Главная // Актуальные документы // РаспоряжениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Организация системы контроля погодно-геофизических параметров железнодорожного пути на сети железных дорог ОАО "Российские железные дороги". Регламент"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.07.2010 N 1517р)
"Организация системы контроля погодно-геофизических параметров железнодорожного пути на сети железных дорог ОАО "Российские железные дороги". Регламент"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 13.07.2010 N 1517р)
от 13 июля 2010 г. N 1517р
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПОГОДНО-ГЕОФИЗИЧЕСКИХ
ПАРАМЕТРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ НА СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РЕГЛАМЕНТ
1.1. Цель и область применения
Настоящий Регламент устанавливает общие требования к организации сети путевых автоматизированных геофизических постов на железных дорогах ОАО "РЖД", предназначенных для непрерывного контроля и прогноза погодно-геофизических условий, влияющих на безопасность и непрерывность эксплуатации железнодорожного пути.
1.1.1. Целью настоящего Регламента является повышение эффективности и информативности специализированного гидрометеорологического обслуживания производственно-хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" на основе внедрения путевой автоматизированной гидрометеорологической информационной системы "ГеоПуть" на сети Российских железных дорог.
Отраслевая автоматизированная гидрометеорологическая информационная система "ГеоПуть", эксплуатируемая на Юго-Восточной железной дороге и предлагаемая к внедрению на сеть, предназначена для контроля, учета и прогноза гидрометеорологических факторов среды, оказывающих влияние на работу железнодорожной транспортной системы и безопасность движения поездов.
Путевые геофизические посты (ПГП), оборудованные путевыми модулями МИПС для непрерывного контроля погодно-геофизических параметров на железнодорожных станциях, узлах и перегонах, образуют измерительную часть системы "ГеоПуть", которая обеспечивает функции контроля, учета и прогноза влияния окружающей среды на объекты железнодорожного пути в реальных условиях их эксплуатации.
Непрерывный контроль погодно-геофизических и гидрологических параметров железнодорожного пути позволяет иметь отсутствующие в сети наблюдений Росгидромета данные, которые необходимы для получения специализированной продукции о влияющих факторах среды.
Эффективность и информативность системы контроля погодно-геофизических параметров на Российских железных дорогах обеспечивается за счет:
оперативного получения объективных и полных данных о погодно-геофизических условиях текущей эксплуатации пути;
выявления и заблаговременного предупреждения об опасности воздействия параметров среды на объекты железнодорожного пути;
своевременного принятия упреждающих мер по противостоянию сложным и опасным воздействиям погодно-геофизических факторов среды для обеспечения безопасности железнодорожных перевозок.
1.1.2. Требования настоящего Регламента должны выполняться при заключении договоров предприятиями путевого хозяйства ОАО "РЖД" на создание опорной и вспомогательной сети ПГП и организацией, осуществляющей поставку оборудования для ПГП (МИПС), монтажные и пусконаладочные работы по вводу в эксплуатацию путевой автоматизированной гидрометеорологической информационной системы "ГеоПуть".
1. Бесстыковой путь [Текст]/ В.Г. Альбрехт, А.Я. Коган; под ред. В.Г. Альбрехта и А.Я. Когана. М.: Транспорт, 2000. 408 с.
2. Зябриков В.А., Климат и железнодорожный транспорт [Текст]/ В.А. Зябриков, Н.В. Кобышева, В.С. Циркунов. М.: Метеоагентство Росгидромета, изд. ВНИИГМ-МЦД, 2000. 188 с.
3. Инструкция по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод. СИ-710. Москва, ИКЦ "АКАДЕМКНИГА", 2004. 23 с.
4.
Инструкция "О порядке подготовки к работе в зимний период и организации снегоборьбы на железных дорогах ОАО "РЖД" [Текст]. М.: ОАО "РЖД", ИКЦ "Академкнига", 2006. 156 с.
5.
Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути. ЦП-544 [Текст]. М.: Транспорт, 1998. 189 с.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути N ЦП-774, утв. МПС РФ 01.07.2000. | |
6.
Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. ЦП-492/ МПС РФ [Текст]. М.: Транспорт. 2000. 224 с.
7.
Инструкция по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов. ЦРБ-393 [Текст]. М.: Изд. МПС РФ, 1996. 56 с.
8. Киселева Л.Б. Учет неблагоприятных природно-климатических условий при проектировании организации строительства железных дорог [Текст]: методические указания для студентов МГУПС (МИИТ), 1995. 36 с.
