Главная // Актуальные документы // Выписка (форма)
СПРАВКА
Источник публикации
М., "Методические и нормативные материалы по аптечному делу. Выпуск 1.", 1990
Примечание к документу
Название документа
"Методические рекомендации по переводу аптечной службы на новые условия хозяйствования"
(утв. Минздравом СССР 10.03.1990)


"Методические рекомендации по переводу аптечной службы на новые условия хозяйствования"
(утв. Минздравом СССР 10.03.1990)


Содержание


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРЕВОДУ
АПТЕЧНОЙ СЛУЖБЫ НА НОВЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Методические рекомендации по переводу аптечной службы на новые условия хозяйствования разработаны В/О "Союзфармация" при Минздраве СССР и лабораторией экономики и планирования аптечного хозяйства ВНИИ фармации.
Утверждаю
Заместитель министра
здравоохранения СССР
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
10 марта 1990 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПЯТИЛЕТНЕГО И ГОДОВЫХ ПЛАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ
В/О "СОЮЗФАРМАЦИЯ" ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Постановление Совмина СССР N 17 от 06.01.1988, а не от 06.01.1986.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 6 января 1986 г. N 17 "О приведении условий хозяйствования предприятий, объединений и организаций государственной торговли в соответствие с Законом СССР о государственном предприятии (объединении)", (приказ МЗ СССР от 24.02.88 N 139) и положением о переводе аптечной службы системы Министерства здравоохранения СССР на новые условия хозяйствования, одобренным Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР, протокол N 18 от 23 июня 1989 г.
Новые условия хозяйствования предусматривают расширение самостоятельности аптечных учреждений, предприятий и организаций в финансово-хозяйственной деятельности, осуществление ее на принципах хозяйственного расчета, переход на экономические методы управления.
Перестройка хозяйственного механизма направлена на повышение их заинтересованности и ответственности за более полное удовлетворение потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, обеспечении коренного улучшения качества и культуры обслуживания населения, всемерного развития прогрессивных форм и методов лекарственной помощи на основе широкого использования достижений научно-технического прогресса.
Расширение прав аптечных предприятий и организаций требует улучшения экономической и финансовой деятельности на всех уровнях, повышения качества разрабатываемых планов и организаторской работы по их выполнению.
Широкое участие в разработке планов экономического и социального развития, осуществлении мероприятий по совершенствованию управления должны принимать трудовые коллективы аптечных учреждений и организаций.
Настоящие методические рекомендации распространяются на республиканские (АССР), краевые, областные объединения "Фармация", аптечные склады (базы), центральные районные, городские и районные производственные предприятия "Фармация" и другие предприятия, учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, либо на принципах частичного финансирования за счет средств государственного бюджета или централизованных фондов вышестоящей организации <*>, а также на Всесоюзное объединение "Союзфармация" и республиканские производственные объединения при минздравах союзных республик <**>.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуется "предприятие".
<**> Именуемые в дальнейшем РПО "Фармация" при МЗ союзной республики.
Методические рекомендации вводятся в действие с момента перевода аптечных учреждений, предприятий и организаций на новые условия хозяйствования. С учетом хода реализации новых принципов хозяйствования Министерством здравоохранения СССР могут быть внесены в Методические рекомендации необходимые изменения и дополнения.
Разработка пятилетнего и годовых планов экономического
и социального развития для предприятий и входящих
в их состав подведомственных аптечных учреждений
1. Основой планирования хозяйственной деятельности предприятий является пятилетний план экономического и социального развития с распределением заданий на каждый год пятилетки. Аптечное предприятие, организация самостоятельно разрабатывает пятилетний и годовые планы экономического и социального развития и финансовые планы. При этом должно предусматриваться эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение доходности и высокая культура лекарственного обслуживания населения и лечебно-профилактических учреждений.
При подготовке пятилетних и годовых планов следует учитывать, что основной формой хозяйственного расчета является форма, основанная на распределении дохода; в ряде случаев может рассматриваться возможность применения формы хозяйственного расчета, основанной на нормативном распределении прибыли.
2. Разработка проекта пятилетнего плана осуществляется предприятием на основе государственного заказа, контрольных цифр, долговременных экономических нормативов и лимитов, доводимых ему вышестоящим органом управления, а также на основе заказов и договоров на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Проекты показателей годовых планов разрабатываются предприятиями, исходя из заданий пятилетнего плана на соответствующий год.
2.1. Предприятиям, осуществляющим свою деятельность в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования в пятилетием плане доводятся следующие исходные данные:
контрольные цифры:
- общий объем реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- доход (прибыль);
- показатели развития сети аптечных учреждений (обеспеченность аптеками, аптечными складами, фармацевтическими кадрами);
- наиболее важные показатели технической оснащенности аптечных учреждений;
- показатели социального развития.
Государственный заказ выдается на ввод в действие и развитие мощностей и объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений.
Долговременные экономические нормативы:
- отчислений от расчетного дохода (прибыли) в государственный бюджет;
- отчислений вышестоящей организации в централизованный фонд производственного и социального развития и резерв;
- образования фонда производственного и социального развития;
- образования фонда заработной платы и фонда материального поощрения, развития науки и техники для предприятий, имеющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении прибыли;
- образование фонда валютных отчислений в процентах от валютной выручки;
- соотношения темпов прироста выплат из единого фонда оплаты труда и темпов прироста общего объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения для предприятий, использующих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода;
- соотношения темпов прироста средней заработной платы и темпов прироста общего объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и услуг в расчете на 1 работающего (производительность труда) - для предприятий, применяющих нормативное распределение прибыли.
При исчислении фактического соотношения между темпами прироста выплат из единого фонда оплаты труда и объемом реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и услуг, а также между темпами прироста средней заработной платы и темпами прироста объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения на 1 работающего (производительность труда) из расчета исключаются средства, направленные в установленном порядке на введение новых условий оплаты труда, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16.09.86 г. N 1240.
Фонд заработной платы и фонд материального поощрения вновь вводимых в действие предприятий и объектов, а также средства на социальное развитие указанных предприятий и объектов определяются по нормативам, а фонд оплаты труда устанавливается с учетом нормативных сроков освоения производственных мощностей и предусматривается в планах экономического и социального развития отдельно на счет резервов вышестоящей организации.
Указанные выше нормативы устанавливаются предприятию стабильными на пятилетку и изменению не подлежат.
До предприятий (объединений) и организаций неторговой деятельности (аппарат объединения, фармфабрики, РСУ на самостоятельном балансе, автохозяйства и др.) доводятся контрольные цифры и лимиты по перечням, установленным для соответствующих отраслей народного хозяйства.
Лимиты устанавливают предельный размер государственных централизованных капитальных вложений, объемов строительно-монтажных и подрядных работ в соответствии с перечнем объектов, включенных в государственный план, а также централизованно-распределяемых материально-технических ресурсов, в том числе лекарственных средств и изделий медицинского назначения по централизованным поставкам.
2.2. Предприятиям, деятельность которых частично финансируется за счет средств государственного бюджета или централизованных источников, доводятся следующие исходные данные:
контрольные цифры:
- общий объем реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- доход (прибыль);
- показатели развития сети аптечных учреждений (обеспеченность аптеками, аптечными складами, фармацевтическими кадрами);
- наиболее важные показатели технической оснащенности аптечных учреждений;
- показатели социального развития.
Государственный заказ выдается на ввод в действие и развитие мощностей и объектов за счет государственных централизованных капитальных вложений.
Долговременные экономические нормативы:
- бюджетных ассигнований в расчете на 1 рубль общего объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- финансирования за счет средств централизованного фонда вышестоящей организации в расчете на 1 рубль общего объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
- отчислений вышестоящей организации в централизованный фонд производственного и социального развития и резерв (в процентах к остатку единого фонда финансовых средств) - для предприятий, деятельность которых частично финансируется за счет бюджетных средств;
- образования фонда валютных отчислений в процентах от валютной выручки.
Кроме того, в зависимости от принятой системы организации хозяйственной деятельности предприятию устанавливаются:
- норматив образования фонда заработной платы (в процентах к сумме всех поступлений), нормативы образования фонда производственного и социального развития и фонда материального поощрения (в процентах к остатку единого фонда финансовых средств);
- норматив образования фонда производственного и социального развития (в процентах к остатку единого фонда финансовых средств). В этом случае фонд оплаты труда формируется как остаток единого фонда финансовых средств после отчислений в фонд производственного и социального развития.
