Главная // Актуальные документы // Рекомендация / Рекомендации
СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стройиздат, 1984
Примечание к документу
Название документа
"Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий"

"Рекомендации по проектированию цветовой отделки интерьеров общественных зданий"


Содержание


РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЦВЕТОВОЙ ОТДЕЛКИ ИНТЕРЬЕРОВ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Рекомендовано к изданию решением секции строительной светотехники НТС НИИСФ Госстроя СССР.
Содержат общие положения по выбору значений параметров отделки интерьеров общественных зданий, конкретные рекомендации для помещений общеобразовательных школ, административных зданий, универсамов, домов отдыха для семейных с детьми, методику проектирования цветовой отделки, способы определения цветовых параметров.
Для архитекторов, проектирующих цветовую отделку интерьеров; дизайнеров, проектирующих цветовую отделку оборудования.
Авторы: кандидаты техн. наук М.И. Краснов, Н.М. Беляева; инж. Т.Б. Дозорцева; канд. техн. наук Ю.С. Рябов (НИИСФ Госстроя СССР); канд. техн. наук Г.В. Каменская, инж. Л.П. Юдин (ЦНИИЭП инженерного оборудования); канд. техн. наук А.Б. Матвеев (МЭИ); архит. Е.С. Боровская (ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий); канд. архитектуры Л.Б. Цилли (ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов); канд. техн. наук Е.С. Пономарева (Белорусский политехнический институт).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цветовая отделка поверхностей интерьера является составляющей светоцветовой среды (СЦС) помещений. СЦС - это в свою очередь элемент среды жизнедеятельности людей, воспринимаемый человеком по соотношениям яркостей и цветностей в пространстве и времени.
СЦС формируется с помощью следующих средств: величины и направленности световых потоков, спектральных характеристик естественного и искусственного света; спектральных и интегральных характеристик отделочных и светопропускающих материалов.
Цветовые параметры отделки находятся в зависимости от характеристик освещения. В частности, характеристики одного и того же цвета зависят от цветопередачи и цветности излучения источников света, освещающих его; общий характер среды: "активизирующий", "угнетающе-сумеречный", "нейтральный" - зависит от сочетания уровня освещенности, цветности освещения и отделки. Это говорит о том, что проектирование цветовой отделки архитекторами и проектирование освещения светотехниками должно осуществляться в творческом содружестве и быть направлено к одной цели - созданию комфортной СЦС для жизнедеятельности людей.
Для решения поставленной задачи важно знать и учитывать характер деятельности человека, особенности воздействия цвета на человека и восприятия цвета в разных условиях наблюдения.
Деятельность человека в помещениях зданий, отнесенных к категории общественных, разнообразна. Зрительная работа может соответствовать работе в производственных помещениях (ателье, конструкторские бюро и т.д.) или ограничиваться лишь обзором интерьера (помещения для лечения, отдыха). Объекты труда могут быть цветными и ахроматическими, работа может быть точной и малой точности, с высокой степенью напряжения и без него.
В зависимости от вида зрительной работы требования к цветовой отделке меняются. Для формулирования требований зрительные работы классифицированы по трем признакам: "требования к цветоразличению", "точность зрительной работы", "степень психофизиологической нагрузки".
При создании комфортной СЦС в интерьере принято выделять две основные группы требований к цветовой отделке: физиолого-гигиенические и психоэстетические.
От цветовых параметров, отнесенных к физиолого-гигиеническим, непосредственно зависят чувствительность зрительного анализатора и, следовательно, работоспособность человека. Например, цветоразличительная способность глаза в ахроматическом окружении выше, чем в цветовом. В связи с этим для работ, связанных с контролем цвета, например, предусматривают отделку поверхности интерьера ахроматическими цветами. С другой стороны, установлено, что для точных зрительных работ при отсутствии требований к цветоразличению окружение без цветовых контрастов не полезно - вызывает снижение работоспособности и повышение утомления, вероятно из-за монотонности среды. Насыщенные цвета больших по площади поверхностей способствуют быстрому развитию утомления. Оптимальными по зрительной работоспособности являются цвета объектов, насыщенность которых и угловые размеры установлены на основе данных, характеризующих работоспособность и утомление. Цветовой тон при работе, не связанной с цветоразличением, на работоспособность не влияет.
Цветовые параметры отделки, отнесенные к категории психоэстетических, непосредственно влияют на психологическое и эмоциональное состояние человека и только опосредованно - на его работоспособность.
Психоэстетическая роль цвета проявляется через гармоничность цветовой композиции, согласованность с природным пейзажем по колориту и контрастам. Цветовая отделка в интерьере является действенным фактором психоэмоционального воздействия на человека на основе субъективных ассоциаций. Природные ассоциации, в частности, легли в основу деления цветов на "теплые" и "холодные", "возбуждающие" и "успокаивающие", что важно учитывать в лечебных учреждениях, а при необходимости и в производственных. В комплексе параметров, регламентируемых для удовлетворения психоэстетических требований, важную роль играет цветовой тон. Характеристика цветового тона (длина волны) регламентируется в зависимости от степени психофизиологической нагрузки, светоклиматических особенностей района строительства, ориентации светопроемов, уровня освещенности.
Для выделения частей горизонта с экстремальными характеристиками инсоляционного режима использовано понятие гелиотермической оси <*> в различных климатических зонах страны. В соответствии с имеющимися данными по указанному принципу выделены секторы с минимальным поступлением прямого солнечного света - "север", с максимальным - "юг", с промежуточным - "восток", "запад" (табл. 1).
--------------------------------
<*> Гелиотермическая ось - азимут солнца в момент максимальной температуры наружного воздуха; изменяет направление в зависимости от географической широты и климата.
Таблица 1
Светоклиматическое зонирование ориентации светопроемов
Климатический район
Ориентация по сторонам горизонта, азимут, град
Обозначение в таблицах
Севернее 60° с.ш.
315 - 45
Север
45 - 135 и 225 - 315
Восток, запад
135 - 225
Юг
Севернее 45° с.ш.
345 - 75
Север
Южнее 60° с.ш.
75 - 165 и 285 - 345
Восток, запад
165 - 285
Юг
Южнее 45° с.ш.
20 - 110
Север
110 - 200 и 290 - 20
Восток, запад
200 - 290
Юг
Для помещений, в которых выполняются различные зрительные задачи, значимость тех или иных требований различна. В помещениях для напряженных зрительных работ физиолого-гигиенические требования являются основными. Однако это не означает, что эстетика интерьера при этом не имеет значения. В помещениях, где зрительная работа сводится в основном к обзору окружающего пространства (фойе театров, актовые залы, рекреации учебных заведений и т.д.), преобладающими являются эстетические требования. Требования обеих групп для одного интерьера должны согласовываться между собой.
Совершенствование СЦС с помощью цветовой отделки невозможно без знания особенностей ощущения цвета в разных условиях наблюдения и умения выражать количественно эти ощущения. Систематизация методов оценки цветовых параметров начата в "Руководстве по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий" (М., Стройиздат, 1978). Изложенные в Руководстве методы являются основными. Дополнительно получены и используются новые данные об изменении ощущения цвета при переходе от модели цветового решения в виде колерных карт к эскизу и закономерности восприятия цвета объекта разных угловых размеров на цветном фоне, что имеет место в интерьере.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Рекомендации распространяются на цветовую отделку интерьеров вновь строящихся и реконструируемых общественных зданий.
1.2. При выборе цветовой отделки следует учитывать:
характеристики зрительной работы (табл. 2);
уровень нормируемой освещенности на рабочем месте в соответствии с точностью зрительной работы (СНиП II-4-79) (табл. 2);
степень психофизиологической нагрузки (табл. 3);
световой климат района строительства и ориентацию светопроемов помещений (СНиП II-4-79) (табл. 1).
Таблица 2
Классификация зрительных работ по требованиям
к цветоразличению
Характеристика зрительной работы
Освещенность при системе общего освещения, лк
Контроль цвета с очень высокими требованиями к цветоразличению
300 и более
Сопоставление цветов с высокими требованиями к цветоразличению
300 и более
Различение цветных объектов с невысокими требованиями к цветоразличению
300 и более
От 150 до 300
Менее 150
Требования к цветоразличению отсутствуют
500 и более
От 300 до 500
От 150 до 300
Менее 150
Общее восприятие интерьера
150 и более
Таблица 3
Классификация зрительных работ по степени
психофизиологической нагрузки
Группа задач
Характеристика работы (деятельности)
Степень психофизиологической нагрузки
Освещенность при системе общего освещения, лк
Различение объектов зрительной работы при фиксированном направлении линии зрения работающих на рабочую поверхность
Длительное напряжение зрения;
монотонность окружения (в том числе за счет отсутствия естественного света) и работы;
эмоциональная нагрузка;
высокая степень ответственности за принимаемое решение
Очень высокая
300 и более
Длительное напряжение зрения при сменяемости видов труда;
отсутствие выраженной монотонности работы и окружения;
отсутствие выраженной эмоциональной нагрузки
Высокая
300 и более
Сопоставимые по времени доли зрительной и физической нагрузки; постоянное общее наблюдение за ходом процесса
Умеренная
От 150 до 300
Менее 150
Различение объектов зрительной работы при нефиксированном направлении линии зрения работающих на рабочую поверхность
Любая, сопровождаемая общением людей
Умеренная
300 и более
От 150 до 300
Слабая
Менее 150
Обзор окружающего пространства при очень кратковременном, эпизодическом различении объектов, общая ориентировка в пространстве интерьера
Общение людей
Слабая
150 и более
1.3. Для обеспечения физиолого-гигиенических требований к СЦС для разных зрительных задач следует регламентировать следующие параметры (табл. 4) для центральной зоны:
оптимальное значение количества цвета для фона;
оптимальное значение цветового контраста между объектом труда и фоном; для периферической зоны - допускаемые значения количества цвета основных поверхностей и оборудования.
