Главная // Актуальные документы // Порядок
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"НД-6-2000. Система обязательной сертификации по экологическим требованиям. Порядок проведения сертификации предприятий по экологическим требованиям"
(утв. Госкомэкологией России 19.01.2000)


"НД-6-2000. Система обязательной сертификации по экологическим требованиям. Порядок проведения сертификации предприятий по экологическим требованиям"
(утв. Госкомэкологией России 19.01.2000)


Содержание


Утверждаю
Председатель Главного управляющего
совета Системы обязательной
сертификации по экологическим
требованиям
В.И.ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
19 января 2000 года
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ
НД-6-2000
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий документ устанавливает порядок сертификации по экологическим требованиям предприятий всех отраслей промышленности.
Настоящий документ применяется при проведении работ по обязательной и добровольной сертификации в Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям (далее - Система).
Требования настоящего документа являются обязательными для всех юридических и физических лиц, являющихся участниками Системы.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе используются ссылки на следующие документы:
- НД-1-96 Система обязательной сертификации по экологическим требованиям. Основные положения.
- НД-3-2000 Система обязательной сертификации по экологическим требованиям. Положение об органе по сертификации и порядок его аккредитации.
- НД-5-2000 Система обязательной сертификации по экологическим требованиям. Положение об аудиторах и экспертах и порядок их аттестации.
- ГОСТ Р 40.004-96 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации предприятий.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Для целей настоящего документа используются следующие термины и определения:
Предприятие - организация, компания, объединение, фирма, орган власти или учреждение либо их часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют собственную администрацию.
Производство (краткая форма термина "производственная система") - совокупность технологических систем и систем обеспечения их функционирования на предприятии (техническое обслуживание, ремонт, метрологическое обеспечение и т.п.), предназначенная для изготовления продукции определенного наименования (вида).
Продукция - результат деятельности или процессов (ИСО 8402-94. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь).
Примечания.
1) Продукция может включать услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинации из них.
2) Продукция может быть материальной (например, узлы или перерабатываемые материалы) или нематериальной (например, информация или понятия) или комбинацией из них.
3) Продукция может быть намеренной (например, предложение потребителям) или ненамеренной (например, загрязнения или нежелательные последствия).
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Предприятие должно осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативной и технической документацией, регламентирующей нормы и уровни воздействия на окружающую среду, экологические требования, а также организацию работ на предприятии.
4.2. При сертификации предприятий осуществляется их проверка с целью установления соответствия или несоответствия этих предприятий требованиям нормативной и технической документации.
5. ОБЪЕКТЫ ПРОВЕРКИ
5.1. Объектами проверки предприятий являются:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сбросы загрязняющих веществ со сточными водами в водоемы, на водосборы и в городскую канализацию;
- характеристики, условия образования, хранения, использования, уничтожения и захоронения отходов;
- уровни шума, ультразвука, вибрации, лазерного и радиационного воздействия за пределами предприятия;
- потребление природных ресурсов;
- деятельность по обеспечению охраны окружающей среды;
- система испытаний, измерений, анализов.
6. УЧАСТНИКИ ПРОВЕРКИ
6.1. Проверку предприятия осуществляет комиссия, состоящая из нескольких аудиторов Системы, в зависимости от масштаба проверяемого предприятия.
Комиссию формирует орган по сертификации таким образом, чтобы ее участники смогли обеспечить компетентность проверки в соответствии с НД-3-2000 и НД-5-2000.
В состав комиссии не могут быть включены представители проверяемого предприятия, а также представители предприятий, заинтересованных в результатах сертификации.
Заявитель вправе отклонить с убедительным основанием кандидатуру любого члена комиссии.
Целесообразно в комиссию включать представителей местного территориального природоохранного органа, которые должны информировать комиссию обо всех наблюдениях относительно несоответствий, касающихся продукции, технологических процессов, методов контроля экологических параметров, соблюдения нормативной документации и т.д. проверяемой организации.
6.2. Орган по сертификации:
- утверждает состав комиссии;
- утверждает акты по проверке;
- оформляет экологические сертификаты и лицензии на право применения знака Системы и направляет их сертифицированному предприятию;
- направляет факсимильную копию экологического сертификата и лицензии в Аккредитирующий орган Системы;
- ведет реестр выданных экологических сертификатов и лицензий;
- обеспечивает инспекционный контроль сертифицированных предприятий;
- обеспечивает рассмотрение апелляций заявителей.
6.3. Заявитель:
- определяет необходимость и цель сертификации;
- определяет область сертификации;
- оформляет и подает заявку на проведение сертификации предприятия;
- информирует соответствующих должностных лиц и сотрудников своей организации о целях и области сертификации;
- согласовывает программу проведения проверки;
