Главная // Актуальные документы // Правила
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.06.2020 N 857.
Название документа
"Правила розничной торговли картофелем и плодоовощной продукцией"
(утв. Приказом Минторга СССР от 21.01.1985 N 24)


"Правила розничной торговли картофелем и плодоовощной продукцией"
(утв. Приказом Минторга СССР от 21.01.1985 N 24)


Содержание


Утверждены
Приказом
Министерства торговли СССР
от 21 января 1985 г. N 24
Согласованы
с Центросоюзом
ПРАВИЛА
РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ КАРТОФЕЛЕМ И ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила распространяются на магазины и мелкорозничную сеть государственной и кооперативной торговли, осуществляющие продажу картофеля и плодоовощной продукции.
1.2. Продажа картофеля и плодоовощной продукции в государственной и кооперативной розничной торговой сети производится в специализированных магазинах "Овощи-фрукты", а также в универсамах, продовольственных магазинах с универсальным ассортиментом товаров, магазинах по продаже диетических продуктов, магазинах "Сельхозпродукты", "Товары повседневного спроса" и других в соответствии с Номенклатурой типов магазинов, утвержденной совместным приказом Минторга СССР и Госгражданстроя - для государственной торговли и постановлением Правления Центросоюза - для кооперативной торговли.
Картофель и плодоовощная продукция могут продаваться в мелкорозничной торговой сети в местах, разрешенных соответственно органами управления государственной и кооперативной торговлей по согласованию с исполкомами местных Советов народных депутатов и санэпидемстанциями, а также с доставкой на дом и в предприятия по месту работы покупателей.
1.3. Магазины и другие розничные предприятия, указанные в п. 1.2 настоящих Правил, в соответствии с утвержденными посезонными перечнями продают следующие товары: картофель, овощи, фрукты, виноград, ягоды, цитрусовые и субтропические плоды, бахчевые культуры, орехи, мед, лавровый лист, соусы, грибы, дикорастущие плоды и ягоды в свежем, сушеном, быстрозамороженном, переработанном и консервированном виде <1>.
--------------------------------
<1> В дальнейшем - "плодоовощная продукция".
1.4. В зависимости от условий работы магазины по торговле картофелем и плодоовощной продукцией могут продавать достаточные продовольственные товары в фасованном виде: масло растительное, соль, уксус и другие;
сопутствующие непродовольственные товары - картофелечистки, соковыжималки, закаточные машинки, консервовскрыватели и другие подобные изделия, определенные ассортиментными перечнями, утвержденными в установленном порядке.
При продаже указанных в настоящем пункте продовольственных и непродовольственных товаров продавцы обязаны руководствоваться правилами розничной торговли соответствующей группы изделий.
1.5. Работники магазинов, осуществляющие торговлю плодоовощной продукцией, должны в своей работе руководствоваться Положением о поставках товаров народного потребления, Особыми условиями поставки картофеля и плодоовощной продукции, инструкциями Госарбитража СССР о порядке приемки товаров народного потребления по количеству и качеству, действующими Государственными (республиканскими и отраслевыми) стандартами и Техническими условиями, настоящими Правилами, Правилами работы магазина, Правилами работы мелкорозничной торговой сети по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, продукции предприятий общественного питания, Санитарными правилами для продовольственных магазинов, другой нормативно-технической документацией и ведомственными указаниями.
1.6. Администрация магазина обязана организовать изучение настоящих Правил всеми работниками, занятыми приемкой, хранением и продажей плодоовощной продукции, регулярно проверять знание и соблюдение их.
2. Приемка и хранение
2.1. Магазины получают плодоовощную продукцию от плодоовощных контор, комбинатов, складов, баз, хранилищ для картофеля, овощей, фруктов, холодильников, производственно-торговых и оптово-розничных объединений, непосредственно из колхозов, совхозов и других предприятий и организаций, осуществляющих завоз и хранение картофеля и другой отечественной и импортной плодоовощной продукции <1>.
--------------------------------
<1> В дальнейшем - поставщики.
2.2. Предприятия розничной торговли обязаны заблаговременно, но не позднее чем накануне дня завоза, давать поставщикам заявки на необходимое количество плодоовощной продукции в развернутом ассортименте, о чем записывать в журнале заказов.
