Главная // Актуальные документы // Методические рекомендации
СПРАВКА
Источник публикации
"РЖД - Партнер Документы", N 11, 2007
Примечание к документу
Название документа
"Методические рекомендации по расчету эксплуатационных расходов и доходов для обоснования полного (частичного) закрытия железнодорожных станций, выполняющих грузовые операции"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 24.05.2007 N 952р)

"Методические рекомендации по расчету эксплуатационных расходов и доходов для обоснования полного (частичного) закрытия железнодорожных станций, выполняющих грузовые операции"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 24.05.2007 N 952р)


Содержание


Утверждены
распоряжением ОАО "РЖД"
от 24 мая 2007 г. N 952р
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАСЧЕТУ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
И ДОХОДОВ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ПОЛНОГО (ЧАСТИЧНОГО) ЗАКРЫТИЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ГРУЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
1. Общие положения
Настоящие Рекомендации распространяются на железные дороги - филиалы ОАО "РЖД" и другие их структурные подразделения.
Наличие значительного числа грузовых станций с объемом работы до 5 вагонов в сутки осложняет работу железных дорог, увеличивает себестоимость перевозок грузов, вызывает в ряде случаев необходимость дополнительных инвестиций как в парк подвижного состава, так и технических устройств станций.
Эффект закрытия станций для выполнения грузовых операций будет определяться сокращением эксплуатационных расходов железных дорог на их содержание и возможными потерями доходов от оказываемых дополнительных услуг грузополучателям, грузоотправителям этих станций при сохранении общего объема перевозок.
Значительная часть объема работы закрываемых станций будет передана на ближайшие опорные станции.
В настоящее время работы по закрытию грузовых станций и выполняемых на них отдельных грузовых операций (перечень которых приведен в табл. 1) продолжаются, требуя экономического обоснования с учетом изменившихся условий перевозок и расходов на их выполнение.
Таблица 1
ПЕРЕЧЕНЬ
КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ НА СТАНЦИЯХ
Условные
обозначения
Производимые коммерческие операции
1
2
П
Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача
багажа
Б
Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача
багажа не производятся
О
Посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного
и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся
Оп
Посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного
сообщения, продажа билетов на поезда пригородного сообщения.
Прием и выдача багажа не производятся
§ 1
Прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к
хранению на открытых площадках станций
§ 2
Прием и выдача мелких отправок грузов, требующих хранения
в крытых складах станций
§ 3
Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками,
загружаемых целыми вагонами, только на железнодорожных путях
необщего пользования и местах необщего пользования станций
§ 4
Прием и выдача повагонных отправок грузов, требующих
хранения в крытых складах станций
§ 5
Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой
брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) т на станциях
§ 6
Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой
брутто 3,3 (5) и 5,5 (6) т на железнодорожных путях необщего
пользования
§ 6о
Прием и выдача опасных грузов в специализированных
контейнерах, совпадающих по параметрам с универсальными
контейнерами максимальной массой брутто до 5 тонн на
железнодорожных путях необщего пользования
§ 7
Запрещается прием и выдача легковоспламеняющихся грузов
на станциях
§ 8
Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой
брутто 20 и 24 тн на станциях
§ 8н
Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой
брутто 20 и 24 т железнодорожных путях необщего пользования
§8о
Прием и выдача опасных грузов в специализированных контейне-
рах совпадающих по параметрам с универсальными контейнерами
максимальной длиной 10 и 20 футов (максимальной массой брутто
10 - 24 т) на железнодорожных путях необщего пользования
и местах необщего пользования станций
§ 9
Прием и выдача мелких отправок грузов, допускаемых к хранению
на открытых площадях станций
§ 10
Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой
брутто 24 (30) и 30 т на станциях
§ 10н
Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой
брутто 24 (30) и 30 т на железнодорожных путях необщего
пользования
§ 10о
Прием и выдача опасных грузов в специализированных контейне-
рах, совпадающих по параметрам с универсальными контейнерами
максимальной длиной 20, 30 и 40 футов (максимальной массой
брутто до 30,5 т) на железнодорожных путях необщего
пользования и местах необщего пользования станций
§ 11
Прием и выдача грузов в автопоездах, полуприцепах и съемных
автомобильных кузовах, перевозимых на железнодорожном
подвижном составе, и местах общего пользования станций
§ 11н
Прием и выдача грузов в автопоездах, полуприцепах и съемных
автомобильных кузовах, перевозимых на железнодорожном
подвижном составе, на железнодорожных путях необщего
пользования и местах необщего пользования станций
§ 12
Прием и выдача грузов в специализированных рефрижераторных
контейнерах длиной 20, 30 и 40 футов (максимальной массой
брутто до 30,5 т) и на сцепах специализированных платформ
в местах общего пользования станций
§ 12н
Прием и выдача грузов в специализированных рефрижераторных
контейнерах длиной 20, 30 и 40 футов (максимальной массой
брутто до 30,5 т) и на сцепах специализированных платформ,
на железнодорожных путях необщего пользования и в местах
необщего пользования станций
§ 13
Прием и выдача грузов в универсальных и специализированных
контейнерах, совпадающих по параметрам с универсальными
контейнерами длиной 20, 30, 40, 45 футов и более
(максимальной массой брутто до 30,5 т и более), в местах
общего пользования станций
§ 13н
Прием и выдача грузов в универсальных и специализированных
контейнерах, совпадающих по параметрам с универсальными
контейнерами длиной 20, 30, 40, 45 футов и более (максималь-
ной массой брутто до 30,5 т и более) на железнодорожных путях
необщего пользования и местах необщего пользования станций
Х
Грузовые и пассажирские операции не производятся
Перечень коммерческих операций, выполняемых на станциях, открытых для грузовой работы, в новом издании Тарифного руководства N 4 будет расширен до 26 позиций и приведен в алфавитном списке железнодорожных станций (Тарифное руководство N 4. Книга 2) с последующими дополнениями.
