Главная // Актуальные документы // МетодикаСПРАВКА
Источник публикации
"Сборник руководящих документов, регламентирующих летную работу в гражданской авиации". М., 1975
Примечание к документу
Название документа
"Методика подготовки к весенне-летней и осенне-зимней навигации предприятий и подразделений гражданской авиации"
(утв. МГА СССР 14.03.1972)
"Методика подготовки к весенне-летней и осенне-зимней навигации предприятий и подразделений гражданской авиации"
(утв. МГА СССР 14.03.1972)
Утверждена
Заместителем Министра
гражданской авиации СССР
14 марта 1972 года
МЕТОДИКА
ПОДГОТОВКИ К ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕЙ И ОСЕННЕ-ЗИМНЕЙ НАВИГАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ <*>
--------------------------------
<*> С учетом указания МГА от 19 марта 1973 г. N 25/1-2.
Характерные климатологические и метеорологические особенности, присущие каждому периоду года, оказывают свое влияние на эксплуатацию авиационной техники, организацию, выполнение и обеспечение полетов.
Учитывая это влияние, в практике летной работы гражданской авиации определились два периода, которые в какой-то степени суммируют схожесть метеорологических и климатологических условий - это периоды весенне-летней и осенне-зимней навигации.
В период весенне-летней навигаций наиболее часто встречаются мощная кучевая облачность, грозы, ливни, смерчи, пыльные бури, мощная турбулентность атмосферы и другие опасные для авиации явления, а также климатические особенности (высокая температура, размокание или запыленность аэродромов и т.д.), что в сочетании с максимальной интенсивностью полетов и полной нагрузкой летного состава требуют высокой организации летной работы.
Период осенне-зимней навигации характерен своими опасными метеоявлениями - это низкая облачность, туманы, снегопады, изморозь, иней, обледенение и прочие явления; характерен и климатическими особенностями (низкие температуры, метели, вьюги, заносы, заснеженность, гололед), затрудняющими эксплуатацию авиационной техники, что вызывает определенные трудности и также требует высокой организации летной работы.
Для достижения высокой организации летной работы в процессе навигации необходимо, чтобы отличительные особенности периодов года были полностью учтены при планировании и осуществлении летной деятельности предприятий, подразделений и служб.
Достижение этой задачи требует от командно-начальствующего состава всех степеней своевременной и тщательной подготовки личного состава, служб, подразделений и предприятий в целом к организации, выполнению и обеспечению полетов в предстоящую навигацию (весенне-летнюю, осенне-зимнюю), мобилизации всего коллектива на обеспечение регулярности и безопасности полетов.
Основой такой работы должен стать специальный план подготовки к предстоящей навигации, выполненный по сетевому методу планирования и управления.
Своевременное и качественное выполнение плана подготовки является первоочередной задачей командно-начальствующего состава, партийных, комсомольских и общественных организаций - всего личного состава гражданской авиации с тем, чтобы независимо от времени года обеспечить нужный уровень регулярности и высокую степень безопасности полетов.
Организационное построение подготовки
Подготовка к предстоящему периоду навигации должна строиться и проводиться в следующей последовательности:
1. Подготовка плана:
а) разработка проекта плана;
б) обсуждение проекта плана на производственных (методических) совещаниях;
в) утверждение плана.
2. Доведение плана до личного состава.
3. Организация выполнения плана подготовки.
4. Периодический, систематизированный контроль хода выполнения плана.
5. Проверка готовности к предстоящей навигации специальными комиссиями.
План подготовки к предстоящей навигации должен отражать все вопросы подготовки, решение которых направлено на обеспечение регулярности и безопасности полетов в процессе данной навигации и содержать следующее:
1) организационно-технические мероприятия;
2) организационно-методические мероприятия;
3) вопросы, вытекающие из анализа летной деятельности и обеспечения безопасности полетов за прошедшие периоды навигации;
4) мероприятия по оказанию помощи предприятиям (подразделения, службы, смены, экипажа) в подготовке к предстоящей навигации.
По каждому мероприятию должны быть предусмотрены исполнители и четкие сроки исполнения.
Для более полного отражения содержания сущности подготовки в планах проекты их должны быть детально обсуждены на производственных совещаниях.
