1721
1727
1733
1740
1746
Yнар
1100
1110
1121
1131
1141
1152
1162
1172
1182
1192
1202
1212
1222
Xнар
1668
1661
1654
1647
1640
1633
1626
1618
1611
1604
1596
1589
1581
100
Y0
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
1100
X0
1710
1710
1710
1710
1710
1710
1710
1710
1710
1710
1710
1710
1710
Yвн
1100
1089
1079
1068
1057
1046
1035
1024
1013
1002
991
980
969
Xвн
1710
1717
1724
1730
1737
1744
1750
1756
1763
1769
1775
1781
1787
Yнар
1100
1111
1121
1132
1142
1153
1163
1174
1184
1194
1205
1215
1225
Xнар
1710
1703
1696
1689
1682
1675
1668
1660
1653
1646
1638
1631
1623
А.3 Расстояния между осями смежных путей на кривых участках пути радиусом менее 500 м следует увеличивать:
- на значение dм - при отсутствии возвышения, или при равных возвышениях наружных рельсов обоих путей, или при возвышении наружного рельса внешнего пути менее возвышения наружного рельса внутреннего пути;
- на значение - при возвышении наружного рельса внешнего пути более возвышения наружного рельса внутреннего пути.
Значения dм и приведены в таблице А.5.
А.4 Отводы уширений габаритов приближения строений, а также габарита приближения оборудования и расстояний между осями смежных путей на подходах к кривым участкам следует производить от нуля до полной нормы, соответствующей круговой кривой по прямолинейной зависимости.
Отводы уширений габаритов следует начинать:
- при наличии переходной кривой - за 10 м до начала этой кривой со стороны наружной рельсовой нити и за 5 м - со стороны внутренней рельсовой нити;
- отсутствии переходной кривой - соответственно за 12 и 8 м до начала круговой кривой.
Отводы уширений габаритов следует заканчивать:
- при наличии переходной кривой - за 5 м до начала круговой кривой со стороны наружной рельсовой нити и в начале круговой кривой - со стороны внутренней рельсовой нити;
- отсутствии переходной кривой - за 2 м до начала круговой кривой со стороны наружной рельсовой нити и на круговой кривой, в 5 м от ее начала - со стороны внутренней рельсовой нити.
Таблица А.5
Нормы увеличения горизонтальных расстояний
между осями смежных путей в кривых участках
Радиус кривой, м
dм, мм, при возвышении наружного рельса внешнего пути hнар, мм
При возвышении наружного рельса внешнего пути hнар, мм, более возвышения наружного рельса внутреннего пути hвн, мм
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
hнар - hвн, мм
, мм
400
-
122
130
137
145
152
159
167
174
182
189
196
204
5
dм + 10
350
-
137
145
152
160
167
174
182
189
197
204
211
219
10
dм + 20
15
dм + 30
300
150
157
165
172
180
187
194
202
209
217
224
231
239
20
dм + 41
25
dм + 51
250
178
185
193
200
208
215
222
230
237
245
252
259
267
30
dм + 61
35
dм + 71
200
220
227
235
242
250
257
264
272
279
287
294
301
309
40
dм + 82
45
dм + 92
175
250
257
265
272
280
287
294
302
309
317
324
331
339
50
dм + 102
55
dм + 112
150
290
297
305
312
320
327
334
342
349
357
364
371
379
60
dм + 122
65
dм + 132
125
346
353
361
368
376
383
390
398
405
412
420
427
435
70
dм + 143
75
dм + 153
100
430
437
450
452
460
467
474
482
489
497
504
511
519
80
dм + 163
90
dм + 183
80
535
542
550
557
565
572
579
587
594
602
609
616
624
100
dм + 204
110
dм + 224
60
710
717
725
732
740
747
754
762
769
777
784
791
799
120
dм + 244
А.5 Вновь сооружаемые или реконструируемые служебные платформы (сходные устройства для машинистов, технические платформы, служебные мостики), расположенные на перегонах главных путей, оборотных (станционных), смотровых и деповских путях, в прямых участках пути должны иметь привязку верхнего края:
- от оси пути - 1500 мм;
- УГР - не менее 1100 мм и не более 1150 мм.
На кривых участках пути привязку верхнего края служебных платформ и мостиков высотой 1100 мм принимают по таблице А.4.
На кривых участках пути привязку верхнего края служебных платформ и мостиков высотой 1150 мм принимают по таблице А.4, к значениям координат Y0, Yвн, Yнар необходимо прибавить 50 мм либо произвести расчет Yвн, Xвн, Yнар, Xнар по формулам (Б.16) - (Б.19), используя привязки Y0 = 1150 мм, X0 = 1500 мм + bR.