Примечание. Основные понятия, терминология и способы определения цветовых параметров отделки в разных условиях наблюдения приведены в прил. 1, 2.
Таблица 4
Параметры цветовой отделки, отвечающие физиологическим
требованиям (сочетание ахроматического оборудования
на цветном фоне или цветного оборудования на ахроматическом
фоне, фон - рабочая поверхность)
Требования к цветоразличению (по табл. 2)
Угловой размер, цветного фона, оборудования в пределах рабочей поверхности <*> , , град
Освещенность рабочей поверхности при системе общего освещения E, лк
Цветовые параметры основных поверхностей
Фон и оборудование в пределах центральной зоны (оптимальные значения)
Периферическая зона (допускаемые значения)
угловой размер поверхности <*> , град
количество цвета Q, пороги
количество цвета Q, пороги
цветовой контраст объекта труда с фоном или оборудованием , пороги
Контроль цвета с очень высокими требованиями к цветоразличению
10 - 90
300 и более
0
Определяется цветом объекта, заданного технологическим процессом
90 - 180 <**>
0 - 10
Сопоставление цвета с высокими требованиями к цветоразличению
10 - 90
300 и более
10
То же
90 - 130
130 - 180
0 - 15
0 - 10
От 150 до 300
15
"
90 - 130
130 - 180
0 - 20
0 - 15
Различение цветных объектов с невысокими требованиями к цветоразличению
10 - 50
300 и более
30
40
90 - 130
130 - 180
0 - 20
0 - 15
От 150 до 300
40
40
90 - 130
130 - 180
0 - 25
0 - 20
Менее 150
40
50
90 - 130
130 - 180
0 - 30
0 - 20
50 - 90
300 и более
20
30
90 - 130
130 - 180
0 - 15
0 - 10
От 150 до 300
30
30
90 - 130
130 - 180
0 - 20
0 - 15
Менее 150
30
30
90 - 130
130 - 180
0 - 25
0 - 20
Требования к цветоразличению отсутствуют
10 - 30
500 и более
40
40
90 - 130
10 - 20
От 300 до 500
50
50
10 - 30
От 150 до 300
60
60
0 - 30
Менее 150
40 - 60
40 - 60
0 - 40
30 - 50
500 и более
30
30
90 - 130
10 - 20
От 300 до 500
40
40
10 - 30
От 150 до 300
50
50
0 - 30
Менее 150
30 - 50
30 - 50
0 - 40
50 - 70
500 и более
25
25
10 - 20
От 300 до 500
35
35
10 - 30
От 150 до 300
45
45
0 - 30
Менее 150
20 - 45
20 - 45
0 - 40
70 - 90
500 и более
20
20
10 - 20
От 300 до 500
30
30
10 - 30
От 150 до 300
30
40
0 - 30
Менее 150
10 - 40
10 - 40
0 - 40
--------------------------------
<*> Угловой размер поверхностей определяется по методике, изложенной в прил. 1.
<**> При угловом размере поверхности >= 130° не рекомендуется окрашивать всю площадь в один цвет, а следует применять для окраски несколько цветов. Если необходимо ахроматическое окружение, следует предусмотреть сочетание поверхностей с различным коэффициентом отражения.
Таблица 4а
Параметры цветовой отделки, отвечающие физиологическим
требованиям (сочетание цветного оборудования на цветном фоне
при работе с ахроматическими объектами,
фон - рабочая поверхность)
Требования к цветоразличению (по табл. 2)
Угловой размер оборудования в пределах рабочей поверхности , град
Освещенность рабочей поверхности при системе общего освещения E, лк
Цветовые параметры основных поверхностей
Фон и оборудование в пределах центральной зоны (оптимальные значения)
Периферическая зона (допускаемые значения)
количество цвета фона Qф, пороги
количество цвета оборудования Qобор, пороги
цветовой контраст объекта труда с фоном или оборудованием , пороги
угловой размер поверхности , град
количество цвета Q, пороги
Требования к цветоразличению отсутствуют
10 - 30
500 и более
10
20
30
90 - 130
10 - 15
От 300 до 500
10
30
10 - 20
От 150 до 300
15
30
0 - 20
Менее 150
20
35
0 - 30
30 - 50
500 и более
10
20
30
10 - 15
От 300 до 500
15
25
10 - 20
От 150 до 300
20
25
0 - 20
Менее 150
20
30
0 - 30
50 - 70
500 и более
15
15
30
10 - 15
От 300 до 500
20
20
10 - 20
От 150 до 300
20
20
0 - 20
Менее 150
30
20
0 - 30
70 - 90
500 и более
20
10
30
10 - 15
От 300 до 500
30
10
10 - 20
От 150 до 300
30
20
0 - 20
Менее 150
30
30
0 - 30
1.4. Для обеспечения психоэстетических требований СЦС для разной степени психофизиологической нагрузки при выполнении работы по табл. 5 следует выбирать параметры:
цветовой тон;
количество цвета;
допускаемый цветовой контраст между основными поверхностями и оборудованием;
тип цветовой гармонии;
уровень требований к гармоничности цветовой отделки;
требования к характеристике направленного психоэмоционального воздействия.
Таблица 5
Параметры цветовой отделки, отвечающие
психоэстетическим требованиям
Степень психофизиологической нагрузки
Освещенность при системе общего освещения E, лк
Цветовой тон при различной ориентации светопроемов , нм
Количество цвета Q, пороги
Цветовой контраст , пороги
Цветовая гармония
Уровень требований к гармоничности цветовой отделки
север
восток, запад
юг
Районы севернее 45° с.ш., южнее 60° с.ш.
Очень высокая
300 и более
530 - 610
480 - 610
460 - 580
Нюансная
Высокий
Высокая
300 и более
530 - 610
480 - 610
460 - 580
"
Средний
Умеренная
От 150 до 300
Менее 150
530 - 610
500 - 610
500 - 580
Контрастная
Средний, малый
Слабая
От 150 до 500
Менее 150
530 - 610
500 - 610
500 - 580
Допускается повышение на одну ступень по сравнению с табл. 4
Допускается повышение на одну ступень по сравнению с табл. 4
Любая
Средний
Районы севернее 60° с.ш.
Очень высокая, высокая
300 и более
550 - 590
500 - 610
500 - 610
Снижается на одну степень по сравнению с табл. 4
Нюансная
Высокий
Умеренная
От 150 до 300
Менее 150
550 - 590
520 - 610
510 - 610
Контрастная, нюансная
Средний, малый
Слабая
От 150 до 500
Менее 150
550 - 590
520 - 610
510 - 610
Любая
Средний
Районы южнее 45° с.ш.
Очень высокая
300 и более
510 - 610
480 - 560
760 - 560
Допускается повышение на одну ступень по сравнению с табл. 4
Нюансная
Высокий
Высокая
"
Средний
Умеренная
От 150 до 300
510 - 610
500 - 570
500 - 570
Контрастная
Средний
Менее 150
"
Малый
Слабая
От 150 до 500 Менее 150
510 - 610
500 - 570
500 - 570
Любая
Средний
Примечания: 1. В помещениях с повышенным выделением тепла рекомендуется из диапазонов выбирать наименьшие значения.
2. Для лечебных помещений характеристики цветовой отделки выбираются по Руководству по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий (М., Стройиздат, 1978).
3. Для полов допускается расширить диапазон в сторону увеличения.
1.5. Распределение помещений общественных зданий по группам в соответствии со зрительными задачами и степенью психофизиологической нагрузки следует производить по табл. 6.
1.6. Регламентированные параметры цветовой отделки следует выбирать для интерьеров общеобразовательных школ по табл. 10 - 12 (разд. 4); для административных помещений - по табл. 13 (разд. 5); для интерьеров домов отдыха семейных с детьми - по табл. 14 - 16 (разд. 6); для универсамов - по табл. 17 (разд. 7).
