Главная // Актуальные документы // МетодикаСПРАВКА
Источник публикации
"Сборник руководящих документов, регламентирующих летную работу в гражданской авиации". М., 1975
Примечание к документу
Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием
Приказа Минтранса России от 13.12.2023 N 420.
Название документа
"Методика организации и проведения разборов полетов в летных подразделениях гражданской авиации"
(утв. МГА СССР 19.07.1972)
"Методика организации и проведения разборов полетов в летных подразделениях гражданской авиации"
(утв. МГА СССР 19.07.1972)
Утверждена
Заместителем Министра
гражданской авиации СССР
19 июля 1972 года
МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗБОРОВ ПОЛЕТОВ
В ЛЕТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В комплексе решения задач по обеспечению безопасности полетов важное место призваны занимать разборы полетов в летных подразделениях и экипажах как организационная форма и эффективный метод обучения и воспитания у летного состава высокой сознательности и ответственности за безопасное выполнение каждого полета.
Разборы полетов в подразделениях и экипажах гражданской авиации обусловлены спецификой летной работы, требующей постоянного анализа, оценки и систематического контроля деятельности каждого подразделения, которая складывается из летной деятельности экипажей.
На разборе полетов командиры имеют возможность вскрывать и анализировать ошибки, упущения и нарушения при подготовке к выполнению полетов, намечать и проводить конкретные меры по их устранению, способствуя тем самым дальнейшему совершенствованию летного мастерства экипажей, улучшению организации и качества выполнения каждого полетного задания.
В процессе подготовки и проведения разборов полетов должны решаться следующие основные задачи:
- выявление, обобщение и анализ ошибок, упущений и нарушений в летной деятельности подразделений и экипажей;
- обобщение и распространение лучшего опыта подразделений и экипажей по безопасному выполнению полетов;
- обобщение недостатков и нарушений со стороны служб обеспечения полетов, отказов в работе авиационной техники, которые повлияли или могли повлиять на безопасность полетов;
- постановка очередных задач, связанных с повышением уровня безопасности полетов;
- разработка и осуществление конкретных мер предупреждения упущений и нарушений, выявленных на разборе или в процессе его подготовки.
Разборы полетов в зависимости от их назначения, тематики и участников подразделяются:
- на послеполетный разбор - проводится с экипажем (в экипаже) после каждого выполненного полетного задания;
- на разбор полетов - подводится в летном подразделении (звено, эскадрилья, отряд) в сроки, определенные НПП ГА;
- на внеплановый разбор полетов - проводится, если необходимо разобрать причины летного происшествия (предпосылки) или группы сходных происшествий (предпосылок).
После каждого выполненного задания с экипажем (в экипаже), в тот же день, проводится послеполетный разбор. Перенесение разбора на другой день допускается только в исключительных случаях при абсолютном отсутствии условий и времени для его проведения в день полета. Однако проведение разбора является обязательным, без чего экипаж не может быть назначен для выполнения последующего полетного задания.
Послеполетный разбор с экипажем (экипажами) проводит непосредственный командир подразделения (его заместитель, инструктор) или дежурный летный командир. На разборе командир (командиры) воздушного судна докладывает о качестве выполнения полетного задания на основании предварительного разбора полета в экипаже.
После выполнения полетов на данный день по применению авиации в народном хозяйстве в отрыве от базы (опорного аэродрома) при ночевках в других аэропортах, а также во всех случаях по прилету на базу в отсутствии командного состава послеполетный разбор выполненного полета (полетного задания) проводит командир корабля (самолета, вертолета) самостоятельно.
Послеполетные разборы в экипажах имеют большое значение в летной деятельности подразделений. Они призваны вырабатывать, формировать и прививать летному составу долг и ответственность за безопасное выполнение каждого полета.
Основной целью послеполетного разбора являются анализ и оценка выполненного полета (подготовка, пилотирование, самолетовождение, летная эксплуатация, взаимодействие) на основе изучения полетной документации и объективных докладов командира корабля, членов экипажа.
Послеполетный разбор должен быть местом для честного и откровенного признания своих ошибок и нарушений при выполнении предыдущего полета. Такой уровень разбора наиболее ценен: во-первых, у летного состава воспитывается честное, правдивое отношение к своим недостаткам; во-вторых, при накоплении статистического материала по нарушениям, отклонениям и ошибкам, допущенным в полетах, возможен наиболее обстоятельный анализ, а, следовательно, и разработка действенных мероприятий по их предупреждению.
Центральный момент анализа полета - это выяснение причин ошибочных действий, отклонений или нарушений экипажа (члена экипажа) в полете. Искусство анализа полета состоит в том, чтобы не ограничиваться определением и объявлением ошибки, отклонения, нарушения, а найти причину возникновения, а затем определить и осуществить меры по их недопущению в последующих полетах.