При расчетах габаритных норм таких платформ, расположенных на подходах к кривым участкам путей, необходимо использовать указания пункта А.4.
Приложение Б
(обязательное)
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ГАБАРИТА ПРИБЛИЖЕНИЯ
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КРИВЫХ УЧАСТКОВ ПУТИ
Б.1 Размеры габарита Oм в точках а, б, в, г, д, е, ж, з, р, с, т для кривых участков пути необходимо увеличивать на следующие дополнительные смещения в кривых расчетного вагона:
- bR - максимальный геометрический вынос, мм, расчетного вагона в кривой данного радиуса, определяемый по формуле
, (Б.1)
где R - радиус кривой, м;
- и - соответственно горизонтальное и вертикальное смещения точек расчетного вагона при наклоне на рессорах под воздействием центробежной силы и силы тяжести, мм.
Величины и определяют по формулам:
; (Б.2)
, (Б.3)
где h - возвышение наружного рельса в кривой, мм;
H - высота рассматриваемой точки габарита приближения оборудования в прямой, считая от УГР, мм;
B - расстояние от оси пути до данной точки габарита приближения оборудования в прямой, мм;
h0 - высота центра поворота кузова вагона на рессорах при боковых колебаниях, мм.
Б.2 Размеры габарита Oм, увеличенные на указанные в Б.1 смещения, допускается принимать в двух системах координат (см. рисунок Б.1):
- первая (наклонная) - ось ординат Y0-Y0 проходит через середину пути (точку 0) и перпендикулярна к касательной к головкам рельсов X0-X0;
Рисунок Б.1 - Система координат для измерения габарита Oм
в кривых участках пути
В первой системе координат габарит приближения оборудования в кривой симметричен относительно оси Y0-Y0, то есть координаты X0 и Y0 какой-либо его точки как для наружной, так и для внутренней стороны данной кривой установлены одинаковыми.
Вторая (горизонтально-вертикальная) ось ординат Y-Y проходит через середину пути (точку 0) и перпендикулярна к горизонтальной оси X-X, проходящей также через точку 0.
Во второй системе координат габарит приближения оборудования в кривой не симметричен относительно оси Y-Y, то есть координаты какой-либо точки при ее расположении с наружной и внутренней сторон одной и той же кривой разные.
Б.3 Вертикальную Y0 и горизонтальную X0 координаты габарита Oм в первой системе координат определяют по формулам:
- для точки а
Y0 = H = 0; (Б.4)
X0 = B = 1660; (Б.5)
- для точки б
Y0 = 550; (Б.6)
X0 = B = 1660; (Б.7)
- для точек в, р
Y0 = H(Hв = 550 мм; Hр = 300 мм); (Б.8)
; (Б.9)
- для точек е, д, г
Y0 = H - B·0,000134h; (Б.10)
; (Б.11)
- для точек ж, з
Y0 = H + B·0,000134h; (Б.12)
; (Б.13)
- для точек с, т
Y0 = H; (Б.14)
X0 = B. (Б.15)
Координаты X0 и Y0 точек нижнего очертания габарита Oм, не указанные в Б.1, следует принимать по рисунку 7.
Б.4 Вертикальные и горизонтальные координаты точек габарита Oм (соответственно Yвн, Yнар и Xвн, Xнар) для внутренней и наружной сторон кривой во второй системе координат определяют по формулам:
; (Б.16)
; (Б.17)
; (Б.18)
, (Б.19)
где - угол наклона пути к горизонтали в градусах, определяемый по формуле
, (Б.20)
где h - возвышение наружного рельса в кривой, мм;
1600 - расстояние между кругами катания колес по рельсам, мм.
Б.5 Числовые значения координат X0, Y0, Xвн, Yвн, Xнар, Yнар, рассчитанные в соответствии с данной методикой, приводят в соответствующей инструкции по применению габаритов приближения строений, оборудования и подвижного состава метрополитенов.
Приложение В
(обязательное)
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ
ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ГАБАРИТА M
В.1 Определение горизонтальных ограничений габарита M
В.1.1 Горизонтальные ограничения подразделяются на внутренние (Eв) и наружные (Eн).
Ограничения следует определять:
- внутренние - для поперечных сечений, расположенных в пределах базы подвижного состава (между направляющими сечениями <*>);
- наружные - для поперечных сечений, расположенных за пределами базы подвижного состава (снаружи направляющих сечений <*>).
--------------------------------
<*> Направляющие сечения - сечения, проходящие через оси колесных пар для двухосных единиц подвижного состава и через вертикальные оси шкворней тележек для четырехосных.
