Главная // Актуальные документы // Методические рекомендации
СПРАВКА
Источник публикации
"Сборник приказов и инструкций Минпроса РСФСР", N 21, 1974
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минпросвещения России от 04.12.2020 N 703.
Название документа
"Об учебных кабинетах общеобразовательной школы (методические рекомендации)"
(утв. направлены Письмом Минпроса РСФСР от 24.05.1974 N 227-М)


"Об учебных кабинетах общеобразовательной школы (методические рекомендации)"
(утв. направлены Письмом Минпроса РСФСР от 24.05.1974 N 227-М)


Содержание


Направлены
Письмом Минпроса РСФСР
от 24 мая 1974 г. N 227-М
ОБ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Общие положения
1. Кабинет - это учебное подразделение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и приспособлениями, в котором проводятся уроки, внеклассные и факультативные занятия, воспитательная работа с учащимися. Вся эта работа осуществляется с помощью широкого использования технических средств обучения, демонстрации опытов, проведения самостоятельных экспериментальных, лабораторных, практических работ, книг, справочных и раздаточных материалов.
2. Помещения для занятий учащихся I - III классов оснащаются наглядными пособиями, учебным оборудованием, техническими средствами обучения, мебелью и приспособлениями, необходимыми для обучения и воспитания учащихся и творческой работы учителей. Для занятий учащихся этих классов по труду могут создаваться специальные рабочие комнаты (кабинеты). Уроки музыки, пения и изобразительного искусства проводятся в соответствующих кабинетах для IV - VII классов.
3. Для обучения учащихся IV классов создаются совмещенные кабинеты <1>: для занятий по родному и русскому языкам, литературе и истории, по математике и трудовому обучению. Они оборудуются в соответствии с особенностями роста и развития детей 10 - 11 лет.
--------------------------------
<1> Совмещенным называется такой кабинет, в котором преподается два или более родственных учебных предметов, например, родной язык и литература, математика и черчение, физика и астрономия и т.д.
4. Для обучения учащихся V - X классов создаются кабинеты по каждому учебному предмету или совмещенные кабинеты; в небольших сельских восьмилетних школах, как правило, - совмещенные кабинеты для обучения учащихся V - VIII классов.
Число кабинетов по каждому учебному предмету определяется путем деления общего числа учебных часов во всех V - X классах по данному предмету в неделю на 30 (оптимальная нагрузка учебного кабинета в неделю) с тем, чтобы шестые часы оставались в кабинетах свободными для проведения факультативных и внеклассных занятий.
Так, например, в школе с тремя комплектами V - X классов общее число часов в неделю по математике равно 105, а по черчению - 6. Следовательно, в такой школе организуются три кабинета математики и совмещенный кабинет математики и черчения.
5. В тех случаях, когда по данному учебному предмету оборудуется несколько кабинетов, каждый из них целесообразно оснастить для преподавания в определенных классах, например, в V - VII, VIII - X или V - VI, VII - VIII, IX - X.
6. При кабинетах физики, химии и биологии создаются лаборантские. Если позволяют условия, то оборудуются также лаборантские для кабинетов по общественным наукам и кабинетов математики.
В средних и восьмилетних школах организуются кабинеты трудового обучения: мастерские по металлу и дереву, кабинет обслуживающего труда.
В средних школах, где введена профессиональная подготовка учащихся (изучение автодела, трактора, комбайна и других сельскохозяйственных машин, машинописи и т.д.), кабинеты оборудуются по соответствующим учебным предметам.
7. Чтобы избежать встречных потоков при передвижении учащихся из кабинета в кабинет, целесообразно размещать кабинеты на одном этаже школьного здания по родственным предметам или по различным учебным предметам, но для учащихся одного возраста.
Расписание уроков должно составляться также с учетом необходимости минимального передвижения учащихся по этажам школьного здания и устранения встречных потоков при передвижении.
8. Большую помощь в организации учебно-воспитательного процесса в школе наряду с кабинетами окажет актовый зал, если его превратить в кинозал, лекционную аудиторию и аудиторию, в которой для всего состава параллельных классов может проводиться соответствующая работа с учащимися. Зал оснащается проекционной аппаратурой, экраном, устройством для затемнения. В зале демонстрируются художественные и научно-популярные фильмы, организуются встречи с учеными, инженерами, рабочими.
9. Кабинеты массовых школ должны иметь простое, но рациональное оборудование, которое обеспечивает осуществление педагогического процесса на высоком уровне.