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
ПО ХАРАКТЕРУ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ
Таблица 6
Распределение помещений общественных зданий по группам
Требования к цветоразличению
Освещенность при системе общего освещения E, лк
Степень психофизиологической нагрузки
Помещения
Контроль цвета с очень высокими требованиями к цветоразличению
300 и более
Высокая
Аналитические лаборатории, специализированные кабинеты врачей
Сопоставление цвета с высокими требованиями к цветоразличению
300 и более
"
Лаборатории органической и неорганической химии, препараторские, мастерские подгонки готового платья, помещения для нарезки тканей
Ателье: пошивочные цехи, закройные отделения, отделения подготовки прикладных материалов, отделения ручной и машинной вязки
Ателье химической чистки одежды: отделения выведения пятен
Здравпункты: кабинеты врачей, перевязочные
Ремонтные мастерские: изготовление и ремонт головных уборов, скорняжные работы
Учебные заведения: кабинеты обслуживающих видов труда для девочек: а) по обработке тканей (шитье), б) кулинарии, кабинеты рисования, лаборатории химии
Парикмахерские
"
Рекламно-декорационные ремонтные мастерские, макетные
Умеренная
Примерочные кабинеты магазинов
От 150 до 300
Артистические, гримерные
Приемные детских дошкольных учреждений
Выставочные залы
Различение цветных объектов с невысокими требованиями к цветоразличению
300 и более
Высокая
Учебные заведения: кабинеты истории, географии, военного дела, биологии
Комнаты кружков учебных заведений, клубов и дворцов культуры
Операционный зал, кредитная группа, кассовый зал, помещения для пересчета денег клиентами, кассирами, инкассаторная, кладовая ценностей финансового учреждения. Помещения главных касс магазинов
Кондитерские цехи
Умеренная
Раздаточные предприятия общественного питания
Весовые
Помещения для подготовки товаров к продаже в магазинах: гладильные мастерские, мастерские в магазинах радио- и электротоваров
Ремонтные мастерские: ремонт обуви и галантереи, изделий из пластмасс, бытовых электроприборов
Торговые залы магазинов: книжных, готового платья, белья, обуви, тканей, меховых изделий, головных уборов, парфюмерных, галантерейных, ювелирных, электро- и радиотоваров, продовольственных
Залы демонстрации новых товаров магазинов
От 150 до 300
Умеренная
Предприятия общественного питания: горячие цехи
Отделения разборки, починки и упаковки белья прачечных
Детские дошкольные учреждения: групповые, комнаты для музыкальных занятий
Разрубочные, расфасовочные, комплектовочные отдела заказов магазинов
Переплетно-брошюровочные
Дистилляторные, стеклодувные
Моечные кухонной и столовой посуды
Проходные (проверка пропусков)
Ателье химической чистки одежды: помещения химической чистки, салоны приема и выдачи одежды
Комнаты для чистки одежды, обуви и глажения в гостиницах
Процедурные кабинеты
Различение цветных объектов с невысокими требованиями к цветоразличению
От 150 до 300
Умеренная
Детские дошкольные учреждения: раздевальные, игровые, столовые, комнаты для гимнастических занятий
Комнаты матери и ребенка
Фотографии: салоны приема и выдачи заказов
Торговые залы магазинов: посуды, мебельных, спортивных товаров, стройматериалов, электробытовых машин, игрушек и канцелярских товаров
Помещения отделов заказов, бюро обслуживания магазинов
Помещения тематических выставок новых поступлений книг
Пункты проката: помещения для посетителей
Менее 150
Слабая
Кухни жилых зданий
Помещения для хранения химикатов
Архивы проб, хранение реактивов
Регулировочные сцены в театрах и дворцах
Разгрузочные помещения магазинов
Кладовые продовольственных и непродовольственных товаров
Кладовые пунктов проката
Номера гостиниц
Палаты санаториев и домов отдыха
Крытые бассейны
Спортивные залы
Требования к цветоразличению отсутствуют
300 и более
Очень высокая
Проектные залы и комнаты, конструкторские, чертежные бюро
Машинописные и машиносчетные бюро
Ремонт часов, ювелирные и граверные работы, ремонт фото-, кино-, радио- и телеаппаратуры
Кабинеты технического черчения учебных заведений
Высокая
Здания управления конструкторских и проектных организаций:
кабинеты и рабочие комнаты, комнаты технической учебы, проектные кабинеты; архивы, читальные залы, помещения записи и регистрации читателей
Термостатные, термические лаборатории, физические, спектрографические, стилометрические, фотометрические, микроскопные лаборатории рентгеноструктурного анализа, механические и радиоизмерительные, лаборатории электронных устройств
Моечные
Учебные заведения: классные комнаты, аудитории, мастерские по обработке металлов и древесины
От 150 до 300
Умеренная
Лингафонные кабинеты
Студии звукозаписи
Читательские каталоги
Помещения для электрофотографирования и микрофотографирования Кабинеты и комнаты преподавателей, комнаты мастера и инструктора учебных заведений
Бюро обслуживания гостиниц
Регистратура санаториев, домов отдыха, поликлиник и здравпунктов
Автоклавные
Помещения светокопирования
Отделения приема и выдачи белья
Сушильно-гладильные отделения
Помещения охраны финансовых учреждений
Менее 150
Умеренная
Книгохранилища и архивы, помещения фонда открытого доступа
Киноаппаратные, звукоаппаратные
Моечные тары полуфабрикатов Экспедиции
Пункты приема посуды в магазинах
Стиральные отделения прачечных
Слабая
Хозяйственные, кладовые учебных заведений
Камеры хранения
Помещения дежурного обслуживающего персонала в гостиницах
Помещения для персонала предприятий общественного питания
Загрузочные, кладовые тары предприятий общественного питания
Помещения для хранения упаковочных материалов, инвентаря и обменного фонда контейнеров магазинов
Общее восприятие интерьера
300 и более
То же
Залы, предназначенные для мероприятий республиканского и союзного значения
Эстрады актовых залов
Зрительные залы театров
Концертные залы
От 150 до 300
"
Зрительные залы клубов
Фойе театров
Конференц-залы, залы заседаний научно-исследовательских учреждений
Актовые залы учебных заведений. Обеденные залы, буфеты
Гостиные гостиниц
Рекреации
Фойе кинотеатров, клубов
Изоляторы детских дошкольных учреждений
Менее 150
"
Спальные, веранды детских дошкольных учреждений
Зрительные залы кинотеатров
3. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ЦВЕТОВОЙ ОТДЕЛКИ ИНТЕРЬЕРОВ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Методика проектирования цветовой отделки общественных зданий построена на базе основных положений, изложенных в Руководстве по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий.
Проектирование цветовой отделки интерьера представляет собой многоступенчатый процесс, результатом которого является создание модели СЦС с заданными характеристиками.
Процесс моделирования цветовой среды в интерьере распадается на несколько этапов. На разных этапах архитектор оперирует различными видами моделей: предметно-пространственными (колерные карты, эскизы, макеты, экспериментальные объекты в натуре), логическими (сумма представлений о назначении помещения и характере выполняемой в нем работы) и математическими (система зависимостей, характеризующих закономерности восприятия цветовых параметров и способы их вычисления).
На каждом этапе происходят сбор и обработка информации, необходимой для перехода к следующему этапу. На первом этапе проектирования производится построение логической модели на основе комплексного анализа особенностей зрительной работы (с помощью данных табл. 1 - 3) и особенностей светового климата. В результате анализа формируются представления о:
характере зрительной работы с цветными и ахроматическими объектами;
уровне освещенности на рабочем месте в соответствии с точностью зрительной работы;
степени психофизиологической нагрузки;
световом климате района строительства и ориентации светопроемов помещений;
поле зрения (объект труда, фон, рабочая поверхность, периферическая зона) (рис. 1).
Рис. 1. Поле зрения работающего
На этом этапе архитектор получает представление о системе освещения объекта и помещения, в том числе о типе источника искусственного света.
Результаты анализа рекомендуется фиксировать в табл. 7.
Таблица 7
Наименование объекта...
Климатическая зона района строительства
Помещение
Характеристика зрительной работы по требованиям к цветоразличению
Освещенность при системе общего освещения; источник света
Степень психофизиологической нагрузки
Ориентация помещения, азимут, град
Характеристика поля зрения (объект труда, фон, рабочая поверхность, периферическая зона)
На втором этапе происходит составление первой предварительной математической модели цвета. На данном этапе архитектор оперирует колориметрическими понятиями цвета, что позволяет производить расчеты цветовых параметров, отвечающих условиям, заданным первой понятийной моделью. Предложенная последовательность проектирования предопределяет развитие схемы от объекта труда, фона, рабочей поверхности (центральная зона) к ближнему и дальнему окружению (периферическая зона).
На основе данных комплексного анализа в соответствии с настоящими рекомендациями определяются характеристики поверхностей оборудования и интерьера:
для центральной зоны (по табл. 4):
количество цвета Q;
цветовой контраст объекта труда с фоном или оборудованием ;
для периферической зоны (по табл. 4, 5):
допускаемое количество цвета Q;
диапазон значений цветового тона ;
тип цветовой гармонии;
уровень требований к гармоничности цветовой отделки.
Выбранные характеристики сводятся в табл. 8.
Таблица 8
Наименование объекта...
Помещение
Поверхность
Цветовой тон , нм
Наименование цвета и номер по цветовому кругу
Количество цвета Q, пороги
Коэффициент отражения , %
Цветовой контраст , пороги
Цветовая гармония
тип
уровень требований
На третьем этапе осуществляется построение предметно-пространственной модели на основе данных табл. 8 и параметров, установленных на основе анализа структуры внутреннего пространства интерьера по схеме (табл. 9).
Таблица 9
Наименование объекта...
