Главная // Актуальные документы // Методические рекомендацииСПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М., 2009.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием
Распоряжения Росавтодора от 05.05.2022 N 1414-р.
Рекомендован к применению с 06.08.2009 (
Распоряжение Росавтодора от 28.07.2009 N 271-р).
Название документа
"ОДМ 218.5.002-2009. Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси"
(принят и введен Распоряжением Росавтодора от 28.07.2009 N 271-р)
(ред. от 15.05.2017)
"ОДМ 218.5.002-2009. Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных слоев с применением перегружателей смеси"
(принят и введен Распоряжением Росавтодора от 28.07.2009 N 271-р)
(ред. от 15.05.2017)
Принят и введен в действие
от 28 июля 2009 г. N 271-р
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ СМЕСИ
ОДМ 218.5.002-2009
| | Список изменяющих документов (в ред. Распоряжений Росавтодора от 29.05.2013 N 717-р, | |
1. Разработан Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственный Технический университет), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) при участии АНО "НИИ ТСК".
2. Внесен Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.
3. Принят и введен в действие на основании
Распоряжения Федерального дорожного агентства от 28 июля 2009 г. N 271-р.
4. Имеет рекомендательный характер.
Раздел 1. Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на работы по устройству асфальтобетонных слоев на основе применения перегружателей асфальтобетонной смеси (на примере машин "Roadtec SB-2500 Shuttle Buggy") при строительстве, реконструкции и всех видах ремонта автомобильных дорог и устанавливает порядок и рекомендации к их выполнению.
В соответствии с данным ОДМ могут использоваться и другие перегружатели асфальтобетонной смеси с аналогичными техническими возможностями.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9128-97. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем ОДМ применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Фракционная сегрегация - неоднородность зернового состава асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема.
Температурная неоднородность - неоднородность температуры асфальтобетонной смеси в различных точках ее объема.
Замер температуры: однократное определение температуры в одной точке укладываемого слоя поверхности, находящейся на расстоянии 0,3 - 2,0 м от плиты асфальтоукладчика.
(определение введено
Распоряжением Росавтодора от 15.05.2017 N 966-р)
Температурный профиль: серия замеров температуры вдоль линии, перпендикулярной оси дороги. Расстояние между замерами не должно превышать 30 см.
(определение введено
Распоряжением Росавтодора от 15.05.2017 N 966-р)
Температурное поле покрытия: серия последовательных температурных профилей с расстоянием между ними не более одного метра. Температурное поле должно включать не менее 5 температурных профилей.
(определение введено
Распоряжением Росавтодора от 15.05.2017 N 966-р)
Разность температур поля покрытия: разница между наиболее высоким и наиболее низким значением измерения температуры укладываемого покрытия в границах температурного поля.
(определение введено
Распоряжением Росавтодора от 15.05.2017 N 966-р)
Раздел 4. Основные технологические операции
с применением машин перегружателей асфальтобетонной смеси
а) Устранение фракционной и температурной сегрегации достигается путем применения в технологической цепочке укладки асфальтобетонной смеси дополнительной машины перегружателя асфальтобетонной смеси (далее - перегружателя), являющейся промежуточным звеном между автомобилем-самосвалом и асфальтоукладчиком.
б) Технологические особенности перегружателя:
- непрерывная перегрузка асфальтобетонной смеси с устранением контакта грузовика и укладчика при ее выгрузке из кузова автомобиля-самосвала;
- дополнительное перемешивание асфальтобетонной смеси трехшаговым шнеком;
- обеспечение накопления асфальтобетонной смеси в бункере перегружателя; кроме того, при наличии бункера-вставки асфальтоукладчика - до 20 тонн в бункере асфальтоукладчика;
- увеличение скорости разгрузки автомобилей-самосвалов;
- увеличение скорости укладки смеси;
- возможность подачи относительно малого количества асфальтобетонной смеси к рабочим, использующим ручной инструмент при работе на небольших площадях;
- возможность забора материала с поверхности;
- использование асфальтоукладчиков в тоннелях, под мостами, под контактной сетью и там, где невозможна разгрузка самосвалов из-за ограничения по высоте;
- возможность отклонения конвейера от центра в обе стороны.
в) Принципиальная схема перегружателя приведена в
Приложении А.
г) Принципиальная схема устройства трехшагового шнека приведена в
Приложении Б.
