Главная // Актуальные документы // Рекомендация / Рекомендации
СПРАВКА
Источник публикации
М., 1984
Примечание к документу
Название документа
"Рекомендации по проектированию пунктов уничтожения твердых отходов в аэропортах"
(утв. МГА СССР 31.10.1983)


"Рекомендации по проектированию пунктов уничтожения твердых отходов в аэропортах"
(утв. МГА СССР 31.10.1983)


Содержание


Утверждены
Медико-санитарным
управлением МГА
31 октября 1983 года
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУНКТОВ УНИЧТОЖЕНИЯ
ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ В АЭРОПОРТАХ
Рекомендации по проектированию пунктов уничтожения твердых отходов в аэропортах разработаны в ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, согласованы Управлением аварийно-спасательных работ и охраны аэропортов и утверждены Медико-санитарным управлением МГА 31 октября 1983 г.
Рекомендации предназначены для предприятий и организаций гражданской авиации, осуществляющих проектирование мусоросжигательных пунктов и подготавливающих для этой цели исходные данные по объемам накопления и составу твердых отходов в аэропортах.
Рекомендации разработал канд. техн. наук С.Э. Демешкевич.
1. ТВЕРДЫЕ ОТХОДЫ В АЭРОПОРТАХ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. В процессе эксплуатации и строительства производственных и вспомогательных зданий и сооружений аэропорта образуется значительное количество твердых отходов, имеющих различный морфологический и фракционный состав.
Изучение и учет твердых отходов имеет важное народно-хозяйственное значение и способствует качественному определению объемов, состава и источников формирования вторичных сырьевых ресурсов в стране; выбору и разработке эффективных средств и систем сбора, удаления, обезвреживания и использования твердых бытовых и производственных отходов; составлению локальных схем санитарной очистки и уборки территории аэропортов; нормированию объемов накопления, утилизации и обезвреживания твердых отходов; оценке возможных последствий экологического и санитарно-эпидемиологического воздействия отходов производства и потребления.
1.2. Твердые отходы классифицируются по месту образования: отходы производства, отходы потребления и твердые продукты, уловленные на очистных сооружениях и установках.
1.3. К отходам производства относятся следующие:
- промышленные (производственные) отходы - черный и цветной металлолом, древесина, бумага, текстильные отходы натуральных и синтетических тканей, пластмасса всех видов, резина, кожа и кожезаменители, соли, шлаки, зола, лакокрасочные материалы, консистентные смазки, жиры и другие материалы, утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства (химические и физические);
- продукты физико-химической переработки сырья (полезных ископаемых), получение которых не является целью производственного процесса и которые могут быть в том или ином виде использованы в народном хозяйстве в качестве топлива или сырья для производства других отраслей.
К отходам производства могут быть отнесены отходы производственных процессов авиационно-технических баз (АТБ), строительно-монтажных управлений, материально-технических и вещевых складов, складов горюче-смазочных материалов (тара), складов черных и цветных металлов и других служб гражданской авиации.
1.4. Отходы потребления - это бывшие в употреблении или в эксплуатации изделия и материалы, которые в результате физического или морального износа потеряли свои потребительские свойства, списанные в установленном порядке или выбрасываемые населением.
К отходам потребления относятся следующие:
- бытовые отходы жилых зданий (авиагородков и поселков) - пищевые отходы, стекло, кожа, бумага, металл, тряпье, отходы от ремонта квартир и зданий, зола и шлак из отопительных устройств при местном отоплении, предметы домашнего обихода (старая мебель, инвентарь и т.д.), бытовая пластмасса и изделия из синтетических материалов, комнатный и дворовый смет и др.;
- отходы учреждений административного и общественного назначения - преимущественно бумага, дерево, текстиль, стекло, комнатный смет;
- отходы торговых и складских помещений - бумага, деревянная, картонная и металлическая тара, упаковочный материал, смет и др.;
- отходы предприятий общественного питания (столовые, кафе, рестораны, цехи бортового питания) - преимущественно пищевые отходы, кости, бумага, стекло, битая тара и посуда, смет;
- строительные отходы - отходы строительных материалов, бетонных, железобетонных и деревянных конструкций, бой кирпича, стеклобой, мусор и другие;
- отходы, образующиеся на территориях предприятий, - смет с привокзальной площади и с искусственных покрытий перрона, мест стоянок, рулежных дорожек, взлетно-посадочной полосы, внутриаэропортовых автодорог и пешеходных дорожек (продукты разрушения и истирания искусственных покрытий, пыль, земля, бумага, опавшая листва, отходы из урн и мусоросборников, ветошь и т.п.).
1.5. Твердые продукты, уловленные на очистных сооружениях и установках, - это различного рода шламы, ил, осадки и взвеси, удаляемые из сооружений, установок и устройств по очистке технологических и вентиляционных газовоздушных смесей, выбрасываемых в атмосферу, а также по очистке и обезвреживанию хозяйственно-фекальных, производственных и поверхностных (ливневых, талых) сточных вод.
1.6. Отходы производства и потребления делятся на используемые и неиспользуемые.
1.7. К используемым отходам относятся твердые отходы, которые используются в народном хозяйстве в качестве топлива, кормов, удобрений или сырья (полуфабрикатов) для выработки определенных видов продукции как на самом предприятии, где образуются эти отходы, так и за его пределами (в других отраслях).
1.8. Неиспользуемыми отходами считаются отходы (отбросы), которые на современном уровне развития науки и техники не могут быть использованы в народном хозяйстве, либо их использование экономически нецелесообразно. Сюда же относятся отходы, которые не используются в аэропортах из-за отсутствия необходимых капитальных вложений на их переработку, потребителей продукции, изготавливаемой из этих отходов, организационно-технических мероприятий (технической документации, необходимого оборудования и т.д.) по их использованию и др.
2. САНИТАРНАЯ И ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ
2.1. Твердые отходы опасны в санитарно-гигиеническом и пожарном отношениях. Они являются благоприятной средой для развития патогенной микрофлоры, служат питательной средой для насекомых и грызунов, являющихся переносчиками инфекционных заболеваний. Отходы с большим содержанием органических и пищевых продуктов быстро разлагаются, выделяя неприятный запах.
