Iа. | Заведующий | эпидотделом | республиканской СЭС | |
IIа. | -"- | -"- | областной (краевой) СЭС | |
IIIа. | -"- | -"- | городской СЭС | |
IVа. | -"- | -"- | районной СЭС | |
Iб. | Врач-эпидемиолог | республиканской СЭС | ||
IIб. | -"- | областной (краевой) СЭС | ||
IIIб. | -"- | городской СЭС | ||
IVб. | -"- | районной СЭС (городской, сельской) | ||
Профессиональные действия | Умения |
1 | 2 |
1.1. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Планирование профилактических и противоэпидемических мероприятий" | |
1.1.1. Конкретная профессиональная задача "Разработка комплексных планов профилактических и противоэпидемических мероприятий по функционально-отраслевому и проблемно-тематическому принципам" Уровни специалиста Iа - IVа | |
1.1.1.01. Собрать и оценить исходные материалы, необходимые для разработки проекта комплексного плана профилактических и противоэпидемических мероприятий | 1.1.1.01.01. Определить перечень документов и объем необходимой для планирования информации |
1.1.1.01.02. Оценить полноту выполнения мероприятия плана за предыдущий период | |
1.1.1.02. Разработать профилактические и противоэпидемические мероприятия к проекту комплексного плана | 1.1.1.02.01. Выделить (по результатам эпидемиологического анализа) инфекционные болезни, имеющие наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость для конкретной территории |
1.1.1.02.02. Определить задачи по дальнейшему снижению и ликвидации инфекционных заболеваний в свете решений директивных документов (постановления ЦК КПСС, советов Министров СССР и союзных республик, планы социально-экономического развития территории, приказы, решения, рекомендации, указания вышестоящих органов здравоохранения; решения местных партийных и советских органов, др. докум.) | |
1.1.1.02.03. Использовать материалы других отделов (отделений) СЭС, характеризующие санитарно-гигиеническое состояние различных объектов, территорий, а также материалы различных ведомств и управлений, позволяющие охарактеризовать факторы, влияющие на эпидемический и эпизоотический процессы | |
1.1.1.02.04. Использовать материалы по оценке эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий за предыдущий период | |
1.1.1.03. Подготовить к согласованию с отделами исполкомов советов народных депутатов проект комплексного функционально-отраслевого плана | 1.1.1.03.01. Обосновать каждое планируемое мероприятие, сроки исполнения, исполнителей |
1.1.1.03.02. Подготовить конкретные предложения по выделению лиц, ответственных за выполнение мероприятий плана | |
1.1.1.03.03. Подготовить проект решения исполкома Совета народных депутатов по утверждению комплексного плана профилактических и противоэпидемических мероприятий | |
1.1.1.04. Согласовать мероприятия проблемно-тематического плана со специалистами отделов СЭС и представить главному врачу | 1.1.1.04.01. Обосновать каждое планируемое мероприятие, сроки выполнения представления на утверждение в орган (управления) здравоохранения |
1.1.2. Конкретная профессиональная задача "Участие в разработке текущих и перспективных планов работы СЭС" Уровни специалистов Ia - IVa | |
1.1.2.01. Составить годовой план работы эпидотдела | 1.1.2.01.01. Определить задачи эпидотдела на планируемый год, исходя из комплексных планов профилактических и противоэпидемических мероприятий, составленных по функционально-отраслевому и проблемно-тематическому принципам |
1.1.2.01.02. Определить лиц, ответственных за выполнение мероприятий плана, сроки выполнения | |
1.1.2.01.03. Определить форму контроля и учета выполнения мероприятий | |
1.1.2.02. Составить квартальный, месячный план работы эпидотдела | 1.1.2.01.01. Определить основные задачи на планируемый период |
1.1.2.02.02. Провести корректировку плана соответственно эпидемиологической обстановке | |
1.1.2.02.03. Определить ответственных за выполнение мероприятий плана, сроки выполнения | |
1.1.2.02.04. Определить форму контроля и учета выполненных мероприятий | |
1.1.3. Конкретная профессиональная задача "Участие в разработке (подготовке) плана социально-экономического развития территории" Уровни специалистов Iа - IVа | |
1.1.3.01 Принять участие в разработке (подготовке) плана социально-экономического развития территории | 1.1.3.01.01. Определить перечень важнейших мероприятий, направленных на совершенствование противоэпидемического обеспечения населения |
1.1.3.01.02. Обосновать необходимость каждого планируемого мероприятия | |
1.1.4. Конкретная профессиональная задача "Участие в составлении плана совместной работы СЭС с НИИ и ВУЗами" Уровня специалистов Iа, IIа, IIIа | |
1.1.4.01. Принять участие в разработке (подготовке) плана совместной работы СЭС с НИИ и ВУЗами | 1.1.4.01.01. Разработать мероприятия для включения в план |
1.1.4.01.02. Обосновать необходимость планируемых мероприятий с учетом задач здравоохранения | |
1.1.5. Конкретная профессиональная задача "Участие в планировании мероприятии по МС ГО" Уровни специалистов I, II, III, IV | |
1.1.5.01. Принять участие в разработке (подготовке) плана мероприятий по МО ГО | 1.1.5.01.01. Подготовить перечень конкретных мероприятий для включения в план |
1.1.5.01.02. Обосновать необходимость планируемых мероприятий с учетом задач здравоохранения | |
1.1.6. Конкретная профессиональная задача "Оценка и контроль выполнения различных видов планов" Уровни специалистов Iа, IIа, IIIа, IVа | |
1.1.6.01. Контролировать выполнение различных видов планов | 1.1.6.01.01. Использовать предоставленные органам и учреждениям санэпидслужбы права контроля и воздействия на лиц, виновных в невыполнении профилактических и противоэпидемических мероприятий |
1.1.6.01.02. Оценить полноту, качество и своевременность выполнения мероприятий, предусмотренных различными видами планов | |
1.2. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Подготовка кадров" | |
1.2.1. Конкретная профессиональная задача "Подготовка специалистов СЭС и ЛПУ по профилактическим и противоэпидемическим вопросам и МС ГО" Уровни специалистов Iа - IVа | |
1.2.1.01. Планировать подготовку эпидемиологов, помощников эпидемиологов на центральных и местных базах | 1.2.1.01.01. Организовать учет кадров врачей и пом. эпидемиологов и сбор информации о потребности в повышении квалификации |
1.2.1.01.02. Провести анализ работы по подготовке кадров | |
1.2.1.01.03. Составить заявку на повышение квалификации врачей-эпидемиологов (пом. эпидемиологов) на текущий год, пятилетку | |
1.2.1.01.04. Организовать учет и накопление информации о прохождении усовершенствования знаний в системе ГИДУВов и ФУВов, в НИИ, училищах повышения квалификации для средних мед. работников и на местных базах | |
1.2.1.02. Разработать дифференцированные программы (темы) подготовки специалистов разного профиля и средних мед. работников по профилактическим и противоэпидемическим вопросам (врачей-эпидемиологов, пом. эпидемиологов, специалистов СЭС других отделов, врачей и средних мед. работников ЛПУ) | 1.2.1.02.01. Определить актуальные для конкретной территории, конкретной специальности вопросы, знание которых необходимо для организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий |
1.2.1.02.02. Согласовать программу подготовки специалистов в органах (управлениях) здравоохранения | |
1.2.1.02.03. Определить формы и методы обучения | |
1.2.1.02.04. Выбрать базы и определить специалистов для реализации программы | |
1.2.1.03. Участвовать в подготовке и аттестации кадров по профилактическим и противоэпидемическим вопросам, МС ГО | 1.2.1.03.01. Подготовить базу для проведения занятий |
1.2.1.03.02. Составить конкретные вопросы, тесты, ситуационные задачи для оценки знаний специалистов разного профиля по вопросам организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в обычной и экстремальной ситуации | |
1.2.1.04. Повышать собственный профессиональный уровень, расширять общественно-политический кругозор | 1.2.1.04.01. Использовать научную литературу, методические материалы, данные периодической печати |
1.2.1.04.02. Использовать материалы общества ЭМИ, "Знание", других научных обществ, конференций, семинаров, рабочих совещаний в практической деятельности | |
1.2.1.04.03. Осваивать новые формы и методы работы, способствовать их внедрению в практику | |
1.2.2. Конкретная профессиональная задача "Участие в подготовке актива общественных санитарных инспекторов (ОСИ)" Уровень специалистов Iб - IVб | |
1.2.2.01. Готовить актив общественных санитарных инспекторов | 1.2.2.01.01. Составить программу подготовки ОСИ |
1.2.2.01.02. Определить формы, методы и сроки их обучения | |
1.2.2.01.03. Определить объекты и кратность обследования их силами ОСИ | |
1.2.2.01.04. Использовать материалы ОСИ в оперативной работе | |
1.2.3. Конкретная профессиональная задача "Участие в подготовке работников декретированных профессий по противоэпидемическим вопросам" Уровни специалистов Iб - IVб | |
1.2.3.01. Готовить работников декретированных профессий по противоэпидемическим вопросам | 1.2.3.01.01. Составить программу подготовки работников декретированных профессий |
1.2.3.01.01. Определить формы, методы и сроки их обучения | |