Раздел 5. Порядок устройства асфальтобетонных слоев
на основе применения перегружателей асфальтобетонной смеси
Укладка асфальтобетонной смеси при использовании в составе машин перегружателя производится в следующем порядке:
а) Оператор перегружателя подает сигнал на подход автомобиля-самосвала с асфальтобетонной смесью. Автомобиль-самосвал задним ходом подают к отвальному бункеру перегружателя до касания колесами упорных валиков.
б) При работе одного перегружателя смесь из автомобиля-самосвала выгружают в отвальный бункер перегружателя. В процессе выгрузки автомобиль-самосвал либо разгружается в неподвижный перегружатель, если приемный бункер асфальтоукладчика заполнен, либо перемещается вместе с перегружателем, если одновременно происходит выгрузка смеси из перегружателя в асфальтоукладчик.
в) При работе двумя перегружателями, один из перегружателей разгружается в приемный бункер асфальтоукладчика, в то время как второй находится под загрузкой, и автомобили-самосвалы разгружаются в него без движения. В результате работы двумя перегружателями достигается сокращение сроков разгрузки и увеличение скорости укладки смеси. Особенно данный способ эффективен при укладке асфальтобетонной смеси одним асфальтоукладчиком шириной 9 - 16 м и более.
г) Смесь из отвального бункера при помощи расположенных в нем вибраторов поступает на сходящийся трехшаговый шнек, который, перемешивая асфальтобетонную смесь, перемещает материал прямо по заднему конвейеру в промежуточный бункер; затем смесь с помощью двух трехшаговых шнеков, находящихся в нижней части промежуточного бункера, перемешивается и подается на задний конвейер, тем самым устраняя фракционную сегрегацию и температурную неоднородность.
д) Асфальтобетонная смесь с заднего конвейера поступает непосредственно в приемный бункер асфальтоукладчика, оснащенный специальным устройством (вставкой) для массовой подачи материала прямо на пластинчатый конвейер укладчика.
План потока при устройстве асфальтобетонных слоев на основе применения двух перегружателей приведен в
Приложении В.
Раздел 6. Контроль качества
а) Устройство асфальтобетонного покрытия с применением перегружателей должно производиться в соответствии с
[1].
б) Основные геометрические параметры и характеристики уложенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям
[1], в частности:
ширина слоя;
толщина слоя;
ровность;
поперечный уклон;
высотные отметки по оси;
коэффициент уплотнения;
коэффициент сцепления шины автомобиля с покрытием (для верхних слоев).
Примечания:
1. Температура асфальтобетонной смеси при укладке в покрытие должна быть не ниже 120 °С. Допускается ее снижение на 20 °С при условии использования ПАВ или активированных минеральных порошков.
2. Коэффициент уплотнения через 1 - 3 суток после укатки должен быть не ниже:
- 0,99 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов А и Б;
- 0,98 для плотного асфальтобетона из горячих смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона.
3. Верхний слой асфальтобетонного покрытия должен иметь ровную однородную шероховатую поверхность без разрывов и раковин, с ровными кромками. Дефектные места не допускаются.
в) Операционный контроль качества представлен в
таблице 1.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Нумерация пунктов дана в соответствии с Распоряжением Росавтодора от 29.05.2013 N 717-р. | |
в) При проведении работ по укладке верхних слоев асфальтобетонного покрытия необходимо обеспечить следующие показатели равномерности температуры за асфальтоукладчиком.
Разность температур температурного профиля укладываемого асфальтобетонного покрытия, измеренного на расстоянии 0,3 - 1,0 м от плиты асфальтоукладчика, должна составлять не более 10 °C.
Определение температурного профиля осуществляется в соответствии с
Приложением Г.
д) Физико-механические показатели материала устроенного асфальтобетонного слоя должны соответствовать требованиям
ГОСТ 9128.
