Главная // Актуальные документы // Основные положения
СПРАВКА
Источник публикации
М., В/О "Мортехинформреклама", 1987
Примечание к документу
Название документа
"РД 31.10.33-87. Транспортно-технологические системы морских перевозок на базе доставки укрупненных грузовых единиц "от двери до двери". Основные положения"
(направлен Письмом Минморфлота СССР от 08.07.1987 N ГФ-17/329)


"РД 31.10.33-87. Транспортно-технологические системы морских перевозок на базе доставки укрупненных грузовых единиц "от двери до двери". Основные положения"
(направлен Письмом Минморфлота СССР от 08.07.1987 N ГФ-17/329)


Содержание


Направлен
Письмом Минморфлота СССР
от 8 июля 1987 г. N ГФ-17/329
Утвержден
Главным управлением перевозок,
эксплуатации флота и портов
Начальник Главфлота
Н.П.ЦАХ
Научно-техническим управлением
Начальник НТУ
И.Б.ОРЛОВ
Срок введения в действие
с 1 июня 1988 года
Вводится впервые
ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА БАЗЕ ДОСТАВКИ УКРУПНЕННЫХ
ГРУЗОВЫХ ЕДИНИЦ "ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ"
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
РД 31.10.33.-87
Разработан Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ".
Настоящий РД устанавливает общие положения, основные определения, требования к проектированию, составу документации и порядку внедрения контейнеровозных, пакетовозных, лихтеровозных и паромных транспортно-технологических систем (ТТС), создаваемых на базе перевозок грузов укрупненными грузовыми местами.
1. Общие положения
1.1. Транспортно-технологическая система (ТТС) - это система взаимоувязанной технологии и организации перевозки грузов с минимальными народнохозяйственными издержками от отправителя до получателя с участием одного или нескольких видов транспорта, действующая на основе положений или соглашений (договоров) между отправителями, перевозчиками и получателями грузов, заключаемых для каждой конкретной ТТС и определяющих технологические, организационные и коммерческо-правовые условия их функционирования.
1.2. В отдельных случаях ТТС могут функционировать не "от двери отправителя", а от мест концентрации (баз) или портов перевалки грузов, куда они поступают от отправителей поштучно и где осуществляется формирование укрупненных грузовых единиц и дальнейшая перевозка по системе ТТС "до получателя". Целесообразность организации этих ТТС определяется расчетом экономической эффективности с учетом сложившихся конкретных условий.
1.3. Основными слагаемыми ТТС являются: подвижной состав различных видов транспорта (суда, вагоны, автомобили, тягачи, трейлеры); перегрузочные комплексы - причалы, склады, подъездные пути, погрузочно-разгрузочные механизмы, грузозахватные и пакето-формирующие приспособления, средства укрупнения (контейнеры, поддоны, ролл-трейлеры, пакетирующие стропы и т.п.), средства автоматизации и управления.
1.4. ТТС реализуются через транспортно-технологические линии (ТТЛ). Для рассматриваемых ТТС системообразующим компонентом является укрупненная грузовая единица.
2. Стадии создания и внедрения ТТС
2.1. Предпроектная - разработка и утверждение технического задания.
2.2. Проектная - исследования и разработка всего необходимого комплекса проектной документации по организации доставки груза по схеме от отправителя до получателя (экономических обоснований, технологической, технической, организационно-правовой, коммерческих условий и т.п.).
2.3. Внедрение включает комплексную программу опытно-промышленной проверки ТТС, предложения по корректировке документации, масштабов внедрения, акт внедрения исследовательско-проектной разработки ТТС.
2.4. Авторский надзор за внедрением.
3. Состав проекта ТТС
3.1. Сведения о грузе.
3.1.1. Объемы и период предъявления грузов с распределением по годам и кварталам с помесячной разбивкой, схема перевозки грузов от отправителя до получателя с указанием пунктов отправления - назначения и передачи груза с одного вида транспорта на другой.
3.1.2. Транспортно-физические особенности грузов.
3.1.3. Выбор рационального варианта "транспортабельности" груза и прогрессивной технологии: укрупнение с помощью контейнеров, моно- и блок-пакетов. Специальных обустройств для перевозки и перегрузки тяжеловесов, крупногабаритных агрегатов и колесной техники.
3.2. Состав участников ТТС - круг организаций, включающий грузовладельцев, транспортников и других партнеров, принимающих участие в доставке грузов от отправителя до получателя,
3.3. Транспортные и перегрузочно-складские мощности.
3.3.1. Транспортные средства и их эксплуатационно-технические характеристики (тип и количество судов, вагоны, автомобили).
3.3.2. Перегрузочные комплексы, их техническая оснащенность по звеньям ТТС (тип и количество подъемно-транспортных машин, складские обустройства).
3.4. Взаимоувязанный транспортно-технологический процесс (ВТТП).
3.4.1. ВТТП должен проектироваться, как правило, по элементам ТТС на базе прогрессивной технологии доставки грузов.
3.4.2. Цели ВТТП:
сокращение времени нахождения груза в пути и транспортных средств под грузовыми операциями;
рациональное использование грузовместимости и грузоподъемности занятых в ТТС всех видов транспортных средств;
соблюдение правил использования сроков обращения средств укрупнения;
упрощение условий сдачи-приемки грузов между всеми звеньями ТТС;
исключение тяжелого ручного труда в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций;
повышение уровня сохранной перевозки грузов.
3.4.3. Содержание ВТТП:
укрупненные грузовые единицы, их транспортно-технологические характеристики;
