Главная // Актуальные документы // Методические рекомендацииСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Методические рекомендации по повышению эффективности подготовки врачей-интернов в базовых учреждениях здравоохранения"
(утв. Минздравом СССР 27.12.1984 N 152/7-27)
"Методические рекомендации по повышению эффективности подготовки врачей-интернов в базовых учреждениях здравоохранения"
(утв. Минздравом СССР 27.12.1984 N 152/7-27)
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Ю.Ф.ИСАКОВ
27 декабря 1984 г. N 152/7-27
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ
В БАЗОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Методические рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 9 сентября 1984 года N 1158 "О ходе выполнения приказа Минздрава СССР от 20.01.82 г. N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" ректором Львовского медицинского института профессором М.П. Павловским, доцентом кафедры внутренних болезней - N 2 И.О. Мартынюком заведующим отделом интернатуры Львовского медицинского института, Е.Е. Ясинским, начальником ЦМК по специализации и усовершенствованию врачей и провизоров Минздрава СССР С.В. Филюниным.
Рецензированы Главным управлением лечебно-профилактической помощи (начальник А.М. Москвичев), Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям (начальник И.И. Гребешева) Министерства здравоохранения СССР, Главным управлением учебных заведений Минздрава РСФСР (начальник В.Н. Шляпников) и Рижским медицинским институтом (ректор, профессор В.А. Корзан).
Ответственный за выпуск старший методист ЦКМ по специализации и усовершенствованию врачей и провизоров Минздрава СССР - Л.Г. Чернышева.
Приказ Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 г. N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" предусматривает усиление роли и ответственности органов здравоохранения (министерств здравоохранения, краевых, областных отделов здравоохранения, главных специалистов) и базовых учреждений здравоохранения за повышение эффективности одногодичной специализации выпускников медицинских вузов в интернатуре.
Особое внимание уделяется работе базовых учреждений, их подбору, созданию в них условий для самостоятельной работы врачей-интернов, освоения ими практических навыков, приемов обследования больных и методов диагностики, а также совершенствования уровня теоретической подготовки. В инструктивно-методических рекомендациях Минздрава СССР "О совершенствовании руководства интернатурой органами и учреждениями здравоохранения, медицинскими институтами и медицинскими факультетами университетов" от 6 января 1984 г. N 15-14/1-ож определено, что работа в базовых учреждениях здравоохранения проводится по
плану, предусматривающему повышение квалификации руководителей врачей-интернов и их аттестацию, контроль за обучением врачей-интернов, оснащение отделений оборудованием и аппаратурой, обеспечение медицинской литературой.
Базовые учреждения здравоохранения и руководители врачей-интернов подбираются органами здравоохранения в тесном взаимодействии с главными специалистами, отделом интернатуры и преподавателями профильных кафедр медицинского вуза. При этом основная задача при подборе баз - установить в какой мере медицинские учреждения по основным показателям лечебно-профилактической работы, оснащению оборудованием, укомплектованности врачебными кадрами, а также уровню квалификации и педагогическому мастерству заведующих отделениями могут быть приемлемы для подготовки специалистов.
При подборе учреждений необходимо руководствоваться Положением об интернатуре, в котором определено, что первичная специализация врачей-интернов проводится под руководством заведующих отделениями в крупных республиканских, краевых, областных, городских больницах, больницах министерств и ведомств, имеющих в своем составе соответствующие специализированные отделения с количеством коек не менее 50, а также в центральных районных больницах мощностью не менее 400 коек; поликлиниках и диспансерах, имеющих не менее 25 врачей-специалистов.
В условиях стабильности учреждений здравоохранения по республикам, краям и областям подбор баз, интернатуры в новом учебном году сводится к уточнению конкретных отделений и состава руководителей врачей-интернов.
В паспортах базовых учреждений здравоохранения указываются основные показатели работы, уровень профессиональной подготовки руководителей врачей-интернов и степень оснащенности оборудованием и аппаратурой, отмечается наличие учебно-методических материалов. Паспорта согласовываются с органами здравоохранения, представляются в медицинский институт и утверждается министерством здравоохранения союзной республики.
В случае отсутствия в республике, крае, области необходимого количества учреждений здравоохранения, отвечающих требованиям
приказа Минздрава СССР от 20.01.82 г. N 44, подготовка врачей-интернов может проводиться по усмотрению минздрава союзной республики, в имеющихся лечебно-профилактических учреждениях. Однако, утверждение их в качестве баз носит временный характер и, с вводом в строй новых медицинских учреждений, обучение на них молодых специалистов прекращается.