За период 2000 - 2005 гг. было закрыто 478 станций, 23% которых было закрыто полностью, в том числе 11% приходились на работу с контейнерами.
Анализ распределения станций по объему работы за 2005 г. показывает, что с объемом работы до 1 вагона в сутки было 658 станций, от 1 до 5 вагонов - 274, от 5 до 10 вагонов - 1578, а более 10 вагонов - 1074 станций. Приведенные данные показывают наличие возможности дальнейшего проведения работ по полному или частичному закрытию станций.
Необходимо отметить, что закрытие грузовых станций является особой задачей, не связанной непосредственно с закрытием малоинтенсивных линий.
Порядок закрытия этих станций определяется Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. N 233 "О правилах примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования и закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, и железнодорожных станций".
Для закрытия станции для выполнения всех или некоторых коммерческих операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе контейнеров), багажа и грузобагажа, ОАО "РЖД" направляет в Федеральное агентство железнодорожного транспорта предложения о закрытии железнодорожной станции.
Предложение о закрытии железнодорожной станции должно содержать данные об объемах и характере выполняемой на ней грузовой работы, техническом состоянии станционных технических средств и сооружений и перечень грузоотправителей, грузополучателей, пользующихся услугами этой железнодорожной станции.
При наличии убытков от деятельности, осуществляемой при эксплуатации этой железнодорожной станции, ОАО "РЖД" прилагает к предложению о ее закрытии экономический расчет меняющихся расходов и доходов, а также перечень мер по исключению убыточности содержания и эксплуатации такой станции.
В случае полного закрытия станции для выполнения грузовых операций отпадают все расходы на ее содержание (как зависящие от размеров движения, так и независящие), тогда как при частичном закрытии станции отпадают только расходы, связанные с выполнением отменяемых технологических операций и зависящие расходы в части затрат по рассматриваемым статьям номенклатуры расходов в соответствии с п. 2 настоящей Методики.
Определение затрат железных дорог на отмену только некоторых технологических операций производится непосредственным расчетом, используя соответствующие нормативы затрат труда, уровня заработной платы, потребных материальных ресурсов. Приемы таких расчетов подробно рассмотрены в п. 2.2 настоящей Методики.
Величина годового экономического эффекта полного (частичного) закрытия
грузовой станции (Э ) определяется по формуле:
г
-2
Э = [(SUM Е + ДЕЛЬТА Е ) - SUM Д] (1 - k х 10 ), (1.1)
г р нп
где:
SUM Е - сокращение эксплуатационных расходов ОАО "РЖД" вследствие
закрытия (полного или частичного) грузовой станции, тыс. руб.;
ДЕЛЬТА Е - сокращение эксплуатационных расходов за счет улучшения
р
показателей перевозочной деятельности железных дорог, тыс. руб.;
SUM Д - потери доходов от оказания дополнительных услуг
грузоотправителям, грузополучателям, тыс. руб.;
k - действующая ставка налога на прибыль, % (справочно: для условий
нп
работы в 2006 - 2007 гг. k = 24%).
нп
2. Определение эксплуатационных расходов
железных дорог при закрытии грузовой станции
2.1. Расходы железных дорог при закрытии грузовых станций определяются на основе данных, формируемых структурным подразделением железной дороги - филиала ОАО "РЖД", в состав которого входит рассматриваемая станция. При этом используются отчетные данные за полный календарный год, предшествующий реализации рассматриваемого мероприятия, предусмотренной действующей формой 7у - "Форма управленческой отчетности о расходах структурных подразделений и функциональных филиалов ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 11.02.2004 N 665р.
Представляемые данные группируются по укрупненным стоимостным показателям, характеризующим объемы перерабатывающей способности грузовой станции и обслуживаемых ею прилегающих поездных участков. Состав анализируемых укрупненных показателей работы приведен в табл. 2 настоящей Методики. В действующей отчетности расходы каждой статьи представлены с распределением по элементам затрат.
