Главная // Актуальные документы // НаставлениеСПРАВКА
Источник публикации
Клайпеда, 1980
Примечание к документу
Документ введен в действие с 01.07.1980 (Приказ Минрыбхоза СССР от 10.03.1980 N 120).
Название документа
"Наставление по технике безопасности при пересадке людей с одного судна на ошвартованное к нему другое судно в открытом море и на открытых рейдах"
(утв. Минрыбхозом СССР 31.01.1980)
"Наставление по технике безопасности при пересадке людей с одного судна на ошвартованное к нему другое судно в открытом море и на открытых рейдах"
(утв. Минрыбхозом СССР 31.01.1980)
Утверждено
Заместителем министра
рыбного хозяйства СССР
Н.И.ЛЫСЕНКО
31 января 1980 года
Согласовано
Секретарь ЦК профсоюза
рабочих пищевой промышленности
Ф.П.КОРОВИН
7 января 1980 года
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕСАДКЕ ЛЮДЕЙ
С ОДНОГО СУДНА НА ОШВАРТОВАННОЕ К НЕМУ ДРУГОЕ СУДНО
В ОТКРЫТОМ МОРЕ И НА ОТКРЫТЫХ РЕЙДАХ
1.1. Настоящее наставление распространяется на все суда флота рыбной промышленности СССР и суда рыболовецких колхозов при выполнении ими в открытом море и на открытых рейдах операций по пересадке людей с одного судна на ошвартованное к нему другое судно при помощи штатных грузовых устройств и пересадочных средств, предусмотренных для этой цели.
Наставление обязательно для выполнения всеми лицами, участвующими в пересадке, обеспечивающими пересадку или руководящими ею.
1.2. Наставление не отменяет, а дополняет соответствующий раздел "
Правил по технике безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР".
1.3. За невыполнение требований, содержащихся в настоящем наставлении, лица, нарушившие их, несут ответственность в установленном порядке.
1.4. Пересадка людей с одного судна на другое в открытом море и на открытых рейдах является работой с повышенной опасностью и разрешается в случае производственной необходимости, определяемой администрацией судов, или для оказания медицинской помощи.
1.5. Передача с одного судна на другое лежачих больных должна осуществляться при помощи специально предназначенных для этой цели пересадочных средств.
2. ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, РУКОВОДЯЩИХ ПЕРЕСАДКОЙ,
И ЛИЦ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕСАДКУ
2.1. Разрешение на пересадку людей с судна на судно дают, по согласованию между собой, капитаны судов исходя из возможностей безопасного проведения операции пересадки. Они несут ответственность за безопасность людей, участвующих в этой операции.
2.2. Старшие помощники капитанов судов, по согласованию между собой, устанавливают время пересадки, количество пересаживающихся людей и очередность их пересадки.
2.3. Операция по пересадке людей в море должна производиться под непосредственным наблюдением и руководством старших помощников капитанов судов, которые несут непосредственную ответственность за соблюдение правил техники безопасности в объеме, предусмотренном настоящим "Наставлением ...".
Общее руководство операцией пересадки людей осуществляет старший помощник капитана судна, пересадочное средство которого используется для пересадки, он несет ответственность за исправное состояние и своевременное испытание средств пересадки.
2.4. Старший помощник капитана перед операцией по пересадке людей должен провести с ними подробный инструктаж по соблюдению правил техники безопасности в процессе пересадки. Проведение инструктажа должно быть оформлено в судовом журнале по технике безопасности.
2.5. Старший помощник капитана обязан перед каждым использованием пересадочного средства путем личного осмотра убедиться в исправности грузовых средств, пересадочных средств, проверить готовность района пересадки, совместно с механиком, в заведовании которого находятся палубные механизмы, выполнить их тщательную проверку и произвести пробный перенос пересадочного средства без людей. В процессе пробного переноса должны быть проверены:
исправная работа всего грузового устройства, используемого для пересадки, углы расхождения шкентелей, величина проноса пересадочного средства от выступающих частей судовых конструкций, действие лиц, обеспечивающих пересадку.
