Главная // Актуальные документы // Методические рекомендацииСПРАВКА
Источник публикации
"Сборник основных нормативных актов ГКНТ СССР", том I, 1988
Примечание к документу
В соответствии с
Постановлением ГКНТ СССР N 405, Президиума АН СССР N 106 от 22.07.1985 данный документ введен в действие с 01.08.1985.
Название документа
"Методические рекомендации по разработке и реализации региональных научно-исследовательских программ (РНИП)"
(утв. Постановлением ГКНТ СССР N 405, Президиума АН СССР N 106 от 22.07.1985)
"Методические рекомендации по разработке и реализации региональных научно-исследовательских программ (РНИП)"
(утв. Постановлением ГКНТ СССР N 405, Президиума АН СССР N 106 от 22.07.1985)
Утверждены
Государственного комитета СССР
по науке и технике
и Президиума Академии наук СССР
от 22 июля 1985 г. N 405/106
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ (РНИП)
1. Региональные научно-исследовательские программы (РНИП) разрабатываются в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС, постановлениями последующих пленумов ЦК КПСС по ускорению интенсификации общественного производства. Настоящие методические рекомендации предусматривают порядок формирования, реализации и сопровождения РНИП, определяют основные задачи этого типа программ и в их единстве с программами, установленными
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 августа 1983 г. N 814 "О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве".
РНИП являются средством целевой активизации выполнения узловых позиций плана научных исследований по естественным и общественным наукам и осуществляются под руководством головных ведомств и межведомственных научных советов.
РНИП - директивный адресный документ, определяющий всесторонне согласованные по ресурсам, исполнителям и срокам задания на проведение научных исследований и разработок, а также научно-технических мероприятий по эффективному комплексному использованию природных ресурсов и развитию производительных сил региона в целях:
- научного обоснования территориальных схем развития и размещения производительных сил;
- решения научных проблем формирования и реализации народнохозяйственных территориальных (региональных) целевых комплексных программ;
- решения отдельных важнейших научно-технических проблем использования природных ресурсов и развития производительных сил в соответствии с утвержденными в установленном порядке основными направлениями экономического и социального развития региона.
РНИП разрабатываются на основе Комплексной программы научно-технического прогресса СССР на 20 лет (КП НТП СССР) и ее региональных разделов, определяющих главные направления научно-технического прогресса по пятилетиям, а также перечни важнейших научно-технических проблем. Вместе с тем результаты научных исследований и разработок РНИП учитываются при подготовке КП НТП СССР последующего периода.
РНИП призваны увязывать в единую систему ресурсно-сырьевые, технические и технологические, социально-экономические, биолого-экологические, сельскохозяйственные, исторические, этнические и другие проблемы при решении важнейших задач, определяемых основными направлениями и планами экономического и социального развития регионов и территориально-производственных комплексов.
При разработке РНИП следует учитывать задачи наращивания потенциальных запасов природных ресурсов региона, формирования стратегии комплексной малоотходной переработки этих ресурсов, опережающей проработки основных направлений развития производительных сил региона и их сбалансированности, создания принципиально новой техники и технологии, ориентированных на специфику климатических условий и сырья, на экономию энергетических, материальных и трудовых ресурсов, обеспечения научного задела на длительную перспективу и участия в быстром доведении разработок до реализации в народном хозяйстве.
В целях обеспечения единой научно-технической политики в регионе от стадии НИР до производства результаты выполнения РНИП, связанные с реализацией научно-технических достижений в народном хозяйстве должны быть рассчитаны на их использование в качестве начальных этапов общесоюзных, республиканских, отраслевых научно-технических программ и научно-технических программ регионов и территориально-производственных комплексов, установленных
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 августа 1983 г. N 814 "О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве".
2. В зависимости от конечных целей и уровня утверждения РНИП подразделяются на программы государственного и республиканского значения. Заказчиком РНИП государственного значения является ГКНТ, республиканского - Госпланы союзных республик.
РНИП государственного значения разрабатываются научными центрами Академии наук СССР и высшей школы или республиканскими академиями наук и утверждаются ГКНТ и Академией наук СССР.
РНИП республиканского значения разрабатываются под руководством Госпланов союзных республик территориальными научными подразделениями и утверждаются Советами Министров союзных республик.
Коллектив разработчиков РНИП формируется из расположенных в регионе организаций, определяющих его научно-технический потенциал, а также других организаций страны, работающих над проблемами данного региона, независимо от их ведомственной принадлежности.
Предусматриваемые РНИП республиканского значения задания предприятиям и организациям союзного подчинения подлежат предварительному согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами СССР.