9. Лысюк В.С. Надежность железнодорожного пути [Текст]/ под ред. В.С. Лысюка. М.: Транспорт, 2001. 286 с.
10. Методические рекомендации по прогнозированию надежной работы железнодорожных насыпей в условиях интенсивной эксплуатации пути [Текст]. М.: Изд. ЦНИИТЭИ МПС, 1990. 83 с.
11. Положение о гидрометеорологической службе железнодорожного транспорта. Утверждено МПС 28.08.1997 N ЦПМ-2/13.
12.
Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений. Утверждены МПС 24.02.99 ПОТ РО-32-ЦП-652-99.
13. Указание по гидрологическим наблюдениям на мостовых переходах. Утверждено ГУП МПС 29.12.1977.
14. Наставление краткосрочным прогнозам погоды,
РД 52.88.629-2002. ЛР N 020228 от 10.11.96.
В настоящем Регламенте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Автоматизированная информационная система "ГеоПуть" - это программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий автоматизацию процессов сбора данных измерений от сети путевых геофизических постов, их обработку, анализ, отображение и предоставление железнодорожным пользователям специализированной информации о погодно-геофизическом состоянии железнодорожного пути.
Заблаговременность штормового предупреждения - время от момента передачи предупреждения до момента возникновения ОЯ (НГЯ).
Метеорологические данные - результаты метеорологических наблюдений на станциях государственной сети наблюдений и автоматических измерений, осуществляемых на железнодорожных станциях, узлах и перегонах.
Метеорологические условия - состояние атмосферы, характеризуемое значениями метеорологических элементов в определенный момент или за определенный срок.
Неблагоприятные погодные явления (НПЯ) - явления, которые значительно затрудняют или препятствуют деятельности, обеспечивающей бесперебойность движения поездов при неустойчивых условиях погоды.
Опасные метеорологические явления (ОЯ) - атмосферные явления, при наступлении которых необходимо принимать специальные меры, обеспечивающие бесперебойность и безопасность движения поездов.
Оперативное гидрометеорологическое обеспечение - совокупность расчетно-аналитических работ прогностических подразделений ОАО "РЖД" по своевременному и наиболее полному удовлетворению запросов потребителей гидрометеорологическими информационными материалами общего и специализированного назначения.
Опорная сеть путевых геофизических постов - путевые геофизические посты, оснащенные оборудованием МИПС-001 базовой комплектации и размещаемые в охраняемых объектах на железнодорожных станциях, узлах или перегонах.
Путевой модуль измерения параметров среды (МИПС-001) - программно-аппаратный комплекс для автоматического измерения погодно-геофизических параметров среды в месте его размещения.
Путевой геофизический пост (ПГП) опорной сети наблюдений представляет собой охраняемое место, выбранное в непосредственной близости от железнодорожного пути, на котором размещается оборудование МИПС-001 базовой комплектации.
Путевая геофизическая станция (ПГС) вспомогательной сети специальных измерений обеспечивает непрерывный контроль погодных, геофизических, гидрологических и других параметров среды в сложных и проблемных местах железнодорожного пути.
АРМ Автоматизированное рабочее место
ПГМ Дорожная геофизическая станция
ИМ Измерительный модуль
МИПС-001 Модуль для измерения погодно-геофизических параметров среды
базовой комплектации
ОЯ Опасные метеорологические явления
ПГМ Дорожная геофизическая станция
ПГП Путевой геофизический пост
ППП Пакет прикладных программ
ПГС Путевая геофизическая станция
ПО Программное обеспечение
ЗП Земляное полотно
2. Порядок организации сети автоматизированных
путевых геофизических постов и станций для контроля
погодно-геофизических параметров среды на железных
дорогах ОАО "РЖД"
2.1. Общие рекомендации по выбору местоположения путевого
автоматизированного геофизического поста для организации
опорной сети контроля метеорологических параметров среды
Выбор местоположения путевого геофизического поста (ПГП) с целью организации опорной сети для контроля метеорологических параметров среды осуществляется с учетом специфики транспортного производства и задач беспрепятственного пропуска поездов при любых ситуациях, обусловленных воздействиями неблагоприятной погоды.
Опыт эксплуатации путевых геофизических постов на Юго-Восточной и Куйбышевской железных дорогах показывает, что в условиях равнинной части рельефа достаточно размещать путевые геофизические посты, оборудованные МИПС-001, через каждые 50 - 66 км. В условиях сложного рельефа, в зависимости от плана пути, оборудование ПГП необходимо устанавливать на расстояниях не более 14 - 18 км.