1 | Основные операции, подлежащие контролю | Проверка основания перед укладкой асфальтобетонной смеси. Разбивочные работы | Устройство слоя покрытия | Уплотнение асфальтобетонной смеси |
2 | Состав контроля | 1. Чистота основания. 2. Ширина основания. 3. Высотные отметки основания. | 1. Температура смеси при укладке. 2. Ровность слоя. 3. Толщина уложенного слоя покрытия. 4. Соблюдение поперечного уклона и ширины. | 1. Степень уплотнения смеси. 2. Поперечный уклон верхнего слоя покрытия. 3. Ровность верхнего слоя покрытия. 4. Высотные отметки. |
3 | Метод и средства контроля | Визуальный, инструментальный | Инструментальный визуальный | Инструментальный лабораторный |
1. Визуально. 2. Мерная лента, стальная рулетка. 3. Нивелир, копирная струна. | 1. Термометр. 2. 3-м рейка, клин. 3. Мерник толщины. 4. Визуально. | 1. Контрольный проход тяжелого катка, вырубка образцов. 2, 3. 3-м рейка. 4. Нивелир, мерная лента, стальная рулетка. |
4 | Режим и объем контроля | 1. Вся захватка. В начале смены. 2. Не реже чем через 100 м. 3. Не реже чем через 100 м. | 1. В каждом автомобиле-самосвале. 2. Не реже чем через 100 м. 3. Не реже чем через 100 м. 4. Не реже чем через 100 м. | 1. Пробы (не менее трех на 7000 м2). 2, 3. После двух - трех проходов катка. 4. По окончании уплотнения. |
5 | Лицо, контролирующее операцию | Мастер | Мастер | Мастер, лаборант, геодезист |
6 | Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля | Прораб | Прораб | Прораб |
7 | Привлекаемые для контроля подразделения | - | - | Лаборатория Геодезическая служба |
8 | Где регистрируются результаты контроля | Общий журнал работ | Общий журнал работ | Общий журнал работ, журнал лабораторных работ, журнал нивелировки |
е) При проведении работ по укладке верхних слоев асфальтобетонного покрытия, необходимо обеспечить следующие показатели равномерности температуры за асфальтоукладчиком:
Разность температур температурного поля укладываемого асфальтобетонного покрытия должна составлять не более 7 °C.
В случае, если разность температур в одном температурном поле покрытия составляет от 7 °C до 10 °C, организация, осуществляющая укладку, должна принять необходимые меры по устранению температурной сегрегации асфальтобетонной смеси. При повторной фиксации разницы температур в температурном поле покрытия в пределах от 7 °C до 10 °C или разовом выявлении температурной сегрегации > 10 °C, укладка асфальтобетонного слоя должна быть приостановлена, а участок покрытия должен быть заменен на новый, соответствующий вышеуказанным требованиям.
(справочное)
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПЕРЕГРУЖАТЕЛЯ
АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ
1 - отвальный бункер перегружателя
2 - конвейер
3 - бункер, оснащенный трехшаговым шнеком
4 - задний конвейер
(справочное)
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ТРЕХШАГОВОГО ШНЕКА
1 - трехшаговый шнек
2 - ленточный скребковый конвейер
3 - асфальтобетонная смесь
4 - стенка бункера перегружателя
(справочное)
ПЛАН ПОТОКА ПРИ УСТРОЙСТВЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ
НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ДВУХ ПЕРЕГРУЖАТЕЛЕЙ
1. Поливомоечная машина
2. Автогудронатор
3. Автомобиль-самосвал
4. Перегружатели асфальтобетонной смеси
5. Асфальтоукладчик
6. Отряд катков согласно выбранного режима уплотнения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО ПОЛЯ ПОКРЫТИЯ
от 15.05.2017 N 966-р)
- Температурное поле покрытия определяется с целью контроля температурной сегрегации асфальтобетонной смеси с целью недопущения неравномерности уплотнения верхних слоев асфальтобетонного покрытия.
Разрывы между температурными полями не допускаются.
- Формирование температурного поля асфальтобетонного покрытия производится за счет последовательного определения температурных профилей с расстоянием между ними не более одного метра. Температурное поле должно включать не менее 5 температурных профилей.
- Температурный профиль в свою очередь формируется последовательными замерами температуры, определенными на расстоянии 0,3 - 2,0 м от плиты асфальтоукладчика с расстоянием между замерами не более 30 см.
- Разность температур температурного поля определяется как разница между наиболее высоким и наиболее низким значением измерения температуры укладываемого покрытия внутри одного температурного поля.
- Температурное поле покрытия может определяться с использованием бесконтактных инфракрасных термометров (пирометров), а также тепловизоров и автоматизированных систем контроля температуры. Технические характеристики применяемого оборудования должны быть не ниже:
- Диапазон измерений от +40 °C до +250 °C
- Диапазон рабочих температур воздуха от -5 °C до +55 °C
- Погрешность измерения не более +/- 3 °C.