2.2. В условиях достаточного снабжения кислородом начинается аэробное разложение твердых отходов, сопровождающееся саморазогреванием внутренних слоев до температуры 70 - 90 °C. Верхний слой отходов, как правило, быстро сохнет и легко воспламеняется.
2.3. При большой увлажненности (85 - 95%) и недостатке кислорода, что характерно для неорганизованного складирования отходов, начинается их анаэробное разложение с выделением сероводорода и более сложных соединений с резким неприятным запахом (индол, скатол и др.). Выделяющаяся при этом влага приводит к загрязнению почвы и грунтовых вод, попадает с поверхностным стоком ливневых и талых вод в поверхностные водоемы и активно их загрязняет.
2.4. Примерно 65% твердых отходов, накапливаемых в крупных аэропортах, относятся к категории неутилизируемых (неиспользуемых) и делятся по гигиеническому принципу их обезвреживания и уничтожения на шесть категорий (табл. 1).
Таблица 1
─────────┬─────────────────────────────────┬────────────┬──────────────────
Категория│ Гигиеническая характеристика │ Примерное │ Рекомендуемые
│ отходов по виду содержащихся в │ годовое │ методы
│ них загрязнений │ накопление,│ обезвреживания и
│ │ % к общему │ уничтожения
│ │ объему │
─────────┼─────────────────────────────────┼────────────┼──────────────────
1 │ 2 │ 3 │ 4
─────────┼─────────────────────────────────┼────────────┼──────────────────
Первая │Инертные (зола, шлак, смет с │ 36 │Использование при
│искусственных покрытий, │ │планировочных и
│строительный мусор) │ │строительных
│ │ │работах
│ │ │
Вторая │Биологически окисляемые и легко │ 29 │Сжигание или
│разлагающиеся органические │ │складирование на
│вещества (бумага, картон, отходы │ │полигоне
│пищи, опилки, растительность) │ │
│ │ │
Третья │Слаботоксичные малорастворимые в │ 5 │То же
│воде (шламы очистных сооружений, │ │
│отходы масляных лаков и красок, │ │
│минеральные масла <*>) │ │
│ │ │
Четвертая│Нефтемаслоподобные │ 28 │Сжигание
│(нефтепродукты <*>) масла <*>, │ │
│промасленная ветошь, смазки, │ │
│бензин, керосин) │ │
│ │ │
Пятая │Токсичные со слабым загрязнением │ 1,5 │Высокотемператур-
│воздуха (отходы нитроэмалевых и │ │ное сжигание,
│синтетических лакокрасочных │ │складирование на
│покрытий, резина, пластмассовые │ │специальном
│изделия) │ │полигоне
│ │ │
Шестая │Токсичные ограниченного │ 0,5 │Захоронение,
│применения (вещества и изделия, │ │обезвреживание на
│содержащие фенол, мышьяк, ртуть, │ │специальных
│сернистую и соляную кислоты, │ │установках
│цианиды, соединения хрома, │ │
│ядохимикаты) │ │
--------------------------------
<*> Непригодные для дальнейшего использования.
2.5. К самовозгорающимся относятся отходы второй и четвертой категорий. При их горении на открытом воздухе температура в горящей массе быстро поднимается до 400 - 600 °C с активным газовым выделением. Тушение локального очага возгорания отходов целесообразно проводить огнетушителями.
2.6. Исходя из санитарно-гигиенической и пожарной опасности максимальный срок хранения твердых отходов в локальных мусоросборниках не должен превышать трое суток.
3. СОСТАВ И ОБЪЕМЫ НАКОПЛЕНИЯ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ В АЭРОПОРТАХ
3.1. Состав, свойства и объем накопления твердых отходов в аэропортах меняются в зависимости от климатических условий, периодов года, степени благоустройства аэропортов, их пропускной способности и географического положения.
3.2. Примерный морфологический состав отходов, образующихся в аэропортах, приведен ниже, а объем их накопления по классам аэропортов - в табл. 2.
Таблица 2
────────────────────────────┬─────────────────────────────────────
Показатели накопления │ Аэропорт
├────────────┬───────────┬────────────
│ I класс и │ II - III │ IV - V
│ выше │ классы │ классы
────────────────────────────┼────────────┼───────────┼────────────
Твердые отходы потребления │ │ │
│ │ │
Объем накопления: │ │ │
среднесуточный, т/сут │ 4,2 (5,6) │ 3,1 (4,9) │ 1,3
среднегодовой, т/год │1210 (1600) │900 (1200) │ 365
│ │ │
Отношение к общему объему │40,7 (47,5) │39,0 (45,8)│ 28,3
отходов, % │ │ │
│ │ │
Твердые отходы производства│ │ │
│ │ │
Объем накопления: │ │ │
среднесуточный, т/сут │ 2,9 │ 2,4 │ 1,8
среднегодовой, т/год │ 870 │ 720 │ 500
│ │ │
Отношение к общему объему │29,2 (25,8) │31,0 (27,5)│ 39,0
отходов, % │ │ │
│ │ │
Твердые строительные отходы │ │ │
│ │ │
Объем накопления: │ │ │
среднесуточный, т/сут │ 3,2 │ 2,5 │ 1,5
среднегодовой, т/год │ 900 │ 700 │ 420
│ │ │
Отношение к общему объему │30,2 (26,7) │30,0 (26,7)│ 32,7
отходов, % │ │ │
│ │ │
Общий объем накопления: │ │ │
│ │ │
среднесуточный, т/сут │10,3 (11,7) │ 8,0 (9,8) │ 4,6
среднегодовой, т/год │2980 (3370) │2320 (2620)│ 1285
│ │ │
Всего, % │ 100 │ 100 │ 100
────────────────────────────┴────────────┴───────────┴────────────
Примечание. Цифры в скобках даны с учетом авиагородка.
3.3. Среднесуточные нормы накопления твердых отходов на основных объектах аэропортов приведены в Нормах технологического проектирования аэропортов.