1.3. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Обеспечение взаимодействия (комплексности) в работе эпидотдела с другими учреждениями, ведомствами, другими отделами (отделениями) СЭС на различных уровнях" | |
1.3.1. Конкретная профессиональная задача "Обеспечение взаимодействия (комплексности) в работе эпидотдела СЭС и ЛПУ" Уровни специалистов Iа - IVа, Iб - IVб | |
1.3.1.01. Обеспечить взаимодействие (комплексность) в работе эпидотдела СЭС и поликлиник ЛПУ в организации и осуществлении профилактических и противоэпидемических мероприятий | 1.3.1.01.01. Руководствоваться положениями действующих приказов, инструктивно-методических материалов, решений, постановлений и др. директивных материалов, регламентирующих профилактическую и противоэпидемическую деятельность указанных учреждений |
1.3.1.01.02. Дать оценку качеству проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий | |
1.3.1.01.03. Принимать совместное решение по организации противоэпидемических мероприятий в конкретной эпидемической ситуации | |
1.3.1.02. Обеспечить взаимодействие (комплексность) в работе эпидотдела СЭС и стационаров ЛПУ (инфекционные, родовспомогательные, соматические и др.) в организации, осуществлении, контроле, оценке качества, эффективности проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий | 1.3.1.02.01. Руководствоваться положениями действующих приказов, инструктивно-методических материалов, регламентирующих совместную работу по противоэпидемическому обеспечению населения |
1.3.1.02.02. Дать оценку качеству проводимых мероприятий по профилактике внутригоспитальных инфекций | |
1.3.1.02.03. Принимать совместные решения по организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в конкретных эпидемических ситуациях | |
1.3.1.03. Выполнять научно-практическую работу | 1.3.1.03.01. Определить тематику научно-практических исследований с учетом интересов здравоохранения |
1.3.1.03.02. Обосновать необходимость совместного выполнения работы | |
1.3.1.03.03. Наметить план выполнения научно-практической работы, определить программу, силы и средства | |
1.3.1.00.04. Подвести итоги работы после ее завершения | |
1.3.2. Конкретная профессиональная задача "Обеспечение комплексности в работе эпидотдела, отделов и отделений СЭС и ведомственных учреждений (ветеринарные учреждения и др.)" Уровень специалистов Iа - IVа | |
1.3.2.01. Обеспечить взаимодействие в работе отделов и отделений СЭС и ведомственных учреждений и др. | 1.3.2.01.01. Руководствоваться действующими приказами, инструктивно-методическими материалами, решениями, постановлениями и др. директивными документами |
1.3.2.01.02. Обеспечить взаимную, своевременную информацию по отдельным нозоформам конкретной территории | |
1.3.2.01.03. Принимать совместные решения по организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в конкретной эпидемической ситуации | |
1.3.2.02. Подготовить совместно материалы для рассмотрения в партийных и советских органах здравоохранения | 1.3.2.02.01. Обосновать перечень вопросов, требующих совместного рассмотрения и принятия специального решения |
1.3.2.02.02. Подготовить справку, проект решения, постановления, приказа по организации и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий | |
Профессиональные действия | Умения |
2.1. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Организация и контроль профилактических мероприятий" | |
2.1.1. Конкретная профессиональная задача "Организация профилактических мероприятий, направленных на выявление потенциальных источников инфекции и их нейтрализацию" Уровни специалистов IIIб - IVб | |
2.1.1.01. Организовать и осуществить контроль мероприятий по раннему выявлению и нейтрализации потенциальных источников инфекции среди отдельны групп населения (в соответствии с действующими приказами и инструкциями) | 2.1.1.01.01. Организовать контроль за работой по профилактическим обследованиям различных групп населения в соответствии с директивными материалами и конкретной эпид. ситуацией |
2.1.1.01.02. Проконтролировать полноту использования бактериологических и рентгенологических и др. методов исследования при проведении профилактических обследований населения | |
2.1.1.01.03. Проконтролировать подготовку и наличие у мед. персонала документа, разрешающего постановку иммунологических проб (р. Манту, Бюрне и др.) | |
2.1.1.02. Организовать сбор данных о мероприятиях по выявлению (уничтожению) потенциальных источников инфекции среди животных при заболеваниях зооантропонозной природы | 2.1.1.02.01. Организовать получение от ветслужбы и провести анализ данных по эпизоотологической ситуации на территории в приложении к конкретной нозоформе |
2.1.1.02.02. Получить информацию от соответствующих коммунальных служб об отлове безнадзорных животных, уничтожении (сжигание, утилизация) трупов животных | |
2.1.1.02.03. Получить информацию от органов вет. службы о состоянии выполнения правил содержания сельскохозяйственных животных | |
2.1.2. Конкретная профессиональная задача "Организация и контроль профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию потенциальных путей, факторов передачи" Уровень специалистов IIа - IVа, Iб - IIIб | |
2.1.2.01. Организовать и осуществить контроль мероприятий, направленных на нейтрализацию потенциальных факторов передачи в условиях ДДУ, школ, детских оздоровительных учреждений | 2.1.2.01.01. Совместно со специалистами отдела гигиены детей и подростков проводить динамическое слежение за оценкой состояния сан.-эпид. режима в условиях детских учреждений (визуальный и лабораторный контроль), в том числе на рабочих местах персонала (воспитательницы, няни и др.) |
2.1.2.01.02. Проводить санитарно-просветительную работу по привитию санитарно-гигиенических навыков и выполнению требований санитарных правил среди работников соответствующих детских учреждений | |
2.1.2.02. Организовать и осуществлять контроль мероприятий по нейтрализации потенциальных (факторов передачи в условиях ЛПУ (стационары различного типа, родовспомогательные учреждения, поликлиники и др. ЛПУ) | 2.1.2.02.01. Совместно со специалистами дез. отдела и отдела коммунальной гигиены проводить динамическое слежение за состоянием сан.-эпид. режима в ЛПУ различного типа с учетом особенностей работы учреждений (визуальный, лабораторный контроль) |
1.2.1.2.02.02. Организовать контроль выполнения сан.-эпид. режима на участках повышенной эпид. значимости (предстерилизационная обработка и стерилизация медицинского инструментария, шприцев, игл, обработка помещения для сбора грудного молока, для сбора использованного белья и др.) | |
2.1.2.02.03. Регулярно проводить сан.-просвет. работу по повышению уровня медицинских и гигиенических знаний и пропаганде здорового образа жизни среди работников ЛПУ | |
2.1.2.02.04. Организовать контроль текущей дезинфекции (визуальный, лабораторный) в инфекционных больницах и отделениях, детских соматических отделениях и отделениях для провизорной госпитализации, станциях (отделениях) переливания крови, биохимических лабораториях и др. | |
2.1.2.03. Осуществлять контроль мероприятий по нейтрализации потенциальных факторов передачи на пищевых объектах повышенного риска (детские молочные кухни, предприятия молокодобывающей и молокоперерабатывающей и консервной промышленности, предприятия общественного питания и торговли) | 2.1.2.03.01. Совместно со специалистами отдела гигиены питания проводить динамическое слежение за состоянием сан.-гиг. режима пищевых объектов повышенного риска (визуальный, лабораторный контроль) |
2.1.2.03.02. Регулярно проводить санитарно-просветительную работу по привитию санитарно-гигиенических навыков и пропаганде здорового образа жизни среди работающих контингентов | |
2.1.2.04. Проводить оценку состояния мероприятий по нейтрализации водного фактора передачи с учетом особенностей водоснабжения, водопользования и обеззараживания сточных вод на конкретной территории | 2.1.2.04.01. Совместно со специалистами по коммунальной гигиене проводить динамическое слежение за состоянием водоснабжения населения, обеззараживанием сточных вод, условиями выпуска сточных вод в водоемы (по лабораторным данным, материалам аварийных ситуаций на водопроводных и канализационных сооружениях и др.), а также за эпид. благополучием мест рекреации на открытых водоемах (пляж, места общественного отдыха и т.п.) |
2.1.2.05. Организовать и осуществлять контроль мероприятий по нейтрализации потенциальных факторов передачи на предприятиях по переработке кожсырья, шерсти, пуха и т.п. | 2.1.2.05.01. Организовать контроль за выполнением правил приема кожсырья, шерсти и проверки их на возможную зараженность патогенными возбудителями |
2.1.2.06. Проводить оценку потенциальной опасности контактно-бытового механизма передачи в отдельных группах населения | 2.1.2.06.01. Контролировать уровень санитарной грамотности, владение гигиеническими навыками среди отдельных групп населения (школьники, учащиеся ПТУ, родители, имеющие детей раннего возраста и др.) |
2.1.3. Конкретная профессиональная задача "Организация и контроль мероприятий, направленных на повышение невосприимчивости населения" Уровни специалистов Iб - IVб | |