Таблица 2
ФОРМИРОВАНИЕ СТОИМОСТНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЕЙ ПО ВИДАМ РАБОТ
И ЗАТРАТ НА ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК
Наименование
укрупненного
измерителя
Название статьи
N статьи по
номенклатуре
1
2
3
Грузовая
отправка
Прием к отправлению и выдача грузов
1001
Содержание весов и весовых приборов
1002
Текущий ремонт зданий и сооружений
хозяйства грузовой и коммерческой работы
2201
Прием и выдача багажа во внутригосудар-
ственном сообщении
4003
Прием и выдача багажа в международном
сообщении
4004
Отправленный
вагон
Подготовка грузовых вагонов к перевозкам
1004 - 1005
Погрузочно-разгрузочные операции,
осуществляемые для предприятий основной
деятельности железных дорог
1012
Текущий ремонт порожних вагонов при
подготовке под погрузку (ТР-1)
6001
Станционные
пути
Текущее содержание пути и постоянных
устройств
2101
Одиночная смена материалов верхнего
строения пути, пополнение и замена
балласта
2102
Охрана пути, переездов и искусственных
сооружений
2103
Амортизация верхнего строения пути
2115
Амортизация земляного полотна и
искусственных сооружений
2116
Работы по сварке и шлифовке рельсов
2130
Содержание искусственных сооружений
2104
Содержание защитных лесонасаждений
2105
Текущий ремонт основных средств
рельсосварочных поездов
2131
Амортизация основных средств
рельсосварочных поездов
2133
Капитальные виды ремонта верхнего
строения пути
2110
Капитальные виды ремонта земляного
полотна и искусственных сооружений
2111
Капитальные виды ремонта подъездных
путей
2112
Техническое обслуживание устройств
автоблокировки
2302
Капитальный ремонт защитных лесонасаж-
дений
2113
Капитальный ремонт машин и механизмов,
занятых на капитальных видах ремонта
пути
2114
Амортизация машин и механизмов, занятых
на капитальных видах ремонта пути
2119
Капитальный ремонт основных средств
рельсосварочных поездов
2132
Маневровый
локомотиво-
час
Маневровая работа на грузовых и
сортировочных станциях
2034
Маневровая работа на пассажирских
станциях
2035
Работа электровозов на маневрах в
грузовом движении
3103
Амортизация маневровых электровозов
3117
Экипировка маневровых электровозов
3116
Работа тепловозов на маневрах в грузовом
движении
3303
Экипировка маневровых тепловозов
3316
Амортизация маневровых тепловозов
3317
Техническое обслуживание маневровых
электровозов
6109
Текущие виды ремонта маневровых
электровозов
6110
Техническое обслуживание маневровых
тепловозов
6309
Текущие виды ремонта маневровых
тепловозов
6310
Капитальные виды ремонта маневровых
электровозов
6111
Капитальные виды ремонта маневровых
тепловозов
6311
Если расходы по оплате труда и отчисления на социальные нужды работников закрываемой грузовой станции можно определить исходя из численности работников, то остальные элементы расходов носят обобщенный характер и отражают затраты всех станций, входящих в состав структурного подразделения железной дороги - филиала ОАО "РЖД". В этих условиях целесообразно использовать данные Приложения N 1 настоящей Методики, где приводятся доли затрат на оплату труда и отчисления на социальные нужды по статьям, относимым на укрупненные измерители, - грузовая отправка и отправленный вагон. С учетом приведенных долей можно рассчитать общую сумму затрат по каждой статье.
Затраты на содержание станционных путей можно определить исходя из ставки на их содержание (справочно: по состоянию на 01.01.2006 она составляет 665,4 руб. за погонный метр в год) и развернутой длины станционных путей, содержащейся в технико-распорядительном акте закрываемой станции.
Аналогично рассчитываются затраты на содержание производственных зданий и сооружений, исходя из соответствующей укрупненной ставки, которая рассчитывается дистанцией гражданских сооружений, их площади и технической характеристики.
Затраты на работу маневровых средств в пределах закрываемой грузовой станции могут быть определены исходя из часовой ставки маневрового локомотива, которая рассчитывается локомотивным депо предоставляющим локомотив, и ее продолжительности за год.
2.2. Определение текущих затрат железных дорог при частичном закрытии грузовой станции в зависимости от видов коммерческих операций имеет ряд особенностей. Поскольку раздельный учет по видам операций и действующей отчетностью не предусмотрен и затраты определяются расчетным путем.
2.2.1. Прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций (§ 1 Тарифного руководства).