При наличии большого количества базовых учреждений здравоохранения, расширения числа врачебных специальностей в интернатуре, а также продолжения преимущественной подготовки врачей-специалистов для учреждений первичных звеньев здравоохранения, особое значение приобретает планирование одногодичной специализации выпускников медицинских вузов по врачебным специальностям. В
плане предусматривается проведение интернатуры на базе многопрофильных больниц и крупных амбулаторно-поликлинических учреждений, где имеются необходимые производственные и жилищно-бытовые условия для врачей-интернов. За каждым руководителем врачей-интернов целесообразно закрепить 4 - 6 молодых специалистов.
Работа по подбору и уточнению базовых учреждений здравоохранения выполняется в течение первых четырех месяцев календарного года ответственными за интернатуру по органу здравоохранения, главными специалистами совместно с общевузовскими руководителями, преподавателями профильных кафедр и отделом интернатуры. При подборе учитываются данные годового отчета за предыдущий год, количество ставок для выплаты врачам-интернам заработной платы, планируемое количество подготовки интернов по врачебным специальностям, состав заведующих отделениями, осуществляющих непосредственную подготовку, а также предполагаемые изменения в структуре лечебно-профилактических учреждений и кадровом составе руководителей.
Таким образом, работа по подбору и уточнению баз интернатуры проводится по двум основным направлениям: оценка состояния лечебно-диагностической и профилактической работы медицинского учреждения и характеристика учреждения здравоохранения как действующей базы интернатуры.
Оценка состояния лечебно-диагностической
и профилактической работы медицинских учреждений
Оценку состояния лечебно-диагностической и профилактической работы медицинского учреждения приводит комиссия в составе представителей органа здравоохранения, медицинского института, глазных специалистов и преподавателей профильных кафедр при выезде на место. Проверяется обеспеченность учреждений здравоохранения, его лечебно-диагностических отделений и кабинетов имуществом, оборудованием, инструментарием, аппаратурой и другими средствами, требующимися для проведения квалифицированной медицинской помощи населению. Комиссия анализирует основные показатели лечебно-профилактической работы учреждения здравоохранения, среднюю продолжительность лечения больных в стационаре по основным нозологическим единицам и профилям, летальности в стационаре, хирургической активности, совпадение поликлинических и клинических диагнозов, клинических и патологических диагнозов и др.
Изучается методика проведения диспансеризации населения, динамического наблюдения за состоянием здоровья всех групп населения, как здоровых, так и больных, и выполнение комплекса мероприятий социального санитарно-гигиенического, профилактического и лечебно-оздоровительного характера. Дается характеристика организации и качества диспансеризации по показателям, своевременности выявления лиц, подлежащих диспансерному наблюдению, полноты охвата стационарным лечением, противорецидивным лечением и т.д.
Проводится оценка объема и эффективности лечебной работы по показателям частоты заболеваемости, случаев временной нетрудоспособности, удельному весу обострений заболеваний, осложнений, показателям инвалидности и инвалидизации, реабилитации, летальности.
При подборе баз для подготовки врачей-педиатров обращается внимание на правильное и полноценное обеспечение всей системы профилактического обслуживания детей в условиях поликлиники, на педиатрическом участке, дошкольно-школьном отделении, их преемственность, проведение профилактических приемов с комплексной оценкой уровня развития и состояния здоровья, закаливания детей, санитарно-просветительной работы с родителями.
Проводится экспертная оценка амбулаторных карт и историй болезни больных, изучаются протоколы клинических конференций и разборов больных.
При оценке показателей работы учреждения следует учитывать, что для баз интернатуры они не должны быть ниже средних по области, краю, республике.
Комиссия уточняет данные о профессиональном уровне и теоретической подготовке заведующих отделениями, которые непосредственно будут проводить работу с врачами-интернами, определяет сроки прохождения циклов повышения квалификации в институтах (факультетах) усовершенствования врачей, а также аттестации на получение квалификационной категории врача-специалиста. Изучается работа администрации и общественных организаций учреждения здравоохранения по повышению квалификации врачебных кадров, проведению клинических, патологических конференций, росту идейно-теоретического уровня и коммунистического воспитания молодежи, а также соблюдению принципов медицинской этики и деонтологии.
О результатах проверки комиссия информирует администрацию учреждения здравоохранения и оставляет предложения по улучшению качества оказания медицинской помощи населению, главному врачу в виде справки или записей в журнал проверок, одновременно дается заключение об использовании данного учреждения для подготовки врачей-интернов.
