Главная // Актуальные документы // Основные положенияСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием изданием
ПР 32.99-2001, утв. Указанием МПС РФ от 25.12.2001 N М-1966у.
В соответствии с
Указанием МПС России от 14.04.1998 N Б-445у данный документ введен в действие с 1 мая 1998 года.
Название документа
"ПР 32.99-97. Положение о системе калибровки средств измерений на железных дорогах Российской Федерации. Основные положения"
(утв. МПС России 08.04.1998 N ЦТех-546)
"ПР 32.99-97. Положение о системе калибровки средств измерений на железных дорогах Российской Федерации. Основные положения"
(утв. МПС России 08.04.1998 N ЦТех-546)
Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
И.С.БЕСЕДИН
8 апреля 1998 г. N ЦТех-546
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ КАЛИБРОВКИ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ
НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
(ПР 32.99-97)
Разработаны ВНИИЖТ: заместитель Директора ВНИИЖТа В.А. Матюшин; заведующий отделом стандартизации, метрологии, средств испытаний и измерений Н.И. Ананьев; руководитель темы, зав. лабораторией Ю.Я. Яныгин; ответственный исполнитель, ведущий инженер М.П. Иванова.
1. Настоящий документ устанавливает основные положения системы калибровки средств измерений на железных дорогах Российской Федерации, структуру системы калибровки, права и обязанности входящих в нее метрологических служб и распространяется на все предприятия и подразделения железных дорог, осуществляющих калибровку средств измерений, применяемых для собственных нужд.
2. Настоящее Положение разработано на основе и в соответствии со следующими документами:
Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений";
ПР 50.2.016-94 "Государственная система измерений (далее - ГСИ). Требования к выполнению калибровочных работ";
ПР 50.2.017-94 "ГСИ. Положение о Российской системе калибровки";
РД 32.75-97 "Порядок организации калибровочных работ и контроля их качества в метрологических службах подразделений железных дорог", утвержденным указанием МПС России от 26 марта 1997 г. N Б-364у.
III. Определения, обозначения и сокращения
3. В настоящем Положении используются следующие определения, обозначения и сокращения:
Система калибровки на железных дорогах (далее - СКЖД) - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору и действующих на основе установленных требований к организации и проведению калибровочных работ.
Метрологическая служба (далее - МС) - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.
Орган аккредитации - орган, осуществляющий аккредитацию метрологических служб на право проведения калибровочных работ.
ДЦСМ - дорожный центр стандартизации и метрологии.
ГОМС - головная организация метрологической службы отрасли.
БОМС - базовая организация метрологической службы отрасли.
СИ - средство измерений.
ГМК и Н - государственный метрологический контроль и надзор.
Технический регламент - документ, устанавливающий характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства.
4. Предметом деятельности СКЖД является:
а) установление основных принципов и правил СКЖД, организационное, методическое и информационное обеспечение деятельности СКЖД;
б) аккредитация МС железных дорог на право проведения калибровочных работ;
в) регистрация аккредитованных МС железных дорог на право проведения калибровочных работ;
г) калибровка СИ;
д) контроль за выполнением требований, предъявляемых к выполнению калибровочных работ аккредитованными МС.
V. Структура и функции субъектов СКЖД
5. В структуру СКЖД входят:
а) Центральный орган СКЖД - Управление технической политики МПС России;
б) научно - методические центры, выполняющие организационные, научные и информационные функции СКЖД, - ГОМС и БОМС;
в) МС железных дорог, включающих ДЦСМ;
г) органы аккредитации МС предприятий и подразделений железных дорог - ДЦСМ.
Схема организационной структуры СКЖД приведена в
Приложении к настоящему Положению.
6. Центральный орган СКЖД осуществляет следующие основные функции:
устанавливает основные принципы, правила СКЖД;
принимает решения об аккредитации ДЦСМ на право организации и проведения калибровочных работ, регистрации их как органов по аккредитации МС предприятий и подразделений железных дорог;
выдает аттестат об аккредитации ДЦСМ;
принимает решения об аккредитации МС железных дорог на право проведения калибровочных работ и выдачу аттестата об аккредитации;
осуществляет контроль за деятельностью зарегистрированных органов по аккредитации;
рассматривает апелляции по результатам аккредитации;
организует проведение работ в области разработки методик калибровки СИ, применяемых на железных дорогах;
осуществляет взаимодействие с Госстандартом России, органами Российской системы калибровки по вопросам обеспечения единства измерений.