Годовые расходы на выполнение работ, предусмотренных этим параграфом, складываются из следующих групп:
- расходы, связанные с оформлением приема и выдачи груза Е :
пв
Е = 12 х S (1 + k ) t х n , руб., (2.1)
пв тк нз тк тк
где:
S - среднемесячная ставка оплаты труда товарного кассира, руб.;
тк
k - коэффициент начислений на заработную плату отчислений на
нз
социальные нужды, а также страховых платежей по травматизму (справочно: для
условий 2006 - 2007 гг. k = 27,1%);
нз
t - число смен работы товарного кассира;
тк
n - число работников в смене.
тк
- расходы на содержание приемосдатчиков (аналогично расходам на
содержание товарных кассиров):
Е = 12 х S (1 + k ) t х n , руб./год, (2.2)
пс пс нз пс пс
где:
S - среднемесячная ставка оплаты труда приемосдатчика, руб.;
пс
t - число смен работы приемосдатчиков;
пс
n - число работников в смене.
пс
- расходы на содержание открытой площадки:
отк пл пл пл
Е = Е + Е + Е , руб./год, (2.3)
пл ам осв тек
где:
пл
Е - отчисления на амортизацию стоимости площадки, руб.;
ам
пл
Е - расходы на освещение площадки, руб.;
осв
пл
Е - то же на ее текущее содержание.
тек
- расходы на содержание весового пути:
Е = а х L , руб./год, (2.4)
вп вп в
где:
а - затраты на текущее содержание и амортизацию 1 км станционных
вп
путей, руб./год;
L - длина весового пути, км.
в
- расходы на содержание весового устройства:
Е = Ц х (а + а ), руб./год, (2.5)
ву ву ам тек
где:
Ц - стоимость весов соответствующего типа, руб.;
ву
а , а - расходы на амортизацию и текущее содержание весов в доле к
ам тек
их стоимости.
Закрытие приема и выдачи повагонных отправок грузов не только устраняет необходимость наличия на станции вагонных весов, но и работ по метрологическому обслуживанию этих весоизмерительных приборов.
Расходы на метрологическое обслуживание таких приборов определяются по формуле:
мет мет
Е = С х Q + Е + Е , руб./год, (2.6)
мет мет мет ам тр
где:
С - себестоимость нормо-дня работы по метрологическому обслуживанию
мет
станций, руб.;
Q - годовая затрата нормо-дней, приходящихся на 1 станцию
мет
обслуживания;
мет
Е - амортизационные отчисления от стоимости поверочных средств,
ам
руб.;
мет
Е - расходы на передвижение поверочных средств в пределах участка
тр
обслуживания, приходящиеся на 1 станцию участка, руб.
По состоянию на 01.01.2006 среднемесячная ставка оплаты труда товарного
кассира (S ) составляет около 10201 руб., приемосдатчика груза и багажа
тк
(S ) - 9644 руб.
пс
Продолжительность приемо-сдаточной операции (t ) определяет размещение
пс
мест погрузки и выгрузки станции, а сменность работы товарного кассира и
приемосдатчика, их численность - объем работы.
Учитывая объем работы станций в части операций, подлежащих закрытию согласно § 1 Тарифного руководства, можно принять, что работа их предусмотрена в одну смену, а численность работающих приемосдатчиков, как и товарных кассиров, не более 1 человека.
На станциях используются в основном весы котлованного типа стоимостью 444 тыс. руб. Расходы на амортизацию и текущее содержание таких весов составляют около 18990 руб./год.
Принятая сумма расходов на содержание весов компенсирует также расходы на их метрологическое обслуживание.
Соответствующие расходы на содержание электронных весов стоимостью 845 тыс. руб. составляют в расчете на один комплект весов:
амортизационные отчисления:
(585 + 195 + 65) х 0,07 = 59,2 тыс. руб.,
где 0,07 - норма амортизационных отчислений в соответствии с требованиями распоряжения ОАО "РЖД" от 27 января 2004 г. N 178р "О порядке определения сроков полезного использования в стоимости основных средств, а также о начислении в налоговом учете амортизации по основным средствам ОАО "РЖД".
Расходы на содержание весового пути определяет норматив на текущее содержание и амортизацию 1 км станционных путей - 89000 руб. в год.
При протяженности весового пути 0,3 км расходы на его содержание составят 89000 х 0,3 = 26700 руб./год.
В условиях незначительного вагонооборота можно принять, что подача вагона на весовой путь совмещается с подачей вагона к месту его погрузки или выгрузки и дополнительной затраты маневровой работы не требуется.
Не меняются и расходы на содержание открытой площадки, поскольку станция закрывается лишь частично.
В этих условиях возможно лишь сокращение продолжительности занятости работников станции и затрат на содержание весовых устройств. При определении этих групп расходов можно принять продолжительность операции взвешивания вагона равной 0,1 часа на вагон, а время, затрачиваемое приемосдатчиком на подход к вагонным весам и обратно, - 0,25 часа.