3.4. Коэффициент, учитывающий неравномерность накопления отходов и представляющий собой отношение максимальной величины суточного накопления к среднесуточному за год, может быть принят для ориентировочных расчетов в аэропортах I - III классов равным 1,4, а в аэропортах IV и V классов 1,25.
3.5. Относительная влажность отходов, собранных в открытые мусоросборники в дни снегопадов или дождя, в среднем на 5 - 7% выше, чем в остальные дни. Средняя объемная масса накапливаемых в аэропорту отходов равна 0,2 - 0,35 т/м3 при относительной влажности 45 - 65%.
Морфологический состав отходов потребления и производства
в аэропортах, %
Отходы потребления
Бумага, картон ......................................................... 60
Пищевые отходы (непригодные для использования) ......................... 8
Пластмассы ............................................................. 13
Шлак, зола от котельных ................................................ 3
Мелкий мусор ........................................................... 16
Прочие ................................................................. 10
Отходы производства
Лакокрасочные отходы .................................................... 5
Текстиль, лакоткань ..................................................... 5
Резина, кожезаменители .................................................. 8
Полимерные материалы (в том числе с металлическими включениями) ........ 22
Нефтепродукты, , смазка ........................................... 40
Дерево и древеснослоистые пластики ...................................... 5
Прочие отходы .......................................................... 15
Твердые отходы сооружений для очистки
производственных стоков
Шлам мусора ............................................................ 40
Парафинированные нефтепродукты ......................................... 10
Песок .................................................................. 25
Прочие ................................................................. 25
4. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДУ И ПРОЦЕССУ ТЕРМИЧЕСКОГО
ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ
4.1. Выбор метода обезвреживания и уничтожения твердых отходов (вывоз на свалку или полигон, переработка в компост, захоронение, сжигание и т.д.) должен обусловливаться возможностями аэропорта, санитарно-гигиеническими требованиями, технико-экономической целесообразностью и другими факторами.
4.2. Целесообразность термического метода обезвреживания и уничтожения отходов может быть оценена исходя из следующих критериев:
- капитальные затраты на 1 м3 или тонну годового накопления отходов;
- эксплуатационные затраты;
- эффективность и окупаемость мероприятия по обезвреживанию или уничтожению отходов;
- возможность использования в народном хозяйстве как самих отходов (или их части), так и продуктов переработки;
- уровень механизации процесса загрузки твердых отходов и удаления золы (шлака) из печи;
- санитарная оценка планируемого мероприятия с учетом требований охраны окружающей среды.
4.3. Термический метод (сжигание) рекомендуется в следующих случаях: при содержании в отходах менее 30% активного органического вещества, при отсутствии гарантированных потребителей отходов (полигонов, мусороперерабатывающих заводов) в радиусе не более 15 км, в условиях повышенных санитарных требований к обезвреживанию отходов, особенно в аэропортах международных авиалиний и аэропортах, обеспечивающих полеты в южные районы страны.
4.4. При проектировании пункта обезвреживания отходов в аэропорту следует учитывать следующие достоинства и недостатки метода сжигания отходов в сравнении с биотермическим или физико-химическим методами.
Метод сжигания отходов характеризуется следующими факторами:
- не требует большого земельного участка для размещения мусоросжигательного оборудования;
- исключает необходимость транспортировки отходов на значительные расстояния к месту их сбора или переработки и тем самым экономит транспортные расходы, снижает потребность в мусоросборной технике;
- обеспечивает полное обеззараживание отходов, обладающих высокой инфицированностью и повышенными санитарными требованиями к их обеззараживанию (отходы, образующиеся в гостинице, аэровокзальном комплексе, в пунктах службы быта, медицинских пунктах и т.д.);
- обеспечивает ликвидацию производственных отходов АТБ, значительная часть которых не может быть использована в качестве вторичного сырья или для приготовления удобрения;
- вследствие высокой теплотворной способности сжигаемых отходов (до 14,65 МДж/кг) позволяет экономить расход газа на первом этапе сжигания за счет хорошей воспламеняемости отходов;
- не требует больших затрат на охрану окружающей среды;
- обеспечивает высокую степень механизации и автоматизации основных операций, а также снижение до минимума количества обслуживающего персонала.
К основным недостаткам метода уничтожения отходов сжиганием относятся:
- сложность утилизации тепла от сжигания малых количеств отходов и неравномерности их горения;
- необходимость создания высоких (до 1000 °C) температур, а следовательно, более сложного и дорогого оборудования и автоматики терморегулирования процесса горения;
- необходимость обеспечения эффективной очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей золы.
4.5. Технологический процесс термического уничтожения твердых отходов должен включать механизированную транспортировку отходов к станции, выгрузку отходов в бункер-накопитель, механизированную подачу отходов к приемному бункеру мусоросжигательной печи, сжигание отходов в печи, механизированное удаление золы и шлака из печи.
4.6. Транспортировка отходов к мусоросжигательной станции может быть обычной (с применением автомобилей-мусоровозов) или пневматической (вакуумной). Последний метод требует детального технико-экономического обоснования, не всегда исключает применение мусоровозов, но успешно может быть совмещен с вакуумной уборкой производственных помещений аэровокзала, АТБ и других служб аэропорта.
4.7. Вакуумная система сбора твердых отходов имеет ряд технических и санитарно-гигиенических преимуществ по сравнению с транспортированием отходов с помощью мусоровозов. К таким преимуществам относятся:
- отсутствие контакта персонала с гниющими отходами;
- исключение ручного труда при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах;
- возможность полной автоматизации сбора отходов;
- сокращение площадей подъездных путей к мусороприемным камерам.
5. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ МУСОРОСЖИГАТЕЛЬНОЙ ПЕЧИ
5.1. Современные мусоросжигательные установки должны удовлетворять следующим основным санитарно-гигиеническим требованиям:
- полное обезвреживание высокоинфицированных отходов;
- минимальное содержание в золе органической части отходов;
- отсутствие в газовых выбросах и в золе токсичных и ядовитых веществ;
- герметичность приемного отделения и полное отсутствие контакта персонала аэропорта с отходами, предназначенными для сжигания.