- назначает своего представителя, полномочного решать все вопросы, связанные с проведением проверки;
- обеспечивает членов комиссии всем необходимым для проведения проверки;
- осуществляет корректирующие действия на основании акта о проверке;
- своевременно оплачивает все расходы, связанные с проведением проверки, независимо от ее результатов.
7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ
7.1. Проверка предприятия включает следующие этапы:
1) Организация работ (предсертификационный этап 0);
2) Предварительная оценка предприятия (этап I);
3) Проверка и оценка предприятия (этап II);
4) Инспекционный контроль за сертифицированным предприятием (этап III).
7.2. Организация работ (предсертификационный этап 0).
7.2.1. Заявитель, имеющий намерение провести сертификацию предприятия по экологическим требованиям, направляет заявку в орган по сертификации в соответствии с Приложениями А и Б.
7.2.2. Орган по сертификации регистрирует заявку и уведомляет заявителя:
- о принятии заявки;
- о необходимости оплаты заявителем регистрационного взноса согласно выставленному счету;
- о направлении заявителю после произведенной им оплаты взноса комплекта материалов, необходимых для проведения работ по сертификации.
7.2.3. Заявитель, получив уведомление, оплачивает регистрационный взнос.
7.2.4. Орган по сертификации:
- регистрирует копию платежного поручения об оплате регистрационного взноса;
- направляет заявителю комплект исходных документов для проведения предварительной оценки предприятия.
7.2.5. Предсертификационный этап заканчивается письменным уведомлением органа по сертификации в адрес заявителя о результатах рассмотрения заявки на сертификацию предприятия (Приложение В).
Отказ в сертификации не должен носить дискриминационный характер и может быть обусловлен только объективными причинами.
7.2.6. При положительном решении относительно заявки на сертификацию между органом по сертификации и заявителем заключается договор на проведение предварительной оценки предприятия.
В договоре должно быть предусмотрено предварительное поступление оплаты работ на счет органа по сертификации до начала работ.
7.2.7. После совместного подписания договора руководителем органа по сертификации назначается председатель комиссии по проверке, который формирует комиссию и распределяет обязанности.
В состав комиссии могут быть включены представители местных природоохранных органов в качестве консультантов.
7.3. Предварительная оценка предприятия - этап I.
7.3.1. Предварительная оценка осуществляется с целью определения степени готовности проверяемого предприятия к сертификации предприятия и целесообразности дальнейшего проведения работ.
7.3.2. Предварительная оценка состоит в анализе и оценке описания предприятия в документах, представленных заявителем согласно Приложениям А и Б.
При необходимости по согласованию с заявителем орган по сертификации может командировать своего представителя для проведения на месте предварительного ознакомления с предприятием. Оплата такой командировки осуществляется заявителем.
7.3.3. Комиссия проводит анализ исходных данных, собирает дополнительные сведения о предприятии из независимых источников.
7.3.4. Этап предварительной оценки предприятия завершается подписанием "Заключения о возможности проведения этапа II сертификации" (проверка предприятия). "Заключение" подписывают члены комиссии, и его утверждает руководитель органа по сертификации.
7.3.5. Орган по сертификации направляет заявителю "Заключение" и проект договора на проведение проверки предприятия.
В договоре должны быть отражены:
- цель, объем и сроки проведения работ;
- ответственность сторон;
- порядок оплаты работ;
- предварительное поступление на счет органа по сертификации всей суммы оплаты до начала этапа II процедуры сертификации.
7.3.6. Работы, выполненные комиссией на этапах I и II, должны быть оплачены заявителем вне зависимости от результатов проверок - положительных или отрицательных.
7.4. Проверка предприятия.
7.4.1. Подготовка к проверке предприятия.
При подготовке к проверке и оценке предприятия выполняют следующие работы:
- составление программы проверки;
- распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки;
- подготовка рабочих документов;
- согласование программы проверки с проверяемой организацией.
7.4.2. Программа проверки.
Программу проверки разрабатывает председатель комиссии.
С программой должны быть ознакомлены члены комиссии и проверяемая организация.
Возражения заявителя против каких-либо пунктов программы должны быть доведены до сведения председателя комиссии. Разногласия разрешаются председателем комиссии и представителем заявителя, имеющим соответствующие полномочия, до начала проведения проверки.
Конкретные детали программы проверки следует сообщать заявителю только в ходе проверки, если их преждевременное раскрытие мешает сбору объективной информации.
Программа проверки должна содержать следующие разделы:
- наименование предприятия-заявителя, место проведения проверки;
- цели и область проверки;
- время проведения проверки;
- состав комиссии;
- объекты проверки (см. раздел 5 настоящего документа);
- идентификация проверяемых источников загрязнения;
- закрепление членов комиссии и представителей проверяемого предприятия по объектам проверки;
- основные мероприятия по проверке и сроки их проведения;
- требования конфиденциальности;
- адреса рассылки акта.
Примечание. Объектом проверки в обязательном порядке должна быть система испытаний, обеспечивающая прямо или косвенно контроль всех характеристик объектов проверки предприятия.
Программа проверки должна быть гибкой, допускать изменения в приоритетности проверяемых элементов предприятия в зависимости от информации, полученной в ходе проверки.