Главная // Актуальные документы // Методические рекомендации
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Гигиеническое обучение и воспитание населения на фельдшерско-акушерских пунктах (Методические рекомендации работникам фельдшерско-акушерских пунктов)"
(утв. Минздравом РСФСР)

"Гигиеническое обучение и воспитание населения на фельдшерско-акушерских пунктах (Методические рекомендации работникам фельдшерско-акушерских пунктов)"
(утв. Минздравом РСФСР)


Содержание


Утверждены
Министерством
здравоохранения РСФСР
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
НА ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИХ ПУНКТАХ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТНИКАМ
ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИХ ПУНКТОВ)
Материал рассмотрен, одобрен Методическим Советом республиканского Дома санитарного просвещения Министерства здравоохранения РСФСР и рекомендован к размножению и рассылке в ДСП в порядке обмена опытом работы.
Разработано главным врачом Чувашского республиканского Дома санитарного просвещения Петровым Н.М., главным врачом республиканской санитарно-эпидемиологической станции Чувашской АССР Георгиевым В.Г. и врачом методистом Чувашского республиканского Дома санитарного просвещения Садковой Л.А.
1. ВВЕДЕНИЕ
Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев назвал воспитание общественного сознания всех граждан одной из важнейших составных частей процесса коммунистического общества. По его словам, "самая суть коммунизма определяется тем, что граждане обладают высокой степенью сознательности и чувством ответственности перед обществом" <1>.
--------------------------------
<1> Л.И. Брежнев. О 50-летии СССР. М., Политиздат, 1972. С. 56.
Высокая степень сознательности и чувство ответственности должны проявляться и по отношению к здоровью людей - важнейшему достоянию социалистического общества. Именно поэтому "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении" возводят в ранг закона требование "Граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества".
Воспитание ответственного отношения к здоровью, санитарно-гигиеническим нормам и правилам здорового образа жизни - важнейшая функция средних медицинских работников села, осуществляемая путем целенаправленной гигиенической подготовки населения. Вооружая каждого члена общества и целые коллективы гигиеническими знаниями, санитарное просвещение тем самым участвует в формировании общественного сознания, навыков и привычек, направленных на сохранение и постоянное укрепление здоровья отдельных лиц и всего общества.
Социалистический строй создал невиданные ранее в истории условия для формирования гигиенического поведения населения. Одним из таких условий является быстрый подъем жизненного уровня советских людей. Но обычаи и навыки, имеющие отношение к здоровью человека, складывались веками, и некоторые из них нельзя отнести к благоприятным. Так, например, часть населения все еще злоупотребляет алкоголем, курит, недостаточно соблюдает правила личной, общественной и производственной гигиены. Последнее проявляется прежде всего в отсутствии привычки мыть руки после посещения туалета, перед едой, после загрязнения; в несоблюдении режима питания, труда, отдыха. Все это может быть причиной возникновения острых кишечных инфекционных заболеваний, производственного травматизма, детской смертности и т.д.
В настоящее время в области гигиенического обучения и воспитания населения стоит задача - добиться того, чтобы различные группы населения имели возможность полностью отрешиться от стародавних представлений об охране своего здоровья и других членов общества, приобрели новые научно-обоснованные знания по охране здоровья, навыки личной гигиены и уменье использовать для этого материальные блага социалистического общества.
В работе большое место отводится фельдшерско-акушерским пунктам, которые под руководством районных санитарно-эпидемиологических станций, главных специалистов центральных районных больниц (педиатров, акушеров-гинекологов, терапевтов, хирургов и др.) должны осуществлять ряд санитарно-просветительных и воспитательных мероприятий. Сюда относятся: обучение молодежи по вопросам пола и гигиены брака; обучение женщин охране своего здоровья и здоровья детей; привитие детям необходимых гигиенических навыков и привычек; гигиеническое обучение и воспитание детей в дошкольных детских учреждениях, учащихся в общеобразовательных школах; курсовая гигиеническая подготовка декретированных групп населения (продавцов, работников столовых, молочно-товарных ферм и др.); гигиеническая подготовка механизаторов и животноводов в системе производственного обучения; организация и обеспечение нормальной работы профилированных университетов и школ здоровья; проведение бесед по актуальным вопросам советского здравоохранения, медицины, гигиены, при осложнении эпидобстановки - по профилактике тех или иных острых инфекционных заболеваний; распространение среди населения санитарно-просветительной литературы, выпуск санитарных бюллетеней, подготовка санитарного актива.
В гигиеническом обучении и воспитании населения большая роль принадлежит общественным организациям и трудовым коллективам. В связи с этим медицинские работники фельдшерских пунктов при проведении работ по повышению санитарной культуры населения должны держать тесную связь с депутатами сельских Советов, членами уличных комитетов, женсоветов, учителями, работниками клубов, профсоюзным и комсомольским активом, членами Общества Красного Креста, а также со специалистами колхозов, совхозов, предприятий. Необходимо добиваться включения в обязательства и условия соцсоревнования коллективов вопросов, касающихся улучшения санитарного состояния объектов и повышения санитарной культуры работников.
2. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЛОДОЖЕНОВ,
БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И МАТЕРЕЙ
Санитарно-просветительная работа должна начинаться среди молодых людей, собирающихся вступить в брак, или среди молодоженов. Основной целью ее является разъяснение молодым людям необходимости взаимной заботы о здоровье друг друга. Особое внимание при этом должно быть уделено вопросам предупреждения беременности, профилактики гинекологических и венерических заболеваний, разъяснению вреда и опасности пьянства, в частности пагубного влияния его на потомство, а также атеистической пропаганде.
Такая работа может проводиться в форме консультативных бесед до брака или при плановых патронажах молодоженов, во время которых фельдшер или акушерка в тактичной форме, не вызывая естественной стыдливости слушателей освещают необходимые вопросы. Это должен быть разговор о любви, взаимоотношениях супругов, о культуре поведения и, конечно, о гигиене брака и половой жизни. Будущим или молодым супругам следует рекомендовать для чтения журналы "Здоровье", "Семья и школа", специальные брошюры по гигиене брака. Кроме того, при патронаже вручать им изданные Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения памятки: "Будущим молодоженам", "О самом сокровенном", "А говорить надо...", а также другие подобные памятки, выпускаемые республиканскими, областными, городскими и межрайонными Домами санитарного просвещения. Понятно, что для проведения такого рода мероприятий медработникам необходимо предварительно изучить соответствующую методическую литературу, а также получить нужный инструктаж на семинарских занятиях, проводимых специалистами центральной больницы.
Мероприятия, проводимые среди вступающих в брак и молодоженов, нужно считать лишь началом той большой санитарно-просветительной работы по охране здоровья женщин и детей, которая должна проводиться на фельдшерско-акушерских пунктах.
Медицинские работники в дальнейшем призваны вооружать женщин необходимыми гигиеническими знаниями и навыками, учить их всем элементам воспитания здорового ребенка. Важным в этом деле является повышение сознательности и активности женщин в выполнении медицинских, гигиенических советов, рекомендаций, имеющих огромное значение для дальнейшего снижения акушерской патологии, недонашивания, мертворождения, детской заболеваемости и смертности, а также профилактики гинекологических заболеваний.
Опыт убеждает, что решать эту большую задачу можно только путем систематического медико-гигиенического обучения каждой женщины и ее семьи. Наиболее эффективным в этой работе является поэтапное обучение женщин в школах для беременных и матерей по определенному кругу вопросов, знание которые необходимо для сохранения и укрепления здоровья женщины и ребенка в данной период жизни. Занятия среди беременных женщин рекомендуется проводить по следующей тематике:
Анатомо-физиологические особенности женского организма и гигиена женщины в первой половине беременности
- 2 часа
(из них 1 час - практика)
Гигиена женщин во второй половине беременности
- 2 часа
(из них 1 час - практика)
Гигиена женщин в последние два месяца беременности. Общие сведения о родах (психопрофилактическая подготовка к родам)
- 2 часа
(из них 1 час - практика)
Первое занятие проводится при взятии беременных на учет (для этого все беременные должны быть взяты на учет в самые ранние сроки), второе - соответственно во вторую половину беременности, а третье - во время дородового отпуска.