Для удовлетворения производственных запросов на данные о текущем и прогнозном погодно-геофизическом состоянии железнодорожного пути ПГП целесообразно размещать в следующих местах:
на территории крупных железнодорожных станций, характеризующихся высоким уровнем объема работ (выше средних отраслевых показателей) и значительным количеством стрелочных переводов (более 12 - 14);
на территории железнодорожных узлов. В силу своего функционального назначения, грузонапряженности, специфики потоков движения поездов, особенностей размещения производственных объектов, инженерных сооружений, технических устройств и другого оборудования территории крупных узлов формируют свой микроклимат, который оказывает влияние на характер погодообразующих процессов, усиливая или ослабляя интенсивность явлений погоды (туманы, гололед, сильный ветер, переносы снега и др.);
на мостовых переходах, характеризующихся сложным гидрологическим режимом в период весенних и ливневых вод;
на железнодорожных перегонах, не освещенных или слабоосвещенных метеорологическими наблюдениями Росгидромета.
На перегонах наиболее целесообразно размещение ПГП в местах, характеризующихся частым появлением сложных погодных условий с опасными явлениями. В указанной связи места для размещения ПГП должны соответствовать следующим условиям и характеризоваться:
- сложным характером природных и погодно-геофизических факторов, ярко выраженной изменчивостью температурно-влажностного режима и высокой частотой появления опасных явлений погоды;
- своеобразием физико-географических и погодных условий, формирующихся под влиянием неоднородности подстилающей поверхности (рельеф, водоемы, разнообразие растительного и почвенного покрова, антропогенные факторы);
- отсутствием в непосредственной близости метеорологических наблюдательных станций государственной сети Росгидромета.
Выбор местоположения ПГП для организации опорной сети наблюдений должен предусматривать сохранность его оборудования от вандальных действий, краж и др. Поэтому особо важным условием является выбор такого места, которое бы находилось под круглосуточным наблюдением работников путевого хозяйства. Для перегонов таким местом могут являться охраняемые переезды. Непосредственно на железнодорожных станциях и узлах этот вопрос проблемы не вызывает.
После завершения работ по выбору местоположения ПГП составляется паспорт поста опорной сети метеорологического контроля.
Паспорт путевого геофизического поста, предназначенного для обеспечения работы опорной сети метеорологического контроля, должен отражать следующую информацию:
- наименование и ведомственную принадлежность поста;
- назначение и тип ПГП;
- географический пункт расположения, координаты и высотную привязку ПГП;
- краткое описание топографических особенностей прилегающей территории;
- данные о климатических характеристиках за период не менее пяти лет. Поправки и уточнение климатических параметров проводят через каждые пять лет;
- перечень инженерных сооружений, находящихся в близком окружении от места установки ПГП;
- сведения о спецификации ПГП (состав программно-технического комплекса МИПС-001);
- способ технического обслуживания оборудования ПГП (постоянное, периодическое);
- план размещения оборудования ПГП;
- перечень лиц, ответственных за эксплуатацию ПГП.
2.2. Общие рекомендации по определению местоположения
путевой автоматизированной геофизической станции
для специальных измерений на проблемных участках пути
При выборе местоположения ПГС необходимо учитывать особенности эксплуатации проблемных мест железнодорожного пути в сложных условиях погоды (снегопады, гололед, ливни, грозы, сильный ветер и т.д.). Это обусловлено тем, что такие места являются динамически активными зонами. Наряду с этим необходимо учитывать особенности трассы, план и профиль пути, а также иметь подробные описания неоднородности подстилающей поверхности прилегающей территории проблемных мест.
Существующие в природе неоднородности подстилающей поверхности вызывают существенные отличия метеорологических характеристик в пределах конкретных территорий в одни и те же текущие моменты времени. Поэтому ПГС целесообразно размещать в местах, характеризующихся сложным рельефом и высокой повторяемостью неблагоприятной погоды, чтобы отражать особенности характера погоды в неблагоприятных местах. Детальное изучение проблемных мест позволит определить оптимальную потребность в специальном оборудовании ПГС для размещения на проблемном участке пути.