5.2. Конструкция установки должна обеспечивать:
- равномерное и легкорегулируемое полное сжигание при стабильной температуре 900 - 1100 °C независимо от состава и размера отходов;
- перемешивание отходов в процессе горения;
- стерильность шлака и отсутствие в нем гниющих остатков;
- эффективность очистки дымовых газов от вредных примесей и летучей золы;
- высокую степень механизации и автоматизации работы по загрузке отходов и удалению из печи золы и шлака;
- снижение до минимума количества обслуживающего персонала;
- простоту обслуживания и ремонта;
- высокую износо- и коррозионную устойчивость всех деталей конструкции;
- потребность в небольших площадях производственных помещений и земельного участка;
- возможность утилизации тепла от сжигания отходов.
5.3. По производительности и необходимой санитарно-защитной зоне мусоросжигательные установки можно разделить на следующие четыре группы (табл. 3).
Таблица 3
──────────┬────────────────┬───────────────────┬───────────────────────────
Вид │ Средняя теплота│ Номинальная │ Минимальный размер
установки │сгорания отходов│производительность,│ санитарно-защитной зоны, м
├───────┬────────┤ кг/ч │
│ Дж/кг │ кал/кг │ │
──────────┼───────┼────────┼───────────────────┼───────────────────────────
Мелкая │ 12560 │ 3000 │ До 100 │ 100
Небольшая │ 12560 │ 3000 │ 100 - 500 │ 150
Средняя │ 10470 │ 2500 │ 500 - 3000 │ 200
Крупная │ 8370 │ 2000 │ 3000 и более │ 300
──────────┴───────┴────────┴───────────────────┴───────────────────────────
5.4. В зависимости от конструкции топочного устройства различают печи с топками без шурующего эффекта и топками с шурующим эффектом (табл. 4). Шуровка (перемешивание) должна обеспечивать аэрацию слоя горящих отходов путем расшлаковки спекшихся частей.
Таблица 4
───────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────
Вид топки │ Системы
├────────────────────────────────┬──────────────────────────────
│ с колосниковой решеткой │ без колосниковой решетки
───────────┼────────────────────────────────┼──────────────────────────────
Без │Наклонные, горизонтальные, │Шахтные, пламенные
шурующего │опрокидывающиеся, цепные │
эффекта │механические │
│ │
С шурующим │Каскадные, валковые, качающиеся,│Циклонные, псевдосжиженные,
эффектом │цилиндрические и конические │многоподовые, барабанные
│вращающиеся, переталкивающие │(прямоточные, противоточные,
│(наклонные, горизонтальные) │комбинированные)
───────────┴────────────────────────────────┴──────────────────────────────
5.5. Конструкция мусоросжигательной печи должна обеспечивать выполнение следующих последовательных стадий процесса сжигания отходов: сушку, горение, дожигание.
Сушку отходов целесообразно осуществлять при излучении тепла отходящими газами через слой отходов или за счет теплообмена с горячим воздухом, когда он проходит через слой отходов. В последнем случае температура дутьевого воздуха должна быть не менее 200 °C.
На стадии горения сгорают в основном летучие составляющие отходов и должны быть обеспечены хорошие воспламенение и постоянный контакт с большим количеством воздуха. На третьей стадии происходит дожигание наиболее трудно горящих компонентов. Для дожигания необходимы сравнительно небольшое количество дутьевого воздуха, глубокая шуровка, хороший контакт между отходящими газами и кислородом воздуха, достаточное время для сгорания отходов и хорошая футеровка стенок для сохранения тепла.
5.6. По теплотехническим свойствам общая масса твердых отходов аэропортов близка к аналогичным свойствам горения дерева и деревянных изделий с той лишь разницей, что при сжигании отходов выделяются соединения серы, в частности сернистый ангидрид.
5.7. Типовой процесс сгорания твердых отходов, приведенный к процессу сгорания сухого дерева, сопровождается следующими показателями:
Температура в топочной камере, °C .............................. 850 - 1150
Температура отходящих газов на выходе из топки, °C, не менее ...... 750
Температура отходящих газов на выходе из трубы, °C, не менее ...... 250
Допустимая тепловая нагрузка камеры сгорания, Гкал/м3ч (МВт/м3):
максимальная ..................................................... 0,12
(0,139)
минимальная ...................................................... 0,04
(0,046)
Потери тепла от механической неполноты сгорания отходов и
теплопроводности стенок печи, % ................................... 4 - 5
Скорость газовоздушной смеси на выходе из печи, м/с ............. 4,5 - 6
Коэффициент избытка воздуха ..................................... 1,4 - 1,5
Общая масса газов, образующихся при неполном сжигании 1 кг
отходов, кг:
влаги ............................................................ 0,53
сернистого ангидрида ............................................. 0,01
двуокиси углерода ................................................ 1,25
окиси углерода ................................................... 0,79
двуокиси азота ................................................... 0,02
азота ............................................................ 4,14
----
6,74
Средняя масса золы, выносимая из печи при неполном сжигании
отходов, кг золы/кг отходов ...................................... 0,025
Исходя из приведенных данных, можно выбрать топочную решетку, подобрать вентиляторы и дымососы, подсчитать скорости газовых потоков и получить другие параметры, необходимые для эксплуатации и конструирования мусоросжигательной установки.
6. ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТВЕРДЫХ ОТХОДОВ
6.1. Горение твердых отходов подчиняется тем же физическим законам, что и горение любого другого топлива. Теплотехнические свойства общей массы отходов (без учета строительного мусора) примерно соответствуют свойствам дерева и изделий из него.
К основным теплотехническим показателям твердых отходов относятся:
- элементарный состав рабочей массы отходов (влажность , зольность , содержание азота , серы , углерода , водорода и кислорода ), %;
теплота сгорания , кДж/кг (1 кДж = 0,2388 ккал);
выход летучих веществ , % от горючей массы.
