Главная // Актуальные документы // Правила
СПРАВКА
Источник публикации
"Справочник по дошкольному воспитанию. Основные законодательные и инструктивные документы", 1963
"Сборник важнейших официальных материалов по вопросам гигиены детей и подростков", 1964 (кроме пункта 123)
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава СССР от 29.08.1972 N 709.
Название документа
"Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений (яслей-садов)"
(утв. Минздравом СССР 12.06.1962 N 402-62)


"Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений (яслей-садов)"
(утв. Минздравом СССР 12.06.1962 N 402-62)


Содержание


Утверждены
Заместителем Главного
государственного
санитарного инспектора СССР
12 июня 1962 г. N 402-62
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ (ЯСЛЕЙ-САДОВ)
I. Общие положения
В целях осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания детей в школе, созданы объединенные дошкольные учреждения - ясли-сад.
1. Детские дошкольные учреждения (ясли-сад) организуются для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет и комплектуются возрастными группами по 20 детей в возрасте до 3 лет (преддошкольные группы) и по 25 детей - в возрасте старше 3 лет (дошкольные группы).
Примечание. В группе детей грудного возраста должно быть не более 15 детей.
2. В зависимости от длительности обслуживания детей дошкольные учреждения имеют:
а) дневные группы, рассчитанные на пребывание детей в течение 9 - 14 часов в день;
б) круглосуточные группы, в которых дети находятся 6 дней в неделю и лишь воскресные дни проводят в семье.
3. В зависимости от числа детей детские ясли-сады могут быть на 50, 90, 140 и 280 мест. Соотношение групп детей преддошкольного и дошкольного возраста должно быть не менее 1:2; 1:1,5.
4. Все группы должны комплектоваться строго по возрастному принципу. В яслях-садах на 50 и 90 мест допускается комплектование групп детьми смежного возраста.
Круглосуточные группы рассчитаны на детей старше 1 года и должны комплектоваться детьми одного возраста.
5. Важнейшим требованием при организации объединенных детских учреждений является максимальная изоляция групп, особенно преддошкольного возраста, а также изоляция групп преддошкольного возраста от групп дошкольного возраста.
Каждая группа должна иметь необходимый набор помещений и специально отведенную для нее часть территории земельного участка.
6. В объединенных детских дошкольных учреждениях должно быть обеспечено строгое соблюдение режима дня всеми детьми. При этом должны учитываться не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья.
7. Детские дошкольные учреждения должны проектироваться или реконструироваться в соответствии со строительным нормами и правилами.
II. Участок детского учреждения
8. Детское объединенное дошкольное учреждение должно располагаться на самостоятельном земельном участке, удаленном от оживленных транспортных магистралей и промышленных предприятий, загрязняющих воздух. Почва участка должна быть чистой, сухой, с низким стоянием грунтовых вод и ровным, по возможности слегка наклонным рельефом, создающим удобный сток для дождевых и талых вод.
9. Здания дошкольных учреждений размещаются на участке с соблюдением санитарных разрывов от жилых и общественных зданий не менее 2,5 высоты противостоящего наиболее высокого здания.
10. Площадь участка для объединенных учреждений (ясли-сад) вместимостью до 90 мест должна составлять 40 кв. м, при вместимости более 90 мест - 35 кв. м на одного ребенка.
11. Участок должен быть огражден и по периметру иметь защитную зеленую полосу из древесных и кустарниковых насаждений шириной 5 м (1 - 2 ряда деревьев). Высота ограждения должна быть не менее 1,2 м. В местах примыкания детских площадок к границам участка ширина ее должна быть увеличена до 10 м.
Участок должен быть хорошо озеленен; общая площадь озеленения должна составлять около 50% площади участка. Зеленые насаждения должны защищать групповые площадки от пыли, шума и чрезмерной инсоляции, но не должны препятствовать доступу солнечных лучей в помещения. Поэтому кустарники следует высаживать не ближе 5 м от здания, а высокие деревья - не ближе 10 м.
Для изоляции отдельных групповых площадок целесообразно применять декоративные кустарники. Не допускаются для озеленения колючие деревья и кустарники с ядовитыми плодами.
12. Земельный участок дошкольного учреждения должен быть разделен на зоны: зеленых насаждений, групповых площадок, общих площадок и хозяйственную.
13. Для каждой детской группы на участке должны быть отдельные групповые площадки размерам 130 кв. м, изолированные друг от друга зелеными, насаждениями и расположенные вблизи от выходов из помещений, особенно для детей младших групп. Детские площадки не должны быть проходными.
При каждой игровой площадке должен предусматриваться навес (площадью 30 кв. м для детей преддошкольного возраста и 50 кв. м для детей дошкольного возраста) для защиты от солнца и пребывания на свежем воздухе в ненастную погоду.
14. Кроме игровых площадок, на участке должны быть выделены несколько общих площадок и устройств:
а) площадка для проведения занятий по физической культуре и подвижных игр на свежем воздухе из расчета 3 кв. м на ребенка в возрасте старше 3 лет, но не более 250 кв. м;
б) площадка для животных и птиц площадью 20 кв. м;
в) бассейн площадью 20 кв. м с глубиной не более 25 см;
г) огород-ягодник из расчета 0,5 кв. м на одного ребенка.
В случае устройства огорода-ягодника при каждой игровой площадке его площадь должна быть не менее 15 кв. м.
Бассейн должен располагаться вблизи физкультурной площадки, уголок для животных и птиц - вблизи хозяйственного двора.
15. Все площадки и другие места пребывания детей дошкольного возраста должны быть связаны кольцевой дорожкой шириной 1,0 - 1,5 м (для езды на велосипедах, хождения на лыжах и т.д.), не пересекающей групповые площадки.
16. На участке должен быть навес для хранения колясок и санок.
17. Хозяйственный двор должен быть изолирован от остальных площадок, располагаться в глубине участка и иметь самостоятельный въезд.
На хозяйственном дворе должны размещаться, при отсутствии теплофикации, котельная, сарай для хранения топлива и инвентаря, а также овощехранилище, ледник-погреб, мусороприемник. Желательно размещать на хозяйственном дворе и постирочную.
Мусороприемник должен устанавливаться на расстоянии не менее 25 м от главного здания на бетонированной либо плотно утрамбованной площадке и иметь плотно закрывающуюся крышку.
18. Участок дошкольного учреждения должен иметь электрическое освещение.
III. Здания детских дошкольных учреждений
19. Детские дошкольные учреждения должны размещаться в отдельно стоящих одно-, двухэтажных зданиях или в зданиях смешанной этажности, соединенных между собой закрытыми переходами. Высота помещений в чистоте от пола до потолка принимается в 3 м.
20. В здании размещаются помещения для детей преддошкольного возраста, помещения для детей дошкольного возраста, административно-хозяйственные и служебные помещения. При этом так же, как и на участке, должен соблюдаться принцип максимальной изоляции отдельных групп и административно-хозяйственных помещений.