2.1.3.01. Организовать проведение и учет профилактических прививок, направленных на создание коллективного иммунитета | 2.1.3.01.01. Определить численность населения, подлежащего профилактическим прививкам при конкретных инфекциях по отдельным возрастным группам, коллективам, территориям |
2.1.3.01.02. Проконтролировать условия транспортировки, режим хранения, годность к употреблению иммунопрепаратов, сроки и способ их уничтожения после разведения | |
2.1.3.01.03. Проконтролировать выборочно состояние учета иммунного статуса прививаемых при проведении плановых прививок | |
2.1.3.01.04. Проконтролировать соблюдение установленных схем иммунизации, интервалов между введениями препаратов и др. | |
2.1.3.01.05. Совместно с педиатром определить контингенты, нуждающиеся в индивидуальной защите против отдельных инфекций | |
2.1.3.02. Проконтролировать проведение профилактических прививок среди лиц с измененной реактивностью организма (аллергия и др.) | 2.1.3.02.01. Оценить обоснованность постоянных и временных противопоказаний к проведению профилактических прививок |
2.1.3.02.02. Проконтролировать широту использования тестов на переносимость препаратов среди лиц с относительными противопоказаниями к плановым профилактическим прививкам | |
2.1.3.02.03. Оценить своевременность охвата профилактическими прививками лиц, временно освобожденных от прививок по медицинским показаниям | |
2.1.3.02.04. Оценить совместно с педиатром (терапевтом) целесообразность иммунизации конкретным препаратом лиц с относительными противопоказаниями | |
2.1.4. Конкретная профессиональная задача "Организация санитарно-просветительной работы среди населения" Уровень специалистов Iа - IVа, Iа - IVб | |
2.1.4.01. Оказывать практическую и консультативную помощь в планировании санитарно-просветительской работы в области профилактики инфекционных заболеваний: дому санитарного просвещения (ДСП), кабинету санпросвещения, санпросветорганизатору, СЭС, ЛПУ и др. | 2.1.4.01.01. Использовать данные эпидемиологического анализа инфекционной заболеваемости (текущего, ретроспективного) для определения наиболее актуальных вопросов для включения в план (программу) обучения населения |
2.1.4.01.02. Определить формы и оптимальные сроки проведения санитарно-просветительной работы с учетом особенностей эпидемиологии: отдельных заболеваний; сезонности, периодичности и др. | |
2.1.4.01.03. Определить контингенты, подлежащие обучению | |
2.1.4.02. Участвовать в организации и проведении санитарно-просветительной работы | 2.1.4.02.01. Подготовить лекцию, текст выступления, беседы, текст памятки, листовки, санбюллетень |
2.1.4.02.02. Прочитать лекцию, провести беседу, выступить по радио, телевидению, в коллективах, очагах и пр. | |
2.4.1.02.03. Оказать консультативную и практическую помощь работникам ДСП, ЛПУ и др. в составлении текстов лекций, бесед, обращений, памяток для населения по отдельным нозологическим формам | |
2.1.4.03. Контролировать проводимую на конкретной территории санитарно-просветительную работу | 2.1.4.03.01. Оценить организационные формы проведения сан.-просвет. работы, адекватность их поставленным задачам |
2.1.4.03.02. Разработать критерии оценки качества проводимой санитарно-просветительной работы | |
2.1.4.03.03. Оценить качество и эффективность проводимой санитарно-просветительной работы | |
2.2. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Оценка эффективности профилактических мероприятий" | |
2.2.1. Конкретная профессиональная задача "Оценка эффективности профилактических мероприятий, направленных на выявление и нейтрализацию потенциальных источников инфекции" Уровни специалистов Iа - IVа | |
2.2.1.01. Оценить эпидемиологическую эффективность мероприятий по активному выявлению потенциальных источников инфекции с учетом эпидемиологической ситуации на конкретной территории | 2.2.1.01.01. Оценить эпидемиологическую направленность активного выявления источников среди определенных групп населения (групп риска) при проведении клинических осмотров, подворных обходов, лабораторных и бактериологических исследований |
2.2.1.01.02. Дать оценку использованных методов забора материала на исследование (кровь и др.) с учетом патогенеза конкретной инфекции, сроков взятия | |
2.2.1.01.03. Оценить примененные метода исследования (лабораторные, бактериологические, вирусологические) с учетом их специфичности, чувствительности, экономичности | |
2.2.1.02. Оценить эпидемиологическую эффективность мероприятий по нейтрализации потенциальных источников инфекции с учетом конкретной нозоформы | 2.2.1.02.01. Дать оценку эффективности проведенной провизорной госпитализации (по количеству выявленных источников, своевременности, полноте госпитализации) |
2.2.1.02.02. Оценить эффективность средств экстренной профилактики (антибиотики, сульфаниламидные препараты и др.), среди лиц группы риска в учетом эпидемиологической и эпизоотологической ситуации | |
2.2.1.02.03. Дать оценку эффективности мероприятий по нейтрализации источников инфекции при зооантропонозных заболеваниях (снижение инфицированности, пораженности среди сельскохозяйственных животных, уменьшение численности диких животных, грызунов (с учетом конкретных нозоформ)) | |
2.2.2. Конкретная профессиональная задача "Оценка эффективности профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию механизма передачи (путей, факторов передачи)" Уровни специалистов Iа - IVа | |
2.2.2.01. Оценить эпидемиологическую эффективность мероприятий по нейтрализации водного пути передачи, связанного с системами централизованного и децентрализованного водоснабжения и водопользования | 2.2.2.01.01. Провести сравнительный анализ заболеваемости населения, пользующегося водой при централизованном, децентрализованном водоснабжении и из открытых водоемов, до и после проведения мероприятий по нейтрализации водного пути передачи. Вычислить индекс эффективности |
2.2.2.01.02. Сравнить и оценить результаты исследований качества воды (бактериологическим, химическим и др. методами) до и после проведения мероприятий по нейтрализации водного пути передачи | |
2.2.2.02. Оценить качественные и количественные показатели, характеризующие степень обеззараживания сточных вод и систему очистки населенных пунктов от твердых отбросов | 2.2.2.02.01. Оценить качество и эффективность проводимых мероприятий по обеззараживанию сточных вод (по лабораторным данным и др.) |
2.2.2.02.02. Оценить эпидемиологическую направленность и эффективность мероприятий по организации системы очистки территории от твердых отбросов (предупреждение образования мест выплода мух и др.) | |
2.2.2.03. Оценить качественные и количественные показатели, характеризующие мероприятия по нейтрализации пищевого пути передачи | 2.2.2.03.01. Оценить эффективность мероприятий по нейтрализации действия пищевого фактора передачи на этапах получения (изготовления) пищевых продуктов по лабораторным и другим материалам (МТФ, молокозаводы, животноводческие хозяйства, птицефермы и др.) |
2.2.2.03.02. Оценить эпидемиологическую направленность и эффективность санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на местах хранения пищевых продуктов (овощехранилища, овощные базы, склады и др.) | |
2.2.2.03.03. Оценить эпидемиологическую направленность и эффективность санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению заражаемости населения на местах реализации пищевых продуктов (продовольственные магазины, столовые, ДДУ, школы и др.) | |
2.2.2.04. Оценить эпидемиологическую эффективность санитарно-гигиенических мероприятий по нейтрализации контактно-бытовых факторов передачи в условиях закрытых коллективов и среди населения | 2.2.2.04.01. Оценить эпидемиологическую направленность проведенных санитарно-гигиенических мероприятий по нейтрализации контактно-бытовых факторов передачи в условиях ДДУ, школ и др. (по лабораторным и другим данным) |
2.2.2.04.02. Оценить результаты санитарно-бактериологических исследований объектов окружающей среды, качество дезинфектантов в ЛПУ разного типа и семейных очагах | |
2.2.3. Конкретная профессиональная задача "Оценка эффективности профилактических мероприятий, направленных на повышение невосприимчивости населения" Уровни специалистов Iа - IVа | |
2.2.3.01. Оценить эффективность средств специфической профилактики среди контингентов, получающих плановые прививки (вакцины, иммуноглобулины) | 2.2.3.01.01. Дать оценку состояния коллективного иммунитета (по лабораторным и др. данным) прививаемых контингентов (по возрасту, срокам прививок и др.), контролируемых средствами активной специфической профилактики, к инфекциям |
2.2.3.01.02. Дать оценку состояния специфического иммунитета у отдельных лиц (по лабораторным и др. данным) | |
2.2.3.01.03. Рассчитать, используя статистические методы исследования, эпидемиологическую эффективность вакцинации среди прививаемых контингентов | |
2.2.3.02. Оценить эффективность профилактической вакцинации, проводимой среди групп риска (например, студенческие отряды, животноводы и др.) | 2.2.3.02.01. Отобрать группы риска для проведения внеплановых профилактических прививок (с учетом эпидемиологической необходимости, контингентов, сроков прививок, избранного препарата для вакцинации и др.) |