6.2. Рабочей массой принято считать массу отходов в том виде, в каком она сжигается, т.е. поступает в топку печи. Уравнение состава рабочей массы отходов, выраженное через элементарный состав, имеет следующий вид:
. (1)
6.3. Помимо состава рабочей массы условно различают в твердых отходах горючую и сухую массы. Эти массы соответственно обозначаются индексами "г" и "с". Например, состав горючей массы, т.е. обезвоженных и обеззоленных отходов, выражается уравнением:
. (2)
6.4. Теплота сгорания твердых отходов зависит в большой степени от его влажности. Она достигает максимума летом и минимума зимой при наибольшей влажности.
Различают высшую и низшую теплоту сгорания отходов. Высшей теплотой сгорания называют количество тепла, выделяемое при полном сгорании отходов, с учетом тепла, идущего на образование водяных паров, которые образуются при горении. Низшая теплота сгорания отличается от высшей тем, что не учитывает тепло, затрачиваемое на образование водяных паров, которые находятся в продуктах сгорания. При расчетах, как правило, принимается величина низшей теплоты сгорания.
Низшую теплоту сгорания можно рассчитать по формуле Д.И. Менделеева
. (3)
6.5. Взаимосвязь высшей и низшей теплоты сгорания рабочей массы отходов, так же как и для твердых видов топлива, определяется уравнением
. (4)
6.6. Низший предел теплоты сгорания твердых отходов, при котором они могут сгорать без дополнительного топлива, составляет примерно 3350 кДж/кг (800 ккал/кг). Удельная теплота сгорания условного топлива 29330 кДж/кг (7000 ккал/кг).
6.7. Значительная часть твердых отходов в аэропортах различных классов имеет однородный характер и состоит из пищевых отходов, упаковки, производственных отбросов, растительного мусора и смета с искусственных покрытий. В авиагородках состав бытовых отходов отличается увеличенным объемом макулатуры, тряпья и деревянных изделий.
6.8. Теплотехнические свойства рабочей массы твердых отходов потребления и производства, образующихся в аэропортах гражданской авиации, приведены в табл. 5 и 6.
Таблица 5
────────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┬───────────────
Вид отходов │ Элементарный состав, массовая плотность, % │ Удельная
│ │ теплота
│ │ p
│ │ сгорания Q ,
│ │ кДж/кг
├────────┬───────┬─────┬─────┬───────┬─────┬─────┬──────┼───────┬───────
│влаж- │Летучие│уг- │водо-│кисло- │азот │сера │ зола │с уче- │в пере-
│ность │веще- │лерод│род │род │ p │ p │ p │том │счете
│ p │ства │ p │ p │ p │ N │ S │ A │влаж- │на
│W │ г │C │H │O │ │ │ │ности │сухую
│ │V │ │ │ │ │ │ │ │основу
────────────────┼────────┼───────┼─────┼─────┼───────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───────
1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11
────────────────┼────────┼───────┼─────┼─────┼───────┼─────┼─────┼──────┼───────┼───────
Бумага: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
газетная │ 6,0 │ 80 │46,2 │ 5,6 │ 40,5 │ 0,05│ 0,15│ 1,5 │ 18500 │ 19700
грубая │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
оберточная │ 5,8 │ 83 │42,6 │ 5,7 │ 44,5 │ 0,0 │ 0,1 │ 1,03 │ 16880 │ 17900
журнальная │ 4,5 │ 66 │31,5 │ 4,8 │ 36,8 │ 0,07│ 0,09│22,24 │ 12200 │ 12700
картонная │ 5,2 │ 77 │41,5 │ 5,4 │ 42,8 │ 0,09│ 0,21│ 4,8 │ 16400 │ 17300
покрытая │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
пластиком │ 4,7 │ 84 │43,0 │ 5,9 │ 43,5 │ 0,19│ 0,08│ 2,63 │ 17000 │ 17900
вощеная │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
молочных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
пакетов │ 3,5 │ 90 │57,2 │ 8,9 │ 29,0 │ 0,12│ 0,1 │ 1,18 │ 26300 │ 27200
оберточная │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
продуктов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
питания │ 6,3 │ 76 │42,2 │ 5,7 │ 39,3 │ 0,15│ 0,15│ 6,2 │ 16900 │ 17800
почтовой │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
корреспонденции│ 4,6 │ 73 │36,2 │ 5,2 │ 41,0 │ 0,2 │ 0,1 │12,7 │ 14000 │ 14800
Отходы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
растительной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
пищи │ 78,5 │ 17 │10,6 │ 1,5 │ 3,2 │ 0,46│ 0,04│ 0,7 │ 4200 │ 19200
Кожура и зерна │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
цитрусовых │ 79,0 │ 17 │10,2 │ 1,2 │ 8,9 │ 0,25│ 0,03│ 0,42 │ 4000 │ 18700
Остатки │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
обработанного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
мяса │ 39,0 │ 56 │36,5 │ 5,8 │ 16,0 │ 0,68│ 0,12│ 1,9 │ 17700 │ 29900
Жир от жарения │ 0,0 │ 98 │73,2 │11,5 │ 14,8 │ 0,43│ 0,07│ 0,0 │ 38300 │ 38300
Обувь кожаная │ 8,0 │ 57 │39,0 │ 5,0 │ 21,5 │ 5,6 │ 0,9 │20,0 │ 16800 │ 18000
Каблуки и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
подметки из │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
резины │ 1,7 │ 67 │53,2 │ 7,1 │ 8,0 │ 0,5 │ 1,5 │28,0 │ 25300 │ 25600
Мусор из │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
пылесоса │ 6,0 │ 56 │33,8 │ 4,7 │ 20,1 │ 6,25│ 1,15│28,0 │ 14800 │ 15700
Деревянная │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
упаковка, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
мебель, крупные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
сухие ветки │ 40,0 │ 85 │30,3 │ 3,6 │ 25,1 │ 0,4 │ 0,0 │ 0,6 │ 10200 │ 17000
Обрезки зеленых │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
кустарников │ 69,0 │ 25 │15,0 │ 2,0 │ 12,6 │ 0,53│ 0,06│ 0,81 │ 6300 │ 20300
Ветки хвойных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
деревьев │ 74,0 │ 21 │13,8 │ 1,74│ 9,2 │ 0,38│ 0,05│ 0,83 │ 5700 │ 22000
Цветы садовых │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