2.6. Если при осмотрах грузового устройства и пересадочного средства будут обнаружены дефекты, влияющие на безопасность проведения операции пересадки, а также износы, превышающие допускаемые, то изношенные или поврежденные детали должны быть заменены или отремонтированы, неисправности устранены, после чего пересадочное средство должно быть испытано в соответствии с
п. 4.4 настоящего "Наставления ...".
2.7. Старший помощник капитана обязан находиться на палубе при подъеме и спуске людей и расставить соответствующим образом на оттяжках лиц, обеспечивающих пересадку. На каждую оттяжку надлежит выделять не менее 2-х человек. Каждая оттяжка должна быть разнесена на палубе во избежание запутывания.
2.8. Люди, поставленные на оттяжках, должны быть тщательно проинструктированы и обязаны действовать только по указанию старшего помощника капитана.
2.9. К управлению лебедками при пересадке людей допускаются лебедчики, обладающие достаточными практическими навыками, прошедшие соответствующий инструктаж, сдавшие техминимум и допущенные к пересадке людей приказом по судну. К самостоятельному управлению лебедками допускаются лица не моложе 18 лет.
2.10. Старшие помощники капитана на обоих судах в момент пересадки обязаны лично подавать соответствующие команды лебедчикам и матросам, стоящим на оттяжках. Команды лебедчикам необходимо подавать согласно единой системе сигнализации.
3. ОБЯЗАННОСТИ ЛЮДЕЙ, ПЕРЕСАЖИВАЮЩИХСЯ С СУДНА НА СУДНО
3.1. Самовольная пересадка людей с судна на судно запрещается.
3.2. При нахождении на пересадочном средстве и работе на оттяжках использование защитных касок обязательно.
3.3. Во время подъема-спуска на пересадочном средстве следует вести себя спокойно, удерживаться двумя руками за пересадочное средство. Запрещается держаться за выступающие наружные части пересадочного средства.
3.4. Запрещается оставлять пересадочное средство до того как оно своим основанием плотно, без перемещений, сядет на палубу судна.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСАДОЧНЫМ СРЕДСТВАМ
4.1. Пересадка людей с судна на судно разрешается только с помощью специально изготовленной для этой цели корзины или иного пересадочного средства (приспособления), гарантирующего безопасность пересаживаемых и одобренного технической инспекцией труда ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности.
Применение для этой цели штормтрапов запрещается.
4.2. Конструкция пересадочных средств должна удовлетворять следующим требованиям:
4.2.1. Коэффициент запаса прочности относительно временного сопротивления материала конструкции - не менее 12.
4.2.2. Средство должно быть устойчивым на палубе и в воздухе во время переноса с судна на судно вне зависимости от числа находящихся там пассажиров.
4.2.3. В основании пересадочное средство должно иметь достаточно жесткую, ровную поверхность. Основание должно быть оборудовано амортизатором, смягчающим удары при спуске на палубу.
4.2.4. При возникновении опасной ситуации конструкция не должна препятствовать возможности быстро покинуть пересадочное средство одновременно всеми находящимися в нем людьми.
4.2.5. Средство должно обеспечивать защиту людей от возможности ударов о выступающие части судовых конструкций.
4.2.6. Крепление пересадочного средства к скобе грузового шкентеля должно производиться такелажной скобой, имеющей клеймо о предельно допустимой нагрузке.
4.2.7. Узел крепления к грузовому шкентелю должен предохранять от возможности травмирования пересаживающихся людей грузовой подвеской после постановки пересадочного средства на палубу.
4.2.8. Пересадочное средство должно быть оборудовано двумя оттяжками достаточной длины и прочности.
4.2.9. Пересадочное средство рекомендуется снабжать быстроотдающимися страховочными приспособлениями.
4.2.10. Пересадочное средство не должно быть грязным, обледенелым, скользким, не должно иметь деформаций, трещин и нарушений конструкции. Износ скоб и обухов допускается на величину не более 10% первоначального диаметра.