Лимиты устанавливают предельный размер государственных централизованных капитальных вложений, объемов строительно-монтажных и подрядных работ в соответствии с перечнем объектов, включенных в государственный план, а также централизованно распределяемых материально-технических ресурсов, в т.ч. лекарственных средств и изделий медицинского назначения по централизованным поставкам.
3. Формирование предприятиями плана экономического и социального развития рекомендуется осуществлять по следующим разделам и показателям:
- общий объем реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и услуг;
- финансовый план (общий объем доходов от всех видов деятельности, бюджетные ассигнования, материальные и приравненные к ним затраты, расходы, не включаемые в издержки обращения, расходы по другим видам деятельности, распределение доходов (прибыли);
- развитие материально-технической базы и социальной сферы, включающее реконструкцию, расширение и техническое перевооружение, внедрение достижений научно-технического прогресса за счет средств фонда производственного и социального развития и банковских кредитов, а также средств централизованного фонда производственного и социального развития и резерва вышестоящего органа, когда такие средства ему выделяются;
- капитальное строительство за счет государственных централизованных капитальных вложений объектов, включенных в государственный план;
- капитальный ремонт основных фондов, жилищное и социально-бытовое строительство за счет средств фонда производственного и социального развития и кредитов банков;
- социальное развитие коллектива;
- показатели плана по труду.
3.1. Общий объем реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения на пятилетку с распределением по годам разрабатывается предприятиями, исходя из необходимости наиболее полного лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений, развития прогрессивных форм и методов организации аптечной службы и на этой основе коренного улучшения качества и культуры лекарственного обеспечения населения.
Годовой план общего объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения формируется в установленные сроки аптечными предприятиями самостоятельно с распределением по кварталам. Соответственно квартальные - распределяются по месяцам не позднее чем за 20 дней до начала очередного квартала и сообщаются вышестоящему органу.
3.2. Товарное обеспечение общего объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения формируется на основе централизованно выделенных фондов на отечественные и импортные препараты, результатов по заключению прямых хозяйственных договоров на их поставку с поставщиками, в том числе и с фармацевтическими фабриками.
Работа по заключению хозяйственных договоров на поставку производится в установленные сроки. Возникающие разногласия между предприятиями-поставщиками и покупателями по объемам и качественным характеристикам поставляемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения, срокам их поставки разрешаются до утверждения плана путем принятия ими согласованного решения, направленного на обеспечение более полного удовлетворения населения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
В необходимых случаях рассмотрение разногласий выносится в министерство (ведомство) поставщика, в министерство здравоохранения союзной республики для решения до утверждения плана.
При расчете товарного обеспечения учитываются: состояние товарных запасов к началу планируемого периода, необходимость их пополнения до норматива и в связи с ростом реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ресурсы, необходимые для возмещения потерь от естественной убыли и списания лекарственных средств с истекшим сроком годности, вовлечение в оборот сверхнормативных товарных запасов.
3.3. Предприятия формируют финансовый план в тесной взаимосвязи с другими разделами плана экономического и социального развития. Показатели плана в части формирования доходов от реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и от других видов деятельности, материальных и приравненных к ним затрат разрабатываются на основе предусмотренного в плане объема реализации, его сложившейся структуры, а также применяемых тарифов, процентных ставок и т.д.
Финансовый план формируется в строгом соответствии с установленными долговременными экономическими нормативами.
3.4. Предприятия при формировании плана развития материально-технической базы:
- разрабатывают на договорных началах или собственными силами и утверждают проектно-сметную документацию на осуществление работ по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующей материально-технической базы, а также строительство жилых домов и других объектов непроизводственного назначения за счет средств фонда производственного и социального развития и кредитов банка, определяют потребность в лимитах подрядных работ и централизованно распределяемом оборудовании на эти цели. В двенадцатой пятилетке строительство новых предприятий и объектов, не учтенных в государственном плане экономического и социального развития страны и союзной республики, осуществляется за счет средств фонда производственного и социального развития предприятий, кредитов банка, а также централизованного фонда производственного и социального развития;
- формируют перечень объектов, намеченных к реконструкции, расширению, техническому перевооружению и строительству, объемы работ, заключают договоры с подрядными организациями на их проведение;
- сообщают вышестоящей организации объемы строительно-монтажных работ, потребность в материалах и оборудовании для учета ими этих работ в полном объеме в проектах плана;
- сообщают в местные учреждения банков перечень мероприятий, финансируемых за счет средств фонда производственного и социального развития, потребность в кредитных средствах и при заключении кредитных договоров дают гарантию их эффективного использования и своевременного возврата выданных ссуд.
Сохраняется действующий порядок планирования и финансирования капитальных вложений, направляемых на строительство и оборудование аптечной сети за счет 5-процентных отчислений от капитальных вложений, предназначенных на жилищное строительство.
3.5. Главной задачей планирования социального развития коллектива является повышение уровня общего и профессионального образования, улучшение условий труда, отдыха и быта работников, сокращение текучести кадров, развитие творческого отношения к труду и общественной активности трудящихся. Все это в конечном счете должно способствовать повышению эффективности и качества труда работников, культуры лекарственного обслуживания населения. При разработке данного раздела предусматривается планомерное совершенствование всех социальных отношений, улучшение условий жизни и деятельности работников.
Планирование мероприятий по социальному развитию должно быть увязано с планами реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, капитального строительства, технического оснащения предприятий и др.
Планирование социального развития осуществляется на пятилетку. План на пятилетку используется как исходная база для составления планов на год.
План социального развития включает:
- улучшение социально-квалификационной структуры коллектива;
- мероприятия по улучшению условий труда и охраны здоровья трудящихся;
- мероприятия по улучшению жилищных и культурно-бытовых условий;
- мероприятия по воспитанию и развитию общественной активности трудящихся.
Основной целью разработки мероприятий по данному направлению является прогрессивное изменение кадрового состава, повышение уровня общего и профессионального образования, сокращения текучести кадров.
Разработке мероприятий по улучшению условий труда предшествует всесторонний анализ состояния рабочих мест, охраны труда и техники безопасности, характера, размеров и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выявление рабочих зон с наиболее благоприятными условиями труда.
Планируемые мероприятия должны увязываться с пунктами, предусматриваемыми в коллективных договорах.
В соответствии с выявленными потребностями, материальными и финансовыми ресурсами разрабатываются мероприятия по улучшению жилищных и культурно-бытовых условий работников, предусматривающие ввод в действие жилых домов, дошкольных учреждений, пионерских лагерей, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений социально-бытового назначения за счет собственных средств предприятия. При этом необходимо учитывать возможное расширение сети этих учреждений в городе (районе) за счет государственных ассигнований и средств других организаций.
При разработке плана социального развития коллектива должны предусматриваться мероприятия по повышению его общественно-политической активности, совершенствованию идейно-воспитательной и культурно-массовой работы, укреплению трудовой дисциплины, улучшению использования свободного времени, развитию физической культуры и спорта. Особое внимание должно уделяться работе с молодежью, обеспечению успешной адаптации ее в коллективе.
3.6. В составе плана по труду предприятие самостоятельно определяет:
- плановую сумму фонда оплаты труда (фонда заработной платы) с распределением по кварталам;
- численность работников, в том числе руководящих, инженерно-технических работников, специалистов и служащих, рабочих.
Одновременно с планом по труду разрабатываются мероприятия по совершенствованию организации труда, механизации и автоматизации труда.
Численность работников предприятия, их профессиональный и квалификационный состав определяется с учетом действующей номенклатуры должностей, нормативных трудовых затрат, хозяйственной целесообразности, специфики и условий работы; типовые структуры и штатные нормативы используются как рекомендации.
Руководителям предприятия предоставляется право утверждать штатные расписания и устанавливать должностные оклады в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношения численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда оплаты труда (фонда заработной платы).
Предприятиям предоставляются широкие права в определении форм и систем заработной платы аптечных работников, а также выборе направлений использования средств и оплату труда и в распределении фонда оплаты труда (фонда заработной платы) в соответствии с трудовым вкладом коллектива и каждого работника.
Для предприятий, образующих фонд оплаты труда по остаточному результативному принципу, утвержденные в установленном порядке тарифные ставки и должностные оклады составляют базовую величину оплаты труда работников, ее стабильную составляющую. Переменная часть распределяется в соответствии с порядком, установленным Положением о премировании работников, разработанным и утвержденным предприятием самостоятельно.