7. К основным функциям научно - методических центров СКЖД относятся:
разработка технических регламентов и методических документов, регулирующих калибровочную деятельность на железных дорогах;
координация разработки методик калибровки, метрологическая экспертиза и аттестация методик калибровки СИ;
утверждение и согласование разрабатываемых МС железных дорог методик калибровки СИ;
участие в проведении метрологического контроля и надзора за деятельностью аккредитованных МС и аккредитующих органов СКЖД;
участие в работе по регистрации органов аккредитации СКЖД;
создание базы нормативных документов и технических регламентов по калибровочной деятельности.
8. К основным функциям ГОМС, как научно - методического центра, относятся:
ведение в установленном порядке отраслевого реестра СИ, допущенных к применению на железных дорогах и не попадающих в сферу распространения государственного метрологического контроля и надзора;
осуществление консультационной деятельности по вопросам функционирования СКЖД;
разработка предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию СКЖД;
ведение реестра аккредитованных МС;
ведение отраслевого банка данных технических регламентов, нормативных и методических документов в области калибровочной деятельности СКЖД, а также функции, указанные в
пункте 7 настоящего Положения.
9. К основным функциям ДЦСМ, как органов по аккредитации, относятся:
аккредитация МС предприятий и подразделений железной дороги на право проведения калибровочных работ;
оформление и выдача аттестата аккредитации МС предприятий и подразделений железной дороги на право калибровки СИ, представление материалов в ГОМС для внесения в реестр аккредитованных МС;
осуществление контроля соблюдения требований к выполнению калибровочных работ;
отмена или приостановление действия выданных от имени данного органа по аккредитации аттестатов о калибровке СИ;
ведение учета аккредитованных ДЦСМ МС предприятий и подразделений железной дороги;
организация повышения квалификации и аттестации работников МС предприятий и подразделений железной дороги;
проведение метрологической экспертизы нормативных документов и технических регламентов по калибровке СИ, разработанных МС предприятий и подразделений железной дороги;
калибровка СИ для собственных нужд, оформление результатов калибровки.
10. К основным функциям аккредитованных в СКЖД МС предприятий и подразделений железных дорог относятся:
калибровка СИ для собственных нужд, оформление результатов калибровки;
обеспечение надлежащего состояния средств калибровки, а также другие функции, установленные настоящим Положением и другими нормативными документами.
VI. Права, обязанности и ответственность субъектов СКЖД
11. Центральный орган СКЖД имеет право:
проводить контроль деятельности органов аккредитации СКЖД;
получать от органов аккредитации СКЖД информацию о результатах аккредитации МС предприятий и подразделений железных дорог.
12. Центральный орган СКЖД обязан:
своевременно рассматривать и утверждать документы по калибровочной деятельности;
своевременно рассматривать и принимать решения по апелляциям субъектов СКЖД;
своевременно информировать субъектов СКЖД об изменениях в организации и деятельности СКЖД;
принимать необходимые меры для развития и совершенствования калибровочной деятельности на железных дорогах.
13. Центральный орган СКЖД несет ответственность за:
своевременное внедрение технических регламентов, нормативных и методических документов в СКЖД;
правильность организации контроля деятельности органов аккредитации СКЖД;
своевременное информирование субъектов СКЖД об изменениях в организации и деятельности СКЖД;
развитие и совершенствование СКЖД.
14. Научно - методические центры СКЖД обязаны:
оказывать МС железных дорог необходимую помощь в организации калибровочной деятельности;
своевременно представлять субъектам СКЖД необходимую информацию в области калибровочной деятельности;
регулярно осуществлять анализ калибровочной деятельности субъектов СКЖД с целью ее развития и совершенствования.
15. Научно - методические центры СКЖД имеют право:
представлять на утверждение в центральный орган СКЖД проекты технических регламентов, методических и нормативных документов;
участвовать в проведении контроля деятельности субъектов СКЖД;
получать от субъектов СКЖД всю необходимую информацию для осуществления анализа и координации калибровочной деятельности на железных дорогах.
16. Научно - методические центры СКЖД несут ответственность за:
полноту и правильность разработки нормативных документов и технических регламентов, определяющих организацию и порядок осуществления калибровочной деятельности на железных дорогах;
своевременное выполнение анализа калибровочной деятельности;
качество информационного обслуживания субъектов СКЖД.