4.3. На видном месте у пересадочного средства должна быть бирка, на ней указывается наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, допускаемая нагрузка и дата проведения испытаний.
4.4. Пересадочное средство необходимо покрасить в оранжевый цвет и нанести трафарет "ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРЕСАДКИ ЛЮДЕЙ".
4.5. Пересадочные средства после изготовления, в процессе эксплуатации, ежегодно и после каждого ремонта должны подвергаться испытанию статической нагрузкой, превышающей расчетную в два раза, с выдержкой под нагрузкой не менее 10 минут и динамической - равномерным подъемом и опусканием с грузом, превышающим на 50% расчетную рабочую нагрузку.
Пересадочное средство после испытаний не должно иметь деформаций.
Проведение испытаний оформляется соответствующим актом.
4.6. Стальные канаты стропов должны выбраковываться в соответствии с
приложением 8 "Правил устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов".
4.7. Документация на пересадочное средство должна быть согласована с технической инспекцией ЦК профсоюза.
5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЙОНУ ПЕРЕСАДКИ
5.1. Район палуб судов, где производится пересадка, должен быть освобожден от посторонних предметов, мешающих подъему и спуску пересадочного средства. На пути движения пересадочного средства не должны находиться предметы, устройства, которые могли бы помешать движению пересадочного средства. Место пересадки должно быть ограждено, а на ограждении вывешена табличка "ОСТОРОЖНО, ПРОИЗВОДИТСЯ ПЕРЕСАДКА ЛЮДЕЙ". Посторонние лица к местам пересадки не допускаются.
5.2. Район пересадки людей должен быть очищен от снега, льда, рыбных отходов, слизи и т.д., не должен быть скользким. В ночное время район пересадки должен иметь минимальную среднюю освещенность не менее 25 люкс для ламп накаливания и не менее 50 люкс для ламп других типов, без слепящего действия света для всех участников пересадочной операции.
5.3. Люки трюмов, расположенные в районе пересадки людей, должны быть закрытыми в момент проведения операции.
5.4. В районе пересадки людей на судах должны находиться спасательные круги со светящимися буйками и закрепленными на них бросательными концами длиной не менее 27 метров. Между бортами судов, вдоль пути следования пересадочного средства, рекомендуется устанавливать предохранительную сетку.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ГРУЗОВЫМ УСТРОЙСТВАМ
6.1. Для пересадки людей в море могут применяться только судовые стрелы или судовые краны грузоподъемностью не менее 1 т с машинным приводом, поднадзорные Регистру СССР.
6.2. Не допускается пересадка людей с помощью одиночной механизированной стрелы с последующим ее поворотом оттяжками.
6.3. Запрещается использовать при пересадке людей грузовые стрелы, не укомплектованные соответствующей грузовой лебедкой.
6.4. На каждом судне, производящем пересадку людей в море, должна быть инструкция по работе спаренными грузовыми стрелами, одобренная инспекцией Регистра СССР.
Применение схем, не помещенных в инструкции, не допускается.
6.5. Расстановка грузовых стрел и контроттяжек при пересадке людей должна обеспечивать возникновение минимальных усилий во всех элементах грузового устройства, а также предотвращать самопроизвольное заваливание стрел к мачте (опрокидывание). Если возможность опрокидывания стрел схемой расстановки грузовых стрел не исключается, то такую возможность следует предотвращать установкой дополнительных оттяжек.
6.6. Для целей пересадки людей судовые грузовые стрелы устанавливаются неподвижно и могут быть использованы по следующим схемам:
6.6.1. "На телефон" - шкентель одной грузовой стрелы соединяется со шкентелем другой грузовой стрелы одного судна.
6.6.2. "В два шкентеля" - шкентель одиночной стрелы одного судна соединяется со шкентелем одиночной стрелы другого судна.
6.6.3. "В три шкентеля" - шкентели спаренных стрел одного судна соединяются со шкентелем одиночной стрелы другого судна.
6.6.4. "В четыре шкентеля" - шкентели спаренных стрел одного судна соединяются со шкентелями спаренных стрел другого судна.