растений │ 54,0 │ 36 │21,5 │ 3,0 │ 18,5 │ 0,58│ 0,12│ 2,3 │ 8600 │ 18600
Трава зеленых │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
газонов │ 75,2 │ 19 │11,5 │ 1,5 │ 9,0 │ 1,1 │ 0,1 │ 1,6 │ 4780 │ 19300
Опавшие листья │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
деревьев │ 10,0 │ 67 │46,9 │ 5,5 │ 27,4 │ 6,26│ 0,14│ 3,8 │ 18500 │ 20600
----------------------------------------------------------------------------------------
Среднее значение│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
общей массы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
отходов │ 34,0 │ 71,5 │37,3 │ 3,0 │ 18,0 │ 0,5 │ 0,2 │ 7,0 │ 14900 │ 15600
Таблица 6
────────────────────┬────────┬────────┬─────────┬─────────┬─────────┬───────┬──────┬─────┬─────┬────────
Вид отходов │Теплота │Темпера-│Темпера- │Темпера- │Плотность│ Доля │Влаж- │Золь-│Мас- │Массовая
│сгорания│тура │тура │тура │ ро , │летучих│ность │ность│совая│ доля
│рабочей │вспышки,│воспламе-│плавления│ от │веществ│ p │ p │доля │ сухих
│основы, │°C │нения, °C│золы, °C │ кг/м3 │ г │W , % │A , %│серы │горючих
│ кДж/кг │ │ │ │ │ V , % │ │ │ p │веществ,
│ │ │ │ │ │ │ │ │S , %│ %
────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────┼─────┼─────┼────────
1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11
────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────┼─────┼─────┼────────
Пленка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
полиэтиленовая │ 44600 │ 82 │ 93 │ - │ 91 │ 99,0 │ 0,15│ 1,5 │0 │ 98,5
Пенопласт │ 28500 │ 85 │ 116 │ - │ 146 │ 76,0 │ 10 │25,5 │1,4 │ 75,0
Полиметилметакрилат │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
(органическое │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
стекло) │ 18400 │ 149 │ 166 │ - │ 152 │ 15,1 │ 0,51│56,7 │0,02 │ 43,3
Винил (обрезки) │ 26600 │ 68 │ 74 │ - │ 375 │ 75,0 │ 0,56│ 4,5 │0,02 │ 95,4
Изделия из │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
прессованного │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
термопластика │ 36000 │ - │ 160 │ 1540 │ 1230 │ 62,4 │ 0,9 │ 9,1 │1,0 │ -
Ройелит │ 47200 │ 132 │ 138 │ - │ 389 │ 82,0 │ 0,4 │ 9,6 │0,04 │ 90,4
Ткань: │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
нейлоновая │ 30700 │ 330 │ 338 │ - │ 102 │100 │ 1,7 │ 0,13│0 │ 99,8
покрытая резиной │ 25600 │ 130 │ 132 │ - │ 388 │ 81,2 │ 1,04│21,2 │0,79 │ 79,0
шерстяная, покрытая│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
винилом │ 25700 │ 74 │ 77 │ - │ 171 │ 81,0 │ 1,59│11,4 │ 0,8 │ 88,6
хлопчатобумажная, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
покрытая винилом │ 20700 │ 68 │ 80 │ - │ 162 │ 84,0 │ 1,48│ 6,3 │0,02 │ 93,7
суконная │ 17000 │ 146 │ 149 │ - │ 216 │ 70,7 │ 1,25│24,1 │ 0,4 │ 75,9
на вспененной │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
подкладке │ 23700 │ 102 │ 113 │ - │ 181 │ 55,1 │ 0,4 │31,9 │1,44 │ 68,1
из хлопка и вискозы│ 18000 │ - │ 105 │ - │ 504 │ 90,3 │ 6,6 │ 0,61│0,15 │ -
клеенчатая │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
прорезиненная │ 17000 │ 130 │ 150 │ 1220 │ 1590 │ 51,0 │ 1,0 │40,0 │ 0,8 │ -
├────────┼────────┼─────────┼─────────┼─────────┼───────┼──────┼─────┼─────┼────────
Среднее значение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
общей массы отходов │ 26600 │ - │ - │ - │ 280 │ 86,0 │ 1,1 │12,0 │0,85 │ 83,0
Для пересчета рабочей массы отходов в сухую или горючую массу следует пользоваться формулами, приведенными в табл. 7.
Таблица 7
─────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Исходная │ Определяемая масса топлива
масса топлива├──────────────────┬──────────────────┬─────────────┬─────────────┬──────────────────
│ рабочая │ аналитическая │ сухая │ горючая │ органическая
─────────────┼──────────────────┼──────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────
│ │ a │ │ │
Рабочая │ │ 100 - W │ 100 │ 100 │ 100
│ I │ -------- │ -------- │-------------│------------------
│ │ p │ p │ p p│ p p p
│ │ 100 - W │ 100 - W │100 - W - A │100 - W - A - S
│ │ │ │ │ k
─────────────┼──────────────────┼──────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────
│ p │ │ │ │
Аналитическая│ 100 - W │ │ 100 │ 100 │ 100
│ -------- │ I │ -------- │-------------│------------------
│ a │ │ a │ a a│ a a a
│ 100 - W │ │ 100 - W │100 - W - A │100 - W - A - S
│ │ │ │ │ k
─────────────┼──────────────────┼──────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────
│ p │ a │ │ │
Сухая │ 100 - W │ 100 - W │ │ 100 │ 100
│ -------- │ -------- │ I │ -------- │ ------------
│ 100 │ 100 │ │ c │ c c
│ │ │ │ 100 - A │ 100 - A - S
│ │ │ │ │ k
─────────────┼──────────────────┼──────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────
│ p p │ a a │ c │ │
Горючая │ 100 - W - A │ 100 - W - A │ 100 - A │ │ 100
│ ------------- │ ------------- │ -------- │ I │ --------
│ 100 │ 100 │ 100 │ │ г
│ │ │ │ │ 100 - S
│ │ │ │ │ k
─────────────┼──────────────────┼──────────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────────────
│ p p p│ a a a│ c c│ г │
Органическая │100 - W - A - S │100 - W - A - S │100 - A - S │ 100 - S │
│ k│ k│ k│ k │ I
│------------------│------------------│-------------│ -------- │
│ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │
7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПУНКТОВ СЖИГАНИЯ ОТХОДОВ
7.1. Необходимая мощность мусоросжигательной станции рассчитывается по формуле
, (5)
где - максимальная суточная масса накапливаемых в аэропорту твердых отходов, подлежащих сжиганию, кг/сут.;
n - количество смен работы станции в течение суток,
n = 2 - 3;
- действительный фонд времени работы оборудования станции в течение одной смены, .