Произведя разбор выполненного полета или его элементов, командир должен:
- развивать у командира корабля и членов экипажа инициативу и интерес к самостоятельному анализу своих ошибок и отклонений в полете;
- научить членов экипажа находить и анализировать свои ошибки, нарушения и упущения, допущенные в полете, и устранять их в дальнейших полетах.
При разборе полета в экипаже необходимо:
- показать, в каком элементе полета были допущены отклонения и ошибки, их влияние на полет в целом, к каким последствиям они могли бы привести при несвоевременном или неправильном их исправлении;
- раскрыть причины отклонений и ошибок, имея в виду их характер: непреднамеренные (по незнанию или неумению) или умышленные (по недисциплинированности);
- показать (рассказать), как следовало бы действовать, чтобы не допускать их или грамотно исправить; что нужно учесть при выполнении данного элемента в последующих полетах;
- указать методы устранения причин ошибок и отклонений в дальнейшем, что дополнительно изучить, проработать.
Если в анализе важна методика раскрытия причин ошибок, отклонений и нарушений, то не менее важны меры по устранению этих причин. Командир должен наметить и осуществить эффективные меры, которые необходимо провести с пилотом, членом экипажа (дополнительные теоретические занятия, тренировка, зачеты и т.д.).
Командир на разборах полета должен соблюдать тактичность, выдержку и объективность как в оценке ошибок, отклонений и нарушений, так и по отношению к лицам, допустившим их в полете. Это оказывает большое воспитательное значение на подчиненный состав.
Результаты послеполетного разбора в экипаже заносятся в книгу разборов с последующим докладом непосредственному командиру по всем вопросам, требующим его рассмотрения и решения по ним. В книге разборов также записываются все замечания в адрес служб аэропортов, касающиеся безопасности полетов, а также все замечания по работе материальной части, обнаруженные при выполнении полетного задания, особенно выделять и немедленно докладывать случаи опасных ситуаций, связанных с отказами систем самолета, в том числе и те, при которых не установлена их причина.
Разборы полетов проводятся в каждом летном подразделении (летном отряде, авиаэскадрилье, звене) в сроки, установленные НПП ГА.
Разбор проводит непосредственный командир (его заместитель) или вышестоящий командир, если в этом возникает необходимость.
Вышестоящий командир обязан лично осуществлять периодический плановый контроль за проведением разборов полетов в подчиненных подразделениях:
- летно-командный состав управления - не реже одного раза в полгода в каждом летном отряде;
- командный состав объединенного отряда - не реже одного раза в полгода в летном отряде эскадрильи;
- командный состав летного отряда - не реже одного раза в квартал в каждой эскадрилье и звене;
- командный состав эскадрильи - ежемесячно в звеньях.
При обнаружении недостатков в проведении разбора командир, осуществляющий контроль, обязан внести соответствующие коррективы, а при необходимости провести в этом подразделении (следующий по плану) показательный разбор, предварительно тщательно к нему подготовившись.
В каждом летном подразделении, куда командир назначается впервые, его вышестоящий командир обязан провести показательный разбор (при необходимости несколько разборов) с тем, чтобы научить вновь назначенного командира проводить эту работу самостоятельно с необходимым качеством.
В целях лучшей организации, своевременного и качественного проведения разбора полетов, а также возможно большего охвата им командного и летного состава необходимо:
- приказом по летному (объединенному) отряду установить день и время проведения разбора в каждом летном отряде, эскадрилье, звене;
- если позволяют производственные условия, в дни проведения разбора в авиаэскадрилье (звене) максимально сокращать им планируемые полеты, а при возможности полностью освобождать от полетов;
- в дни (во время) проведения разбора полетов в подразделении не допускать планирование и проведение других мероприятий, срывающих или снижающих его качество и действенность. Наоборот каждое мероприятие должно быть направлено на своевременное и качественное проведение разбора;
- руководителю разбора (командиру подразделения, заместителю) и руководящему составу, определенному для участия в разборе, в день его проведения быть на базе, на своих местах.
Разборы полета в подразделениях, выполняющих работу по применению авиации в народном хозяйстве в отрыве от основной базы, производятся:
- на опорном аэродроме при групповом методе базирования;
- на базовом или одном из оперативных аэродромов путем сбора туда экипажей подразделения, работающих одиночным порядком.
Рекомендуется для участия в таких разборах привлекать представителей заказчика (агрономы, бригадиры, сигнальщики и т.д.) при рассмотрении организационных вопросов по безопасному обеспечению полетов и предупреждению повреждений автоматики на земле.
Каждому разбору полетов в летном подразделении должна предшествовать тщательная и всесторонняя подготовка на основе:
- учета и анализа предпосылок, нарушений и упущений в летной работе, анализа летной дисциплины;
- анализа полетной документации (задания на полет и тренировку, бортжурналы, барограммы, фоторегистраторы и т.д.);
- результатов разборов полетов в подчиненных подразделениях и послеполетных разборов в экипажах;
- докладов (докладных) командиров подчиненных подразделений, командиров кораблей, общественных инспекторов по безопасности полетов;
- замечаний и указаний старших командиров;
- записей и сообщений наземных служб по нарушениям и отклонениям, допущенным экипажами при выполнении полетных заданий;
- личных наблюдений за качеством выполнения полетов экипажами (в полетах, на старте, ДПСП и т.д.).
Подготовка осуществляется в течение всего периода между разборами, ее ведет весь командно-руководящий состав подразделения: начальник штаба (инспектор по штабной работе), командиры подчиненных подразделений, старшие - инженер, штурман, бортмеханик, бортрадист.
На основании материала подготовки командир подразделения - руководитель разбора должен составить детальный план с подбором необходимой документации, схем, плакатов, наглядных пособий, а также определить и привлечь к разбору соответствующих специалистов для теоретического обоснования поставленных на разборе вопросов.
Рассмотрению на разборах подлежат только те вопросы, которые непосредственно связаны с полетами и влияют на их безопасность. Все вопросы организации производства, связанные с перевозками и видами применения авиации, взаимодействием и координацией между службами, решаются в рабочем порядке или на производственных совещаниях, а не на разборах.
План (примерный) разбора полетов в летном отряде
Дата ______________ Время ________________
Привлекаются: весь командный и летный состав отряда
1. Объявление плана разбора КЛО 5 мин.
2. Выполнение указаний, Начальник штаба 5 мин.
данных на предыдущем
разборе
3. О состоянии безопасности Командир 1 эскадрильи 10 мин.
Командир 2 эскадрильи 10 мин.
Командир 3 эскадрильи 5 мин.
4. О состоянии летной Старший инженер отряда 15 мин.
эксплуатации авиатехники
5. Нарушение режима полета Старший штурман 10 мин.
экипажем командира
корабля
6. Перерыв 10 мин.
7. Методика посадки с Командир УТО 15 мин.
боковым ветром (3
выкатывания на обочину
ВПП)
8. Устранение в полете Старший инженер 20 мин.
простейших неисправностей спецоборудования
радиолокатора (по АТБ
нарушению режима полета
экипажем командира
корабля)
9. Оценка и выводы по теме КЛО 25 мин.
разбора. Организационные
и методические указания.
Постановка задач
Каждому докладчику иметь план (тезисы) доклада.
Командир летного отряда ______________________
Руководитель разбора _________________________
Организационно-методическое построение разбора
Планирование, организация и проведение разбора полетов в летном подразделении (отряд, эскадрилья, звено) осуществляются по следующей схеме:
- информационная часть,
- методическая часть,
- установочная часть.
Заслушиваются доклады: начальника штаба (инспектора по штабной работе), инженера, старших - штурмана, бортрадиста, бортмеханика (в зависимости от наличия вопросов, относящихся к сфере их деятельности); командиров, подчиненных подразделений, а также командиров кораблей, допустивших отклонения (нарушения) от установленных норм или имеющих положительные примеры в обеспечении безопасности полетов.
Методика построения докладов
а) Начальник штаба:
- выполнение указаний, данных на предыдущем разборе, касающихся летного отряда в целом;
- причины и виновники невыполнения указаний;
- предлагаемые меры воздействия.
б) Командиры эскадрильи (звена):
- состояние безопасности полетов и дисциплины в эскадрилье (звене) - предпосылки, нарушения и упущения в организации летной работы и выполнении полетных заданий. Принятые меры по их предупреждению;
- результаты разбора (разборов) в эскадрилье (звене), разбираемые темы, указания и доведение их до летного состава, не присутствовавшего на разборе;
- характерные ошибки экипажей при выполнении полетных заданий, выявленные в полетах и на разборах. Меры по их устранению;
- положительные примеры летной деятельности подразделения, экипажей;
- выполнение указаний, данных на предыдущем разборе.
в) Старший штурман отряда (эскадрильи):
- состояние навигационной подготовки экипажей: предпосылки, нарушения режима полетов и уклонения самолета, связанные с навигацией. Меры по их предупреждению;
- анализ штурманского обеспечения полетов, содержание и ведение штурманской бортовой документации;
- выявленные отказы курсовых, навигационных систем и приборов, способы обнаружения, устранения и меры обеспечения навигации.
г) Старший инженер отряда (старший бортмеханик отряда, эскадрильи):
- анализ состояния летной эксплуатации авиатехники экипажами: предпосылки, нарушения и ошибки в летной эксплуатации. Причины, меры и методы предупреждения;
- выявленные отказы авиатехники, их повторяемость. Причины, способы обнаружения и методы предупреждения. Действия экипажа в полете;
- техническое обоснование предпосылок и нарушений в летной эксплуатации, рассматриваемых на разборе.