2.2.3.02.02. Рассчитать, используя статистические методы исследования, эпидемиологическую эффективность внеплановых профилактических прививок | |
2.2.3.03. Оценить эпидемиологическую эффективность использования средств, повышающих факторы неспецифической защиты организма (интерферон, индукторы интерферона, бифидумбактерин и др. препараты) | 2.2.3.03.01. Определить целесообразность выбора отдельных групп риска, возможную эффективность препаратов, применяемых с целью повышения факторов неспецифической защиты организма |
2.2.3.03.02. Оценить эпидемиологическую эффективность средств, повышающих естественную иммунологическую защиту организма, среди лиц групп риска (дети раннего возраста родовспомогательных и др. учреждений, персонал отдельных ЛПУ и др.) | |
2.3. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Оптимизация системы профилактических мероприятий" | |
2.3.1. Конкретная профессиональная задача "Совершенствование системы мероприятий, направленных на выявление и нейтрализацию источников инфекции" Уровни специалистов Iв - IVа | |
2.3.1.01. Обосновать необходимость использования более информативных лабораторных и др. методов исследования для выявления потенциальных источников инфекции среди конкретных групп населения | 2.3.1.01.01. Выбрать тест (метод), отличающийся высокой чувствительностью и специфичностью |
2.3.1.01.02. Определить объем и кратность дополнительных профилактических исследований, направленных на выявление потенциальных источников инфекции | |
2.3.1.01.03. Использовать полученные лабораторные данные для выявления контингентов повышенного риска заболевания | |
2.3.1.01.04. Оценить эпидемиологическую значимость результатов, полученных при проведенных исследованиях | |
2.3.2. Конкретная профессиональная задача "Совершенствование системы мероприятий, направленных на предупреждение реализации механизма передачи" Уровни специалистов Iа - IVа | |
2.3.2.01. Определить основные направления совершенствования комплекса санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды и нейтрализацию механизма передачи | 2.3.2.01.01. Совместно со специалистами коммунальной гигиены разработать рекомендации по совершенствованию комплекса мероприятий, направленных на создание надежной системы водоснабжения: охрану водных объектов рекреационного назначения; улучшение санитарного состояния территорий населенных мест (очистка); проведение контроля за составом и качеством почвы |
2.3.2.01.02. Составить кадастр почв с учетом их эпидемиологической значимости (обсемененность возбудителями столбняка, сибирской язвы и др.) | |
2.3.2.01.03. Совместно со специалистами по гигиене питания разработать рекомендации для предприятий агропрома по предупреждению кишечных инфекций на предприятиях мясо-молочной промышленности | |
2.3.2.02. Избрать основные направления по совершенствованию средств и методов профилактической дезинфекции, дезинсекции, стерилизации | 2.3.2.02.01. Оценить экономическую и эпидемиологическую эффективность использования профилактической дезинфекции, дезинсекции и стерилизации |
2.3.2.02.02. Оценить целесообразность применения отдельных средств и методов профилактической дезинфекции, дезинсекции, стерилизации с учетом местных условий | |
2.3.3. Конкретная профессиональная задача "Совершенствование профилактических мероприятий, направленных на повышение невосприимчивости населения" Уровни специалистов Iа - IVа | |
2.3.3.01. Определить иммунологический статус населения к инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики | 2.3.3.01.01. Выбрать в конкретной эпидемиологической обстановке оптимальный метод, позволяющий изучить иммунный статус населения |
2.3.3.01.02. Рассчитать численность выборки для изучения иммунологического статуса населения | |
2.3.3.01.03. Оценить состояние привитости по возрастным группам, детским учреждениям, школам, декретированным контингентам, территориям | |
2.3.3.02. Разработать рекомендации по совершенствованию профилактических мероприятий в отношении инфекций, управляемых средствами специфической профилактики | 2.3.3.02.01. Исходя из данных изучения иммунологической структуры и заболеваемости населения, обосновать целесообразность внесения изменений в календарь прививок |
2.3.3.02.02. При необходимости совместно с педиатрами (терапевтами) обосновать целесообразность пересмотра перечня медицинских противопоказаний к прививкам, дать предложения в органы здравоохранения | |
Профессиональные действия | Умения |
3.1. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Эпидемиологическое обследование эпидемических очагов и вспышек" | |
3.1.1. Конкретная профессиональная задача "Проведение эпидемиологического обследования эпидемического очага" Уровни специалистов IIIб, IVб | |
3.1.1.01. Собрать и оценить исходные материалы, необходимые для проведения эпидемиологического обследования | 3.1.1.01.01. Изучить данные первичной документации, свидетельствующие о возникновении эпидемического очага (карта экстренного извещения ф. 258у, журнал 60ф, данные бактериологических, вирусологических исследований и т.д.) |
3.1.1.01.02. Изучить материалы, подтверждающие достоверность диагноза инфекционного заболевания (амбулаторные карты, источники болезни, результаты лабораторных исследований и др.), особенно при ООИ, редких нозоформах | |
3.1.1.01.03. Оценить состояние заболеваемости (носительства) данной нозоформой на конкретной территории в период, предшествующий возникновению очага | |
3.1.1.01.04. Проанализировать учетно-отчетную документацию эпидотдела СЭС (карты эпидемиологического обследования, экстренные извещения, журналы учета инфекционных заболеваний, картотека носителей, домовая картотека, картотека заболеваний по ДДУ, школам, ПТУ, стационарам и др. ЛПУ), применительно к возникшему эпидемическому очагу | |
3.1.1.01.05. Изучить дополнительные материалы, характеризующие возможность распространения конкретных нозоформ (данные санитарно-гигиенических и бактериологических исследований, ветеринарных лабораторий, ветеринарной службы и др.) | |
3.1.1.01.06. Составить гипотезу о возможных причинах возникновения очага | |
3.1.1.01.07. Распределить обязанности по проведению эпидемиологического обследования между врачом и помощником эпидемиолога. Определять необходимость участия других специалистов (врач-фтизиатр, вет. врач, санитарные врачи и др.) | |
3.1.1.02. Провести эпидемиологическое обследование эпидемического очага | 3.1.1.02.01. Собрать эпидемиологический анамнез (опрос больного, родственников и других лиц из очага, изучить журнал выдачи больничных листов с целью выявления источника инфекции, факторов передачи) |
3.1.1.02.02. Провести осмотр эпидемического очага и прилегающей территории с учетом особенностей эпидемиологии конкретной нозоформы | |
3.1.1.02.03. Определить границы очага. Выделить круг лиц, домашних животных, птиц и др. в очаге и вне очага, подлежащих эпидемиологическому (эпизоотологическому) наблюдению, изоляции, ограничительным мероприятиям, лабораторному и клиническому обследованию и т.д. | |
3.1.1.02.04. Организовать отбор проб (смывов) с объектов окружающей среды для лабораторного исследования (вода, пищевые продукты, сырье и пр.) | |
3.1.1.02.05. Своевременно и качественно оформить документы первичной оперативной информации (карта эпидемиологического обследования, журнал учета инфекционных заболеваний и др.) | |
3.1.1.03. Составить заключение о причинах и условиях возникновения очага | 3.1.1.03.01. Определить время (контакт с больным, носителем, инфицированными животными, птицами в др.) и место заражения источника (завоз или заражение на данной территории, в семье, в ДДУ, школе, ЛПУ и др.) |
3.1.1.03.02. Определить факторы передачи возбудителя, место, время и условия инфицирования | |
3.1.1.03.03. Определить условия, способствующие возникновению очага (отсутствие иммунитета, отсутствие гигиенических навыков и др.) | |
3.1.1.04. Составить план мероприятий по локализации (ликвидации) очага | 3.1.1.04.01. Обосновать комплекс противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию (ликвидацию) очага, исходя из особенностей эпидемиологии и конкретной ситуации |
3.1.1.04.02. Составить план противоэпидемических мероприятий по локализации очага, направленных на нейтрализацию источника инфекции, факторов передачи, защиту восприимчивых лиц | |
3.1.2. Конкретная профессиональная задача "Проведение эпидемиологического обследования групповых заболеваний, вспышек" Уровни специалистов IIIа, IVа, Iб - IVб | |
3.1.2.01. Собрать и оценить материалы, необходимые для проведения эпидемиологического обследования вспышки (в организованных коллективах, среди населения на территории обслуживания) | 3.1.2.01.01. Использовать данные ретроспективного анализа заболеваемости (носительства) за период, предшествующий вспышке в коллективе, на территории |
3.1.2.01.02. Провести оценку данных первичной документации, связанной со вспышкой инфекции (журнал ф. 60 СЭС, карты экстренных извещений, данные лабораторных исследований, актов патологоанатомических вскрытий и др.) | |
