Главная // Актуальные документы // ПисьмоСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Рекомендации по организации образовательного процесса в период проведения ремонтных работ в общеобразовательной организации"
(вместе с "Основными требованиями к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности в образовательных и общеобразовательных организациях")
(направлены Письмом Минпросвещения России от 29.10.2021 N 03-1820)
"Рекомендации по организации образовательного процесса в период проведения ремонтных работ в общеобразовательной организации"
(вместе с "Основными требованиями к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности в образовательных и общеобразовательных организациях")
(направлены Письмом Минпросвещения России от 29.10.2021 N 03-1820)
Направлены
от 29 октября 2021 г. N 03-1820
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ
РЕМОНТНЫХ РАБОТ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
При подготовке заявок на участие субъектов Российской Федерации в отборе на предоставление субсидий из федерального бюджета с целью обеспечения равнодоступного и качественного образования в период проведения капитального ремонта органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, необходимо предусмотреть реализацию ряда мероприятий по соблюдению условий, которые будут учитываться при предоставлении Минпросвещения России субсидий.
1. Рекомендации о примерных действиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по подготовке вышеуказанных мероприятий
1.1. При реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих информацию о мероприятиях по модернизации школьных систем образования (далее - Программы), необходимо предусмотреть мероприятия по организации образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта и оснащения зданий общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций.
1.2. Предусмотреть средства на финансирование мероприятий Программ в части организации образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта и оснащения зданий общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций (в том числе в случаях перевода обучающихся в другие образовательные организации (дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования, организации среднего профессионального образования) или в иные здания/помещения, находящиеся в муниципальной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, не предназначенные для осуществления образовательного процесса, с целью их оснащения соответствующими основными средствами и материальными запасами).
1.3. В список мер правового регулирования реализации Программ следует включить:
- положение о порядке организации образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта и оснащения зданий общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций (в том числе условия для временного размещения детей и организации образовательного процесса, организации питания, включая горячее питание и др.);
- приказ об утверждении плана организации образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта и оснащения зданий общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций;
- иные правовые акты, необходимые для реализации Программ.
1.4. При разработке документов, содержащих меры правового регулирования Программ (положения, приказы, порядки организации и др.), учитывать, что организация образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта должна проходить в соответствии с санитарными правилами
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - санитарные правила СП 2.4.3648-20).
1.5. При разработке документов, содержащих меры правового регулирования Программ (положения, приказы, порядки организации и др.), необходимо учитывать, что в общеобразовательных организациях, состоящих из нескольких учебных корпусов, капитальный ремонт проводят поочередно в каждом из них. В тех случаях, когда общеобразовательная организация занимает одно здание, обучающихся и работников на время капитального ремонта необходимо перевести в другие учреждения, список которых определяется учредителем. Перевод оформляется с согласия родителей (законных представителей) обучающихся. В случае отказа родители (законные представители) обучающихся должны самостоятельно выбрать другую общеобразовательную организацию, в которую будет оформлен перевод.
В случае возникновения необходимости обучающиеся могут быть переведены в здания других образовательных организаций (дошкольного образования, дополнительного образования, среднего профессионального образования), а также иные здания/помещения, находящиеся в муниципальной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации. При составлении списка образовательных организаций, в которые могут быть переведены обучающиеся (дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования, организации среднего профессионального образования), или иных зданий/помещений, находящихся в муниципальной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, не предназначенных для осуществления образовательного процесса, необходимо учитывать требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности в общеобразовательных организациях.
1.6. В раздел Программ, включающий анализ рисков реализации Программ, необходимо включить разработку программных механизмов, направленных на обеспечение нормативных требований, предъявляемых законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством в сфере пожарной безопасности, необходимых для ведения безопасного, качественного и комфортного образовательного процесса на период проведения капитального ремонта и оснащения зданий общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных организаций общеобразовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
1.7. Рекомендовать органам местного самоуправления, правоохранительным и контрольно-надзорным органам принять участие в реализации мероприятий Программ в части разработки минимальных требований к помещениям, порядку их приемки и лицензирования, в случае организации образовательного процесса обучающихся на период проведения капитального ремонта с осуществлением перевода в другие образовательные организации (дошкольные образовательные организации, организации дополнительного образования, организации среднего профессионального образования) или в иные здания/помещения, находящиеся в муниципальной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации, не предназначенные для осуществления образовательного процесса, предусмотрев их финансирование из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
1.8. Обеспечить взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, участвующих в реализации Программ.