Премии, начисленные коллективу аптечных работников, работающих в новых условиях хозяйствования, за основные результаты их деятельности за счет и в пределах единого фонда оплаты труда выплачиваются работникам дифференцированно. Размер премии, выплачиваемой одному работнику, в том числе руководящему составу предприятия, предельным размером не ограничивается.
4. Сформированный проект плана рассматривается и утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива. Основные показатели утвержденного объединением (предприятием) плана сообщаются вышестоящей плановой комиссии исполкома Совета народных депутатов по перечню, установленному Госпланом СССР, и вышестоящему органу.
5. Основным критерием оценки хозяйственной деятельности предприятия является наиболее полное обеспечение потребностей населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения при наличии ассортимента важнейших и широко применяемых лекарственных средств, соблюдения фармацевтического и санитарного порядка, повышения качества и культуры обслуживания населения, снижения уровня отказов в отпуске лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
6. Перечень показателей плана, лимитов и экономических нормативов для входящих в состав предприятий структурных единиц определяется самостоятельно, исходя из установленных плановых заданий, необходимости обеспечения эффективного использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов, повышения доходности, культуры лекарственного обслуживания населения.
В новых условиях для планирования показателей хозяйственной деятельности входящих в состав предприятий структурных единиц и оценки их деятельности наиболее целесообразными являются следующие варианты.
Первый вариант. Для небольших по объему деятельности структурных единиц доводится на год с распределением по кварталам расчетно объем реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Показателями оценки деятельности аптечных учреждений являются: обеспечение прироста реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения по сравнению с фактическим объемом за соответствующий период предыдущего года, наличие ассортимента важнейших и широко применяемых лекарственных средств, соблюдение фармацевтического и санитарного порядка, высокое качество и культура обслуживания населения.
Оценка деятельности аптечных учреждений, которые по объективным условиям не могут обеспечить прирост объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, производится на основе указанных выше показателей за исключением показателя прироста.
Вопрос о целесообразности доведения до аптечных учреждений размеров расходов по отдельным статьям издержек обращения, зависящим от их работы, решается руководителем аптечной организации. В этом случае оценка и премирование работников производится с учетом их соблюдения.
Второй вариант. Планирование показателей, образование и использование фондов осуществляется применительно к порядку, предусмотренному выше для самостоятельных предприятий.
Оценка хозяйственной деятельности таких аптечных учреждений осуществляется исходя из выполнения плана объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, повышения доходности (рентабельности) хозяйственной деятельности, эффективного использования мощностей, а также наличия ассортимента важнейших и широко применяемых лекарственных средств, соблюдения фармацевтического и санитарного порядка, качества и культуры обслуживания населения и лечебно-профилактических учреждений.
Такой порядок планирования и оценки хозяйственной деятельности рекомендуется для крупных аптечных учреждений.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду циркулярное письмо Минздрава СССР N 03-14/11-14 от 26.02.1987, а не от 16.02.1987.
При оценке деятельности аптечных учреждений и структурных подразделений при каждом из указанных выше вариантов рекомендуется применять коэффициент качества труда, рассчитываемый на основе методических рекомендаций по бригадной форме организации и стимулирования труда в аптечных учреждениях (циркулярное письмо Минздрава СССР от 16 февраля 1987 г. N 03-14/11-14).
Для планирования и оценки хозяйственной деятельности входящих в состав предприятий аптечных учреждений возможны и другие варианты.
Организация подготовки пятилетнего и годовых планов
экономического и социального развития в В/О "Союзфармация",
ГАПУ МЗ союзных республик, республиканских (ССР и АССР),
краевых, областных и городских объединениях "Фармация" <*>,
имеющих в непосредственном подчинении аптечную сеть
--------------------------------
<*> Именуемые в дальнейшем объединения "Фармация".
7. Объединения "Фармация" организуют подготовку подведомственными предприятиями планов экономического и социального развития в соответствии с решениями директивных органов о порядке и сроках разработки государственных планов, нормативными актами и положениями о работе в новых условиях хозяйствования, а также методическими рекомендациями по этим вопросам, доводят до них плановую документацию и контролируют ход подготовки планов.
При этом должно обеспечиваться полное соблюдение прав предприятий и всех необходимых экономических и организационных условий для разработки планов снизу - с предприятий - в полном соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении), а также должны создаваться предпосылки для развития инициативы, повышения активности и заинтересованности трудовых коллективов в поиске эффективных путей и средств экономического и социального развития предприятий.
8. Объединения "Фармация" на основе предложений предприятий разрабатывают в установленные советами министров союзных и автономных республик, исполкомами краевых, областных и городских Советов народных депутатов сроки проект плана по объему реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и услуг на пятилетку с распределением по годам соответственно в целом по области, краю, автономной и союзной республике, а также по предприятиям союзного и республиканского подчинения.
Исходными данными для разработки проекта общего объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения являются заявки на потребность в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, составляемые на основе изучения заболеваемости, спроса населения, внедрения в лечебную практику новых лекарственных средств, расширения аптечной сети, коечного фонда, роста численности населения, экономического развития региона и других факторов.
При формировании проекта пятилетнего и годовых планов капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий и объектов социальной сферы объединений "Фармация" исходят из первоочередного учета в них предложений предприятий и организаций об объемах капитальных вложений и согласованных со строительно-монтажными организациями подрядных работ, предусматриваемых ими за счет средств фонда производственного и социального развития и кредитов банка.
Для осуществления работ по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующих предприятий, а также строительства объектов социально-культурной сферы следует предусматривать дальнейшее развитие хозяйственного способа строительства.
Предложения предприятий и организаций по выполнению строительно-монтажных работ хозяйственным способом должны учитываться в проектах планов объединений "Фармация" в полном объеме.
Строительство новых предприятий, объектов, решение особо важных задач в соответствии с перечнем предприятий и объектов, предусматриваемых в государственном плане экономического и социального развития, осуществляется за счет государственных централизованных капитальных вложений, финансируемых из средств государственного бюджета.
Осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и расширению действующих объектов, имеющих региональное, межрегиональное и отраслевое значение, не учтенных в государственном плане, предусматривается за счет капитальных вложений и финансируется из средств централизованного фонда производственного и социального развития.
В разрабатываемых проектах планов нового строительства следует исходить из задачи концентрации централизованных капитальных вложений на важнейших направлениях развития материально-технической базы аптечной службы и строго руководствоваться нормативными сроками строительства объектов и необходимостью достижения конечных целей с наименьшими затратами.
9. Объединение "Фармация" на основе представленных предприятиями показателей проектов их планов разрабатывает по установленным формам и показателям проект плана экономического и социального развития в целом по объединению или региону и представляет его в установленные сроки соответственно плановым органам и вышестоящей организации.
10. Министерство здравоохранения СССР доводит до Всесоюзного объединения "Союзфармация" контрольные цифры, государственный заказ, долговременные экономические нормативы, лимиты в целом по объединению.
Всесоюзное объединение "Союзфармация" доводит контрольные цифры, государственный заказ, долговременные экономические нормативы и лимиты по организациям союзного подчинения.
11. Всесоюзное объединение "Союзфармация" доводит до объединений "Фармация" и главных аптечных управлений министерств здравоохранения союзных республик лимиты централизованно распределяемых материально-технических ресурсов, в том числе лекарственных средств и изделий медицинского назначения, долговременные нормативы отчислений в централизованный фонд и резерв В/О "Союзфармация" в согласованных размерах. Для разработки контрольных цифр и долговременных экономических нормативов лимит централизованно распределяемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения сообщается министерствам здравоохранения союзных республик.
Министерство здравоохранения союзной республики доводит до объединения "Фармация" или главного аптечного управления минздрава союзной республики контрольные цифры, государственный заказ, долговременные экономические нормативы и лимиты государственных капитальных вложений в целом по организациям республиканского подчинения.
Объединение "Фармация" или главное аптечное управление министерства здравоохранения союзной республики доводит до организаций республиканского подчинения контрольные цифры, государственный заказ, долговременные экономические нормативы, лимиты.
12. Объединения "Фармация" или главные аптечные управления министерств здравоохранения союзных республик с областным делением доводят до производственных объединений "Фармация" Советов Министров АССР, краевых, областных, городских Советов народных депутатов (в РСФСР - до производственных объединений "Фармация" министерств здравоохранения АССР, управлений (отделов) здравоохранения Советов народных депутатов краев, областей и городов) лимиты централизованно распределяемых материально-технических ресурсов, в том числе лекарственных средств и изделий медицинского назначения, долговременные нормативы отчислений в централизованные фонды и резерв союзной республики в согласованных размерах. Лимиты централизованно распределяемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения одновременно сообщаются Советам Министров АССР, Советам народных депутатов краев, областей и городов для разработки контрольных цифр и долговременных экономических нормативов.