На занятиях женщина должна усвоить, что беременность представляет собой качественно новое состояние организма, требующее максимальной работы всех органов и систем; что жизнь ребенка начинается не с рождения, а с первых дней беременности, что во время беременности необходимо регулярно посещать медицинское учреждение, чтобы своевременно предотвратить возможные осложнения и при необходимости принять срочные лечебные меры; что во избежание различных осложнений беременности женщине необходимо соблюдать определенные правила гигиены (режим труда и отдыха, правильно питаться, одеваться, не употреблять алкогольные напитки, не курить). Женщина должна знать, как приготовить грудь к кормлению, как организовать дома для новорожденного благоприятную, санитарно-гигиеническую обстановку, как приготовить для него все необходимое.
Занятия с беременными женщинами должны проводиться с демонстрацией всего, что имеет отношение к освещаемой теме. Для повышения качества пропаганды весьма ценно изготовить по каждой теме альбомы с иллюстрациями и соответствующими теме гигиеническими советами. Совершенно ясно, что проводить групповые занятия с беременными женщинами в условиях села не всегда представляется возможным, ввиду отсутствия одновременно необходимого для создания группы количества беременных. Поэтому занятия в основном будут индивидуальные. Но тематика их, методика проведения и количество затраченного времени должны соответствовать учебному плану.
Большую санитарно-просветительную работу фельдшера и акушерки обязаны вести среди будущих отцов, особенно в случаях каких-либо осложнений или сопутствующих заболеваний у беременной женщины.
Начинать беседы с мужьями беременных следует при сравнительно ранних сроках беременности. Это даст возможность своевременно проводить в семье гигиенические мероприятия, необходимые для беременной. К такой беседе с мужчинами всегда надо тщательно подготовиться, детально продумать план беседы. Большая часть времени в беседе должна быть уделена вопросам гигиены беременности и ее значения для матери и ребенка. Не только сама беременная, но и ее муж должен знать, что развитие плода в основном зависит от состояния организма женщины, от условий ее жизни, от особенностей питания, от соблюдения женщиной гигиенических правил. Особенно выделить те разделы гигиены, в выполнении которых немаловажная роль принадлежит отцу ребенка и другим членам семьи. В заключение беседы рекомендуется вручить слушателям памятку "Будущему отцу". Встречи с будущими отцами желательно повторять и во второй половине беременности их жен.
Следующая ступень гигиенического обучения женщин - стационар родильного дома, где они должны пройти два занятия. Первое - о гигиене послеродового периода, тема второго - уход за новорожденным и его вскармливание.
После выписки из родильного дома гигиеническое обучение женщин вновь продолжается. И на данном этапе существенная роль в повышении их гигиенических знаний принадлежит школам матерей, где путем специальных занятий нужно обучать их уходу за ребенком, его вскармливанию, профилактике детских инфекционных и других заболеваний. Занятия могут посещать не только матери, но и ухаживающие за ребенком лица (бабушки, тетки и др.). Расписание следует составлять на 1,5 - 2 месяца, более продолжительный срок не целесообразен. Для занятий предлагается следующая тематика:
Уход за грудным ребенком
- 1 час
Вскармливание детей до 1 года. Режим питания кормящей матери
- 1 час
Закаливание маленького ребенка. Профилактика острых респираторных заболеваний и воспаления легких у детей
- 1 час
Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей раннего возраста (рахита, диспепсии и др.)
- 1 час
Острые детские инфекции. Глистные заболевания и их профилактика
- 1 час
Уход за больным ребенком в семье
- 1 час
В зависимости от местных условий этот учебный план можно уменьшить или дополнить новыми темами.
При доведении занятий половину времени следует отвести теоретической части, а остальное время - практическому показу отдельных процедур и манипуляций. Особенно это касается 1, 2, 3, и 6 тем. При этом следует также использовать наглядные материалы и натуральные предметы (предметы гигиенического ухода, одежду, игрушки, посуду, рекомендуемые питательные смеси и т.д.), экспонируемые в уголке здорового ребенка. Последние должны быть оформлены на всех фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктах.
В процессе подготовки к занятиям в школе матерей фельдшеру, акушерке, медсестре необходимо использовать методическую, научно-популярную литературу по охране материнства и детства, выпускаемую Центральным научно-исследовательским институтом сан. просвещения, республиканскими, областными Домами санитарного просвещения, издательствами. Чувашским Домом санитарного просвещения, например, издана на родном языке брошюра, состоящая из 15 лекций, под названием "Что должна знать каждая мать". Эти брошюры желательно рекомендовать женщинам и для самостоятельного чтения.
Часть времени на последнем занятии нужно посвятить собеседованию со слушателями с тем, чтобы выяснить, хорошо ли они усвоили все необходимые сведения. Вопросы при том задаются в той же последовательности, как освещались на занятиях, чтобы матери при ответах могли повторить пройденный материал.
Нужно стремиться к тому, чтобы каждая мать (особенно молодая) или ухаживающие за ребенком лица прошли обучение в такой школе.
Очная форма обучения, безусловно, является наилучшим методом гигиенической подготовки женщин. Но в некоторых случаях, учитывая уровень общей культуры матери, используют заочный метод, когда женщина самостоятельно прорабатывает лекции из врученной ей книги, а затем фельдшер проверяет, насколько усвоен материал.
Пропаганда гигиенических знаний среди родителей должна осуществляться и при так называемых тематических патронажах детей первого года жизни. Такая пропаганда призвана обеспечить родителей медико-гигиеническими знаниями и навыками, необходимыми при уходе и воспитании ребенка на отдельных этапах его физического и психического развития. Сроки посещения и рекомендуемые темы бесед приведены в таблице 1.
Таблица 1
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ПРИ ТЕМАТИЧЕСКОМ ПАТРОНАЖЕ ДЕТЕЙ
(по П.А. РЫБАКОВОЙ, А.Г. ЯКУБОВИЧ, И.Ф. ТАБАКОВОЙ)
Посещение
Возраст
Тема беседы
Первое
1 - 2 день после выписки из роддома
Уход за новорожденным, особенности новорожденного
Второе
15 дней
О питании ребенка на 1 году жизни
Третье
25 дней
О профилактике рахита
Четвертое
40 дней
О вреде крещения
Пятое
2 месяца
Нервно-психическое развитие ребенка
Шестое
3 месяца
О профилактике простудных заболеваний, закаливание
Седьмое
4 месяца
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний
Восьмое
5 месяцев
О профилактических прививках
Девятое
6 месяцев
Уход за больным ребенком, профилактика гриппа
Десятое
7 месяцев
О развитии речи и двигательных умений
Одиннадцатое
8 месяцев
О воспитании ребенка
Двенадцатое
9 месяцев
Профилактика бытового травматизма
Тринадцатое
10 месяцев
О профилактике глистных заболеваний
Четырнадцатое
11 месяцев
Организация питания на втором году жизни и отнятие ребенка от груди
Пятнадцатое
12 месяцев
Воспитание ребенка на втором году жизни
Из таблицы видно, что каждое патронажное посещение должно дать родителям новые знания, в то же время, оно должно явиться проверкой выполнения данных ранее рекомендаций. Помимо сказанного, в данной работе мы рекомендуем использовать методическую литературу, издаваемую на местах, которая должна учитывать традиционные и национальные особенности населения республик и областей. В Чувашской АССР по этой теме издано пособие "Методика и содержание патронажных посещений ребенка первого года жизни".
Кроме тематических бесед, каждый раз при патронаже должны производиться целевые беседы, тема которых зависит уже не от возраста, а от сезона, эпидобстановки. Например, в зимне-весеннее время года - беседы о профилактике простудных заболеваний и пневмонии, а в летне-осеннее время - о профилактике желудочно-кишечных заболеваний.
По вопросам охраны здоровья женщин и детей можно рекомендовать громкие читки брошюр, листовок на молочно-товарных фермах, полевых станах, во время сельскохозяйственных работ; оформление санбюллетеней, составление заметок в колхозную газету; организацию специальных конференций колхозниц; выступлений на собраниях колхозников и на сессиях сельсовета.
Следует отметить, что на участках обслуживания фельдшерско-акушерских пунктов Чувашской АССР, где наряду с лечебной работой поставлено хорошо гигиеническое обучение женщины, наблюдается постоянное снижение детской смертности.
3. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
В ДОШКОЛЬНЫХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В систему санитарно-просветительной работы в дошкольных детских учреждениях входят гигиеническое обучение родителей, гигиеническое воспитание детей и подготовка персонала.
