Главная // Актуальные документы // Положение / Положения
СПРАВКА
Источник публикации
"Охрана труда в машиностроении. Сборник нормативно-технических документов", Том 1, 1990
Примечание к документу
Название документа
"Положение о правовой инспекции труда"
(утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 14.07.1987 N 7-12)


"Положение о правовой инспекции труда"
(утв. Постановлением Президиума ВЦСПС от 14.07.1987 N 7-12)

Утверждено
постановлением
Президиума ВЦСПС
от 14 июля 1987 г. N 7-12
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
1. Правовая инспекция труда состоит в ведении центральных комитетов, республиканских, краевых и областных, Московского и Киевского городских советов профсоюзов, а также республиканских, краевых, областных, окружных и приравненных к ним комитетов профсоюзов и имеет своей задачей осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах.
Правовая инспекция труда работает под руководством президиума соответствующего совета или комитета профсоюзов.
Правовые инспекции труда советов и центральных комитетов профсоюзов действуют на правах отдела и возглавляются главным правовым инспектором труда.
2. В своей работе правовая инспекция труда руководствуется законами СССР и союзных республик, указами Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных республик, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, постановлениями ВЦСПС, настоящим Положением и другими нормативными актами.
Деятельность правовых инспекций труда при решении вопросов, отнесенных к их компетенции, должна быть направлена на организацию работы по осуществлению профсоюзными органами контроля за соблюдением законодательства о труде на территории республики, края, области, в отраслях народного хозяйства, устранение причин и условий, способствующих нарушениям закона.
3. Правовая инспекция труда проверяет на предприятиях, в учреждениях, организациях соблюдение законодательства о труде по следующим основным вопросам:
о трудовом договоре (прием на работу, перевод на другую работу, увольнение и другие вопросы, вытекающие из трудового договора), и о ведении трудовых книжек;
о режиме рабочего времени и времени отдыха (наряду с технической инспекцией труда);
об оплате труда, гарантиях и компенсациях;
о возмещении ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
о трудовой дисциплине и материальной ответственности рабочих и служащих.
Правовая инспекция труда проверяет регулирование труда членов колхозов.
Правовая инспекция труда одновременно с проверкой применения трудового законодательства контролирует соблюдение жилищного законодательства при распределении жилой площади; проверяет соответствие нормативных условий коллективного договора действующему законодательству, положениям и нормам, утверждаемым предприятием в соответствии с предоставленными ему правами.
Свою деятельность правовая инспекция труда проводит в тесном контакте с технической инспекцией труда, отделами советов и комитетов профсоюзов, общественными и государственными органами.
Правовые инспекции труда центральных комитетов профсоюзов совместно с юридическими отделами, управлениями кадров, труда и заработной платы и другими подразделениями министерств и ведомств организуют работу по осуществлению контроля за соблюдением трудового и жилищного законодательства на предприятиях отрасли, проверяют соответствие ведомственных нормативных актов действующему законодательству, в необходимых случаях вносят предложения по этим вопросам.
К работе по надзору и контролю за соблюдением трудового и жилищного законодательства правовая инспекция широко привлекает профсоюзный актив, внештатную правовую инспекцию труда.
4. В соответствии с возложенными на нее задачами правовая инспекция труда:
изучает практику и обобщает опыт работы профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций, колхозов по контролю за выполнением администрацией трудового законодательства и по разрешению трудовых споров; оказывает им практическую помощь;
вносит в соответствующие профсоюзные органы предложения, направленные на повышение эффективности общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и совершенствование действующего законодательства о труде;
осуществляет методическое руководство внештатными правовыми инспекциями труда, организует их правовое обучение.
В союзных республиках, имеющих областное деление, правовая инспекция труда республиканского совета профсоюзов осуществляет методическое руководство и координирует деятельность правовых инспекций труда областных советов и комитетов профсоюзов, вносит в соответствующие профсоюзные органы предложения об улучшении их работы.
5. Правовым (главным правовым) инспектором труда может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности, как правило, не менее трех лет.
Правовые инспектора труда центральных комитетов профсоюзов назначаются на должность и освобождаются от должности президиумом центрального комитета профсоюза.