Советы Министров АССР, Советы народных депутатов краев, областей, городов (в РСФСР - Министерства здравоохранения АССР, управления (отделы) здравоохранения Советов народных депутатов краев, областей и городов) доводят до производственных объединений "Фармация" контрольные цифры, государственный заказ, долговременные экономические нормативы, лимиты государственных капитальных вложений.
13. Круг исходных данных планирования, устанавливаемых основному хозяйственному звену, и порядок их доведения определяется соответствующим вышестоящим органом управления.
14. До предприятий и организаций неторговой деятельности (фармфабрики, автохозяйства, стройгруппы и т.д.) аптечной службы доводятся контрольные цифры и лимиты по перечням, установленным для соответствующих отраслей народного хозяйства.
Утверждаю
Заместитель министра
здравоохранения СССР
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
10 марта 1990 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О НОРМАТИВНОМ МЕТОДЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ,
А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ФОНДОВ
И РЕЗЕРВОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ В/О "СОЮЗФАРМАЦИЯ"
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Типовое положение о нормативном методе распределения дохода по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, утв. Министерством финансов СССР 30 декабря 1987 г. N 55В, а не N 558.
Настоящим Положением устанавливаются особенности применения Типового положения о нормативном методе распределения дохода по объединениям, предприятиям и организациям, переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, одобренного Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма (протокол N 97 от 22 декабря 1987 г.) и утвержденного Министерством финансов СССР 30 декабря 1987 г. N 558, в аптечных учреждениях, предприятиях и организациях <*>, а также порядок образования и использования централизованных фондов и резервов органов управления системы В/О "Союзфармация".
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуется "предприятие".
1. Основой финансово-хозяйственной деятельности предприятий является полученный ими доход, определенный как разница между валовым доходом и материальными, и приравненными к ним затратами <**>, направляемый на выполнение обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящими органами управления аптечной службой, а также образование хозрасчетного дохода.
--------------------------------
<**> Издержки производства и обращения без оплаты труда.
2. В общую сумму валового дохода по всем видам деятельности включаются:
по торговой деятельности - валовый доход от реализации и отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения, работ, услуг; доходы по операциям с тарой и другие доходы.
3. Распределение планового и фактического дохода предприятия осуществляется по долговременным экономическим нормативам. Вышестоящие организации утверждают предприятиям дифференцированно, соблюдая принципы стабильности и обоснованности, следующие нормативы:
- отчисления от дохода в бюджет;
- отчисления от дохода, а также от амортизационных отчислений, предназначенных на полное восстановление основных фондов, в централизованный фонд производственного и социального развития, а также резерв вышестоящих организаций;
- образования от хозрасчетного дохода фонда производственного и социального развития.
В фонд производственного и социального развития зачисляются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и доходы от реализации выбывшего имущества, за вычетом амортизационных отчислений, перечисленных в централизованный фонд по установленному нормативу.
Источниками средств предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях частичного финансирования из бюджета или централизованных фондов является выручка от реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и услуг, средства, полученные по стабильным нормативам из государственного бюджета или централизованных фондов на возмещение разницы между оптовыми и розничными ценами на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, покрытие убытков от реализации лекарственных средств, изготовленных или расфасованных в аптеке, а также других, обусловленных объективными причинами убытков.
Средства, поступившие из всех источников, образуют единый фонд финансовых средств предприятия.
Предприятия, у которых доходы не покрывают плановые расходы и которые получают средства из централизованного фонда, расчеты с бюджетом и отчисления в централизованный фонд производственного и социального развития и резерва от доходов не производят. Предприятия, деятельность которых частично финансируется за счет бюджетных ассигнований, производят отчисления в централизованный фонд производственного и социального развития и резерв вышестоящей организации.
4. Доходы аптечных предприятий направляются на выполнение следующих обязательных отчислений и платежей:
- отчисления в бюджет по установленным нормативам;
- выполнение обязательств перед банками;
- отчисления вышестоящим организациям для образования централизованного фонда производственного и социального развития, а также резерва по установленным нормативам от дохода предприятия и амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов;
- отчисления на покрытие других расходов, не включаемых в издержки обращения и производства (отчисления местным органам на строительство и ремонт автомобильных дорог, отчисления в фонд возмещения потерь от уценки товаров и др.).
5. Фактически считается доход по бухгалтерскому отчету предприятия по всем видам деятельности.
Из фактического дохода до его распределения исключаются доходы, полученные в результате работы в дни проведения коммунистических субботников.
6. Фактические отчисления от доходов в бюджет, в фонд производственного и социального развития и в централизованный фонд производственного и социального развития и резервы вышестоящих организаций осуществляются по данным бухгалтерского учета нарастающим итогом с начала года, также в полном соответствии с нормативами (Приложение N 1, примеры 1 , 2 ).
7. Оставшаяся в распоряжении аптечного предприятия после обязательных отчислений и платежей часть дохода образует хозрасчетный доход. Фактический размер хозрасчетного дохода:
- увеличивается (уменьшается) на сумму нереализационных доходов, расходов и потерь, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытков, а также на сумму средств, внесенных в бюджет в случае преднамеренного укрытия доходов или их занижения в результате отнесения на издержки обращения (производства) не связанных с ними затрат;
- уменьшается на сумму средств, направленных на возмещение потерь от списания медикаментов с истекшим сроком годности сверх установленного фонда.
За счет хозрасчетного дохода по установленному по отношению к его величине нормативу производятся отчисления в фонд производственного и социального развития. Оставшаяся часть хозрасчетного дохода образует фонд оплаты труда.
8. Плательщиками сумм от доходов в бюджет являются предприятия, состоящие на полном хозяйственном расчете, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в учреждениях Жилсоцбанка СССР, которым утвержден норматив отчислений от доходов в бюджет.
Платежи в бюджет производятся в виде отчислений от доходов по утвержденному нормативу.
Предприятия после утверждения плана экономического и социального развития направляют соответствующим финансовым органам по месту нахождения предприятий-плательщиков выписку из финансового плана о взаимоотношениях с бюджетом по отчислениям от дохода по форме согласно приложению N 2 .
Министерство здравоохранения СССР, министерства здравоохранения союзных и автономных республик, республиканские, краевые, областные, городские производственные объединения направляют Министерству финансов СССР, министерствам финансов союзных и автономных республик, краевым, областным, городским финансовым органам сводные реестры выписок о взаимоотношениях с бюджетом по отчислениям от доходов по непосредственно подчиненным им предприятиям и аптечным учреждениям по форме согласно приложению N 3 .
Предприятия уплату этих платежей производят 10, 20, 28 числа каждого месяца в размере 1/9 суммы платежей, установленной на квартал (по предприятиям, у которых размеры платежей составляют незначительные суммы, с разрешения финансовых органов перечисления в бюджет могут производиться один раз в месяц 20 числа в размере 1/3 квартальной суммы).
9. Нормативы, устанавливаемые предприятиям могут быть уточнены вышестоящими организациями только по указанию Госплана СССР, Минфина СССР и Минздрава СССР в случаях изменения по решению Правительства СССР розничных и оптовых цен, торговых скидок на товары аптечного ассортимента и тарифов за транспортные, коммунальные и другие услуги.
При изменении в связи с этим нормативов отчислений от доходов в бюджет уточненные суммы плановых платежей доводятся до соответствующих финансовых органов в том же порядке, в каком доводятся платежи по первоначальному плану. Измененные выписки и сводные реестры выписок доводятся до соответствующих финансовых органов в 7-дневный срок со дня принятия предприятием решения об изменении планов по доходам.
В случаях увеличения предприятиями плана платежей, сумма дополнительных отчислений от доходов, приходящаяся на истекшие сроки, вносится в 5-дневный срок со дня принятия плательщиком измененного плана или финансовым органом - уточненной выписки из финансового плана о взаимоотношениях с бюджетом.
При уменьшении предприятиями плана платежей по истечении отдельных сроков уплаты сумма уменьшения, приходящаяся на истекшие сроки, засчитывается в очередной платеж или при наличии письменного заявления возвращается плательщику.
Внесенные суммы отчислений от доходов зачисляются на соответствующие главы раздела 2 классификации доходов союзного бюджета, республиканских бюджетов союзных и автономных республик, а также местных бюджетов в зависимости от подчиненности предприятий.