2.3. Доставляемая в магазины плодоовощная продукция должна отсортировываться от брака и нестандартной продукции поставщиком, а доставляемая в магазины самообслуживания, кроме того - расфасовываться.
Вся плодоовощная продукция должна соответствовать по качеству и упаковке ГОСТам и ТУ.
Исключение по рассортировке допускается для некоторых помологических сортов яблок (Белый налив, Астраханское белое и Розмарин), груш, ягод, косточковых плодов и винограда, на качество которых переработка влияет отрицательно. Указанная продукция может поставляться в магазины в нерассортированном виде при условии, если количество загнившей и другой непригодной для использования продукции (брак и отходы) не превышает для яблок - 5 процентов, груш, персиков, абрикосов, слив - 10 процентов, ягод, вишни, черешни, винограда - предельных количеств, установленных ГОСТами для товарных сортов.
2.4. Доставка свежей плодоовощной продукции в розничную торговую сеть производится централизованно специализированным автотранспортом в таре-оборудовании, а при ее отсутствии - в другой таре, обеспечивающей сохранность качества продукции.
Не допускается перевозка плодоовощной продукции в неисправных, загрязненных и обладающих специфическими запахами таре и транспортных средствах.
2.5. При перевозке открытыми видами транспорта плодоовощная продукция должна укрываться брезентом или другими защитными материалами.
2.6. Свежая плодоовощная продукция хранится в затаренном виде в специально отведенных и оборудованных, хорошо вентилируемых помещениях без естественного освещения.
Соблюдается товарное соседство: картофель, овощи, фрукты и ягоды, требующие различных температурно-влажностных режимов, размещаются отдельно.
Ящики, лотки, корзины, мешкотара с плодоовощной продукцией устанавливаются в кладовых на подтоварники штабелями высотой полтора - два метра.
2.7. Зеленные культуры, ранняя капуста салатных сортов и ягоды размещаются на кратковременное хранение только в холодильных емкостях; открытые решета и корзины со свежими ягодами прикрываются сверху легкой редкой тканью.
2.8. Фумигированные яблоки, груши и цитрусовые плоды в магазине хранятся не более 24 часов.
2.9. Квашеная капуста, соленые и маринованные огурцы и помидоры хранятся в бочках и бидонах - на полу, в стеклотаре - на стеллажах или в ящиках, уложенных на подтоварники; в полиэтиленовых пакетах - в ящиках при температуре: капуста - от 0 до -2 °C, огурцы и помидоры - от -1 до +4 °C, а при отсутствии охлаждаемых помещений - в кладовых при температуре не выше +12 °C не более 48 часов с применением принудительной вентиляции в ночное время.
2.10. Сушеные плоды, овощи и грибы хранятся в сухом прохладном помещении при температуре от 0 до +10 °C и относительной влажности воздуха не выше 75 процентов в ящиках, в полиэтиленовых и крафт-мешках, уложенных на подтоварники в штабели.
2.11. Консервы стерилизованные в герметической металлической и стеклянной таре хранятся в чистых, сухих, хорошо вентилируемых помещениях в деревянных ящиках на деревянных стеллажах или поддонах при температуре от 0 до +20 °C и относительной влажности воздуха не более 75 процентов.
2.12. Быстрозамороженные плоды и овощи хранятся в низкотемпературных камерах и прилавках при температуре не выше -18...-20 °C.
2.13. В кладовых, где хранится плодоовощная продукция, должны быть термометры и психрометры.
Температура и влажность воздуха регистрируются на складах и в кладовых один раз в день с занесением показаний приборов в журнал.
3. Подготовка к продаже
3.1. Для переборки и фасовки плодоовощной продукции выделяется специальное помещение.
Переборка ягод, вишни, черешни и винограда производится непосредственно при отпуске покупателям.
При обнаружении партии недоброкачественной продукции продавец обязан немедленно сообщить об этом администрации магазина для изъятия этой партии из продажи.
3.2. Плодоовощная продукция из подсобного помещения магазина подается в торговый зал в таре-оборудовании или выкладывается на полках, горках и прилавках, выставляется в лотках, корзинах, кассетах, ящиках, коробках, тележках, другом оборудовании и инвентаре.