7.2. Максимальная суточная масса твердых отходов определяется непосредственным замером массы накапливаемых отходов в течение месяца (месяц "пик") с наибольшей интенсивностью пассажирских перевозок.
Ориентировочное значение можно рассчитать по формуле
, (6)
где - годовой объем пассажирских перевозок, пасс.;
- отношение объема пассажирских перевозок в месяц "пик" к годовому объему , %; ориентировочно ;
- среднесуточная норма накопления общей массы твердых отходов, приходящаяся на одного пассажира, кг/пасс.;
для аэропортов I - II классов ,
для аэропортов III - V классов ;
- коэффициент, учитывавший неравномерность накопления отходов в течение суток, принимаемый для аэропортов I - III классов , для аэропортов IV и V классов ;
a - количество календарных дней в месяц "пик" (например, в августе а = 31, в июне а = 30 дней).
7.3. В составе мусоросжигательной станции должен быть специальный бункер-накопитель закрытого типа для временного хранения твердых отходов. Объем бункера с учетом запаса отходов рассчитывается по формуле
, (7)
где m - коэффициент суточного запаса, m = 2;
- массовая плотность отходов, кг/м3, среднее значение .
Глубину ямы бункера целесообразно выбирать в диапазоне 2,0 - 3,5 м.
7.4. К бункеру необходимо подвести холодную и горячую воду для очистки пола и стен бункера от прилипших и загрязненных отходов. Расход воды не менее 6 л/м2 обрабатываемой поверхности ямы бункера. В полу бункера должен быть трап для слива сточной воды в канализацию аэропорта.
7.5. Сточную воду из бункера перед сбросом в канализацию аэропорта необходимо обрабатывать хлором, раствором формальдегида или другими дезинфицирующими средствами из расчета 15 г/м3 сточных вод.
7.6. Загрузка отходов в бункер в зависимости от производительности станции может осуществляться либо непосредственно мусоровозами, либо с помощью загрузочного ленточного конвейера, выведенного за пределы помещения бункера.
Загрузка отходов в печь производится с помощью челюстного грейфера или ленточного транспортера прерывистого действия. В пожарном отношении грейфер является менее опасен в случае применения его для загрузки печи с проталкивателем или самопровалом отходов. Ленточный транспортер обеспечит непрерывную подачу отходов из бункера-накопителя к загрузочному бункеру печи, который должен оборудоваться автоматическим дозатором.
7.7. При выборе или конструировании печи следует ориентироваться на наиболее высокое среднее значение теплоты сгорания в пределах предполагаемого морфологического состава отходов. В противном случае можно ошибиться в выборе объема печи или площади решеток, которые не смогут обеспечить нормальное горение отходов.
7.8. Необходимо предусматривать мероприятия по антикоррозийной защите оборудования и строительных конструкций мусоросжигательной станция (МСС), так как при сжигании твердых отходов (особенно отходов от АТБ) будут образовываться сажа, окислы серы, хлористые, метановые и другие углеводородные соединения, которые будут попадать в помещение станции через неплотности в газоходах и при удалении из печи золы и шлака. Эти соединения, осаждаясь на стенах, потолке и оборудовании и вступая в реакцию с влагой воздуха, в свою очередь могут образовывать вещества (например, соляную и серную кислоты), вызывающие коррозию металла и устойчивое загрязнение оборудования и строительных конструкций.
В связи с этим целесообразно стены машинного зала и помещение бункера выложить глазурованной керамической плиткой или другим кислотостойким отделочным материалом.
7.9. Двери помещения приемного бункера должны иметь размеры не менее 4,2 x 4,2 м для въезда мусоровоза и снабжены механизмом для открывания и закрывания.
7.10. В целях исключения распространения запаха от гниющего мусора забор воздуха для подачи его в печь целесообразно производить из помещения бункера, для чего необходимо предусмотреть специальные решетки (жалюзи) на высоте 2 - 2,5 м в стене здания или на створках ворот.
7.11. В составе мусоросжигательной станции должны быть помещения:
- для печей (машинный зал);
- бункера-накопителя мусора;
- станции пожаротушения (при невозможности подключения к централизованной системе пожаротушения);
- золоуловителей и оборудования газоочистки;
- ремонтной мастерской;
- кладовой запасных частей;
- хлораторной;
- пульта управления;
- административно-бытовые.
7.12. Общая площадь машинного зала может быть определена по формуле
, (8)
где N - количество печей;
- удельная площадь на одну печь, м2.
Удельная площадь принимается для печи производительностью до 0,5 т/ч - 40 м2, производительностью 0,5 - 1,0 т/ч - 54 м2, производительностью 1,0 - 3,0 т/ч - 66 м2.
7.13. Золоуловители и оборудование газоочистки целесообразно располагать вне здания станции. Необходимая для них площадь вычисляется по формуле
, (9)
где - расчетная часовая производительность очистного оборудования, м3/ч;
- удельная площадь для размещения золоуловителей, м2, на 1000 м3/ч очищаемого газа.
Для батарейных и одиночных циклонов типа "ЦН" и "Ц" , для дымососа-золоуловителя .
7.14. Площадь помещения бункера-накопителя
. (10)
7.15. Площадь помещения ремонтной мастерской принимается равной 10 - 12% от площади машинного зала.