Управление гражданской авиации
1. Для своевременной и качественной подготовки к предстоящей навигации не менее чем за месяц до ее наступления в управлении ГА:
а) разрабатывается общий план подготовки предприятий и отделов управления к навигации;
б) разрабатывается и издается организационный приказ начальника с объявлением для исполнения общего плана подготовки;
в) проводится методическое совещание руководящего состава управления и предприятий по обеспечению подготовки к предстоящей навигации с выделением следующих вопросов:
- доклад по анализу летных происшествий и предпосылок к ним в аналогичный период навигации за последние 3 - 5 лет;
- изучение приказа и плана мероприятий управления по подготовке к предстоящей навигации;
г) разрабатываются (ЛШО) учебные планы и программы специальных занятий с летным составом, тематика проведения летно-технических конференций и обеспечиваются ими летные подразделения.
2. В процессе подготовки предприятий к предстоящей навигации управление осуществляет:
а) плановое оказание помощи предприятиям;
б) периодический плановый контроль хода выполнения плана.
3. Перед началом навигации управлением:
а) проверяется специальными комиссиями готовность каждого предприятия к выполнению предстоящей навигации;
б) издается итоговый приказ по результатам проверки готовности предприятий;
в) докладывается Главной инспекции по безопасности полетов МГА о выполнении подготовки предприятий управления к предстоящей навигации.
4. В период навигации осуществляет плановую проверку и оказание помощи предприятиям по обеспечению регулярности и безопасности полетов с учетом особенностей данной навигации.
1. Авиационное предприятие разрабатывает организационный план подготовки подразделений к предстоящей навигации параллельно с планом управления.
2. Не менее чем за один месяц до начала навигации с получением приказа начальника управления план авиапредприятия уточняется и утверждается командиром.
3. С утверждением плана проводится методическое совещание руководящего состава предприятия и подразделений по обеспечению подготовки подразделений с теми же вопросами, что и совещание в управлении.
4. Организуется немедленное доведение до подразделений плана подготовки.
5. В процессе подготовки к предстоящей навигации осуществляет:
а) плановое оказание помощи подразделениям;
б) периодический плановый контроль хода выполнения плана.
6. Перед началом навигации проверяет готовность каждого подразделения к выполнению предстоящей навигации и издает приказ о готовности авиапредприятия и его подразделений, отражая в нем недостатки и меры по их устранению.
7. В период навигации осуществляет контроль и плановое оказание помощи подразделениям по обеспечению регулярности и безопасности полетов с учетом особенностей данной навигации.
Основными документами планирования, проведения и учета подготовки летного состава подразделения к предстоящей навигации являются:
1) развернутый, сетевой план подготовки;
2) тематика (учебный план и программа ЛШО);
3) план-расписание теоретических занятий;
3) тематический план проведения летно-технической конференции;
5) классные журналы;
6) график (журнал) учета подготовки.
1. План подготовки летного подразделения разрабатывается не позднее чем за месяц до начала предстоящей навигации с отражением в нем следующих вопросов:
- теоретическая подготовка (специальные занятия);
- летно-техническая конференция;
- тренировка летного состава;
- контроль исполнения и готовности;
- оформление документов.
2. С получением общего плана подготовки управления и организационного плана подготовки предприятия в план летного подразделения при необходимости вносятся дополнения и изменения.
3. Перед составлением плана командир летного отряда (эскадрильи) проводит методическое совещание с командным составом отряда и эскадрилий (звеньев), на котором определяются сроки, формы и методы проведения занятий и летно-технической конференции в зависимости от объемов производственной деятельности и количества типов самолетов (вертолетов) в подразделении.
Основным методом организации теоретической подготовки является последовательное высвобождение эскадрилий (звеньев) от производственной работы на время проведения с ее личным составом занятий в предусмотренном объеме.
При невозможности применения основного метода допускается проведение занятий методом последовательного освобождения части экипажей в объеме отряда (эскадрильи) от производственной деятельности.
Это важно определить заранее, так как от выбранного метода проведения занятий зависит составление месячных графиков работы экипажей, где должны будут предусмотрены "окна" высвобождения их от производственной работы на время проведения занятий и летно-технической конференции.
4. Разработанный план утверждается командиром летного отряда (эскадрильи).