3.3. Плодоовощная продукция, подготовка которой к продаже методом самообслуживания производится в магазинах, фасуется в хлопчатобумажные и полиэтиленовые сетки, пленки и другие упаковочные материалы, вяжется в пучки и маркируется.
3.4. На прилавках, горках и витринах выставляются образцы имеющейся в продаже плодоовощной продукции, которые должны иметь соответствующие указатели цен (ценники) с обозначением наименования товара, сорта и цены за 1 килограмм или одну единицу отвеса (пакет, сетка, пучок и т.д.).
3.5. Рабочие места продавцов до начала торговли обеспечиваются плодоовощной продукцией в достаточном количестве и ассортименте. В процессе реализации запасы продукции в торговом зале должны систематически пополняться.
4. Продажа
4.1. Плодоовощная продукция отпускается в магазине фасованной в упаковке - бумажных или целлофановых пакетах или взвешивается в тару покупателя.
4.2. При торговле свежими картофелем, овощами, фруктами, поступившими в фасованном виде, каждая единица отвеса (пакет, сетка) должна соответствовать указанному на ней или ценнике весу, с учетом допускаемых отклонений от номинальных весовых значений, установленных нормативно-технической документацией.
Фактический вес фасованной плодоовощной продукции, на которую нормативными документами не распространяются отклонения от номинальных весовых значений, должен соответствовать номинальному.
4.3. Допускается взвешивание весовой плодоовощной продукции в съемных пластмассовых чашах, масса которых не введена в тару весов, при условии их калибровки в установленном порядке.
4.4. Капуста квашеная, баклажаны и перец фаршированные, грибы соленые и маринованные отпускаются вместе с соком, рассолом и маринадом в процентных соотношениях, установленных ГОСТами и ТУ, выписка из которых вывешивается в торговом зале предприятия.
При продаже другой соленой и маринованной плодоовощной продукции жидкость добавляется по просьбе покупателя после взвешивания.
При взвешивании указанной выше продукции используется специальный инвентарь (ложки, вилки, совки, дуршлаги, лопатки).
4.5. При реализации покупателю картофеля, овощей и фруктов продавец обязан производить отсортировку образующегося в процессе продажи брака и нестандартной продукции с тем, чтобы реализуемый товар отвечал требованиям, установленным нормативно-технической документацией для стандартной продукции, соответствующего товарного сорта.
Плодоовощная продукция, качество которой в процессе реализации понизилось, подлежит уценке в установленном порядке.
4.6. Допускается реализация отдельных партий нестандартной плодоовощной продукции, пригодной для использования в свежем или переработанном виде, по ценам на нестандартную продукцию. При их реализации продавец обязан производить отсортировку брака и отходов.
4.7. Запрещается продажа плодоовощных консервов в стеклянной и жестяной таре с дефектами: бомбаж, хлопуши, подтечные, с пробоинами и сквозными трещинами, с исправленным закаточным швом, ржавчина на корпусах металлических банок и на поверхности крышек и кроненпробок на стеклянных банках и бутылках, с деформацией корпуса, а также в таре, не очищенной от смазки и загрязненной.
4.7.1. Запрещается отпуск покупателям плодоовощной продукции в загрязненные бумагу, стеклянную и другую посуду.
4.7.2. Запрещается перекладывать, переливать из тары покупателя плодоовощную и другую продукцию с содержанием влаги в емкость, из которой она отпущена.
4.8. Продажа бахчевых культур с вырезом не допускается.
Все торговые предприятия, осуществляющие продажу бахчевых культур, обязаны принимать от населения незрелую продукцию для последующего возврата поставщику. Порядок возврата и обмена указанной нестандартной продукции устанавливается местными торговыми организациями по согласованию с органами управления торговли.
4.9. В торговом зале магазина на видном для покупателей месте вывешиваются извлечения из настоящих Правил (п. п. 4.4 - 4.9).
* * *
Контроль за выполнением настоящих Правил осуществляется в соответствии с утвержденными в союзных республиках Правилами работы мелкорозничной торговой сети по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, продукции предприятий общественного питания, а также другими нормативными документами, определяющими порядок контроля в торговле.
Начальник Управления
организации торговли
Ю.П.ХИМОНИН
Начальник Управления
торговли картофелем
и плодоовощами
С.В.ШИЛОВ