При невозможности выполнить в полном объеме программу обучения на данной базе, комиссия принимает решение об освоении врачами-интернами соответствующих разделов программы в специализированных отделениях других лечебно-профилактических учреждений. По результатам обследования учреждения здравоохранения комиссия вносит в органы здравоохранения предложения об использовании данной базы для обучения врачей-интернов.
В тех случаях, если в учреждениях здравоохранения отсутствуют условия для практической отработки врачами-интернами основных разделов типового учебного плана и программы, то такие учреждения не подлежат утверждению в качестве баз интернатуры. Не может приводиться интернатура и в специализированных отделениях, где заведующими отделениями являются врачи, не имеющие I или высшей квалификационной категории врача-специалиста и не повышающие систематически свой профессиональный уровень в институтах (факультетах) усовершенствования врачей.
Выявленные в работе учреждения здравоохранения отдельные недостатки по оснащению оборудованием, учебно-методическими материалами, подбору больных, качеству оказания медицинской помощи населению и практической подготовки врачей-интернов служат основанием для постановки перед администрацией лечебно-профилактического учреждения конкретных задач по их устранению.
Характеристика учреждения здравоохранения
как действующей базы интернатуры
На учреждение здравоохранения, утвержденное в качестве базы интернатуры, возлагается непосредственное выполнение основной задачи системы одногодичной специализации - улучшение практической подготовки врачей-интернов, повышение их профессионального уровня и степени готовности к самостоятельной врачебной деятельности.
В базовом учреждении здравоохранения основная задача интернатуры реализуется по двум основным направлениям:
- повышение уровня методического обеспечения занятий с врачами-интернами, совершенствование профессиональной подготовки и педагогического мастерства заведующих отделениями - непосредственных руководителей врачей-интернов, внедрение в повседневную деятельность отделений современных методов лечебно-диагностической и профилактической работы;
- формирование у молодых специалистов, в период прохождения интернатуры, клинического мышления на основе самостоятельного изучения и проработки теоретического материала применительно к конкретному больному.
Ответственность за качество подготовки врачей-интернов, организацию и проведение тематических клинических разборов больных, семинаров, клинических и научно-практических конференций, освоение молодыми специалистами практических навыков и умений несут главные врачи и их заместители, отвечающие за данный раздел работы.
Главные врачи учреждений здравоохранения, организуя подготовку врачей-интернов, должны руководствоваться типовыми учебными планами и программами интернатуры, инструктивно-методическими рекомендациями Минздрава СССР от 6 января 1984 г. N 15-14/1-ож и
приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 г. N 44.
В годовом плане работы учреждений предусматриваются вопросы повышения квалификации руководителей врачей-интернов, участия их в учебно-методических конференциях, совещаниях и семинарах, проводимых органами здравоохранения, оснащение отделений оборудованием, аппаратурой и инструментарием, обеспечение учебно-методическими материалами, медицинской литературой. При необходимости заключается договор с медицинской библиотекой на получение литературы по межбиблиотечному абонементу. В смете расходов закладываются средства на приобретение медицинской литературы непосредственно для базового учреждения здравоохранения.
Главные врачи планируют и проводят в течение года базисный, этапный и заключительный контроль профессиональных знаний и практических навыков врачей-интернов, помогают заведующим отделениями в подборе больных, совершенствовании учебного процесса, обеспечивают соблюдение молодыми специалистами трудовой и производственной дисциплины, участие их в общественной жизни коллектива, выносят на обсуждение больничного совета ход и итоги проведения одногодичной специализации. Ежегодно отчитываются о результатах подготовки врачей-специалистов в интернатуре и принимаемых мерах по повышению ее эффективности в вышестоящие органы здравоохранения по подчиненности.
В базовом учреждении здравоохранения составляется план проведения семинаров, зачетов и собеседований. В обязательном порядке проводятся ежеквартальные отчеты врачей-интернов о выполнении программы интернатуры.
По основным разделам типового учебного плана и программы врачи-интерны сдают зачет и участвуют в собеседованиях, в ходе которых дается оценка степени и глубины теоретической и практической подготовки молодых специалистов, формированию у них клинического мышления. Непосредственные руководители врачей-интернов - заведующие отделениями привлекают врачей-интернов к тематическим обходам с последующим разбором отдельных больных, в отношении которых молодые специалисты испытывают трудности в проведении диагностики и лечения.
В соответствии с рекомендациями преподавателей профильных кафедр медицинского института и главных специалистов органов здравоохранения врачи-интерны на основе особенностей и характера своей деятельности в отделении составляют рефераты, используя для их подготовки специальную медицинскую литературу, периодические журналы, монографии, сборники статей, а также клинические и архивные материалы базы интернатуры.
