Главная // Актуальные документы // Перечень
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием Распоряжения ОАО "РЖД" от 11.08.2022 N 2093/р, утвердившего новое Положение.

Документ введен в действие с 01.01.2017 (Распоряжение ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2623р).
Название документа
"758-2016 ПКБ ЦВ. Положение о системе технического обслуживания и ремонта специальных вагонов грузового и пассажирского типов"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2623р)

"758-2016 ПКБ ЦВ. Положение о системе технического обслуживания и ремонта специальных вагонов грузового и пассажирского типов"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2623р)


Содержание


Утверждено
распоряжением ОАО "РЖД"
от 22 декабря 2016 г. N 2623р
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СПЕЦИАЛЬНЫХ
ВАГОНОВ ГРУЗОВОГО И ПАССАЖИРСКОГО ТИПОВ
N 758-2016 ПКБ ЦВ
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение устанавливает систему технического обслуживания и ремонта специальных вагонов грузового и пассажирского типов (далее - Положение), находящихся на балансе ОАО "РЖД".
1.2. На специальные вагоны грузового и пассажирского типов должно быть оформлено удостоверение формы ВУ-103 "Удостоверение на специальный вагон грузового/пассажирского типа" (далее - Удостоверение). Удостоверение выписывается независимо от нумерации на вагоны парка ОАО "РЖД", предназначенные для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и не применяющиеся для коммерческих перевозок. Основанием для составления Удостоверения является поступление специального вагона грузового и пассажирского типов на баланс филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД". Удостоверение составляется отдельно для каждого вагона грузового и пассажирского типов. Форма ВУ-103 заполняется в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается балансодержателю, второй передается в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, третий остается в делах эксплуатационного вагонного депо. Специальные вагоны грузового и пассажирского типов без наличия Удостоверения к эксплуатации не допускаются.
1.3. Система технического обслуживания и ремонта специальных вагонов грузового и пассажирского типов предназначена для обеспечения потребностей подразделений ОАО "РЖД" технически исправными вагонами приписного парка, входящими в состав пожарных, восстановительных и других хозяйственных поездов, обеспечивающих строительство, содержание и функционирование инфраструктуры ОАО "РЖД".
1.4. Продление срока службы специальных вагонов грузового и пассажирского типов осуществляется в соответствии с Положением о продлении срока службы специальных вагонов грузового и пассажирского типа, утвержденным Управлением инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации 22 октября 2010 г.
1.5. Положение о продлении срока службы специальных вагонов грузового и пассажирского типа, утвержденное Управлением инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации 22 октября 2010 г. не распространяется на сменные узлы и детали вагонов (автосцепное, тормозное оборудование, тележки), а также на специализированное оборудование, устройства и механизмы, смонтированные на вагонах.
1.6. Специализированное оборудование, устройства, механизмы, узлы и детали, не относящиеся непосредственно к основным несущим элементам кузова и рамы, проходят техническое обслуживание и ремонт в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, и при необходимости заменяются в установленном порядке. Срок их службы в соответствии с Положением о продлении срока службы специальных вагонов грузового и пассажирского типа, утвержденным Управлением инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации 22 октября 2010 г. продлению не подлежит.
1.7. Перечень нормативной технической документации, использованной при разработке настоящего Положения, приведен в приложении А.
1.8. Применение настоящего Положения сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) между ОАО "РЖД" и данными организациями.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем Положении используются следующие термины и определения:
Техническое обслуживание вагона (ТО) - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности вагона в сформированных или транзитных поездах, а также порожнего вагона при подготовке к перевозкам без его отцепки от состава или группы вагонов.
Технический осмотр специальных вагонов грузового и пассажирского типов (ТОС) - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности специальных вагонов грузового и пассажирского типов инвентарного парка ОАО "РЖД" без отцепки от состава или группы вагонов. ТОС проводится в местах дислокации специальных вагонов грузового и пассажирского типов в объеме технического обслуживания вагона (ТО). ТОС является планово-предупредительной мерой и производится с периодичностью, указанной в таблице 4. При проведении ТОС в обязательном порядке выполняются работы, предусмотренные в объеме, установленном при проведении ТР-2.
Текущий отцепочный ремонт вагона (ТР) - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности вагона с заменой или восстановлением отдельных составных частей, отцепкой от состава или группы вагонов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути.
По техническому состоянию специальных вагонов грузового и пассажирского типов, месту обнаружения его отказа и отцепки, текущий отцепочный ремонт подразделяется на ТР-1 и ТР-2.
Текущий отцепочный ремонт вагона (ТР-1) - ремонт порожнего вагона, выполняемый при его подготовке к перевозке с отцепкой от состава или группы вагонов.
Текущий отцепочный ремонт вагона (ТР-2) - ремонт с целью восстановления работоспособности груженого или порожнего вагона, с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или сформированных составов.