Для определения оптимального количества мест расположения ПГС разрабатывается специальная схема, на которой отображают основные характеристики физико-географических и погодных условий проблемных мест. На этой схеме, с необходимой для использования на ПЭВМ формализацией, учитывается максимально возможный спектр данных, характеризующих природные особенности проблемных мест.
Характерные особенности природных условий необходимо представлять без излишней детализации, загромождающей содержание, в строгой схематической форме, позволяющей алгоритмически выбирать необходимые сочетания местоположений специального оборудования и группировать их по определенным признакам. Схема должна отражать основные физические закономерности появления сложных погодных условий с формированием опасных явлений (лавины, наводнения и т.д.).
После завершения работ по выбору местоположения ПГС составляется паспорт станции.
Паспорт путевой геофизической станции должен отражать следующую необходимую информацию:
- наименование и ведомственную принадлежность станции;
- назначение ПГС;
- схему размещения оборудования для специальных измерений;
- краткую физико-географическую характеристику проблемного места и прилегающей территории;
- общие сведения о климатических условиях территории проблемных мест за период не менее пяти лет. Поправки и уточнение этих значений проводят ежегодно, по мере накопления информации ПГС;
- географические особенности прилегающей территории, план и профиль пути на участке проблемного места;
- перечень природных объектов, влияющих на процессы формирования сложных и опасных погодно-геофизических явлений;
- ведомость комплектации оборудования ПГС (измерительная аппаратура, вспомогательное оборудование);
- способ технического обслуживания путевой геофизической станции (постоянное, периодическое);
- особенности эксплуатации оборудования для приема-передачи данных измерений ПГС на ПГП и специальных модулей ПГС, обеспечивающих контроль снежно-лавинных, гидрологических и других параметров среды.
3. Внедрение автоматизированной системы контроля
погодно-геофизического состояния пути
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 31.01.2007 N 137р на Юго-Восточной железной дороге выполнены работы по созданию путевого модуля для измерения параметров среды МИПС-001.
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 28.01.2008 N 234р на базе ПГМ Юго-Восточной железной дороги разработана автоматизированная информационная система "ГеоПуть".
Практическая эксплуатация программно-технического комплекса информационной системы "ГеоПуть", в которую кроме измерительных модулей МИПС-001 входят устройства преобразования информации, линии связи с центром обработки (ПГМ дороги), технические и программные средства обработки всей поступающей информации и формирования предупреждений об опасных явлениях, обеспечивает решение задачи повышения надежности, детальности и оперативности специализированных метеорологических прогнозов. Отсутствие в мировой практике запатентованных аналогов, способных решать задачи железнодорожной гидрометеорологии, подтверждает оригинальность системы.
Внедрение этой системы позволяет осуществлять оперативный контроль погодно-геофизических параметров пути на пространстве дороги, прогнозировать и заблаговременно предупреждать об опасности их воздействий на объекты пути, наладить систему учета и передачи измерительной информации в различные АРМы подразделений путевого хозяйства, а также обеспечить удобный интерфейс для пользователей этой информации на рабочих местах.
Дня внедрения системы контроля погодно-геофизических параметров пути необходимо обеспечить путевые хозяйства железных дорог оборудованием МИПС-001 для организации путевых автоматизированных геофизических постов и станций, а также компьютерными техническими средствами потребной конфигурации.
3.1. Мероприятия по вводу оборудования путевых
геофизических постов и станций в эксплуатацию
После завершения монтажных и пусконаладочных работ проводятся приемочные испытания оборудования ПГП и ПГС для ввода их в постоянную эксплуатацию. Мероприятия по проведению приемочных испытаний предусматривают:
- оценку готовности ПГП и ПГС для проведения приемочных испытаний;
- создание необходимых условий для проведения приемочных испытаний;
- проведение приемочных испытаний и ввод оборудования в эксплуатацию.
Программа проведения приемочных испытаний утверждается фирмой - изготовителем оборудования для ПГП и ПГС и согласовывается с Заказчиком (железная дорога). Отклонение от программы приемочных испытаний допускается только после внесения в ее текст соответствующих изменений и дополнений в установленном порядке.
Испытания проводятся до полного их завершения. В случае невозможности проведения (продолжения) испытаний по причине ошибок (неготовности) программных и технических средств Исполнителю предоставляется время для выяснения и устранения причин в пределах сроков, предусмотренных для данной проверки, и оформляется соответствующий протокол.