21. Помещения для детей преддошкольного возраста должны располагаться преимущественно на первом этаже. В целях обеспечения наилучшей изоляции детей каждая группа преддошкольного возраста должна иметь самостоятельный вход в здание.
22. В состав помещений секции для детей преддошкольного возраста с дневным пребыванием входят: приемная площадью 15 кв. м, игральная-столовая 50 кв. м, неотапливаемая веранда 30 кв. м и туалетная 10 кв. м. Вместо неотапливаемой веранды для групп с круглосуточным пребыванием устраивается спальня - площадью 30 кв. м.
В состав помещений секции для детей дошкольного возраста с дневным пребыванием входят: раздевальня - 15 кв. м, групповая - 62 кв. м, туалетная - 14 кв. м, помещение для хранения кроватей - 5 кв. м (для хранения раскладушек вместо кроватей могут предусматриваться встроенные шкафы той же площади). Для групп с круглосуточным пребыванием дополнительно устраивается спальня площадью 50 кв. м; при этом площадь групповой предусматривается в 50 кв. м.
23. Приемные в группах для детей преддошкольного возраста и раздевальные для детей дошкольного возраста должны быть оборудованы индивидуальными шкафами для одежды и сушилкой или шкафами-сушилками; сушилка или шкафы-сушилки должны иметь хорошую вытяжную вентиляцию.
24. Основными помещениями в дневных группах являются игральная-столовая и групповая, площадь которых должна составлять 2,5 кв. м на одного ребенка; в круглосуточных группах общая площадь (игральная-столовая + спальня и групповая + спальня) должна составлять 4 кв. м на одного ребенка. Игральные, столовые и групповые должны быть непосредственно связаны с раздевальней, туалетной и неотапливаемой верандой, а в круглосуточных группах - и со спальней. Для удобства наблюдения за детьми двери в этих помещениях делаются остекленными.
Для мытья групповой посуды в нишах игральных-столовых и групповых или примыкающих к ним буфетных устраиваются мойки для посуды и сушильный шкаф.
25. Неотапливаемые веранды должны быть отделены от основных помещений теплым тамбуром.
Для хранения спальных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял, ватных мешков) в отепленном тамбуре или смежных с верандой помещениях должны быть встроенные шкафы-стеллажи с индивидуальными гнездами-ячейками по числу детей.
При группах дошкольного возраста должны быть кроватные или встроенные шкафы площадью 5 кв. м, не входящие в площадь групповой.
26. В туалетной комнате преддошкольной группы устраиваются два детских умывальника, умывальник для взрослых, слив, детская ванна или душевой поддон. Для горшков устраивается стенной шкаф с индивидуальными ячейками.
Туалетная комната дошкольной группы функционально делится на умывальную с 4 детскими умывальниками и душевым поддоном и уборную с тремя детскими унитазами в открытых кабинах с перегородками-экранами высотой 120 см, не доходящими до пола на 0,2 м.
27. В детских дошкольных учреждениях вместимостью на 140 и более мест должна быть предусмотрена комната площадью 75 кв. м для проведения музыкальных и гимнастических занятий.
28. Спальни для организации как дневного, так и ночного сна детей должны иметь стационарные кроватки.
29. В детском дошкольном учреждении должна быть предусмотрена комната заболевшего ребенка или изолятор. Комнату заболевшего ребенка следует располагать на первом этаже вблизи лестничной клетки или одного из выходов. Они предназначаются для изоляции детей с заболеваниями неинфекционного характера. Детей, больных острозаразными болезнями, в изоляторе задерживать не следует.
Изолятор должен иметь не менее двух палат, приемную, обособленный санитарный узел, мойку для посуды и отдельный выход на улицу. Палаты изолятора должны быть непроходимыми.
30. Административно-хозяйственные помещения: кабинет заведующей, медицинская комната, комната персонала, кухня, кладовая сухих продуктов, прачечная-постирочная с комнатой хранения чистого белья, хозяйственная кладовая, уборная персонала - должны располагаться в здании изолированно от детских помещений, но иметь с ними удобную связь.
Рекомендуется для кухни и прачечной-постирочной устраивать отдельные входы; остальные административно-хозяйственные помещения могут иметь вход, общий с одной из групп.
31. Медицинская комната устраивается во всех дошкольных учреждениях вместимостью более 50 человек и служит для проведения углубленных медицинских осмотров, проведения прививок, санации полости рта и др. Рекомендуется располагать ее смежно-изолированно с комнатой заболевшего ребенка или изолятором. с устройством между ними остекленной перегородки.
32. Кабинет заведующего детским дошкольным учреждением является одновременно канцелярией. Комната для персонала устраивается лишь в детских дошкольных учреждениях вместимостью на 140 детей и более. Уборная персонала оборудуется одним унитазом с умывальником в шлюзе.
33. Помещения кухни рекомендуется располагать на первом этаже. Состав и планировка их должны обеспечивать поточность технологического процесса изготовления пищи, раздельное проведение операций по обработке сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также строгое выполнение санитарно-гигиенических требований при хранении и обработке пищевых продуктов.
34. Помещения постирочной (стирально-разборочной, сушильно-гладильной) и бельевой следует располагать смежно. В дошкольных учреждениях вместимостью менее чем на 140 мест постирочная имеет одно помещение.
Входы для сдачи грязного белья и получения чистого белья в детских яслях-садах вместимостью 140 и более мест должны быть отдельными. При расположении входа в стиральную-разборочную со стороны коридора следует предусматривать устройство тамбура.
Не допускается располагать вход в стиральную-разборочную против входа в игральную-столовую, групповую или кухню.
35. Все основные помещения зданий детских дошкольных учреждений должны иметь непосредственное естественное освещение. Коэффициент естественного освещения самых отдаленных от окон мест групповых комнат, игральных-столовых, медицинской комнаты, изолятора, комнаты заболевшего ребенка и комнаты музыкальных и гимнастических занятий должен быть не менее 1,5. Для этого отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола должно быть: в игральных-столовых, групповых, изоляторе, комнате заболевшего ребенка и спальнях - 1:4, в медицинских комнатах, приемных, раздевальных, кухнях и туалетных - 1:5 - 1:6, для остальных помещений - 1:7 - 1:8.
Допускается освещение вторым светом уборной в дошкольных группах, бельевой и коридоров. Искусственное освещение допускается в буфетной и кроватной, кладовой для продуктов, хозяйственной кладовой и уборной персонала.
Глубина помещений при одностороннем освещении должна быть не более 6 м. Переплеты окон не должны иметь мелких решеток. Высота верхнего края окна от потолка должна быть минимальной (15 - 25 см), а высота подоконника над полом не должна превышать 50 - 60 см. Окна основных помещений, особенно их верхняя часть, не должны закрываться занавесками, на окнах не должно быть цветов.