Деповской ремонт вагона (ДР) - ремонт, выполняемый для восстановления исправности частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры технического состояния составных частей.
Капитальный ремонт вагона (КР) - ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Деповской (ДР) и капитальный (КР) являются плановыми видами ремонтов, постановка вагонов в которые осуществляется по установленным нормативам, указанным в разделе 6 Положения.
Специальные вагоны грузового и пассажирского типов - железнодорожный подвижной, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта, без права курирования в составах пассажирских и грузовых поездов.
3. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА СПЕЦИАЛЬНЫХ
ВАГОНОВ ГРУЗОВОГО И ПАССАЖИРСКОГО ТИПОВ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
3.1. Система технического обслуживания и ремонта специальных вагонов грузового и пассажирского типов, а также пожарных, восстановительных и хозяйственных поездов предусматривает следующие виды технического обслуживания и ремонта:
Техническое обслуживание вагона - ТО
Технический осмотр специальных вагонов грузового и пассажирского типов - ТОС
Текущий отцепочный ремонт (ТР) подразделяющийся на:
Текущий отцепочный ремонт - ТР-1;
Текущий отцепочный ремонт - ТР-2;
Деповской ремонт - ДР;
Капитальный ремонт - КР.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И ПЛАНОВЫХ ВИДОВ РЕМОНТА СПЕЦИАЛЬНЫХ ВАГОНОВ
ГРУЗОВОГО И ПАССАЖИРСКОГО ТИПОВ
4.1. Специальные вагоны грузового и пассажирского типов
4.1.1. Техническое обслуживание и ремонт специальных вагонов грузового и пассажирского типов производятся балансодержателем в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД".
4.1.2. Специальные вагоны грузового и пассажирского типов должны проходить плановые виды ремонта (ДР, КР) с периодичностью, указанной в разделе 6.
4.1.3. Специальные вагоны грузового и пассажирского типов считаются неисправными, если они по своему техническому состоянию не могут быть допущены к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования.
4.1.4. Неисправности специальных вагонов грузового и пассажирского типов устанавливаются работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов.
4.1.5. Ремонт специальных вагонов грузового и пассажирского типов должен выполняться на предприятиях, имеющих условный номер клеймения, полученный в соответствии с Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, утвержденным и введенным в действие решением шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 21 - 22 октября 2014 г.
4.1.6. При проведении плановых видов ремонта и технического обслуживания специальных вагонов грузового и пассажирского типов запрещается обезличивание (постановка под другой вагон) их тележек.
4.2. Пожарные и восстановительные поезда
4.2.1. Железнодорожный подвижной состав пожарного, восстановительного поезда должен проходить техническое обслуживание по месту постоянной дислокации в сроки, установленные ОАО "РЖД".
4.2.2. Техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава пожарных поездов проводится работниками вагонного хозяйства в присутствии начальника пожарного поезда или начальника караула пожарного поезда, а восстановительных поездов в присутствии начальника восстановительного поезда или его заместителя.
4.2.3. По заявке начальника пожарного, восстановительного поезда не выезжавшему на линию железнодорожному подвижному составу пожарного, восстановительного поезда начальник железнодорожной станции организует обкатку с выставлением его на приемоотправочные пути в соответствии с техническо-распорядительным актом станции и технологическим процессом работы станции.
Обкатка железнодорожного подвижного состава пожарного поезда должна производиться не реже одного раза в 6 месяцев на расстояние не менее 50 метров, а железнодорожного подвижного состава восстановительного поезда не реже одного раза в 3 месяца на расстояние не менее 25 км.
Сведения о проведенной обкатке заносятся в журнал учета работы пожарного, восстановительного поезда и в книгу предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию.
4.2.4. Сроки службы железнодорожного подвижного состава пожарных, восстановительных поездов ограничиваются сроком службы их базового железнодорожного подвижного состава (в годах), начиная с года постройки.
Продление срока службы железнодорожного подвижного состава пожарных, восстановительных поездов должно проводиться в соответствии с Положением о продлении срока службы специальных вагонов грузового и пассажирского типа утвержденным Управлением инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации 22 октября 2010 г.
4.2.5. На время ремонта железнодорожного подвижного состава пожарных, восстановительных поездов балансодержатель обеспечивает его замену из резерва.
4.2.6. Эксплуатация железнодорожного подвижного состава пожарных, восстановительных поездов с просроченными сроками плановых ремонтов запрещается.
4.2.7. Контрольный осмотр ходовых частей, тормозного оборудования и автосцепных устройств в железнодорожном подвижном составе восстановительного, пожарного поезда проводится не реже одного раза в месяц и каждый раз после выезда из пункта постоянной дислокации с отметкой в специально заведенном для этих целей журнале.
