Главная // Актуальные документы // Распоряжение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Технические решения по заземлению металлических конструкций и кровель посадочных платформ на электрифицированных участках"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 05.06.2018 N 1144/р)


"Технические решения по заземлению металлических конструкций и кровель посадочных платформ на электрифицированных участках"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 05.06.2018 N 1144/р)


Содержание


Утверждены
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 5 июня 2018 г. N 1144/р
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
ПО ЗАЗЕМЛЕНИЮ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ И КРОВЕЛЬ
ПОСАДОЧНЫХ ПЛАТФОРМ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ УЧАСТКАХ
1. Область применения
1.1. Настоящие технические решения распространяются на металлические ограждения, навесы и другие металлические конструкции и кровли сооружений, расположенных на посадочных пассажирских платформах на электрифицированных участках железных дорог.
1.2. Металлические ограждения и навесы посадочных пассажирских платформ на электрифицированных участках железных дорог должны приводиться в соответствие настоящим техническим решениям.
1.3. Настоящие технические решения предназначены для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
1.4. Применение настоящих технических решений сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".
2. Общие требования
2.1. В соответствии с Инструкцией по заземлению устройств энергоснабжения на электрифицированных железных дорогах ЦЭ-191, утвержденной МПС России 10 июня 1993 г. (пункт 3.19.1), все металлические элементы, отдельно стоящие вблизи электрифицированных путей, металлические устройства и конструкции заземляют на тяговую рельсовую сеть. Заземлению на тяговую рельсовую сеть подлежат все конструкции, на которых крепятся провода контактной сети или провода воздушных линий электропередачи, проложенные по опорам контактной сети, независимо от расстояния до проводов и элементов, находящихся под напряжением, а также все другие металлические сооружения, конструкции и устройства, расположенные в зоне А, размеры которой определяются по рисунку 1.
Рисунок 1. Размеры зоны А.
Элементы заземляющих устройств зданий и сооружений, находящихся вне зоны А и имеющих собственное заземляющее устройство, не должны иметь металлической связи с заземляющими устройствами сооружений, расположенных в зоне А.
2.2. Подключение конструкций и устройств к тяговой рельсовой сети не должно нарушать нормального функционирования рельсовых цепей СЦБ во всех режимах работы: нормальном, шунтовом, контрольном, а также в режиме автоматической локомотивной сигнализации.
При однониточных рельсовых цепях СЦБ заземляющие проводники конструкций ограждений и навесов пассажирских платформ подключают только к тяговым нитям этих цепей, при двухниточных рельсовых цепях - преимущественно к средним выводам существующих основных или дополнительных путевых дроссель-трансформаторов. При невозможности установки дополнительных путевых дроссель-трансформаторов заземляющие проводники подключаются к ближней рельсовой нити в соответствии с действующими типовыми материалами по проектированию двухниточных планов станций и методическими указаниями по проектированию путевых планов перегонов.
При тональных рельсовых цепях заземляющие проводники, кроме того, могут подключаться к выравнивающим дроссель-трансформаторам, специально устанавливаемым для канализации тягового тока по рельсам. Во всех случаях сопротивление сигнальному току утечки в землю через все присоединенные к путевому дроссель-трансформатору или рельсу конструкции не должно быть ниже значений, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Минимально допустимые значения сопротивления сигнальному
току утечки в землю через все присоединенные к путевому
дроссель-трансформатору или рельсу конструкции
Место подключения заземляемой конструкции к рельсовой цепи
Минимально допустимые значения сопротивления
индвидуальное заземление
групповое заземление
К среднему выводу дроссель-трансформатора
5 Ом
5 Ом
К рельсу двухниточной рельсовой цепи
100 Ом
6 Ом·км
К тяговому рельсу однониточной рельсовой цепи
не нормируется
Примечания: 1. Сопротивление не нормируется для заземляемых конструкций, подключаемых к путевым дроссель-трансформаторами в пунктах отсоса тяговых токов и пунктах подключения междупутных электрических соединителей (перемычек).