Испытания проводятся по месту размещения ПГП и ПГС в реальных погодных условиях их эксплуатации с использованием программно-технической базы информационной системы "ГеоПуть". Проверки характеристик испытуемых элементов и качества решения задачи контроля погодно-геофизических параметров среды проводятся путем сопоставления результатов инспекторских измерений и измерений оборудованием ПГП и ПГС.
Техническое обеспечение работ по вводу в эксплуатацию оборудования ПГП и ПГС осуществляется силами фирмы - изготовителя оборудования МИПС-001 и его модификаций. Приемочные испытания завершаются приемосдаточным актом ввода в эксплуатацию.
Программа проведения приемочных испытаний основывается как на автономных, так и на комплексных проверках работоспособности оборудования МИПС-001 ПГП и специального оборудования ПГС. В начале каждого испытания проверяется наличие и заполнение всех видов формуляров, технической и эксплуатационной документации. Далее проверяется комплектность и соответствие испытуемых изделий регламенту технической оснащенности ПГП и ПГС и технической документации. Затем осуществляется контроль технического состояния и работоспособности испытуемых элементов.
Завершающим этапом всех видов испытаний является оценка характеристик измеряемых параметров и качества решаемых программным обеспечением задач, возлагаемых на ПГП и ПГС.
Типовой объем работ проведения приемочных испытаний для ввода оборудования ПГП и ПГС в эксплуатацию представлен в
Приложении 1.
3.2. Регламент технической оснащенности путевого
геофизического поста опорной сети наблюдений
Для эффективного функционирования информационной системы "ГеоПуть" необходимо организовать опорную сеть путевых геофизических постов, которая обеспечит неохваченные метеорологическими и геофизическими наблюдениями участки железнодорожного пути объективной и полной информацией, отсутствующей в измерениях на станциях Росгидромета.
Для создания опорной сети ПГП используется оборудование МИПС-001 базовой комплектации. Наименование и состав программно-технического комплекса МИПС-001 определяется
Регламентом технической оснащенности путевого геофизического поста, который представлен в Приложении 2.
В режиме ежечасных измерений модули МИПС-001 базовой комплектации обеспечивают непрерывный контроль следующих погодно-геофизических параметров:
- температуры и влажности воздуха, направления и скорости ветра на уровне контактной сети, количества и интенсивности атмосферных осадков, выпавших на путь, атмосферного давления;
- температуры рельса;
- температуры балластного слоя и основной площадки земляного полотна для оценки и прогноза параметров промерзания и оттаивания.
3.3. Регламент технической оснащенности путевой
геофизической станции вспомогательной сети
для специальных наблюдений
Изучение опыта эксплуатации оборудования МИПС-001 опорной сети ПГП для контроля метеорологических параметров среды показывает целесообразность их развития применительно к сложным и проблемным участкам пути.
Например, лавиноопасные участки, больные места по земляному полотну, сложный гидрологический режим мостовых переходов, а также другие проблемные места пути определяют необходимость контроля специальных параметров среды. Это обстоятельство обуславливает необходимость организации вспомогательной сети для специальных измерений. В зависимости от особенностей проблемных мест, программы наблюдений вспомогательной сети для специальных измерений дополняются необходимым оборудованием, обеспечивающим контроль снежно-лавинных, гидрологических, гололедных, влажностных и иных параметров среды. В специфических условиях эксплуатации пути (зона вечной мерзлоты) базовые комплекты опорной сети МИПС-001 необходимо дооборудовать модулями для геокриологических наблюдений.
Для создания вспомогательной сети путевые геофизические станции оснащаются специальным оборудованием, дополняющим оборудование МИПС-001 базовой комплектации. Наименование и состав оборудования вспомогательной сети ПГС определяется
Регламентом технической оснащенности путевой геофизической станции для специальных измерений, который представлен в Приложении 3.
3.4. Климатические условия эксплуатации оборудования
путевых геофизических постов и станций
Оборудование ПГП и ПГС обеспечивает надежное функционирование ее элементов при следующих условиях окружающей среды.
Для средств, размещаемых в помещениях:
1. Температура воздуха: от +5 °C до +50 °C.
2. Относительная влажность воздуха: от 20% до 80% при температуре 25 °C.
3. Атмосферное давление: 630 - 810 мм рт. ст.
Для средств, размещаемых вне помещений:
1. Температура воздуха: от -50 °C до +60 °C.
2. Относительная влажность воздуха до 100% при температуре +25 °C.
3. Атмосферное давление: 630 - 810 мм рт. ст.
4. Воздействие гололеда при скорости отложения льда до 12 мм/час.