Гигиеническое обучение родителей должно проводиться во всех детских дошкольных учреждениях, будь то постоянные или сезонные детские ясли, ясли-сады. Очень важно, чтобы между дошкольными учреждениями и семьей соблюдалось единство и преемственность во всех вопросах гигиенического, физического и полового воспитания детей, а также в вопросах профилактики инфекционных заболеваний и травматизма.
Первые сведения, необходимые родителям для совместного с дошкольными учреждениями воспитания детей, родители должны получить на первом санитарно-просветительном инструктаже при поступлении детей в дошкольное учреждение. Он ставит своей целью ознакомить родителей с основными гигиеническими моментами ухода за ребенком дома, его питания и теми правилами, которые должны выполнять родители для ограждения ребенка от инфекций, а также для предупреждения заноса инфекций в дошкольное учреждение.
В дальнейшем все необходимые в соответствии с возрастом ребенка гигиенические и медицинские сведения родители должны получать на занятиях в школе матерей или в родительском лектории, в материалах родительского уголка, организуемых администрацией дошкольного учреждения совместно с медицинскими работниками. Занятия в родительском лектории проводятся только очно. В учебный план его необходимо включить следующие темы:
Гигиена детей дошкольного возраста
- 1 час
Воспитание детей дошкольного возраста
- 1 час
Физическое воспитание детей
- 1 час
Рациональное питание детей
- 1 час
Профилактика острых детских инфекционных заболеваний
- 1 час
Алкоголь и дети
- 1 час
Подготовка ребенка к школе (занятия с родителями, имеющими детей, которые в данном году должны пойти в школу)
- 1 час
Для оформления родительского уголка следует использовать санитарные бюллетени, фотовыставки, плакаты, витрины с рекомендуемой литературой, выставки натуральных предметов (одежда, продукты питания, предметы ухода). Все это должно быть собрано в одном определенном месте. Помещать материалы в родительском уголке надо по темам, выделяя наиболее актуальные на данный отрезок времени для каждой группы детей. При этом обязательно следует учитывать сезонный фактор, эпидобстановку, данных о состоянии и развитии детей, условия их жизни в семье и др.
Следующим разделом санитарного просвещения в дошкольных детских учреждениях является гигиеническое обучение и воспитание детей - научить их правильно мыть руки и умываться, полоскать и чистить зубы, одеваться и раздеваться, складывать одежду и заботиться о ее чистоте, пользоваться носовым платком, правильно сидеть и вести себя за столом, а также научить их пользоваться закаливающими процедурами, делать ежедневно утреннюю гимнастику. Гигиеническое обучение и воспитание должно тесно увязываться с нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием детей. Эту работу легче проводить при условии, если в самом дошкольном учреждении жизнь детей организована на строго гигиенической основе: созданы нужные санитарные условия, дети воспитываются по соответствующему их возрасту режиму, получают рациональное питание, необходимый гигиенический уход.
Создать определенные санитарно-гигиенические условия, заботиться о правильном воспитании детей, привить им гигиенические навыки и привычки, конечно, обязанность администрации и воспитателей детских дошкольных учреждений, а медицинские работники должны вести за этим повседневный контроль и в необходимых случаях оказывать им соответствующую помощь.
Залогом успеха в гигиеническом обучении и воспитании детей является соответствующая курсовая подготовка персонала, она должна быть организована один раз в два года в каждом дошкольном учреждении для воспитателей, сестер-воспитателей и для нянь.
Для их курсовой подготовки республиканской санитарно-эпидемиологической станцией Чувашской АССР разработана программа, в которую включены темы:
1.
Возрастные особенности детей
- 30 мин.
2.
Гигиенические требования к участку и помещениям детских дошкольных учреждений
- 1 час
3.
Гигиенические требования к оборудованию дошкольных детских учреждений
- 1 час.
4.
Гигиена воздуха
- 30 мин.
5.
Режим дня детей дошкольных учреждений и закаливание детей
- 1 час
6.
Гигиенические требования к пищеблоку и организации питания детей
- 1 час
7.
Санитарное содержание помещений детских дошкольных учреждений
- 1 час
8.
Личная гигиена персонала
- 30 мин.
9.
Профилактика и борьба с инфекционными болезнями
- 1 час
10.
Гигиеническое обучение и воспитание детей
- 1 час
11.
Гигиеническое обучение и воспитание родителей
- 1 час
4. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ
Гигиеническое обучение и воспитание детей должно быть продолжено в общеобразовательных школах. Она призвана закрепить гигиенические навыки, полученные детьми в дошкольных учреждениях, вооружить детей новыми гигиеническими знаниями и навыками и заложить прочные основы высокой санитарной культуры у молодого поколения, что может быть достигнуто путем систематического проведения гигиенического обучения и воспитания учащихся. Эта работа складывается из пяти взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга разделов: классного гигиенического обучения и воспитания, внеклассной и внешкольной санитарно-просветительной работы, санитарного просвещения родителей и гигиенической подготовки педагогов.
Классную гигиеническую подготовку учащихся проводят педагоги в соответствии с учебной программой на уроках.
В начальных классах (1 - 2 классы) основы гигиены преподаются при прохождении русского языка (русские школы), родного языка (национальные школы) и природоведения (2 - 3 - 4 классы). По этим предметам программой предусмотрено прохождение гигиенических тем, а уроки, посвященные этим темам, получили название уроков "практической гигиены". Рекомендуемая тематика уроков первого класса следующая:
Режим дня
Правильная посадка за партой
Личная гигиена, уход за телом
Чистка зубов, уход за зубами
Зима для здоровья
Забота о здоровье детей
Профилактика уличного травматизма
Как укрепить здоровье летом
Во втором классе эти уроки повторяются. На них учащиеся должны получить необходимые знания по режиму дня, правильной посадке за партой, по личной гигиене, закаливанию, правилам охраны зрения, предупреждению травм, профилактике острых кишечных инфекционных заболеваний. Разработки уроков "практической гигиены" содержатся в методических письмах "Гигиеническое обучение и воспитание учащихся первых и вторых классов начальной школы", "Гигиеническое обучение и воспитание учащихся третьих классов начальной школы", составленных ЦНИИ сан. просвещения Министерства здравоохранения СССР. В национальных республиках и областях на основе учебных материалов с нерусским языком обучения аналогичные методические письма могут быть составлены и изданы Домами санитарного просвещения, как это сделано в Чувашской республике.
Выше было сказано, что уроки практической гигиены проводят педагоги. Что касается медицинских работников, то они должны осуществлять контроль за своевременным проведением уроков практической гигиены, оказывать консультативную помощь учителям при подготовке таких уроков. Особенно важна консультация фельдшера в освещении таких вопросов, как закаливание детей, режим дня, профилактика инфекционных заболеваний, требующих специальных медицинских знаний.
В дальнейшем медицинские и гигиенические знания учащиеся получают при прохождении курса ботаники и зоологии, на уроках анатомии и гигиены человека, биологии, физики и химии. Кроме того, гигиеническое обучение и воспитание учащихся проводятся на уроках труда, домоводства, физической культуры.
Вторым разделом гигиенического обучения в школе является внеклассная работа, осуществляемая педагогами, медицинскими работниками школ, фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, активистами Общества Красного Креста и других общественных организаций. Этот раздел санитарного просвещения ставит целью закрепить и углубить знания учащихся по гигиене и санитарии, полученные на уроках, развить у учащихся интерес к вопросам медицины. Для этого в школах следует организовать различные санитарно-просветительные мероприятия: месячники, праздники, утренники и дни здоровья, тематические вечера, медицинские викторины, КВН; проводить плановые беседы или лекции для учащихся старших классов в лекториях здоровья и по школьному радио.
Рекомендуется следующая тематика
в лекториях для старших классов:
Береги здоровье смолоду
Целебная сила
Гигиена юноши и девушки
О вредных привычках
Мода и здоровье
Медицина и религия
О профилактике острых кишечных инфекционных заболеваний
О режиме дня в школьные каникулы
Для трансляции по школьному
радио желательны беседы:
О личной гигиене школьника
О правильном питании
Утренняя гимнастика школьника
О режиме дня школьника
Грипп - опасная болезнь
Берегите глаза от травмы
Как беречь зубы
Три чудесных цвета
Меры предосторожности на воде
О профилактике острых кишечных инфекционных заболеваний
О режиме дня учащихся в период подготовки к экзаменам
В зависимости от проводимых в школе санитарно-гигиенических мероприятий или от возникшей эпидобстановки тематика лекций и бесед может быть изменена и дополнена.