2. Для группового заземления нормативное значение минимально допустимого сопротивления сигнальному току в цепи утечки на землю RГЗ, Ом:
,
где LГЗ - фактическая длина троса группового заземления, км
2.3. При сопротивлении сигнальному току утечки менее указанных в таблице 1 значений, металлические ограждения и навесы посадочных пассажирских платформ заземляют на тяговую рельсовую сеть через защитные устройства, препятствующие утечке сигнального тока с рельсов через конструкции в землю (искровые промежутки, диодные или диодно-искровые заземлители). Конкретную схему выбирают в соответствии с пунктом 3.1 настоящих технических решений. С этой же целью возможно повышение сопротивления сигнальному току в цепи утечки через конструкции и устройства специальных изолирующих элементов (прокладки, втулки, шайбы и т.п.), устанавливаемых между заземляемыми деталями конструкций и основаниями, фундаментами, опорами.
2.4. На участках постоянного тока провода рабочих заземлений электроустановок переменного тока частотой 50 Гц разрешается подключать к тяговой рельсовой сети в случае применения рельсовых цепей с частотой сигнального тока, отличающейся от 50 Гц.
В системе тягового электроснабжения переменного тока с отсасывающими трансформаторами расстояние между точками подключения обратных проводов к средним выводам путевых или дополнительных дроссель-трансформаторов рельсовых цепей с изолирующими стыками должно быть не менее 4 км. При тональных рельсовых цепях расстояние между точками подключения таких проводов должно быть не менее четырех рельсовых цепей.
2.5. На перегонах и станциях при двухниточных рельсовых цепях заземляющие проводники конструкций металлического ограждения и навеса посадочной пассажирской платформы в целях предотвращения шунтирования рельсовой цепи должны быть присоединены в пределах одного блок-участка (рельсовой цепи) к одной и той же рельсовой нити в одной точке.
2.6. Металлические ограждения и навес посадочной пассажирской платформы, электрически представляющей одно целое, должны иметь только одно заземление на тяговую рельсовую сеть. Заземляющий проводник, выполняют двумя проводами и подключают к рельсу в одной точке.
Не допускается металлически объединять (непосредственно или через металлические покровы кабелей, трубопроводы и т.п.) разные конструкции или устройства, если каждое из них имеет заземление на рельсы или дроссель-трансформаторы в разных точках тяговой рельсовой сети.
2.7. Способ прокладки заземляющих проводников под путями должен исключать возможность замыкания (шунтирования) рельсовых нитей между собой.
2.8. Групповое заземление конструкций и сооружений посадочных платформ на станциях и перегонах присоединяют к рельсам или путевым дроссель-трансформаторам только в одной точке. Заземляющий проводник групповых заземлений конструкций и сооружений посадочных платформ допускается присоединять к тяговым рельсам двухниточных рельсовых цепей:
1) не ближе 200 м от путевых дроссель-трансформаторов, если к этому групповому заземлению не подключены опоры контактной сети, а также разрядники (ограничители перенапряжений) контактной сети;
2) не ближе 400 м от путевых дроссель-трансформаторов, если к этому групповому заземлению подключены опоры контактной сети или разрядники (ограничители перенапряжений) контактной сети.
2.9. Электрические сети напряжением до 1000 В, размещенные на конструкциях, заземленных на рельсы или путевые (дополнительные) дроссель-трансформаторы, при электротяге постоянного тока с рельсовыми цепями 50 Гц должны быть с изолированной нейтралью. В системах с неизолированной нейтралью электроснабжение устройств напряжением до 1000 В должно осуществляться через изолировочный трансформатор.
2.10. В системе тягового электроснабжения постоянного тока заземляющие проводники от металлических ограждений и навесов посадочных пассажирских платформ, соединенные с рельсами наглухо или через защитные устройства (искровые промежутки, диодные заземлители и т.п.), следует:
1) устанавливать на бетонные или железобетонные основания (фундаменты);
2) изолировать от металлических оснований (фундаментов), трубопроводов и оболочек кабелей, проложенных в земле, с помощью специальных электроизолирующих деталей - прокладок, втулок, шайб, муфт, вставок, видимых разрывов электрической цепи и т.п.;
3) не заземлять повторно на заземляющие устройства или естественные заземлители.