5. Воздействие воздушного потока (ветра): первый - третий ветровые районы РФ.
3.5. Основные технические характеристики средств
контроля погодно-геофизических параметров
Оборудование путевого геофизического поста обеспечивает измерение следующих погодно-геофизических параметров пути:
- температура воздуха в диапазоне от -50 °C до +50 °C с погрешностью не более +/- 0,5 - 0,7 °C;
- диапазон измерения относительной влажности воздуха 20% - 100%. Погрешность измерений в диапазоне 20% - 90% составляет не более +/- 5%, при относительной влажности 90% - 100% погрешность не более +/- 7%;
- атмосферное давление в диапазоне от 630 мм рт. ст. до 800 мм рт. ст. с погрешностью не более +/- 2 мм рт. ст.;
- скорость ветра в диапазоне 0,4 - 60 м/с (усредненная за 10 минут) с точностью 0,7 м/с;
- направление ветра 0° - 360° (усредненное за 10 минут) с погрешностью не более +/- 5° - 7°.
Модуль осадков МИПС-001В обеспечивает выдачу информации об осадках по следующим градациям:
1. Нет дождя.
2. Дождь:
- слабый (менее 2 мм/ч);
- умеренный (2 - 8 мм/ч);
- сильный (более 8 мм/ч).
Геофизический модуль МИПС-001Г обеспечивает измерение следующих геофизических параметров:
- температура рельсов в диапазоне от -50 °C до +70 °C с погрешностью не более +/- 0,5 - 0,7 °C;
- температура балластной призмы на глубинах до 40 см от поверхности в диапазоне от -50 °C до +60 °C с погрешностью не более +/- 0,7 - 0,9 °C.
ТИПОВОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЕМОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ
ДЛЯ ВВОДА ОБОРУДОВАНИЯ ПГП И ПГС В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
N п/п | Наименование приемочных испытаний | Пункт |
1 | Автономные испытания МИПС-001 | |
2 | Проверка наличия и содержания документов | |
3 | Проверка комплектности МИПС-001 и соответствия технической документации | |
4 | Проверка правильности установки элементов модуля | |
5 | Проверка правильности установки блока измерений воздушных параметров МИПС-001 | |
6 | Проверка правильности установки блока измерений геофизических параметров МИПС-001 | |
7 | Проверка функционирования МИПС-001 | |
8 | Проверка функционирования блока контроллера МИПС-001 | |
9 | Проверка функционирования блока измерений воздушных параметров | |
10 | Проверка функционирования блока измерений геофизических параметров | |
11 | Проверка сопряжения МИПС-001 с компьютером | |
12 | Автономная проверка точности измерений МИПС-001 | |
13 | Проверка точности измерений воздушных параметров | |
14 | Проверка точности работ блока измерений геофизических параметров | |
Программа приемочных испытаний считается выполненной, если успешно завершены проверки по всем пунктам программы.
1. Приемочные испытания оборудования МИПС-001 базовой комплектации включают следующие проверки:
- наличия и содержания документов;
- комплектности МИПС-001;
- правильности установки блока измерений воздушных параметров МИПС-001;
- правильности установки блока измерений геофизических параметров МИПС-001;
- функционирования МИПС-001;
- функционирования блока контроллера МИПС-001;
- функционирования блока измерений воздушных параметров;
- функционирования блока измерений геофизических параметров;
- сопряжения МИПС-001 с ПК;
- точности измерений МИПС-001;
- точности измерений воздушных параметров;
- точности работы блока измерений геофизических параметров.
1.1. Проверка наличия и содержания документов.
Перед началом проведения приемочных испытаний проверяется наличие и комплектность технической документации, состава установленного оборудования на соответствие регламенту технического оснащения ПГП или ПГС. В состав эксплуатационной документации входят: формуляр, техническое описание, инструкция по эксплуатации. Техническая документация включает в себя следующие элементы: функциональную схему, принципиальную схему, схемы установки блоков и датчиков модуля.
1.2. Проверка комплектности МИПС-001 и соответствия технической документации.
Проверка комплектности измерительного модуля МИПС-001 включает: проверку наличия и соответствия технической документации датчиков воздушных параметров, датчиков геофизических параметров, контроллера, блока связи с компьютером и с источником бесперебойного питания.
Весь комплекс измерений в модуле МИПС-001 базовой комплектации состоит из двух блоков оборудования для контроля параметров среды: воздушных параметров, геофизических параметров.