Во внеклассной санитарно-просветительной работе большое значение имеет организация в школах медико-биологических кружков, использование школьной библиотеки для распространения среди учащихся научно-популярной медицинской литературы, организация и регулярное оформление уголков здоровья, создание и обучение санитарного актива.
Как пример, приводим тематику оформления уголка "Доктора Айболита", для младших школьников: "В нашей школе есть закон - вход неряхам запрещен", "Будь ловким и сильным", "Опасные жильцы", "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".
Как было сказано, в привитии гигиенических навыков детям большую помощь учителям должен оказать санитарный актив. Он может быть организован следующим образом. В 1 - 3 классах учитель выделяет (из числа самых аккуратных, дисциплинированных учащихся) по одному санитару на каждый ряд парт. Санитары должны помогать учителю и медицинским работникам в повседневном контроле за личной гигиеной учащихся (за чистотой рук, особенно перед едой, наличием у каждого школьника расчески, носового платка и т.д.), за постоянным соблюдением санитарного порядка в классе.
Начиная с 4-го и по выпускной класс в каждом классе необходимо укомплектовать и обучить по специальной программе санитарные посты. Из числа классных санитарных постов формируется общешкольный санитарный пост, а из школьниц 9-х классов создается санитарная дружина. Санитарные посты и санитарные дружины составляют ядро санитарного актива школы.
В тесном контакте с другими ученическими общественными организациями они помогают администрации и медицинским работникам в проведении в школе санитарно-просветительных, оздоровительных и некоторых профилактических мероприятий.
В гигиеническом обучении и воспитании школьников немаловажную роль играет работа, проводимая с детьми вне школы. Она осуществляется родителями, педагогами, медицинскими работниками фельдшерско-акушерских пунктов и должна научить детей соблюдать режим дня дома, правильно сидеть за столом при приготовлении уроков, правильно вести себя во время игр, а также соблюдать правила безопасности при уходе за домашними животными, при сельскохозяйственных работах, во время туристических походов и т.д.
Одним из условий успешного гигиенического воспитания школьников, как и дошкольных детских учреждениях, является совместная работа школы и семьи, единство требований, предъявляемых к ребенку в школе и дома. С этой целью учителя и медицинские работники должны организовать и проводить гигиеническое обучение родителей, т.е. читать лекции и беседы на гигиенические и медицинские темы. Для выступления перед родителями предлагается следующая тематика: "Личная гигиена школьника", "Гигиена умственного труда школьника", "Предупреждение детской нервности", "Вопросы полового воспитания ребенка в семье", "О пагубном влиянии алкоголя и курения на организм детей", "Выбор профессии и здоровье ребенка" и др. Кроме этого, необходимо проводить беседы и лекции по вопросам профилактики отдельных инфекционных заболеваний, если это вызвано эпидобстановкой или какими-то другими причинами. В настоящее время к ним относятся профилактика острых кишечных инфекционных заболеваний и глистных инвазий.
Помимо массовой санитарно-просветительной работы необходимо заниматься индивидуальной работой с родителями. При этом основное внимание нужно уделить гигиенической подготовке тех родителей, чьи дети идут в первый класс. Доказана необходимость при записи учителями детей в школу вручать родителям специальные памятки, содержащие советы по правильной организации режима дня, рабочего места дома, по приобретению соответствующей одежды, ранца. Очень важно, чтобы и медицинские работники проводили индивидуальную санитарно-просветительную работу с родителями, имеющими школьников с хроническими заболеваниями, нарушениями физического развития и осанки.
Для успешного выполнения перечисленных мероприятий следует организовать и гигиеническую подготовку педагогов: консультации, семинарские занятия и др. Средние медицинские работники эту работу должны проводить с учителями начальных классов, а гигиеническая подготовка учителей старших классов возложена на врачей районных санитарно-эпидемиологических станций, районных и участковых больниц.
Кроме этого, медицинским работникам необходимо добиваться того, чтобы в каждой школе в методкабинете или уголке был раздел, содержащий методические и другие пособия для учителей по гигиеническому обучению учащихся. В национальных школах важно наличие в них методической литературы на родном языке.
Из вышеуказанного видно, что привитие учащимся основ медицинских и гигиенических знаний, навыков должно проводиться в школе, вне школы и в семье, но для этого необходим постоянный деловой контакт педагогов, медицинских работников, родителей и общественности. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся не может быть решено только проведением санитарно-просветительской работы, если не будут в школе и дома созданы условия, способствующие закреплению полученных гигиенических навыков. Немаловажное значение в этом деле имеет также личный пример учителя, медицинского работника, родителей.
5. КУРСОВОЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ
ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ И ТРУЖЕНИКОВ СЕЛА
На селе особое место должно занимать курсовое гигиеническое обучение декретированных групп населения: работников молочно-товарных ферм, работников торговли и предприятий общественного питания.
Несколько подробнее остановимся на вопросах организации курсового обучения доярок. Для проведения занятий с доярками Министерством здравоохранения Чувашской АССР утверждена следующая программа:
Понятие о микробах и их жизнедеятельности
- 1 час
Нормальная микрофлора молока, пороки молока микробиологического и иного происхождения
- 1 час
Заразные заболевания и пищевые отравления, связанные с молоком и их профилактика
- 1 час
Санитарные требования к устройству и содержанию молочно-товарной фермы
- 1 час
Личная гигиена доярки
- 1 час
Санитарные посты и их задачи
- 1 час
При подготовке к занятиям с доярками следует пользоваться пособиями: "Гигиена молочной фермы" (Я.Н. Трахман, Ю.О. Фридман, М., ЦНИИ сан. просвещения, 1971)", "Гигиена труда доярки" (Л.Е. Стругацкая, М., Медицина, 1976). "Что должна знать доярка" (В.П. Можаев, Чувашкнигоиздат, 1973) и другой подобной литературой. К проведению некоторых занятий, например, "Нормальная микрофлора молока, пороки молока микробиологического и иного происхождения" желательно привлечь зооветспециалистов хозяйств.
После выполнения программы обучения необходимо комиссионно проводить проверочные занятия с участием представителей районной санитарно-эпидемиологической станции или участковой больницы, правления колхоза или совхоза (зоотехника, ветерана) и фельдшера, проводившего занятия.
Результаты проверки знаний заносятся в специальный протокол, составляемый в трех экземплярах по установленной форме. Один экземпляр протокола остается на фельдшерском пункте, а два высылаются в районную санитарно-эпидемиологическую станцию.
Об окончании курсового обучения по санитарному минимуму районной санитарно-эпидемиологической станцией делается соответствующая запись в санитарной книжке работника молочно-товарной фермы. Повторное обучение проводится через два года.
Для доярок, вновь поступающих на работу, организуется текстовой санитарно-гигиенический инструктаж. Суть такого инструктажа заключается в следующем. Каждая доярка при поступлении на работу должна получить от фельдшера памятку для самостоятельного ее изучения с последующим проставлением письменных ответов на вопросы, размещенные во второй части текстового материала. Такие памятки могут быть изданы Домами санитарного просвещения, а в необходимых случаях и на родном языке (Н.М. Петров, Фельдшер и акушерка, 1975, N 6, с. 42 - 44).
После составления ответов (на это отводится 8 - 10 дней) каждая доярка, имея при себе памятку, обязана придти на фельдшерский пункт для собеседования с фельдшером по вопросам соблюдения личной гигиены и общих санитарно-гигиенических правил на молочно-товарной ферме. При этом особое внимание следует обратить на те вопросы, на которые она в памятке затруднилась дать правильные и четкие письменные ответы. Таким образом, доярка получает санитарно-гигиенические знания, необходимые с первых же дней пребывания на молочно-товарной ферме.
Примером хорошей работы по гигиенической подготовке работников молочно-товарных ферм может служить Моргаушский район Чувашской республики, где благодаря курсовому обучению доярок достигнуты значительные успехи в повышении санитарной грамотности их и улучшении качества молока. (В.П. Можаев. Фельдшер и акушерка, 1974, N 10, с. 36 - 38).