36. Окна основных помещений: групповых, игральных-столовых, спален, веранд, комнаты для музыкальных и гимнастических занятий, комнаты заболевшего ребенка и изолятора - должны ориентироваться преимущественно на юг. Не допускается ориентация их на север и северо-запад, а в районах южнее 45° - на запад и юго-запад.
Для защиты основных помещений от перегрева в жаркие летние месяцы следует предусматривать солнцезащитные устройства (жалюзи, шторы, козырьки и т.д.).
Под окнами групповых комнат и веранд не допускается расположение прачечной и кухни.
37. Лестничные перила должны иметь прямые вертикальные планки с расстоянием между ними не более 10 см, чтобы дети не могли проползать между ними; выше перил должно быть дополнительное ограждение высотой 0,5 м. На высоте 50 - 55 см у перил и стен лестничной клетки должны быть дополнительные поручни. Ширина ступеней лестницы должна быть 28 - 30 см, а высота - 12 см, при уклоне лестничных маршей 1:2.
38. Поверхности стен, полов и потолков помещений детских дошкольных учреждений должны быть гладкими, доступными для мытья и дезинфекции.
Стены должны быть окрашены клеевой краской светлых тонов, а панели на высоту 1,2 м - светлой масляной краской. Потолки и оконные переплеты окрашиваются только в белый цвет.
39. Полы в основных помещениях должны, быть теплыми, плотными, без щелей (деревянные, дощатые), окрашенные масляной краской или покрытые линолеумом. Паркетные полы в детских учреждениях не рекомендуются. В туалетных полы должны быть водонепроницаемыми и выдерживать ежедневную дезинфекцию.
Коэффициент теплоусвоения материалов полов всех детских помещений должен быть не более 5 ккал/м2·град·ч.
IV. Санитарно-техническое оборудование
А. Отопление и вентиляция
40. Здания детских дошкольных учреждений должны быть оборудованы центральным отоплением: водяным или лучистым (потолочно-панельным) - и обеспечивать постоянную ровную температуру воздуха с перепадами, не превышающими 2 - 2,5°.
41. При отсутствии центрального отопления возможно устройство местного водяного отопления. Печное отопление допускается лишь в одноэтажных зданиях детских дошкольных учреждений на 50 мест в сельских местностях в виде исключения. При этом устанавливаются печи большой теплоемкости, обеспечивающие суточные перепады температуры не более 2 - 5°. Устройство топок в помещениях групповых, игральных-столовых, спальных и умывальных не допускается.
42. Топка печей должна производиться в отсутствие детей, рано утром, и заканчиваться за 1,5 - 2 часа до их прихода. При наличии в детском учреждении круглосуточных групп топить печи в ночное время запрещается.
43. Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы должны быть ограждены деревянными решетками.
44. При любом отоплении температура воздуха в основных помещениях групп должна быть порядка +20°, в медицинской комнате и туалетной ясельных групп +22° при относительной влажности воздуха 40 - 60%. В кухне и постирочной температура воздуха +18° при относительной влажности 60 - 70%. В каждой групповой комнате, игральной-столовой и спальне должен висеть настенный термометр на высоте 1 м от пола.
45. Все помещения, где постоянно находятся дети, - групповые, игральные-столовые, спальни, комната музыкальных и гимнастических занятий - должны быть обеспечены чистым свежим воздухом. В одноэтажных зданиях нормальный однократный воздухообмен в этих помещениях обеспечивается лишь с помощью форточек и фрамуг. В двухэтажных зданиях дополнительно устраивается вытяжная канальная вентиляция с естественным побуждением. В помещениях кухни и прачечно-постирочной кратность воздухообмена должна быть увеличена до 3 - 5 в час, а в туалетных - до 2 - 5 в час, что достигается устройством механических или тепловых побудителей (в шахтах).
В помещениях игральных-столовых и групповых должно быть обеспечено сквозное или угловое проветривание. В IV климатическом районе рекомендуется в зданиях яслей-садов предусматривать сквозное или угловое проветривание в помещениях спален, кухонь, прачечных и туалетных.
46. Фрамуги и форточки должны быть в каждом помещении и использоваться во все сезоны года. Площадь вентиляционных отверстий фрамуг и форточек должна составлять 1/40 - 1/50 площади пола. Для создания достаточного воздушного потока и предупреждения переохлаждения помещения наружная створка фрамуги должна открываться снизу вверх. Фрамуги должны иметь боковые щитки, направляющие холодный воздух вверх, удобные затворы (лучше рычажные) и легко открываться с пола. Зимой в этих помещениях для улучшения воздухообмена должно оставляться незамазанным по одному окну.
Б. Водоснабжение и канализация
47. Здания детских дошкольных учреждений должны быть оборудованы водопроводом, канализацией и горячим водоснабжением.
Водоснабжение и канализование детских дошкольных учреждений обеспечивается присоединением к водопроводу и канализации населенного пункта.
48. При отсутствии поселковых или городских сетей водопровода и канализации по согласованию с местными органами санитарного надзора устраиваются местные системы водоснабжения и канализации, удовлетворяющие гигиеническим требованиям.
49. Проводка горячей воды обязательна в кухню, игральную-столовую грудниковой группы, к мойке групповой посуды, туалетным.
Температура воды, подводимая к умывальникам для детей и душам, должна быть +35°.
В. Искусственное освещение
50. Источники искусственного освещения должны обеспечить достаточное и равномерное освещение всех помещений.
Наименьшая освещенность в групповых, игральных-столовых и комнате музыкальных и гимнастических занятий детских учреждений должна составлять не менее 200 лк при люминесцентных лампах и 100 лк при лампах накаливания на уровне 0,8 м от пола.
51. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет; в детских дошкольных учреждениях рекомендуется использовать светильники кольцевого типа СК-300 или светильники типа КСО-1; допускается применять молочные шары диаметром 350 мм.
Запрещается использовать люцеты цельного стекла, открытые снизу, и незащищенные лампы.
При люминесцентном освещении применяются лампы белого света (БС) и тепло-белого света (ТБС), некоторые должны быть помещены в светильники типа ШОД (школьный общего освещения диффузный).
V. Оборудование детских дошкольных учреждений
52. Оборудование детских дошкольных учреждений должно соответствовать гигиеническим и педагогическим требованиям и учитывать росто-возрастные особенности детей.
53. Для хранения белья, постельных принадлежностей, халатов, личных вещей и одежды детей, игрушек должны быть шкафы, желательно встроенные. Это высвобождает часть площади для расстановки прочей мебели и лучшей организации игр детей.
Остальная детская мебель, (столы и стулья, шкафы и кровати) должны быть легкими для переноски и удобными для очистки и мытья.