17. ДЦСМ имеет право:
беспрепятственно посещать аккредитованные им МС для осуществления контроля деятельности и качества калибровочных работ;
аннулировать или приостанавливать действие Аттестатов аккредитации на право калибровки СИ при отрицательных результатах контроля выполнения требований, предъявляемых к аккредитованным МС;
выдавать сертификаты о калибровке СИ и ставить калибровочные знаки.
18. ДЦСМ обязан:
своевременно осуществлять контроль выполнения требований, предъявляемых к МС, аккредитованным на право калибровки СИ;
оказывать МС необходимую помощь в организации калибровочной деятельности;
своевременно предоставлять аккредитованным МС необходимую информацию в области калибровочной деятельности.
19. ДЦСМ несет ответственность за:
своевременную аккредитацию МС по их заявкам;
своевременный контроль выполнения требований, предъявляемых к МС, аккредитованным на право калибровки СИ;
своевременное принятие мер, обеспечивающих выполнение требований, предъявляемых к МС, аккредитованным на право калибровки СИ;
своевременное представление сведений об аккредитации МС предприятий и подразделений железных дорог в ГОМС.
20. Аккредитованные МС имеют право:
калибровать СИ для собственных нужд;
выдавать сертификаты о калибровке и ставить калибровочные знаки;
аннулировать сертификаты о калибровке СИ, гасить оттиски калибровочного знака в случае несоответствия действительных значений метрологических характеристик нормированным или обнаружения неисправностей СИ, делающих их эксплуатацию невозможной, а также в других случаях, предусмотренных нормативными документами и техническими регламентами;
проводить контроль состояния СИ и давать необходимые предписания, исключающие возможность эксплуатации неисправных СИ;
посещать подразделения предприятий железных дорог, эксплуатирующие и (или) хранящие СИ, подлежащие калибровке, в соответствии с режимом, установленным на предприятии;
изменять сроки калибровки СИ с учетом их эксплуатационных свойств и (или) условий эксплуатации.
21. Аккредитованные МС обязаны:
соответствовать требованиям аккредитации;
обеспечивать качество выполняемых калибровочных работ;
проводить калибровку СИ только по тем видам, которые входят в область аккредитации;
вести учет всех предъявляемых претензий к качеству проведенной калибровки;
использовать права аккредитованной МС только в срок действия аттестата аккредитации;
обеспечивать уполномоченным представителям органа аккредитации доступ в производственные помещения для проверки их соответствия требованиям аккредитации и (или) для наблюдения за проведением работ по калибровке СИ;
уведомлять в течение месяца орган аккредитации об изменениях в статусе, структуре, технической оснащенности МС, которые могут повлиять на качество калибровки или на область деятельности МС, признанной при аккредитации;
соблюдать установленные и (или) согласованные сроки проведения калибровки;
калибровать или поверять свои средства калибровки в установленные сроки.
22. Аккредитованные МС несут ответственность за:
состояние и применение СИ, подлежащих калибровке;
качество выполняемых калибровочных работ;
состояние и применение средств калибровки, используемых для калибровки СИ.
к Положению о системе калибровки
средств измерений на железных
дорогах Российской Федерации
от 8 апреля 1998 г. N ЦТех-546
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СКЖД
┌──────────────┐ ┌───────────────────────────────┐
│ Научно - │ │ Центральный орган системы │
│ методические │ ├───────────────────────────────┤
│центры системы├──────┤Управление технической политики│
├──────────────┤ │ МПС России │
│ ГОМС И БОМС │ └───────────────┬───────────────┘
└──────┬───────┘ │
│ Регистрация органов по
│ аккредитации
│ │
│ ┌───────────────┴─────────────────┐
│ │ Дорожные центры стандартизации │
│ │ и метрологии │
│ ├──────────┬──────────────────────┤
│ │Калибровка│Органы по аккредитации│
├──────────────┤ средств │метрологических служб │
│ │измерений │предприятий, подразде-│
│ │ │лений железной дороги │
│ │ │ на право калибровки │
│ │ │ средств измерений │
│ └──────────┴────┬─────────────────┘
│ │
│ Аккредитация
│ │
│ ┌────────────┴──────────────┐
│ │ Метрологические службы │
│ │ предприятий и подразделе- │
│ │ ний, аккредитованные на │
└─────────────────┤ право проведения калибро- │
│ вочных работ │
└────────────┬──────────────┘
│
Калибровка
средств измерений