Что касается других декретированных групп населения (работников торговли, общественного питания), то курсовую гигиеническую подготовку их должны организовывать и проводить специалисты районных санитарно-эпидемиологических станций и санитарные фельдшера участковых больниц.
Целевой гигиенической подготовке подлежат лица, работающие с ядохимикатами. Основной задачей ее является обучение рабочих и колхозников санитарным правилам хранения, транспортировки и применения ядохимикатов; воспитание у них гигиенических навыков, необходимых в процессе работы.
Курсовым гигиеническим обучением по профилактике отравлений ядохимикатами необходимо охватить всех сельскохозяйственных рабочих, имеющих контакт с химическими средствами защиты растений. Несмотря на то, что ответственным за такое обучение в каждом хозяйстве является агроном по защите растений, фельдшер совместно с санитарным фельдшером участковой больницы должен следить за своевременной организацией обучения и участвовать в них, проводя занятия на курсах по своим темам.
Для проведения курсовых занятий имеется утвержденная Министерством здравоохранения СССР специальная программа, посчитанная на 14 часов, в которую входят следующие темы:
Химизация сельского хозяйства и здоровье населения
- 1 час
Гигиенические требования, предъявляемые к ядохимикатам
- 2 часа
Краткие сведения об отдельных группах ядохимикатов
- 1 час
Условия труда и меры предупреждения отравлений ядохимикатами:
а)
отравления, возникающие при неправильном изменении ядохимикатов
- 1 час
б)
правила хранения, отпуска и перевозки ядохимикатов
- 1 час
в)
меры безопасности при работе с ядохимикатами
- 2 часа
г)
средства индивидуальной защиты
- 2 часа
д)
обезвреживание транспортных средств, аппаратуры, тары, помещений и спецодежды
- 1 час
Первая помощь при отравлениях ядохимикатами
- 1 час
Охрана пищевых продуктов, атмосферного воздуха и водных источников от загрязнения ядохимикатами
- 2 часа
Документы об обучении оформляют так же, как при гигиенической подготовке доярок.
Кроме курсовой гигиенической подготовки, перед началом работы с ядохимикатами рабочие или колхозники должны пройти вводный инструктаж. Он преимущественно касается основных токсических свойств именно тех ядохимикатов, которые применяются в данном колхозе или совхозе, а также соблюдения санитарных правил работы с ними и оказания первой само- и взаимопомощи при отравлениях.
Таким образом, санитарно-просветительная работа в области предупреждения отравлений ядохимикатами среди работающих состоит из двух компонентов - курсового гигиенического обучения и санитарно-гигиенического инструктажа на рабочем месте.
Санитарно-просветительную работу по профилактике отравлений ядохимикатами нужно организовать и среди всего сельского населения. Массовую пропаганду следует проводить в общественных местах: клубах, Домах культуры, бригадных помещениях и т.д. При этом необходимо использовать все средства и формы санитарной пропаганды: научно-популярную литературу, лекции и беседы, кинофильмы, санитарные бюллетени, колхозное радио, стенную печать, вечера вопросов и ответов.
В организации указанной выше работы, как при проведении других курсовых мероприятий, большая роль принадлежит санитарному фельдшеру врачебного участка. Он должен получать методические и наглядные пособия в районной санитарно-эпидемиологической станции и распределять их в районе обслуживания участковой больницы между фельдшерско-акушерскими пунктами, привлекать санитарный актив в организационную работу по курсовой гигиенической подготовке работающих с ядохимикатами, а также ежемесячно принимать от фельдшеров информацию о ходе обучения и отчитываться о нем перед районной санитарно-эпидемиологической станцией.
Следует отметить, что в тех местах, где обучение прошли все, лабораторно почти не выявляются остаточные количества ядохимикатов в продуктах питания. Совсем иные результаты там, где гигиеническому обучению и воспитанию фельдшера относятся формально.
На фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах необходимо планировать проведение работы по гигиеническому обучению и воспитанию колхозников и рабочих, занятых и в других сферах производства. Основными ее частями являются: вводный санитарно-гигиенический инструктаж всех вновь поступающих и гигиеническая подготовка их в системе производственного обучения.
Во время вводного санитарного инструктажа фельдшер должен рассказать о санитарно-гигиенической специфике данного участка, учить, как должен работник вести себя при ожогах, отравлениях, микротравмах, как надо оказать себе и товарищу первую медицинскую помощь, уберечь свой организм от переохлаждения и простуды, куда следует обратиться при внезапном заболевании и т.д.
Гигиеническая подготовка в системе производственного обучения проводится на курсах, организуемых в колхозах и совхозах, программой которых предусмотрены темы по охране здоровья и профилактике производственного травматизма. Занятия на них по медицинским и гигиеническим вопросам должны проводить только медицинские работники: врач по гигиене труда и его помощник районной санитарно-эпидемиологической станции, врачи и санитарные фельдшера участковых больниц, а по некоторым темам заведующие фельдшерскими или фельдшерско-акушерскими пунктами. При обучении механизаторов к таким темам относится:
Личная и общественная гигиена
- 1 час
Понятие об инфекционных болезнях и их профилактика
- 1 час
Первая помощь при травмах и несчастных случаях на сельскохозяйственных работах
- 2 часа
(из них 1 час практика)
Таким образом, фельдшера на местах при проведении санитарного просвещения среди населения большое внимание должны уделять курсовой гигиенической подготовке лиц, работающих на производстве.
6. НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ, ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ
ФОРМЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Важным разделом гигиенического обучения и воспитания сельского населения является работа народных университетов и школ здоровья. Их можно организовать при наличии помещения, соответствующего контингента слушателей и возможности обеспечения лекторами из числа врачей, не только при районных и участковых больницах, <...>районе обслуживания фельдшерско-акушерского или фельдшерского пункта.
В настоящее время рекомендуются профилированные школы или университеты здоровья. Укомплектовать их слушателями следует с учетом, профессиональных, возрастных, половых различий и уровня образования.
Практика показала правильность такого подхода, дающего возможность создавать университеты для молодежи, женщин, определенных профессиональных групп и т.д. Приводим примерную тематику занятий из программы университета здоровья для молодежи: "Гигиена юноши" (только для юношей), "Гигиена девушки" (только для девушек), "Питание и здоровье", "Об этом должен знать каждый" (о профилактике вензаболеваний), "Путь к здоровью и красоте" (о физкультуре и спорте), "Когда человек себе враг" (о вреде курения и алкоголя), "Секреты, красоты" (о косметике), "Этика взаимных отношений" и "Вечер вопросов и ответов на медицинские темы".
В профилактике многих инфекционных заболеваний большое значение имеет санитарное состояние колхозного села. Благодаря проведению крупных социально-экономических преобразований из года в год улучшается облик сельских населенных пунктов. Создаются общественные центры, площади, вводятся в эксплуатацию выстроенные по современным требованиям жилые дома и здания культурно-бытового назначения, проводятся большие работы по благоустройству и озеленению.
В успешном разрешении этих задач немалое значение имеет целенаправленная гигиеническая подготовка сельского населения. Медицинские работники села в осуществлении этой работы должны привлекать общественность. Например, в Мариинско-Посадском районе Чувашской АССР медицинскими работниками совместно с депутатами сельских Советов, учителями школ и членами женских Советов были организованы ежеквартальные подворные обходы; их участники посещали каждый дом, выясняли, как жильцы соблюдают правила личной гигиены, правильно ли моют овощи и фрукты перед едой, имеют ли благоустроенную уборную на территории хозяйства, производят ли компостирование фекальных масс перед их использованием в качестве удобрения и т.д. Практические предложения с указанием сроков выполнения вносили в санитарный паспорт индивидуального дома. В каждом доме оставляли памятку для населения о предупреждении заражения аскаридами.
Судя по результатам лабораторных исследований, в почве территорий, прилегающих к индивидуальным домам, значительно уменьшилось содержание яиц аскарид, что является прямым показателем улучшения их санитарного состояния (Н.М. Петров. Здравоохранение Российской Федерации, 1973, 4, с. 15 - 16).
Кроме сказанного, в комплексе мероприятий необходимо предусмотреть проведение лекций и бесед, тематика их такая: "Личная и общественная гигиена - необходимое условие сохранения здоровья", "Санитарно-гигиенические требования к усадьбе и жилищу на селе и организация санитарной очистки", "Водоснабжение на селе", "Санитарное благоустройство - важное условие профилактики острых кишечных инфекций" и др.