Оснащение кабинетов учебным оборудованием
1. Кабинеты оснащаются:
полным комплектом учебного оборудования по данному учебному предмету в соответствии с "Перечнями типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ", утвержденными министром просвещения СССР. При наличии в школе нескольких кабинетов по данному учебному предмету каждый из них оснащается комплектом учебно-наглядных пособий и оборудования, необходимым для обучения учащихся тех классов, которые в нем занимаются;
комплектом технических средств обучения, соответствующим специфике преподавания данного учебного предмета, приспособлениями для их использования (экраном, зашториванием, подставками под аппаратуру, пультами дистанционного управления); картотеками аудиовизуальных средств, программами учебных теле- и радиопередач и устройствами для их приема. Кабинеты иностранных языков - лингафонными устройствами и комплектами карточек для обучения разговорной речи;
общественно-политической, справочно-информационной, научно-популярной и художественной литературой, журналами и газетами, учебниками, сборниками задач и упражнений, руководствами для практических занятий, адаптированными текстами на иностранных языках и пр. в соответствии со спецификой учебного предмета;
комплектом учебно-методических пособий;
краеведческими материалами;
набором лучших письменных, чертежных, конструкторских и других работ, выполненных учениками;
инструментами и материалами для ремонта и изготовления пособий;
картотекой учебного оборудования для изучения каждого вопроса программы;
картотекой с заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений учащихся, проведения контрольных работ и т.д.;
пособиями, изготовленными учащимися, родителями и работниками шефствующих над школой предприятий и организаций;
противопожарным инвентарем и аптечкой (кабинеты физики, химии и биологии);
инструкциями по технике безопасности;
журналами вводного и периодического инструктажей по технике безопасности для учащихся;
инвентарной книгой с указанием всего имеющегося в кабинете учебного оборудования.
В кабинетах биологии оборудуются также ботанические и зоологические уголки, в кабинете физики - метеорологический.
2. В учебных кабинетах создаются фильмотеки, включающие кинофрагменты и кинокольцовки, диатеки с диафильмами, сериями диапозитивов и транспарантов для кодоскопа, фонотеки с грамзаписями и записями на магнитной ленте, а также фототеки и эпитеки.
3. В кабинетах осуществляется комплексное применение средств обучения, предоставляющее учителю возможность наилучшим образом использовать функциональные особенности оборудования.
4. При проведении уроков с использованием телепередач необходимо рассаживать учащихся в оптимальной зоне просмотра (от 2 до 5,5 м, в зависимости от величины экрана).
Оборудование рабочего места учителя
1. Основные и вспомогательные места работы учителя оборудуются с учетом особенностей его трудовой деятельности и в соответствии с требованиями научной организации труда, эргономики, техники безопасности и эстетики.
2. Рабочее место учителя в I - III классах - стол с крышкой размером 70 x 120 см и подставкой для демонстрации опытов, с отделением для хранения письменных принадлежностей, картотек и пособий, подготовленных к урокам. Стол и стул учителя окрашиваются в светлые тона с сохранением текстуры дерева. Крышка стола может покрываться пластиком под текстуру дерева или пластиком светло-зеленого или светло-серого цвета с учетом цвета стен, отделки ученических столов. Рабочее место учителя находится перед третьим рядом столов учащихся (ряд у окна).
3. Рабочее место учителя в кабинете общественных наук, географии и математики для IV - X классов - такой же стол, как для учителей начальных классов, с пультом управления, с которого можно включать и выключать кинопроектор и диапроектор, если для этого имеется автоматическое дистанционное управление. В ящиках стола - звуковоспроизводящая аппаратура. Рабочее место учителя находится перед средним рядом столов учащихся на расстоянии 80 - 100 см от классной доски.
4. Рабочее место учителя в языковой лаборатории - стол с отделениями для хранения писчебумажных принадлежностей, двух - трех магнитофонов, проигрывателя. Стол имеет свободную поверхность для письма. На нем оборудуется пульт управления освещением, затемнением, телевизором, кинопроектором и диапроектором, соединением парами и группами учащихся для разговора по телефону на иностранном языке, воспроизведением и записью речи учащихся. Рабочее место учителя находится под углом 45° к передней стене. Размер стола - 150 x 80 см.
5. Рабочее место учителя в учебных кабинетах естественных наук - демонстрационный стол, оборудованный приспособлениями для демонстрации опытов, с местами для хранения необходимых в повседневной работе инструментов, принадлежностей, приборов, посуды и печатных пособий. Оно монтируется на помосте высотой 18 - 20 см.
В лаборатории физики применяется демонстрационный стол с двумя тумбами и крышкой размером 250 x 80 см. Высота стола - 90 см. Тумбы стола имеют ящики для хранения инструментов и принадлежностей, используемых во время демонстрации физических установок. В средней части стола находится полка для оптической скамьи и вспомогательных приборов. К демонстрационному столу подводится электрический ток, вода, газ, канализация. У демонстрационного стола ближе к окну под углом к доске (чтобы были видны учащиеся и классная доска) ставится небольшой письменный стол учителя, используемый также для размещения пульта управления техническими средствами обучения.
