Главная // Актуальные документы // Методические рекомендацииСПРАВКА
Источник публикации
М.: "Воздушный транспорт", 1987
Примечание к документу
Название документа
"Методические рекомендации по выполнению полетов в условиях электрической активности атмосферы (для летного состава и специалистов службы движения ГА)"
(утв. МГА СССР 09.03.1983 N 3.2-84)
"Методические рекомендации по выполнению полетов в условиях электрической активности атмосферы (для летного состава и специалистов службы движения ГА)"
(утв. МГА СССР 09.03.1983 N 3.2-84)
Утверждены МГА
от 9 марта 1983 г. N 3.2-84
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ АТМОСФЕРЫ
(для летного состава и специалистов службы движения ГА)
Полеты в зонах грозовой деятельности и повышенной электризации атмосферы опасны из-за возможности поражений ВС молнией, попадания в крупномасштабные вертикальные воздушные потоки, сильную турбулентность, интенсивные осадки, град, обледенение.
1. При проведении предполетной подготовки на основании прогноза и фактической погоды, данных МРЛ, сообщений экипажей ВС и дежурного синоптика экипаж должен установить возможность встречи в наборе высоты, на эшелоне и при снижении условий, в которых возможно поражение ВС разрядами атмосферного электричества:
- наличие по маршруту полета гроз, характер гроз (внутримассовые или фронтальные), учитывая, что наиболее сильные поражения молнией происходят во фронтальных грозах;
- наличие отдельных кучево-дождевых, мощных кучевых облаков, а также облаков, примыкающих к грозовым очагам;
- наличие, по сообщениям дежурного синоптика и экипажей, зон облачности и осадков с повышенной электризацией, а также расположение по высоте зоны температур наружного воздуха +5 - -10 °C, в которой наиболее часто происходят поражения ВС.
Необходимо также учитывать направление и скорость перемещения электрически опасных зон облачности.
2. При наличии прогноза гроз в районе аэродрома вылета экипажу необходимо получить консультацию синоптика и внимательно проанализировать карту МВЛ, учитывая, что на экране менее мощной бортовой РЛС может быть недостаточно информации о степени опасности зоны, которую будет пересекать воздушное судно.
Полет в зонах грозовой деятельности
1. На исполнительном старте экипажи самолетов, оборудованных бортовой РЛС (кроме РОЗ-1), в случае прогнозируемой или фактической грозовой деятельности атмосферы должны поднять антенну РЛС, включить режим "Метео" или "Горы-грозы" и осмотреть зону взлета.
2. Во время полета вблизи зоны грозовой деятельности необходимо периодически изменять наклон антенн радиолокатора, чтобы обнаружить грозовые очаги и определить их положение относительно направления полета.
3. Отдельные мощные кучевые и кучево-дождевые облака следует обходить визуально на удалении 10 км, а с помощью бортовой РЛС при полете в облаках и ночью - на удалении 15 км от ближней границы засветки.
Обход грозовых очагов по индикатору бортовой РЛС (кроме РОЗ-1) в режиме "Контур" или "ИЗО - ЭХО" следует выполнять со стороны максимального расстояния между границей темного внутреннего пятна и внешней границей засветки.
При выполнении различных эволюций в зоне грозовой деятельности атмосферы на ВС, оборудованных бортовой РЛС РОЗ-1, следует по возможности делать кратковременные горизонтальные площадки для обзора метеорологической обстановки.
4. Пересечение фронтальной облачности с отдельными грозовыми очагами может производиться в том месте, где расстояние между границами засветок на экране бортовой РЛС не менее 50 км.
5. Если при подходе к аэродрому или в наборе высоты воздушное судно не может обойти грозовой очаг, расположенный в районе входного (выходного) коридора на удалениях, регламентированных
НПП ГА-78, диспетчер пункта УВД, в зоне которого находится воздушное судно, должен рекомендовать экипажу порядок дальнейшего полета (сменить коридор, уйти на запасной аэродром и др.), сообщить другим экипажам о местонахождении грозового очага и рекомендовать обходной маршрут, сообщить АМСГ о наличии очагов грозовой деятельности в его зоне, доложить руководителю полетов о принятых мерах.
Полет в зонах повышенной электризации
1. Признаками повышенной электризации воздушного судна являются: шумовой фон с сильным треском при радиообмене, беспорядочные перемещения стрелок радиокомпасов, появление искр и свечения на остеклении кабины экипажа, законцовках крыльев и других частях самолета.
2. При появлении признаков повышенной электризации экипаж должен доложить обстановку диспетчеру пункта УВД, в зоне которого находится воздушное судно, запросить его рекомендации и быть готовым к возможному поражению воздушного судна электрическим разрядом, второму пилоту опустить светозащитный козырек, выключить одну УКВ радиостанцию, ночью включить освещение кабины. Пересечение слоя воздуха с температурами +5 ... -10 °C (при наборе высоты или снижении) следует производить с повышенной вертикальной скоростью. На снижении (в наборе высоты) после выхода из слоя облаков (перед входом в другой) сделать горизонтальную площадку продолжительностью 7 - 10 с.
3. Диспетчер пункта УВД, в зоне которого находится воздушное судно, по запросу экипажа должен обеспечить выход ВС из зоны повышенной электризации путем смены эшелона полета, сообщить экипажам других ВС о наличии этой зоны и рекомендовать им смену эшелона или обходной маршрут, сообщить АМСГ о наличии зоны повышенной электризации для включения ее в бортовую погоду и консультации летного и диспетчерского состава. О принятых мерах доложить руководителю полетов.
Действия экипажа в случае поражения воздушного судна
разрядом атмосферного электричества
В случае поражения ВС разрядом атмосферного электричества экипажу необходимо:
- проверить работоспособность и показания радиоэлектронного и пилотажно-навигационного оборудования;
- обратить особое внимание на возможное изменение режима работы двигателей. Проконтролировать все параметры их работы;
- при обнаружении каких-либо отказов и неисправностей действовать согласно соответствующим разделам РЛЭ;
- одному из членов экипажа провести визуальный осмотр (из кабины и салона) в целях обнаружения повреждений;
- доложить службе УВД о факте, метеоусловиях, месте и высоте поражения самолета разрядом;
- после посадки доложить встречающему лицу инженерно-технического состава о необходимости тщательного осмотра воздушного судна и сделать запись в бортовой журнал о попадании в зону грозовой деятельности (повышенной электризации).