6.7. При соединении шкентелей грузовых стрел должны использоваться соответствующие соединительные планки или скобы. Использование для соединения шкентелей пентер-гаков не допускается.
6.8. При работе спаренными шкентелями угол расхождения шкентелей не должен превышать указанного в инструкции при работе спаренными грузовыми стрелами. Когда пересадка людей осуществляется между судами, о совместной работе грузовых стрел которых не упомянуто в инструкции - угол расхождения шкентелей не должен превышать 90°.
6.9. Работа грузового устройства запрещается в случае:
- неисправности грузовых устройств;
- неисправности грузоподъемных механизмов;
- наличия трещин и деформаций грузовых стрел;
- отсутствия на съемных деталях клейма Регистра СССР или другого признанного классификационного общества;
- отсутствия сертификатов на грузоподъемные устройства, инструкции по эксплуатации и "Регистровой книги на грузовое устройство",
- если штаги и ванты мачт надлежащим образом не обтянуты;
- если стрелы надлежащим образом не закреплены контроттяжками согласно инструкции;
- если топенант не взят на соответствующий стопор;
- если обнаружены детали с износом 10% и более по толщине или диаметру, а также детали с трещинами, изломами и остаточными деформациями;
- если стальной трос в любом месте на его длине, равной 8 диаметрам, имеет количество обрывов проволок 10% и более от общего количества последних, а также при наличии оборванной пряди, значительного уменьшения диаметра проволок или чрезмерной деформации троса;
- если грузовой шкентель или его коренной конец не закреплены на барабане грузоподъемного механизма;
- если уменьшение диаметра проволок тросов вследствие износа, коррозии и т.п. составляет более 30%.
7. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕСАДКЕ ЛЮДЕЙ
7.1. Пересадка людей в море может быть начата только после полного завершения швартовных операций согласно "Наставлению по швартовным и грузовым операциям в море судов флота РП СССР" и должна быть закончена до начала работы со швартовными концами при расхождении судов.
Пересадка людей во время ведения швартовных операций не допускается.
7.2. Все лица, участвующие в операции пересадки людей, должны быть в защитных касках.
7.3. До подачи сигналов лебедчику старший помощник капитана должен убедиться в правильности размещения людей на пересадочном средстве.
7.4. Лебедчик обязан выполнять только сигналы, подаваемые старшим помощником капитана, за исключением сигнала аварийной остановки, который может быть подан любым лицом, обнаружившим опасность.
Лебедчику необходимо обеспечить хороший обзор района пересадки.
7.5. Грузовые лебедки должны работать на малом ходу до полной выборки слабины троса. Пересадочное средство надлежит плавно поднимать и опускать на палубу, избегая рывков.
7.6. Останавливать раскачивающееся пересадочное средство разрешается только с помощью оттяжек. Запрещается останавливать раскачивающееся пересадочное средство путем опускания его на палубу.
7.7. Запрещается проносить пересадочное средство с людьми в расстоянии менее 1 метра от конструкций судна или встречающихся предметов.
7.8. При пересадке лиц с ограниченной подвижностью (например, больных) следует предпринимать меры особой предосторожности. Пересадка таких лиц должна производиться под непосредственным руководством капитана судна, с которого производится пересадка, и капитана или старшего помощника капитана судна, на которое производится пересадка. Совместно с такими лицами для страховки должны направляться сопровождающие.
7.9. Запрещается:
- пересаживать одновременно людей более, чем это допускается технической документацией на пересадочное средство;
- при волнении моря, превышающем балльность, указанную в
табл. 3 "Правил техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР";
- пересадка людей, если обнаружены какие-либо неисправности, влияющие на безопасность пересадочного средства, грузового устройства, лебедок, а также при отсутствии оттяжек достаточной длины и прочности;
- использовать пересадочные средства не по прямому назначению;
- пересаживать людей, находящихся в нетрезвом состоянии.
7.10. Пересадочное средство должно храниться в специально выделенном месте, исключающем повреждение средства при производстве других судовых работ.