Предприятия обязаны в указанном порядке и в установленные сроки представлять районным или городским финансовым отделам по месту своего нахождения квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы, а также расчеты по платежам в бюджет от фактических доходов по форме согласно приложению N 4 , на основании которых производятся квартальные и годовые перерасчеты платежей.
Суммы отчислений от доходов, дополнительно исчисленные самими предприятиями, исходя из фактически полученных доходов, вносятся плательщиками в доход соответствующего бюджета, не ожидая извещения финансового органа в следующие сроки:
- По квартальным расчетам - в 5-дневные сроки со дня, установленного для представления бухгалтерских отчетов и балансов;
- по годовым расчетам - в сроки, установленные финансовыми органами по согласованию с соответствующими аптечными предприятиями, но не позднее 1 апреля следующего за отчетным года.
Если финансовыми органами в результате проверки расчетов по платежам отчислений от доходов будет установлено, что платежи подлежат взносу в бюджет в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных платежей по квартальным перерасчетам производится в 5-дневный срок со дня высылки финорганом извещения о доплате, а пени начисляется по истечении 5-дневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.
Суммы доплат, выявленные финансовыми органами после 1 апреля по результатам проверок годовых расчетов по платежам в бюджет, вносятся плательщиками в бюджет в 5-дневный срок со дня высылки им извещения о доплате, а пени начисляется со 2 апреля.
Ответственность за правильное исчисление и своевременную уплату причитающихся бюджету сумм и представление финансовым органам установленной отчетности несут непосредственно предприятия. За несвоевременное внесение в бюджет платежей от доходов с сумм недоимки начисляется пени в размере 0,05% за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за сроком уплаты включительно.
10. За счет дохода предприятия производят уплату процентов за пользование ссудами.
11. Предприятия, осуществляющие отчисления от доходов в централизованный фонд, производственного и социального развития, а также в резерв вышестоящих организаций, по нормативу производят перечисление этих средств на соответствующие счета в учреждения Жилсоцбанка СССР ежемесячно до 20 числа в размере 1/3 плановой квартальной суммы, определенной по нормативам, с перерасчетом по фактическому выполнению за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
12. Фонд на возмещение потерь от списания лекарственных средств, срок годности которых истек, создается за счет плановых накоплений в размере до 0,1% общей реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Использование средств фонда на возмещение потерь от списания лекарственных средств, срок годности которых истек, осуществляется в соответствии с " Инструкцией о порядке возмещения потерь от списания лекарственных средств, срок годности которых истек, в хозрасчетных аптечных учреждениях" (приказ Министерства здравоохранения СССР N 1119 от 26.11.76).
13. Порядок образования и использования фонда производственного и социального развития и фонда оплаты труда изложен в соответствующих Положениях.
14. Для финансирования развития аптечной службы в целом, оказания необходимой финансовой помощи подведомственным аптечным предприятиям Всесоюзным объединением "Союзфармация" при Минздраве СССР, республиканским, областным (краевым, АССР) производственным объединением "Фармация" создается централизованный фонд производственного и социального развития, а также резерва.
15. Централизованный фонд производственного и социального развития образуется за счет отчислений от доходов и от амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов подведомственных предприятий.
Указанный фонд используется на:
- выдачу предприятиям, испытывающим временные финансовые затруднения, возвратных ссуд;
- возмещение потерь, расходов и дополнительных затрат, образующихся на предприятиях по не зависящим от их деятельности причинам;
- выплату премий по Всесоюзному, республиканскому, краевому и областному (городскому) социалистическому соревнованию;
- содержание аппарата органов управления аптечной службой;
- финансирование затрат по подготовке и повышению квалификации аптечных работников;
- содержание лабораторий и других учреждений, находящихся в подчинении органов управления;
- выплату средств предприятиям непосредственного подчинения, не имеющим вследствие объективных условий работы доходов в размерах, необходимых для осуществления нормальной хозяйственной деятельности; а также вновь вводимым предприятиям;
- социальные нужды работников органов управления и подчиненных им нехозрасчетных учреждений;
- финансирование строительства новых, расширение и реконструкцию, техническое перевооружение действующих аптечных учреждений, приобретение оборудования и вычислительной техники;
- оплату работы научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других научных организаций за выполнение научных разработок и проектно-конструкторских работ; создание научных разработок и проектно-конструкторских работ; создание опытных образцов средств механизации тяжелых и трудоемких работ и другого оборудования; работ по проектированию и внедрению АСУ аптечной службой; для финансирования дополнительных затрат, связанных с повышением качества, долговечности и надежности средств механизации и оборудования, а также на закупку готовых разработок;
- затраты на рекламу лекарственных средств и изделий медицинского назначения и фармацевтическую информацию;
- другие затраты, связанные с производственным и социальным развитием и внедрением научно-технического прогресса в аптечной службе.
16. Средства централизованного фонда и резерва расходуются по смете, утвержденной совместным решением администрации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета.
17. Остатки фондов предприятий, централизованных фондов и резервов органов управления аптечной службой изъятию не подлежат.
Приложение N 1
ПРИМЕР 1
РАСЧЕТА ДОХОДА И ЕГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИНЦИПАХ ПОЛНОГО
ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСЧЕТА И САМОФИНАНСИРОВАНИЯ
(тыс. р.)
N п/п
Показатели
По плану
Фактически
1.
Доходы по всем видам деятельности всего - всего
19785
20390
1.1.
Валовый доход от реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и услуг
18380
19207
1.2.
Доходы по операциям с тарой
290
290
1.3.
Прочие доходы, расходы, потери
1115
893
1.4.
Исключаемые доходы, полученные в результате работ в дни проведения коммунистических субботников
x
-
2.
Материальные и приравненные к ним затраты (включая амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, прочие денежные и другие затраты, кроме заработной платы)
7485
8000
3.
Доход предприятия, подлежащий распределению ( стр. 1 - стр. 2 )
12300
12390
4.
Обязательные отчисления - всего
4402
4430
4.1.
Отчисления в бюджет от дохода предприятия, подлежащего распределению по установленному нормативу (норматив 27,5% к стр. 3 )
в т.ч. в местный бюджет
3383
3407
4.2.
Выполнение обязательств перед банком
-
-
4.3.
Отчисления вышестоящей организации для образования централизованного фонда производственного и социального развития и резерва по установленному нормативу от дохода, подлежащего распределению (норматив 7,4% к стр. 3 )
910
917
4.4.
Отчисления местным органам на строительство и ремонт автомобильных дорог
22
22
4.5.
Отчисления в фонд возмещения потерь от уценки товаров
63
64
4.6.
Другие обязательные расходы и отчисления
24
20
5.
Хозрасчетный доход предприятия ( стр. 3 - стр. 4 )
7898
(12300 - 4402)
7960
(12390 - 4430)
6.
Отчисления от хозрасчетного дохода в фонд производственного и социального развития по установленному нормативу (норматив 20% к стр. 5 )
1579,6
1592
7.
Фонд оплаты труда (остаток хозрасчетного дохода) ( стр. 5 - стр. 6 )
6318,4
6368
ПРИМЕР 2
РАСЧЕТА ДОХОДА И ЕГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИНЦИПАХ ЧАСТИЧНОГО
ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ИЛИ
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ФОНДОВ ВЫШЕСТОЯЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(тыс. руб.)
N п/п
Показатели
По плану
Фактически
1.
Единый фонд финансовых средств - всего
22035
22302
в том числе:
1.1.
Валовый доход от реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и услуг
19257
19561
1.2.
Доходы по операциям с тарой
-
-
1.3.
Прочие доходы, расходы, потери
1116
1021
1.4.
Ассигнования из централизованного фонда производственного и социального развития, а также резервов органов управления, по установленным нормативам
-
-
1.5.
Ассигнования из бюджета по нормативу, установленному в расчете на 1 рубль общего объема реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения
1662
1720
1.6.
Исключаемые доходы, полученные в результате работы в дни проведения коммунистических субботников
x
-
2.
Материальные и приравненные к ним затраты - всего (включая амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, прочие денежные и другие затраты, кроме заработной платы
7419
7600
3.
Единый фонд финансовых средств предприятия, подлежащий распределению ( стр. 1 - стр. 2 )
14616
14702
4.
Обязательные отчисления - всего:
1607
1620
4.1.
Выполнение обязательств перед банком
87
90
4.2.
Отчисления вышестоящей организации для образования централизованного фонда производственного и социального развития по установленному нормативу от единого фонда финансовых средств предприятия, подлежащих распределению (норматив 9,8% к стр. 3 )
1432
1441
4.3.