В.1.2 Величину внутренних ограничений Eв, мм, и наружных Eн, мм, определяют по формулам:
, (В.1)
. (В.2)
В.1.2.1 - горизонтальное перемещение подвижного состава соответственно в кривой и в прямой при извилистом его движении из-за наличия зазора между внутренней рабочей гранью рельса и гребнем поверхности катания колеса при максимальной (с учетом допуска) ширине рельсовой колеи (в кривой - Sкр, в прямой - Sпр) и минимально допустимой в эксплуатации толщине гребня поверхности катания колеса.
Величины Sкр и Sпр, мм, определяют по формулам:
, (В.3)
, (В.4)
где d = d' + 2h' - минимальное расстояние между наружными гранями предельно изношенных гребней поверхностей катания колес, мм;
d' - минимальное расстояние между внутренними гранями поверхностей катания колес с учетом минусового допуска, мм;
h' - минимальная толщина гребня поверхности катания колеса, мм.
В случае, если сумма для Eв меньше минус 8, а для Eн - меньше минус , то ее следует принимать равной нулю, а расчеты вести из условий вписывания подвижного состава в прямую, заменив в формулах (В.1) и (В.2) член на .
В.1.2.2 q - наибольшее возможное поперечное перемещение рамы тележки в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения относительно колесной пары вследствие зазоров при максимальных износах в буксовом узле и узле сочленения рамы тележки с буксой, мм.
В.1.2.3 w - наибольшее возможное поперечное перемещение кузова в направляющем сечении в одну сторону из центрального положения относительно рамы тележки вследствие зазоров при максимальных износах и упругих колебаний в узле сочленения кузова и рамы тележки, мм.
В.1.2.4 - геометрический вынос рассматриваемого внутреннего поперечного сечения подвижного состава в кривой расчетного радиуса сверх выноса в этой кривой середины расчетного вагона, мм.
Величину , мм, определяют по формуле
, (В.5)
где nв - расстояние от рассматриваемого внутреннего поперечного сечения подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м;
l - база вагона, м;
p - база тележки, м.
Для наиболее неблагоприятного внутреннего сечения - до среднего сечения (где nв = nср = 0,5l).
Величину , мм, определяют по формуле
. (В.6)
В.1.2.5 - геометрический вынос рассматриваемого наружного поперечного сечения подвижного состава в кривой расчетного радиуса сверх выноса в этой кривой конца расчетного вагона, мм.
Величину , мм, определяют по формуле
, (В.7)
где nн - расстояние от рассматриваемого наружного поперечного сечения подвижного состава до его ближайшего направляющего сечения, м.
Для наиболее неблагоприятного наружного сечения - концевого, для которого nн = nк = 0,5, где L - длина кузова вагона, м, величину геометрического выноса , мм, определяют по формуле
. (В.8)
В.1.2.6 - боковое перемещение кузова рассматриваемого подвижного состава во внутреннюю сторону кривой (при максимальном возвышении наружного рельса h = 120 мм) из-за его наклона на рессорах под воздействием силы тяжести при остановке сверх аналогичного перемещения кузова расчетного вагона.
Величину , мм, определяют по формуле
, (В.9)
где H - высота рассматриваемой точки габарита, м;
h0 - высота центра поворота кузова на рессорах, считая от УГР, определяемая расчетом или экспериментально.
При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величину h0 для проектируемого вагона допускается принимать равной расстоянию от УГР до оси колесной пары;
- коэффициент наклона проектируемого вагона, определяемый по формуле
, (В.10)
где G1 - вес обрессоренных частей тележки, тс;
G2 - вес кузова брутто, тс;
H1 - расстояние от оси колесной пары до центра тяжести обрессоренных частей тележки, мм;
H2 - расстояние от оси колесной пары до центра тяжести кузова, мм;
H3 - расстояние от оси колесной пары до верхней опорной поверхности рессор центрального подвешивания тележки, мм;
- жесткость рессор буксового подвешивания тележки, тс/мм;
- жесткость рессор центрального подвешивания тележки, тс/мм;
Cб, Cц - половина расстояния между серединами комплектов в поперечном направлении соответственно буксового и центрального подвешивания тележки, мм;
Жг - поперечная жесткость буксового и центрального подвешивания тележки, тс/мм.
Для ориентировочных расчетов коэффициент допускается определять по формуле
(В.11)
где Жу - угловая жесткость тележки, тс/мм, определяемая по формуле
, (В.12)
где Жэ - общая жесткость эквивалентного рессорного подвешивания одной стороны вагона, тс/мм, определяемая по формуле
, (В.13)
где Жб - жесткость рессор буксового подвешивания с одной стороны тележки, тс/мм;
Жц - жесткость рессор центрального подвешивания с одной стороны тележки, тс/мм.