Наиболее редко встречающиеся в практике работы врачей-интернов формы заболеваний выносятся в течение года на обсуждение научно-практических конференций, проводимых на базе интернатуры, а к концу года в медицинском институте. Комплекс мероприятий, проводимых в базовом учреждении здравоохранения, должен обеспечить формирование у врачей-интернов на базе общетеоретической и специальной подготовки, а также самостоятельной врачебной деятельности, клинического мышления, т.е. подготовить будущих специалистов к сбору и обработке информации о больном, принятию решения о его лечении, реабилитации и вторичной профилактике заболеваний.
Правильная организация и последовательное проведение заведующими отделениями совместно с главными специалистами и преподавателями профильных кафедр данной работы позволяют повысить эффективность одногодичной специализации. Руководители врачей-интернов по итогам предыдущего учебного года, с учетом решений коллегии отдела здравоохранения и больничного совета, разрабатывают планы работы на учебный год.
В соответствии с требованиями программы подготовки врачей-интернов принимают все необходимые меры к оснащению и оборудованию отделения недостающим медицинским имуществом, аппаратурой и инструментарием, инструктивными, методическими материалами (альбомы рентгенограмм, электрокардиограмм, результаты объективных инструментальных и лабораторных методов обследований больных, таблицы, схемы оценки физического и нервно-психического развития, вскармливания детей, физического воспитания, закаливания и др., копии историй болезни больных с редко встречающимися заболеваниями, а также учебные папки с официальными материалами, включающими Положение о заведующем отделения, об ординатуре стационара, старшей медицинской сестре отделения, Положения о правилах приема и выписки больных, поликлинической работе, методические письма об оказании специализированной медицинской помощи, методические указания по программе подготовки интернов, формы бланков учетно-отчетной документации и другие материалы). Оборудуют методический уголок с указанными материалами и стенд врача-интерна
(приложение 2). Заведующие отделениями базовых учреждений здравоохранения обеспечивают выполнение врачами-интернами в соответствии с типовым учебным планом и программой непосредственных врачебных обязанностей, освоение методов диагностики, приобретения практических навыков, умений и профессиональных знаний. Согласовывают порядок прохождения интернатуры и совместно с главными специалистами органов здравоохранения, профильными кафедрами медицинского института (факультета) составляют индивидуальные планы подготовки.
В соответствии с требованиями нормативных и методических документов по интернатуре проводят систематическую и плановую работу по практической, теоретической и профессиональной подготовке интернов (плановые и тематические клинические разборы больных, собеседования, семинары, подготовка выступлений на научно-практических, клинических конференциях, знакомит с работой врачебных комиссий: ВКК, ВТЭК, и т.д., привлекает молодых специалистов к составлению учетно-отчетной документации, планов проведения анализа врачебной деятельности и лечебно-профилактической работы отделения).
Привлекают врачей-интернов к научно-практической работе по материалам базового учреждения здравоохранения. Оказывает помощь в выполнении молодыми специалистами запланированной работы, заслушивает ход ее подготовки на конференциях и представляет на рассмотрение профильной кафедры института (факультета).
Проводят с врачами-интернами индивидуальную воспитательную работу, прививают им любовь к избранной профессии, уважение к товарищам, высокие моральные качества, чувство долга и патриотизма, соблюдение принципов медицинской этики, деонтологии и другие качества. Непосредственно отвечают перед администрацией базового учреждения здравоохранения за качество практической подготовки врачей-интернов, участвуют в приеме зачетов, и экзаменов, вносят предложения по совершенствованию одногодичной специализации выпускников медицинских институтов (факультетов) и отчитываются о проведенной работе.
Систематически повышают свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство, идейно-теоретический уровень. Пользуются правом первоочередного направления на циклы повышения квалификации в институты (факультеты) усовершенствования врачей.
Заведующие отделениями базовых учреждений здравоохранения, осуществляющие непосредственное руководство врачами-интернами, получают дополнительную оплату в соответствии с
приказом МЗ СССР N 669 от 16.08.72 г. в порядке и размерах, установленных
Положением о производственной практике студентов высших учебных заведений, утвержденным приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
Совмещение обязанностей заведующего отделением с руководством подготовкой большой группы интернов (8 чел. и более) отрицательно сказывается на качестве подготовки молодых врачей. Нецелесообразно также направлять на базы 1 - 2 интернов, так как проведение с ними предусмотренной программой теоретической подготовки малоэффективно, а методическое руководство со стороны профильной кафедры сопряжено с большими трудностями в связи с их многочисленностью.