Характеристика помещения
Направленность изменений характеристик
Тип цветовой гармонии
Цветовой контраст
нюансная
контрастная
большой
средний
малый
Размер
Увеличение или уменьшение
Характер замкнутости
Усиление или уменьшение
Функциональные зоны
Выявление
Композиционные центры
Выявление
Конфигурация
Изменение
На третьем этапе модель представляет собой предварительный эскиз цветового решения проектируемого интерьера.
Отбор образцов для эскиза производится по эталонам, ГОСТам, и отраслевым нормалям на серийно выпускаемое оборудование, заводским каталогам готовой продукции, альбомам колеров. Характеристики отобранных образцов контролируются при естественном свете визуальным сопоставлением с аттестованными образцами цвета из атласа цветов ВНИИметрологии им. Д.И. Менделеева, опорной шкалы СН 181-70 или Альбома колеров (авт. В.К. Крауклис. Л.: Стройиздат, 1973), осуществляемом на ахроматическом фоне.
На четвертом этапе должна происходить корректировка характеристик образцов цвета в соответствии с условиями восприятия цвета в проектируемом интерьере, а именно указанными в прил. 1 и 2 способами учитываются изменения параметра "количество цвета" при переходе от образца небольшого размера, рассматриваемого на ахроматическом фоне, к поверхности реального углового размера, наблюдаемой на цветном фоне или в перспективном изображении на эскизе.
Изменение количества цвета поверхностей объектов влечет за собой изменение величины цветового контраста.
После корректировки цветовой схемы с учетом условий наблюдения осуществляются оценка искажений цвета при запроектированном искусственном источнике света и выбор оптимальных сочетаний в соответствии с Руководством по учету цветопередачи (М.: Стройиздат, 1983).
Рекомендуется повторить табл. 8.
На пятом этапе происходит построение окончательного варианта предметно-пространственной модели в виде колерных карт, эскизов, макетов. Результатом этого этапа является составление проектной документации.
На основе представленной методики, данных о влиянии цвета на состояние человека, закономерностей восприятия цвета в разных условиях наблюдения составлены рекомендации по цветовой отделке интерьеров общеобразовательных школ, административных зданий, домов отдыха для семейных с детьми и универсамов (разделы 4 - 7). Указанные диапазоны и значения регламентируемых параметров должны быть обеспечены в интерьере. Для удовлетворения этого требования при проектировании цветовой отделки по этим рекомендациям параметры колерных карт следует предварительно откорректировать с учетом данных прил. 1, 2.
4. ЦВЕТОВАЯ ОТДЕЛКА ИНТЕРЬЕРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
В рабочих помещениях школы выполняются зрительные работы следующих видов (по табл. 6): сопоставление цвета - кабинеты обслуживающих видов труда, рисования и т.д.; различение цветовых объектов - кабинеты истории, географии и т.д.; работы, для которых требования к цветоразличению отсутствуют: классные комнаты и кабинеты, читальный зал, мастерские и др. Во всех этих помещениях осуществляется точная зрительная работа при фиксированной линии зрения учащихся. Степень психофизиологической нагрузки в этих помещениях высокая. При разработке проекта цветовой отделки этих помещений уделяется большое внимание физиологическим требованиям. Выбор цвета поверхностей в классе диктуется требованиями обеспечения высокой работоспособности школьников, центральную зону поля зрения занимает классная доска или верхняя поверхность стола.
В ряде помещений, предназначенных в основном для отдыха (рекреационные помещения, актовый и обеденный залы), зрительная работа характеризуется как общее восприятие интерьера. В этих помещениях параметры цветовой отделки предопределяются в основном психоэстетическими требованиями. Здесь допустимы контрасты по цветности и светлоте в поле зрения, активное использование декоративных элементов, средств визуальной информации, цветовых акцентов и т.д.
Цветовое решение школьного интерьера следует проектировать на основе анализа всего комплекса школьных помещений в их взаимосвязи. Исходной точкой является выбор гаммы цветов для минимальной функциональной ячейки. Минимальной функциональной ячейкой является группа смежных помещений: класс - рекреация, актовый зал - фойе, лаборатория - лаборантская, спортзал - раздевалка. Наиболее важной является ячейка класс - рекреация, так как переменному цветовому воздействию этих двух помещений ученики подвергаются наиболее часто и в постоянной ритмической последовательности.
Для разных возрастных групп цветовая схема ячейки различна по двум причинам: цветовое предпочтение не остается неизменным на протяжении всей школьной жизни ребенка; в младших классах занятия проводятся в одном помещении, а в старших - по кабинетной системе (класс А - рекреация - класс Б). Дети младшего возраста любят насыщенные цвета, преимущественно теплые, по мере роста детей их вкусы смещаются в сторону холодных ненасыщенных цветов. Это должно учитываться в помещениях для занятий, в частности помещения для занятий старшеклассников целесообразно делать отличными друг от друга по цветовому тону.
Цвет примыкающей к классу рекреации выбирается из группы контрастных цветов. В младших классах количество доминирующего в рекреации цвета должно быть М3, количество цвета акцентных цветов большое (Б1 - Б3). Для детей старшего школьного возраста рекомендуемое количество цвета М1.
Потолки в помещениях общеобразовательных школ, кроме помещений для отдыха, рекомендуется делать белыми с коэффициентом отражения 70 - 80%. Рекомендуемые параметры цветовой отделки общеобразовательных школ приведены в табл. 10 - 12.
Таблица 10
Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров
общеобразовательных школ и типы источников света
Районы севернее 60° с.ш.
Помещение
Поверхность
Цветовой тон , нм
Количество цвета Q, пороги
Коэффициент отражения , %
Контраст с фоном по цветности , пороги
Контраст с фоном по светлоте , пороги
Тип цветовой гармонии
Тип источников света
север
восток, запад
юг
Кабинеты обслуживающих видов труда, кабинеты рисования, лаборатории и кабинеты химии
Стены
560 - 585
500 - 610
500 - 610
0 - 15
50 - 60
0 - 10
10 - 20
Нюансная
ЛЕ, ЛДЦ
Рабочие плоскости столов и парт
10 - 20
30 - 40
Пол
0 - 20
20 - 40
Классные комнаты, лаборатории физики, электротехники, кабинеты технического черчения, мастерские по обработке металлов и древесины
Классная доска
530 - 610
35 - 40
15 - 20
-
40 - 55
Нюансная
ЛБ
Стены
560 - 585
500 - 610
500 - 610
10 - 20
50 - 60
10 - 20
10 - 25
Рабочие плоскости столов и парт
20 - 35
30 - 45
Пол
10 - 20
20 - 40
Кабинеты администрации, комнаты мастера, инструктора общественных организаций
Стены
560 - 585
520 - 610
520 - 610
10 - 20
40 - 60
10 - 20
10 - 30
Нюансная
ЛБ
Рабочие плоскости стола
20 - 40
30 - 50
Пол
10 - 30
20 - 40
Рекреации, актовый и обеденный залы
Потолок
Ахроматический или слаботонированный в цвет стен
0 - 10
70 - 80
Не регламентируются
Любая
ЛБ, ЛБЦТ
Стены
560 - 585
520 - 610
520 - 610
20 - 30
40 - 60
Пол
10 - 30
20 - 40
Таблица 11
Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров
общеобразовательных школ и типы источников света
Районы севернее 45° с.ш., южнее 60° с.ш.
Помещение
Поверхность
Цветовой тон , нм
Количество цвета Q, пороги
Коэффициент отражения , %
Контраст с фоном по цветности , пороги
Контраст с фоном по светлоте , пороги
Тип цветовой гармонии
Тип источников света
север
восток, запад
юг
Кабинеты обслуживающих видов труда, кабинеты рисования, лаборатории химии
Стены
540 - 610
480 - 610
460 - 580
0 - 15
50 - 60
5 - 15
10 - 20
Нюансная
ЛЕ, ЛДЦ
Рабочие плоскости столов и парт
0 - 10
30 - 45
Пол
0 - 20
20 - 40
Классные комнаты, лаборатории физики, электротехники, кабинеты технического черчения, мастерские по обработке металлов и древесины
Классная доска
530 - 610
35 - 40
15 - 20
-
40 - 55
Нюансная
ЛБ
Стены
540 - 610
480 - 610
460 - 580
10 - 30
50 - 60
10 - 30
10 - 25
Рабочие плоскости столов и парт
25 - 35
30 - 40
Пол
10 - 30
20 - 40
Кабинеты администрации, комната мастера, инструктора общественных организаций
Стены
540 - 610
500 - 610
500 - 580
10 - 30
40 - 60
20 - 30
10 - 30
Контрастная
ЛБ
Рабочие плоскости столов
20 - 40
30 - 45
Пол
10 - 30
20 - 40
Рекреации, актовый и обеденный залы
Потолок
Ахроматический или слаботонированный в цвет стен
0 - 10
70 - 80
Не регламентируется
Любая
ЛБ, ЛБЦТ
Стены
540 - 610
500 - 610
500 - 580
20 - 40
40 - 50
Пол
10 - 30
20 - 40
Таблица 12
Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров
общеобразовательных школ и типы источников света
Районы южнее 45° с.ш.