Отчисления местным органам на строительство и ремонт дорог
19
19
4.4.
Отчисления в фонд возмещения потерь от уценки товаров
69
70
4.5.
Другие обязательные расходы и отчисления
-
-
5.
Остаток единого фонда финансовых средств предприятия ( стр. 3 - стр. 4 )
13009
13082
6.
Отчисления от остатка единого фонда финансовых средств в фонд производственного и социального развития по установленному нормативу (норматив 12% к стр. 5 )
1561
1570
7.
Фонд оплаты труда ( стр. 5 - стр. 6 )
11448
11512
Приложение N 2
Штамп предприятия
Кому ______________________________________________________________________
(наименование финоргана)
ВЫПИСКА
из сметы доходов и расходов о взаимоотношениях с бюджетом
по отчислениям от доходов на 19__ г., зачисляемым в доход
соответствующего бюджета на главу классификации доходов
__________ бюджета
по ________________________________________________________________________
(наименование предприятия, организации)
(тыс. р.)
Всего на год
в т.ч. по кварталам
I
II
III
IV
1. Доходы, от которых производятся отчисления
2. Норматив отчислений от доходов в бюджет (в процентах)
3. Сумма отчислений от доходов
Установленный срок для представления бухгалтерского отчета
квартального
годового
Примечание. Доходы по строке 1 рассчитываются в соответствии с пунктами 5 , 6 настоящего Положения.
Руководитель предприятия
Начальник финансового отдела
Приложение N 3
Штамп вышестоящей организации
Кому ____________________________________
(наименование финоргана)
При этом препровождается сводный реестр выписок из смет доходов и расходов
о взаимоотношениях с бюджетом по отчислениям от доходов по плану на 19__
г., зачисленный на раздел 2 главы ___________ классификации доходов
соответствующего бюджета
СВОДНЫЙ РЕЕСТР
(тыс. р.)
Наименование предприятия
Доходы, от которых производятся отчисления в бюджет
Норматив отчислений от доходов в бюджет (единый на год и по кварталам)
Сумма отчислений от доходов в бюджет
Наименование финоргана, кому направлена выписка из смет доходов, расходов и дата отправление финорганам
Всего на год
в т.ч. по кварталам
Всего на год
в т.ч. по кварталам
I
II
III
IV
I
II
III
IV
Всего
Руководитель вышестоящей организации
Начальник финансового отдела
Дата
Приложение N 4
Штамп предприятия
РАСЧЕТ
отчислений в бюджет от фактических доходов по предприятию
(тыс. р.)
По расчетам
По отчету
по данным плательщика
по данным финоргана
1
2
3
4
1. Доходы, от которых производятся отчисления в бюджет
2. Нормативы отчислений от доходов в бюджет (в процентах)
3. Сумма платежей, подлежащая взносу в бюджет
4. Сумма начисленных платежей за отчетный период
5. Причитается:
а) к оплате
б) к уменьшению
6. Установленный срок для представления баланса:
квартального
годового
Примечание. Доходы, от которых производятся отчисления в бюджет определяются в соответствии с п. 5 настоящего Положения
Руководитель предприятия
Руководитель финоргана
(подпись)
(подпись)
Главный бухгалтер
Старший экономист
(подпись)
(подпись)
Утверждаю
Заместитель министра
здравоохранения СССР
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
10 марта 1990 года
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЕДИНОГО ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА В АПТЕЧНОЙ СЛУЖБЕ
Настоящее положение разработано в соответствии с Типовым положением об образовании единого фонда оплаты труда на 1988 - 1990 гг. для предприятий, объединений и организаций, переведенных на полный хозяйственный расчет и самофинансирование и Положением о переводе аптечной службы системы Министерства здравоохранения СССР на новые условия хозяйствования, одобренным Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР, протокол N 18 от 23 июня 1989 г.
1. Единый фонд оплаты труда образуется на предприятиях, применяющих форму хозяйственного расчета, основанную на нормативном распределении дохода.
2. Фонд оплаты труда на предприятиях формируется от хозрасчетного дохода (остатка единого фонда финансовых средств) после образования из него по нормативу фонда производственного и социального развития.
3. Единый фонд оплаты труда предприятия формируется как сумма фонда оплаты труда и средств на оплату труда, предусмотренных в сметах работ, услуг, осуществляемых работниками предприятия, а также в сметах на содержание непроизводственных подразделений предприятия, источниками которых являются фонд производственного и социального развития и ремонтный фонд.
4. Перечисление в единый фонд оплаты труда средств от хозрасчетного дохода производится предприятием ежемесячно с последующим перерасчетом по фактическим результатам работы в целом за отчетный квартал (нарастающим итогом с начала года).
Перечисление в указанный фонд средств на оплату труда работникам предприятия за работы и услуги, источником финансирования которых являются фонд производственного и социального развития и ремонтный фонд, производится в соответствии со сроками проведения работ, услуг, и их сумма не должна превышать предусмотренные сметами затраты по заработной плате на выполнение работ, услуг (с учетом их перерасчета на фактически выполненный объем).
В единый фонд оплаты труда могут поступать (и из него направляться) средства от других предприятий в соответствии с действующим законодательством, а также из централизованного резерва вышестоящей организации.
Образование фонда оплаты труда на предприятиях, осуществляющих неторговую деятельность, производится в порядке, определенном настоящим положением, с учетом особенностей их работы.
Средства, полученные на премирование по специальным системам, в единый фонд оплаты труда не включаются.
5. В/О "Союзфармация", республиканские, областные, краевые производственные объединения "Фармация" образуют централизованный резерв по фонду оплаты труда за счет отчислений по нормативам от хозрасчетного дохода предприятия в централизованный фонд производственного и социального развития и резерв.
Размер централизованного фонда оплаты труда В/О "Союзфармация", республиканских производственных объединений "Фармация" определяется от фондов оплаты труда подведомственных предприятий в согласованных с ними размерах.
Средства из централизованного резерва по фонду оплаты труда вышестоящих организаций могут быть выделены предприятием на:
увеличение их фонда оплаты труда в период освоения (достижения планово-экономических показателей) вновь вводимых в действие аптечных предприятий и объектов, новой высокоэффективной техники, при стихийных бедствиях и других причинах, не зависящих от деятельности предприятий;
единовременное поощрение коллективов и отдельных работников предприятий за производственные достижения, выполнение особо важных заданий, направленных на улучшение лекарственного обслуживания населения, рост реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и повышение доходности; премирование победителей смотров и конкурсов.
За счет этого резерва может образовываться фонд оплаты труда вышестоящей организации.
Средства из централизованного резерва по фонду оплаты труда могут выделяться предприятиям и на возвратной основе.
6. В пределах единого фонда оплаты труда предприятие самостоятельно определяет размер этого фонда для входящих в его состав подразделений и структурных единиц с учетом специфики работы.
Средства единого фонда оплаты труда расходуются по смете. Проект сметы расходования единого фонда оплаты труда выносится на обсуждение трудового коллектива предприятия и после его одобрения утверждается совместным решением администрации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета и прилагается к коллективному договору. Об использовании указанной сметы администрация и профсоюзный комитет информируют трудовой коллектив.
Единый фонд оплаты труда расходуется на выплату заработной платы работникам предприятия по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам, на выплату надбавок, доплат, премий, единовременных поощрений, вознаграждений по итогам года, другие выплаты по труду и оказание единовременной помощи.
Конкретные направления использования средств единого фонда оплаты труда по предприятию в целом и по его структурным единицам, предусмотренных соответствующими сметами, определяются трудовым коллективом.
7. Выплата заработной платы, премий, вознаграждений, поощрений производится предприятиями в пределах единого фонда оплаты труда.
Предприятиям предоставляются широкие права в определении форм организации и оплаты труда работников, в распределении фонда оплаты труда. Утвержденные в установленном порядке тарифные ставки и должностные оклады составляют базовую величину фонда оплаты труда работников, ее стабильную составляющую. Переменная часть распределяется в соответствии с установленным трудовым коллективом порядком, исходя из эффективности и качества труда. Премии, начисленные коллективу аптечных работников за основные результаты их деятельности за счет и в пределах единого фонда оплаты труда, выплачиваются работникам дифференцированно. Размер премии, выплачиваемой одному работнику, в том числе руководящему составу предприятий, предельным размером не ограничивается.
При недостатке средств единого фонда оплаты труда предприятие может направлять на пополнение указанного фонда на возвратной основе средства финансового резерва, предусмотренные в фонде производственного и социального развития. Кроме того, предприятию на эти цели могут быть выделены средства из централизованного резерва фонда оплаты труда вышестоящей организации.