Демонстрационный стол в лабораториях химии и биологии состоит из двух частей: демонстрационной и препараторской. Высота демонстрационной части - 90 см, длина крышки - 150 см, ширина - 80 см. Эта часть стола оснащается раковиной, подводкой воды, газа, электрического тока и канализации, а также ящиками-лотками, в которых хранятся инструменты, посуда и принадлежности для монтажа демонстрационных установок. На препараторской части стола высотой 80 см размещаются: набор ходовых растворов, пульт управления техническими средствами обучения и откидная консоль для записей, а также устанавливается защитный экран. В тумбе этой части стола находятся ящики-лотки для хранения таблиц. Свободная площадь препараторской части стола используется для приборов, посуды и пособий, подготовленных к демонстрации на уроке.
Поверхность демонстрационного стола в кабинете химии должна быть покрыта специальным материалом, устойчивым к влиянию химреактивов.
В лаборатории химии между окном и демонстрационным столом или в стене за раздвижной доской устанавливается демонстрационный вытяжной шкаф, нижняя часть которого используется для хранения летучих веществ.
В лабораториях физики, химии и биологии возле демонстрационного стола (у двери из лаборантской) отводится место для тележки высотой 110 см с двумя переставными полками 70 x 100 см. Тележка используется для подвозки демонстрационных приборов из лаборантской и перевозки их (в случае необходимости) по проходам между рядами для осмотра учащимися.
6. Классная доска имеет размеры 100 x 400 см и размещается по центру помещения на расстоянии 1 м от боковых стен при ширине класса 6 м. Доска оснащается приспособлениями для подвешивания и демонстрации таблиц. Часть доски изготовляется из ферромагнитного материала. В кабинетах географии и истории у классных досок помещаются переносные подставки для карт. Над доской устанавливаются специальные подсветы для создания лучшей освещенности и ликвидации бликов.
Оборудование рабочих мест учащихся
1. Рабочие места учащихся оборудуются с учетом антропометрических особенностей учащихся, особенностей их трудовой деятельности, требований НОТ и эргономики, а также с соблюдением Правил техники безопасности и технической эстетики.
2. Рабочие места учащихся в кабинетах для IV - X классов по общественным наукам, географии, математике - это двухместные парты или консольные столы и стулья (лучше столы и стулья) различной высоты.
Каждому учащемуся должно быть обеспечено удобное рабочее место, в связи с чем кабинеты оборудуются ученическими столами и стульями по новым ГОСТам (5994-72, 11015-71, 11016-71) следующим образом:
Рост учащихся и группа мебели
Кабинет для IV класса
Кабинеты для V - X классов
Один
Два кабинета
V - VII
VIII - X
Свыше 130 см до 145 см - Б
70%
-
-
-
Свыше 145 см до 160 см - В
30%
60%
80%
20%
Свыше 160 см до 175 см - Г
-
30%
20%
60%
Свыше 175 см - Д
-
10%
-
20%
При наличии в школе мебели, изготовленной по старому ГОСТу, для IV класса - N 9 - 10, для V - X классов (при наличии одного кабинета) - N 10 - 11. Столы и стулья консольные. Площадь стола - 120 x 50 см2.
Крышки столов для кабинета черчения и изобразительного искусства подъемные, что позволяет устанавливать их под углом и горизонтально. Ученические столы и стулья оформляются так же, как стол и стул учителя.
3. Рабочие места в языковых лабораториях - это консольные двухместные столы площадью 120 x 50 см2, консольные стулья разного размера соответственно росту учащихся. От стола учителя к столам учащихся подведены коммуникации радиотелефонной связи.
4. Рабочие места учащихся в кабинетах естественных наук - это двухместные консольные столы и стулья различной высоты соответственно росту учащихся. Площадь стола - 120 x 60 см2 (ГОСТ 18314-73) или лучше 130 x 65 см2. Сумки, книги и тетради кладутся в карманы передней стенки стола. К ученическим столам в кабинете физики подводится электрический ток (розетки устанавливаются на боковых стенках и закрываются крышками). В кабинете химии столы оборудуются раковиной, подводкой электрического тока, газа, воды, канализации, а также наборами (в специальных ящиках) наиболее часто употребляющихся во время практических занятий твердых веществ, наборами растворов (в строгом соответствии с Правилами по технике безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР), посуды и принадлежностей.
Организация использования технических
средств в учебном процессе
1. В школах, где имеется один комплект технических средств обучения (кинопроектор, диапроектор, кодоскоп, эпипроектор, магнитофон, проигрыватель, телевизор), для использования их в учебно-воспитательном процессе организуется кабинет технических средств обучения. Для кабинета отводится комната площадью 60 - 70 м2, в которой размещаются демонстрационный стол для учащихся, столы лабораторного типа со стульями, 1 - 2 шкафа для хранения аудиовизуальных средств и аппаратура на тележках-подставках. Кабинет оснащается полным комплектом технических средств обучения согласно номенклатуре, указанной в перечнях, экраном, механизмами зашторивания, шторами и классной доской с приспособлениями для закрепления таблиц и карт. Наличие демонстрационного и лабораторных столов позволяет сочетать использование аудиовизуальных средств с демонстрацией опытов, таблиц, репродукций с картин, с проведением несложных самостоятельных работ учащихся (оборудование для этих работ переносится из соответствующих кабинетов). Работа кабинета технических средств координируется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.