3.1.2.01.03. Провести оценку достоверности диагноза больных, выявленных в ходе вспышки, особенно при редких нозоформах, ООИ | |
3.1.2.01.04. Провести анализ данных учетно-отчетной документации санитарно-эпидемиологической станции (эпидотдела, отдела гигиены питания, коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков и др.), применительно к возникшей эпидемической вспышке | |
3.1.2.01.05. Изучить дополнительные материалы, характеризующие возникновение и распространение вспышки, данные ведомственных лабораторий, ветеринарной службы и др. о наличии инфицированных животных, птиц, членистоногих, пищевых продуктов, водопроводной воды, открытых водоисточников, почвы, сырья и др. | |
3.1.2.01.06. Определить необходимость участия в проведении эпидемиологического обследования вспышки санитарного врача, ветеринарного врача, представителей других ведомств и служб | |
3.1.2.01.07. Составить гипотезу о возможных причинах возникновения вспышки | |
3.1.2.02. Провести эпидемиологическое обследование вспышки в организованных коллективах и на территории обслуживания | 3.1.2.02.01. Собрать эпидемиологический анамнез (у больных, носителей), провести осмотр территории, определить границы очага, выделить круг лиц, животных, подлежащих наблюдению, лабораторному и клиническому обследованию |
3.1.2.02.02. Выявить особенности возникновения вспышки и ее развития в условиях ДДУ, школ, ПТУ и др. детских и подростковых учреждений с учетом эпидемиологии соответствующей нозоформы (сроки возникновения заболевания, распространенность по группам, классам, особенности клинического течения и др.). Изучить и оценить соответствующую документацию (истории развития детей, журналы посещаемости, особенности питания, данные о прививках, санитарно-гигиеническом состоянии учреждения и др.) | |
3.1.2.02.03. Изучить особенности формирования внутрибольничного очага и его развития в условиях родовспомогательных и других лечебно-профилактических учреждений. Проанализировать необходимую документацию в соответствии с установленной нозоформой и типом медицинского учреждения (заболеваемость в предшествующий период, истории родов, истории развития детей, организация санитарно-гигиенического режима и др.) | |
3.1.2.06.04. Изучить особенности возникновения и развития вспышек в условиях прочих учреждений (предприятия пищевой промышленности, пищевые объекты и др.) с учетом эпидемиологии соответствующей нозоформы. Собрать и проанализировать необходимую документацию в соответствии с изучаемым объектом (состояние систем водоснабжения, канализации, оборудования, организация и контроль технологических процессов, соблюдение правил хранения и реализации продуктов и др.) | |
3.1.2.02.05. Проанализировать условия формирования очагов, вспышки, возникших на территории обслуживания. Оценить с эпидемиологических позиций с учетом особенностей эпидемиологии нозоформ необходимые материалы по санитарно-гигиенической характеристике территории (водоснабжение, канализация, очистка, состояние эпидемиологически значимых объектов, организация прививочного дела и др.) | |
3.1.2.02.06. Изучить особенности заражаемости населения на территории обслуживания конкретной зооантропонозной инфекцией. Оценить данные, характеризующие основные источники инфекции (домашние, дикие животные, птицы), факторы и пути передачи (пищевые продукты, сырье, вода, членистоногие и др.) | |
3.1.2.02.07. Организовать отбор проб (смывов) с объектов окружающей среды с целью лабораторного исследования и санитарно-гигиенической экспертизы (вода, почва, пищевые продукты, сырье, поверхности, руки больных и ухаживающего персонала и др.) | |
3.1.3. Конкретная профессиональная задача "Анализ данных эпидзаболевания очагов с целью выявления причин и условий формирования очагов, вспышек" Уровни специалистов Iа - IVа, Iб - IVб | |
3.1.3.01. Составить заключение о причинах возникновения вспышки | 3.1.3.01.01. Определить возможный конкретный источник инфекции (больной, носитель, инфицированное животное), время, место и условия его заражения (контакт с больным, носителем, инфицированными животными, завоз, заражение на территории, в семье, в ДДУ, школе, ЛПУ и др.) |
3.1.3.01.02. Определить основные факторы передачи, место, время, условия их инфицирования | |
3.1.3.01.03. Определить тип вспышки (пищевая, водная, контактно-бытовая, внутригоспитальная и др.) | |
3.1.3.01.04. Выделять дополнительные условия, способствующие возникновению и развитию вспышки (санитарно-гигиенические нарушения на предприятиях и территории, недостатки в организации прививочного дела, в выявлении и устранении источников и др.) | |
3.1.3.01.05. Своевременно и качественно оформить документы оперативной информации (донесение о вспышке и др.) | |
3.1.3.02. Составить план мероприятий по ликвидации вспышки | 3.1.3.02.01. Обосновать комплекс противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию вспышки с учетом особенностей эпидемиологии нозоформы, причин и условий ее возникновения |
3.1.3.08.02. Составить комплексный план противоэпидемических мероприятий по ликвидации вспышки, представить главному врачу СЭС | |
3.2. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Противоэпидемические мероприятия по ликвидации эпидемических очагов и вспышек" | |
3.2.1. Конкретная профессиональная задача "Проведение противоэпидемических мероприятий по нейтрализации источника инфекции" Уровни специалистов Iб - IVб | |
3.2.1.01. Провести комплекс мероприятий, направленных на нейтрализацию источника (больного, носителя) при антропонозах | 3.2.1.01.01. Проконтролировать своевременность и полноту изоляции больных при госпитализации в стационаре и на дому |
3.2.1.01.02. Организовать контроль за проведением госпитализации лиц групп риска с целью уточнения диагноза | |
3.2.1.01.03. Проконтролировать соблюдение правил выписки реконвалесцентов и диспансеризации переболевших | |
3.2.1.01.04. Установить эпидемиологическое наблюдение за контактными, осуществить в соответствии с методическими рекомендациями при конкретной нозоформе контроль за правильностью проведения медицинского наблюдения в очагах (срок карантина, частота медицинских осмотров, использование лабораторных и инструментальных методов исследования и др.) | |
3.2.1.01.05. Определить контингент, подвергавшийся риску заражения, для дополнительного клинического, лабораторного обследования | |
3.2.1.01.06. Выделить лиц, подлежащих экстренной профилактике, с учетом нозоформы и условий контакта с источником (антибиотики, сульфаниламидные, другие химиопрепараты) | |
3.2.1.02. Провести комплекс мероприятий, направленных на нейтрализацию источников при зооантропонозных и сапронозных инфекциях (совместно с ветеринарной службой) | 3.2.1.02.01. Определить наиболее рациональные способы нейтрализации источников - домашних, диких животных, птиц и др. в зависимости от нозоформы, социально-экономической значимости, местных условий и др. (уничтожение, изоляция и т.д.) |
3.2.2. Конкретная профессиональная задача "Проведение противоэпидемических мероприятий по нейтрализации факторов передачи" Уровень специалистов Iа - IVа, Iб - IVб | |
3.2.2.01. Организовать проведение комплекса мероприятий, направленных на нейтрализацию факторов передачи | 3.2.2.01.01. Установить контроль за организацией текущей, заключительной дезинфекции в бытовых очагах, ДДУ, школах, ЛПУ (своевременность проведения, выбор средств, методов и объектов дезинфекции) при конкретных нозоформах с учетом эпидемиологической ситуации |
3.2.2.01.02. Совместно с санитарно-гигиеническим отделом разработать предложения по проведению внеплановых санитарно-технических мероприятий, направленных на нейтрализацию общих факторов передачи с учетом эпидемиологических особенностей заболевания и эпидемиологической ситуации | |
3.2.3. Конкретная профессиональная задача "Проведение противоэпидемических мероприятий по защите восприимчивых контингентов" Уровень специалистов IIIа, IVа, Iб - IVб | |
3.2.3.01. Оценить рациональность применения средств специфической иммунопрофилактики (вакцины, сыворотки, анатоксины, иммуноглобулины) с учетом эффективности эпидемиологической ситуации при конкретной нозоформе | 3.2.3.01.01. Выбрать наиболее рациональные средства специфической иммунопрофилактики, определить возможность их использования (с учетом иммунологической и эпидемиологической эффективности препарата) в данной эпидемиологической ситуации |
3.2.3.01.02. Выделить лиц, подлежащих специфической иммунопрофилактике по эпид. показаниям с учетом эпидемиологических особенностей заболевания, основного фактора передачи, сроков контакта с источником, прививочного статуса и др. | |
2.2.3.02. Оценить целесообразность применения средств неспецифической профилактики (бифидумбактерин, бификол, продигиозан, интерферон и др.) с целью поднятия факторов неспецифической защиты | 2.2.3.02.01. Выбрать наиболее эффективные средства неспецифической профилактики с учетом эффективности действия препарата |
2.2.3.02.02. Совместно с клиницистами выделить лиц группы риска, подлежащих неспецифической профилактике | |