2.2.2. В случае закрытия станции для операций по приему и выдаче мелких
отправок, требующих хранения в крытых складах станций (§ 2 Тарифного
руководства), прежде всего, сокращаются расходы, связанные с наличием на
станции крытого склада - уменьшаются расходы на содержание работников
охраны и уборщика склада (Е ), расходы на амортизацию стоимости склада,
оу
его ремонт и текущее содержание, включая отопление и освещение (Е ),
тек
расходы на приобретение инвентаря (Е ).
инв
Закрытие рассматриваемой операции на станции, работа которой, как
правило, предусмотрена в течение одной смены, обеспечит сокращение расходов
на заработную плату связанных с этими операциями работников (Е ) в
оп
размере:
Е = 12 (Е + Е + Е + n х Е ) (1 + k ), руб./год, (2.7)
оп тк пс уб см ох нз
где:
Е - среднемесячная оплата труда товарного кассира, руб.;
тк
Е - то же приемосдатчика;
пс
Е - то же уборщика;
уб
Е - то же охранника;
ох
n - число смен работы охранника.
см
Расходы на амортизацию склада определяет норматив отчислений от его стоимости, а на отопление и освещение - площадь склада, его объем.
Стоимость 1 кв. м крытого склада составляет в настоящее время около 13 тыс. руб. при норме отчислений на его амортизацию 2,5%; ставка оплаты труда уборщика с начислениями на вредность - 2905 руб.; затрата электроэнергии на освещение склада - 20 кВт.ч в сутки при стоимости 0,97 руб. за 1 кВт.ч, а расходы на ремонт и содержание склада - 120% от расходов на его амортизацию.
2.2.3. При закрытии на станциях операций по приему и выдаче грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемыми целыми вагонами только на железнодорожных путях необщего пользования и местах необщего пользования станций (§ 3 Тарифного руководства), отпадает необходимость в содержании на станции работников, занятых проверкой правильности погрузки-выгрузки, оформлением приема и выдачи грузов, взвешиванием вагонов.
Отпадает необходимость также в предоставлении маневровых средств для подачи-уборки вагонов на железнодорожные пути необщего пользования и места необщего пользования станции - эти операции будут выполняться локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования или согласно договору его с железной дорогой на подачу-уборку вагонов локомотивом железной дороги на пути опорной или ближайшей технической станции.
Скорость движения маневрового локомотива в этих условиях может быть принята на уровне 15 км/ч.
Расходы на нормативный час работы специально маневрового локомотива (в
основном тепловоза) составляют 724 руб. при коэффициенте, учитывающем время
вспомогательной работы этих локомотивов k = 1,423.
рез
Расходы на содержание товарных кассиров, приемосдатчиков и других работников станции рассмотрены выше.
2.2.4. В случае закрытия на станции операций по приему и выдаче повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станции (§ 4 Тарифного руководства), отпадает необходимость в наличии и содержании таких складов. Соответствующая группа расходов рассмотрена выше.
2.2.5. Закрытие на станции операций, связанных с приемом и выдачей грузов в контейнерах различной массы брутто (§ 5, 6, 8 Тарифного руководства), наряду с сокращением расходов на коммерческое оформление этих отправок устраняется необходимость наличия на станции кранового хозяйства. В современных условиях в среднем по сети расходы на погрузочно-разгрузочные работы средствами железных дорог составляли 19,6 руб.
Отпадает необходимость также в наличии открытой площадки для размещения обрабатываемых контейнеров. Расходы на содержание такой площадки не превышают 15% от рассмотренных выше расходов на содержание крытого склада, тогда как расходы на содержание крытой платформы составляют к ним 60%.
2.2.6. Закрытие операций станции по приему и выдаче мелких отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станции (§ 9 Тарифного руководства), не только высвобождает контингент товарных кассиров и приемосдатчиков, но и необходимость содержания весового хозяйства открытой площадки. Расходы железных дорог по этим группам работ рассчитываются с использованием приведенных ранее стоимостных показателей.
2.2.7. Аналогичный подход применяется при оценке коммерческих операций с грузами, предусмотренных § 10 - 13н Тарифного руководства.
2.2.8. В случае закрытия станций, на которых был предусмотрен прием и выдача багажа (пункт П Тарифного руководства), пассажиры вынуждены будут пользоваться услугами ближайших станций, открытых для таких операций. Соответственно возрастут расходы пассажиров на доставку багажа от места жительства до станции отправления. Для оценки затрат, связанных с выполнением этой работы, можно руководствоваться положениями, рассмотренными в п. 2.2.2 настоящей Методики.
3. Сокращение эксплуатационных расходов за счет улучшения
показателей перевозочной деятельности железных дорог
Полное закрытие грузовой станции обеспечит улучшение использования подвижного состава. В частности, это приведет к сокращению числа остановок сборных поездов на участке и соответствующему повышению участковой скорости их движения. Экономию текущих расходов железных дорог в этом случае можно рассчитать по формуле (3.1), используя укрупненный стоимостный норматив на "поездо-час".