Эти кабинеты позволяют начать систематическое применение технических средств в школе. Наличие их не исключает постепенного оснащения предметных кабинетов техническими средствами. Отдельные предметные кабинеты оборудуются щитками электропитания, зашториванием и некоторой проекционной аппаратурой, например, диапроекторами "Свет", "Горизонт" и др.
2. В школах, где имеется несколько комплектов технических средств обучения, ими оборудуется каждый этаж школьного здания, используя для этих целей тележки-подставки. Комплекты технических средств обучения прикрепляются к тому или иному кабинету на этаже и временно передаются для использования на уроках в другие кабинеты. Передвигать аппаратуру с этажа на этаж не рекомендуется. В этом случае все учебные кабинеты оснащаются экранами, зашториванием, подводкой электропитания и телевизионной антенной.
Предметные кабинеты, расположенные на этаже, где находится кабинет технических средств обучения, обслуживаются комплектом аппаратуры, находящимся в его распоряжении. Функции кабинета технических средств обучения расширяются: он выступает в качестве организатора оснащения кабинетов школы техническими средствами, правильного технического использования, их профилактика, текущий уход, мелкий ремонт).
3. В школах, где все возрастают возможности оснащения педагогического процесса техническими средствами обучения, могут создаваться технические центры (ТЦ).
В задачу ТЦ входит приобретение технических и аудиовизуальных средств для школы, организация и использование их на учебных занятиях в кабинетах, наладка, профилактика и постоянный присмотр за техническими средствами, организация хранения и использования их, посильное изготовление аудиовизуальных средств, помощь учителям в применении их на уроках, подготовка учителей и учащихся для работы с техническими средствами обучения.
Под ТЦ выделяется комната для хранения, настройки и профилактики технических средств обучения, небольшие комнаты на каждом этаже для хранения технических средств, передвигаемых из кабинета в кабинет, небольшая комната для хранения аудиовизуальных средств, просмотровая и радиопункт с дикторской. В его ведении должна быть аппаратура школьного актового зала, который во всех школах постепенно превращается в кинозал (с киноустановкой на 35 мм пленку), в большую аудиторию, оснащенную всеми техническими средствами обучения.
В школе с ТЦ необходимо иметь заведующего. При нем создается актив учителей и учащихся.
4. При решении вопроса об организации использования технических средств обучения классные комнаты, кабинеты и лаборатории обеспечиваются:
подводкой электрического тока и розетками возле рабочего места учителя и на задней стене;
тележками-подставками для технических средств обучения;
экранами и установкой зашторивания окон с ручным или автоматическим приводом.
Шторы лучше делать из драпировочного материала на подкладке из черного или темно-синего коленкора, сатина или другого материала. Его целесообразно подбирать без рисунка или с простым рисунком такой расцветки, чтобы шторы хорошо "вписывались", в интерьер помещения.
Организация размещения и хранения учебного оборудования
и подготовка его для использования на уроках
1. Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся в кабинетах по разделам программ и классам, но при непременном учете веса и габаритов оборудования. Демонстрационное оборудование и оборудование для самостоятельных работ хранятся отдельно.
2. Для хранения пособий и оборудования разных типов кабинеты оснащаются соответствующей мебелью и приспособлениями. Наиболее удобными для учебных целей следует считать секционные шкафы. Они имеют переставные полки и полуполки, которые служат для целесообразного размещения разногабаритных предметов учебного оборудования (натуральных объектов, приборов, материалов и реактивов, книг, альбомов, макетов, моделей и др.).
В кабинетах химии, физики и биологии для однотипных приборов и раздаточного материала используются лотки, укладки, которые позволяют упорядочить их хранение, выдачу на занятия и уборку. При этом облегчается организация и учет оборудования и контроль за его исправностью. Размещение и хранение реактивов должны выполняться в строгом соответствии с Правилами по технике безопасности для кабинетов химии.
При наличии в школе бытовых или канцелярских шкафов проводится их возможная реконструкция согласно вышеизложенным положениям.
Для хранения таблиц и репродукций с картин кабинеты могут оборудоваться специальными ящиками-шкафами, размещенными под классной доской.
Для хранения карт используются специальные картохранилища. В них карты, набитые на рейки и снабженные специальными крючками, подвешиваются в вертикальном положении на горизонтальные штанги.