д) Старший бортрадист:
- анализ радиообеспечения полетов экипажами: нарушения эксплуатации самолетных радиосредств, ведение радиосвязи;
- выявленные отказы бортовой радиотехники. Причины отказов, способы обнаружения и методы предупреждения. Действия экипажа в полете;
- техническое обоснование предпосылок и нарушений экипажами радиообеспечения полетов, рассматриваемых на разборе.
Каждый докладчик, определенный планом разбора, должен провести необходимую подготовку в соответствии с основными задачами и планом разбора и составить тезисы (доклады), которые следует согласовать с руководителем разбора.
Тезисы (доклад) должны быть построены на конкретном материале и деловой основе без общего рассуждения. Краткое, но принципиальное и объективное изложение фактического материала способствует лучшему его восприятию и дольше остается в памяти.
Руководитель разбора или другие командиры и авиаспециалисты, определенные планом разбора, используя наглядные пособия (схемы, плакаты, графики и т.д.), детально разбирают и анализируют ошибки, упущения и нарушения, имевшие место в подчиненных подразделениях и экипажах при выполнении полетных заданий. Точно определяют и теоретически обосновывают причины, меры и способы их предупреждения, устранения.
Чтобы методическая часть отвечала своим требованиям - методике раскрытия причины и ее устранения, руководитель разбора при планировании выступления специалиста ставит перед ним строго определенную узконаправленную тему, которую он знает в совершенстве и может ее точно и обстоятельно раскрыть.
Установочная часть является заключительной частью разбора и проводится руководителем разбора, командиром подразделения: подводится итог всего разбора; дается оценка работе подчиненных подразделений по обеспечению безопасности полетов, выводы и оценка по разобранным вопросам (полетам); даются конкретные организационные и методические указания с назначением сроков и исполнителей, а также ответственных лиц по осуществлению контроля. Ставятся конкретные задачи перед личным составом по обеспечению безопасности предстоящих полетов.
Все указания по выполнению полетов и летной эксплуатации авиатехники должны даваться только в соответствии с требованиями действующих документов.
Начальник штаба (инспектор по штабной работе) в процессе проведения разбора ведет запись в журнале разборов полетов:
- план разбора (до начала разбора - из рабочей тетради командира, руководителя разбора);
- краткое содержание докладов;
- выводы руководителя по методической части разбора;
- указания командному и летному составу и поставленные задачи по обеспечению безопасности полетов.
Внеплановый разбор полетов
Внеплановые разборы проводятся:
- по усмотрению командира подразделения;
- для разбора причин происшествия (предпосылки);
- в случаях, когда разбор определен приказом Министра, начальника управления.
В зависимости от обстоятельств и причин разбираемого происшествия (предпосылки), группы происшествий (предпосылок) разбор в масштабе подразделения может производиться:
- с руководящим составом;
- с командным и летным составом;
- с летным и инженерно-техническим или диспетчерским составом;
- отдельно с пилотами, штурманами, бортмеханиками, бортрадистами.
Задачей командира в процессе подготовки разбора летного происшествия является точное установление истинной его причины, так как от этого зависит ход разбора, особенно выводы и мероприятия.
Только после того, когда все вопросы будут выяснены, когда командир будет иметь возможность логического построения разбора по формуле: обстоятельства - причина - ошибка - следствие, он имеет право выносить данный случай на разбор.
Разбор летного происшествия (предпосылки) должен проводиться по схеме: обстоятельства - причины - виновники - мероприятия по предупреждению, по следующему методическому построению:
а) рассказать условия и обстоятельства происшествия (предпосылки), его динамику;
б) рассмотреть элемент полета, на котором было допущено происшествие (предпосылка), динамику возникновения и развития аварийной ситуации;
в) раскрыть главную причину (отказ, нарушение, ошибка), сопутствующие причины (усложнения, запоздалые действия, отсутствие знаний, опыта и т.д.); влияние совокупности причин и следствия;
г) использовать схемы, макеты, фотоконтроль, теоретические обоснования - наглядность показа;
д) показать, как нужно было действовать экипажу в данных обстоятельствах по недопущению (предотвращению) происшествия (предпосылки);
е) определить организационные и методические недостатки в работе экипажа и подразделения, к которому относится данный экипаж; лиц и степень их виновности или положительные стороны попытки предупреждения происшествия (предпосылки);
ж) дать указания о мерах воздействия на виновников, о проведении мероприятий по предотвращению подобных происшествий (предпосылок).
Каждый разбор происшествия или предпосылки должен служить методом обучения и воспитания на примере, методом совершенствования летной и методической работы.