L L
уч уч -3
ДЕЛЬТА Е = 365 С N (--- - ------------) 10 , тыс. руб., (3.1)
р пч п V V (1 + k )
уч уч v
где:
L - длина поездного участка, на котором размещается закрываемая
уч
грузовая станция, км;
V - участковая скорость сборного поезда по видам тяги, км/час;
уч
k - коэффициент увеличения участковой скорости сборного поезда в
v
зависимости от вида тяги и числа закрываемых станций на участке. Значения
показателя k по железным дорогам в зависимости от вида тяги приведены в
v
Приложении N 2;
N - число пар поездов в сутки;
п
С - укрупненная ставка затрат на измеритель "поездо-час" в
пч
зависимости от вида тяги, руб. (справочно: для условий работы в 2006 г. для
тепловозной тяги С = 4496,0 руб., а электровозной - С = 3393,8 руб.)
пч пч
4. Определение возможных потерь доходов
ОАО "РЖД" вследствие закрытия грузовых станций
Прекращение деятельности грузовой станции (полностью или частично) может вызвать у ОАО "РЖД" потери из-за неполучения доходов от предоставления дополнительных услуг. Согласно статьям 10, 21, 26, 28 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) работы и услуги, которые выполняются ОАО "РЖД" по просьбам грузоотправителей, грузополучателей и цены, на которые не указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон. Кроме того, часть доходов формируется за счет получаемых сборов, регламентируемых действующим Тарифным руководством N 3.
Перечень формируемых доходов по видам работ, сосредоточиваемых на грузовой станции, приведен в табл. 3 настоящей Методики.
Таблица 3
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОХОДОВ, ФОРМИРУЕМЫХ НА ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ
Номер
статьи
Наименование статьи дохода
Документ,
регулирующий
вопросы
ценообразования
Величина
доходов
1
2
3
4
01732
Хранение грузов на станции
назначения сверх срока бесплатного
хранения
Тарифное
Д
1
01736
Подача и уборка вагонов на места
общего пользования при погрузке
(выгрузке) грузов в вагонах
средствами грузоотправителя,
грузополучателя
Тарифное
Д
2
01744
Погрузочно-разгрузочные работы с
контейнерами
Тарифное
Д
3
01808
Подборка и погрузка в вагоны мелких
отправок грузов, прибывших в места
общего пользования, и подача этих
вагонов на железнодорожные пути
необщего пользования
Статья 10 Устава
Д
4
01812
Проверка веса и состояния груза, а
также проведение работниками ОАО
"РЖД" других работ, в случаях, не
предусмотренных Уставом
Статья 10 Устава
Д
5
01816
Хранение грузов на железнодорожной
станции отправления при приеме к
перевозке грузов всеми видами
отправок ранее назначенного дня
погрузки с мест общего пользования
Статья 10 Устава
Д
6
01824
Отстой порожнего собственного
(арендованного) подвижного состава,
а также контейнеров на железнодо-
рожных путях и местах общего пользо-
вания, не используемых грузоотправи-
телями, грузополучателями
Статья 10 Устава
Д
7
01848
Выдача копий документов, в том
числе дорожных ведомостей, заявок
на перевозки грузов, учетных карто-
чек, ведомостей на подачу-уборку
вагонов и др.
Статья 10 Устава
Д
8
01860
Использование грейферов при наличии
разрешения ОАО "РЖД" для выгрузки
полувагонов общего парка
Статья 10 Устава
Д
9
01876
Обеспечение грузоотправителей
бланками перевозочных документов
взамен испорченных по вине грузо-
отправителя
Статья 10 Устава
Д
10
01880
Наложение и снятие запорно-пломби-
ровочных устройств на вагоны,
контейнеры при обеспечении погрузки
(выгрузки) силами грузоотправителя,
грузополучателя
Статья 10 Устава
Д
11
01900
Подготовка собственных (арендован-
ных) контейнеров под погрузку
Статья 10 Устава
Д
12
01904
Погрузочно-разгрузочные работы в
местах общего пользования с грузами,
перевозимыми в вагонах
Статья 21 Устава
Д
13
01912
Взвешивание груза
Статья 26 Устава
Д
14
01916
Обеспечение грузоотправителей
запорно-пломбировочными устройствами
Статья 28 Устава
Д
15
01920
Наложение запорно-пломбировочных
устройств на вагоны, контейнеры при
перевозке в них грузов для личных
(бытовых) нужд
Статья 28 Устава
Д
16
Возможные потери доходов (SUM Д) от полного закрытия грузовой станции определяются перечнем предоставляемых услуг и определяются по формуле:
SUM Д = Д + Д + Д + Д + Д + ... + Д . (4.1)
1 2 3 4 5 16
При частичном закрытии станции для выполнения конкретных коммерческих операций величина возможных потерь доходов определяется только этим видом работы.