3. Демонстрационные пособия хранятся в кабинетах следующим образом:
натуральные объекты - на полках шкафов (далее слово "шкафы" будет опускаться) по разделам программ и классам с учетом частоты использования, габаритов и веса. Часто применяемые пособия хранятся на средних полках, громоздкие и тяжелые - на нижних;
приборы - на больших и малых полках по разделам программ и классам с учетом частоты применения, габаритов и веса. Предметы общего оборудования выделяются в отдельный раздел;
материалы и реактивы - на полках большого и малого размеров по крупным разделам программы (органическая или неорганическая химия) и внутри по классам веществ, материалов. Например, основания и соли размещаются по катионам аналитических групп или по алфавиту;
посуда - на полках в вертикальном положении и в лотках в горизонтальном положении по видам (измерительная, химическая) с учетом частоты применения, габаритов и высоты. Часто применяемая - на средних полках, легкая - на верхних, тяжелая - на нижних полках;
принадлежности и инструменты для изготовления приборов, моделей и других видов пособий хранятся в отделениях ящиков препараторских и демонстрационных столов по видам, причем часто применяемые - в верхних ящиках, а редко применяемые и тяжелые - в нижних;
таблицы и репродукции с картин - в ящиках или специальных отделениях шкафов по разделам программ и классам с учетом габаритов;
карты - в подвешенном состоянии в картохранилище по разделам программ и классам;
аудиовизуальное пособия - кинофрагменты и записи на магнитных лентах - на полках, грампластинки - в коробках в вертикальном положении, диафильмы и диапозитивы - на полках с выемками для коробочек.
4. Пособия для самостоятельных работ учащихся и раздаточный материал в кабинетах и лабораториях хранятся следующим образом:
натуральные объекты, приборы, таблицы и репродукции с картин небольшого формата - в лотках или ящиках по разделам программ и классам;
материалы, реактивы, посуда и принадлежности - в ящиках и лотках комплектами двух видов - комплекты предметов одного и того же названия и комплекты предметов различных названий (например, набор реактивов, набор посуды и принадлежностей).
5. Места для хранения нумеруются и отмечаются надписями размещенных на них предметов учебного оборудования. К лоткам и ящикам прикрепляются этикетки с названиями хранящихся в них средств обучения.
6. В кабинетах, лабораториях и классных комнатах создаются картотеки имеющегося в них учебного оборудования (карточки ставятся в алфавитном порядке) и методические картотеки, облегчающие учителю подготовку оборудования к занятиям.
7. Для подготовки учебного оборудования к занятиям используются тележки, на полках и в карманах которых находятся наборы необходимых пособий. Тележки используются также для распределения по рабочим местам учащихся пособий для самостоятельной работы.
8. Для хранения демонстрационных пособий, подготовленных к уроку, используется шкаф у рабочего места учителя, полки в его столе, кронштейны и ящики у классной доски.
Экспозиция учебно-наглядных пособий
и работ учащихся в кабинетах
1. Пособия, необходимые для изучения отдельных тем и разделов программ, а также краеведческие материалы и пособия, созданные учащимися, экспонируются в кабинетах и лабораториях кратковременно.
2. Для временной экспозиции пособий и материалов кабинеты оснащаются съемными пластинчатыми и перфорированными стендами небольшого размера (90 x 90 см), на которых размещаются как плоскостные пособия (тетради учащихся, фотографии, портреты и т.д.), так и объемные (некоторые натуральные пособия, приборы, модели). Для экспонирования книг применяются также специальные подставки. Материалы экспозиции заменяются новыми при переходе к изучению другой темы. Экспозиции устраиваются по наиболее важным или трудным темам курса, а также по темам, по которым учащиеся провели большую самостоятельную работу. Следует соблюдать меру как в подборе, так и в размещении экспонируемого материала.
3. Постоянно в кабинетах должны быть представлены портреты политических деятелей нашей страны, ученых, обогативших мировую науку открытиями исторического значения (2 - 3 портрета), а также справочные таблицы. Таблицы наклеиваются на планшеты и укрепляются по возможности на передней стене кабинета.
4. Если на стендах в кабинетах не удается без перегрузки разместить все наглядные материалы, то используется часть стен коридоров и рекреаций возле кабинетов. Такие экспозиции составляют часть общего оформления школы.
Создание в кабинетах нормальных условий и среды
для трудовой деятельности учащихся и учителя
1. Чтобы создать наиболее благоприятные условия для нормального физического развития, поддержания высокой работоспособности учащихся, необходимо выделять для начальных классов и гуманитарных кабинетов помещения площадью не менее 50 м2, а для лабораторий - около 70 м2, для лаборантских - 18 - 24 м2 при ширине учебных помещений в 6 м. В школах, здания которых построены с соблюдением иных нормативов, для организации кабинетов используются имеющиеся классные помещения. Наилучшие условия создаются в помещениях для гуманитарных кабинетов размером 60 м2 и для лабораторий - 80 м2.