В.1.2.7 - боковое перемещение кузова проектируемого вагона в наружную сторону кривой при его наклоне на рессорах под воздействием избыточной центробежной силы при непогашенном поперечном ускорении 0,5 м/с2 сверх аналогичного перемещения кузова расчетного вагона.
Величину , мм, определяют по формуле
. (В.14)
В.1.2.8 bac - боковое перемещение кузова при его наклоне на рессорах на угол от неравномерного (асимметричного) расположения полезной нагрузки.
Величину bac, мм, определяют по формуле
. (В.15)
Величину угла , рад, необходимо определять из условия поперечного перемещения центра тяжести стоящих пассажиров на величину ep = 100 мм от оси кузова, по формуле
, (В.16)
где - угол наклона кузова на буксовых рессорах от неравномерной загрузки подвижного состава, рад;
- то же, на центральных рессорах, рад.
Величины и определяют по формулам:
; (В.17)
, (В.18)
где pac - вес стоящих пассажиров при плотности 10 человек на 1 м2 свободной площади пола салона вагона, тс.
Для вагонов с пневморессорами величину угла , рад, определяют по формуле
, (В.19)
где f' - возможный перепад высоты центральных рессор за счет нечувствительности высокорегулирующих клапанов.
В.1.2.9 - боковое перемещение кузова при наклоне на рессорах на угол вследствие неравномерной осадки рессор ненагруженного вагона и выбора зазора в скользунах, рад.
Величину , мм, определяют по формуле
. (В.20)
В.1.2.10 bn - боковое перемещение кузова при его наклоне на угол вследствие поломки одного витка в каждой центральной пружине одной стороны тележки.
Величину bn, мм, определяют по формуле
, (В.21)
Величину , рад, определяют по формуле
(В.22)
где - расстояние от центра поворота кузова на рессорах до его центра тяжести, мм;
f - дополнительный прогиб центральных пружин при поломке одного их витка одной стороны тележки.
Величину f, мм, определяют по формуле
, (В.23)
где Hц - расчетная высота пружины, мм;
dц - диаметр прутка пружины, мм;
i - число рабочих витков.
Величину Hц, мм, определяют по формуле
, (В.24)
где - номинальная высота пружин под нагрузкой брутто, мм;
- угол боковой качки кузова проектируемого вагона, определяемый расчетом или экспериментально с учетом максимальных скоростей движения на перегоне, рад. При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величину допускается принимать равной 0,011.
Для вагонов на пневморессорах величину f, мм, определяют по формуле
, (В.25)
где fобщ - величина осадки лопнувшей пневморессоры в первый момент поломки, мм.
В.1.2.11 - разность перемещений кузова проектируемого и расчетного вагонов, возникающих при боковой качке.
Величину , мм, для всех точек габарита M, кроме точек 7, 8 и 9, определяют по формуле
, (В.26)
а для точек 7, 8 и 9 - по формуле
, (В.27)
где
, (В.28)
, (В.29)
где 0,011 - угол боковой качки, рад, учтенный при расчетах зазора между габаритом приближения оборудования и габаритом подвижного состава во всех его точках, кроме точек 7, 8 и 9;
0,0035 - то же, для точек 7, 8 и 9;
- угол боковой качки кузова проектируемого вагона, определяемый расчетом или экспериментально с учетом скоростей движения на станциях, рад.
При отсутствии расчетных или экспериментальных данных величины и для проектируемого вагона допускается принимать:
;
.
В.1.3 Формулы (В.1) и (В.2) необходимо применять при определении допустимого строительного очертания кузова вагона и укрепленных на нем деталей по точкам 1 - 4, 5(5'), 6(6') и 7 - 11 габарита M. При этом для точек 7, 8 и 9 член в формулах (В.1) и (В.2) следует принимать с коэффициентом 0,7.
В формуле (В.2) выражение для вагонов, имеющих по экспериментальным данным угол влияния кузова не более 3·10-3 рад, допускается принимать с коэффициентом 0,7. При этом член следует принимать равным полному его значению.
В.1.4 При определении допустимого строительного очертания кузова вагона и укрепленных на нем деталей (подвагонного оборудования по точкам 12, 13, 14, 15 габарита M) перемещения bn, bac, , , и учитывать не следует, а ограничения Eв и Eн, мм, определяют по формулам:
, (В.30)
, (В.31)
где 25 - коэффициент, учитывающий увеличение расстояния до контактного рельса и ограничение скорости движения в кривой радиусом 60 м.