1. Специальные занятия с летным составом предусматривают изучение (повторение) следующих особенностей организации, выполнения и обеспечения полетов, присущих периодам предстоящей навигации:
а) метеорологические особенности, их анализ и учет при принятии решения на вылет, в полете и при заходе на посадку;
б) климатические условия и их влияние при выполнении взлета и посадки;
в) особенности летной эксплуатации авиационной техники в зависимости от погодных условий;
г) рекомендации по пилотированию и самолетовождению, изложенные в руководстве и других методических пособиях МГА;
д) анализы летных происшествий и предпосылок, имевших место в прошлом в аналогичные периоды года;
е) мероприятия, предписания и указания МГА и управления ГА, касающиеся организации выполнения и обеспечения полетов в предстоящий период навигации.
Объем и тематика занятий определяется летно-штурманским отделом.
2. В соответствии с учебным планом и программами ЛШО начальник штаба при участии руководителей отряда по специальностям составляет план подготовки (расписание) с отражением учебных групп (по-эскадрильно), даты проведения занятий, тематики и учебных часов по времени дня, преподавателей (руководителей) занятий по темам, даты и время проведения летно-технической конференции.
Расписание занятий вывешивается на видном месте для ознакомления с ним летного состава подразделения.
3. Для проведения занятий необходимо привлекать, кроме командного состава и преподавателей, опытных специалистов из летного состава.
Руководители тем (преподаватели) должны заранее, за 2 - 3 дня до начала занятий, представить свои конспекты на просмотр и утверждение командиру подразделения.
4. Руководителем занятий, отвечающим за их организацию и проведение, является командир эскадрильи (звена), летный состав (экипажи) которого проходит теоретическую подготовку в данной учебной группе.
5. Летный состав, не прошедший теоретической подготовки в своей учебной группе (отпуск, болезнь и т.д.), проходит подготовку в очередной учебной группе другой эскадрильи.
Летно-техническая конференция
1. Летно-техническая конференция является заключительным этапом теоретической подготовки летного состава к полетам в предстоящую навигацию, в процессе которой проводится обмен опытом полетов в прошедшие аналогичные периоды года, объявляются экипажам практические рекомендации по особенностям эксплуатации авиационной техники и пилотированию самолета (вертолета) в предстоящих метеорологических и климатических условиях, присущих данному периоду года.
2. На проведение летно-технической конференции целесообразно выделять один день и рекомендуется проводить ее в два этапа:
- работа секций раздельно по специальностям (пилоты, штурманы, бортмеханики и бортрадисты) в пределах 2 - 3 ч. На секции выносится специальная тематика, присущая данной специальности. Руководит секцией старший в отряде (эскадрилье) по данной специальности. На основании обсуждения тематики и обмена опытом секция отрабатывает выводы и практические рекомендации экипажам по данной специальности, с которыми руководитель секции выступает на пленарном заседании летно-технической конференции;
- пленарное заседание летно-технической конференции в пределах 3 - 4 ч. На заседание выносится общая тематика, по которой выступают подготовленные докладчики, и результаты работы секции, по которым выступают руководители секций.
3. Летно-технические конференции необходимо готовить заранее, определяя ее планом проведения, в котором предусмотреть:
1) вступительное слово руководителя конференции о задачах и плане проведения (5 - 10 мин.);
2) работу секций (время - начала и конца);
а) руководителей секций;
б) тематику и докладчиков по темам (время - по 20 мин.);
в) обсуждение и отработку практических рекомендаций;
3) тематику и руководителей пленарного заседания с докладом по теме (в пределах 20 мин.);
4) доклады руководителей секции (по 20 мин.);
5) заключение, рекомендации и указания руководителя конференции (в пределах 20 - 30 мин.).
4. Для полноты охвата летного состава участием в летно-технической конференции рекомендуется проводить их раздельно для каждой учебной группы на следующий день после окончания занятий.
5. С личным составом подразделения, по каким-либо причинам не присутствовавшим на летно-технической конференции, проводятся специально организованные занятия под руководством командира эскадрильи по доведению до него материалов конференции следующим методом:
а) проигрываются на магнитофоне записанные на пленарном заседании доклады руководителей тем и секций, выступления участников конференции по обмену опытом и заключение руководителя конференции. После чего руководитель данных занятий делает заключение;
б) доклады, выступления и заключение руководителя конференции зачитываются руководителем занятий с последующим заключением по рекомендациям.
После проведения теоретической подготовки летно-технической конференции у летного состава принимаются зачеты:
- по метеорологическим и климатологическим особенностям предстоящего периода, их влиянию на полет;
- по особенностям летной эксплуатации воздушных судов в зависимости от погодных условий предстоящего периода;
- по особенностям полетов в предстоящий период.