54. Для хранения верхней детской одежды в приемной и раздевальной должны быть специальные шкафы с индивидуальными ячейками, располагаемыми в один ряд; каждая ячейка должна иметь отделения для головных уборов, обуви и верхней одежды. В приемной младших преддошкольных групп одежда хранится на стеллажах с гнездами. В раздевальных и приемных должны также храниться платяные и сапожные щетки, венички для очистки от снега.
55. В приемной младшей ясельной группы должно быть отведено место для кормления детей грудью, оборудованное столом, стульями и подставками для ног.
56. В игральной-столовой преддошкольных групп манеж и барьер длинной стороной должен устраиваться параллельно окнам в 50 - 60 см от них. У умывальника должен быть пеленальный стол с вешалкой для полотенец и баком для грязного белья. Для кормления детей должны иметься один - два одноместных и трехместных стола. В этом же помещении в дневных группах могут быть 2 - 3 детские кроватки для детей, которым временно, по состоянию их здоровья, противопоказан сон на неотапливаемой веранде.
57. В групповых комнатах должны быть стенные или пристенные открытые низкие шкафы (можно под окнами) для хранения игрушек. Шкафы должны быть расположены рассредоточенно, для организации игр небольших групп детей.
58. В групповой, игральной-столовой должны быть столы 4 - 6-местные (по числу детей) и стулья. Для преддошкольных групп должна быть мебель двух размеров, для дошкольных - трех размеров. Мебель должна подбираться в соответствии с ростом и пропорциями тела детей. Поэтому в каждой возрастной группе может быть мебель 2 - 3 размеров. На время учебных занятий детей (2 раза в день) при лепке, вырезывании и т.д. необходимо столы расставлять таким образом, чтобы свет у детей на рабочее место падал слева.
59. В дневных группах при проведении сна на веранде должны иметься раскладные кровати, которые убираются после сна в шкафы с целью использования веранд для прогулок в ненастную погоду. Кровати должны соответствовать росто-возрастным особенностям детей и иметь разные размеры в различных группах. Теплые мешки для сна на воздухе хранятся совместно с постельными принадлежностями в стенных шкафах тамбура или смежного с верандой помещения.
60. Детские полотенца и предметы личной гигиены (зубные щетки, стаканчики для полоскания рта, расчески и др.) хранятся в открытых шкафчиках с индивидуальными ячейками в туалетной комнате. Здесь же имеются шкафы с гнездами для хранения горшков.
VI. Правила санитарного содержания помещений и участка
а) Санитарное содержание помещений
61. Все помещения должны содержаться в образцовой чистоте и порядке. Уборка должна производиться обязательно влажным способом при открытых окнах или фрамугах. Полы следует мыть два раза в день, при этом один раз с обязательным отодвиганием мебели. Мебель (кровати, стулья, шкафы), радиаторы и подоконники должны вытираться влажной тряпкой.
62. Кроме того, еженедельно должна проводиться генеральная уборка всех помещений: мытье полов, осветительной арматуры, окон, дверей, обметание пыли, удаление паутины, протирание стен и т.п. с применением моющих средств и 1% осветленного раствора хлорной извести (100 г хлорной извести на 1 ведро воды).
63. В младшей ясельной группе поддающиеся мытью игрушки должны мыться два раза в день щеткой в горячей воде (температура не ниже 50°) с мылом, в специально предназначенных для этого тазах.
Игрушки для детей более старшего возраста периодически, но не реже 1 раза в 2 - 3 дня моются горячей водой с мылом, кукольная одежда стирается и проглаживается горячим утюгом. Мягкие игрушки дезинфицируются. Для этой цели применяются бактерицидные лампы, устанавливаемые на расстоянии 25 см от игрушек. Облучение всех поверхностей игрушек производится в течение 30 минут.
64. Детские столы для приема пищи и клеенки или пластмассовые скатерти на них должны мыться ежедневно горячей водой с мылом.
65. Смена скатертей и постельного белья, а также халатов персонала, полотенец производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
Белье и пеленки после употребления должны складываться в бак, ведро с крышкой или клеенчатый мешок, которые должны находиться в туалетной комнате, и в конце дня относиться в прачечную. Бросать белье на пол не разрешается.
Все выстиранное белье должно быть проглажено. Чистое белье хранится в шкафах.
Примечание. При подозрении или наличии случаев инфекционных заболеваний белье перед стиркой следует замачивать в 1% растворе хлорамина в течение 2 часов, после чего ополаскивать, а затем стирать обычным способом с обязательным кипячением.
66. Постельные принадлежности - матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки - не реже двух раз в месяц должны выноситься на воздух для проветривания и сушки. Детские подкладочные клеенки, а также клеенка или линолеум, покрывающий манеж, следует мыть по мере загрязнения горячей водой с мылом и содой.
Ковры должны ежедневно очищаться пылесосом или выколачиваться на участке и протираться специальной влажной щеткой. Полы под коврами должны ежедневно протираться.
67. Полы в туалетных ежедневно утром до прихода детей следует мыть горячей водой с применением моющих средств, а затем протирать несколько раз в день.
Унитазы должны ежедневно мыться горячей водой с применением моющих средств. Два раза в месяц для удаления мочекислых солей унитазы следует мыть щеткой, смоченной 2% раствором соляной кислоты, с немедленной обильной промывкой их водой.
Горшки немедленно после употребления необходимо опорожнять и промывать горячей водой со щеткой, смоченной в 0,2 - 0,5% осветленном растворе хлорной извести, или 3 - 5% растворе лизола, или 3% мыльно-феноловом растворе. После этого горшки следует тщательно промывать водой внутри и снаружи.
Щетки для очистки детских горшков следует держать погруженными в 2% раствор хлорной извести, 3 - 5% раствор фенола или лизола.
68. Пол вестибюля и раздевальной необходимо ежедневно убирать влажным способом, а затем протирать тряпкой, смоченной в осветленном растворе хлорной извести. Этим же раствором следует протирать за полчаса до прихода детей все детские шкафчики и вешалки.
69. У входа в здание следует иметь скребки, решетки, коврики, щетки, а в помещении возле входной двери в момент массового прихода детей должен лежать влажный коврик. Коврик и решетка каждый раз после утреннего прихода детей или прихода их с прогулки должны чиститься и мыться.
Венички, щетки и другие приспособления для очистки верхней одежды и обуви следует чистить и мыть в теплой воде с содой и мылом не реже одного раза в декаду.
70. Дезрастворы должны храниться в темной посуде в местах, недоступных для детей. Приготовление их должно производиться в соответствии с инструкциями, утвержденными Министерством здравоохранения СССР.
Изготовление основных (исходных) дезинфицирующих растворов входит в обязанности медицинской сестры. Врач детского учреждения должен периодически контролировать правильное разведение и применение дезинфицирующих растворов. Технический персонал к изготовлению дезинфицирующих растворов не допускается.
В случае возникновения инфекционных заболеваний должна производиться дезинфекция всех помещений и оборудования по указанию органов санитарного надзора.