Блок измерения воздушных параметров состоит из следующих датчиков: температуры, влажности, атмосферного давления, количества осадков, параметров ветра.
Блок измерения геофизических параметров определяет следующие параметры: температуру грунта, температуру рельсов.
1.3. Проверка размещения оборудования МИПС-001 на соответствие ТУ включает:
- проверку установки блока измерений воздушных параметров;
- проверку установки блока измерений геофизических параметров.
1.3.1. Технические условия установки блока измерений воздушных параметров МИПС-001.
Датчики температуры и влажности воздуха (МИТ-1, ИВ-1Т) устанавливаются в специальном защитном экране. Крепление блока датчиков должно быть выполнено на мачте с помощью кронштейнов, на высоте превышающей высоту окружающих препятствий (крыши зданий и сооружений) 1 - 1,5 м. При монтаже датчик должен быть расположен с южной стороны мачты. После установки следует проверить, не затеняется ли датчик, а если затенение есть, то в какое время и в какой продолжительности. Затем проверяется надежность закрепления блока.
Датчик осадков конструктивно объединен в одном корпусе с защитным экраном датчиков измерения температуры и влажности воздуха (МИТ-1, ИВ-1Т), устанавливается в специальном защитном экране. Крепление блока датчиков должно быть выполнено на мачте с помощью кронштейнов, строго вертикально.
Датчики ветра монтируются на верхних креплениях мачты, выше блока датчиков температуры и влажности воздуха на 0,5 - 1 м. Крепление датчиков должно быть надежным, чтобы в процессе эксплуатации не нарушилась ориентация прибора. При монтаже датчик направления ветра закрепляется так, чтобы его ориентир был направлен на север.
1.3.2. Технические условия установки блока измерений геофизических параметров МИПС-001 базовой комплектации.
Датчики температуры почвы устанавливаются на глубинах 5, 20, 40, 60 см. Для установки датчиков должны быть выкопаны траншеи или пробурены скважины соответствующей глубины. Установленные датчики должны быть аккуратно засыпаны вынутой почвой. При размещении в скважинах датчик должен быть опущен на дно, а не висеть в воздухе.
1.4. Проверка работоспособности оборудования МИПС-001 включает:
- проверку блока контроллера;
- проверку блока измерений воздушных параметров;
- проверку блока измерений геофизических параметров;
- проверку сопряжения МИПС-001 с компьютером.
1.4.1. При проверке функционирования блока контроллера МИПС-001 необходимо:
- определить значение параметров на индикаторе, отображающем информацию о температуре, влажности воздуха, атмосферном давлении, направлении и скорости ветра;
- осуществить настройку текущего времени и периодичность проведения измерений метеопараметров;
- проверить работоспособность модуля при отключении внешней электрической сети (проводится проверка работоспособности модуля от источника бесперебойного питания).
1.4.2. При проверке функционирования блока измерений воздушных параметров необходимо установить величину отображаемых значений на индикаторе (температура, влажность воздуха, атмосферное давление, направление и скорость ветра) и сравнить с данными ближайшей метеорологической станции Росгидромета и данными инспекторского контроля параметров среды в местах размещения оборудования МИПС-001.
1.4.3. При проверке функционирования блока измерений геофизических параметров необходимо установить величину температуры почвы, сравнить с данными инспекторского контроля и ближайшей метеорологической станции Росгидромета.
1.4.4. Проверка сопряжения МИПС-001 с компьютером заключается в установлении точности и периодичности обновления информации на экране ПК. В соответствии с предварительной установкой периодичность обновления информации должна составлять не менее 10 минут.
1.5. Проверка точности измерений МИПС-001.
Проверка точности измерений заключается в установлении точности всех измеряемых параметров в сравнении с данными ближайших сертифицированных станций Росгидромета и инспекторского контроля.
1.5.1. Проверка на точность измерений метеорологических параметров состоит в определении погрешности их значений. Погрешность определяется результатами сравнения инспекторского контроля и с данными ближайшей сертифицированной метеорологической станции. Проверке на определение погрешности измерений подвергаются следующие параметры: температура, относительная влажность воздуха, атмосферное давление, направление и скорость ветра, количество осадков. Определение погрешности результатов сравнительных измерений проводится в реальных метеорологических условиях.