В деятельности средних медицинских работников села определенное место должны занимать подготовка и использование в проведении оздоровительных мероприятий санитарного актива: санитарных постов на животноводческих фермах, в столовых, школах; профилированного актива по предупреждению острых кишечных заболеваний, туберкулеза, по охране здоровья детей, по уходу за больными на дому; общественных санитарных инспекторов.
В подготовке актива фельдшерско-акушерскому пункту должны оказывать помощь специалисты районной и участковой больниц, районной санитарно-эпидемиологической станции. Гигиеническое обучение и воспитание активистов должно быть направлено на усиление их деятельности в проведении профилактических и санитарно-оздоровительных мероприятий в населенных пунктах и объектах, расположенных на обслуживаемом участке.
Основными активистами здравоохранения на селе являются общественные санитарные инспектора. Они выделяются с соблюдением принципа добровольности из числа рабочих, служащих, колхозников, активистов уличных, домовых комитетов, пенсионеров первичной организацией Красного Креста по согласованию с местным комитетом профсоюза, либо правлением колхоза. Избираются они на общих собраниях коллективов.
Для их подготовки имеется специальная 12-часовая программа, утвержденная Министерством здравоохранения СССР и Исполкомом СОКК и КП СССР. Первые три темы программы (6 часов) обязательны для общественных санитарных инспекторов всех профилей. В них входят следующие вопросы:
1. Задачи советского здравоохранения и организаций Общества Красного Креста в охране здоровья населения. Роль общественных санитарных инспекторов в осуществлении текущего санитарного надзора за объектами народного хозяйства. Формы и методы работы. Связь с исполкомами местных советов народных депутатов, с общественными организациями. Права и обязанности общественных санитарных инспекторов.
2. Общие оздоровительные и противоэпидемические мероприятия и задачи общественных санитарных инспекторов. Понятие о микробах и вирусах. Источники и пути распространения инфекционных болезней.
3. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний. Формы и методы этой работы. Роль и задачи общественного санитарного инспектора в проведении санитарно-просветительной работы.
После изучения программы в объеме общей части дальнейшая подготовки проводится по отдельным профилям в зависимости от характера предстоящей работы общественного санитарного инспектора, а именно: эпидемиологии, коммунальной гигиене, гигиене труда, гигиене детей и подростков, гигиене питания, гигиене сельскохозяйственного труда. Продолжительность специальной (профильной) подготовки 5 часов. После завершения курса обучения проводится заключительное занятие в виде собеседования со слушателями.
Подготовленные таким образом общественные санитарные инспектора могут оказать большую помощь в осуществлении текущего санитарного надзора на объектах (для этого ряд объектов передаются им под самостоятельный текущий санитарный надзор), в организации смотров санитарного состояния объектов и подворных обходов, в проведении профилактических осмотров, дезинфекции профилактических прививок.
Большую помощь они оказывают фельдшерам в осуществлении мероприятий по гигиеническому обучению населения - в подготовке аудитории и оповещении слушателей о предстоящих лекциях, в распространении брошюр, листовок, памяток; в организации выставок, фотовитрин, уголков здоровья, в выпуске санитарных бюллетеней и стенных газет.
Исключительное значение в гигиеническом обучении и воспитании населения имеет проведение лекций и бесед по актуальным вопросам современной медицины. К таким темам в настоящее время относятся: "Профилактика острых кишечных инфекционных заболеваний", "Предупреждение венерических болезней", "О вреде курения и алкоголя"; "О вреде суеверий и знахарства", "О профилактике сердечно-сосудистых и раковых заболеваний" и др.
Агитационную работу о вреде пьянства и алкоголизма следует особенно усилить перед различными религиозными праздниками, так как в дни этих праздников все еще часть населения злоупотребляет алкоголем. В этих беседах необходимо осветить тяжелые последствия пьянства - это уродство новорожденных, болезни центральной нервной системы и внутренних органов, бытовой и производственный травматизм, заражения венерическими болезнями и хулиганские поступки на почве алкогольного опьянения. Медицинским работникам при проведении противоалкогольной пропаганды следует особенно подчеркнуть о пагубном влиянии на организм человека самогона.
В беседах по научно-атеистической тематике необходимо разоблачать вред различных суеверий и знахарства, приводить конкретные местные примеры последствий знахарского "лечения" и показать достижения советского здравоохранения.
В настоящее время имеется большое число научно-популярных кинофильмов на медицинские темы, их с успехом могут использовать медицинские работники фельдшерско-акушерского пункта в гигиеническом обучении и воспитании населения. Для этого следует организовать в сельских клубах декадники демонстрации кинофильмов по определенной тематике (по борьбе с алкоголизмом и венерическими болезнями, по половому воспитанию молодежи, по благоустройству населенных мест, по профилактике острых кишечных инфекционных заболеваний), демонстрации их перед художественными фильмами и т.д. В том и другом случае перед показом научно-популярной картины на медицинскую тему должна быть проведена вступительная беседа фельдшера.
Одним из самых массовых средств наглядной санитарно-гигиенической пропаганды и агитации является санитарно-просветительный плакат. К сожалению, не всегда медицинские работники фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов эти плакаты используют правильно и по назначению.
Все современные санитарно-просветительные плакаты для более рационального использования могут быть по содержанию разделены на две группы.
К первой группе следует отнести плакаты, адресованные к широким массам и их можно и нужно демонстрировать на улицах сел, в клубах, Дворцах культуры и т.п. Сюда относятся плакаты о достижениях советского здравоохранения, об участии населения в улучшении санитарного состояния сел, посвященные дню медицинского работника, физкультуре и спорту, Такие плакаты нецелесообразно помещать в узкие коридоры фельдшерских пунктов. В последнем случае действенность даже самого лучшего плаката будет сведена до минимума в связи с ограниченным числом людей, которые его увидят.
Ко второй группе следует отнести плакаты с четко определенным адресом. Самим содержанием определяется место их использования. Например, плакаты для детей, посещающих детские сады, для учащихся школ, для пионерских лагерей, для лечебно-профилактических учреждений, для молочно-товарных ферм, для полевых станов и т.д.
Определенная часть плакатов, которые отпускаются Домом санитарного просвещения, предназначены для организации выставок по различным вопросам охраны здоровья населения на фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, поэтому медицинским работникам этих учреждений очень важно знать, как целесообразно их использовать.
Большинство посетителей фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов - это люди, страдающие тем или другим недугом, поэтому мысли заболевшего заняты им. Вряд ли можно рассчитывать, что на фельдшерско-акушерском пункте человек станет рассматривать все плакаты или санитарные бюллетени, зачастую сплошь закрывающие стены этих учреждений. Изучение, проведенное Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения, доказывает обратную зависимость: чем больше различной наглядной агитации в лечебно-профилактическом учреждении, тем в меньшей степени она оказывается замеченной.
Чтобы тот или иной плакат или санитарный бюллетень обратил на себя внимание большого числа людей, он должен быть ярким пятном на светлой стене, и иметь как можно меньше "конкурентов" - плакатов и санитарных бюллетеней на другие темы, различных объявлений. Вывешенный плакат или санитарный бюллетень должен помочь предупредить то заболевание, которое распространяется чаще всего в данном сезоне года. Так, например, предпочтительнее использовать в зимнее время санитарно-просветительный плакат о профилактике простудных заболеваний; а в летнее время - призывающий о мытье свежих овощей перед едой, т.е. о предупреждении заболеваний острыми кишечными инфекциями.
При отсутствии или недостатке готовых наглядных пособий можно организовать выставку, используя санитарные бюллетени, таблицы и фотоснимки, изготовленные медицинскими работниками и активистами фельдшерско-акушерского пункта. При этом следует пользоваться и предметами ухода за больными, образцами дезинфицирующих средств, препаратами, применяемыми для проведения профилактических прививок против инфекционных заболеваний и т.д.