71. Предметы уборки помещений (тряпки, ведра, щетки) должны быть закреплены за каждой группой, промаркированы и храниться в туалетной комнате каждой группы в специальном шкафу (хозшкаф). Тряпки, щетки и другие предметы, употребляемые при уборке, после использования следует прополаскивать в 0,2% осветленном растворе хлорной извести.
72. В целях недопущения залета мух в помещение детского учреждения окна основных помещений пищеблока, постирочной и туалетной должны быть засетчены металлической или марлевой сеткой.
б) Уход за участком и его оборудованием
73. Уборка участка должна производиться ежедневно и по мере загрязнения территории. Утреннюю уборку следует производить за 1 - 2 часа до прихода детей, в теплое время года при закрытых окнах после предварительной ее поливки. Мусор и смет должны немедленно убираться в мусороприемник. В зимнее время года дорожки и детские площадки должны регулярно очищаться от снега и посыпаться песком.
74. В летнее время необходимо производить поливку участка не менее 2 - 8 раз в день: перед приходом детей, перед выходом детей на прогулку и во время дневного сна детей - с таким расчетом, чтобы к моменту выхода детей на прогулку вода впиталась в землю. Одновременно производится поливка и обмывка от пыли зеленых насаждений.
75. Находящиеся на участке столы, скамьи, строительный игровой материал и оборудование для физических упражнений должны ежедневно протираться влажным способом. Во избежание травм детей (ушибы, занозы, царапины и т.п.) оборудование на детских площадках должно быть в исправном состоянии. Смена песка в песочном ящике должна производиться не реже 1 раза в месяц. На ночь песочные ящики должны закрываться крышками. Перед играми детей песок следует слегка увлажнять.
76. Мусороприемники должны регулярно, не реже 1 раза в 3 дня, а летом ежедневно, очищаться от содержимого, подвергаться мойке и обезвреживанию путем обмыва 2% раствором хлорной извести.
VII. Воздушный режим детских дошкольных учреждений
77. Во все сезоны года, в любую погоду, во время сна и бодрствования дети в детском дошкольном учреждении должны быть обеспечены чистым и свежим воздухом. Для этого необходимо проводить широкую аэрацию всех детских помещений, ежедневные прогулки детей и сон на открытом воздухе. Это является залогом правильного физического воспитания и закаливания детей и одним из наиболее эффективных средств профилактики аэрогенных инфекций.
78. Наиболее интенсивное проветривание детских помещений следует проводить в часы наибольшего загрязнения воздуха, т.е. после длительного пребывания детей в помещении:
а) после занятий;
б) после обеда;
в) перед сном;
г) после дневного и ночного сна в помещениях;
д) к концу пребывания детей в учреждении.
79. При отсутствии детей в групповых помещениях (во время сна на верандах или прогулок) должно проводиться сквозное или угловое проветривание этих помещений через окна и двери; запрещается проветривание их через туалетные комнаты. Одновременно должна проводиться влажная уборка помещений. Проветривание должно заканчиваться за 30 минут до прихода детей в помещения. К этому времени воздух в нем должен быть полностью обновлен и иметь нормальную для данных помещений температуру.
В переходное время года сквозное проветривание продолжается не менее 10 - 15 минут. При температуре наружного воздуха ниже -20°, во избежание переохлаждения помещений, сквозное проветривание проводится в течение 2 - 3 минут.
80. Длительность проветривания помещений через фрамуги и форточки в присутствии детей определяется в зависимости от температуры наружного воздуха и системы отопления (в отопительный сезон). В теплое время года должна проводиться широкая аэрация помещений в присутствии детей. В холодное время года кратковременное проветривание детских помещений следует производить как можно чаще, но не реже 3 - 5 раз в день.
81. В спальных круглосуточных групп проветривание должно производиться в течение целого дня в отсутствие детей; в холодное время года форточки и фрамуги следует закрывать за 30 минут до отхода детей ко сну, а в теплое время сон должен проводиться при широко открытых окнах.
82. Жалюзийные решетки вытяжных отверстий вентиляционных систем должны систематически очищаться от пыли, особенно после побелки стен. Жалюзийные решетки должны быть открыты и прикрываться только при чрезмерно большой разности температур атмосферного воздуха и воздуха помещений. Не реже 2 раз в год должна производиться очистка шахт вытяжной вентиляции.
83. Дневной сон детей в детском дошкольном учреждении должен протекать в условиях широкой аэрации - на веранде с открытыми окнами или на участке под навесом.
В ветреную холодную погоду (при температуре наружного воздуха ниже -10 - 15°) окна веранд должны открываться только с подветренной стороны; в тихую, безветренную погоду и в жаркие дни при температуре наружного воздуха +20 - 25° следует открывать все окна. Для защиты детей от перегревания веранды и навесы должны быть оборудованы солнцезащитными шторами или жалюзями.
84. Одежда для сна детей на веранде должна учитывать температуру наружного воздуха и индивидуальные особенности ребенка. Во время сна она не должна стеснять ребенка, вследствие чего недопустимо разрешать детям спать в лифчиках, штанишках и т.д.
В холодное время года следует укладывать детей на верандах в спальных ватных мешках. Спальный мешок должен быть сшит таким образом, чтобы вата была простегана на марле и вкладывалась в снимающийся чехол.
В весенне-осенний сезон детей, спящих на веранде, необходимо одевать так, чтобы можно было облегчить одежду во время сна, не мешая ему (снять одеяло, частично раскрыть мешок). Более целесообразно для этого периода иметь для сна другой вид одежды: комбинезоны, пижамы, рубашки, с длинными рукавами, сшитыми из фланели. Поверх должно быть одеяло (ватное, шерстяное, байковое, в зависимости от температуры воздуха на веранде).
Персонал должен наблюдать за детьми в течение всего сна. В момент одевания и раздевания детей необходимо следить за тем, чтобы они не охлаждались.
85. Существенным и необходимым элементом системы воздушного режима являются прогулки детей на открытом воздухе. Они должны проводиться регулярно, не менее 2 раз в день по 1,5 - 2 часа, в любую погоду во все сезоны года. В ненастную погоду для пребывания на воздухе используются навесы и веранды.
Одежда ребенка для прогулок должна соответствовать не только времени года, но и условиям погоды, а также возрасту и росту ребенка, не стеснять и не затруднять его движений во время прогулок.
VIII. Устройство и оборудование пищеблока и требования
к хранению продуктов и приготовлению пищи <1>
--------------------------------
<1> Раздел "Устройство и оборудование пищеблока и требования к хранению продуктов и приготовлению пищи" составлен на основании "Санитарных правил для предприятий общественного питания", утвержденных Главным Госсанинспектором СССР и Министерством торговли РСФСР 17 июня 1961 г. N 372-61.