Главные правовые инспектора труда центральных комитетов профсоюзов утверждаются в должности и освобождаются от должности президиумом центрального комитета профсоюза по согласованию с Юридическим отделом ВЦСПС.
Правовые инспектора труда советов профсоюзов назначаются на должность и освобождаются от должности президиумом совета профсоюзов. Главные правовые инспектора труда советов профсоюзов назначаются на должность и освобождаются от должности президиумом совета профсоюзов по согласованию с вышестоящим профсоюзным органом.
6. Правовой (главный правовой) инспектор труда обязан:
а) проводить проверки соблюдения трудового и жилищного законодательства на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, информировать о результатах проверки трудовой коллектив, а также администрацию, правление колхоза и профсоюзный комитет, требовать устранения обнаруженных нарушений;
б) вносить на рассмотрение советов и комитетов профсоюзов, вышестоящих хозяйственных органов предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о нарушениях до сведения органов прокуратуры;
в) оказывать помощь профсоюзным органам, комиссиям по трудовым спорам, товарищеским судам в решении вопросов, связанных с применением трудового законодательства;
г) вести пропаганду законодательства о труде.
Главный правовой инспектор труда организует работу по выполнению возложенных на правовую инспекцию труда задач и имеет право в необходимых случаях пересматривать решения, принятые правовыми инспекторами труда по материалам проверок.
7. Правовой (главный правовой) инспектор труда имеет право:
а) беспрепятственно проходить в любое время (по предъявлении "Удостоверения правового инспектора труда" установленного ВЦСПС образца) на предприятия, в учреждения, организации, колхозы с целью контроля за соблюдением трудового и жилищного законодательства;
б) получать от администрации и профсоюзных комитетов приказы, распоряжения, протоколы и другие необходимые документы и объяснения по вопросам соблюдения трудового и жилищного законодательства;
в) давать администрации предприятия, учреждения, организации, правлению колхоза предписания, об устранении и предупреждении нарушений трудового законодательства, контролировать их своевременное выполнение. Предписание не выдается, если трудовой спор был разрешен в установленном законом порядке;
предписание правового (главного правового) инспектора труда подлежит обязательному исполнению должностным лицом или органом, полномочным устранить нарушение закона. О принятых мерах сообщается правовому (главному правовому) инспектору труда в сроки, указанные в предписании, но не позднее одного месяца;
г) ставить перед руководителями предприятий, учреждений, организаций, правлениями колхозов, а также вышестоящими хозяйственными органами вопрос о наказании должностных лиц, виновных в нарушении трудового или жилищного законодательства;
д) вносить в вышестоящие хозяйственные органы предложения об устранении недостатков в организации внутриведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства;
е) налагать в установленном законом порядке штрафы на должностных лиц, виновных в нарушениях законодательства о труде;
ж) вносить в соответствующий профсоюзный орган предложения о расторжении трудового договора с руководящим работником или о смещении его с занимаемой должности в случае, если он нарушает законодательство о труде (статья 20 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде);
з) требовать от администрации и профсоюзного комитета устранения нарушений жилищного законодательства при распределении жилой площади. В необходимых случаях вносить в вышестоящие хозяйственные и профсоюзные органы предложения об отмене решения администрации и профкома предприятия по этому вопросу;
и) направлять сообщения о фактах грубых нарушений жилищного законодательства исполкомам местных Советов народных депутатов, а также прокурору для предъявления иска в суде.
8. Предписание правового (главного правового) инспектора труда может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вручения в президиуме соответствующего центрального комитета или совета профсоюзов, постановление которого является окончательным. По предложению вышестоящего профсоюзного органа президиум центрального комитета, совета профсоюзов может пересмотреть свое постановление.
Постановление правового (главного правового) инспектора труда о наложении административного взыскания в виде штрафа за нарушение законодательства о труде может быть обжаловано в соответствующий центральный комитет или совет профсоюзов для рассмотрения в коллегиальном порядке либо в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным (статья 39 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях).
9. Методическое руководство деятельностью правовых инспекций труда центральных комитетов и советов профсоюзов осуществляет Юридический отдел ВЦСПС.