7.16. Площади помещений станции пожаротушения, административно-бытовых, кладовой и других принимаются по соответствующим СНиП.
7.17. Для приготовления и хранения растворов для дезинфекции отходов и сточных вод из ямы бункера необходимо предусмотреть помещение площадью не менее 10 м2.
7.18. Установка промышленного телевидения определяется производственной необходимостью.
7.19. Мусоросжигательная станция должна иметь несгораемые ограждающие конструкции с пределом огнестойкости не менее 1 ч. В машинном зале, в помещении бункера-накопителя и станции пожаротушения устраиваются обособленные выходы наружу.
7.20. Рядом с мусоросжигательной станцией необходимо предусмотреть площадку для временного хранения в контейнерах суточного накопления золы и шлака из расчета 0,8 м2 на один контейнер емкостью 0,75 - 1 м3.
7.21. Полы в машинном зале и в помещении бункера-накопителя должны быть водостойкими, не скользкими и легко очищаться от пыли и мусора.
7.22. Проектирование систем теплоснабжения и вентиляции следует осуществлять в соответствии с требованиями глав СНиП "Тепловые сети", "Горячее водоснабжение", "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" и других нормативных документов.
7.23. В том случае, когда МСС проектируется для международного аэропорта и в ней предполагается сжигание большого количества (свыше 5 т в сутки) отходов из карантинно-дезинфекционного пункта, аэровокзала и самолетов, то в составе помещений МСС (см. п. 7.11) необходимо предусматривать специальную, изолированную камеру для мойки контейнеров и временного хранения (не более суток) твердых отходов из указанных объектов. Смешивать эти отходы с другими отходами аэропорта запрещается. Твердые отходы в количестве менее 5 т в сутки допускается хранить и транспортировать в плотной полиэтиленовой упаковке (мешках).
Площадь камеры определяется расчетом и принимается не менее 6 м2. Пол камеры должен быть водонепроницаемым и выполнен с уклонами к трапу сливного приямка, соединенного с системой канализации аэропорта.
Сточные воды от мойки и дезинфекции контейнеров и мусоросборной камеры перед сбросом в канализацию в обязательном порядке должны пройти дополнительное обеззараживание в сливном приямке, для чего выпуск из приямка необходимо оборудовать специальным механическим или электромеханическим затвором. Затвор должен открываться на слив только по истечении срока, установленного санитарными органами и необходимого для уничтожения возможных возбудителей инфекционных заболеваний. Этот же срок, а также количество обрабатываемых контейнеров в течение суток определяют необходимый объем сливного приямка.
Доступ насекомых и грызунов в мусоросборную камеру должен быть исключен.
В мусоросборную камеру необходимо подвести холодную и горячую воду для мойки контейнеров и уборки камеры. Сеть холодного и горячего водоснабжения должна быть рассчитана на пропускную способность до 25 м3/ч.
7.24. При проектировании станции должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в соответствующих главах СНиП.
7.25. Водоснабжение для целей пожаротушения необходимо проектировать по СНиП "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", "Внутренний водопровод и канализация зданий".
8. САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА
8.1. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается в тех случаях, когда МСС располагается вблизи границы жилой застройки или служебно-технической территории (СТТ) аэропорта, а также в том случае, когда рядом с МСС имеются посадки фруктовых деревьев и других сельскохозяйственных культур.
8.2. На размер СЗЗ влияют следующие факторы:
- фоновая концентрация (без учета влияния выбросов из трубы МСС) вредных веществ;
- эффективность имеющихся или предусматриваемых для осуществления методов очистки выбросов в атмосферу;
- способ очистки газовых выбросов;
- расположение указанных в п. 8.1 объектов с подветренной стороны по отношению к МСС;
- роза ветров и другие неблагоприятные местные условия (например, частые туманы или штили, среднегодовая скорость ветров);
- количество выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ (особенно обладающих эффектом суммации вредного действия);
- высота трубы МСС.
8.3. Существующие (фоновые) загрязнения атмосферного воздуха в районе аэропорта устанавливаются местными органами санитарно-эпидемиологической или гидрометеорологической служб. При отсутствии таких данных фоновые концентрации по основным веществам (пыли, золы, окислам азота, окиси углерода и сернистому ангидриду) следует принимать в аэропортах I - III класса 0,5, а в аэропортах IV и V класса 0,3 предельно допустимой концентрации (ПДК). Этот фон создают продукты сгорания топлива в котельной и двигателях воздушных судов.
8.4. Территория СЗЗ должна быть благоустроена и озеленена по проекту благоустройства, разрабатываемому одновременно с проектом строительства МСС в соответствии с требованиями СНиП по проектированию генеральных планов промышленных предприятий.
8.5. Размеры СЗЗ определяются расчетом в соответствии с требованиями СН 369-74 для самых неблагоприятных метеорологических условий. Внешняя граница СЗЗ, т.е. расстояние l от источника до объектов, указанных в п. 8.1, определяется по формуле
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация формул дана в соответствии с официальным текстом документа.
, (10)
где - расчетное расстояние, м, от источников выброса до границы санитарно-защитной зоны;
P - среднегодовая повторяемость направлений ветров одного румба, %;
- повторяемость направлений ветров одного румба, %, при восьмирумбовой розе ветров .
8.6. Величина (радиус круговой СЗЗ) определяется расчетом по СН 369-74 для участков территории, на которых концентрация веществ . Наиболее точная граница СЗЗ получается при расчете на ЭВМ по программам "Эфир" или УПРЗА-1-ЕС, которые осуществляют расчет концентраций при нескольких значениях скоростей ветра, выбирают опасное направление ветра, указывают источники, дающие максимальный вклад в загазованность территории аэропорта, позволяют определить графически размеры СЗЗ, а также значение концентрации вещества в любой точке, как внутри СЗЗ, так и вне ее.
8.7. Величина радиуса круговой СЗЗ, рассчитанная на ЭВМ с учетом условия п. 8.3 для МСС различной производительности, приведена в табл. 3.
Окончательный контур СЗЗ формируется с учетом повторяемости направлений ветра и данных расчета по формуле (10).