Помещение
Поверхность
Цветовой тон , нм
Количество цвета Q, пороги
Коэффициент отражения , %
Контраст с фоном по цветности , пороги
Контраст с фоном по светлоте , пороги
Тип цветовой гармонии
Тип источников света
север
восток, запад
юг
Кабинеты обслуживающих видов труда, кабинеты рисования, лаборатории химии
Стены
520 - 610
460 - 560
460 - 560
0 - 15
40 - 60
0 - 20
10 - 20
Нюансная
ЛЕ, ЛДЦ
Рабочие поверхности столов и парт
0 - 10
30 - 45
Пол
0 - 20
20 - 40
Классные комнаты, лаборатории физики, электротехники, кабинеты технического черчения, мастерские по обработке металлов и древесины
Классная доска
530 - 610
35 - 40
15 - 20
-
40 - 55
Нюансная
ЛБ
Стены
520 - 610
480 - 560
460 - 560
20 - 30
40 - 60
20 - 30
10 - 25
Рабочие плоскости столов и парт
25 - 35
30 - 45
Пол
10 - 30
20 - 40
Кабинеты администрации, комната мастера, инструктора общественных организаций
Стены
520 - 610
500 - 570
500 - 570
15 - 40
40 - 60
20 - 40
10 - 30
Контрастная
ЛБ
Рабочие плоскости столов
20 - 40
30 - 45
Пол
10 - 30
20 - 40
Рекреации, актовый и обеденный залы
Потолок
Ахроматический или слаботонированный в цвет стен
0 - 10
70 - 80
Не регламентируются
Любая
ЛБ, ЛБЦТ
Стены
520 - 610
500 - 570
500 - 570
30 - 50
30 - 50
Пол
10 - 30
20 - 40
5. ЦВЕТОВАЯ ОТДЕЛКА ИНТЕРЬЕРОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗДАНИЙ
К административным помещениям следует отнести рабочие кабинеты, читальные залы, архивы, помещения управления проектных и научно-исследовательских учреждений и т.д. Работа в них связана со зрительным напряжением, различение объектов труда происходит при фиксированном направлении линии зрения работающего, требования к цветоразличению, как правило, отсутствуют. Степень психофизиологической нагрузки характеризуется как высокая. Центральную зону поля зрения занимает рабочий стол. Диапазоны цветовых параметров отделки приведены в табл. 13.
Таблица 13
Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров
административных помещений и типы источников света
Поверхность
Цветовой тон , нм
Количество цвета Q, пороги
Коэффициент отражения , %
Контраст с фоном по цветности , пороги
Контраст с фоном по светлоте , пороги
Тип цветовой гармонии
Тип источников света
север
восток, запад
юг
Районы севернее 60° с.ш.
Потолок
Ахроматический
0
70 - 80
10 - 30
10 - 20
Нюансная
ЛБ
Стены
560 - 585
540 - 585
510 - 595
10 - 20
50 - 60
Пол
540 - 590
520 - 590
520 - 590
10 - 20
20 - 40
Рабочие плоскости столов и оборудования
575 - 585
25 - 35
40 - 50
Районы севернее 45° с.ш., южнее 60° с.ш.
Потолок
Ахроматический
0
70 - 80
20 - 30
10 - 20
Нюансная
ЛБ
Стены
540 - 585
500 - 570
480 - 570
20 - 30
50 - 60
Пол
500 - 590
520 - 590
520 - 590
20 - 30
20 - 40
Рабочие плоскости столов и оборудования
575 - 585
25 - 35
40 - 50
Районы южнее 45° с.ш.
Потолок
Ахроматический
0
70 - 80
20 - 40
10 - 20
Нюансная
ЛБ
Стены
500 - 585
480 - 550
460 - 550
0 - 40
50 - 60
Пол
500 - 590
480 - 560
480 - 560
20 - 40
20 - 40
Рабочие плоскости столов и оборудования
575 - 585
25 - 35
40 - 50
6. ЦВЕТОВАЯ ОТДЕЛКА ИНТЕРЬЕРОВ ДОМОВ ОТДЫХА
ДЛЯ СЕМЕЙНЫХ С ДЕТЬМИ
В соответствии с классификацией помещений общественных зданий (раздел 2) в различных помещениях домов отдыха выполняются различные виды зрительных работ, сопровождающиеся как фиксированной линией зрения во врачебных и процедурных кабинетах, так и общим восприятием интерьера в гостиных и холлах.
При проектировании цветовой отделки интерьера необходимо учитывать требования создания композиционного единства с другими помещениями. Например, при комплексном решении группы помещений спальная ячейка - коридор - гостиный и лифтовый холлы рекомендуется принимать цвета с увеличивающимися значениями количества цвета и цветовых контрастов (малые - для спальных ячеек, несколько большие - для коридоров и еще большие - для лифтового холла). Функциональное назначение спальных комнат требует создания успокаивающей цветовой среды.
Гостиные холлы могут иметь цветовое решение, контрастное к цветовому решению коридора. Для холлов, предназначенных для отдыха, допускается не учитывать ориентацию по сторонам горизонта.
Коридоры относятся к помещениям с нерегламентируемым характером среды. Для коридоров без естественного света рекомендуется теплая гамма, количество цвета М3. При выборе цветового тона коридоров с остеклением (галерейного типа) следует учитывать ориентацию по сторонам горизонта.
Рекомендуемые параметры цветовой отделки домов отдыха для семейных с детьми приведены в табл. 14 - 16.
Таблица 14
Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров домов
отдыха и типы источников света
Районы севернее 60° с.ш.
Помещение
Поверхность
Цветовой тон , нм
Количество цвета Q, пороги
Коэффициент отражения , %
Контраст с фоном по цветности , пороги
Контраст с фоном по светлоте , пороги
Тип цветовой гармонии
Тип источников света
север
восток, запад
юг
Спальные комнаты
Потолок
Ахроматический
0
70 - 80
10 - 20
0 - 30
Нюансная
ЛБ, лампы накаливания
Стены
575 - 590
540 - 590
540 - 590
0 - 20
50 - 65
Пол
565 - 590
565 - 590
565 - 590
0 - 25
20 - 40
Оборудование
540 - 620
460 - 600
460 - 585
30 - 40
20 - 50
Врачебные и процедурные кабинеты
Потолок
Ахроматический
0
70 - 80
0 - 20
0 - 35
Нюансная
ЛХЕ, ЛЕ
Стены
560 - 585
500 - 585
500 - 585
0 - 15
55 - 70
Пол
540 - 600
490 - 600
490 - 600
0 - 30
30 - 60
Оборудование
-
-
-
-
20 - 50
Гостиные спальных корпусов
Потолок
Ахроматический или тонированный в цвет стен
0 - 15
70 - 80
Не регламентируются
Любая
ЛБ, лампы накаливания
Стены
540 - 590
480 - 590
480 - 590
10 - 30
50 - 65
Пол
520 - 600
500 - 620
500 - 620
20 - 40
20 - 40
Оборудование
580 - 620
510 - 620
480 - 580
-
20 - 40
Лифтовые холлы
Потолок
Ахроматический или тонированный в цвет стен
0 - 10
70 - 80
Не регламентируются
Контрастная
ЛБ
Стены
575 - 620
20 - 40
45 - 70
Пол
550 - 610
20 - 50
20 - 40
Таблица 15
Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров домов
отдыха и типы источников света
Районы севернее 45° с.ш., южнее 60° с.ш.
Помещение
Поверхность
Цветовой тон , нм
Количество цвета Q, пороги
Коэффициент отражения , %
Контраст с фоном по цветности , пороги
Контраст с фоном по светлоте , пороги
Тип цветовой гармонии
Тип источников света
север
восток, запад
юг
Спальные комнаты
Потолок
Ахроматический или тонированный в цвет стен
0 - 10
70 - 80
15 - 30
0 - 30
Нюансная
ЛБ, лампы накаливания
Стены
575 - 590
520 - 590
490 - 540
10 - 25
50 - 65
Пол
565 - 590
565 - 590
565 - 590
10 - 30
20 - 40
Оборудование
540 - 585
460 - 600
460 - 620
35 - 45
20 - 50
Врачебные и процедурные кабинеты
Потолок
Ахроматический или 565 - 575
0 - 10
70 - 80
0 - 25
0 - 35
Нюансная
ЛХЕ, ЛЕ
Стены
540 - 585
500 - 570
500 - 570
0 - 20
55 - 70
Пол
500 - 600
480 - 600
480 - 600
15 - 35
30 - 60
Оборудование
-
-
-
20 - 80
Гостиные спальных корпусов
Потолок
Ахроматический или тонированный в цвет стен
0 - 20
70 - 80
Не регламентируются
Любая
ЛБ, лампы накаливания
Стены
520 - 590
500 - 595
460 - 600
20 - 40
45 - 70
Пол
500 - 620
480 - 620
480 - 620
20 - 40
20 - 40
Оборудование
580 - 620
480 - 620
480 - 570
-
20 - 40
Лифтовые холлы
Потолок
Ахроматический или тонированный в цвет стен
0 - 10
70 - 80
Не регламентируются
Контрастная
ЛБ
Стены
575 - 620
20 - 55
45 - 70
Пол
550 - 610
20 - 50
20 - 40
Таблица 16
Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров домов
отдыха и типы источников света
Районы южнее 45° с.ш.