2. Рекомендации по созданию условий организации образовательного процесса на период проведения капитального ремонта
2.1. С целью рационального использования учебных помещений в зданиях временного размещения возможно создание интегрированных (многопредметных) учебных кабинетов, в которых преподаются два или более смежных учебных предмета.
В соответствии с
п. 2.3.2 санитарных правил СП 2.4.3648-20 возможна организация трансформируемых пространств многофункционального назначения (актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории) в соответствии с задачами образовательного процесса.
2.2. При наличии на расстоянии не дальше 30 км (в соответствии с
п. 2.1.2 санитарных правил СП 2.4.3648-20) другой общеобразовательной организации (либо организаций дополнительного образования, среднего профессионального образования) рекомендуется организовать транспортное обслуживание (подвоз обучающихся).
2.3. В соответствии с
п. 2.2.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 территория образовательной организации оборудуется наружным электрическим освещением и по периметру ограждается забором. В случае отсутствия забора в здании, на территории которого проводятся учебные занятия в период капитального ремонта общеобразовательной организации, рекомендуется усилить либо организовать дополнительный контроль за пребыванием детей на территории здания временного размещения.
2.4. С учетом требований, предъявляемых к деятельности дошкольных образовательных организаций (к планировке помещений, организации питания, оснащению туалетных комнат и т.д.), регламентируемых санитарными правилами
СП 2.4.3648-20, рекомендуется осуществлять перевод в дошкольные образовательные организации на период проведения капитального ремонта обучающихся начальных классов (при отсутствии иных, соответствующих нормативам, вариантов перевода обучающихся на период проведения капитального ремонта).
2.5. Рассмотреть возможность частичной организации образовательного процесса в дистанционном режиме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2.6. Предусмотреть механизмы обеспечения обучающихся горячим питанием в зданиях/помещениях временного размещения.
3. Рекомендации по организации образовательного процесса в период проведения капитального ремонта или реконструкции здания образовательной организации в порядке перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности
В соответствии с
пунктом 1.7 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" проведение всех видов ремонтных работ в присутствии детей не допускается.
Пунктом 3.4.11 санитарных правил СП 2.4.3648-20 установлено, что при размещении общеобразовательной организации в приспособленном здании (на период ремонтных работ или строительства нового здания) обеспечивается наличие следующего минимального набора помещений: учебные кабинеты, помещения для организации питания, административно-хозяйственные помещения, санузлы.
Согласно
статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, осуществление функций и полномочий учредителей, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов. Таким образом, решение о проведении ремонтных работ принимается в порядке, установленном муниципальным правовым актом.
Статьей 34 Федерального закона предусмотрена обязанность учредителя и (или) уполномоченного им органа управления указанной организацией обеспечить перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности.
Порядок и условия осуществления такого перевода установлены Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности" (далее - Порядок).
Порядком регламентированы порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, которым не предусмотрены условия временного перевода обучающихся из одной общеобразовательной организации в другую. Однако все чаще возникают ситуации, когда необходим временный перевод обучающихся, в том числе в случае проведения капитального ремонта или реконструкции здания образовательной организации.
В этом случае учредитель, согласно сведениям, содержащимся в Реестре организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, осуществляет выбор образовательной организации (в случае большого количества обучающихся - несколько образовательных организаций), в которую будут переведены обучающиеся из организации, в которой будут проводиться капитальный ремонт или реконструкция. Учредитель запрашивает выбранные из Реестра образовательные организации о возможности перевода в них обучающихся.
Руководители указанных организаций в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего запроса письменно информируют о возможности перевода обучающихся.
Учредитель образовательной организации, в которой будет проведен капитальный ремонт или реконструкция (далее - исходная организация), должен обеспечить перевод совершеннолетних обучающихся с их письменного согласия, а также несовершеннолетних обучающихся с письменного согласия их родителей (законных представителей) в образовательную организацию, имеющую возможность осуществить образовательный процесс для обучающихся исходной образовательной организации.