технические условия размещения, крепления УГЕ на железнодорожном подвижном составе и, при необходимости, на автотранспорте;
типовые технологические карты выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ в портах, на станциях и на складах отправителей и получателей груза;
типовые, грузовые планы для морских и речных судов;
карты технологического режима перевозки.
Выполнение требований ВТТП обязательно для всех участников транспортного процесса. Внесение каких-либо изменений в ВТТП производится в установленном порядке по предварительному согласованию с участниками ТТС, головным ведомством.
3.5. Коммерческо-правовое обеспечение.
3.5.1. Порядок сдачи-приемки грузов по всем звеньям транспортно-технологической системы.
3.5.2. Сроки доставки грузов, санкции на несвоевременное предъявление грузов и сроки их доставки.
3.5.3. Сроки обращения средств укрупнения и других специализированных средств перевозки, санкции за несоблюдение сохранности и сроков.
3.5.4. Приспособления, обеспечивающие исключение доступа к грузу в УГЕ (пломбы, контрольные ленты и сетки, брезентовые тенты, бандажи и т.п.).
3.5.5. Содержание маркировки.
3.5.6. Транспортные условия для внешнеторговых контрактов.
3.5.7. Сопроводительные и передаточные документы, порядок их оформления.
3.5.8. Проект договора (соглашения), регулирующего взаимоотношения сторон.
3.5.9. Тарифы на перевозки, выполнение портовых работ, сборы.
3.6. Планирование, оперативное управление, контроль.
3.6.1. Планирование и организация перевозок осуществляются в соответствии с хозяйственными договорами, заключаемыми между морскими пароходствами и грузоотправителями, или другими регулирующими взаимоотношения документами.
3.6.2. Оперативное управление и контроль осуществляется в пределах каждого вида транспорта его аппаратом.
3.7. Автоматизированные системы управления ТТС - "АСУ ТТС" включают:
АСУ "терминал";
АСУ "транспорт" (припортовый или региональный транспортный узел);
АСУ "терминал" выполняет следующие основные задачи:
учет, накопление и размещение груза на терминале;
слежение за доставкой и прибытием грузов;
составление, обработка и передача грузовой документации;
оперативное управление и организация погрузочно-разгрузочных работ.
АСУ "транспорт" выполняет следующие основные задачи:
слежение за прохождением грузов по всем звеньям ТТС;
взаимоувязанное регулирование транспортного процесса;
информационное обеспечение о выполнении договорных обязательств с портом.
4. Выходные документы
4.1. Проект ТТС (документы поименованы в разделе 3).
4.2. План реализации проекта ТТС участниками.
4.3. Проект типового договора (проформа договора) о взаимоотношении сторон - участниц ТТС.
4.4. Соглашение по срокам и стоимости между разработчиками и внедряющими ведомствами и организациями об авторском надзоре.
5. Основные методические указания
по экономическому обоснованию ТТС
5.1. До начала проектирования ТТС, в особенности узкоспециализированной, необходимо надежно обосновать размер "критического" грузопотока, т.е. найти такой объем и его продолжительность во времени, чтобы за этот период окупились все капиталовложения, связанные с созданием системы по конкретным транспортно-технологическим линиям (ТТЛ).
5.2. Экономическая эффективность, рассчитываемая по конкретным ТТЛ, выполняется по их элементам от грузоотправителя до грузополучателя и сравнивается с базовым (существующим) вариантом доставки груза,
5.3. Экономическое обоснование ТТС, создаваемых на базе того или иного варианта укрупнения (когда не меняются основные технические средства транспорта и грузовладельцев), необходимо проводить путем сравнения суммарных эксплуатационных расходов по элементам ТТЛ.
5.4. Сравнение альтернативных ТТС, которые базируются на различных технических средствах, осуществляется по суммарным приведенным затратам, рассчитываемым по элементам ТТЛ.
5.5. Оценка морской составляющей ТТС.
5.5.1. Сравнение вариантов ТТС, базирующихся на существующих технических средствах, не меняющихся вариантах укрупнения, осуществляется по РД 31.12.08-82 "Методика обоснования и определения эффективности вариантов укрупнения грузовых мест (см. извлечение в приложении - не приводится).
При этом следует иметь в виду, что:
в пределах контейнерных, пакетных, ролкерных, лихтеровозных ТТС могут использоваться множество технологий в зависимости от применяемых вариантов укрупнения (различного типа поддоны, пакетирующие стропы, флеты, трейлеры, ролл-трейлеры и т.п., а также укрупнение за счет изменения формы или методов укладки самого груза);
сравниваемые технологические системы должны быть приведены к сопоставимому виду по:
а) объему транспортировки груза, его качеству и составу транспортной работы.
б) месту и условиям реализации перевозочного процесса;
в) методам и нормативам расчета технико-экономических показателей;
г) целесообразность создания и внедрения новых ТТС, базирующихся на соответствующих вариантах укрупнения, обосновывается экономическим эффектом, рассчитываемым на объем перевозки конкретных грузов по конкретной ТТЛ в расчетном году.
Расчет экономического эффекта производится в соответствии с табл. 1 приложения.
5.5.2. При выборе вариантов ТТС, составными элементами которых является несколько видов транспорта, железнодорожную, речную и автомобильную составляющую следует рассчитывать, используя "Методические указания по разработке и применению показателей удельных затрат транспорта для размещения производства и распределения перевозок между видами транспорта", М., ИКТП при Госплане СССР, 1981.