Очередной отпуск заведующим отделениями - руководителям врачей-интернов следует предоставлять в период, когда в отделении отсутствуют врачи-интерны. При длительном отсутствии заведующего отделением по ряду объективных причин, врачи-интерны переводятся на учебу в другие отделения, утвержденные в качестве базы подготовки специалистов.
Безусловное выполнение мероприятий по повышению эффективности подготовки врачей-интернов в базовых учреждениях здравоохранения позволит обеспечить улучшение качества одногодичной специализации выпускников медицинских институтов в интернатуре.
Начальник
Центрального методического
кабинета по специализации
и усовершенствованию врачей
и провизоров
С.В.ФИЛЮНИН
Принципиальная структура
(содержит перечень вопросов,
по которым планируются
конкретные мероприятия)
"УТВЕРЖДАЮ"
Главный врач ______________
___________________________
(наименование лечебного
учреждения)
"__" ______________ 19__ г.
работы непосредственного руководителя врачей-интернов
__________________________ зав. _____________________
(специальность)
(наименование отдела)
отделением ________________________ на период с 1 августа
(Ф.И.О.)
19__ г. по 30 июня 19__ г.
Мероприятия | Срок исполнения | Исполнитель | Отметка о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационные мероприятия | | | |
Планируется: ознакомление с достижениями, особенностями и традициями лечебного учреждения; правами и обязанностями врачей-интернов; ознакомление с программой и особенностями подготовки в интернатуре; оказание помощи интернам в решении бытовых вопросов в период начала интернатуры; контроль за своевременностью принятия интернов на профсоюзный, комсомольский учет; проведение других организационных мероприятий, вытекающих из особенностей работы данного лечебного учреждения | | | |
II. Мероприятия по выполнению программы подготовки | | | |
Разработка индивидуальных планов для врачей-интернов, календарного плана-графика работы интернов по функциональным отделениям. Конкретные сроки проведения обходов и тематических разборов больных с интернами. Тематика и сроки проведения семинарских занятий с интернами. Участие интернов в работе врачебных конференций данного лечебного учреждения (темы докладов или содокладов). Тематика и исполнители научно-практических работ, планирование проверки их выполнения. Проверка ведения интернами истории болезни, другой медицинской документации, дневников интернов и их рефератов. Проверка работы врачей-интернов в специализированных отделениях, лечебно-диагностических кабинетах. Формы учебно-исследовательской работы (участие в профосмотрах, анализ заболеваемости на участке, участие в составлении годового отчета, подготовка наглядных пособий: схем, таблиц, альбомов, рентгенограмм, электрокардиограмм и др. материалов. Личная подготовка руководителя интерна по совершенствованию своих профессиональных знаний и навыков в методике обучения врачей-интернов. Другие мероприятия, направленные на совершенствование подготовки, выполнение программы и вытекающие из особенностей работы лечебного учреждения, отделения и специальности интернов | | | |
III. Общественно-политические мероприятия | | | |
Привлечение интернов к санитарно-просветительной и пропагандистской работе (выступление на медицинские и общественно-политические темы). Участие интернов в общественной работе (мероприятия и исполнители). Участие интернов в других формах общественно-политической работы | | | |
Руководитель врачей-интернов ___________________
(подпись)
ДОКУМЕНТОВ РУКОВОДИТЕЛЯ ИНТЕРНОВ
1. Директивные документы и методические указания по здравоохранению (касающиеся врачей-интернов).
2. Типовой учебный план и программа подготовки по специальности.
3. Методические материалы к программе подготовки интернов.
4. Учебные материалы по специальности.
5. План работы руководителя интернов на учебный год.
6. Именной список врачей-интернов (Ф.И.О., год рождения, какой институт окончил, семейное положение, адрес места жительства).
7. План-график работы врачей-интернов в лечебно-диагностических отделениях и учреждениях согласно требованиям программы, утвержденный главным врачом.
8. Календарный план проведения семинарских занятий и тематических разборов больных.
9. Тетрадь учета проведения семинарских занятий (с персональными оценками по каждому занятию).
10. Дневник работы врача-интерна (образец).
11. Тетрадь замечаний и предложений проверяющих интернатуру.
СТЕНД ВРАЧА-ИНТЕРНА
(вывешивается в ординаторской)
На стенде находятся следующие документы:
1. Список врачей-интернов с их домашними адресами.
2. План-график работы врачей-интернов в лечебно-диагностических отделениях и учреждениях.
3. График дежурств врачей-интернов (по больнице и по отделению).
4. Календарный план семинарских занятий и тематических разборов больных.
5. План проведения клинических, клинико-анатомическнх и научно-практических конференций.
6. План проведения санитарно-просветительной работы среди больных и населения.
7. График занятий в сети политического просвещения.