Исходная организация доводит в течение 10 дней до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) полученную от учредителя информацию об организации(ях), реализующих соответствующие программы, которые дали согласие на прием в порядке перевода обучающихся из исходной организации.
Исходная организация после получения письменного согласия совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на перевод в принимающую организацию(ии) издает распорядительный акт об отчислении в порядке перевода с указанием основания такого перевода.
В случае отказа от перевода в предлагаемую принимающую организацию совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося указывают об этом в письменном заявлении. Учредитель в индивидуальном порядке решает вопрос о переводе обучающегося, родители (законные представители) которого не дали согласие на перевод в предлагаемые образовательные организации.
Исходная организация после издания распорядительного акта об отчислении в порядке перевода передает в принимающую организацию(ии) списочный состав обучающихся, согласие на перевод, личные дела обучающихся и, в случае перевода в течение учебного года, документы, содержащие информацию об успеваемости обучающихся в текущем учебном году (выписку из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации), заверенные печатью исходной организации и подписью ее руководителя (уполномоченного им лица).
На основании представленных документов принимающая организация издает распорядительный акт о зачислении обучающихся в принимающую организацию в порядке перевода с указанием исходной организации, в которой он обучался до перевода, класса, формы обучения.
Личные дела обучающихся, принятых в порядке перевода из образовательной организации, прекратившей образовательную деятельность вследствие капитального ремонта или реконструкции, хранятся отдельно от остальных личных дел обучающихся.
В случае если возможности для перевода в образовательную организацию(и), осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, нет в связи с отсутствием свободных мест в принимающей организации(ях), учредитель принимает решение организовать образовательный процесс в имеющемся в распоряжении муниципалитета свободном здании, приспособленном для осуществления образовательного процесса.
В этом случае образовательная организация будет временно осуществлять образовательный процесс по другому адресу.
В соответствии со
статьей 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в том числе в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.
Для переоформления лицензии образовательной организации необходимо подать заявление и комплект документов в лицензирующий орган, предварительно обратившись в Роспотребнадзор для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по новым адресам мест осуществления образовательной деятельности. Эти действия надо осуществить заблаговременно, сразу же после получения решения о капитальном ремонте или реконструкции образовательной организации.
При организации перевода в конкретную образовательную организацию необходимо учитывать требования к количеству обучающихся в классе, которое определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося и требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.
Согласно
пункту 3.4.14 санитарных правил СП 2.4.3648-20 площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом:
- не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий;
- не менее 3,5 м2 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости от нозологической группы:
для глухих обучающихся - 6 человек,
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 10 человек,
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, - 6 человек,
для слепых обучающихся - 8 человек,
для слабовидящих обучающихся - 12 человек,
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - 12 человек,
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 15 человек,
для обучающихся, имеющих задержку психического развития, - 12 человек,
для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 12 человек,
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - 8 человек,
для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) - 5 человек.
Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.
В целях обеспечения соблюдения трудовых прав педагогических работников организации, деятельность которой прекращена в связи с проведением ремонтных работ, следует рассмотреть возможность продолжения выполнения ими трудовой функции. В силу
статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором. В этой связи допустимой является сетевая форма реализации образовательных программ в части использования образовательной организацией, в которую осуществлен перевод обучающихся, кадровых ресурсов организации, деятельность которой прекращена в связи с проведением ремонтных работ. В случае невозможности использования сетевой формы реализации образовательных программ и обеспечения продолжения выполнения педагогическими работниками трудовой функции работодатель обеспечивает им оплату времени простоя. Согласно
статье 157 Трудового кодекса Российской Федерации время простоя по причинам, не зависящим от работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. При этом положения настоящей статьи Трудового кодекса Российской Федерации дают возможность сохранить 100% оплату труда педагогическим работникам в рассматриваемой ситуации.
При осуществлении перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другую образовательную организацию необходимо обеспечить организацию бесплатной перевозки обучающихся при наличии у них такой потребности.
В соответствии со
статьей 40 Федерального закона организация в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
При этом расходы учредителя муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района, муниципального округа или городского округа подлежат компенсации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и учитываются в межбюджетных отношениях.
Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
от 29 октября 2021 г. N 03-1820
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
N | Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" |
1. | Расстояние до жилых зданий (без организации транспортного обслуживания) | 2.1.2. <...> не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км. |
2. | Требования к размещению образовательных организаций | 2.3.1. <...> Организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, не допускается размещать в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения. Встроенные в жилые здания, встроенно-пристроенные к жилым зданиям и (или) к зданиям общественного и административного назначения хозяйствующие субъекты должны иметь самостоятельные вход и выход <...>. |
3. | Использование помещений подвального этажа | 2.3.1. <...> не допускается размещение помещений для детей и молодежи, <...> за исключением гардеробов, туалетов для персонала, <...> книгохранилища, умывальных и душевых помещений <...>, хозяйственных иных подсобных помещений. |
4. | Использование помещений цокольного этажа | 2.3.1. <...> не допускается размещение помещений для детей и молодежи, за исключением гардеробов, туалетов, <...> книгохранилищ, умывальных, душевых, туалетов, <...> хозяйственных и иных подсобных помещений, обеденных и тренажерных залов для молодежи. |
5. | Размещение учебных помещений для детей младшего школьного возраста | 3.4.4. Учебные кабинеты и рекреационные помещения для обучающихся 1 - 4 классов размещаются на 1 - 3 этажах отдельного здания или отдельного блока, кабинеты технологии для мальчиков размещаются на 1 этаже. |
6. | Минимальный набор помещений на период капитального ремонта | 3.4.11. При размещении общеобразовательной организации в приспособленном здании (на период ремонтных работ или строительства нового здания) обеспечивается наличие следующего минимального набора помещений: учебные кабинеты, помещения для организации питания, административно-хозяйственные помещения, санузлы. |
7. | Размещение и оборудование туалетных комнат | 2.4.11. Площадь туалетов для детей <...> старше 7 лет - не менее 0,1 м на ребенка. 3.4.10. На каждом этаже размещаются санитарные узлы раздельные для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями и умывальниками для мытья рук. Для инвалидов маломобильных групп туалетная комната (кабина) должна быть оборудована с учетом обеспечения условий доступности. Для персонала оборудуется отдельный санузел (кабина). <...> 2.11.4. <...> Для технических целей в туалетных помещениях устанавливается отдельный водопроводный кран. |
8. | Требования к водоснабжению и водоотведению | 2.6.1. Здания <...> оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения <...>. <...> При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения хозяйствующие субъекты оборудуются нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения в помещениях <...> устанавливаются водонагревающие устройства. 2.6.4. Не допускается использование воды из системы отопления для технологических, а также хозяйственно-бытовых целей. 3.4.13. Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения пищеблока, столовая, душевые, умывальные, комнаты (кабины) личной гигиены, помещения медицинского назначения, кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1 - 4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также туалеты. |
9. | Организация питания | 1.9. При нахождении детей и молодежи на объектах более 4 часов обеспечивается возможность организации горячего питания. 3.4.3. Для всех обучающихся должны быть созданы условия для организации питания. Количество мест в обеденном зале должно обеспечивать организацию питания всех обучающихся в течение не более трех перемен, во вновь строящихся и реконструируемых - не более чем в две перемены. Число одновременно питающихся детей не должно превышать количество посадочных мест в обеденном зале по проекту. При обеденном зале устанавливаются умывальники из расчета один кран на 20 посадочных мест. |
10. | Размещение гардероба | 3.4.5. В гардеробах оборудуют места для каждого класса, исходя из площади не менее 0,15 м на ребенка. <...> Для обучающихся 1 - 4 классов гардероб может размещаться в рекреациях (при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками), а также в учебных кабинетах (при условии соблюдения нормы площади учебного кабинета на 1 обучающегося в соответствии с гигиеническими нормативами и выделении дополнительной площади для оборудования гардероба). |
11. | Нормативы площадей учебных кабинетов | 3.4.14. <...> Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом: - не менее 2,5 м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; - не менее 3,5 м на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. |
12. | Режим учебных занятий | 3.4.15. <...> Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов. 3.4.16. <...> Продолжительность урока не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в которых не должна превышать 40 минут. <...> Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 урока) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. 3.5.12. При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения <...> обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут. |
Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства просвещения РФ от 30 апреля 2021 г. N 417/221 "Об утверждении требований к подключению и доступу, включая требования к передаче данных, государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего и среднего профессионального образования, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных избирательных комиссий к единой сети передачи данных" |
13. | Необходимая скорость передачи данных при подключении объектов к локальным сетям | 3. <...> для образовательных организаций, находящихся в городских поселениях, - не менее 100 Мбит/с; для образовательных организаций, находящихся в сельских поселениях, - не менее 50 Мбит/с <...>. |
2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
"САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
И МОЛОДЕЖИ" (СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)
Ключевые требования | Дошкольные образовательные организации | Общеобразовательные организации |
Набор помещений | Место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для раздельного хранения верхней одежды и полками для обуви воспитанников; игровая комната для проведения игр; помещение (место в игровой комнате) для сна; кухня (при нахождении детей более 4 часов) для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов; помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми (при нахождении детей более 4 часов); место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима; помещение (место) для хранения белья (при организации сна детей); место или (шкаф) для хранения уборочного инвентаря; туалет; умывальная комната; помещения для занятий и помещения для персонала, помещение (место) для мытья игрушек и игрового оборудования. | При размещении общеобразовательной организации в приспособленном здании (на период ремонтных работ или строительства нового здания) обеспечивается наличие следующего минимального набора помещений: учебные кабинеты, помещения для организации питания, административно-хозяйственные помещения, санузлы. |
Нормативы площадей учебных кабинетов и групп | Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2,5 м2 на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 лет должна составлять не менее 1,8 м2 на ребенка, для детей от 3 до 7 лет - не менее 2,0 м2 на ребенка. | Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом: - не менее 2,5 м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; - не менее 3,5 м на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. |
Размещение и оборудование туалетных комнат | Площадь туалетов для детей до 3 лет должна составлять не менее 12 м, от 3 до 7 лет - 16,0 м. Туалеты для детей раннего возраста оборудуются в одном помещении для мальчиков и девочек: устанавливаются умывальные раковины для детей, раковина и унитаз (в отдельной кабине) для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детская ванна (для детей ясельного возраста) или душевой поддон, а также хозяйственный шкаф. В старших и подготовительных группах туалетные комнаты (отдельные кабинки) оборудуются отдельно для мальчиков и девочек. В умывальной зоне устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и ног), количество которых должно соответствовать общему количеству детей. | Площадь туалетов для детей старше 7 лет должна составлять не менее 0,1 м на ребенка. Туалеты размещаются на каждом этаже, раздельные для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями и умывальниками для мытья рук. Для персонала оборудуется отдельный санузел (кабина). |
Организация питания | При нахождении детей более 4 часов оборудуется место в игровой комнате или на кухне для приема пищи детьми. Допускается осуществление питания детей в одном помещении (кухне), предназначенном как для приготовления пищи, так и для ее приема. Площадь помещений для приема и (или) приготовления пищи должна составлять не менее 0,7 м на одно посадочное место. Количество посадочных мест должно обеспечивать одновременный прием пищи всеми детьми. | При нахождении детей и молодежи на объектах более 4 часов обеспечивается возможность организации горячего питания. Для всех обучающихся должны быть созданы условия для организации питания. Число одновременно питающихся детей не должно превышать количество посадочных мест в обеденном зале. При обеденном зале устанавливаются умывальники из расчета один кран на 20 посадочных мест. |
Размещение гардероба | Для хранения верхней одежды раздевальные групповых ячеек оборудуются шкафами для верхней одежды детей с индивидуальными ячейками, полками для головных уборов, крючками. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. Количество индивидуальных ячеек должно соответствовать списочному количеству детей в группе. В раздевальных комнатах или в отдельных помещениях создаются условия для сушки верхней одежды и обуви детей. | В гардеробах оборудуют места, исходя из площади не менее 0,15 м на ребенка. Для обучающихся 1 - 4 классов гардероб может размещаться в рекреациях (при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками), а также в учебных кабинетах (при условии соблюдения нормы площади учебного кабинета на 1 обучающегося в соответствии с гигиеническими нормативами и выделении дополнительной площади для оборудования гардероба). |