Программы разрабатываются по пятилетиям на весь период, необходимый для полного достижения поставленных в них конечных целей. Конечные цели РНИП указываются в виде:
- прогнозных разработок применительно к отдельным территориальным зонам, отраслям, видам ресурсов и по их совокупности;
- концептуальных предплановых проработок по крупным народнохозяйственным проектам;
- разработок по региональным разделам КП НТП республики и страны;
- целенаправленных научных результатов, как основы решения конкретных народнохозяйственных задач;
- опытных и опытно-промышленных образцов новой техники, приборов, конструкций и оборудования, опытно-промышленных испытаний технологических процессов, опытно-промышленного производства и испытаний новых материалов, рабочих проектов автоматизированных систем и программной документации.
3. Перечни РНИП формируются в соответствии со стратегией КПСС в области социально-экономического и научно-технического развития регионов на стадии формирования Основных направлений экономического и социального развития СССР.
Перечни РНИП государственного значения определяются ГКНТ и Академией наук СССР с участием министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик не позднее чем за полтора года до начала очередной пятилетки. Одновременно по каждой РНИП определяется головное ведомство, ответственное за ее разработку и за организацию выполнения, а также назначается научный руководитель программы.
В перечень прежде всего включаются программы, ориентированные на повышение вклада союзных республик и экономических районов в решение важнейших для страны задач научно-технического прогресса на основе их специализации в системе общественного разделения труда, комплексное развитие народного хозяйства регионов, эффективное сочетание отраслевой и территориальной системы управления.
При отборе программ проводится анализ выполненных научных исследований и разработок, выявляются главные направления применения научно-технических достижений, где могут быть в кратчайшие сроки существенно повышены производительность труда, количество и качество продукции, обеспечены наиболее рациональное использование природного сырья, экономия энергетических, материальных и трудовых ресурсов, и на этой основе формируются задачи и основные целевые установки программ.
Порядок доведения перечня РНИП государственного значения до министерств и ведомств СССР и Советом Министров союзных республик устанавливается ГКНТ и Академией наук СССР.
Перечень РНИП республиканского значения определяется Советами Министров, Госпланами союзных республик и республиканскими академиями наук с участием министерств и ведомств республики, областных (краевых) советских органов.
В перечни РНИП республиканского значения могут включаться также программы, направленные на обеспечение и развитие общесоюзных научно-технических программ и РНИП государственного значения.
4. Головное ведомство по каждой закрепленной за ним РНИП по согласованию с министерствами (ведомствами) - соисполнителями определяет структуру программы и состав основных заданий, необходимых для достижения установленных в программе целей.
При формировании РНИП должны быть обеспечены: концентрация научного потенциала (академической, отраслевой и вузовской науки) на исследованиях и разработках по главным направлениям ресурсного, экономического и социального развития региона; масштабная и непрерывная передача достижений науки и техники в народное хозяйство; увязка в единую систему различных областей развития науки и межотраслевых фундаментальных исследований; обоснование места и роли конкретного региона в едином народнохозяйственном комплексе страны.
Разработка заданий РНИП должна предшествовать составлению проектов планов НИР. Заданиями РНИП должны предусматриваться исследовательские (фундаментальные и прикладные), геологоразведочные, изыскательские, опытно-конструкторские, опытно-промышленные и другие работы, направленные на комплексное освоение природных ресурсов и развитие производительных сил региона.
Формирование РНИП осуществляется путем разложения конечной цели на промежуточные подцели и совокупности задач с последующей их группировкой по подпрограммам. Для удобства управления подпрограммы, в случае необходимости, могут быть объединены по крупным направлениям.
Основной программной единицей в структуре РНИП являются подпрограммы, перечень которых определяется заказчиком или по его поручению головным разработчиком. РНИП государственного значения утверждаются ГКНТ и Академией наук СССР на уровне не ниже подпрограмм и основных заданий по прилагаемой форме
(приложение 1).
РНИП республиканского значения разрабатываются и утверждаются в порядке, устанавливаемом Советами Министров союзных республик.
Задания программ обосновываются технико-экономическим расчетом с оценкой затрат и ожидаемых результатов работ.
В состав РНИП включаются подпрограммы и основные задания, имеющие, как правило, межотраслевой и многопрофильный характер, предусматривающие принципиальную новизну научных, технических, организационных и иных решений и базирующиеся на имеющемся научном заделе. В процессе разработки программы состав подпрограмм и основных заданий может корректироваться в сторону увеличения или уменьшения, в зависимости от адаптации целей программы и полученных конечных результатов.