86. При планировке пищеблока необходимо обеспечить поточность в проведении технологического процесса по обработке продуктов питания. Для этого он должен иметь необходимый набор помещений и планировку, удовлетворяющую санитарно-гигиеническим требованиям.
87. В состав пищеблока должны входить кухня с заготовочной и моечной и кладовая - овощная и сухих продуктов с холодильной установкой (фреоновой).
88. Все помещения пищеблока, кроме кладовой для овощей, должны располагаться на первом или цокольном этажах с максимальным заглублением не более 0,7 м.
89. Моечная и заготовочная проектируются на площади кухни и должны отделяться от нее барьерами высотой 1,2 м или оборудованием с экранами. Кладовые должны быть изолированными. Устройство прохода в кладовую через кухню запрещается.
90. Стены производственных помещений пищеблока должны быть оштукатурены; панели стен облицованы керамической плиткой или окрашены светлой масляной краской на высоту 1,8 м. Стены выше панелей, а в складских помещениях на всю высоту должны быть окрашены водяными или синтетическими красками, потолки побелены.
91. Полы должны быть гладкими, водонепроницаемыми из влагостойких синтетических материалов, плиточные или бетонные, легко мыться и быть устойчивыми к горячей воде и слабым растворам щелочей. В моечной, заготовочной и овощной полы должны иметь трапы с уклоном для стока воды в канализацию.
В дошкольных учреждениях сельской местности допускается устройство дощатых полов, окрашенных водостойкими красителями.
92. Для приготовления пищи могут быть использованы электрические, газовые и огневые плиты. Размеры их и количество конфорок зависит от вместимости детских учреждений. Плиты должны удобно располагаться в отношении светопроемов и доступа к ним.
При работе кухонной плиты на твердом топливе топочное отверстие должно выходить в специальное помещение.
В кухнях пищеблоков детских учреждений для приготовления пищи должны применяться плиты ресторанного типа, варочные котлы и другое газовое оборудование с отводом продуктов сгорания в каналы.
Примечание. Под спальными и групповыми комнатами детских учреждений допускается установка только одного газового кипятильника.
93. Для хранения скоропортящихся продуктов в объединенных детских дошкольных учреждениях должны быть холодильные установки.
В кухне для хранения суточного запаса скоропортящихся продуктов и молочных смесей устанавливается электрохолодильник. Остальной запас скоропортящихся продуктов следует хранить в стационарном холодильнике либо леднике на участке. Овощи хранятся в специальном овощехранилище или овощной кладовой.
Сухие продукты должны храниться в кладовой, оборудованной полками, стеллажами или шкафами. Кладовая должна быть сухой, хорошо проветриваться. Нижняя поверхность шкафов, ларей, полок и т.п. должна отстоять от пола не менее чем на 15 см.
94. Для обработки пищевых продуктов и приготовления кулинарных изделий производственные столы в кухне и заготовочной должны быть цельнометаллические из нержавеющей стали или дюралюминия. Крышки столов должны быть гладкими, без швов и иметь закругленные углы.
Допускаются столы, обитые алюминием, дюралюминием или оцинкованным железом, плотно прилегающим к основе стола с тщательной пропайкой швов. Столы, покрытые оцинкованным железом, допускаются только для обработки сырого мяса и рыбы. Для разделки теста и овощей допускаются столы с деревянными крышками из плотно сколоченных широких и толстых досок твердых пород деревьев, с гладко выструганной поверхностью.
95. Разделка мяса, рыбы, овощей и других продуктов должна производиться на специальных разделочных досках из твердых пород деревьев (ясень, береза, клен, дуб), гладко выструганных, без щелей. Обработка сырых и вареных продуктов должна производиться на различных разделочных досках. Для этого доски должны быть маркированы. Буквы на боковой поверхности доски указывают на ее назначение: "МС" - мясо сырое, "МВ" - мясо вареное, "РС" - рыба сырая, "РВ" - рыба вареная, "ОС" - овощи сырые, "ОВ" - овощи вареные. Могут быть дополнительно доски для хлеба - "Х", масла - "М", сельдей - "С". Доски устанавливаются на специальных полках на ребре или хранятся в хлопчатобумажных или полиэтиленовых мешках хранить доски навалом воспрещается.
96. Сбор отходов и отбросов производится в металлические ведра или баки с крышками (педалью). Опорожнение их производится ежедневно, по мере заполнения не более чем на 2/3 объема. По окончании работы ведра и баки независимо от заполнения должны очищаться, промываться 2% раствором кальцинированной соды, а затем прополаскиваться горячей водой и просушиваться.
97. Кухонная посуда может быть алюминиевая, из нержавеющей стали, а также железная нелуженая (противни, ведра и др.), чугунная (сковородки). Баки и ведра для хранения питьевой воды и посуда для переноски и хранения сыпучих продуктов (крупа, мука) допускаются из оцинкованного железа.
Вся кухонная посуда должна храниться на специальных полках или стеллажах, мелкий инвентарь - в шкафах.
98. Для мытья кухонной посуды в моечной или кухне должны быть установлены большие (80 x 80 x 50) двухгнездные металлические ванны из нержавеющей стали, алюминия, дюралюминия и др. с подводкой к ним горячей и холодной воды. В месте присоединения ванны к канализации предусматривается воздушный разрыв.
В кухне устанавливаются электрическая картофелечистка, электрокипятильник, умывальник для мытья рук персонала.
99. Все помещения пищеблока должны содержаться в чистоте, ежедневно производится влажная уборка их: мытье полов, протирание стен, окон, мебели и пр.
Генеральная уборка помещений, тщательное мытье оборудования и производственного инвентаря должны производиться не реже одного раза в неделю с применением моющих средств и 1% осветленного раствора хлорной извести (100 г хлорной извести на 1 ведро воды).
100. Разделочные столы и доски должны промываться горячей водой (температура 50°) с содой или щелоком и обдаваться кипятком, а затем просушиваться.
101. Кухонная посуда должна подвергаться мойке в горячей воде, имеющей температуру 45 - 48°, с помощью щеток и применением допущенных моечных средств, например: жидкости "Прогресс", 0,5 - 2% кальцинированной соды, 1% тринитрофосфата и др., ополаскиваться кипятком и просушиваться на решетчатых полках над мойками или плитой. Металлический инвентарь следует после мытья прокаливать в духовом шкафу. Салфетки, марлю, сита, через которые процеживают бульон и отжимают сок из ягод и фруктов или процеживают овощные отвары, каждый раз после употребления тщательно промывать в горячей воде, а перед употреблением кипятить. Мелкие деревянные предметы (лопатки, половники и др.) после мытья должны ошпариваться кипятком.
Мясорубки по окончании работы следует разбирать, промывать, обдавать кипятком и тщательно просушивать.
102. Щетки, ерши, мочалки и др. для мытья посуды следует ежедневно после мытья посуды промывать, кипятить в 2% содовом (пищевая сода) растворе в течение 10 минут, просушивать и хранить в закрытой посуде.
103. С наступлением весны все окна и форточки должны быть затянуты металлической сеткой или марлей. В помещениях кухни и кладовой должны широко применяться средства истребления мух: препараты хлорофоса, пиретрум, липкая бумага, мухоловки и т.д. Следует также использовать хлопушки.
Для борьбы с грызунами необходимо обеспечить правильное хранение продуктов и пищевых отходов и применять механические средства истребления, применение химико-бактериологических препаратов категорически запрещается.
Дезинсекция помещений должна производиться в соответствии с инструктивными и методическими указаниями, утвержденными Министерством здравоохранения СССР, по договоренности с местными органами санитарного надзора.
104. Все пищевые продукты, поступающие в кладовые или на производство (на кухню), должны быть тщательно осмотрены завхозом и поваром. Качество пищевых продуктов должно соответствовать требованиям действующих государственных стандартов или временных технических условий.
В случае обнаружения продуктов сомнительного качества следует задержать их и немедленно сообщить об этом заведующему и медицинскому работнику детского учреждения.
Запрещается принимать мясо без сопровождающего документа о ветеринарном осмотре и неклейменое, водоплавающую птицу в непотрошеном виде, утиные и гусиные яйца, а также куриные яйца из инкубатора (миражные).
105. Все скоропортящиеся пищевые продукты (мясо, рыба, полуфабрикаты из них, вареные колбасы, молоко и молочные продукты, кремовые изделия и др.) должны, храниться на холоде. Сырые продукты и готовые изделия необходимо хранить раздельно:
а) масло сливочное должно храниться в таре или брусками, завернутыми в пергамент и уложенными на чистые полки при температуре +6°; нельзя укладывать масло рядом с сыром и другими остро пахнущими продуктами. Сливочное масло может храниться в холодильнике до 10 суток, в леднике - до 5 суток;
б) молочные продукты должны храниться при температуре 0 - +8 °C, молочнокислые продукты - сметана, творог - хранятся в бочках с крышками из фанеры. Под крышкой должна быть прокладка из чистого полотна, пергамента или целлофана. Допускается хранение молочнокислых продуктов в фаянсовых бочонках емкостью до 20 кг или в алюминиевых и луженных оловом бидонах. Запрещается оставлять ложки в таре с творогом и сметаной.
Молоко фляжное, бутылочное хранится в той же таре, в которой оно поступило. Срок его реализации при наличии холода - не более 20 часов.
Молоко фляжное непастеризованное подлежит обязательному кипячению перед употреблением;
в) мясо при хранении в холодильных камерах должно подвешиваться на луженых крючьях, а в ледниках укладываться на специальные решетки. Срок хранения мяса в холодильниках - 6 суток при температуре 0°, а в ледниках - до 2 суток. Сосиски, сардельки мясные могут сохраняться не более 72 часов при условии хранения на холоде в подвешенном состоянии. Рыба охлажденная хранится в холодильниках до 2 суток, в ледниках или ваннах со льдом - до 1 суток;
г) полуфабрикаты: сырые мясные и рыбные котлеты, вареное мясо или рыба - могут сохраняться до 12 часов, мясной фарш - до 6 часов при температуре +6°;
д) заправленные мясные и рыбные салаты и винегреты можно хранить на холоде не более 2 часов.
В овощных кладовых должен быть запас овощей на 20 дней, а сыпучих продуктов - в специальной кладовой на один месяц.
106. В процессе приготовления пищи необходимо соблюдать следующие требования:
а) обработку сырых и вареных продуктов производить на разных столах и на разных разделочных досках;
б) для измельчения продуктов иметь не менее двух мясорубок: одна - для сырых мяса и рыбы, другая для вареных мяса, рыбы и овощей;
в) полуфабрикаты по мере их изготовления следует немедленно подвергать термической обработке (варить, тушить, жарить);
г) при изготовлении вторых блюд из вареного мяса (гуляш, блинчики с мясом и т.п.) или при отпуске его с первым блюдом измельченное или порционированное мясо обязательно подвергать вторичной тщательной термической обработке (кипячение в бульоне, соусе, обжарка не менее 15 минут);
д) при изготовлении запеканок, паштетов, омлетов пропекать их в горячем духовом шкафу (температура в толще продукта должна быть не менее 90°);
е) до момента отпуска первые и вторые блюда держать на горячей плите не более 2 - 3 часов;
ж) не допускать смешивания пищи с остатками от предыдущего дня, а также с пищей, изготовленной в более ранние сроки того же дня;
з) запрещается употребление в пищу прокисшего молока - "самоквас". Такое молоко разрешается использовать только для приготовления блюд, подвергающихся термической обработке (блины, оладьи и др.);
и) простоквашу разрешается готовить только из кипяченого молока с применением молочнокислых бактерий и с соблюдением установленных санитарных требований;
к) при получении творога следует проверять указание в сертификате или накладной об изготовлении его из пастеризованного молока. Творог, приготовленный из пастеризованного молока, может быть употреблен в пищу в натуральном виде. Творог, приготовленный из непастеризованного молока, может быть использован только как сырье для изготовления сырников, пудингов, вареников, ватрушек и т.п., подвергающихся тепловой обработке при высоких температурах.
107. При кулинарной обработке продуктов следует соблюдать правила сохранения витаминов, содержащихся в них.
Витаминизацию детского питания аскорбиновой кислотой следует проводить согласно "Инструкции по проведению C-витаминизации питания в больницах (для детей и взрослых), яслях, домах ребенка, детских санаториях и родильных домах", утвержденной Министерством здравоохранения СССР 2 февраля 1961 г. N 351-61.
108. Транспортировку пищевых продуктов необходимо производить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих продукты от загрязнения.
Транспортные средства для перевозки пищевых продуктов должны содержаться в чистоте: они не могут быть использованы для перевозки других товаров.
Тара, в которой привозят продукты с базы (клеенчатые и другие мешки, металлические и деревянные ящики, кадки, бидоны, фляги и др.), после каждого употребления должна очищаться, промываться горячей водой с содой (1% раствор), ошпариваться кипятком, высушиваться и храниться в местах, недоступных загрязнению.
IX. Правила содержания и хранения групповой посуды
Столовая и чайная посуда должна быть в каждой группе и храниться в шкафах, в нише мойки или непосредственно в самой групповой или игральной-столовой.
109. Групповая посуда моется в мойках групповых помещений. После механического удаления остатков пищи щетками посуду моют мочалкой последовательно в двух горячих водах при температуре 45 - 50°, к одной из которых добавляют горчицу, так как она способствует лучшей очистке посуды от жира, или 2% кальцинированную соду. После мытья посуду обливают кипятком.
Просушивание посуды производится на специальных решетках-полках. Вытирать посуду полотенцем категорически запрещается. Посуду из изолятора от заболевшего ребенка моют отдельно и дезинфицируют погружением в раствор хлорамина или хлорной извести на 30 минут с последующим кипячением в чистой воде.