3.2.3.03. Провести комплекс ограничительно-карантинных мероприятий с целью защиты восприимчивых контингентов | 3.2.3.03.01. Определить круг лиц, на которых распространяются изоляционно-ограничительные мероприятия, с учетом клинико-патогенетических особенностей заболевания, эпидемиологической значимости нозоформы, условий формирования очагов |
3.2.3.03.02. Проконтролировать правильность соблюдения ограничительно-изоляционных работ в бытовых очагах, ДДУ и т.п. | |
3.3. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Оценка эффективности и качества противоэпидемических мероприятий по ликвидации эпидемических очагов и вспышек" | |
3.3.1. Конкретная профессиональная задача "Оценка эффективности мероприятий по нейтрализации источника инфекции" Уровни специалистов Iа - IVа, Iб - IVб | |
3.3.1.01. Оценить эффективность мероприятий по выявлению и нейтрализации источников (больных, носителей) при соответствующей нозоформе с учетом конкретной эпидемиологической ситуации | 3.3.1.01.01. Оценить качество и своевременность диагностики, госпитализации, организации первичных противоэпидемических мероприятий, проводимых ЛПУ, направленных на нейтрализацию источника (в соответствии с регламентированными сроками и нормативами) |
3.3.1.01.02. Оценить качество мероприятий, проводимых ветеринарной службой, отделениями профилактической дезинфекции, направленных на нейтрализацию (уничтожение) источников при зооантропонозных заболеваниях (в соответствии с регламентированными сроками и нормативами) | |
3.3.1.01.03. Оценить своевременность, полноту учета и информации санитарно-эпидемиологической службы о выявлении источника (больного, носителя), своевременность эпидемиологического обследования очага. (в соответствии с установленными нормативами) | |
3.3.1.01.04. Оценить полноту и своевременность развернутых мероприятий по проведению провизорной госпитализации, активному выявлению потенциальных источников (больных, носителей) (в соответствии с установленными нормативами) | |
3.3.1.01.05. Проанализировать данные по вторичной очаговости, исчислить среднее время существования очага. Проанализировать данные о наличии внутрибольничных заражений в условиях стационара конкретной нозоформой | |
3.3.1.02. Оценить эффективность экстренной профилактики контактных лиц (подвергавшихся реальной опасности заражения) с учетом конкретной эпидемической ситуации и нозоформы | 3.3.1.02.01. Оценить своевременность, полноту и рациональность применения средств экстренной химиопрофилактики (антибиотики, сульфаниламиды и др. химиопрепараты) |
3.3.1.02.02. Оценить эффективность средств по поднятию неспецифической защиты организма (интерферон, индукторы интерферона, др. иммуностимуляторы, бифидумбактерин и др.) | |
3.3.2. Конкретная профессиональная задача "Оценка эффективности мероприятий по нейтрализации факторов (путей) передачи" Уровень специалистов Iа - IVа, Iб - IVб | |
3.3.2.01. Оценить эффективность мероприятий по нейтрализации факторов передачи с учетом нозоформ и эпидемиологической ситуации | 3.3.2.01.01. Оценить качество мероприятий, направленных на выявление путей и факторов передачи (использовать данные слежения за санитарно-гигиеническим фоном и др.) |
3.3.2.01.02. Оценить целенаправленность проведенных противоэпидемических мероприятий по устранению общих факторов передачи (по данным реальной санитарной и эпидемиологической ситуации на объектах санитарного надзора) | |
3.3.2.01.03. Оценить полноту и своевременность мероприятий, направленных на нейтрализацию факторов передачи (слежение за уровнями заболеваемости, данными санитарно-гигиенических исследований на объектах санитарного надзора и др.) | |
3.3.2.01.04. Оценить своевременность проведения заключительной дезинфекции (в соответствии с имеющимися нормативами) | |
3.3.2.01.05. Оценить эффективность проводимых дезинфекционных мероприятий (текущей, заключительной дезинфекции), по данным бактериологического контроля возникновения вторичных заболеваний и др. | |
3.3.2.01.06. Оценить эффективность дезинсекционных мероприятий (по снижению численности мух и др. членистоногих) | |
3.3.3. Конкретная профессиональная задача "Оценка противоэпидемической эффективности средств специфической профилактики" Уровень специалистов Ia, IIa, IIIa, IVа, Iб, IIб | |
3.3.3.01. Оценить эффективность средств специфической профилактики (вакцин, анатоксинов, иммуноглобулинов, сывороток) при использовании по эпидемиологическим показаниям | 3.3.3.01.01. Оценить своевременность, полноту и рациональность применения средств специфической профилактики (вакцин, сывороток, иммуноглобулинов) в эпидемический период (уровни заболеваемости среди ранее привитых и непривитых, тяжесть клинического течения заболевших и др.) |
3.3.3.01.02. Оценить своевременность, полноту и рациональность применения средств специфической профилактики (вакцин, сывороток, иммуноглобулинов) по эпидемическим показаниям (сроки применения, охват прививаемых с учетом групп риска) | |
3.3.4. Конкретная профессиональная задача "Оценка эффективности организационно-методических мероприятий" Уровень специалистов Iа, IIa, IIIa, IVа, Iб, IIб | |
3.3.4.01. Оценить эффективность организационно-методических мероприятий | 3.3.4.01.01. Дать оценку своевременности развертывания стационаров, обсерваторов и др., их оснащенности, подготовки специалистов и др. |
3.3.4.01.02. Дать оценку комплексности в работе с другими учреждениями и ведомствами (ветеринарная служба и др.) | |
3.3.4.02. Оценить качество планируемых мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и ликвидацию инфекций соответствующей нозоформы | 3.3.4.02.01. Дать оценку отдельных пунктов планов, предусматривающих проведение конкретных противоэпидемических мероприятий, направленных на снижение уровней и ликвидацию заболеваемости |
Профессиональные действия | Умения |
4.1. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Осуществление эпидемиологического надзора" | |
4.1.1. Конкретная профессиональная задача "Сбор и оценка информации о случаях заболеваний (носительства) среди людей и животных" Уровни специалистов Iа - IVа, Iб - IVб | |
4.1.1.01. Организовать сбор, учет и обработку информации об инфекционной заболеваемости и носительстве среди населения | 4.1.1.01.01. Контролировать полноту и своевременность регистрации и учета инфекционных больных (носителей) в амбулаторно-поликлинических и других ЛПУ |
4.1.1.01.02. Организовать сбор информации в соответствии с действующими приказами | |
4.1.1.01.03. Совместно с главными специалистами анализировать подходы к диагностике инфекционных заболеваний (обоснованность, своевременность) | |
4.1.1.01.04. Выбрать из медицинской документации ЛПУ информацию, необходимую для эпидемиологического анализа | |
4.1.1.01.05. Правильно заполнять и осуществлять контроль за качеством заполнения документов в оперативной информации (карты эпидемиологического обследования, экстренные извещения, журналы учета инфекционной заболеваемости и др.) | |
4.1.1.01.06. Организовать накопление, систематизацию и упорядоченное хранение поступающей информации | |
4.1.1.02. Организовать получение информации о наличии зооантропонозных инфекций среди животных на территориях | 4.1.1.02.01. Определить перечень исходной информации, источники ее поступления применительно к отдельным зооантропонозным инфекциям |
4.1.1.02.02. Организовать контроль за своевременностью и полнотой получаемой информации об эпизоотологической ситуации на территории | |
4.1.1.02.03. Организовать сбор, накопление, систематизацию и упорядоченное хранение поступающей информации | |
4.1.1.03. Оценить количественную характеристику эпидемического процесса | 4.1.1.03.01. Вычислить интенсивные показатели заболеваемости |
4.1.1.03.02. Оценить существенность разности показателей заболеваемости данного и предыдущего года | |
4.1.2. Конкретная профессиональная задача "Сбор и оценка информации о свойствах циркулирующих на территории штаммов возбудителей и этиологической структуре заболеваемости" Уровни специалистов Iа - IVа, Iб - IVб | |
4.1.2.01. Изучить организацию и качество лабораторной диагностики, осуществляемой лабораториями СЭС и больниц | 4.1.2.01.01. Оценить полноту и адекватность используемых методов лабораторной диагностики при конкретных инфекциях |
4.1.2.01.02. Сравнить частоту положительных результатов, полученных конкретными лабораториями, с данными по области (республике) и литературными данными | |
4.1.2.02. Организовать сбор данных по характеристике штаммов возбудителей, циркулирующих на территории, а также из факторов внешней среды | 4.1.2.02.01. Определить группы населения, подлежащие бактериологическому обследованию с диагностическими и профилактическими целями, по эпидемиологическим показаниям |
4.1.2.02.02. Определить группы населения, подлежащие плановому выборочному обследованию на носительство, рассчитать численность выборки | |
4.1.2.02.03. Проконтролировать полноту сбора и учета информации о выделенных возбудителях от больных и носителей | |
4.1.2.02.04. Получить из соответствующих учреждений данные о характеристике штаммов возбудителей, выделенных от животных (больных, носителей) и переносчиков | |