В гигиеническом обучении и воспитании населения фельдшера широко могут использовать колхозный радиоузел. По колхозному радио желательно проводить не только отдельные беседы, но и циклы бесед по актуальным вопросам медицины и гигиены. Например, по охране здоровья детей по приведенной ниже тематике:
Чтобы ребенок родился здоровым
Уход и вскармливание новорожденного ребенка
Пневмония у маленького ребенка
Рахит и его профилактика
Советы по закаливанию детей до 1 года
Как правильно кормить детей до 1 года
Как уберечь детей от острых кишечных инфекционных заболеваний
Воспитание детей до 1 года
Наконец, средние медицинские работники в случаях появления какой-то инфекционной болезни в населенных пунктах или при наличии угрозы ее распространения, обязаны организовать и проводить массовую санитарно-просветительную работу (беседы, распространение лозунгов, памяток, выпуск санитарных бюллетеней, участие в стенной газете и т.д.) по профилактике этой инфекционной болезни. Разъяснительная работа должна проводиться и в очаге острой инфекции при осуществлении первичных противоэпидемических мероприятий, а также в очагах хронических инфекционных заболеваний и микроочагах аскаридоза.
Для лучшей организации гигиенического обучения и воспитания населения медицинские работники фельдшерско-акушерского пункта должны иметь методическую литературу, которую удобно хранить по разделам в специальных папках.
Организовывая гигиеническое обучение и воспитание населения на своем участке обслуживания, персонал фельдшерско-акушерского пункта должен обеспечить образцовое санитарное состояние своего учреждения, создать в нем необходимый уют. Размещение оборудования, мебели и оформление помещений следует производить в соответствии с требованиями эстетики. Территория пункта должна быть благоустроена, озеленена и иметь все необходимые санитарные установки.
Всякая целенаправленная работа начинается с составления плана и учета проводимой работы. Для записи санитарно-просветительной работы на каждого медицинского работника фельдшерско-акушерского пункта должна быть заведена тетрадь индивидуального учета.
План работы сельского фельдшерско-акушерского пункта должен быть утвержден председателем исполкома сельского Совета и согласован с главным врачом участковой больницы.
В него должны войти перечисленные выше мероприятия с указанием конкретных сроков выполнения и ответственных за их проведение. При его составлении необходимо учесть местные (национальные) особенности административной территории. План является документом, выполнение которого контролируется районной (участковой) больницей и районной санэпидстанцией. О выполнении плана заведующий фельдшерско-акушерским пунктом в конце года представляет отчет в районную санэпидстанцию.
Таким образом, в деятельности фельдшера и других средних медицинских работников села гигиеническое обучение и воспитание населения занимает значительное место, его необходимо проводить систематически, конкретно, целенаправленно, дифференцированно, используя при этом все формы и методы санитарного просвещения, а также большую воспитательную силу трудовых и др. коллективов и широкой общественности. Такая санитарно-просветительная работа может создать у населения определенные санитарно-гигиенические навыки и привычки, необходимые для охраны и укрепления здоровья каждого и здоровья всего общества.
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДЕНО:
ГЛАВВРАЧ
УЧАСТКОВОЙ БОЛЬНИЦЫ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
СЕЛЬСКОГО СОВЕТА
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКОГО ПУНКТА
ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ
Мероприятия
Срок исполнения
Исполнители
1.
Участвовать на всех семинарских занятиях по санитарному просвещению, проводимых на базе участковой и районной больниц
В течение года
Медработники пункта
2.
Принять участие в районном смотре, конкурсе санитарных бюллетеней
В период смотра
Зав. пунктом
3.
Оформить лекторские папки для санпросветлитературы по детству, профилактике инфекционных заболеваний, травматизму, курсовой гигиенической подготовке декретированных групп населения, тружеников села и т.д.
I квартал
Зав. пунктом,
акушерка
4.
Представлять отчет о гигиеническом обучении населения в районную санитарно-эпидемиологическую станцию
Ежемесячно
Зав. пунктом
5.
Проводить плановый патронаж молодоженов
Постоянно
Акушерка
6.
Обеспечить 100% охват беременных и матерей обучением в системе школ матерей
В течение года
Акушерка
7.
Организовать и проводить специальные занятия с будущими отцами по вопросам охраны здоровья женщин и детей
В течение года
Акушерка
8.
Проводить соответствующую санитарно-просветительную работу с родителями и ухаживающими за детьми лицами при патронаже детей первого года жизни
В течение года
Зав. пунктом,
акушерка,
медсестра
9.
Оформить на фельдшерском пункте уголок здорового ребенка
I квартал
Акушерка
10.
Обеспечить проведение соответствующей санитарно-просветительной работы в постоянных и сезонных детских учреждениях
а)
провести гигиеническую подготовку персонала;
I квартал
Зав. пунктом и медработники детского учреждения
б)
организовать санитарно-гигиенический инструктаж родителей при первичном приеме детей;
III квартал и по мере надобности
Зав. детским учреждением, зав. пунктом и медработники детского учреждения
в)
оформить уголок здоровья;
II квартал
Зав. детским учреждением и медработники детского учреждения
г)
проводить беседы с родителями о профилактике кишечных инфекций;
Апрель - май
Зав. пунктом и медработники детского учреждения
11.
Осуществить мероприятия по гигиенической подготовке школьников:
а)
организовать в методкабинетах общеобразовательных школ методические уголки в помощь учителям по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся;
II квартал
Директор школы
б)
консультировать учителей начальных классов при подготовке к урокам практической гигиены;
В течение года
Зав. пунктом
в)
создать в школе санитарный актив (сан. тройки, сан. посты и др.);
Сентябрь - октябрь
Директор школы, зав. пунктом первичной организации Красного Креста
г)
организовать проведение лекций и бесед на медико-гигиенические темы для учащихся, а также показ санитарно-просветительных кинофильмов;
Весь период
Зав. пунктом
д)
выступать на родительских собраниях с беседами на гигиенические темы;
Один раз в квартал
Медработники пункта
е)
распространять среди родителей памятки, листовки, научно-популярную литературу по вопросам охраны здоровья детей;
Весь период
Медработники пункта
12.
Провести курсовую гигиеническую подготовку доярок на фермах
Январь
Зав. пунктом
13.
Проводить вводный текстовой санитарно-гигиенический инструктаж для вновь поступающих на работу
В течение года
Зав. пунктом
14.
Провести курсовое обучение лиц, работающих с ядохимикатами
февраль
Зав. пунктом совместно с агрономами хозяйств
15.
Провести занятия на медицинские темы с механизаторами, обучающимися на курсах повышения квалификации в хозяйствах
Январь - февраль
Зав. пунктом
16.
Во Дворце культуры совхоза "Октябрьский" организовать школу здоровья для молодежи
Сентябрь
Директор,
зав. пунктом
17.
В клубе колхоза им. Кирова организовать цикл лекций для молодежи
В течение года
Зав. клубом,
зав. пунктом
18.
Во Дворце культуры и в клубе колхоза провести декадники по демонстрации научно-популярных медицинских кинокартин о вреде алкоголя
II квартал
Директор,
зав. клубом,
зав. пунктом
19.
Во Дворце культуры и в клубе колхоза проводить вечера вопросов и ответов на медицинские темы с участием врачей-специалистов участковой или районной больницы
Один раз в квартал
Директор,
зав. клубом,
зав. пунктом
20.
Во всех полеводческих бригадах, на полевых станах в период сельскохозяйственных работ проводить беседы на медицинские и гигиенические темы
Апрель - октябрь
Медработники пункта
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
22.
Создать и обучить санитарный актив (согласно плановому заданию):
Зав. пунктом,
медработники пункта,
председатель первичной организации Общества Красного Креста
а)
общественных санитарных инспекторов _______ чел.;
I квартал
б)
членов санитарных постов _______ чел.;
I квартал
в)
профилированного санитарного актива по борьбе с туберкулезом _______ чел.;
г)
по борьбе с острыми кишечными инфекционными болезнями _______ чел.;
д)
по борьбе с детским травматизмом _______ чел.;
II и III квартал
е)
по уходу за больными на дому _______ чел.;
22.
Организовать санитарные уголки на животноводческих фермах и в столовых
Февраль
Медработники пункта
23.
Через колхозный радиоузел провести цикл бесед: "Для Вас, родители", "Для вас, механизаторы" или "Гигиена села"
В течение года
Зав. пунктом, акушерка
Зав. фельдшерско-акушерским пунктом
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андронников В.А. Опыт проведения санитарно-просветительной работы по профилактике зоонозных заболеваний. Здравоохранение Российской Федерации, 1965, N 5, с. 15 - 18.