2. В кабинетах обеспечивается достаточное естественное и искусственное освещение (наименьшая освещенность при люминисцентных лампах должна быть равной 400 люкс, а при лампах накаливания - 200 люкс), нормальные температура и состав воздуха, эффективная вентиляция, правильный режим проветривания. Кабинеты, обращенные на юг, оснащаются солнцезащитными устройствами (легкие занавесы). В качестве солнцезащитного устройства недопустима полиэтиленовая пленка.
В кабинетах химии должны устанавливаться вытяжные шкафы в соответствии с "Санитарными правилами содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов", N 397-62.
3. Стены помещений кабинетов окрашиваются матовыми красками светло - светло-зеленого, или светло - светло-сиреневого, или светло - светло-голубого, или светло - светло-кремового, или розово-бежевого цвета с учетом ориентировки помещений по странам света. Помещения, обращенные на юг, окрашивается в холодные цвета, а на север - в теплые цвета. Двери покрываются такой же краской, как и стены, но с цветовым акцентом (более насыщенного цвета); оконные рамы - краской белого или светло - светло-серого цвета; потолки - белой краской. Окраска помещения производится так, чтобы коэффициент светового отражения стен был в пределах 50 - 60%, потолка - 70%, пола - 25%, классной доски - 10 - 15%. В интерьерах применяются традиционные и новые отделочные материалы (дерево, металл, пластик, масляные и синтетические покраски и пр.).
Полы в учебных помещениях покрываются паркетом или пластиком, не вызывающим разрядки статического электричества. Деревянные дощатые полы покрываются красками различных цветов, гармонирующими с окраской стен.
Боковые поверхности парт и столов следует окрашивать в светлые тона, а крышки - в зеленый цвет.
4. Вся работа по оборудованию новых и усовершенствованию существующих кабинетов должна проводиться с соблюдением Правил техники безопасности - безвредности, противопожарной охраны, защиты от поражения электрическим током, отравления газом, предупреждения ожогов кислотами и пр. Эти правила безопасности следует соблюдать и при выполнении различных экспериментов, прививая учащимся навыки технической культуры. В проведении работ по технике безопасности школы руководствуются Положением об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР, утвержденным приказом министра от 24 декабря 1971 года N 101, и "Нормами и правилами по технике безопасности и производственной санитарии", разработанными и утвержденными для общеобразовательных школ.
Планировка классов, кабинетов, лабораторий и лаборантских
1. В планировке классов, кабинетов и лабораторий тщательно разрабатываются оборудование стен, а также размещение рабочих мест учителя и учащихся на площади, отведенной для них в помещении.
2. В помещениях для I - III классов передняя стена оборудуется классной доской (в нескольких комнатах экраном), щитом с подводкой электрического тока и телевизионной антенны. В классах используются распашные или створчатые доски длиной 2 м и высотой 1 м. Распашные доски имеют две двусторонние, а створчатые - четыре двусторонние створки. Площадь каждой створки равна 1 м2. Створки передвигаются влево и вправо в пазах. Одна створка обивается листом мягкой стали и окрашивается белой краской, что дает возможность применить ее в качестве магнитной доски и экрана. Остальные створки покрываются с двух сторон материалами, позволяющими использовать их для письма.
Коробка доски окрашивается в белый цвет. Поверхность для письма - в темно-зеленый; часть доски разлиновывается для письма светло-желтыми линиями. На верхней кромке доски укрепляются приспособления для подвешивания таблиц, репродукций с картин и карт. Под доской устанавливаются ящики для пособий, подготовленных к уроку, ящики с аппликациями и принадлежностями для рисования, а также ящик с цветными мелками и губкой. У стены возле окна ставится шкаф для пособий.
Задняя и боковая стены оборудуются поверхностями для крепления плоскостных пособий и работ учащихся (пластинчатыми, перфорированными и другими стендами и полочками), для экспозиции учебных пособий, игрушек и поделок учеников. На задней стене ставятся розетки электропитания. У задней стены в одном и другом углу располагаются один - два шкафа для хранения пособий. У задней стены класса, оборудованного техническими средствами обучения, устанавливается тележка-подставка для технических средств обучения и хранения диапозитивов и диафильмов, подготовленных к уроку.
Портреты помещаются на свободных местах передней, задней и боковой стен.
Рабочее место учителя находится на расстоянии не менее 80 см от классной доски. Рабочие места учащихся (двухместные столы или парты, поставленные в три ряда, или одноместные столы, поставленные в четыре ряда) желательно располагать от доски на расстоянии не менее 2,4 м и так, чтобы проходы между окнами и столами учеников, между рядами столов и между столами учеников и боковой стеной были не менее 60 см.
Рабочие места учащихся у задней стены должны быть отделены от шкафов проходом, что позволит свободно подходить к шкафам и открывать их.
3. В кабинетах для IV - X классов передняя стена оборудуется классной доской, подвесным экраном (в кабинетах физики, химии экран должен принимать также наклонное положение), двумя радиоколонками, ящиками для хранения пособий, щитом с подводкой электрического тока и телеантенны.