Приложение N 1
СТРУКТУРА ЗАТРАТ ПО СТАТЬЯМ И ДОЛЯ РАСХОДОВ
НА ОПЛАТУ ТРУДА И ОТЧИСЛЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
N
статьи
Наименование
статьи
Пояснения к статье
Доля в общей сумме
затрат по статье, %
затраты
на
оплату
труда
отчисления
на
социальные
нужды
1
2
3
4
5
1001
Прием к
отправлению
и выдача
грузов
Затраты на оплату труда товарных
кассиров, приемосдатчиков груза,
операторов и других работников,
занятых приемом и выдачей грузов,
в том числе грузов, перевозимых в
контейнерах.
Отчисления на социальные нужды.
Материальные затраты:
материалы для маркировки грузов,
пломбирования вагонов, крепления
контейнеров и воинских грузов на
открытом подвижном составе;
стоимость тарифных руководств,
алфавитных маршрутных указателей
и других пособий, связанных с
определением расстояния и стоимос-
ти перевозки грузов;
стоимость книг и бланков для
коммерческих операций и отчетно-
сти, оформления перевозочных
документов, канцелярских принад-
лежностей;
затраты по оплате счетов за пере-
работку грузов мелкими отправками,
за переработку контейнеров и
другие коммерческие операции,
выполняемые городскими товарными
станциями или транспортно-
экспедиционными конторами;
затраты по оплате услуг бюро
товарных экспертиз;
расходы по уведомлению грузопо-
лучателей о прибытии груза на
станцию
75,72
19,75
1002
Содержание
весов и
весовых
приборов
Затраты на оплату труда слесарей
и подсобных рабочих, занятых
содержанием и ремонтом весов,
весовых приборов, фундаментов
весов и обслуживанием весоповероч-
ных вагонов, а также проводников
(истопников) вагонов весовых
мастерских, включая надбавку к
тарифным ставкам (окладам) работ-
ников весовых мастерских за разъ-
ездной характер работы.
Отчисления на социальные нужды.
Материальные затраты:
материалы на содержание и ремонт
весов и весовых приборов;
топливо для отопления вагонов и
весовых мастерских;
электроэнергия;
затраты по оплате счетов за
проверку и клеймение весовых
приборов, за ремонт весов, за
пользование весами других
организаций.
Затраты по содержанию весов и
весовых приборов, принадлежащих
железным дорогам, предварительно
учтенные по этой статье, распреде-
ляются между грузовыми перевозками
(взвешивание и проверка массы гру-
за в случаях, предусмотренных
статьями 26, 27, 41 Устава) и
прочими видами хозяйственной
деятельности железных дорог
(взвешивание и проверка массы
груза в случаях, не предусмотрен-
ных Уставом, также по договорным
тарифам)
68,57
18,24
2201
Текущий
ремонт
зданий и
сооружений
хозяйства
грузовой и
коммерческой
работы
Затраты на оплату труда, включая
надбавку к тарифным ставкам
(окладам) за разъездной характер
работы, рабочих, бригадиров, в
том числе освобожденных, занятых
текущим ремонтом складов, грузовых
платформ и площадок, контейнерных
площадок, весовых будок, товарных
контор, грузовых дворов, огражде-
ний и других помещений и сооруже-
ний для грузовых операций на всех
станциях, когда эти помещения и
сооружения обособлены от помещений
для технической работы станций и
пассажирских операций. Если ука-
занные помещения и сооружения
находятся в одном здании, то
затраты по их ремонту учитываются
по статье 2001 или 2205.
Отчисления на социальные нужды.
Материальные затраты:
материалы для ремонта;
топливо;
электроэнергия;
затраты по оплате счетов,
связанных с ремонтом
47,73
12,17
4003
Прием и
выдача бага-
жа во внут-
ригосудар-
ственном
сообщении
К статьям 4003 - 4004
Затраты на оплату труда кассиров
багажных касс, приемосдатчиков
груза и багажа на станциях,
грузчиков багажа, водителей машин
для перевозки багажа, работников
по доставке багажа клиентам, за
исключением операций, возмещаемых
сборами
76,94
20,30
4004
Прием и
выдача
багажа в
международ-
ном сообще-
нии
Отчисления на социальные нужды.
Материальные затраты:
смазочные и обтирочные материалы,
топливо, расходуемые на содержание
и работу средств погрузки и
перемещение багажа;
затраты по изготовлению, приобре-
тению и доставке бланков для
оформления перевозки багажа, книг
и бланков отчетности, канцелярских
принадлежностей;
затраты по погрузочно-разгрузочным
работам и перевалке багажа, заряд-
ке аккумуляторов для электрокар и
погрузчиков.