Агишев Г.Н. Гигиеническое обучение беременных. Фельдшер и акушерка, 1976, N 9, с. 40.
Андреев И.С. Гигиена села. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1973.
Андреев И.С. Обучение населения основам санитарного благоустройства села. Фельдшер и акушерка, 1975, N 3, с. 41.
Вебер Л.Г., Хромченко О.М. Организация пропаганды гигиенических знаний и роль санитарной общественности. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения под редакцией Н.А. Виноградова, том II. М., 1974, с. 405 - 411.
Волков З.Н. Гигиеническое обучение и воспитание сельских школьников. Труды ЦНИИ сан. просвещения, том V. М., 1974, с. 151 - 157.
Волков З.Н. Гигиена сельского школьника. Конспект лекции к лекторской папке. ЦНИИ сан. просвещения, 1972.
Гигиеническое обучение колхозно-совхозных кадров по профилактике отравлений ядохимикатами (инструктивно-методическое письмо). ЦНИИ сан. просвещения, 1970.
Гигиеническое обучение и воспитание учащихся первых и вторых классов начальной школы. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1971.
Гигиеническое обучение и воспитание учащихся третьих классов начальной школы. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1972.
Гигиеническое воспитание детей в дошкольных учреждениях (методические рекомендации). М., ЦНИИ сан. просвещения, 1976.
Гузенко Р.И., Кириченко В.Н. Опыт санитарно-просветительной работы женской консультации. Советское здравоохранение, 1977, N 2, с. 58 - 60.
Журин П.Н., Можаев В.П. Гигиеническая подготовка доярок как мероприятие по профилактике кишечных инфекций. Материалы юбилейной научно-практической конференции врачей санитарно-эпидемиологической службы Чувашской АССР. Чебоксары, 1974, с. 27 - 28.
Зонов В.С. Гигиеническое воспитание школьников. Фельдшер и акушерка, 1976, N 9, с. 37.
Ковалевский М.Х. Опыт пропаганды гигиенических навыков. Фельдшер и акушерка, 1976, N 11, с. 26.
Левин Р.Б. Об опыте санитарно-просветительной работы на фельдшерско-акушерском пункте. Фельдшер и акушерка, 1976, N 7, с. 39 - 41.
Лескова Л.П. Организация работы фельдшерско-акушерского пункта по охране здоровья детей первых 3-х лет жизни. Фельдшер и акушерка, 1977, N 1, с. 3 - 6.
Липатова Л.С., Зингер М.Е., Полчанова С.Л., Катеруша З.Г., Красильщиков М.И., Мерман М.М., Андреев И.С. Принципы организации и методики работы народных университетов здоровья. Труды ЦНИИ сан. просвещения, том V. М., с. 80 - 88.
Лоранский Д.Н. Современные задачи санитарного просвещения. Советское здравоохранение, 1975, N 8, с. 3 - 7.
Методика и содержание патронажных посещений ребенка первого года жизни. Республиканский Дом санитарного просвещения, Чебоксары, 1974.
Мерман М.М. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний в свете решений XXV съезда КПСС. Фельдшер и акушерка, 1977, N 1, с. 33 - 35.
Михайлов А.П., Олейникова Н.С. Гигиеническое обучение беременных. Фельдшер и акушерка, 1975, N 7, с. 26.
Можаев В.П. Опыт организации работы по улучшению качества молока в Моргаушском районе. Фельдшер и акушерка, 1974, N 10, с. 36 - 39.
Петров Н.М., Можаев В.П. О некоторых данных санитарно-гигиенической грамотности доярок Моргаушского района. Материалы юбилейной научно-практической конференции врачей санитарно-эпидемиологической службы Чувашской АССР. Чебоксары, 1974, с. 31 - 32.
Петров Н.М. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся первых и вторых классов чувашской начальной школы (методическое письмо). Республиканский Дом сан. просвещения, Чебоксары, 1974.
Петров Н.М., Садкова Л.А. Санитарное просвещение в школе (в помощь медицинским работникам и педагогам). Республиканский Дом сан. просвещения, Чебоксары, 1974.
Петров Н.М., Садкова Л.А. О гигиеническом обучении и воспитании учащихся общеобразовательных школ. Гигиена и санитария, 1975, N 6, с. 86 - 88.
Петров Н.М. О вводном санитарно-гигиеническом инструктаже доярок. Фельдшер и акушерка, 1975, N 6, с. 42 - 43.
Петров Н.М. Некоторые вопросы организационно-методической работы республиканского Дома сан. просвещения. Здравоохранение Российской Федерации, 1975, N 11, с. 14 - 16.
Петров Н.М. Что должна знать каждая доярка (материалы для вводного текстового санитарно-гигиенического инструктажа работников молочно-товарных ферм). Республиканский Дом сан. просвещения, Чебоксары, 1975.
Петров Н.М., Георгиев В.Г. Санитарное просвещение по охране здоровья матери и ребенка. Фельдшер и акушерка. 1977, N 3, с. 41 - 46.
Петров Н.М., Георгиев В.Г. Курсовая и массовая санитарно-просветительная работа на фельдшерско-акушерском пункте. Фельдшер и акушерка, 1977, N 4, с. 45 - 49.
Полчанова С.Л. Программа школы матерей при родовспомогательных учреждениях сельской местности. ЦНИИ сан. просвещения, М., 1965.
Полчанова С.Л., Шибаева А.Н. Гигиеническая подготовка будущих молодоженов. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1974.
Полчанова С.Л. Обучение женщин в школах матерей в сельской местности. Фельдшер и акушерка, 1971, N 9, с. 27 - 32.
Полчанова С.Л. Пути совершенствования гигиенического обучения женщин. Труды ЦНИИ сан. просвещения, том V. М., 1974, с. 139 - 143.
Положение об общественно-санитарном инспекторе, утвержденное Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н. Бургасовым 05.09.75.
Практическое руководство для работников сельских фельдшерско-акушерских пунктов. Под редакцией проф. П.Н. Напалкова и канд. мед. наук А.А. Габелова. Медгиз, 1960, с. 42 - 51.
Приказ по Министерству здравоохранения СССР "О мерах по дальнейшему улучшению пропаганды медицинских и гигиенических знаний" N 277 от 19.05.64.
Приказ Министра здравоохранения СССР "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов страны" N 566, 27.07.73.
Примерная программа занятий по гигиенической подготовке работников молочно-товарных ферм. Республиканский Дом сан. просвещения, Чебоксары, 1975.
Программа школ матерей при родовспомогательных учреждениях сельской местности. Республиканский Дом сан. просвещения, Чебоксары, 1975.
Программа занятий по вопросам охраны здоровья с механизаторами сельского хозяйства. ЦНИИ сан. просвещения, М., 1963.
Программа занятий по вопросам охраны здоровья с механизаторами сельского хозяйства. ЦНИИ сан. просвещения, М., 1963.
Программа и методические указания по обучению работающих с ядохимикатами, применяемыми в сельском хозяйстве. ЦНИИ сан. просвещения, М., 1974.
Рыбакова Л.А. Особенности гигиенического обучения и воспитания родителей по вопросам охраны здоровья детей на селе. Труды ЦНИИ сан. просвещения, том. I. М., 1969, с. 72 - 78.
Рыбакова Л.А., Якубович А.Г., Табакова И.Ф. Санитарное просвещение в деятельности врача педиатра (методические указания). ЦНИИ сан. просвещения, М., 1970.
Садкова Л.А., Феизова Н.Х. Сборник учебных планов и программ профилированных университетов здоровья (для массовой гигиенической подготовки населения Чувашской АССР). Республиканский Дом санпросвещения, Чебоксары, 1975.
Светлов В.А. Работа фельдшерских пунктов по повышению санитарной культуры населения. Фельдшер и акушерка, 1967, N с. 9 - 12.
Светлов В.А. Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди сельского населения. Фельдшер и акушерка, 1969, N 3, с. 29 - 32.
Смолякова Э.В. О санитарно-просветительной работе по предупреждению аборта. Фельдшер и акушерка, 1977, N 1, с. 35 - 38.
Стругацкая Л.Е. Гигиена труда доярки. М., Медицина, 1976.
Трахман Я.Н., Фридман Ю.О. Гигиена молочной фермы. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1971.
Шибаева А.Н. Половое воспитание подрастающего поколения. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1973.