Чайные и столовые ложки, вилки и ножи после чистки наждаком и мытья опускаются в специальной сетке в кипящую воду на 1 - 2 минуты и просушиваются на воздухе.
Стеклянная посуда (стаканы, блюдца) моется отдельно от столовой в двух горячих водах.
Не допускается к употреблению столовая и чайная посуда с отбитыми краями.
110. Посуду для грудных детей - бутылочки для молока и молочных смесей - после предварительной очистки ершами необходимо обязательно прокипятить в течение 5 минут (от момента закипания воды). При этом вода должна полностью покрывать бутылочки, а посуда, в которой производится кипячение, должна быть закрыта крышкой. Прокипяченные бутылочки высушивают в духовых шкафах или воздушным способом.
Соски после употребления должны также подвергаться кипячению в течение 5 минут и храниться в закрытой стеклянной банке.
Посуда для хранения сосок один раз в день после мытья в горячей воде должна кипятиться и высушиваться так же, как бутылочки.
X. Правила приема и личная гигиена детей
111. Ежедневно во время утреннего приема медицинская сестра или воспитатель производит осмотр детей и выявляет состояние их здоровья.
Детей, подозрительных на заболевание, изолируют и показывают врачу.
После осмотра врачом, в зависимости от состояния здоровья, ребенок оставляется в изоляторе (при его наличии) или направляется домой под наблюдение участкового врача или в больницу, если имеется подозрение на инфекционное заболевание.
После отправления ребенка с подозрением на инфекционное заболевание в детском дошкольном учреждении по указанию врача проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение дальнейшего распространения инфекции в группе или вне группы и зависящие от характера инфекции и способа ее передачи (дезинфекция, карантин, прививки и пр.).
112. Утренний туалет ребенка должен проводиться дома, родители обязаны приводить ребенка в детское учреждение чистым и опрятно одетым. Одежда, обувь и головной убор ребенка должны быть подобраны по росту и соответствовать сезону.
Перед каждым приемом пищи в детском учреждении дети должны мыть руки с мылом, а в случае необходимости и умываться. Необходимо следить за мытьем рук детей после пользования туалетом. Губки, мочалки, употребляемые для мытья детей, должны храниться в туалетных в специальной посуде с дезраствором.
113. Все работники детского дошкольного учреждения, в особенности воспитательницы и няни, должны систематически прививать детям гигиенические навыки, приучать детей соблюдать установленный для данной возрастной группы режим дня. Режим дня для каждой возрастной группы разрабатывается и утверждается министерствами просвещения союзных республик и является залогом разумного, физиологически и гигиенически обоснованного воспитания ребенка.
114. Одним из основных средств правильного гигиенического воспитания детей в детском дошкольном учреждении является закаливание и физическое воспитание. Для этого следует использовать все природные закаливающие факторы: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, а в летнее время обливание и душ), а также широкую аэрацию всех помещений детских групп, облегчение одежды и т.д.
При проведении закаливания воспитатель обязан:
а) соблюдать постепенность в применении закаливающих средств;
б) использовать закаливающие факторы систематически, без перерывов;
в) учитывать состояние здоровья и индивидуальную чувствительность детей;
г) все мероприятия по закаливанию детей проводить под руководством врача.
Физическое воспитание детей должно начинаться с первых дней пребывания их в детском дошкольном учреждении и включать в себя в первую очередь систематическое проведение игр, направленных на развитие движений.
XI. Личная гигиена персонала
115. Все сотрудники детского учреждения - воспитатели, педагоги, няни и персонал пищеблока должны приходить на работу в опрятной одежде и обуви. Перед началом работы принять душ, а при его отсутствии тщательно вымыть руки, надеть чистый выглаженный халат (или другой специальный костюм, например платье и передник), причесаться, аккуратно подобрать волосы под колпак или косынку, тщательно следить за чистотой рук, лица, одежды, коротко стричь ногти, не закалывать халаты булавками, иголками и пр.
Перед входом в уборную следует обязательно снять халат. После пользования уборной персонал должен обязательно вымыть руки с мылом, ополоснув их затем 0,2% осветленным раствором хлорной извести; пользование детской уборной персоналу запрещается.
Перед выходом из детского учреждения халат должен сниматься и убираться в шкаф.
116. Работники детских дошкольных учреждений в соответствии с требованиями "Инструкции по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях; на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др.", утвержденной Государственной санитарной инспекцией СССР 6 февраля 1961 г. и согласованной с ВЦСПС, обязаны по направлению администрации пройти медицинский осмотр, исследование на носительство возбудителей острых кишечных заболеваний, глистоносительство, туберкулез и др.
Вновь поступившие лица без документа о результатах медосмотра и специальных исследований к работе не допускаются.
В дальнейшем все работники детских дошкольных учреждений должны подвергаться медосмотрам, а также исследованиям на бактерионосительство и глистоносительство, профилактическим прививкам и другим исследованиям в сроки, установленные указанной инструкцией.
117. Личные медицинские книжки работников детских дошкольных учреждений по прохождению обследований должны храниться у заведующей детским дошкольным учреждением.
118. Лица, поступающие на работу в пищеблок, обязаны дополнительно пройти курс санитарного минимума, сдать экзамен и строго соблюдать в работе правила личной гигиены и санитарные требования к технологии изготовления пищи.
Повторный курс санитарного минимума работники пищеблока обязаны проходить 1 раз в 2 года.
119. Ответственность за выполнение правил личной гигиены, за содержание рабочего места, за выполнение технологических и санитарных требований несет каждый работник пищеблока; за организацию необходимых для этого мероприятий ответственность возлагается на заведующего детским дошкольным учреждением.
120. Персонал детского дошкольного учреждения должен вести работу с родителями по повышению знаний в области гигиены кормящей матери и правильному уходу за ребенком.
121. Врач детского дошкольного учреждения вместе с заведующей обязан руководствоваться данными санитарными правилами. Для правильной организации и успешного проведения санитарного режима необходимо:
а) вести повседневно профилактическую и воспитательную работу с персоналом;
б) требовать соблюдения санитарно-гигиенических правил в детских учреждениях.
Ответственность за содержание помещений детского дошкольного учреждения и соблюдение санитарного режима в них возлагается на заведующего детским дошкольным учреждением.
122. Настоящие правила обязательны для вновь строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений и распространяются на существующие ясли-сады, самостоятельные детские ясли и детские сады и дома ребенка в части их содержания и режима.
123. С изданием настоящих Правил отменяются:
1) "Санитарные правила для детских садов", утвержденные Главным Госсанинспектором СССР 21 апреля 1955 г. N 183-55;
2) "Санитарные правила содержания детских принадлежностей в домах ребенка, детских яслях и детских садах", утвержденные Главным Госсанинспектором СССР 21 марта 1953 г. N 131-53.