В.1.5 Расчет горизонтальных ограничений Eв и Eн, мм, габарита M для определения строительного очертания рамы тележки и укрепленных на ней деталей следует производить по формулам, приведенным ниже.
Для точек 8 - 11:
, (В.32)
, (В.33)
для точек 12 - 15:
, (В.34)
, (В.35)
где и - расстояние от ближайшей оси колесной пары тележки до рассматриваемого соответственно наружного (находящегося за пределами базы тележки) и внутреннего (в пределах базы тележки) сечения тележки, м;
- возможное в эксплуатации поперечное перемещение рассматриваемой детали относительно рамы тележки, мм.
В.1.6 Расчет горизонтальных ограничений Eв и Eн, мм, для определения строительного очертания необрессоренных частей (колесных пар и жестко или шарнирно укрепленных на них деталей) по соответствующим точкам габарита M следует производить по формулам:
, (В.36)
, (В.37)
где - возможное в эксплуатации поперечное перемещение рассматриваемой детали относительно колесной пары, мм.
В.1.7 Горизонтальные ограничения Eв и Eн для кузова и тележки следует рассчитывать сначала для их внутреннего среднего и наружного концевого сечений. По наибольшим величинам из полученных ограничений должна быть определена допустимая ширина соответственно кузова и тележки.
Допустимые размеры деталей, укрепленных на кузове и тележке, следует определять для каждого из сечений, в которых находятся соответствующие детали.
В.2 Определение вертикальных ограничений габарита M
В.2.1 Возможное в эксплуатации понижение необрессоренных частей h1, мм (колесных пар и жестко или шарнирно укрепленных на них деталей, а также деталей, опирающихся на буксы), определяют по формуле
, (В.38)
где - понижение колесных пар вследствие уменьшения толщины обода колес в результате их обточек при ремонтах, износа и местных неровностей на поверхности катания. Величину , мм, следует определять как разность между проектной толщиной обода нового колеса и допускаемой в эксплуатации наименьшей (браковочной) толщиной обода колеса;
- понижение деталей, опирающихся на буксы, вследствие износа опорных поверхностей, мм.
В.2.2 Возможное понижение h2, мм, обрессоренной рамы тележки и укрепленных на ней деталей определяют по формуле
, (В.39)
где f01 - равномерная статическая осадка рессорных комплектов буксового подвешивания порожнего вагона вследствие старения рессор, принимаемая равной 5 мм;
f1 - статический прогиб, мм, рессор надбуксового подвешивания от расчетной нагрузки, определяемой по формуле
, (В.40)
где Pp - расчетная нагрузка на вагон, тс;
- гибкость рессор надбуксового подвешивания тележки, мм/тс;
- износ в узле соединения рамы тележки и рассматриваемой детали, мм.
Расчетную нагрузку на вагон следует определять исходя из следующих условий:
- вес одного пассажира - 70 кгс;
- все места для сидения заняты, а на 1 м2 свободной площади пола салона вагона находится 10 человек.
В.2.3 Возможное понижение h3, мм, надрессорного бруса и укрепленных на нем деталей определяют по формуле
h3 = h2 + f02 + f2, (В.41)
где f02 - равномерная статическая осадка рессорных комплектов центрального подвешивания ненагруженного вагона вследствие старения рессор, принимаемая равной 10 мм;
f2 - статический прогиб, мм, рессор центрального подвешивания от расчетной нагрузки, определяемый по формуле
, (В.42)
где - гибкость рессор центрального подвешивания тележки, мм/тс.
В.2.4 Возможное понижение h4, мм, обрессоренного кузова (рамы) и укрепленных на нем деталей определяют по формуле
, (В.43)
где - вертикальный износ пятника и подпятника, мм;
- износ в узле соединения кузова (рамы) и рассматриваемой детали, мм;
- понижение кузова (рамы) и укрепленных на нем деталей вследствие галопирования и подпрыгивания, мм.
В.2.5 При расчете предельных понижений частей подвижного состава, расположенных на значительных расстояниях от опорных пятников (в средних и концевых сечениях), следует учитывать также прогибы элементов конструкции от расчетной нагрузки. Для промежуточных сечений величину указанных понижений следует определять исходя из линейного закона изменения прогиба, принимая величину прогиба в направляющих сечениях равной нулю.
БИБЛИОГРАФИЯ
[1]
Указания по применению габаритов приближения строений, оборудования и подвижного состава метрополитенов ГОСТ 23961-80 (утверждены заместителем Министра путей сообщения СССР 30 июля 1981 г.)
УДК 629.4.012
МКС 93.060
Ключевые слова: метрополитен, тоннели, габарит подвижного состава, транспорт