Типовая РНИП, как правило, должна содержать задания по следующим основным направлениям:
- минеральные ресурсы;
- биологические ресурсы (включая природные и биологические ресурсы сельскохозяйственного производства);
- экономические проблемы (развитие межотраслевых, в т.ч. энергетического, агропромышленного, машиностроительного, транспортного, химического и территориально-производственных и др. комплексов);
- технические и технологические проблемы;
- общерегиональные проблемы особой сложности и масштаба (экология, охрана окружающей среды, историко-культурные аспекты, связанные с хозяйственным развитием региона, посвященные освоению уникальных природных объектов или реализации важнейших проектов и т.п.);
- социальные (включая медицинские) проблемы.
В составе РНИП должны быть учтены ранее утвержденные задания научно-технических программ, предусмотренных
постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 августа 1983 г. N 814 "О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве".
При формировании программы должны быть определены ее статус, порядок ресурсно-финансового обеспечения, порядок передачи полученных результатов планирующим и хозяйственным органам, а также структура руководства разработкой и реализацией РНИП.
5. Проекты РНИП государственного значения представляются головными ведомствами-разработчиками в ГКНТ, Академию наук СССР с необходимым обоснованием и расчетами.
Рассмотренные и увязанные с основными заданиями общесоюзных научно-технических программ, а также заданиями научно-технических программ регионов и территориально-производственных комплексов основные задания РНИП утверждаются не позднее, чем за пять месяцев до очередной пятилетки.
Указанные задания могут утверждаться в качестве самостоятельного - программного раздела пятилетнего плана научных исследований по естественным и общественным наукам.
Министерства и ведомства предусматривают в пятилетних и годовых планах НИР подведомственных им организаций и предприятий соответствующие задания РНИП и обеспечивают их в первоочередном порядке необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами. Объем финансирования работ, выполняемых по программам, предусматривается в плане финансирования НИР, а также в финансовых планах предприятий и организаций в пределах установленных для них объемов финансирования.
Госплан СССР, ГКНТ, Госснаб СССР, Советы Министров союзных республик при разработке проектов пятилетних и годовых планов предусматривают в материальных балансах, планах распределения и финансовых планах, утверждаемых в составе государственного пятилетнего и годовых планов министерств (ведомств), выделение ресурсов предприятиям и организациям для выполнения заданий РНИП целевым назначением.
Оформление документов РНИП должно осуществляться с учетом утвержденного 30 марта 1984 г. N 130-68 "
Положения о порядке формирования общесоюзных, республиканских (межреспубликанских), отраслевых (межотраслевых) научно-технических программ и научно-технических программ регионов и территориально-производственных комплексов, реализации этих программ и контроля за их выполнением".
6. РНИП в полном объеме (развернутые программы) разрабатываются в целях организации и взаимной увязки работ между исполнителями программы и предусматривают задания и этапы работ до уровня, которому отвечает только одна организация-исполнитель. Развернутая РНИП должна содержать задания и этапы, полностью обеспечивающие достижения поставленных целей и подцелей и получение намеченных основными заданиями результатов работ.
Разработка развернутой РНИП организуется соответствующим головным ведомством и осуществляется организациями-исполнителями основных заданий на стадии составления проектов пятилетних планов. Для организации разработки головным ведомством по РНИП назначаются научные руководители.
Каждой РНИП, заданию, этапу присваиваются шифры на основе единой системы установления шифров, утверждаемой ГКНТ.
Развернутые РНИП рассматриваются и утверждаются руководящим органом головного ведомства по программе не позднее, чем за три месяца до начала планируемой пятилетки и используются с цепью управления РНИП в процессе ее реализации.
7. Головное ведомство по РНИП, ответственное за ее формирование и реализацию, обеспечивает комплексное и своевременное выполнение программы и основных заданий, высокий уровень результатов научных исследований и разработок, координацию между организациями-исполнителями, контроль за ходом работ и своевременное представление информации о выполнении заданий.
Осуществление указанных функций производится головным ведомством на трех уровнях: через межведомственный Научный совет по программе, координационные советы подпрограмм и ответственных исполнителей заданий.
Межведомственный Научный совет по РНИП формируется по представлению научного руководителя программы и утверждается руководящим органом головного ведомства.
В состав Научного совета входят научные руководители подпрограмм, ведущие ученые и специалисты заинтересованных министерств и ведомств, представители партийных и советских органов региона. Научный совет возглавляет бюро Научного совета, состоящее из председателя, его заместителей и ученого секретаря.