Помещение
Поверхность
Цветовой тон , нм
Количество цвета Q, пороги
Коэффициент отражения , %
Контраст с фоном по цветности , пороги
Контраст с фоном по светлоте , пороги
Тип цветовой гармонии
Тип источников света
север
восток, запад
юг
Спальные комнаты
Потолок
Ахроматический или тонированный в цвет стен
0 - 10
70 - 80
20 - 40
0 - 30
Нюансная
ЛБ, лампы накаливания
Стены
540 - 585
470 - 580
470 - 500
15 - 30
50 - 65
Пол
500 - 600
500 - 600
500 - 600
20 - 40
20 - 40
Мебель
Оборудование
510 - 620
460 - 590
460 - 550
40 - 50
20 - 50
Врачебные и процедурные кабинеты
Потолок
Ахроматический
0
70 - 80
0 - 30
0 - 35
Нюансная
ЛХЕ, ЛЕ
Стены
500 - 570
480 - 550
480 - 550
10 - 25
55 - 70
Пол
500 - 570
500 - 570
500 - 570
20 - 40
30 - 60
Оборудование
-
-
-
-
20 - 80
Гостиные спальных корпусов
Потолок
Ахроматический или тонированный в цвет стен
0 - 20
70 - 80
Не регламентируются
Любая
ЛБ, лампы накаливания
Стены
500 - 600
460 - 600
460 - 570
20 - 50
45 - 70
Пол
500 - 600
480 - 620
480 - 620
30 - 60
20 - 40
Оборудование
580 - 610
480 - 610
480 - 570
-
20 - 40
Лифтовые холлы
Потолок
Ахроматический или тонированный в цвет стен
0 - 10
70 - 80
Не регламентируются
Контрастная
ЛБ
Стены
510 - 570
30 - 65
45 - 70
Пол
550 - 610
20 - 55
20 - 40
7. ЦВЕТОВАЯ ОТДЕЛКА УНИВЕРСАМОВ
В помещениях универсамов выполняется зрительная работа, связанная с различением цветных объектов без контроля цвета при освещенности 300 лк и более.
Степень напряжения зрительной и нервной системы - высокая, умеренная и слабая. Для покупателей зрительная задача заключается в различении объектов при нефиксированной линии зрения и обзоре окружающего пространства. Для сотрудников универсама в большинстве случаев направление линии зрения фиксировано - залы подготовки товаров к продаже, работа кассиров. Основные поверхности торгового зала универсама рекомендуется окрашивать в ахроматические цвета или цвета с очень малой насыщенностью. Такая нейтральная окраска увеличивает коэффициент использования осветительной установки, обеспечивает равномерное распределение яркости и насыщенности помещения светом, служит благоприятным фоном для разнообразных по цвету, форме и фактуре товаров, зрительно увеличивает пространство зала.
Для избежания монотонности в цветовом решении рекомендуется вводить акцентные цвета. Так, торговое оборудование, близкое по цвету к полу и стенам, рекомендуется отделывать цветной полосой, проходящей по низу или по верху оборудования. Количество цвета полосы рекомендуется большим. Например, белое оборудование зрительно отделяется от светло-серых стен и темно-серого пола полосой ярко-оранжевого, красного или какого-либо другого насыщенного цвета. Причем назначение такой полосы не только декоративно-эстетическое, но и функциональное: четко вырисовывая ряды в зале, она помогает направлять потоки покупателей. Цвет этих полос должен гармонировать с цветом основных поверхностей помещения. Отдельные предметы оборудования также могут быть оформлены в акцентные цвета, например кассовые кабины, отдельные холодильные шкафы и т.д. Большой цветовой контраст объектов со стенами и полом делает их более заметными и облегчает ориентацию покупателей.
Разрабатывая общее цветовое решение, необходимо учитывать систему зрительных коммуникаций, включающую рекламно-информационные вывески, указатели, табло, ценники и т.п. Система зрительной коммуникации выполняет как функции рекламы и информации, так и декоративного элемента интерьера, придает ему выразительность, подчеркивает специфику, вносит светоцветовые акценты. Средства зрительной информации должны быть согласованы с архитектурно-функциональным построением предметно-пространственной среды, включая размещение торгового оборудования.
В 1977 г. производственным комбинатом "Росторгреклама" разработана "Единая номенклатура торговой рекламы", которой рекомендуется пользоваться при проектировании универсама.
Для местного освещения продуктов рекомендуется использовать люминесцентные лампы:
Мясные продукты, птица, молоко, гастрономия,
кондитерские изделия ......................... ЛЕ, ЛБЦТ
Рыба ......................................... ЛД
Хлеб, вино, бакалея .......................... ЛБ
Ориентация светопроемов по сторонам горизонта, а также светоклиматические особенности района при проектировании торговых залов не учитываются. Рекомендуемые параметры цветовой отделки универсамов приведены в табл. 17.
Таблица 17
Рекомендуемые цветовые параметры отделки интерьеров
универсамов и типы источников света
Помещение
Поверхность
Цветовой тон , нм
Количество цвета Q, пороги
Коэффициент отражения , %
Контраст с фоном по цветности , пороги
Контраст с фоном по светлоте , пороги
Тип цветовой гармонии
Тип источников света
север
восток, запад
юг
Торговый зал
Потолок
Ахроматический
0
70 - 80
0 - 40
10 - 30
Нюансная
ЛБ
Стены
480 - 590
0 - 10
65 - 80
Пол
480 - 590
0 - 40
20 - 30
Оборудование
Ахроматический или 480 - 550
0 - 10 <*>
40 - 70
Районы севернее 60° с.ш.
Помещение для подготовки товаров к продаже
Потолок
Ахроматический
0
70 - 80
10 - 20
10 - 30
Нюансная
ЛБ
Стены
560 - 585
500 - 590
480 - 595
0 - 10
50 - 70
Пол
540 - 600
520 - 600
520 - 600
0 - 20
20 - 30
Районы южнее 60° с.ш., севернее 45° с.ш.
Потолок
Ахроматический
0
70 - 80
10 - 30
10 - 30
Нюансная
ЛБ
Стены
540 - 585
500 - 570
480 - 570
0 - 15
50 - 70
Пол
500 - 600
480 - 600
480 - 600
10 - 20
20 - 30
Районы южнее 45° с.ш.
Потолок
Ахроматический
0
70 - 80
10 - 30
10 - 30
Нюансная
ЛБ
Стены
500 - 585
480 - 570
460 - 570
0 - 20
50 - 70
Пол
500 - 600
480 - 600
480 - 600
10 - 30
20 - 30
--------------------------------
<*> На оборудовании необходимо предусмотреть цветовые акценты - яркие цветные полосы и т.д. (количество цвета >= Б1).
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ
В основе системы нормируемых параметров цвета лежат характеристики ощущения цвета. Характеристики ощущения определяются при помощи колориметрических параметров цвета, которые вычисляются на основе приборных замеров.
Для цветовых расчетов используются два способа представления колориметрических параметров в стандартной колориметрической системе МКО.
Первый способ
Координаты цветности x, y, z - отношение каждой из трех координат цвета к их сумме (координаты цвета - количества трех основных цветов, необходимых для получения колориметрического равенства с измеряемым цветом).
Коэффициент отражения - отношение отраженного светового потока к падающему потоку выражается в процентах.
Второй способ
Доминирующая длина волны - длина волны монохроматического излучения, которое при сложении в определенных пропорциях со стандартным ахроматическим излучением дает цветовое равенство с рассматриваемым излучением, оценивается по диаграмме цветности x, y (рис. 2) и выражается в нанометрах (нм).
Рис. 2. Диаграмма цветности x, y (МКО 1931)
Чистота цвета P - степень приближения рассматриваемого цвета к цвету монохроматического излучения, оценивается по диаграмме цветности x, y (рис. 2) и выражается в долях единицы или в процентах.
Яркость L - выражается в канделах на квадратный метр (кд/м2) и для поверхностей с рассеянным отражением определяется по формуле
(1)
где L - яркость поверхности, кд/м2;
E - освещенность поверхности, лк;
- коэффициент отражения, %.
Характеристики ощущения цвета - цветовой тон, насыщенность, светлота и основанные на них нормируемые параметры - количество цвета и цветовой контраст - определяются в равноконтрастной системе цветовых ощущений.
Цветовой тон - характеристика воспринимаемого цвета, описываемая словами: синий, зеленый, желтый, красный, пурпурный и т.д., приближенно соответствует колориметрическому понятию "доминирующая длина волны" и выражается в нанометрах (нм).
Цветовой тон определяют по равноконтрастной диаграмме (рис. 3), проводя линию постоянного цветового тона - прямую линию из точки C <*> через точку заданной цветности до пересечения с линией монохроматических излучений. На условном цветовом круге (рис. 4) приведены наименования цветов (соответствующие этим наименованиям номера) и их границы по .
--------------------------------
<*> Стандартный источник белого цвета C воспроизводит усредненную характеристику излучения дневного естественного света; координаты цветности источника C: x = 0,310; y = 0,316.