В кабинетах используются распашные и раздвижные щитовые доски длиной 2 м и высотой 1 м. Распашные доски имеют два щита, раздвижные - четыре (для кабинета географии - шесть двусторонних щитов площадью 1 x 1 м2). Средняя часть раздвижной доски оборудуется как экран и магнитная доска. Щиты по пазам раздвижной доски передвигаются влево и вправо. Часть щитов разлиновывается, расчерчивается или оснащается различным образом в зависимости от требований учебного предмета, а часть оставляется без разлиновки для письма.
Так, например, один из щитов доски в кабинете русского языка и литературы используется как наборная доска для составления слов и фраз (касса помещается сбоку доски у окна), а две стороны двух других щитов разлиновываются в одну линейку; в кабинете математики две стороны одного щита разлиновываются в клетку, а одна сторона расчерчивается в виде координатной сетки. Желательно, чтобы щит, на который нанесена координатная сетка, служил одновременно магнитной доской. Для кабинета географии на четырех щитах с двух сторон наносятся контуры карт СССР, полушарий и материков; в кабинете пения и музыки створки расчерчиваются для нот и т.д.
Экран должен быть сделан из пластикового материала, на котором можно было бы чертить и рисовать цветными мелками. Под экраном - стальной лист - магнитная доска. Доска окрашивается так же, как и доска в классных помещениях. Рядом с доской ближе к окну помещается щит с подводкой электрического тока, а также вывод антенны телевизора. Под доской крепятся ящики с цветными мелками, аппликациями, буквами, цифрами, принадлежностями для рисования и черчения, ящики для хранения таблиц и репродукций с картин. С правой стороны доски находится кронштейн для подвешивания таблиц и карт. Кронштейн может передвигаться вверх и вниз и закрепляться на желаемой высоте.
Боковая стена оборудуется плоскостями и полочками для экспозиции объемных учебных пособий и работ учащихся.
У задней стены устанавливаются шкафы для хранения учебных пособий. Кроме того, в географическом и историческом кабинетах отводится также место для хранения карт.
Рабочие места учителя и учащихся размещаются так же, как в классных комнатах.
4. В кабинетах передняя стена оборудуется классной доской, щитом с подводкой электрического тока и телеантенны (кабинеты физики, химии и биологии). Здесь применяются распашные или раздвижные щитовые классные доски такой же конструкции, как и в других кабинетах. Экран должен устанавливаться как вдоль стены перпендикулярно к полу, так и вверху над доской под углом 45°. Под доской крепятся ящики с аппликациями, принадлежностями для рисования и черчения и ящики для хранения таблиц, главным образом подготовленных к занятиям. Свободная часть стены используется для справочных таблиц.
Задняя стена кабинета оборудуется двумя розетками электропитания (напротив проходов между рядами столов). У задней стены помещаются шкафы для хранения приборов и других учебно-наглядных пособий, применяемых во время лабораторных и самостоятельных работ учащихся. У этой стены устанавливается тележка-подставка для технических средств обучения.
Боковая стена используется для экспозиции на стендах работ учащихся, материалов по темам программы и текущим событиям, инструктивных и справочных таблиц, а в кабинете химии - для установки встроенных вытяжных шкафов высотой не менее 1,75 м. Верхняя часть шкафов используется для постановки опытов, а нижняя при соответствующем оборудовании - для хранения кислот, щелочей, летучих и других веществ для текущей работы. При этом должны соблюдаться условия совместимости хранения химических веществ и наличия воздушного отсоса.
У доски на подиуме размером 4,5 x 1,6 м и высотой 18 - 20 см находится рабочее место учителя и на расстоянии 80 см от подиума на полу - три ряда рабочих мест учащихся.
Расстояние от доски до первых столов учащихся должно быть не менее 2,4 м при трехрядной расстановке мебели и 3 м при четырехрядной.
5. Лаборантская для гуманитарных кабинетов оборудуется специальными шкафами для хранения таблиц, альбомов, книг и других пособий на печатной основе, а также объемных пособий, раздаточных материалов, краеведческих материалов и материалов текущих событий. Здесь помещаются также справочные библиотеки для учителей, устанавливается большой стол с ящиками для инструментов, материалов (бумаги, стекла, картона, клея и др.) и приспособлений, позволяющих изготовлять различные пособия и производить ремонтные работы.
6. Лаборантские кабинетов физики, химии и биологии оснащаются подводкой воды, газа, электрического тока и канализацией. В лаборантской химии и биологии возле раковин располагаются сушилки для посуды. В этих помещениях устанавливаются шкафы, состоящие из трех секций. Часть шкафов снабжается переставными полками или лотками, которые находятся на различной высоте. В шкафах отводится место для хранения натуральных объектов, приборов, посуды, принадлежностей, моделей, муляжей, раздаточного материала, таблиц, справочной библиотеки учителя. В лаборантской помещается препараторский стол с ящиками для инструментов, материалов и принадлежностей, полка для растворов (в лаборантской по химии); стеллаж с местами для нагревательных приборов, сушильного шкафа, муфельной печи, заряженных аппаратов Киппа, газометров (в лаборантской химии). Здесь также отводится место для аналитических весов (на капитальной стене), перегонного аппарата (у раковины), специального шкафа для хранения основного запаса кислот, щелочей, летучих и других веществ.