Сопротивление токам утечки с рельсов через заземленные на них конструкции не должно быть ниже нормируемых величин по условиям защиты конструкции от электрокоррозии согласно Инструкции по заземлению устройств энергоснабжения на электрифицированных железных дорогах ЦЭ-191, утвержденной МПС России 10 июня 1993 г.
Заземляющие проводники должны быть проложены изолированно от балласта и земляного полотна.
Требования к материалу и сечению заземляющих проводников - в соответствии с разделом 4 настоящих технических решений.
3. Выбор схемы заземления
3.1. Схему заземления выбирают по таблице 2.
За нормируемое значение сопротивления заземления конструкции на участках постоянного тока принимают большее значение из нормируемых по требованиям СЦБ (таблица 1) и защиты от электрокоррозии согласно Инструкции по заземлению устройств энергоснабжения на электрифицированных железных дорогах ЦЭ-191, утвержденной МПС России 10 июня 1993 г., на участках переменного тока - только по требованиям СЦБ (таблица 1).
Первоначально оценивают возможность глухого заземления ограждения на рельсовую сеть как преимущественного по электробезопасности и защите от токов коротких замыканий. Если при этом выдерживаются требования СЦБ и защиты от электрокоррозии, то заземление осуществляется по схеме I (таблица 2).
Глухим заземление выполняют также на конструкциях, для которых оно является единственно возможным по требованиям электробезопасности или защиты от токов коротких замыканий; если при этом не выдерживаются требования СЦБ или защиты от электрокоррозии, то осуществляют дополнительные технические мероприятия по повышению уровня изоляции конструкций от земли по схеме II (таблица 2) или применяют комбинированные схемы заземления IV или V (таблица 2).
Если требования СЦБ или защиты конструкций от электрокоррозии не выдерживаются и в то же время заземление конструкций может быть не глухим, то в его цепь включают защитные устройства - искровые промежутки, диодные заземлители по схеме III (таблица 2).
Таблица 2
Схемы заземления
Обозначение
Схема
Дополнительные условия применения
I
Глухое
Глухое заземление обязательно
II
Глухое с дополнительной изоляцией от земли
Глухое заземление обязательно
III
Через защитное устройство КС
Глухое заземление не обязательно.
Заземление выполняют на рельс электрифицированного пути:
а) на участках постоянного тока - через соединенные последовательно диодный заземлитель и два параллельно включенных искровых промежутка по одному в каждом из заземляющих проводников;
б) на участках переменного тока - через два искровых промежутка по одному в каждом из заземляющих проводников
IV
Комбинированное с нейтральной вставкой
Глухое заземление не обязательно.
Заземление выполняют на рельс электрифицированного пути:
а) на участках постоянного тока - через соединенные последовательно диодный заземлитель и два параллельно включенных искровых промежутка по одному в каждом из заземляющих проводников;
б) на участках переменного тока - через два искровых промежутка по одному в каждом из заземляющих проводников
V
Комбинированное с дополнительной изоляцией между конструкциями
Глухое заземление конструкции А обязательно.
Глухое заземление конструкции Б не обязательно.
Заземление конструкции Б выполняют на рельс электрифицированного пути:
а) на участках постоянного тока - через соединенные последовательно диодный заземлитель и два параллельно включенных искровых промежутка по одному в каждом из заземляющих проводников;
б) на участках переменного тока - через два искровых промежутка по одному в каждом из заземляющих проводников
Примечание - Условные обозначения:
- заземляемая конструкция;
- защитное устройство (ИП, ЗД, ТЗ, ЗД+2ИП);
- изоляция контактной сети;
- заземляющий проводник;
КС - контактная сеть
р - рельсовая цепь
- сопротивление току утечки через конструкцию в земле;
- сопротивление дополнительной изоляции.