Переходящие остатки фонда оплаты труда изъятию не подлежат.
8. В пределах единого фонда оплаты труда предприятие определяет общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждает штатное расписание без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношения их численности.
9. Минздрав СССР по согласованию с Госпланом СССР, Госкомитетом по труду и социальным вопросам СССР, Минфином СССР и ВЦСПС может вносить в случае необходимости изменения и дополнения в настоящее Положение.
Утверждаю
Заместитель министра
здравоохранения СССР
А.Д.ЦАРЕГОРОДЦЕВ
10 марта 1990 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,
РАБОТАЮЩИМИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Настоящее положение распространяется на республиканские (АССР), краевые, областные объединения "Фармация" и другие предприятия, организации и учреждения <*>, осуществляющие свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, либо на принципах частичного финансирования за счет средств государственного бюджета или централизованных фондов вышестоящей организации, а также на В/О "Союзфармация", Республиканские производственные объединения "Фармация" или Главные аптечные управления минздравов союзных республик, имеющих в непосредственном подчинении аптечную сеть.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуется "предприятие".
Положение разработано в целях дальнейшего расширения самостоятельности предприятий и организаций в решении производственных и социальных вопросов. Основным источником для осуществления этих целей является единый фонд производственного и социального развития.
Порядок определения плановых размеров и отчислений средств
в фонд производственного и социального развития
1. Фонд производственного и социального развития создается на предприятиях за счет:
отчислений от хозрасчетного дохода (остатка единого фонда финансовых средств), по нормативу в процентах к этому доходу (остатку единого фонда финансовых средств);
средств амортизационных отчислений, предназначенных на полное восстановление основных фондов, за вычетом сумм, централизуемых вышестоящей организацией;
специальных средств, предусмотренных действующим законодательством, на развитие материально-технической базы аптечной службы;
выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества за вычетом расходов, связанных с ликвидацией этого имущества;
суммы высвобождающихся средств при уменьшении норматива собственных оборотных средств;
экономии за год фонда оплаты труда (полностью или частично по решению коллектива);
безвозмездно полученных денежных средств от исполнительных комитетов местных советов, из благотворительных и других общественных фондов, от государственных предприятий и организаций, отдельных фондов.
К фонду производственного и социального развития в год перехода на новые условия хозяйствования присоединяются остатки средств фондов развития аптечной торговли и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства <*>, а также средства фонда предприятия, предназначенные на социально-культурные мероприятия, жилищное строительство и развитие аптечной сети, остатки неиспользованных средств отчислений от сверхплановой прибыли на жилищное строительство и на приобретение оборудования для аптек и аптечных складов.
--------------------------------
<*> Для аптечных учреждений, работавших по новой системе планирования и экономического стимулирования.
2. Отчисления в фонд производственного и социального развития производятся предприятием ежеквартально по данным бухгалтерского учета нарастающим итогом (квартал, полугодие, девять месяцев, год).
3. Отчисления в фонд производственного и социального развития предусматриваются в годовых планах и осуществляются по фактическим результатам работы в полном соответствии с нормативами, утвержденными в пятилетнем плане для предприятий. Сумма отчислений в фонд производственного и социального развития определяется путем умножения норматива образования этого фонда на фактическую сумму хозрасчетного дохода (остатка единого фонда финансовых средств).
4. Норматив образования фонда производственного и социального развития утверждается предприятию вышестоящей организацией по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза.
При разработке норматива во внимание принимаются предусматриваемые планом экономического и социального развития на XII пятилетку или расчетами к нему:
размеры средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития аптечной торговли, средств, направленных на прирост норматива собственных оборотных средств;
средства фонда предприятия, предназначенные на социально-культурные мероприятия и жилищное строительство, развитие аптечной сети;
расходы на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства;
расходы по хозяйственному содержанию объектов культурно-бытового, оздоровительного назначения и пионерских лагерей;
расходы на содержание дошкольных учреждений и других мероприятий по просвещению и здравоохранению;
капитальные вложения на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих объектов, а также строительство новых объектов, необходимых для дальнейшего развития этих предприятий;
расходы, предусматриваемые на производственное строительство сметой расходования по действующим предприятиям;
другие отчисления, предусмотренные действующим законодательством.
Все указанные средства и расходы суммируются и делятся на величину хозрасчетного дохода, предусмотренного планами на соответствующий год пятилетки.
Пример определения норматива образования фонда производственного и социального развития приведен в приложении N 1.
5. В случае экономической целесообразности предприятие вправе в отдельные кварталы направлять в фонд производственного и социального развития часть хозрасчетного дохода сверх определенного по нормативу. При этом должно обеспечиваться соблюдение установленных нормативов за год.
6. В пределах общего фонда производственного и социального развития предприятия могут выделять фонды производственного и социального развития крупным структурным единицам в части удовлетворения отдельных социально-культурных и других нужд коллективов этих единиц.
Выделение указанных фондов производится в порядке, установленном руководителем предприятия совместно с профсоюзным комитетом.
Порядок использования предприятием средств фонда
производственного и социального развития
7. Фонд производственного и социального развития предприятий предназначен для:
финансирования технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих объектов, а также строительства новых объектов, обеспечивающих потребности этих предприятий;
финансирования прироста норматива собственных оборотных средств;
финансирования строительства жилых домов, объектов социального и культурно-бытового назначения, а также их содержания;
обеспечения социально-культурных мероприятий и других нужд коллектива.
Без согласия трудового коллектива средства этого фонда не могут быть изъяты.
8. Трудовой коллектив самостоятельно определяет конкретные направления использования средств фонда производственного и социального развития.
Средства фонда производственного и социального развития используются по смете расходования. Проект сметы расходования фонда производственного и социального развития выносится на обсуждение трудового коллектива предприятия и после его одобрения утверждается совместным решением администрации и совета трудового коллектива и прилагается к коллективному договору.
Об исполнении указанной сметы администрация информирует рабочих и служащих в сроки, предусмотренные коллективным договором.
При разработке сметы расходования фонда производственного и социального развития рекомендуется предусматривать использование этих средств по следующим направлениям:
а) на развитие материально-технической базы - техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих объектов, а также строительство новых объектов, обеспечивающих потребности предприятия на проведение научно-исследовательских, проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ, финансирование других производственных затрат.
При недостаточности средств фонда производственного и социального развития предприятие может дополнительно использовать кредиты банка (в пределах планов долгосрочного кредитования на плановые затраты) при условии проведения кредитуемых мероприятий в срок до 2 лет, окупаемости затрат с погашением кредита за счет средств фонда производственного и социального развития в срок до 6 лет со дня выдачи первой ссуды на проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы за счет нецентрализованных капитальных вложений.
При использовании средств фонда производственного и социального развития на производственные цели предприятие самостоятельно разрабатывает план капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения за счет средств указанного фонда и банковских кредитов.
Предприятие заявляет вышестоящей организации потребность в объемах капитальных вложений, строительно-монтажных и проектных работ, оборудования, финансируемых за счет фонда производственного и социального развития и кредитов банков, предложения об объемах подрядных работ, а также сообщает сводные технико-экономические показатели, характеризующие социально-экономическую эффективность этих работ.
Обобщенные данные представляются министерствами здравоохранения автономных республик, краевыми, областными (городскими) и другими органами управления аптечной службы, министерствами здравоохранения союзных республик, которые учитывают указанные капитальные вложения в полном объеме как нецентрализованные и представляют их советам министров союзных республик и соответствующим министерствам и ведомствам вместе с проектами планов централизованных капитальных вложений для подготовки проектов планов.
Проектно-сметная документация и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств фонда производственного и социального развития и кредитов банков, разрабатываются предприятием самостоятельно и утверждаются их руководителем;
б) на прирост и увеличение установленного предприятию норматива товарных запасов.
Средства фонда производственного и социального развития, необходимые для увеличения норматива собственных оборотных средств определяются исходя из хозяйственной целесообразности.
При этом принимаются меры к ускорению оборачиваемости товарных запасов;
в) на строительство объектов жилищного, социального и культурно-бытового назначения, хозяйственное содержание этих объектов и проведение социально-культурных мероприятий с учетом первоочередности социальных задач трудового коллектива.
При разработке сметы расходования фонда производственного и социального развития рекомендуется предусматривать увеличение средств, направляемых на строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений и других объектов социально-культурного назначения.