4.1.2.02.05. Получить данные о характеристике штаммов возбудителей, выделяющихся из воды, пищевых продуктов, смывов | |
4.1.2.02.06. Организовать накопление, систематизацию и хранение информации о выделенных штаммах возбудителей | |
4.1.2.03. Изучить и использовать в анализе данные бактериологических и вирусологических лабораторий по характеристике выделяющихся штаммов возбудителей | 4.1.2.03.01. Проанализировать данные о свойствах выделенных штаммов с учетом маркеров, имеющих эпидемиологическое значение (серовары, биовары, фаговары, антибиотикограмма, вирулентность и др.) |
4.1.2.03.02. Использовать результаты лабораторных исследований в эпидемиологических целях (поиски источника инфекции, факторов передачи) | |
4.1.2.03.03. Рассчитать этиологическую структуру заболеваемости | |
4.1.3. Конкретная профессиональная задача "Сбор и оценка информации об иммунологической структуре населения" Уровни специалистов Iа - IVа, Iб - IVб | |
4.1.3.01. Организовать сбор и обработку информации о состоянии коллективного иммунитета у населения | 4.1.3.01.01. Определить группы населения, у которых должно изучаться состояние иммунитета |
4.1.3.01.02. Рассчитать численность выборки для выборочного исследования | |
4.1.3.01.03. Организовать сбор и исследование сывороток для определения напряженности иммунитета | |
4.1.3.01.04. Организовать постановку и учет результатов иммунологических (аллергических) проб | |
4.1.3.01.05. Организовать накопление, систематизацию и хранение собранной информации о состоянии коллективного иммунитета и иммунологической структуре населения | |
4.1.3.02. Оценить состояние коллективного иммунитета и иммунологическую структуру населения | 4.1.3.02.01. Рассчитать количество и процент иммунных лиц по возрастным и др. группам населения и результатам исследования сывороток |
4.1.3.02.02. Рассчитать количество и процент иммунных лиц по возрастным и др. группам населения, исходя из результатов постановки иммунологических (аллергических) проб | |
4.1.3.02.03. Сравнить полученные результаты изучения иммунологической структуры с данными по области (республике), литературными данными | |
4.1.4. Конкретная профессиональная задача "Сбор и оценка информации о санитарно-техническом и санитарно-гигиеническом состоянии эпидемиологически важных объектов окружающей среды" Уровни специалистов Iа - IVа, Iб - IVб | |
4.1.4.01. Организовать сбор информации о санитарно-гигиеническом состоянии объектов окружающей среды | 4.1.4.01.01. Определить перечень и объем санитарно-гигиенической информации, необходимой для слежения за возможным действием факторов передачи |
4.1.4.01.02. Определить перечень, объем и кратность санитарно-бактериологических, санитарно-вирусологических, санитарно-химических и других исследований | |
4.1.4.01.03. Определить перечень эпидемиологически значимых объектов | |
4.1.4.01.04. Организовать получение, накопление и использование санитарно-гигиенической и другой информации | |
4.1.4.01.05. Оценить и использовать информацию о состоянии источников и систем водоснабжения, канализации и очистки населенных мест | |
4.1.4.01.06. Оценить и использовать информацию о санитарно-гигиеническом состоянии предприятий по обработке и производству молока, молочных и других пищевых продуктов, а также объектов общественного питания | |
4.1.4.01.07. Оценить и использовать информацию о санитарно-гигиеническом состоянии детских, лечебно-профилактических учреждений и других объектов | |
4.1.4.02. Организовать сбор информации о членистоногих как возможных переносчиках заразного начала | 4.1.4.02.01. Определить перечень и объем информации об энтологической характеристике территории |
4.1.4.02.02. Организовать получение и накопление информации, ее использование для эпидемиологического надзора за трансмиссивными инфекциями | |
4.1.4.03. Организовать сбор информации о метеорологических, гидрологических и других факторах, влияющих на эпидемический процесс | 4.1.4.03.01. Определить перечень, объем и систему получения информации о температуре воздуха, выпадении осадков, структуре почвы, гидрологической характеристике местности, состоянии коммунального благоустройства и др. необходимой для решения эпидемиологических вопросов |
4.2. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Эпидемиологическая экспертиза территории" | |
4.2.1. Конкретная профессиональная задача "Характеристика природных и социальных условий территории с эпидемиологической точки зрения" Уровни специалистов Iа - IVа | |
4.2.1.01. Организовать сбор информации по характеристикам природных условий территории (ранее обжитой и не обжитой) | 4.2.1.01.01. Определить содержание и источники получения информации о природных особенностях территории |
4.2.1.01.02. Использовать информацию о влиянии факторов природно-географической среды на распространение отдельных нозоформ (климат, химизм и структура почв, характеристика открытых водоемов, флора, фауна) | |
4.2.1.01.03. Определить биоценотическую и пространственную структуру природных очагов инфекций, возможные пути и факторы заражения в конкретных условиях производственной деятельности населения на территории | |
4.2.1.02. Оценить энтомологическую характеристику территории для решения эпидемиологических вопросов | 4.2.1.02.01. Использовать информацию по экологии разных видов мух, данные расчетов длительности эпидсезона и его отдельных элементов для оценки влияния на развитие эпидемического процесса |
4.2.1.02.02. Использовать информацию по экологии различных видов малярийных комаров, динамике их численности и степени контакта с человеком для решения эпидемиологических задач | |
4.2.1.02.03. Использовать информацию по экологии отдельных видов клещей для решения эпидемиологических вопросов | |
4.2.1.03. Организовать сбор информации о социально-экономической характеристике территории | 4.2.1.03.01. Определить содержание и источники получения информации об условиях быта, производственной и др. деятельности населения, могущих повлиять на эпидемический процесс |
4.2.1.03.02. Получить и использовать информацию о социально-экономической структуре территории (доминирующие виды промышленности, сельского хозяйства, "вредные" производства и т.д.) с целью районизирования для эпидемиологической экспертизы | |
4.2.1.03.03. Оценить с эпидемиологических позиций данные о демографических процессах и наличии коллективов с повышенным риском заболевания | |
4.2.1.03.04. Оценить бытовые обычаи и народные традиции, могущие влиять на распространение различных групп инфекций | |
4.2.1.04. Оценить качество лечебно-профилактического и противоэпидемического обеспечения населения контрольной территории | 4.2.1.04.01. Оценить соответствие нормативам организационно-штатной структуры санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений численности обслуживаемого населения |
4.2.1.04.02. Определить укомплектованность учреждений эпидемиологического и лечебно-профилактического профилей, возможности обслуживания дополнительных контингентов населения | |
4.2.1.04.03. Оценить соответствие нормативам наличия в учреждениях здравоохранения коек для госпитализации инфекционных больных (детей и взрослых), дезинфекционной аппаратуры для обработки очагов, рентгенофлюорографической аппаратуры для выявления больных туберкулезом | |
4.2.1.05. Собрать информацию о состоянии заболеваемости на территории | 4.2.1.05.01. Использовать результаты эпидемиологического надзора и ретроспективного анализа о состоянии заболеваемости антропонозными и зооантропонозными инфекциями на территории и ее прогнозе |
4.2.1.05.02. Провести выборочные исследования населения с целью выявления заболеваний, не подлежащих обязательной регистрации | |
4.2.1.05.03. Дать эпидемиологическую оценку уровней и структуры инфекционной заболеваемости населения изучаемой территории | |
4.2.1.05.04. Использовать результаты эпидемиологического надзора за эпизоотическим состоянием территории, оценить возможные пути заражения населения от сельскохозяйственных, диких животных, птиц, гидробионтов | |
4.2.1.05.06. На вновь осваиваемых территориях провести эпидемиологическую разведку совместно со специалистами разных профилей (вирусологи, бактериологи, энтомологи, зоологи и пр.) | |
4.2.2. Конкретная профессиональная задача "Санитарно-гигиеническая экспертиза территории" Уровни специалистов Iа - IVа | |
4.2.2.01. Оценить особенности санитарно-коммунального благоустройства территории | 4.2.2.01.01. Использовать данные о санитарно-гигиеническом состоянии эпидемиологически значимых объектов, собранные в ходе эпидемиологического надзора |
4.2.2.01.02. Дать эпидемиологическую оценку санитарного состояния почвы, системы сбора, удаления и обезвреживания твердых отбросов | |
4.2.2.01.03. Дать эпидемиологическую оценку канализационной и других систем сбора, удаления и обезвреживания жидких отбросов | |
4.2.2.01.04. Дать эпидемиологическую оценку источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и качества питьевой воды | |
4.2.2.01.05. Оценить санитарно-гигиеническое состояние и пропускную способность коммунальных предприятий по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения (бани, прачечные) | |
