Главная // Актуальные документы // Указание / УказанияСПРАВКА
Источник публикации
"Основные руководящие документы, регламентирующие летную работу и управление воздушным движением в гражданской авиации, за 1976 - 1980 годы", М.: "Воздушный транспорт", 1983
Примечание к документу
Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием
Приказа Минтранса России от 04.12.2020 N 541.
Название документа
"Единые критерии оценки качества посадки самолетов по данным бортовых средств регистрации полетной информации"
(введены в действие Указанием МГА СССР от 29.07.1980 N 411/у)
"Единые критерии оценки качества посадки самолетов по данным бортовых средств регистрации полетной информации"
(введены в действие Указанием МГА СССР от 29.07.1980 N 411/у)
Введены в действие
от 29 июля 1980 г. N 411/у
Утверждены МГА
28 июля 1980 года
ЕДИНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОСАДКИ САМОЛЕТОВ
ПО ДАННЫМ БОРТОВЫХ СРЕДСТВ РЕГИСТРАЦИИ ПОЛЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Критерии для оценки качества пилотирования
Таблица 1
┌───────┬─────────────────────┬────────────┬────────────┬─────────────────┐
│Тип │ Способ определения │Максимальная│ Оценка │ Примечание │
│само- │ величины перегрузки │ перегрузка │ качества │ │
│лета │ │ n │ посадки │ │
│ │ │ у │ │ │
│ │ │ ц.т │ │ │
├───────┼─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│Ил-62, │По записям прибора │До 1,50 │Отлично │Приземление на │
│Ан-12, │КЗ-63 │ │ │колеса основных │
│Ан-24, │ │ │ │стоек шасси без │
│Ан-26, │ │ │ │последующих │
│Ан-30, │ │ │ │отделений от ВПП │
│Ил-18, ├─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│Як-40 │-"- │От 1,51 │Хорошо │ │
│ │ │до 1,70 │ │ │
│ ├─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│ │-"- │От 1,71 │Удовлетво- │ │
│ │ │до 2,0 │рительно │ │
│ ├─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│ │-"- │Свыше 2,0 │Неудовлетво-│ │
│ │ │ │рительно │ │
├───────┼─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│Ту-154,│По "Методическим │До 1,50 │Отлично │Приземление на │
│Ту-134 │рекомендациям по │ │ │колеса основных │
│ │использованию записей│ │ │стоек шасси без │
│ │перегрузки имеющимися│ │ │последующих │
│ │бортовыми средствами │ │ │отделений от ВПП │
│ │для оценки качества │ │ │ │
│ │приземления самоле- │ │ │ │
│ │та", утвержденным МГА│ │ │ │
│ │30.06.80, с исполь- │ │ │ │
│ │зованием записей │ │ │ │
│ │прибора КЗ-63 │ │ │ │
│ ├─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│ │-"- │От 1,51 │Хорошо │ │
│ │ │до 1,70 │ │ │
│ ├─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│ │-"- │От 1,71 │Удовлетво- │ │
│ │ │до 2,0 │рительно │ │
│ ├─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│ │-"- │Свыше 2,0 │Неудовлетво-│ │
│ │ │ │рительно │ │
├───────┼─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│Ил-76Т │По записям прибора │До 1,40 │Отлично │Приземление на │
│ │КЗ-63 │ │ │колеса основных │
│ │ │ │ │стоек шасси без │
│ │ │ │ │последующих │
│ │ │ │ │отделений от ВПП │
│ ├─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│ │-"- │От 1,41 │Хорошо │ │
│ │ │до 1,55 │ │ │
│ ├─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│ │-"- │От 1,56 │Удовлетво- │ │
│ │ │до 1,70 │рительно │ │
│ ├─────────────────────┼────────────┼────────────┼─────────────────┤
│ │-"- │Свыше 1,70 │Неудовлетво-│ │
│ │ │ │рительно │ │
└───────┴─────────────────────┴────────────┴────────────┴─────────────────┘
Примечания: 1. При оценке качества посадки необходимо использовать пиковое значение перегрузки, зарегистрированное при посадочном ударе в период 0,3 с от момента первого касания колес ВПП.