Рис. 3. Равноконтрастная диаграмма цветности;
1 мм = 3,2 порога
Рис. 4. Условный цветовой круг; 1 мм = 2,3 порога
Насыщенность цвета H - характеристика зрительного ощущения, служащая для оценки отличия цветного объекта с от ахроматического объекта той же светлоты на ахроматическом фоне, оценивается числом порогов цветоразличения от точки C по равноконтрастной диаграмме цветности (рис. 3) до точки заданной цветности.
Концентрические окружности на условном цветовом круге (рис. 4) разделяют цвета по насыщенности: центральный круг - малые насыщенности (N 1 - 15), средняя кольцевая зона - средние насыщенности (N 16 - 30), большая кольцевая зона - большие насыщенности (N 31 - 40). Градации насыщенности приняты по группам (табл. 18). Значения насыщенности цвета поверхностей с угловым размером , окрашенных в цвета выкрасок из "Альбома колеров", представлены в прил. 3.
Примечание. Порог цветоразличения - наименьшее цветовое различение, впервые замеченное человеком в определенных условиях наблюдения.
Таблица 18
Градации насыщенности, количества цвета
и цветового контраста
Величина параметра, пороги
Группа
Св. 0 до 10 (вкл.)
М1
" 10 до 21 "
Малая
М2
" 21 до 32 "
М3
Св. 32 до 43 (вкл.)
С1
" 43 до 54 "
Средняя
С2
" 54 до 65 "
С3
Св. 65 до 76 (вкл.)
Б1
" 76 до 87 "
Большая
Б2
" 88 и более
Б3
Способы определения насыщенности цвета образца
1. При известных координатах цветности образца x, y насыщенность цвета его H определяется расстоянием (в порогах) на равноконтрастной диаграмме (рис. 3) между точкой C и точкой заданной цветности x, y.
2. При известных чистоте цвета P и цветовом тоне образца насыщенность цвета его H определяется по графику (рис. 5).
Рис. 5. Зависимость насыщенности цвета объекта
от чистоты цвета
3. При наличии аттестованных по насыщенности цвета образцов насыщенность цвета любого образца определяется путем визуального сопоставления с аттестованными образцами на ахроматическом фоне с коэффициентом отражения при естественном освещении в помещении, ориентированном на север или восток. Размеры сравниваемых образцов 50 x 50 мм.
Светлота B - уровень зрительного ощущения, производимого яркостью в зависимости от условий наблюдения, оценивается числом порогов от точки черного цвета.
Цветовой контраст - мера различения цветов по их цветовому тону, насыщенности и светлоте - выражается в порогах цветоразличения.
Количество цвета Q - характеристика зрительного ощущения, определяющая воспринимаемую насыщенность цвета объекта и зависящая от соотношения цветностей, яркостей и угловых размеров объекта и фона. Количество цвета определяется числом порогов цветоразличения. Градации насыщенности, количества цвета и цветового контраста приняты в соответствии с группами (табл. 18).
Угловой размер элемента интерьера определяется по телесному углу, опирающемуся на поверхность, ограниченную видимыми габаритными размерами объекта наблюдения. Для расчета углового размера поверхности элементы интерьера различной формы сводятся к эквивалентному по площади квадрату. В случае сложной конфигурации выделяется несколько элементарных форм. При этом допускается, что линия зрения в любом случае перпендикулярна рассматриваемой поверхности. Угловой размер квадрата определяется по формуле
(2)
где a - сторона эквивалентного квадрата;
l - расстояние до центра рассматриваемого элемента от глаза наблюдателя.
Угловой размер окружающего фона определяется разностью между угловым размером поверхности фона и угловым размером объекта.
Объект различения - рассматриваемый предмет, отдельная его часть или дефект, которые требуется различать в процессе работы.
Фон - поверхность, на которой рассматривается объект различения в процессе работы или любой другой предмет.
Рабочая поверхность - поверхность, на которой производится работа и на которой нормируется освещенность.
Центральная зона поля зрения - включает объект различения, фон и рабочую поверхность.
Периферическая зона - совокупность поверхностей, окружающих рабочую поверхность (пол, стены, соседнее оборудование и т.д.).
Гармоничным называют сочетание цветов, вызывающих положительную психоэстетическую оценку. Цветовая гармония зависит от цвета фона, фактуры материала, предметного содержания цвета. Гармоничные сочетания цветов по типу принято делить на нюансные и контрастные.
Нюансные гармоничные сочетания составляются из цветов, находящихся в малом цветовом контрасте (М1, М2, М3) или в среднем (С1, С2).
Контрастные гармоничные сочетания составляются из цветов, находящихся в среднем цветовом контрасте (С3) или в большом (Б1, Б2, Б3).
Уровень требований к гармоничности цветовой отделки может быть:
высоким - достигается гармоничным цветовым решением интерьера при выполнении высоких требований к цветопередаче источников света (Ra >= 85);
средним - достигается гармоничным цветовым решением интерьера, спроектированным с учетом цветопередачи источников света (Ra = 50 - 85);
низким - достигается гармоничным цветовым решением, спроектированным с учетом цветопередачи источников света (Ra = 30 - 50).
Общий индекс цветопередачи Ra - мера соответствия зрительных восприятий цветного объекта, освещенного исследуемым и стандартным источниками света, при определенных условиях наблюдения. Общий индекс цветопередачи относится к группе различных по цвету объектов.
Приложение 2
СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЦВЕТА И ЦВЕТОВОГО КОНТРАСТА
В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ НАБЛЮДЕНИЯ
Способы определения параметра "количество цвета"
Для определения количества цвета объекта должны быть известны: насыщенность цвета и цветовой тон объекта (Hо, ) и фона (Hф, ), угловой размер объекта , отношение коэффициентов отражения объекта и фона или яркостей объекта и фона (Lо/Lф). Данные характеристики получают на основании приборных замеров, расчетов, графиков или визуальных сопоставлений, используя способы определения цветовых параметров, изложенные в прил. 1.
Учет влияния или Lо/Lф на насыщенность цвета осуществляется умножением величины насыщенности соответственно объекта или фона на коэффициент n, найденный по графику (рис. 6) по известным или Lо/Lф.
Рис. 6. Зависимость коэффициента n от отношения яркостей
или коэффициентов отражения объекта и фона для определения
количества цвета объекта
Ахроматический объект. Количество цвета, индуктируемого на ахроматическом объекте различных угловых размеров цветным фоном, определяется по графику (рис. 7), в котором Hф берется с учетом влияния Lо/Lф. Ахроматический объект на цветном фоне окрашивается в цветовой тон, контрастный фону.
Рис. 7. Зависимость количества цвета, индуктируемого
на ахроматическом объекте, от насыщенности фона
Цветной объект. По известным значениям цветового тона объекта и фона первоначально определяется контраст по цветовому тону между объектом и фоном , являющийся различием в градусах между линиями постоянного цветового тона на равноконтрастной диаграмме цветности (см. рис. 3). Количество цвета цветного объекта определяется по номограмме (рис. 8) по параметрам: насыщенности цвета объекта Hо и фона Hф, угловому размеру объекта и контрасту по цветовому тону . Значения Hо и Hф берутся с учетом влияния Lо/Lф. Пример нахождения Q по данной номограмме (для условий: Hо = 10 порогам, Hф = 15 порогам, , , Lо/Lф = 1) приведен на рис. 8. Последовательность действий показана стрелками.
Рис. 8. Номограмма для определения количества цвета цветного
объекта на цветном фоне
Способы определения параметра "цветовой контраст"
Цветовой контраст вычисляется по формуле
(3)
где - цветовой контраст, пороги;
- контраст по цветности, пороги;
- контраст по светлоте, пороги.
Для определения цветового контраста между объектом и фоном должны быть известны цветовой тон и количество цвета объекта , Qо, цветовой тон и насыщенность цвета фона , Hф, коэффициенты отражения объекта и фона . Данные характеристики получают на основании приборных замеров, расчетов, графиков или визуальных сопоставлений, используя способы определения цветовых параметров прил. 1 и 2.
Определение контраста по цветности . Для определения контраста по цветности по известным , Qо; , Hф на равноконтрастной диаграмме (рис. 3) находят положение соответствующих точек. Для этого по линии постоянного цветового тона объекта откладывают от точки C отрезок, соответствующий значению количества цвета объекта Qо в порогах, а по линии постоянного цветового тона фона - от точки C откладывают отрезок, соответствующий значению насыщенности цвета фона Hф в порогах (с учетом масштаба равноконтрастной диаграммы). Контраст по цветности определяется расстоянием между полученными точками равноконтрастной диаграммы в порогах.
Определение контраста по светлоте . Контраст по светлоте определяется по известным коэффициентам отражения объекта и фона по графику (рис. 9).
Рис. 9. Зависимость контраста по светлоте от коэффициентов
отражения объекта и фона 
Способ учета изменений цвета при моделировании
Восприятие цвета колерной карты на ахроматическом фоне отличается от равного по колориметрическим параметрам цвета, представленного в виде перспективной развертки стен помещения, а также от равного цвета стен макета помещения или реального помещения.