4.2.2.02. Изучить уровень санитарной культуры населения | 4.2.2.02.01. Дать оценку санитарно-гигиенического воспитания населения (использовать данные домов санитарного просвещения, опросы, анкетирование, другие материалы), распространенности вредных привычек (алкоголизм, наркомания) |
4.2.2.02.02. Оценить распространенность педикулеза, используя данные санэпидучреждений, определить возможные пути заноса педикулеза в обслуживаемые коллективы | |
4.2.3. Конкретная профессиональная задача "Составление заявления о риске заражения инфекционными болезнями по материалам комплексной экспертизы территории" | |
4.2.3.01. Составить заключение о риске заражения инфекционными болезнями на ранее обжитой и не обжитой территории | 4.2.3.01.01. Сгруппировать и сопоставить выявленные в процессе экспертизы природные и социальные факторы, влияющие на развитие эпидемического процесса при антропонозных инфекциях с разными механизмами передачи, зооантропонозных инфекциях и сапронозах |
4.2.3.01.02. Произвести районирование изученной территории по степени риска заражения разными инфекциями, выделить территории риска | |
4.2.3.01.03. Выделить группы риска, время риска, факторы риска заражения отдельными инфекционными болезнями | |
4.2.3.01.04. Сформулировать предложения по противоэпидемическому обеспечению местного населения и вновь прибывающего населения с учетом результатов комплексной экспертизы территории | |
4.3. ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА "Эпидемиологический анализ заболеваемости" | |
4.3.1. Конкретная профессиональная задача "Текущий (оперативный) эпидемиологический анализ" Уровни специалистов IIIa, IVа, Iб - IVб | |
4.3.1.01. Осуществлять слежение за уровнем заболеваемости и носительства на территории | 4.3.1.01.01. Вычислить ежедневные и еженедельные контрольные уровни заболеваемости (общие и для отдельных групп населения) при различных инфекциях |
4.3.1.01.02. Оценить эпидемиологическую ситуацию на территории (благополучная, угрожающая, неблагополучная) путем сопоставления фактических уровней с контрольными | |
4.3.1.01.03. Использовать для ежедневного наблюдения за заболеваемостью "сигнальные" таблицы | |
4.3.1.01.04. Использовать для слежения за уровнем заболеваемости таблограммы, полученные с помощью АСУ "Санэпидслужба" | |
4.3.1.01.05. Использовать в оперативной работе картограммы и картодиаграммы | |
4.3.1.02. Выяснить причину роста заболеваемости (носительства), дать рекомендации по предупреждению вспышки | 4.3.1.02.01. Использовать результаты текущего наблюдения за санитарно-гигиеническим фоном для изучения связей с ростом заболеваемости |
4.3.1.02.02. Использовать результаты эпиднадзора за иммунологической структурой населения | |
4.3.1.02.03. Использовать результаты эпиднадзора за характеристикой циркулирующих штаммов возбудителей | |
4.3.1.02.04. Выделить группы одновременно возникших очагов | |
4.3.1.02.05. Проанализировать признаки очаговости для выявления действия общего фактора передачи (при инфекциях с множественными факторами передачи) | |
4.3.1.02.06. Организовать сбор информации в очагах о возможных факторах передачи инфекции, местах их приобретения, употребления | |
4.3.1.02.07. Собрать информацию в очагах о возможных источниках инфекции и местах общения с ними | |
4.3.1.02.08. Сформулировать эпидемиологический диагноз по результатам анализа заболеваемости в группе одновременно возникших очагов | |
4.3.1.02.09. В случаях эпидемического неблагополучия определить объем дополнительной оперативной информации | |
4.3.1.02.10. Составить план оперативных противоэпидемических мероприятий | |
4.3.1.03.11. Информировать соответствующие вышестоящие учреждения, предприятия и ведомства об эпидемическом неблагополучии | |
4.3.2. Конкретная профессиональная задача "Ретроспективный эпидемиологический анализ" Уровни специалистов Iа - IVа, Iб - IVб | |
4.3.2.01. Проверить полноту и качество собранной информации о заболеваемости (носительстве) | 4.3.2.01.01. Сопоставить данные учета заболеваемости (носительства) по сведениям СЭС и ЛПУ |
4.3.2.01.02. Проверить правильность и полноту заполнения документации (карта эпид. обследования очагов, описание множественных очагов и вспышек, акте обследования объектов и др.) | |
4.3.2.02. Определить эпидемиологическую и социально-экономическую значимость отдельных нозологических форм на конкретной территории | 4.3.2.02.01. Вычислить экстенсивные показатели и изучить структуру инфекционной заболеваемости за ряд лет (5 - 10 лет) |
4.3.2.02.02. Вычислить интенсивные показатели и изучить заболеваемость, пораженность, инфицированность, летальность, смертность за 5 - 10 лет при отдельных инфекциях | |
4.3.2.02.03. Рассчитать экономический ущерб, наносимый отдельными инфекционными заболеваниями | |
4.3.2.02.04. Провести группировку заболеваний по их эпидемиологической и социально-экономической значимости | |
4.3.2.03. Провести анализ количественной характеристики эпидемиологического процесса в динамике | 4.3.2.03.01. Построить интервальные динамические ряды из абсолютных чисел и интенсивных показателей, вычислить темпы роста, прироста, цену 1% прироста. Проанализировать динамику заболеваемости на (5 - 10 лет). Сопоставить уровни заболеваемости на конкретной территории со средними по стране, республике, области |
4.3.2.03.02. Провести выравнивание динамических рядов с целью выявления многолетней тенденции развития эпидемического процесса | |
4.3.2.03.03. Выявить и проанализировать цикличность в многолетней динамике заболеваемости | |
4.3.2.03.04. Провести анализ нерегулярных колебаний заболеваемости | |
4.3.2.04. Изучить связи между количественными характеристиками эпидемического процесса и факторами, влияющими на его интенсивность | 4.3.2.04.01. Выбрать методы корреляционного анализа, которые могут быть использованы для изучения связей между количественными характеристиками эпидемического процесса и факторами, влияющими на его интенсивность |
4.3.2.04.02. Вычислить коэффициенты корреляции, соответствия, ассоциации, регрессии, оценить силу и направление связей между заболеваемостью и факторами, влияющими на ее уровень | |
4.3.2.05. Изучить проявления качественных признаков эпидемического процесса, выявить закономерности при отдельных нозоформах | 4.3.2.05.01. Составить матрицы простых, групповых и комбинационных таблиц для проведения ретроспективного анализа |
4.3.2.05.02. Проанализировать помесячную динамику заболеваемости, выделяя круглогодичную, сезонную и вспышечную заболеваемость. Вычислить показатели сезонных колебаний, индекс и коэффициент сезонности, показатель сезонного подъема. Провести анализ, выделить "время риска" | |
4.3.2.06.03. Вычислить интенсивные показатели заболеваемости городского и сельского населения, проживающего в различных экономических, климатогеографических зонах. Оценить существенность различий показателей. Провести анализ, выделить "территории риска" | |
4.3.2.06.04. Вычислить экстенсивные и интенсивные показатели заболеваемости за ряд лет по возрастам, профессиональным, общественным и другим группам населения. Оценить существенность различий показателей. Провести анализ, выделить "группы риска" | |
4.3.2.06.05. Проанализировать характеристику производственной деятельности, жилищные условия, организацию питьевого водоснабжения и водопользования, общественного питания заболевших (пораженных), уровень иммунной прослойки и т.д. Выделить "факторы риска" | |
4.3.2.05.06. Оценить достоверность показателей и существенность разницы показателей. Вычислить стандартизованные показатели с целью исключения влияния неоднородности сравниваемых групп населения на величину интенсивных показателей | |
4.3.2.05.07. Сопоставить качественные характеристики эпидемического процесса, выявить закономерности | |
4.3.2.06. Определить ведущий тип эпидемического процесса (при инфекциях с множественными путями и факторами передачи), используя приемы эпидемиологической диагностики | 4.3.2.06.01. Проанализировать признаки, характеризующие очаговость, сделать выводы о присоединении (не присоединении) общих факторов передачи в реализации механизма передачи |
4.3.2.06.02. Проанализировать группу признаков, характеризующих больных (бактерионосителей), вовлеченных в эпидемический процесс по "индикаторным" и "сигнальным" признакам | |
4.3.2.06.03. Сделать вывод о конкретном типе эпидемического процесса, который имел место на данной территории за определенный период времени (месяц, квартал, год, используя сравнительную таблицу типов эпидпроцесса) | |
4.3.2.07. Провести графический анализ и литературное оформление результатов ретроспективного анализа | 4.3.2.07.01. Построить картограмму (картодиаграмму) для оценки интенсивности заболеваемости на различных территориях |
4.3.2.07.02. Построить диаграмму полярных координат для анализа помесячной заболеваемости (сезонность) | |
4.3.2.07.03. Построить линейные, столбиковые, секторные диаграммы для анализа динамики заболеваемости, периодических колебаний, заболеваемости по возрастам, профессиональным и другим группам населения | |
4.3.2.07.04. Составить текст справки (объяснительной записки) по результатам ретроспективного анализа заболеваемости | |