Контрольный осмотр проводится мастером ПТО, осмотрщиками вагонов в присутствии начальника восстановительного, пожарного поезда.
Ответственность за техническую исправность железнодорожного подвижного состава возлагается на работников вагонного хозяйства, проводивших осмотр и давших его готовность, в журнале формы ВУ-14.
5. НОРМАТИВЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПЛАНОВЫХ ВИДОВ РЕМОНТА СПЕЦИАЛЬНЫХ
ВАГОНОВ ГРУЗОВОГО И ПАССАЖИРСКОГО ТИПОВ
5.1. Нормативы периодичности производства плановых видов ремонта специальных вагонов грузового и пассажирского типов.
5.1.1. Нормативы периодичности производства плановых видов ремонта специальных вагонов грузового и пассажирского типов установлены по комбинированному критерию, одновременно учитывающему фактически выполненный объем работ, выраженный в километрах пробега вагона, и календарную продолжительность, выраженную в годах, использования вагона от постройки (планового ремонта) до момента подачи вагона в первый (последующий) плановые ремонты.
Нормативы периодичности производства КР приведены в таблице 2.
Таблица 2
НОРМАТИВЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КР СПЕЦИАЛЬНЫХ ВАГОНОВ
ГРУЗОВОГО И ПАССАЖИРСКОГО ТИПОВ
N п/п
Род вагона
Назначенный срок службы, лет <*>/тыс. км <*>
Капитальный ремонт после постройки, не более лет <**>/тыс. км <**>
Капитальный ремонт после капитального ремонта, лет/тыс. км
1
Цистерны
32/1410
20/880
-
2
Крытые вагоны
32/1410
20/880
-
3
Платформы, в том числе РВС и УСО
32/1410
20/880
-
4
Полувагоны, думпкары
22/1360
15/910
-
5
Рефрижераторные вагоны,
25/1530
15/940
-
хоппер-дозаторы
25/1120
15/700
6
Специальные вагоны пассажирского типа, в том числе вагоны сопровождения, не курсирующие в пассажирских поездах
28/1400
15/740
-
--------------------------------
<*> Приводятся справочно.
<**> Уточняются исходя из условий эксплуатации (пробег).
5.1.2. Нормативы периодичности производства ДР, устанавливаются по комбинированному критерию, одновременно учитывающему фактически выполненный объем работ, выраженный в километрах пробега вагона, и календарную продолжительность, выраженную в годах, использования вагона от постройки (планового ремонта) до момента подачи вагона в первый (последующий) плановые ремонты.
5.2. Нормативы периодичности проведения ДР по комбинированному критерию календарной продолжительности приведены в таблице 3.
Таблица 3
НОРМАТИВЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДР СПЕЦИАЛЬНЫХ ВАГОНОВ
ГРУЗОВОГО И ПАССАЖИРСКОГО ТИПОВ ВАГОНОВ
ПО КОМБИНИРОВАННОМУ КРИТЕРИЮ
N п/п
Род вагона
ДР по комбинированному критерию календарной продолжительности эксплуатации вагона, после
ДР после постройки, лет/тыс. км
ДР после 1-го КР, лет/тыс. км
ДР в период между ДР, лет/тыс. км
КР, лет/тыс. км
1
Цистерны
5/340
5/250
5/180
-
2
Крытые вагоны
5/340
5/250
5/180
-
3
Платформы, в том числе РВС и УСО
5/340
5/180
5/180
-
4
Полувагоны, думпкары
5/370
5/320
5/270
-
5
Рефрижераторные вагоны,
5/340
5/300
5/300
-
хоппер-дозаторы
5/340
5/250
5/180
6
Специальные вагоны пассажирского типа, в том числе вагоны сопровождения, не курсирующие в пассажирских поездах
5/340
5/320
5/200
-
5.3. Отсчет межремонтного норматива начинается, соответственно, с момента изготовления, производства плановых видов ремонта или ремонта с продлением срока службы, документально оформленного в установленном порядке.
5.4. Использование вагона в рабочем парке с достигнутым межремонтным нормативом не допускается. Допускается использовать вагоны с истекшим сроком КР до истечения межремонтного норматива от последнего ДР, с последующим обязательным направлением вагона в КР.
5.5. Эксплуатация вагона за пределами назначенного срока службы без проведения установленным порядком продления срока службы с оформлением паспорта формы ВУ-4М запрещена.
С 1 января 2014 г. вагоны инвентарного парка с истекшими сроками службы допускаются к эксплуатации в международном сообщении до первого планового вида ремонта (п. 1.13 Правил содержания грузовых вагонов при системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов с учетом фактически выполненного объема работ). При проведении планового вида ремонта таким вагонам проводить продление срока их службы в соответствии с Положением о продлении срока службы специальных вагонов грузового и пассажирского типа утвержденным Управлением инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации 22 октября 2010 г.