В процессе проектирования цветовой отделки архитектор выполняет предметно-пространственную модель цветового решения, как правило, на двух уровнях: или с помощью набора колерных карт, или с помощью эскиза. При проектировании цветовой отделки помещений, у которых стены являются преобладающими поверхностями в поле зрения (холлы, фойе, вестибюли, спортивные залы и т.д.), для учета изменения цвета стен по отношению к цвету выбранной колерной карты достаточно воспользоваться уравнением (4):
(4)
где Hк.к - насыщенность цвета колерной карты с рекомендуемым цветом для окраски, пороги;
Qстен - регламентируемое количество цвета стен помещения, пороги.
Более сложная задача решается для помещений, в которых дополнительно при создании цветовой схемы нужно учитывать восприятие разнообразного оборудования на фоне стен (школьные помещения, мастерские, аналитические лаборатории, помещения ЭВМ и т.д.). В этом случае изготавливается эскиз в определенном масштабе и учитывается изменение восприятия цвета стен на эскизе в зависимости от размера эскиза по отношению к колерной карте. Учет осуществляется с помощью семейства прямых, построенных для разных линейных размеров эскиза (рис. 10).
Рис. 10. Учет изменения цвета при переходе
от колерной карты к эскизу
Последовательность действий для получения цвета, в который следует окрасить изображение стен на эскизе, такова: нужно отложить на оси ординат регламентируемое значение Qстен, провести горизонтальную линию для пересечения с соответствующей размеру эскиза линией графика и опустить перпендикуляр на ось абсцисс. Точка пересечения с осью абсцисс характеризует искомую насыщенность цвета.
Дальнейший подбор цвета оборудования следует проводить на откорректированном по насыщенности фоне (цвет стен). На конечном этапе представления проекта цветового решения интерьера в виде набора колерных карт следует сделать поправку к цвету стен по формуле (4) на основе регламентируемого значения Qстен.
Приложение 3
КООРДИНАТЫ ЦВЕТНОСТИ, КОЭФФИЦИЕНТ ОТРАЖЕНИЯ, ЦВЕТОВОЙ ТОН
И НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА ОБРАЗЦОВ ИЗ "АЛЬБОМА КОЛЕРОВ"
Таблица 19
Номер образца по "Альбому колеров"
Координаты цветности
Коэффициент отражения , %
Цветовой тон , нм
Насыщенность цвета, H
x
y
пороги
группа по табл. 18
1
0,389
0,418
69,7
575
38
С1
2
0,386
0,411
71,4
575
37
С1
3
0,368
0,391
71,7
571
35
С1
4
0,393
0,419
63,8
577
40
С1
5
0,378
0,400
68,1
576
28
М3
6
0,339
0,354
78,1
574
10
М1
7
0,392
0,408
52,2
578
26
М3
8
0,383
0,414
63,4
574
30
М3
9
0,352
0,369
66,2
574
15
М2
10
0,401
0,405
61,3
579
35
С1
11
0,394
0,411
68,4
578
34
С1
12
0,368
0,385
67,0
578
24
М3
13
0,412
0,394
54,9
583
43
С1
14
0,390
0,387
66,9
581
29
М3
15
0,361
0,374
70,6
577
19
М2
16
0,418
0,380
46,8
588
37
С1
17
0,400
0,378
52,4
587
29
М3
18
0,387
0,375
58,9
583
27
М3
19
0,379
0,369
60,1
583
26
М3
20
0,362
0,357
65,4
582
19
М2
21
0,348
0,348
71,7
581
15
М2
22
0,407
0,386
48,6
584
35
С1
23
0,404
0,393
57,4
581
36
С1
24
0,401
0,394
55,2
581
29
М3
25
0,400
0,400
58,7
580
35
С1
26
0,399
0,394
56,9
581
34
С1
27
0,394
0,378
50,3
584
30
М3
28
0,385
0,372
57,1
584
24
М3
29
0,368
0,357
60,4
586
22
М3
30
0,394
0,373
44,4
585
29
М3
31
0,393
0,386
48,0
581
29
М3
32
0,373
0,371
47,2
580
21
М2
33
0,344
0,326
13,9
599
12
М2
34
0,347
0,333
22,6
592
11
М2
35
0,339
0,335
38,4
586
9
М1
36
0,339
0,333
49,0
588
11
М2
37
0,439
0,363
38,6
596
52
С2
38
0,444
0,365
37,4
595
42
С1
39
0,380
0,354
59,0
590
29
М3
40
0,336
0,338
72,0
583
8
М1
41
0,418
0,337
21,8
609
39
С1
42
0,400
0,345
26,4
599
28
М3
43
0,386
0,343
36,8
598
24
М3
44
0,368
0,341
46,0
596
18
М2
45
0,399
0,339
37,0
605
36
С1
46
0,391
0,346
48,1
597
25
М3
47
0,374
0,346
53,8
591
22
М3
48
0,370
0,344
54,8
593
19
М2
49
0,430
0,399
20,9
608
49
С2
50
0,442
0,333
23,9
610
57
С3
51
0,433
0,335
33,1
610
52
С3
52
0,405
0,336
39,6
607
40
С1
53
0,373
0,340
55,0
597
20
М2
54
0,360
0,336
60,0
596
15
М2
55
0,409
0,318
18,8
608
42
С1
56
0,395
0,326
27,6
615
29
М3
57
0,379
0,327
37,7
610
25
М3
58
0,395
0,328
43,0
607
21
М2
59
0,348
0,329
59,0
600
15
М2
60
0,374
0,311
26,6
700
26
М3
61
0,366
0,322
44,7
615
24
М3
62
0,353
0,322
52,4
614
19
М2
63
0,368
0,328
38,3
609
20
М2
64
0,360
0,330
43,3
605
20
М2
65
0,346
0,341
62,0
585
12
М2
66
0,304
0,311
7,61
448
1
М1
67
0,302
0,310
21,4
448
2
М1
68
0,311
0,320
43,3
562
1
М1
69
0,311
0,320
60,4
687
2
М1
70
0,310
0,296
11,7
545'
5
М1
71
0,307
0,297
28,3
550'
1
М1
72
0,312
0,313
50,7
514'
2
М1
73
0,315
0,319
73,1
580
2
М1
74
0,297
0,262
15,8
554'
19
М2
75
0,302
0,273
17,1
555'
13
М2
76
0,293
0,273
26,5
410
14
М2
77
0,301
0,289
39,3
559'
10
М1
78
0,315
0,300
48,7
516'
8
М1
79
0,318
0,309
56,0
502'
5
М1
80
0,347
0,289
13,3
502'
20
М2
81
0,345
0,281
25,5
503,5'
23
М3
82
0,365
0,305
30,0
493'
21
М2
83
0,358
0,303
29,4
495'
20
М2
84
0,346
0,307
39,4
495'
15
М2
85
0,335
0,320
54,3
489'
9
М1
86
0,291
0,298
14,2
440
5
М1
87
0,303
0,312
33,3
450
2
М1
88
0,310
0,319
54,5
545
4
М1
89
0,297
0,309
50,4
454
5
М1
90
0,298
0,313
64,5
480
5
М1
91
0,311
0,320
61,9
576
1
М1
92
0,255
0,285
15,7
463
26
М3
93
0,271
0,297
29,6
481
16
М2
94
0,289
0,314
43,1
484
9
М1
95
0,308
0,321
63,6
515
2
М1
96
0,317
0,330
71,2
562
2
М1
97
0,228
0,258
19,4
460
38
С1
98
0,244
0,275
36,0
459
26
М3
99
0,270
0,306
46,4
482
15
М2
100
0,294
0,315
64,0
487
5
М1
101
0,249
0,297
27,6
480
24
М3
102
0,272
0,307
44,8
482
14
М2
103
0,292
0,316
56,7
489
6
М1
104
0,312
0,328
72,7
565
2
М1
105
0,255
0,307
25,9
486
22
М3
106
0,278
0,322
41,6
493
14
М2
107
0,292
0,328
49,4
498
8
М1
108
0,318
0,346
18,2
555
9
М1
109
0,318
0,346
28,3
555
9
М1
110
0,331
0,352
48,9
574
11
М2
111
0,306
0,340
46,6
562
7
М1
112
0,314
0,337
54,8
564
6
М1
113
0,316
0,330
75,6
570
3
М1
114
0,316
0,371
37,2
550
15
М2
115
0,316
0,357
40,9
563
10
М1
116
0,315
0,345
57,2
554
7
М1
117
0,350
0,390
42,6
571
20
М2
118
0,345
0,382
53,3
570
13
М2
119
0,339
0,360
68,5
573
11
М2
120
0,335
0,356
43,1
572,5
9
М1
121
0,330
0,346
52,7
573,5
8
М1
122
0,329
0,340
57,6
576
8
М1
123
0,356
0,377
30,0
576
18
М2
124
0,363
0,373
37,5
578,5
19
М2
125
0,374
0,384
43,1
578,5
22
М3
126
0,369
0,380
49,4
578
21
М2
127
0,330
0,342
31,0
576
8
М1
128
0,340
0,349
48,4
579
9
М1
129
0,352
0,360
55,1
580
14
М2
130
0,343
0,343
55,9
580
11
М2
Примечание. Цветовой тон и насыщенность цвета определены по равноконтрастной диаграмме цветности (рис. 3) относительно источника C.