Если после посадочного удара произошло отделение самолета от земли и вторичное приземление, должны также учитываться пиковые значения перегрузки при следующем приземлении в период 0,3 с от момента касания колес ВПП (см. "Временную инструкцию по определению величины перегрузки в центре тяжести самолетов при посадке по записи прибора КЗ-63", утвержденную ЦАГИ 17.04.80).
2. Грубой посадкой - предпосылкой к авиационному происшествию - считать посадку самолета с перегрузкой, превышающей максимально допустимые значения, указанные в табл. 2, а также в случае касания ВПП первоначально передней стойкой, удара о торец ВПП и т.п.
2. Критерии грубой посадки
по допустимой нагруженности конструкции
Таблица 2
┌────────┬───────────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│ Тип │ Максимальная допустимая перегрузка n │ Способ определения │
│самолета│ у │величины перегрузки │
│ │ ц.т │ │
│ │ при приземлении или последующем пробеге │ │
│ │ самолета, при превышении которой посадку │ │
│ │ следует считать грубой - предпосылкой │ │
│ │ к авиационному происшествию │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Ил-62, │n = 2,0 при G <= G ; │По записям прибора │
│Ил-18 │ у пос. пос.max │КЗ-63 │
│ │ ц.т │ │
│ │ │ │
│ │ G - G │ │
│ │ пос. пос.max │ │
│ │n = 2,0 - 0,5 ------------------- │ │
│ │ у G - G │ │
│ │ ц.т взл.max пос.max │ │
│ │ │ │
│ │при G > G │ │
│ │ пос. пос.max │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Ту-154, │n = 2,2 при G <= G ; │По "Методическим │
│Ту-134 │ у пос. пос.max │рекомендациям по │
│ │ ц.т │использованию │
│ │ │записей перегрузки │
│ │ G - G │имеющимися бортовыми│
│ │ пос. пос.max │средствами для оцен-│
│ │n = 2,2 - 0,5 ------------------- │ки качества призем- │
│ │ у G - G │ления самолета", │
│ │ ц.т взл.max пос.max │утвержденным МГА │
│ │ │30.06.80, с исполь- │
│ │при G > G │зованием записей │
│ │ пос. пос.max │прибора КЗ-63 │
├────────┼───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Ан-12 │n = 2,0 при G <= G ; │По записям прибора │
│ │ у пос. пос.max │КЗ-63 │
│ │ ц.т │ │
│ │ │ │
│ │ G - G │ │
│ │ пос. пос.max │ │
│ │n = 2,0 - 0,3 ------------------- │ │
│ │ у G - G │ │
│ │ ц.т взл.max пос.max │ │
│ │ │ │
│ │при G > G │ │
│ │ пос. пос.max │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Ил-76 │n = 1,7 при G <= G ; │По записям прибора │
│ │ у пос. пос.max │КЗ-63 │
│ │ ц.т │ │
│ │ │ │
│ │ G - G │ │
│ │ пос. пос.max │ │
│ │n = 1,7 - 0,3 ------------------- │ │
│ │ у G - G │ │
│ │ ц.т взл.max пос.max │ │
│ │ │ │
│ │при G > G │ │
│ │ пос. пос.max │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Ан-24, │n = 2,5 при G <= 21,0 т; │По записям прибора │
│Ан-26 │ у пос. │КЗ-63 │
│ │ ц.т │ │
│ │ │ │
│ │n = 4,6 - 0,1 G │ │
│ │ у пос. │ │
│ │ ц.т │ │
│ │ │ │
│ │при G > 21,0 т │ │
│ │ пос. │ │
├────────┼───────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│Як-40 │n = 2,5 │По записям прибора │
│ │ у │КЗ-63 │
│ │ ц.т │ │
└────────┴───────────────────────────────────────────┴────────────────────┘
Примечания:
1. В таблице приняты следующие обозначения:
G - посадочный вес самолета в тоннах;
пос.
G - максимальный посадочный вес самолета в тоннах, указанный
пос.max
в РЛЭ;
G - максимальный взлетный вес самолета в тоннах, указанный
взл.max
в РЛЭ.
2. Грубой посадкой - предпосылкой к авиационному происшествию - следует также считать посадку самолета с касанием ВПП первоначально передней стойкой, посадку с ударом о торец ВПП и т.п.
3. Указанными в таблице критериями следует пользоваться при решении вопроса о необходимости проведения специальных работ, предусмотренных Регламентом технического обслуживания после грубой посадки.