Тренировка летного состава
Тренировка летного состава планируется и проводится по элементам и в объемах, предусмотренных программами МГА по подготовке летного состава в производственных условиях.
Контроль исполнения и готовности
1. Командование летного отряда (эскадрильи) в процессе подготовки летного состава к предстоящей навигации:
а) осуществляет систематический контроль по срокам исполнения мероприятий плана подготовки, оперативно воздействуя на своевременное и качественное их выполнение;
б) проводит плановые периодические производственные (методические) совещания с командно-руководящим составом отряда и эскадрилий о ходе выполнения плана подготовки с выводами, рекомендациями и мерами по устранению нарушений, упущений и недостатков, по срокам и качеству выполнения мероприятий, с административным воздействием за неисполнительность.
2. Командование летного отряда по результатам проведения занятий, летно-технической конференции, зачетов и тренировки, исходя из полного охвата этими мероприятиями не менее 90% наличного летного состава, определяет готовность подразделения к предстоящей навигации, о чем докладывает командованию предприятия.
3. Летный состав, не прошедший полной подготовки к предстоящей навигации, к полетам не допускается, пока полностью ее не закончит.
4. В летных отрядах, за которыми закреплены трассы большой протяженности с резким различием метеорологических и климатических условий (в южные районы - зимой, в северные районы - летом), с экипажами, выполняющими такие полеты, проводится предварительная подготовка по особенностям полета в предстоящих метеорологических и климатических условиях района полета с отражением об этом в книге разборов.
1. Учет посещаемости занятий по темам производится в журналах, которые заводятся на каждую эскадрилью, с указанием в них учебных групп по специальности (пилоты, штурманы, бортмеханики, бортрадисты).
Классный журнал заполняется руководителем (преподавателем) занятий, контроль за ведением журнала осуществляет командир эскадрильи.
Если классный журнал заведен на весь летный состав отряда, контроль осуществляет начальник штаба.
2. Учет участия летного состава в летно-технической конференции производится в специальном журнале "График учета подготовки".
3. Учет готовности летного состава к предстоящей навигации производится в специальном журнале "График подготовки летного состава к (соответствующей) навигации", который заводится в каждой эскадрилье (звене) по следующей форме:
┌───┬────────────┬───────┬────┬────┬────┬────┬────┬──────┬────────┬──────┬──────────┐
│ N │ Фамилия, │Долж- │Тема│Тема│Тема│Тема│За- │Летная│Участие │Готов-│ Подпись │
│п/п│ и.о. │ность │N 1 │N 2 │N 3 │N 4 │четы│трени-│в летно-│ность │командира │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ровка │техниче-│ │эскадрильи│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ской │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │конфе- │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ренции │ │ │
├───┼────────────┼───────┼────┼────┼────┼────┼────┼──────┼────────┼──────┼──────────┤
│1 │Иванов И.В. │К/к │Х │Х │Х │Х │Х │Х │Х │Подго-│И. Семенов│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │товлен│ │
│2 │Чумаков С.И.│2 пилот│Х │Х │ │Х │ │Х │Х │ │ │
└───┴────────────┴───────┴────┴────┴────┴────┴────┴──────┴────────┴──────┴──────────┘
Количество тем определяется тематикой ЛШО.
После изучения темы, участия в летно-технической конференции, сдачи зачетов, летной тренировки соответствующий квадратик заштриховывается.
Ведет график командир эскадрильи (звена), учет теоретической подготовки берется из классных журналов.
Командир корабля, член экипажа считается подготовленным, когда все квадратики будут заштрихованы, в этом случае командир эскадрильи в
графе "Готовность" делает отметку "Подготовлен" и расписывается.
Такой учет позволяет наглядно проследить за ходом подготовки и исключает допуск к полетам в предстоящую навигацию неполностью подготовленного специалиста.
4. По окончании подготовки (на основании результатов графика подготовки) командир корабля, член экипажа допускается к полетам в предстоящую навигацию, о чем делается запись в летной книжке.
Запись в летную книжку производит командир эскадрильи. Запись должна быть краткой и лаконичной. Например: "Прошел подготовку и допущен к полетам в весенне-летнюю (осенне-зимнюю) навигацию 1972-73 гг.", подпись и должность.