5.6. По истечении назначенного срока службы эксплуатация вагона должна быть прекращена независимо от его технического состояния, после чего должно быть принято решение об его списании или продлении срока службы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вагоны с продленным сроком службы после производства плановых видов ремонта, выполненного по результатам технического диагностирования, подлежат очередным плановым ремонтам по критерию календарной продолжительности эксплуатации вагона, в соответствии со схемами указанными в разделе 6.
5.7. При переоборудовании вагона из одного рода (типа) в другой, имеющий пониженные значения межремонтных нормативов и/или назначенного срока службы по сравнению с базовой моделью, вагону устанавливаются пониженные значения межремонтных нормативов и/или назначенного срока службы.
5.8. Нормативы периодичности производства ТОС, устанавливаются по единичному критерию календарной продолжительности эксплуатации вагона, выраженной в годах, от постройки (планового ремонта) до момента подачи вагона в первый (последующий) плановые ремонты, в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
НОРМАТИВЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТОС СПЕЦИАЛЬНЫХ ВАГОНОВ
ГРУЗОВОГО И ПАССАЖИРСКОГО ТИПОВ ПО ЕДИНИЧНОМУ КРИТЕРИЮ
N п/п
Род вагона
От постройки до деповского, лет
От деповского до деповского, лет
От капитального до деповского, лет
1
Цистерны
1
1
1
2
Крытые вагоны
1
1
1
3
Платформы, в том числе РВС и УСО
1
1
1
4
Полувагоны, думпкары
1
1
1
5
Рефрижераторные вагоны, хоппер-дозаторы
1
1
1
6
Специальные вагоны пассажирского типа, в том числе вагоны сопровождения, не курсирующие в пассажирских поездах
1
1
1
6. СХЕМЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА,
ПЛАНОВЫХ ВИДОВ РЕМОНТА СПЕЦИАЛЬНЫХ ВАГОНОВ ГРУЗОВОГО
И ПАССАЖИРСКОГО ТИПОВ
6.1. Периодичность проведения технического осмотра, плановых видов ремонтов специальных вагонов грузового типа от постройки до утилизации указана на рисунках 1 - 3.
Рисунок 1. Периодичность проведения технического осмотра,
плановых видов ремонтов крытых вагонов, цистерн и платформ
в период жизненного цикла
Рисунок 2. Периодичность проведения технического осмотра,
плановых видов ремонтов рефрижераторных вагонов,
хоппер-дозаторов в период жизненного цикла
Рисунок 3. Периодичность проведения технического осмотра,
плановых видов ремонтов полувагонов, думпкаров в период
жизненного цикла
6.2. Периодичность проведения технического осмотра, плановых видов ремонтов специальных вагонов пассажирского типа от постройки до утилизации указана на рисунке 4.
Рисунок 4. Периодичность проведения технического осмотра,
плановых ремонтов специальных вагонов пассажирского типа,
в том числе вагонов сопровождения, не курсирующих
в пассажирских поездах
Приложение А
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
N п/п
Наименование
Утверждение
1
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
Утверждены приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286
2
Об отмене распоряжений от 12 сентября 2013 г. N 1955р "Об изменении периодичности проведения плановых видов ремонта подвижного состава пожарных и восстановительных поездов" и от 27 декабря 2013 г. N 2907р "О внесении изменений в распоряжение ОАО "РЖД" от 12 сентября 2013 г. N 1955р"
Утверждено распоряжением N 2238р от 23 сентября 2014 г.
3
Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) с изм., утв. на 52-м, 53-м, 55-м, 56-м заседаниях Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. Введена Приказом Минтранса России от 08.10.2009 N 176 и распоряжением ОАО "РЖД" от 31.08.2009 N 1794р
Утверждена Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества. Протокол от 21 - 22 мая 2009 г. N 50
4
Вагоны пассажирские. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту. 023 ПКБ ЦЛ-2010 РЭ
Утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2011 N 2856р
5
Правила содержания грузовых вагонов при системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов с учетом фактически выполненного объема работ (Приложение N 5)
Утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 6 - 7 мая 2013 г. N 58
6
Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении
Утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2012 г. N 2759р
7
Положение "Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО "РЖД"
Утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 28 декабря 2010 г. N 2754р в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 14.06.2011 N 1274р
8
Положение о восстановительных поездах железных дорог ОАО "РЖД"
Утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 31.08.2006 N 1807р
9
Положение о продлении срока службы специальных вагонов грузового и пассажирского типа
Начальником Управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ Семиглазовым О.А. 22 октября 2010 г. (в ред. извещения 32 ЦВ 25-2014 об изменении, утв. Начальником Управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ Шпади Д.В. от 16.06.2014
10
Положение об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей
Утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 21 - 22 октября 2014 г.