Главной задачей межведомственного Научного совета является научное руководство и координация научных исследований и разработок по РНИП, обеспечение реализации целей и подцелей программы.
Кроме того Научный совет осуществляет:
- обсуждение научных докладов, сообщений, рекомендаций по отдельным подпрограммам, основным заданиям или их совокупности, рассмотрение научных отчетов по промежуточным и конечным результатам;
- подготовку рекомендаций о целесообразности расширения или сокращения работ по отдельным подпрограммам или основным заданиям;
- обеспечение организационных и научных связей с министерствами и ведомствами, научными центрами Академии наук СССР и академиями наук союзных республик, областными и краевыми партийными и советскими органами;
- контроль за ходом работ по программе, оценку полученных результатов и представление их заинтересованным организациям и в директивные органы.
Научный совет имеет право знакомиться с состоянием научных исследований в координируемых организациях и ведомствах, рассматривать вопросы финансового, материального и кадрового обеспечения работ. Решения совета оформляются в виде рекомендаций и реализуются через распорядительные документы ГКНТ и Академии наук СССР, головного и координируемых ведомств, приказы руководителей организаций-исполнителей. Научный совет каждый год представляет заказчику и в головное ведомство отчеты о ходе работ по реализации РНИП.
При Научном совете по РНИП могут формироваться секции по основным направлениям работ, которые вместе с бюро Совета осуществляют научное руководство реализацией РНИП.
Для осуществления научного руководства и координации работ по отдельным проблемам (подпрограммам) создаются Координационные советы подпрограмм. Координационные советы утверждаются руководящим органом головного ведомства по представлению Научного совета РНИП. В состав координационных советов входят ответственные исполнители основных заданий, ведущие ученые и специалисты заинтересованных организаций. Руководство советом осуществляют научный руководитель (координатор) подпрограммы, его заместитель и ученый секретарь.
Координационные советы подпрограмм осуществляют организационное обеспечение работы по проблемам: формируют систему целей и структуру подпрограмм; согласовывают задания с коллективом организаций-исполнителей, определяют направления исследований и разработок, контролируют ход работы по заданиям, готовят и передают головному ведомству конечные результаты для их представления в установленном порядке к широкому внедрению в народное хозяйство страны. Координационные советы вместе с организациями-исполнителями контролируют затраты ресурсов, обеспечивающих разработку и реализацию целей подпрограмм на запланированный срок, и готовят предложения о дополнительном финансировании работ.
Ответственные исполнители разделов подпрограмм на всех уровнях (основные задания, задания, этапы) наделяются полномочиями в пределах своей компетентности решать вопросы согласования и координации исследований, определения методов и средств достижения запланированных результатов. На этом уровне управления ответственность за выполнение решаемых соответствующим разделом задач возлагается на дирекцию организаций (по принадлежности), поскольку работы творческих групп или отдельных исполнителей в рамках программы контролируются годовыми и пятилетними планами.
8. Контроль за выполнением задания РНИП осуществляется на основании действующей статистической отчетности соответствующих разделов планов организаций-исполнителей, путем рассмотрения хода выполнения заданий и этапов РНИП в министерствах (ведомствах) СССР и союзных республик, на научных советах с использованием электронно-вычислительных систем.
Вся работа по сопровождению РНИП осуществляется во взаимодействии с партийными, советскими и плановыми органами, республиканскими институтами научно-технической информации, межотраслевыми территориальными центрами научно-технической информации, организациями научно-технических обществ и ВОИРом.
9. Головное ведомство ежегодно по мере выполнения предусмотренных РНИП работ представляет в установленном порядке согласованные с заинтересованными министерствами и ведомствами предложения:
- об использовании результатов законченных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ для включения их в проекты годовых планов экономического и социального развития;
- о внесении в ранее утвержденные научно-технические программы дополнительных заданий по разработке и промышленному освоению новых видов техники, технологии и продукции производства.
* * *
В настоящих Методических рекомендациях излагаются общие положения, на основе которых заказчиками (или по их поручению головными разработчиками) должны разрабатываться методические указания по каждому виду конкретных региональных научно-исследовательских программ.
Региональная научно-исследовательская программа
Подпрограмма
Цель:
Научный руководитель подпрограммы
N п/п | Наименование основных заданий | Министерства и ведомства, ответственные за выполнение основных заданий | Сроки выполнения | Сметная стоимость (тыс. руб.) | Результаты работ (с указанием года их передачи) | Министерства и ведомства, которым передаются результаты | Народнохозяйственное значение, ожидаемый экономический или социальный эффект |
Всего в том числе |
на 19__ 19__ годы | НИР | капитальные вложения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |