Главная // Актуальные документы // Положение / Положения
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Взамен Положения о функциональной подсистеме наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных промышленных объектов РСЧС (РД 03-30-93).
Название документа
"РД 03-133-97. Положение о функциональной подсистеме по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 25.02.1997 N 24)


"РД 03-133-97. Положение о функциональной подсистеме по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
(утв. Приказом Госгортехнадзора РФ от 25.02.1997 N 24)


Содержание


Утверждено
Приказом Госгортехнадзора России
от 25 февраля 1997 г. N 24
Срок ввода в действие -
с 25 февраля 1997 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
РД 03-133-97
Разработано и внесено техническим управлением.
1. В соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России (пункт 5), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234, и с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 6), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113, Госгортехнадзор России входит в состав единой государственной системы предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в качестве самостоятельной функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и взрывоопасными промышленными объектами, действующей на федеральном, региональном, территориальном местном и объектовом уровнях.
В соответствии с Федеральным планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным решением Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 29 ноября 1996 г. (протокол N 6). В функции, решаемые Госгортехнадзором России, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций входит ведение наблюдения и контроля и оценка состояния безопасности поднадзорных потенциально опасных объектов и составляющих узлов, а также запрещение потенциально опасной деятельности при возникновении угрозы объекту, составляющим узлам, прилегающим территориям и населению.
Госгортехнадзор России организует и осуществляет мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций на поднадзорных объектах и информирует МЧС России о ходе их проведения.
2. Государственный надзор за обеспечением безопасности на подконтрольных потенциально опасных объектах осуществляется Госгортехнадзором России через образуемые им округа госгортехнадзора и приравненные к ним в правах инспекции <*>, относящиеся к региональному и территориальному уровню РСЧС; через образуемые округами и подчиненные им инспекции, относящиеся к местному и объектовому уровню РСЧС, через инспекторский состав госгортехнадзора, который относится к категории сил и средств функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами.
--------------------------------
<*> Далее - по тексту округа.
Госгортехнадзор России вместе с образованными им округами, инспекциями и инспекторами составляет единую функциональную подсистему РСЧС.
В центральном аппарате Госгортехнадзора России образуется Комиссия по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора России, являющаяся координирующим органом в области предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на подконтрольных предприятиях и объектах.
СХЕМА
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
┌────────────────────────┐ ┌────────────────┐
(федеральный │ Федеральный горный и │ │ Комиссия по │
уровень) │ промышленный надзор │ │ чрезвычайным │
│ России ├─┤ ситуациям │
│(Госгортехнадзор России)│ │Госгортехнадзора│
│ │ │ России │
└────────────┬───────────┘ └────────────────┘
┌────────────┴───────────┐
(региональный и │Округа госгортехнадзора │
территориальный │и приравненные в правах │
уровень) │ к округам инспекции │
└────────────┬───────────┘
┌────────────┴───────────┐
(местный и │Инспекции госгортехнад- │
объектовый уровень) │зора │
└────────────┬───────────┘
┌────────────┴───────────┐
(силы и средства │Инспектора госгортехнад-│
функциональной │зора │
подсистемы) └────────────────────────┘
3. Деятельность Госгортехнадзора России как функциональной подсистемы РСЧС определяется Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляется в пределах задач, функций и прав, предусмотренных Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, Положением об округе Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) и Типовым положением об инспекции в составе округа Госгортехнадзора России, Типовым положением о государственном инспекторе (главном государственном инспекторе) Федерального горного и промышленного надзора России, а также данным Положением <*>.
--------------------------------
<*> Данное Положение вводится взамен Положения о функциональной подсистеме наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных промышленных объектов РСЧС (РД 03-30-93).
Все задачи, функции и права органов и инспекторов госгортехнадзора, связанные с обеспечением эффективного надзора и контроля за технической безопасностью подконтрольных потенциально опасных объектов и предусмотренные вышеуказанными документами и Перечнем прав должностных лиц системы Госгортехнадзора России, утвержденным Председателем Госгортехнадзора России в апреле 1993 г., являются одновременно задачами, функциями и правами их как органов управления и звеньев функциональной подсистемы по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами.
4. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), как руководящий орган функциональной подсистемы по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами, относится к федеральному уровню РСЧС (структурная схема системы Федерального горного и промышленного надзора России приведена в Приложении 1) и выполняет следующие функции:
организация и осуществление государственного регулирования, надзора и контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно - правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера на территории Российской Федерации;
обеспечение своевременного реагирования на аварии и инциденты технического характера соответствующих служб центрального аппарата Госгортехнадзора России;
анализ информации об авариях на подконтрольных предприятиях и объектах по оперативным данным;
оценка состояния промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях и объектах, в отраслях промышленности, на территориях и в регионах, прогноз вероятности возникновения техногенных аварий и катастроф;
организация и руководство надзорной и контрольной работой, профилактическими акциями подчиненных ему округов и инспекций, направленными на обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов;
организация технического расследования аварий и катастроф техногенного характера, непосредственное участие в расследованиях аварий с тяжелыми последствиями, разработка профилактических мер.
5. Координация деятельности Госгортехнадзора России и МЧС России осуществляется в следующих направлениях:
проведение совместных обследований состояния безопасности на промышленных объектах и их готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с рассмотрением результатов их работы на заседаниях Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комиссии по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора России, научно - технического совета и др.;
обмен информацией о причинах аварийности в промышленности и осуществляемых мерах по обеспечению безаварийной и устойчивой работы предприятий;
совместное обсуждение проблемных вопросов предупреждения крупных промышленных аварий;
подготовка и реализация программ повышения уровня безопасности промышленных объектов и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
проведение совместных семинаров, конференций и т.п.;
совместное расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных крупными промышленными авариями в отраслях промышленности, и выработку мер по их предотвращению;
осуществление согласованных мер по совершенствованию процедуры декларирования безопасности промышленных объектов.
6. Округ госгортехнадзора, будучи юридическим лицом, в соответствии с Положением об округе Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) (пункт 4) является региональной (территориальной) структурой функциональной подсистемы по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами и выполняет следующие функции:
организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением территориальными органами исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно - правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера на подконтрольных предприятиях и объектах;
организация и выполнение проводимых в рамках функциональной подсистемы по указанию Госгортехнадзора России или самостоятельно разработанных мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости подконтрольных потенциально опасных объектов;
получение от подчиненных ему инспекций, подконтрольных предприятий и объектов и передача соответствующему отраслевому управлению (отделу) Госгортехнадзора России или непосредственно органу повседневного управления функциональной подсистемы - Комиссии по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора России оперативной информации об авариях на производстве;
анализ статистических и других данных, характеризующих состояние безопасности подконтрольных потенциально опасных объектов;
оценка состояния промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости подконтрольных потенциально опасных объектов, прогноз вероятности возникновения аварий и катастроф техногенного характера;
организация и руководство надзорной, контрольной и профилактической работой, которые проводятся подчиненными ему инспекциями и инспекторами госгортехнадзора с целью обеспечения безопасности потенциально опасных объектов;
организация и осуществление технического расследования аварий и катастроф техногенного характера, разработка мер по профилактике аварийности и контроль за их реализацией;
координация своей деятельности с региональными центрами по делам гражданской обороны и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (приложение 2) <*>, с территориальными подсистемами РСЧС, территориальными органами других функциональных подсистем РСЧС, с комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с администрацией подконтрольных потенциально опасных предприятий и объектов, общественными организациями, включая представление и получение информации о состоянии безопасности подконтрольных потенциально опасных объектов (режим обмена информацией устанавливается по договоренности).
--------------------------------
<*> Не приводится.
7. Инспекция, образованная округом госгортехнадзора, в соответствии с типовым положением об инспекции в составе округа Госгортехнадзора России (пункт 4) является местной (объектовой) структурой функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами и выполняет следующие функции:
организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением местными органами исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно - правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера на подведомственной ей территории;
организация и выполнение проводимых в рамках функциональной подсистемы по указанию Госгортехнадзора России, округа госгортехнадзора или разработанных самостоятельно мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости подконтрольных потенциально опасных объектов;
получение от инспекторов госгортехнадзора, подконтрольных предприятий и объектов и передача округу госгортехнадзора оперативной информации об авариях, катастрофах и чрезвычайных ситуациях на производстве;
анализ статистических и других данных, характеризующих состояние безопасности подконтрольных потенциально опасных объектов;
оценка состояния промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости подконтрольных предприятий и объектов, прогноз вероятности возникновения аварий и катастроф техногенного характера;
организация и руководство надзорной, контрольной и профилактической работой, которая проводится инспекторами госгортехнадзора с целью обеспечения безопасности потенциально опасных объектов;
участие в расследовании аварий и инцидентов технического характера, контроль за реализацией профилактических мер по результатам расследования;
координация своей деятельности с комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций, с местными органами других функциональных подсистем РСЧС, с администрацией потенциально опасных предприятий и объектов, общественными организациями, включающая представление и получение информации о состоянии безопасности подконтрольных потенциально опасных объектов (режим обмена информацией определяется по договоренности).
8. В случае несовпадения границ территорий, на которых осуществляется надзорная деятельность округа (перечень региональных органов Госгортехнадзора России приведен в приложении 3) <*>, или инспекции, образованной округом, с границами территории, на которой образована и действует соответственно территориальная и местная комиссия по чрезвычайным ситуациям, округ или инспекция поддерживают контакты по координации деятельности и обмену информацией с несколькими комиссиями по чрезвычайным ситуациям; при необходимости с одной и той же территориальной, региональной или местной комиссией по чрезвычайным ситуациям должны поддерживать деловые контакты несколько округов или инспекций.