1.5.2. Проверка на точность измерений геофизических параметров состоит в определении погрешности их значений. Проверке на определение погрешности измерений подвергаются следующие параметры: температура балластной призмы, температура рельсов. Проверка точности измерений температуры рельсов заключается в сравнении с аналогичными данными стенда измерения температуры рельсов в дистанции пути и инспекторского контроля.
ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ПУТЕВОГО ГЕОФИЗИЧЕСКОГО
ПОСТА ДЛЯ ОПОРНОЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЙ (ТИПОВОЙ)
Путевой автоматизированный геофизический пост, предназначенный для работы в опорной сети наблюдений, размещается в охраняемом (подконтрольном) месте и оснащается типовым оборудованием МИПС-001 для непрерывного контроля метеорологических и геофизических параметров среды на железнодорожном пути.
СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ БАЗОВОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ МИПС-001 ПУТЕВОГО
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ГЕОФИЗИЧЕСКОГО ПОСТА
N п/п | Наименование модулей МИПС-001 | Состав функциональных устройств модуля | Марка (обозна- чение) | Кол- во | Примечание |
1 | Модуль измерения параметров воздушной среды | Датчик измерения температуры и влажности воздуха | 001-ДТВ | 1 | Измерения проводятся на уровне контактной сети |
Датчик параметров ветра | 001-ДПВ | 1 |
Датчик измерения осадков | 001-ДКО | 1 |
Датчик атмосферного давления | 001-ДАД | 1 |
2 | Модуль измерения геофизических параметров | Блок температуры стендового рельса | 001-БСР | 1 | Устанавли- вается по согласованию |
Блок температуры магистрального рельса | 001-БМР | 1 |
Блок температуры балластной призмы | 001-ББП | 1 |
Блок температуры основной площадки земляного полотна | 001-БЗП | 1 |
3 | Модуль контроля, сбора, обработки и передачи данных | Системный блок ПК | 001-СБ | 1 | Устанавли- вается внутри помещения |
Центральный контроллер | 001-ЦК | 1 |
Блок индикации контроллера | 001-ИК | 1 |
Блок приема и передачи данных | 001-БПП | 1 |
Блок независимого электропитания контроллера | 001-НЭП | 1 |
ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ПУТЕВОЙ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ
СТАНЦИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СЕТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ
Путевая автоматизированная геофизическая станция (ПГС*), предназначена для производства специальных измерений на сложных и проблемных участках железнодорожного пути, которые подвержены негативным воздействиям факторов среды (лавины, сели, подтопления, размывы и др.). Оборудование станции размещается в неохраняемых местах. Состав специального оборудования определяется назначением станции и программой для контроля параметров среды (лавиноопасный участок, мостовой переход, больное место по ЗП и т.д.).
ПРИМЕРНАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ПУТЕВОЙ ГЕОФИЗИЧЕСКОЙ
СТАНЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ СРЕДЫ
N п/п | Наименование | Состав функциональных устройств модуля | Тип (марка) | Кол- во | Примечание |
1 | Оборудование для лавиноопасных участков МИПС-001Л | Прибор измерения высоты снега | ИВС-001Л | 1-n | Количество датчиков измерения высоты снега и контроля снежно-лавинных параметров, включаемых в приборы и устройства, определяется особенностями лавиноопасного участка |
Блок контроля снежно- лавинных параметров | УКСЛ-001Л | 1-n |
Блок для приема-передачи информации | УППИ-001Л | 1-n |
Устройство маршрутизации | УМ-001Л | 1-n |
Устройство электропитания | БЭП-001Л | 4 | На одно лавиноопасное место |
2 | Оборудование для мостового перехода МИПС-001ГМ | Прибор измерения уровня воды | ИУВ-001ГМ | 1 | |
Датчик температуры воды | ДТВ-001ГМ | 1 | |
Устройство связи или маршрутизации | УМ-001ГМ | 1 | |
Устройство питания | УП-001ГМ | 1 | |
3 | Оборудование контроля температуры рельсов бесстыкового пути, температуры и влажности земляного полотна МИПС-001РЗП | Блок контроля температуры рельсов | КТР-001РЗП | 1 | На одну рельсовую плеть |
Блок контроля температуры грунта ЗП | КТГ-001РЗП | 1 | На одно проблемное место железнодорожного пути |
Блок контроля влажности грунта ЗП | КВГ-001РЗП | 1 |
Устройство маршрутизации | УМ-001РЗП | 1 |
Устройство питания | УП-001РЗП | 4 |
Примечание. Передача информации от ПГС осуществляется через устройства маршрутизации на ПГП.