7. Следует всемерно предупреждать перегрузку кабинетов оформительными средствами, мебелью и другими предметами.
Организация работы кабинета
1. Работу кабинетов возглавляют заведующие из числа учителей. Оплата производится в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства просвещения СССР от 23 августа 1972 года N 55-М "Об учебных кабинетах в средних школах".
Заведующий кабинетом является организатором работы учителей данного предмета и учащихся по оборудованию кабинета. Под его руководством составляются перспективный план и план оборудования кабинета на год, перечни работ по самооборудованию, распределяется работа между учителями и учащимися. Он ведет работу с классом, которому вручены "ключи" от данного кабинета. Классным руководителем этого класса является один из учителей, преподающий в этом учебном кабинете. Класс проводит работы по оборудованию кабинета, периодической основательной уборке его и наведению порядка в хранении и инвентаризации учебно-наглядных пособий и учебного оборудования, стремится образцово оснастить кабинет оборудованием.
2. При кабинете создается актив учащихся, который работает по оборудованию кабинета и принимает участие в кружковой работе, факультативных занятиях.
3. Ближайшим помощником учителя является лаборант, обязанность которого обеспечить всю техническую часть ведения хозяйства кабинета. От правильно организованной и четкой работы лаборанта в значительной степени зависит качественное состояние учебного кабинета, постоянная готовность всего оборудования к занятиям, степень участия школьников в работе кабинета. Его работа строится в соответствии с планом организации и развития кабинета и проходит под непосредственным руководством заведующего кабинетом.
Лаборант отвечает перед заведующим кабинетом за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования, для чего он должен содержать все приборы и пособия всегда исправными, в полном порядке и постоянной готовности к действиям. Лаборант обязан знать всю систему учебного оборудования, его размещение, правила ухода и хранения приборов и пособий. В соответствии с перспективным планом развития кабинета он приобретает необходимое оборудование, организует его доставку в школу и ведет документальную отчетность, а по указанию заведующего кабинетом - инвентаризационные записи, своевременно внося в них соответствующие изменения о приходе и расходе материальных ценностей. По плану учителя и под его руководством обеспечивает подготовку оборудования к уроку, оказывает помощь в проведении демонстраций, присутствует на лабораторных занятиях и практических работах, обеспечивая безотказность работы учебного оборудования и безопасность ее для учащихся. Лаборант должен хорошо знать правила техники безопасности при работе с электрическим током, газом и нагревательными приборами. Он следит за исправностью противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях и занимается профилактическим и текущим ремонтом учебного оборудования в кабинете.
4. Директор и заместитель по учебно-воспитательной работе составляют перспективный план оборудования кабинетов школы на текущий год, привлекая к этому делу заведующих всеми кабинетами и шефов, распределяют финансовые средства, инструктируют заведующих кабинетами, согласовывают все работы по оборудованию школы с районо и другими организациями, в том числе с санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС).
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе координирует работу заведующих кабинетами, организует работу методических объединений в условиях кабинетной системы, наблюдает за правильным использованием кабинетов для классных, внеклассных и факультативных занятий в школе.
5. Педагогический совет рассматривает и утверждает планы оборудования кабинетов на текущий год и пятилетие, заслушивает отчеты заведующих кабинетами, обобщает и распространяет положительный опыт. Вопросы совершенствования оборудования кабинетов и организации их работы рассматриваются также в соответствующих методических объединениях.
6. Районо (гороно) оказывает постоянную помощь в оборудовании кабинетов и в переходе на кабинетную систему: консультирует директоров и их заместителей по учебно-воспитательной работе, выделяет средства на закупку оборудования и помогает в приобретении его, проводит семинары по обмену опытом; осуществляет контроль за правильностью расчета числа кабинетов в школе, размещением их в школьном здании, за планировкой их, оборудованием рабочих мест, хранением и использованием пособий; утверждает планы оборудования и развития кабинетов и наблюдает за выполнением их.
Шефская помощь школе
Шефствующие над школами предприятия и учреждения оказывают всемерную помощь в оборудовании кабинетов: выделяют средства из сверхплановых накоплений для приобретения учебных пособий, учебного оборудования и технических средств обучения; осуществляют ремонт помещений и проводку коммуникаций воды, газа и др. (в соответствующие кабинеты); изготовляют отдельные предметы учебного оборудования, мебель и приспособления; направляют рабочих и инженерно-технических работников для постоянной помощи учителям в кабинетах.