--------------------------------
<*> Не приводится.
9. Силы и средства функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами представлены инспекторским составом Госгортехнадзора России. Государственные инспектора госгортехнадзора выполняют следующие функции:
осуществление контроля за соблюдением руководителями и исполнителями работ требований по безопасности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования непосредственно на предприятиях, объектах, в производствах и на рабочих местах с целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера;
организация и выполнение проводимых в рамках функциональной подсистемы по указанию Госгортехнадзора России, округа, инспекции госгортехнадзора или разработанных самостоятельно мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости контролируемых потенциально опасных объектов;
координация своей контрольно - профилактической работы с администрацией контролируемых предприятий и объектов, с общественными организациями, сотрудничество с органами массовой печати, с радио и телевидением с целью пропаганды безопасности труда.
10. В функциональной подсистеме РСЧС по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами действует следующий порядок прохождения и учета информации в системе Госгортехнадзора России об авариях и катастрофах техногенного характера:
инспекции госгортехнадзора после получения информации об авариях, катастрофах или чрезвычайных ситуациях от инспекторов госгортехнадзора, предприятий или организаций незамедлительно передают ее в округа;
округа после получения информации незамедлительно передают донесения по установленной форме отраслевым управлениям (отделам) Госгортехнадзора России (в нерабочее время, в выходные и праздничные дни - ответственному дежурному Госгортехнадзора России);
специалисты отраслевых управлений (отделов) или ответственные дежурные, принявшие донесение об аварии, катастрофе или чрезвычайной ситуации, незамедлительно докладывают о ней Председателю Госгортехнадзора России, руководителю Комиссии по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора России, заместителям Председателя и начальнику соответствующего отраслевого управления (отдела);
одновременно донесение о чрезвычайной ситуации передается по телефонам оперативной связи дежурной службе МЧС России.
Состав информации, передаваемой дежурной службе МЧС России, критерии чрезвычайных ситуаций, форма донесения, подготовка и порядок его передачи определяются Инструкцией о порядке обмена в Российской Федерации информацией о чрезвычайных ситуациях МЧС России.
Приложение 1
СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО НАДЗОРА РОССИИ
(ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ)
┌───────────────────────────┐
│ Председатель │
│ Госгортехнадзора России │
├───────────────────────────┤
│ Коллегия │
└───────────────────────────┘
┌──────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌────────────────┐
│Первый заместитель│ │ Заместитель │ │ Заместитель │
│ Председателя │ │ Председателя │ │ Председателя │
└──────────────────┘ └────────────────┘ └────────────────┘
Отраслевые управления (отделы)
┌──────┐┌──────────┐┌─────────┐┌──────────┐┌──────────┐┌─────────┐
│Техни-││По надзору││По надзо-││По надзору││По надзору││По котло-│
│ческое││в угольной││ру в гор-││в нефтяной││в химичес-││надзору и│
│ ││промышлен-││норудной ││и газовой ││кой, неф- ││надзору │
│ ││ности ││промыш- ││промышлен-││техимичес-││за подъ- │
│ ││ ││ленности ││ности, за ││кой и неф-││емными │
│ ││ ││ ││эксплуата-││теперера- ││сооруже- │
│ ││ ││ ││цией ││батывающей││ниями │
│ ││ ││ ││магист- ││промышлен-││ │
│ ││ ││ ││ральных ││ности ││ │
│ ││ ││ ││трубопро- ││ ││ │
│ ││ ││ ││водов ││ ││ │
└──────┘└──────────┘└─────────┘└──────────┘└──────────┘└─────────┘
┌──────────┐ ┌──────────┐ ┌────────┐ ┌───────────┐ ┌───────────┐
│По надзору│ │По надзору│ │Газового│ │По надзору │ │По надзору │
│за охраной│ │на желез- │ │надзора │ │за предпри-│ │в металлур-│
│недр, гео-│ │нодорожном│ │(отдел) │ │ятиями по │ │гической │
│лого - │ │транспорте│ │ │ │хранению и │ │промышлен- │
│маркшей- │ │(отдел) │ │ │ │переработке│ │ности │
│дерскому │ │ │ │ │ │зерна │ │(отдел) │
│контролю и│ │ │ │ │ │(отдел) │ │ │
│переработ-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│кой мине- │ │ │ │ │ │ │ │ │
│рального │ │ │ │ │ │ │ │ │
│сырья │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────┘ └──────────┘ └────────┘ └───────────┘ └───────────┘
Региональные (территориальные) органы
┌───────────────────────┐
│ 39 округов и 7 ├┐
│ приравненных в правах │├┐
│ к округам инспекций │││
│Госгортехнадзора России│││
└─┬─────────────────────┘││
└─┬────────────────────┘│
└────────┬────────────┘
┌────────────┴──────────┐
│ 426 ├┐
│ инспекций │├┐
│ │││
└─┬─────────────────────┘││
└─┬────────────────────┘│
└─────────────────────┘