Затраты на оплату труда билетных
кассиров, совмещающих обязанности
кассиров багажных касс, относятся
на статью 4001
82,26
17,74
1004
Подготовка
грузовых
вагонов к
перевозкам
Затраты на оплату труда работни-
ков, занятых подготовкой вагонов
для перевозок людей, скоропортя-
щихся грузов, живности и прочих
грузов; очисткой грузовых вагонов
и контейнеров, подготовкой контей-
неров к перевозкам
21,62
5,67
1005
Подготовка
контейнеров
к перевозкам
Отчисления на социальные нужды.
Материальные затраты:
материалы для очистки и промывки
вагонов, а также стоимость
съемного печного оборудования;
затраты по оплате счетов грузоот-
правителей за очистку вагонов и
контейнеров;
затраты по оплате счетов за
дезинфекцию и дезинсекцию вагонов
и оборудования.
Расходы по промывке вагонов на
дезпромстанциях и дезпромпунктах.
Расходы по промывке и ремонту
съемного оборудования грузовых
вагонов, по разделке и заделке
крыш вагонов при установке и
снятии оборудования, по временно-
му утеплению вагонов, приспособ-
ленных для перевозок людей и для
перевозок скоропортящихся грузов,
а также стоимость топлива учитыва-
ются вагонными депо по статьям
1030 и 1032
76,94
20,51
1012
Погрузочно-
разгрузочные
операции,
осуществляе-
мые для
предприятий
основной
деятельности
железных
дорог
Затраты на оплату труда работни-
ков, связанных с производством
погрузочно-разгрузочных работ,
включая внутрискладские работы,
сортировку и устранение коммерче-
ских неисправностей; текущим
содержанием и ремонтом машин и
механизмов. Стоимость проезда
работников для производства
погрузочно-разгрузочных работ.
Отчисления на социальные нужды.
Материальные затраты:
материалы для технического
обслуживания, ремонта погрузочно-
разгрузочных машин, устранения
коммерческих неисправностей;
топливо;
электроэнергия;
прочие затраты:
затраты по оплате счетов за
ремонт погрузочно-разгрузочных
машин, плата за аренду машин
53,78
14,02
6001
Текущий
ремонт
порожних
вагонов при
подготовке
под погрузку
(ТР-1)
Затраты на оплату труда рабочих,
занятых текущим ремонтом порожних
вагонов при подготовке под погруз-
ку, бригадиров, включая освобож-
денных.
Отчисления на социальные нужды.
Материальные затраты:
материалы для текущего ремонта
вагонов;
топливо, расходуемое при текущем
ремонте вагонов; электроэнергия,
расходуемая при текущем ремонте
вагонов и зарядке ручных аккумуля-
торных фонарей.
Затраты по оплате счетов за выпол-
ненный ремонт вагонов.
Амортизационные отчисления.
Расходы по текущему ремонту пов-
режденных грузовых вагонов по
признанным или оплаченным сторон-
ними предприятиями (организациями)
претензиям принимаются на уменьше-
ние по элементам затрат по статье
6601
58,57
15,40
Приложение N 2
ИЗМЕНЕНИЕ СРЕДНЕЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ МЕЖДУ СТАНЦИЯМИ,
ОТКРЫТЫМИ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, И УЧАСТКОВОЙ СКОРОСТИ
СБОРНОГО ПОЕЗДА ПО РОССИЙСКИМ ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ
Железные дороги
Средняя
протяженность
между грузовыми
станциями по
состоянию на, км
Изменение
протяжен-
ности в
связи с
сокращением
числа
станций, км
Увеличение
участковой скорости
сборного поезда, %,
по видам тяги
тепло-
возная
электровоз-
ная
01.01.03
01.01.06
01 Октябрьская
20,9
22,6
1,7
2,36
2,62
02 Калининградская
16,6
17,1
0,5
0,84
-
03 Московская
17,2
18,1
0,9
1,50
1,71
04 Горьковская
19,0
20,0
1,0
1,53
1,71
05 Северная
21,0
21,4
0,4
0,50
0,62
06 Сев.-Кавказская
19,2
20,5
1,3
1,95
2,18
07 Юго-Восточная
19,7
20,9
1,2
1,81
1,96
08 Приволжская
23,8
27,7
3,9
4,52
5,02
09 Куйбышевская
23,0
26,1
3,1
3,75
4,15
10 Свердловская
25,6
27,0
1,4
2,75
2,93
11 Южно-Уральская
26,7
30,8
4,1
4,24
4,71
12 Зап.-Сибирская
26,9
28,3
1,4
1,50
1,65
13 Красноярская
29,8
31,3
1,5
1,50
1,65
14 Вост.-Сибирская
25,0
25,2
0,2
0,14
0,25
15 Забайкальская
28,8
30,4
1,6
1,60
1,78
16 Дальневосточная
27,5
28,2
0,7
0,73
0,87
17 Сахалинская
19,9
20,4
0,5
0,70
-
Итого по дорогам
22,4
24,0
1,6
2,09
2,24