3.2. Ограждения и другие металлические конструкции пассажирских обустройств, расположенные полностью или частично в зоне А и сближающиеся с железнодорожными путями, оборудованными рельсовыми цепями, электрически должны быть разделены и изолированы от металлических конструкций, расположенных в полевой стороне от железнодорожных путей и зоны А. В качестве изоляции между смежными конструкциями применяют воздушный зазор шириной в свету от 100 до 150 мм или вставку из диэлектрического материала.
Заземляющие проводники присоединяют:
а) на участках железных дорог, не оборудованных рельсовыми цепями - к ближайшему рельсу электрифицированного пути в одной точке;
б) на участках железных дорог, оборудованных рельсовыми цепями:
- если расстояние от ограждения до ближайшего путевого дроссель-трансформатора более 200 м, то аналогично указанному в перечислении а);
- если расстояние от ограждения до ближайшего путевого дроссель-трансформатора до 200 м, то к средней точке дроссель-трансформатора;
- допускается установка отдельного (дополнительного) дроссель-трансформатора для подключения заземляющих проводников к его средней точке, этот дроссель-трансформатор должен быть подключен к обратной тяговой сети.
Ограждения, расположенные полностью или частично в зоне А и сближающиеся с железнодорожными путями, не оборудованными рельсовыми цепями, не секционируют. Требование о заземлении на тяговую рельсовую сеть применяют к ограждению в целом.
Заземляющие проводники секции конструкций пассажирских платформ, сближающихся с железнодорожными путями, оборудованными рельсовыми цепями, присоединяют к средней точке путевого дроссель-трансформатора.
4. Заземляющие проводники и соединение их с тяговой рельсовой сетью
4.1. Для каждого из ограждений или их секций, подлежащих, согласно пункту 3.2 настоящих технических решений, заземлению на тяговую рельсовую сеть, предусматривают по два заземляющих проводника. Заземляющие проводники выполняют из круглой стали диаметром не менее 12 мм или полосовой стали шириной не менее 30 мм при толщине не менее 4 мм и присоединяют сваркой к шине из полосовой стали 5 x 40 мм (рисунки 1 - 5).
Заземляющие проводники от шины из полосовой стали 5 x 40 мм к тяговому рельсу выполняют двойными из круглой стали диаметром не менее 12 мм.
Защитное устройство (диодный заземлитель, искровые промежутки) устанавливают под платформой в габарите посадочной платформы) или с торцевой части посадочной платформы в недоступном для пассажиров месте, в соответствии с требованиями пункта 3.2 настоящих технических решений по их присоединению к тяговому рельсу (дроссель-трансформатору).
4.2. Контактные соединения заземляющих проводников между собой, с ограждением и с шиной 5 x 40 мм выполняют сваркой с длиной нахлеста не менее двойного наибольшего поперечного размера проводника, при этом сварочный шов должен быть выполнен по всему периметру нахлеста. У проводников, изготовленных из круглой стали, длина нахлеста должна быть не менее шести диаметров.
Контактные соединения располагают в местах, доступных для осмотра.
4.3. Для обеспечения требований электробезопасности руководствуются следующими требованиями:
заземляющие проводники на всем протяжении открытой прокладки должны быть доступны для визуального контроля;
вертикальные заземляющие проводники, прокладываемые по опорам навесов, в общедоступных местах на высоте не менее 2,5 м от основания платформы должны быть изолированными или проложены в трубах из изоляционного материала.
4.4. Заземляющие проводники присоединяют к рельсам в соответствии с пунктом 3.2 настоящих технических решений.
4.5. Способы прокладки заземляющих проводников показаны:
1) для ограждений береговых платформ - на рисунках 2 и 3;
Рисунок 2. Заземление береговой посадочной
платформы (вид сбоку).
Рисунок 3. Заземление береговой посадочной
платформы (главный вид).
2) для ограждений островных платформ - на рисунках 4 и 5.
Рисунок 4. Заземление островной посадочной
платформы (вид сбоку).
Рисунок 5. Заземление островной посадочной
платформы (главный вид).