Капитальные вложения на строительство жилых домов, детских учреждений, профилакториев, пионерских лагерей и других объектов непроизводственного назначения, финансируемые за счет средств указанного фонда, учитываются в плане отдельно.
Исполкомы местных Советов народных депутатов обеспечивают в первоочередном порядке выделение лимитов капитальных вложений, отвод земельных участков и включение в план работ подведомственных организаций заданий по проектированию и строительству жилых домов и дошкольных учреждений, осуществляемых за счет средств фонда производственного и социального развития. Рекомендуется шире использовать практику объединения средств предприятий для строительства жилых домов и дошкольных учреждений на основе долевого участия, как внутри системы, так и с предприятиями других отраслей, а также с исполкомами местных Советов народных депутатов.
Для более полного удовлетворения потребностей предприятия в жилье, дошкольных учреждениях и других объектах социального и культурно-бытового назначения введена особая льгота для указанного предприятия: при недостатке собственных средств на эти цели предоставление ему долгосрочного кредита в размере до 75% стоимости строительства этих объектов, с погашением в срок до 6 лет со дня ввода в эксплуатацию указанных объектов за счет средств фонда производственного и социального развития.
Выделение предприятиям по их заказам местных строительных материалов для проведения работ, осуществляемых за счет нецентрализованных капитальных вложений, обеспечивается Советами Министров союзных и автономных республик, исполкомами краевых, областных и городских Советов народных депутатов в первоочередном порядке.
Мероприятия, финансируемые за счет средств фонда производственного и социального развития и кредитов банков, выполняются как подрядным, так и хозяйственным способом.
Обеспечение материально-техническими ресурсами работ (за исключением импортного оборудования), выполняемых хозяйственным способом за счет указанных средств, осуществляется непосредственно территориальными органами Госснаба СССР по заказам предприятий в соответствии с проектной документацией в порядке, установленном постановлением Госснаба СССР и Госплана СССР от 28 февраля 1986 г. N 29/41 "О порядке обеспечения материально-техническими ресурсами работ по техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий, а также строительству объектов непроизводственного назначения, осуществляемых производственными объединениями (предприятиями) хозяйственным способом за счет средств фонда развития производства и кредитов банков".
Обеспечение материально-техническими ресурсами работ, осуществляемых подрядным способом за счет собственных средств предприятий и кредитов банков, производится в порядке, установленном п. 21 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 г. N 387;
г) на проведение оздоровительных мероприятий, в том числе приобретение путевок в дома отдыха, пансионаты, санатории, на туристические базы и маршруты по территории Советского Союза (без оплаты стоимости проезда до начала и после окончания маршрута), на экскурсии и путешествия по местным маршрутам выходного дня, организуемые туристско-экскурсионными учреждениями профсоюзов.
При этом, предоставление работникам путевок за счет средств фонда производственного и социального развития в дома отдыха, санатории, пансионаты, на туристские базы и маршруты производится применительно к действующему порядку и условиям выдачи путевок за счет средств государственного социального страхования, а путевок на экскурсии и путешествия по местным маршрутам выходного дня - применительно к действующему порядку и условиям выдачи путевок за счет средств профсоюзного бюджета, то есть с оплатой 30% стоимости экскурсий и путешествий работникам и членам их семей.
Путевки в дома отдыха, пансионаты, санатории, на туристские базы и маршруты, а также на экскурсии и маршруты выходного дня, приобретенные за счет средств фонда производственного и социального развития, предоставляются, прежде всего, передовикам производства по совместному решению администрации и профсоюзного комитета.
За счет средств фонда производственного и социального развития могут выделяться путевки на отдых и лечение для участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов труда, ранее работавшим на предприятии, а в настоящее время находящимся на пенсии и не состоящим в списочном составе данного предприятия.
В случаях, когда предприятие не имеет пионерских лагерей, при недостаточности средств государственного социального страхования и профсоюзного бюджета, оно может приобретать за счет средств фондов производственного и социального развития путевки в пионерские лагеря у других организаций для детей своих работников. Внесенная родителями плата за указанные путевки перечисляется в фонд производственного и социального развития;
д) на проведение культурно-просветительных и физкультурных мероприятий, приобретение для этих целей учебных и наглядных пособий, театральных костюмов (оплату за их прокат) для участников художественной самодеятельности, спортивной формы и инвентаря; на аренду помещений и спортивных сооружений для проведения культурно-воспитательной и физкультурно-спортивной работы среди трудящихся; на приобретение средств наглядной агитации и агитационно-художественного оформления, а также на украшение зданий к праздничным дням, оформление колонн демонстрантов (в пределах установленных норм);
е) на удешевление стоимости питания в столовых (буфетах) работников предприятий, в первую очередь, работающих в ночные смены; на усиление питания работников, проходящих курс лечения в профилакториях, и детей, находящихся в детских яслях и садах, пионерских и оздоровительных лагерях предприятий.
Удешевление стоимости питания за счет средств фонда производственного и социального развития осуществляется путем перечисления средств указанного фонда на оплату части стоимости питания по предъявлении счета столовых, обслуживающих предприятие;
ж) на расходы по устройству дорог и водопроводов, электрификации и другие работы по благоустройству коллективных садов в пределах до 25% сметных расходов на осуществление этих работ;
з) на предоставление безвозмездной материальной помощи для первоначального взноса собственных средств на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также на частичное погашение кредита, предоставленного на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство;
и) на предоставление молодым семьям беспроцентной ссуды на улучшение жилищных условий или обзаведение домашним хозяйством;
к) на другие мероприятия по социальному развитию трудовых коллективов;
л) на приобретение и содержание легкового транспорта.
Пример сметы расходования фонда производственного и социального развития приведен в приложении N 2.
10. Неиспользованные на конец года остатки средств фонда производственного и социального развития переходят на следующий год, изъятию не подлежат и расходуются в последующие периоды по решению трудового коллектива на цели, предусмотренные данным Положением.
Средства фонда производственного и социального развития могут накапливаться предприятием для осуществления строительства в последующие годы.
11. Средства фонда производственного и социального развития хранятся на отдельных счетах в учреждениях банка.
12. При этом счета предприятий, на которых в установленном порядке хранятся средства фонда производственного и социального развития, должны находиться в том банке, где осуществляется финансирование и кредитование их плановых капитальных вложений.
Приложение N 1
к Положению об образовании
и использовании фонда производственного
и социального развития в объединениях
и предприятиях "Фармация"
ПРИМЕР ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА НОРМАТИВА ФОНДА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ЦИФРЫ УСЛОВНЫЕ)
Предусмотрено пятилетним планом, тыс. р.
Хозрасчетный доход (остаток единого фонда финансовых средств)
12300
Фонд предприятия <*>
410
Прирост собственных оборотных средств
700
Расходы на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства
30
Расходы по хозяйственному содержанию объектов культурно-бытового, оздоровительного назначения и пионерских лагерей
50
Расходы на содержание детских дошкольных учреждений и других мероприятий по просвещению и здравоохранению
10
Капитальные вложения на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих объектов, также строительство новых объектов, необходимых для дальнейшего развития этих предприятий
320
Расходы в части, предусмотренной на производственное строительство по действующим предприятиям
50
Другие отчисления, предусмотренные действующим законодательством
10
Итого средств
1580
Норматив образования фонда производственного и социального развития в процентах от хозрасчетного дохода (остатка единого фонда финансовых средств)
--------------------------------
<*> Для аптечных учреждений, работающих по новой системе планирования и экономического стимулирования, фонд социально-культурных мероприятий и фонд развития аптечной торговли.
Приложение N 2
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Председатель Директор предприятия
профсоюзного комитета (объединения) "Фармация"
(протокол N _____ от __________ 19__ г.)
ПРИМЕРНАЯ СМЕТА
расходования фонда производственного и социального развития
на 19__ г.
Направление расходов
Сумма тыс. р.
В процент. к итогу
Переходящий остаток средств на начало года
в том числе накопление средств на строительство пионерского лагеря
Фонд производственного и социального развития по плану на текущий год
Амортизационные отчисления на полное восстановление фондов
Всего средств
Направление расходования средств
I. На производственные цели - всего
На прирост норматива собственных оборотных средств в связи с ростом реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и приростом, в связи с этим, товарных запасов;
накопление средств на строительство аптек;
на реконструкцию аптек;
на приобретение средств малой механизации по плану технического перевооружения;
на приобретение оборудования по плану технического перевооружения.
II. На социально-бытовые нужды - всего
1.
Накопление средств на строительство пионерского лагеря
2.
На долевое участие в строительстве жилого дома
3.
На содержание пансионата в порядке долевого участия